Конь с розовой гривой читать полностью распечатать. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой. Конь с розовой гривой

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Ч. 1

ВАРИАНТ 4

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9).

К каждому заданию с выбором ответа (А1 – А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы к заданиям В1 – В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отдельном для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите радом новый.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развернутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнение заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваши внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнять сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отведенном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротомы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1) Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. (2) Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». (3)Видимо, пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

(4) На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. (5) Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. (6) В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. (7) «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. (8) У Левонтия меня охотно принимали и жалели, как сироту. (9) Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

(10) Жило левонтьевское семейство бедно. (11) Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. (12) Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. (13) На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

(14) С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывая на коня с розовой гривой. (15) Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку - старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. (16) В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. (17) Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. (18) Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.

(19) О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. (20) Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». (21) Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. (22) Вот эту «обманку» я и принёс домой.

(23) Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала - решила прямо в туеске в город на продажу везти. (24) На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач - как плату за молчание. (25) Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. (26) Ночью я не спал, мучился - и бабушку обманул, и калачи украл. (27) Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

(28) Проснувшись, я обнаружил, что проспал - бабушка уже уехала в город. (29) Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. (30) У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. (31) От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. (32) Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. (33) В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

(34) Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». (35) Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. (36) Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. (37) Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. (38) «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. (39) Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.

(40) Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. (41) Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. (42) Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».

(43) А коня бабушка мне всё же привезла. (44) С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

(По В. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев - советский и российский писатель.
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему бабушка послала автора на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками?»


    1. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём».

    2. С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой.

    3. Жило левонтьевское семейство бедно.

А2 Укажите, в каком значении употребляется слово "послала" (предложение 1).


  1. вышвырнула

  2. отправила

  3. увела

  4. отругала

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.


  1. У Левонтия меня охотно принимали и жалели, как сироту.

  2. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения.

  3. О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру.

  4. На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках.

А4 Укажите ошибочное суждение.


  1. В слове КЛОНИТСЯ есть звук [Ц].

  2. В слове ЗАТЕЯЛИ звуков больше, чем букв.

  3. В слове ЖАЛЕЛ одинаковое количество звуков и букв.

  4. В слове ВСПОМНИЛ первый звук [В].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.


  1. наберу

  2. бегала

  3. гривой

  4. грозила

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение »?


  1. принес

  2. примерно

  3. признаться

  4. принимали

А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких причастиях пишется одна Н »?


  1. посрамив

  2. охотно

  3. рассыпана

  4. несколько

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените разговорное слово «кончались» в предложении 8 стилистическим нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «розовой гривой» в предложении 10, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: _____________________________________________.
В4 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цуфру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове .
Видимо,(1) пряник в виде коня с гривой,(2) хвостом и копытами,(3) облитыми розовой глазурью,(4) обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

Ответ: _____________________________________________.


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________.
В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Тут-то они и заметили,(1) что у меня земляника осталась. Заработанные соседом деньги кончались быстро,(2) и тётка Васёна снова бегала по селу,(3) одалживала.

Ответ: _____________________________________________.


В8 Среди предложений 13-17найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
В9 Среди предложений 14-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
Часть 3

Использую прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листезадание С2.
С2 Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказыванияАлександра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оцениваться нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ч. 1

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии».
Диалектизмы - это слова, которые употребляются только в какой-нибудь одной местности. Сейчас их не часто встретишь, потому что даже в самой глухой деревне люди слушают радио и смотрят телевизор и таким образом привыкают к литературному языку. Но во времена Астафьева в разных местах говорили по-разному, поэтому в его рассказе «Конь с розовой гривой» есть немало диалектных слов.
Как и заметила И. Б. Голуб, эти слова используются для того, чтобы придать рассказу деревенский колорит и выразительно передать речь бабушки и дедушки.
Например, в предложении 32 бабушка называет внука «сирота горемышный», что передает ее жалость к мальчику, оставшемуся без матери и отца, здесь, кроме колорита, мне кажется, есть еще и экспрессия. То же можно сказать и о слове «трескать», то есть есть.
В предложениях 35 и 49 мы встречаем обычные общеупотребительные слова «прощения» и «обманешь», но в необычном написании, передающем своеобразное произношение этих слов в сибирской деревне, откуда родом герой рассказа. Кажется, что так и слышишь мягкий и душевный говор бабушки и дедушки мальчика. Так диалектизмы помогают понять рассказ.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и жизнь моя клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
Герой рассказа - маленький мальчик, совершивший дурной поступок, но все же получивший подарок. Казалось бы, нелогично и даже непедагогично поступила бабушка, купив пряник провинившемуся внуку. Но автор убеждает нас в обратном.
Мальчик обманул бабушку и незнакомого покупателя ягод: натолкал в туесок травы, лишь сверху посыпав ее ягодами. Он не подумал о последствиях своего поступка, но понимал, что поступает нехорошо. В отрывке говорится, что он от стыда плакал, зарывшись в старый тулуп. Это говорит о том, что мальчику было стыдно.
Потом еще его долго ругала бабушка, и мальчик совсем напугался. Ему было уже не только стыдно, но и страшно от того, что он совершил ужасный поступок (предложение 42).
И только после этого, убедившись, что внук осознал недопустимость обмана, бабушка дала ему пряник. И он-то и стал самым главным уроком, потому что мальчика потрясла мысль: он совершил что-то ужасное, но родные его любят и верят в него. Это и стало главным уроком в его жизни, вот почему рассказчик пишет, что он так и не смог забыть этого пряника. Ведь пряник стал символом раскаяния для новой, честной жизни с любимыми и любящими людьми.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Добро - это все хорошее и светлое в жизни, то, что делает нас лучше, а мир - счастливее.
В приведенном рассказе говорится о том, как бабушка наказала внука за обман, но потом пожалела и подарила ему пряник, о котором он так мечтал. Бабушка дала мальчику таким образом сразу два урока: урок честности (нельзя обманывать) и урок добра (надо прощать людям их ошибки). И это, действительно, так. Если мы будем всю жизнь помнить какую-нибудь мелкую обиду, нанесенную в детстве, то наша жизнь вскоре наполнится только мрачными и болезненными воспоминаниями.
Я читал интересную притчу на эту тему. Там говорится об одном человеке, который был очень обидчив и хотел избавиться от этой черты характера. Он попросил совета у священника.
Священник велел ему, когда его кто-то обидит, написать имя обидевшего на картофелине, положить ее в пакет и всегда носить с собой. И в следующий раз, когда его еще кто-то обидит, написать имя на другой картофелине и ее тоже положить вместе с первой.
Так этот человек и стал поступать. Сначала он обижался очень часто и исписал много картофелин, но их стало тяжело носить, они начали портиться и неприятно пахнуть. Человек снова пошел к священнику и спросил, можно ли уже не носить с собой тяжелую и вонючую ношу. А священник ему ответил: «Вот так же ты носишь в себе свои обиды, и так же они отравляют твою душу».
Добро - это еще и умение прощать и не держать в душе зла на каких-то людей, которые, может быть, даже перед тобой виноваты. Надо прощать от всей души, тогда в твоей душе будет жить добро, а не зло.

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что

левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела

сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже

продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он

белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый,

глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла

таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но

пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху,

бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея

от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем

убеждаться - тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята

левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить

дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом

откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому

Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по

которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или

Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой

Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и

сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую

сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать -

я точно не помню, - Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем

доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир

горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не

только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к

бабушке забегала тетка Васеня - жена дяди Левонтия, запыхавшаяся,

загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Долг-от я принесла! - И Тут же кидалась прочь из избы, взметнув

юбкою вихрь.

Да стой ты, чумовая! - окликала ее бабушка. - Сосчитать

ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала

деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый

рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый

рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из <запасу>

на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как

весь этот <запас> состоял, кажется, из десятки. Но и при такой

малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль,

когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! -

напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же

это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и

укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия,

который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя

руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской

глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало

смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами - ни забор,

ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не

было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас,

натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал

зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в

плаваниях, - он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез...

складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и

переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у

фамилии была <своя>, коронная песня, которая глубже и полнее

выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне,

как вспомню песню <Монах красотку полюбил>, - так и вижу

Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже

разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от песни

<шахматовского колена>: <Я у окошечка сидела, Боже мой, а дождик

капал на меня>. И как забыть фокинскую, душу рвущую: <Понапрасну

ломал я решеточку, понапрасну бежал из тюрьмы, моя милая, родная

женушка у другого лежит на груди>, или дяди моего любимую:

<Однажды в комнате уютной>, или в память о маме-покойнице,

поющуюся до сих пор: <Ты скажи-ка мне, сестра...> Да где же все и

всех-то упомнишь? Деревня большая была, народ голосистый, удалой,

и родня в коленах глубокая и широкая.

Но все наши песни скользом пролетали над крышей поселенца

дяди Левонтия - ни одна из них не могла растревожить закаменелую

душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские

орлы, должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови

путалась в жилах детей, и она-то размыла их стойкость, и когда

дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было

слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается

дружный хор:

Сидит она, тоскует

Все ночи напролет

И песенку такую

О родине поет:

<На теплом-теплом юге,

На родине моей,

Живут, растут подруги

И нет совсем людей...>

Дядя Левонтий подбуровливал песню басом, добавлял в нее

рокоту, и оттого и песня, и ребята, и сам он как бы менялись

обликом, красивше и сплоченней делались, и текла тогда река жизни

в этом доме покойным, ровным руслом. Тетка Васеня, непереносимой

чувствительности человек, оросив лицо и грудь слезьми, подвывая в

старый прожженный фартук, высказывалась насчет безответственности

человеческой - сгреб вот какой-то пьяный охламон облизьянку,

утащил ее с родины невесть зачем и на че? А она вот, бедная,

сидит и тоскует все ночи напролет... И, вскинувшись, вдруг

впивалась мокрыми глазами в супруга - да уж не он ли, странствуя

по белу свету, утворил это черно дело?! Не он ли свистнул

облизьянку? Он ведь пьяный не ведает, чего творит!

Дядя Левонтий, покаянно принимающий все грехи, какие только

возможно навесить на пьяного человека, морщил лоб, тужась понять:

когда и зачем он увез из Африки обезьяну? И, коли увез, умыкнул

животную, то куда она впоследствии делась?

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг

дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но

зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи,

раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо

всем ихнем заведенье:

Зато как тятька шурунет нас - бегишь и не запнешша.

Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах,

державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в

бязевой рубахе, вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором

чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка

корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он

должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя

Левонтий благодушно почесывался.

Я, Петровна, слободу люблю! - и обводил рукою вокруг себя:

Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!

Дядя Левонтий любил море, а я любил его. Главная цель моей

жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать

песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть

могучему хору. Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои

повадки наперед.

Нечего куски выглядывать, - гремела она. - Нечего этих

пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане.

Но если мне удавалось ушмыгнуть из дома и попасть к

левонтьевским, тут уж все, тут уж я окружен бывал редкостным

вниманием, тут мне полный праздник.

Выдь отсюдова! - строго приказывал пьяненький дядя Левонтий

кому-нибудь из своих парнишек. И пока кто-либо из них неохотно

вылезал из-за стола, пояснял детям свое строгое действие уже

жалостно глянув на меня, взревывал: - Мать-то ты хоть помнишь ли?

Я утвердительно кивал. Дядя Левонтий горестно облокачивался на

руку, кулачищем растирал по лицу слезы, вспоминая; - Бадоги с ней

по один год кололи-и-и! - И совсем уж разрыдавшись: - Когда ни

придешь... ночь-полночь... пропа... пропащая ты голова, Левонтий,

скажет и... опохмелит...

Тетка Васеня, ребятишки дяди Левонтия и я вместе с ними

ударялись в рев, и до того становилось жалостно в избе, и такая

доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось

на стол и все наперебой угощали меня и сами ели уже через силу,

потом затягивали песню, и слезы лились рекой, и горемычная

обезьяна после этого мне снилась долго.

Поздно вечером либо совсем уже ночью дядя Левонтий задавал

один и тот же вопрос: <Что такое жисть?!> После чего я хватал

пряники, конфеты, ребятишки левонтьевские тоже хватали что

попадало под руки и разбегались кто куда.

Последней ходу задавала Васеня, и бабушка моя привечала ее до

утра. Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел,

На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал

скамейки, стол и, полный мрака и раскаяния, отправлялся на

работу. Тетка Васеня дня через три-четыре снова ходила по соседям

и уже не взметывала юбкою вихрь, снова занимала до получки денег,

муки, картошек - чего придется.

Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику,

чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с

отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку,

берестяные туески, кринки, обвязанные по горлу бечевками, у кого

ковшики без ручек были. Парнишки вольничали, боролись, бросали