Компьютерное оборудование инвалидам после окончания школы. Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Меры социальной поддержки детей-инвалидов

Название документа:
Номер документа: 65
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 28 января 2013
Дата начала действия: 02 февраля 2013
Дата редакции: 16 марта 2017

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ



В целях обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов, создания специальных условий для получения детьми-инвалидами и инвалидами среднего профессионального образования постановляю:

(преамбула в ред. )

1. Утвердить Порядок передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения для продолжения дистанционного обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Владимирской области согласно приложению.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
Н.В.ВИНОГРАДОВ

Приложение. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ...

Приложение
к постановлению
Губернатора
Владимирской области
от 28.01.2013 N 65

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий Порядок определяет правила передачи компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования и программного обеспечения (далее - имущество), приобретенного в целях организации дистанционного образования детей-инвалидов, инвалидов, создания им условий для получения с использованием дистанционных технологий среднего профессионального образования в государственных профессиональных образовательных организациях Владимирской области (далее - образовательные организации).

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

2. Порядок распространяется на детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому и продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях Владимирской области.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

3. Целями настоящего Порядка являются:

1) обеспечение конституционных прав детей-инвалидов, инвалидов на получение среднего профессионального образования;

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

2) добровольность участия детей-инвалидов, инвалидов на основании заявления родителей (законных представителей) детей-инвалидов, инвалидов при наличии рекомендаций, содержащихся в заключении, выдаваемом психолого-медико-педагогической комиссией, при отсутствии медицинских противопоказаний.

4. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества являются:

Заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, инвалида;

Справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности;

Справка о надомной форме обучения и отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Данный перечень документов предоставляется в образовательную организацию на имя руководителя образовательного учреждения, где обучается ребенок-инвалид или инвалид.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

5. Руководитель образовательной организации в течение 10 рабочих дней рассматривает заявление родителя (законного представителя) ребенка-инвалида или инвалида с перечнем указанных документов и направляет в департамент образования администрации Владимирской области (далее - департамент образования) ходатайство, согласованное с учредителем, о предоставлении государственного имущества для организации дистанционного образования ребенка-инвалида, инвалида.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

6. На основании ходатайства департамент образования в течение 10 рабочих дней принимает решение о возможности оснащения рабочих мест детей-инвалидов, инвалидов и педагогических работников компьютерным, телекоммуникационным, специализированным оборудованием и программным обеспечением.

7. Основанием для отказа в передаче имущества является отсутствие полного перечня документов, определенных п. 4 настоящего Порядка.

8. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" (далее - ВИРО) является ответственным исполнителем по передаче имущества, приобретенного в целях организации дистанционного образования детей-инвалидов и инвалидов.

(п. 8 в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

9. Имущество, закрепленное за ВИРО на праве оперативного управления, передается в безвозмездное пользование образовательной организации на основании договора с образовательным учреждением и учредителем, согласованного с департаментом имущественных и земельных отношений администрации области и департаментом образования в соответствии с Законом Владимирской области от 06.11.2001 N 104-ОЗ "О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области" .

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях Владимирской области.

(абзац введен постановлением администрации Владимирской области от 10.11.2015 N 1124 ; в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

10. Имущество, переданное на основании договора в образовательную организацию, в установленном порядке передается ребенку-инвалиду, инвалиду в рамках реализации мероприятий, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов и инвалидов.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

11. Оплата услуг доступа педагогических работников к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов, инвалидов и педагогических работников, а также расходы на подключение к сети Интернет, демонтаж, перевозку и установку комплекта оборудования в случае его передачи другому участнику из этой же образовательной организации производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных образовательной организации.

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

12. В случае утраты статуса ребенка-инвалида или инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, а также окончания образовательной организации имущество возвращается в ВИРО с целью передачи другому обучающемуся ребенку-инвалиду или инвалиду для организации обучения с помощью дистанционных образовательных технологий. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более, то оборудование на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка-инвалида или инвалида передается в установленном департаментом образования администрации области порядке в дар ребенку-инвалиду или инвалиду.

(п. 12 в ред. постановления администрации Владимирской области от 16.03.2017 N 229)

13. Контроль за соблюдением установленного Порядка передачи имущества и его использованием по назначению осуществляет департамент образования.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 16.03.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 16.03.2017)
Номер документа: 65
Вид документа: Постановление Губернатора Владимирской области
Принявший орган: Губернатор Владимирской области
Статус: Действующий
Опубликован: Владимирские ведомости, N 18, 02.02.2013
Дата принятия: 28 января 2013
Дата начала действия: 02 февраля 2013
Дата редакции: 16 марта 2017

Кировского муниципального района Ленинградской области и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями в качестве особо ценного движимого имущества (далее — компьютерное оборудование). 3. Компьютерное оборудование передается на период обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении детям-инвалидам без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом на основании договора безвозмездного пользования с инвалидами или с родителями (законными представителями) детей-инвалидов при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и общеобразовательным учреждением (далее — «Ссудодатель»).

Письмо минобрнауки россии от 21.02.2012 n 06-308

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право ребенка-инвалида на участие в направлении приоритетного национального проекта «Образование» «Создание дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»: — копия справки об инвалидности; — справка о необходимости обучения на дому по состоянию здоровья; — медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере; — копия документа, подтверждающего обучение в образовательном учреждении (при необходимости). 8. Договор безвозмездного пользования компьютерным оборудованием, необходимым для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, заключается не позднее 10 дней с момента подачи заявления, а передача оборудования осуществляется не позднее 10 дней с момента заключения договора о передачи оборудования в безвозмездное пользование. 9.

Здоровье

Споры, возникающие при исполнении настоящего договора,разрешаются путем переговоров, в случае недостижения результатов — в суде. Срок рассмотрения претензии 10 дней. 6.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон. Приложения: Приложение 1. Номенклатура передаваемого оборудования.
Приложение 2. Акт приемки-передачи. Приложение 3. Акт возврата. Приложение 4. Правила контроля за состоянием и целевым использо-ванием передаваемого оборудования. Приложение 5. Регламент эксплуатации передаваемого оборудования.


7. Реквизиты и подписи сторон ССУДОДАТЕЛЬ МОУ « » Директор Адрес: тел./) тел.

Меры социальной поддержки детей-инвалидов

Внимание

Не передавать имущество, указанное в пункте настоящего договора, третьим лицам. Получить полный текст 3.1.4. Производить за свой счет текущий ремонт имущества. 3.1.5. Нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества. 3.1.6.


Инфо

Немедленно извещать Ссудодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры предотвращения угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения имущества. 3.1.7. Выполнять в установленный срок предписания Ссудодателя и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Ссудополучателя, ставящих под угрозу сохранность имущества. 3.1.8. Ежегодно представлять Ссудодателю документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для заключения настоящего договора.


4. Ответственность сторон 4.1.

В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»), возвращается в образовательное учреждение, остается в муниципальной собственности и может быть впоследствии передано другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил 3 года), оборудование передается в дар ребенку. 5.12.

Об обеспечении инвалидов компьютерной техникой

Настоящий договор подлежит расторжению по требованию Ссудополучателя: если имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. при неисполнении Ссудодателем обязанности передать имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора. 5.5. Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от настоящего договора, известив об этом другую сторону не менее чем за один месяц. 6. Дополнительные условия 6.1. Все взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящимдоговором, разрешаются в соответствии с действующим законодательствомРФ.


6.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в письменном виде и подписываются всеми сторонами. 6.3. Неотделимые улучшения, в том числе и капитальный ремонтимущества, производятся Ссудополучателем только с письменногоразрешения Ссудодателя.
При этом осуществляется проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления в таких семьях не реже 1 раза в полугодие, данная позиция отражается в договорах безвозмездного пользования, заключаемых образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. 5.14. Отказ родителей (законных представителей) от участия в проекте в середине учебного года должен быть оформлен письменно с последующим информированием управления образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края. VI. Правовое положение учителей при дистанционном обучении детей-инвалидов 6.1.

Об обеспечении компютерной техникой детей инвалидов

Важно

Передаваемое оборудование должно использоваться исключительно для дистанционного обучения в соответствии с программой, утвержденной образовательным учреждением. 3. Ссудополучатель понимает, что он несет полную ответственность как за текст почтовых сообщений, так и за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видео, сообщения и другие материалы (далее «материалы»), публично опубликованные или переданные в частном порядке с помощью передаваемого оборудования. Это означает, что Ссудополучатель полностью отвечает за все материалы, который он загружает, посылает, получает, передает или каким-либо другим способом делает доступным с помощью предаваемого оборудования.

Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы района по социальным вопросам Л.К.Сошникову. Глава муниципального района Н.И.СИМАКОВ УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 30.06.2014 N 826 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ I. Общие положения 1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Чусовском муниципальном районе Пермского края в рамках мероприятий по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (далее по тексту — Мероприятие).
1.2.
Вышеупомянутый акт подписывается уполномоченным представителем Ссудодателя и Ссудополучателем. 6. Ссудодатель оставляет за собой право систематически осуществлять контроль за целевым использованием передаваемого оборудования. 7. Контроль за целевым использованием передаваемого оборудования осуществляется Ссудодателем путем мониторинга Интернет-ресурсов, посещаемых Пользователем, 8. В случае выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное предупреждение. 9. В случае повторного выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное уведомление о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования имуществом. 10.
Под нецелевым использованием оборудования понимает:посещение Интернет-ресурсов, не связанных с целями настоящего проекта; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые Пользователь не имеет права делать доступным по закону или согласно каким-либо контрактным отношениям; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые затрагивают какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьей стороны; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования не разрешенной специальным образом рекламной информации, спама и т.

Вопросы по организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Кто из детей с ограниченными возможностями здоровья может получить комплект специализированного компьютерного оборудования для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий?

Комплект специализированного компьютерного оборудования могут получить дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером. Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам (учащихся с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.).

    Какие образовательные организации осуществляют дистанционное обучение? Какие документы необходимы для зачисления ребенка на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?

Дистанционное обучение ребенка-инвалида на дому осуществляется образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы, в которое зачислен ребенок. Зачисление детей-инвалидов в образовательные учреждения производится в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации.

Зачисление обучающихся на дистанционное обучение осуществляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании заявления родителей при предоставлении следующих документов:

Заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) для подтверждения статуса инвалидности;

Заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения о рекомендации индивидуального обучения и отсутствия медицинских противопоказаний для работы с персональным компьютером;

Заключения ПМПК, в том числе отраженном в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (при наличии).

Образовательное учреждение обеспечивает ребенку-инвалиду реализацию образовательных программ соответствующего уровня в пределах рекомендуемого объема учебной нагрузки из расчета утвержденной нормы часов. Данная образовательная деятельность осуществляется на основе лицензии ОУ, итоговая аттестация обучающихся и выдача документа об образовании осуществляется ОУ на основании его свидетельства о государственной аккредитации. Для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий педагоги могут использовать как собственный электронный курс, так и готовый контент учебных курсов по предметам учебного плана, разработанный специалистами «i-school» (г.Москва). Материалы учебных курсов, разрабатываемых педагогами, размещаются в электронном виде в образовательной оболочке дистанционного образования Moodle на сервере Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

    Какое компьютерное оборудование предоставляется детям-инвалидам для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий? Каков механизм предоставления оборудования?

Детям-инвалидам безвозмездно во временное пользование предоставляется комплект специализированного компьютерного оборудования, имеющего в своем составе многофункциональные программно-аппаратные платформы, периферийное оборудование общего назначения (веб-камера; принтер; сканер; цифровой фотоаппарат; наушники, колонки), специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов (цифровой микроскоп; комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии; графический планшет; программируемые конструкторы), а также периферийное оборудование, адаптирующее компьютер под физические особенности обучающегося:(роллеры, джойстики, выносные кнопки и т. п.; специализированные клавиатуры с крупным контрастным изображением символов и специальными накладками, программируемые клавиатуры, брайлевский дисплей, принтер, печатающий шрифтом Брайля и т.д.).

Оснащение рабочего места различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушениями зрения или функций опорно-двигательного аппарата

Кроме того, в состав аппаратно-программных комплексов входит программное обеспечение, включающее в себя информационные инструменты общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т. д.)а также; специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории).

Оснащение общеобразовательных учреждений, реализующих дистанционное образование, специализированным оборудованием рабочих мест обучающихся и рабочих мест педагогов осуществляется Центром дистанционного образования детей-инвалидов государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании заявок государственных и муниципальных органов управления образованием Самарской области.

Передача оборудования в общеобразовательное учреждение в соответствии с поданными заявками осуществляется по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с Законом Самарской области «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области». В свою очередь, образовательное учреждение передает комплект компьютерного оборудования родителям (законным представителям) ребенка-инвалида по договору в безвозмездное временное пользование на период обучения ребенка в образовательном учреждении по основным образовательным программам.

    По каким учебным планам и образовательным программам осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов? Как определяется объем учебной нагрузки обучающихся?

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется по индивидуальным учебным планам и программам, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть обеспечивает реализацию основных общеобразовательных программ, вариативная часть учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Имеющиеся специальное оборудование - цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед», компьютерные программы «Живая физика», «Живая математика», «Живая география» и другие позволяют ребенку, не посещающему образовательное учреждение, изучать предметы учебного плана в объеме, обеспечивающем усвоение образовательного стандарта.

Индивидуальный учебный план включает в себя как базовые учебные предметы, так часы занятий по дополнительным образовательным программам по выбору учащегося. Каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии с его индивидуальными склонностями, образовательными потребностями и профессиональными предпочтениями выбрать набор курсов различной направленности, которые он может изучать в дистанционной форме. Центр дистанционного образования детей-инвалидов осуществляет дистанционное обучение по дополнительным образовательным программам, программам предпрофильной и предпрофессиональной подготовки, позволяющим организовать индивидуальную траекторию социализации, коррекции и развития ребенка-инвалида. Это развивающие и коррекционные курсы, предпрофильные и элективные курсы, курсы для углубления знаний по отдельным образовательным дисциплинам, курсы, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а также курсы, направленные на успешную социальную адаптацию учащихся, ориентацию детей на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационных технологий, такие как компьютерная графика, цифровая фотография, Web-дизайн, 3D-моделирование и т.д. Таким образом заложена основа для профилизации обучения детей-инвалидов, невозможная при традиционной модели индивидуального обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья.

Количество курсов по выбору и объем учебной нагрузки могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. При наличии соответствующих рекомендаций (лечебно-профилактического учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы и т.п.), указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. Учебный план согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка. Обучение по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивает гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.

    Какие формы обучения используются при дистанционном образовании детей-инвалидов?

Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:

Очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

Индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, on-line уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);

Занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением телекоммуникационных технологий или программы Skype);

Самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на сайте Центра дистанционного образования детей-инвалидов электронного образовательного контента, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

    Не явится ли дистанционное обучение еще одним «барьером», отделяющим ребенка-инвалида от внешнего мира? Как осуществляется социализация и коммуникация ребенка-инвалида при дистанционном обучении?

Реализуемая в Самарской области региональная модель дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает интеграцию очной (индивидуальной) и дистанционной форм обучения детей-инвалидов. Данная модель дистанционного образования не является антагонистичной по отношению к существующей системе обучения детей-инвалидов, она естественным образом интегрируется в эту систему, дополняя и развивая ее, и способствует созданию мобильной образовательной среды. Ребенок-инвалид одновременно является учеником ОУ по месту жительства и учащимся «виртуального класса» Центра дистанционного образования. При этом дистанционная форма обучения сочетается с посещением детей на дому учителем. Ребенок не исключается из образовательного пространства своего места жительства, но включается в информационную среду, объединяющую учащихся и педагогов из разных школ и разных населенных пунктов. Соотношение объема проводимых учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся является исключительной прерогативой образовательного учреждения и определяется им с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ученика.

При обучении предусматривается организация совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках Интернет-конференций, форумов, организация совместных проектов. Общение учащихся с педагогами и друг с другом осуществляется на on-line практических занятиях и консультациях, Интернет-конференциях, форумах и чатах образовательной платформы Moodle, с помощью электронной почты и Skype.

Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организовываются занятия в помещениях образовательного учреждения. При наличии возможности также обеспечивается участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Для раскрытия творческих способностей учащихся Центр дистанционного образования детей-инвалидов проводит комплекс интерактивных мероприятий с использованием дистанционных образовательных технологий (сетевые проекты, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.), способствующих созданию среды общения, социализации и профессиональной ориентации детей-инвалидов. Цель этих мероприятий - создание системы социальной реабилитации детей-инвалидов средствами Интернет-технологий, преодоление замкнутости, вовлечение детей в активную творческую, коммуникативную и образовательную деятельность, формирование у них чувства социальной принадлежности к группе сверстников, навык командной работы.

    Могут ли дети-инвалиды, завершившие обучение по основным общеобразовательным программам использовать полученное компьютерное оборудование для получения профессионального образования?

Да, могут. В соответствии с «Порядком передачи детям-инвалидам и инвалидам, обучавшимся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Самарской области, компьютерного оборудования для получения профессионального образования» (утверждено распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 05.06.2013 № 306-р) компьютерное оборудование может быть передано во временное безвозмездное пользование выпускникам общеобразовательных учреждений из числа детей-инвалидов и инвалидов, обучавщихся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий и продолжающих обучение в образовательных учреждениях профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. Компьютерное оборудование передается на основании договора безвозмездного пользования. Договором определяются условия использования, содержания, обеспечения сохранности компьютерного оборудования. Договор заключается с совершеннолетним участником мероприятия либо с родителями (законными представителями) несовершеннолетних участников Мероприятия. Срок договора устанавливается до завершения обучения по образовательной программе профессионального образования. Выпускникам передаются комплекты оборудования, которые были им предоставлены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на территории Самарской области.

    Каковы условия получения компьютерного оборудования детьми-инвалидами для продолжения обучения по программам профессионального образования?

Оборудование может быть передано совершеннолетнему инвалиду, завершившему обучение в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных технологий, а также родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей-инвалидов, обучавшихся индивидуально на дому в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» при соблюдении следующих условий:

ребенок-инвалид, инвалид обучался с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательном учреждении, расположенном на территории Самарской области, не менее одного учебного года;

ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение в учреждении профессионального образования, расположенного на территории Самарской области, по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. В случае, если ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования в учреждении профессионального образования, расположенного за пределами территории Самарской области, оборудование может быть ему передано только при условии обучения в заочной форме или при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий.

Передача компьютерного оборудования осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида или инвалида при предоставлении в Центр дистанционного образования детей-инвалидов СИПКРО следующих документов:

копии справки бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности;документа, подтверждающего поступление ребёнка-инвалида или инвалида в образовательное учреждение профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования с обязательным указанием формы обучения;

документа, подтверждающего индивидуальное обучение ребенка-инвалида, инвалида в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных образовательных технологий;

справки о отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

В случае потери ребенком статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, а также окончания образовательного учреждения профессионального образования оборудование возвращается в СИПКРО с целью передачи другому обучающемуся ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № Пр-3516 и протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 8 ноября 2011 г. № АЖ-П12-71пр Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования.

Департамент просит представить в срок до 1 июля 2012 г. информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами и инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.

Рекомендации
об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по созданию условий для дистанционного образования по образовательным программам общего образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды). На указанные цели в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии).

Начиная с 2013 года реализация мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках возложенных на них полномочий.

При этом создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов может быть использована для получения такими детьми не только общего, но также дополнительного образования, профессионального образования.

Средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и расходуются в установленном порядке на реализацию мероприятий, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования, в том числе на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования (далее - компьютерное оборудование) для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.

Указанные средства могут быть также переданы субъектом Российской Федерации в виде субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, либо компьютерное оборудование, приобретенное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может быть передано в собственность муниципальных образований.

Таким образом, компьютерное оборудование, приобретенное за счет средств субсидий, находится в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

С учетом изложенного установление порядка использования компьютерного оборудования, приобретенного за счет средств субсидий, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).

Сложившиеся в субъектах Российской Федерации модели организации дистанционного образования детей-инвалидов предполагают передачу компьютерного оборудования в установленном порядке центрам дистанционного образования детей-инвалидов и(или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе предусмотреть в соответствующих законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (муниципальных правовых актах) порядок передачи указанного компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования, в том числе для использования оборудования при получении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора с совершеннолетними инвалидами или с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей-инвалидов в безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования, при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).

Статьями 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены государственные гарантии получения детьми-инвалидами и инвалидами, в том числе начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно статье 19 указанного Федерального закона профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законодательные и(или) нормативные правовые акты, определяющие возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам компьютерного оборудования, необходимого гражданам этой категории для получения доступа к информационным ресурсам и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе в рамках региональных программ в сфере образования и социальной поддержки инвалидов.

В указанных законодательных и нормативных правовых актах целесообразно также предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к сети Интернет без оплаты или на льготных условиях.

Обзор документа

В регионах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2009-2012 гг. должны быть созданы условия для дистанционного образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения. На указанные цели из федерального бюджета выделяются средства. Они расходуются в т. ч. на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.

Оборудование, приобретенное за счет субсидий, является государственной собственностью. Органы власти субъектов Федерации или местного самоуправления устанавливают порядок его использования. Так, компьютеры могут передаваться центрам дистанционного образования или другим образовательным учреждениям, в которых обучаются дети-инвалиды.

Кроме того, компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора в безвозмездное пользование (в т. ч. на определенный срок, например до завершения обучения, или бессрочно), а также в дар. Для этого необходимо подать заявление и документы, подтверждающие поступление в образовательное учреждение.

Дети-инвалиды могут дистанционно получить не только общее, но также и дополнительное, профессиональное образование. Федеральным законодательством для них установлены госгарантии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В региональных законодательных и нормативных актах необходимо предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к Интернету без оплаты или на льготных условиях.

До 1 июля 2012 г. необходимо представить информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.