Концерт юбилейный вечер михаила лавровского. Билеты на «юбилейный вечер народного артиста ссср михаила лавровского Юбилейный вечер михаила лавровского в большом театре

В Большом театре состоялся гала-концерт в честь юбилея Михаила Лавровского. Танцовщик, балетмейстер, педагог - он более четверти века был ведущим солистом главного театра страны, звездой первой величины. Критики писали о нём: «Лавровский умеет передавать на сцене страсть, неотступность, властность и глубину любовного чувства, мощь и благородство переживаний». Во время юбилейного вечера мастер не только принимал многочисленные поздравления от учеников и коллег, но и сам преподнёс подарок публике - станцевал партию в балете собственного сочинения. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

Как только Михаил Лавровский появляется за кулисами, его обступают артисты. Поздравления по скайпу со всего мира, фото на память - с живой легендой. По словам артистов, принять участие в вечере знаменитого танцовщика, хореографа и педагога - счастье и ответственность.

«Уникальность его в том, что он безумно любит жизнь, безумно любит людей, безумно любит творчество, - утверждает прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина. - У меня была возможность поработать ассистентом при постановке спектакля. И там я наблюдала, как артисты были заворожены тем, как маэстро Лавровский передавал хореографию, эмоцию и смысл происходящего».

Юбилейный вечер для отца режиссировал сын - Леонид Лавровский-Гарсия, тоже хореограф. Главная идея - разговор о настоящем и будущем, без оглядки в прошлое.

«Не хотелось делать панегирик живому человеку. Для дня рождения нужно что-то радостное. Это когда приходят, смотрят и желают 100 лет жизни и творческих успехов. А Лавровский, несмотря на 75 лет и протезы в суставах, еще на боевом коне и саблей всеми нами заправляет. А мы радостно ему в этом деле помогаем», - отметил режиссер Леонид Лавровский-Гарсия.

Для вечера заново поставлены фрагменты из постановок Лавровского - «Фантазия на тему Казановы», «Русская балерина», «Нижинский» - в обновленном составе, в новых костюмах. Для премьера Большого Ивана Васильева - это первый опыт работы с Лавровским. Танцует Нижинского.

«В первую очередь, он настоящий мужчина. Настоящий мужик - и на сцене, и по жизни. И он очень эмоциональный человек, эмоциональный артист. А это оставляет печать на всю жизнь», - уверен премьер Михайловского театра Иван Васильев.

Одна из интриг вечера - взгляд в будущее - фрагмент из готовящейся постановки оперы-балета «Амок» по философской новелле Стефана Цвейга. Режиссер - Леонид Лавровский-Гарсия, хореография - Михаила Лавровского.

«Может быть, мне удастся поставить как педагог, но сам на сцену я уже, конечно, не выйду. Танцевать можно сколько угодно - смотреть нельзя, вот что», - поделился балетмейстер-репетитор Большого театра, народный артист СССР Михаил Лавровский.

И, несмотря на самоиронию, в финале вечера Михаил Лавровский все-таки выйдет на сцену - в отрывке из балета «Нижинский» - в роли Сергея Дягилева.

Михаил Лавровский. Фото Михаила Логвинова. Большой театр

В начале вечера худрук балета отметил не только большую роль Лавровского как лидера своего поколения, но и необыкновенное качество его танца, остающегося эталонным для современных танцовщиков. Блистательный Спартак, галантный Альберт, мечтательный Ромео – в этих и других главных партиях Михаил Лавровский и по сей день недосягаем в своем искусстве!

В программе танцевального юбилея зрители смогли увидеть разные хореографические постановки Михаила Лавровского и подлинное мастерство замечательных танцовщиков Большого, тех, с кем мэтр много работал и кому сумел передать свои партии. Таким образом, почти весь вечер на сцене демонстрировались лучшие силы мужского классического танца первого театра страны.

Так, главным исполнителем в одноактном балете «Фантазия на тему Казановы» на музыку выступил . Партия рокового соблазнителя женщин, изобилующая сложнейшими прыжковыми комбинациями и актёрскими сценами, необыкновенно подошла артисту. Цвирко действовал раскованно – и как внимательный партнер балерин, и как технически выразительный солист!

Казанова – Игорь Цвирко. Фото Михаила Логвинова. Большой театр

«Фантазия на тему Казановы» – действенный сюжетный балет, дающий возможность показать свои таланты не только ведущему танцовщику, но и солистам второго плана, чьи партии не менее привлекательны для публики. Так, в роли Арлекина – куртуазного слуги Казановы – хорошо показался координированный и артистичный Георгий Гусев. Со своими пластическими задачами виртуозно справились и исполнители партий Друзей Казановы – Василий Жидков, Антон Кондратов, Андрей Кошкин и Андрей Рыбаков.

Балет о жизни и приключениях Казановы Михаила Лавровского, когда-то, около двадцати лет назад, постоянно присутствовал в репертуаре Большого театра. Думается, что он и сегодня мог бы разнообразить его афишу, в которой не хватает таких изящных, жизненных, с ненавязчивым философским подтекстом танцевальных вещиц.

«Амок» – хореографический номер на музыку А. Симоненко (режиссёр-постановщик -Гарсиа, художник по костюмам Долорес Гарсиа Ордоньес), вдохновлённый одноимённой новеллой Стефана Цвейга. Его сложность заключается не в танцевальном тексте, а в том, насколько глубоко артисты способны погрузиться в атмосферу этого впечатляющего любовного произведения. И, надо сказать, исполнителям «Амока» – Артуру Мкртчяну и Аните Пудиковой – это удалось! Они с особым настроем и эмоциональной отдачей включились в цвейговскую тему.

“Амок”. Доктор – Артур Мкртчан. Фото Павла Рычкова. Большой театр

Необыкновенное, магнетическое воздействие оказал на зрителей дуэт из « » в исполнении Марианны Рыжкиной и Михаила Лобухина. Вот где по-настоящему проявился известный на весь мир стиль Большого балета! Не менее ярко, с необходимым темпераментом и на высоком техническом уровне солировали в гран-па из « » Екатерина Крысанова и .

Дуэт из балета “Спартак”. Марианна Рыжкина и Михаил Лобухин. Фото Павла Рычкова. Большой театр

Номер «Русская балерина» (музыка К. Дженкинс, А. Гуэрра, Ж. Луисьер, режиссёр-постановщик Леонид Лавровский-Гарсиа, художник по костюмам Долорес Гарсиа Ордоньес), при наличии сюжетной линии, связанной с судьбой одинокой и, возможно, всеми забытой балерины, привлёк не историей с определённой коллизией, а как раз танцевальностью, демонстрацией технических, трюковых способностей артистов. Здесь балерина (Она – Виктория Литвинова), сидящая в баре, наблюдает за танцевальным флиртом Юноши (Алан Кокаев) с тремя кокетливыми девушками (Дарья Ловцова, Кристина Лосева, Анита Пудикова). Парень настолько виртуозен, что способен покорить любую, даже самую неприступную особу женского пола. Объектом его ухаживаний становится и балерина…

“Русская балерина”. Она – Виктория Литвинова, Юноша – Алан Кокаев. Фото Павла Рычкова. Большой театр

Завершил программу вечера одноактный балет «Нижинский» на музыку с в титульной партии. Этот спектакль, уже имеющий немалую историю существования на сцене, как будто создан под индивидуальность Васильева – масштабного, «полётного» танцовщика, современного бога танца. Артист сумел создать убедительный образ легендарного артиста дягилевских сезонов, буквально раздираемого на части любящими его (Михаил Лавровский) и Ромолой (Мария Виноградова).

“Нижинский”. Дягилев – Михаил Лавровский. Фото Михаила Логвинова. Большой театр

Балет на троих (Нижинский, Дягилев, Ромола), а именно таким и является «Нижинский», – произведение биографическое, сфокусированное на личной драме великого артиста, оказавшегося заложником своего таланта. Вырвавшись из рук всесильного импресарио и женившись на Ромоле, он так и не смог подняться на прежний пьедестал успеха. Эмоциональная, подвижная психика и личные переживания Нижинского вовлекли его в ситуацию болезненного надлома. Это состояние Васильеву и удалось передать. Судьба артиста, вероятно, затронула его за живое. Перенеся образ Нижинского на себя, Иван Васильев заставил зрителей реально сопереживать сложной судьбе одного из самых знаменитых танцовщиков прошлого столетия.

Нижинский – Иван Васильев. Фото Павла Рычкова. Большой театр

Символом балета, его главной фигурой, несомненно, является балерина. Однако ХХ век, особенно его вторая половина, показал, что место танцовщика на сцене не менее значимо, чем балерины. Одним из тех, кто это убедительно доказал, был , поднявший планку мужского классического танца на небывалую высоту! Сегодняшнее поколение танцовщиков Большого театра с успехом продолжает развивать традиции, заложенные Лавровским, что ярко и продемонстрировал Юбилейный вечер в честь именитого артиста.

Гран па из балета “Дон Кихот”. Солисты Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Фото Павла Рычкова. Большой театр

Все права защищены. Копирование запрещено

Стоит приглядеться и понять, и признать, что в театральной истории мира не так много крупных знаменитых артистов, имена которых прочно связаны с крупными знаменитыми театрами. До сих пор мегазвёзды, как правило, знамениты сами по себе, не служат в репертуарных театрах. В этом, наверное, была и есть причина. Да и репертуарный театр как таковой, если искать его, то обнаруживался он чаще в России, в Советском Союзе, в общем, у нас.

У нас были и есть такие артисты, которые не то чтобы служили, но главное - они составили славу своего театра, где и выступали, может, только несколько лет. В ряду имён тех, кто составил славу Большого театра, - Михаил Леонидович Лавровский. Легендарному танцовщику, который долгое время был премьером Большого, сегодня исполнилось 75 лет. Настоящий юбилей! Рассказывает Светлана Астрецова.

Покинув сцену, Михаил Лавровский с балетом не расстался. В Большом театре, где некогда был и солистом, и хореографом, теперь ведет классы как педагог-репетитор.

"Ученикам своим говорю, что копия, какой бы не была хорошей, это повторение. Подлинник, индивидуальность и личность всегда интересны во всем, мне лично, поэтому они должны найти свое лицо", отмечает народный артист СССР Михаил Лавровский.

"Танцовщик виртуозной техники, огромного обаяния и необузданного темперамента", - сам Григорович так отзывался о Лавровском. Он исполнял главные партии в "Дон Кихоте", "Лебедином озере", "Спящей красавице". Каждую не просто танцевал - проживал будто свою историю.

"Он был развит как танцовщик настолько мощно, что у него были все средства выразительности в танце, который я могла бы себе только представить", - говорит народная артистка СССР Людмила Семеняка.

Когда Михаила Лавровского спрашивают о любимых персонажах, он не задумываясь называет Альберта в "Жизели" Адана и Спартака в одноименном балете Хачатуряна. По его словам, это было самое точное попадание в образы.

Партия легендарного вождя рабов стала визитной карточкой Лавровского. В 1970-м за эту роль он получил Ленинскую премию.

"Лавровский от природы обладает такими жестковатыми мышцами, которые очень подходили для этого спектакля. Он шел вторым исполнителем - за Васильевым. Однако физическая выдержка у него была лучше", - подчеркивает заслуженный артист России Валерий Лагунов.

В 1978-м случился поворот в судьбе. Лавровский становится балетмейстером. На его счету немало хореографических фантазий: будь-то трагедия Вацлава Нижинского, приключения Казановы или один из первых отечественных джаз-балетов "Порги и Бесс".

"Чтобы создать свой язык, надо работать каждый день, каждый день ставить, тогда у вас выработается свой почерк - каким языком вы говорите со зрителем. Вы берете Толстого, Достоевского, Гюго и передаете это произведение, как вы это чувствуете", - говорит народный артист СССР Михаил Лавровский.

Сейчас Михаил Лавровский увлечен синтетическими постановками - на стыке пластики, вокала и драмы. Мечтает поставить пьесу Жана Ануя "Жаворонок" и устроить весной вечер своих балетов на сцене Большого.

Воскресный вечерний эфир телеканала "Культура" посвящен Михаилу Лавровскому. Завтра в 21:20 смотрите программу . А вслед за ней - фильм-балет Большого театра . Запись 1975 года. Трагическую историю любви Графа Альберта к крестьянке Жизели воплотили Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский.

МОСКВА, 5 мая. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. В четверг на Исторической сцене Большого театра прошел гала-концерт в честь 75-летия знаменитого танцовщика и балетмейстера, народного артиста СССР Михаила Лавровского. Сам юбиляр также принял участие в посвященном ему торжестве. Он выступил в балете "Нижинский" собственного сочинения. Зал аплодировал стоя.

"Чествуя наших выдающихся мастеров, мы предлагаем им занять почетное место в центральной ложе, - сказал руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев, - но Михаил Леонидович Лавровский отказался. Он предстанет как танцовщик". После этих слов руководитель балета ГАБТ пригласил на сцену главного героя праздника.

"Самое ценное для артиста - это признание публики", - заявил Лавровский. "Значит, я еще востребован", - добавил он, пообещав, что "вечер не будет утомительным".

Вечер в атмосфере восторга

Двухактный концерт действительно прошел на едином дыхании. Программа включила балеты, поставленные в разные годы самим юбиляром, а также фрагменты спектаклей, в которых он в свое время блистал как танцовщик. Зрители с восторгом приняли фрагмент из балета "Спартак", где главную партию исполнил премьер ГАБТ Михаил Лобухин. Бурной реакцией зрителей сопровождалось и роскошное Гран па из "Дон Кихота", в котором выступили ведущие солисты Большого Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов.

Однако основное содержание вечера составили балеты в хореографии самого юбиляра. В первом отделении была показана "Фантазия на тему Казановы" на музыку Моцарта. Во втором - номер "Русская балерина" из балета "Дерево павлинов". С интересом отнеслась публика и к представленному эпизоду из оперы-балета "Амок", над которым сейчас работает Михаил Лавровский.

Завершился вечер одноактным балетом "Нижинский" на музыку Сергея Рахманинова в хореографии Михаила Лавровского, который сам выступил в роли Дягилева. Партию Нижинского исполнил танцовщик-виртуоз Иван Васильев. Успех концерта подтвердила финальная овация, продолжавшаяся более 15 минут.

Из биографии Михаила Лавровского

Вся жизнь Михаила Лавровского связана с Большим театром, где он служит уже 56 лет. Поступив в прославленную труппу в 1961 году, он сразу стал ярким представителем выдающегося поколения балетных артистов, в числе которых Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Марис Лиепа. Это они, прежде всего, были его товарищами, коллегами и партнерами по сцене.

Впрочем, такой путь предначертан Михаилу Лавровскому самой судьбой. Его отец - знаменитый балетмейстер Леонид Лавровский, тот самый, кто поставил хореографический шедевр - балет "Ромео и Джульетта", где главную женскую партию танцевала великая Галина Уланова. Сын не только продолжил семейную традицию, но и сумел доказать, что на детях выдающихся людей природа не всегда отдыхает. Еще будучи учеником в Московском хореографическом училище, он обрел международное признание, поразив зрителей и критиков своим выступлением на Пармском фестивале в Италии.

Вскоре о Михаиле Лавровском заговорили как о танцовщике виртуозной техники, огромного обаяния и необузданного темперамента. В Большом театре, где он прослужил солистом свыше четверти века (1961-1988 годы), Лавровский был звездой первой величины. Он танцевал главные партии в "Дон Кихоте", "Лебедином озере", "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Жизели", "Пламени Парижа".

За исполнение роли Спартака в одноименном балете Лавровский был удостоен в 1970 году высшей по тем временам отечественной награды - Ленинской премии. А еще несколько лет спустя его артистический дар был отмечен Государственной премией СССР. За Михаилом Лавровским прочно закрепился титул одного из лучших классических танцовщиков современности.

Завершив артистическую карьеру, он не расстался с балетом, занял пост педагога-репетитора в Большом театре. Он также является художественным руководителем Московской государственной академии хореографии. Кроме того, открыл собственную хореографическую школу, а также проявил себя на балетмейстерском поприще. На счету Михаила Лавровского более десяти созданных им оригинальных балетов, в числе которых "Порги и Бесс", "Нижинский", "Фантазия на тему Казановы", "Ричард III. Эпилог".

Танцовщик, балетмейстер, педагог - Михаил Лавровский более четверти века был ведущим солистом главного театра страны, звездой первой величины. Критики писали о нём: «Лавровский умеет передавать на сцене страсть, неотступность, властность и глубину любовного чувства, мощь и благородство переживаний».

Во время юбилейного вечера мастер не только принимал многочисленные поздравления от учеников и коллег, но и сам преподнёс подарок публике - станцевал партию в балете собственного сочинения.



Как только Михаил Лавровский появляется за кулисами, его обступают артисты. Поздравления по скайпу со всего мира, фото на память - с живой легендой. По словам артистов, принять участие в вечере знаменитого танцовщика, хореографа и педагога - счастье и ответственность.

«Уникальность его в том, что он безоглядно любит жизнь, людей, творчество, - утверждает прима -балерина Большого театра Марианна Рыжкина. - У меня была возможность поработать ассистентом при постановке спектакля. И там я наблюдала, как артисты были заворожены тем, как маэстро Лавровский передавал хореографию, эмоцию и смысл происходящего».



Юбилейный вечер для отца режиссировал сын - Леонид Лавровский-Гарсия, тоже хореограф. Главная идея - разговор о настоящем и будущем, без оглядки в прошлое.

«Не хотелось делать панегирик живому человеку. Для дня рождения нужно что-то радостное. Это когда приходят, смотрят и желают 100 лет жизни и творческих успехов. А Лавровский, несмотря на 75 лет и протезы в суставах, еще на боевом коне и саблей всеми нами заправляет. А мы радостно ему в этом деле помогаем» , - отметил режиссер Леонид Лавровский-Гарсия.



Для вечера заново поставлены фрагменты из постановок Лавровского - «Фантазия на тему Казановы», «Русская балерина», «Нижинский» - в обновленном составе, в новых костюмах. Для премьера Большого Ивана Васильева - это первый опыт работы с Лавровским. Танцует Нижинского.

«В первую очередь, он настоящий мужчина. Настоящий мужик - и на сцене, и по жизни. И он очень эмоциональный человек, эмоциональный артист. А это оставляет печать на всю жизнь» , - уверен премьер Михайловского театра Иван Васильев.



Одна из интриг вечера - взгляд в будущее - фрагмент из готовящейся постановки оперы-балета «Амок» по философской новелле Стефана Цвейга. Режиссер - Леонид Лавровский-Гарсия, хореография - Михаила Лавровского.

«Может быть, мне удастся поставить как педагогу, но сам на сцену я уже, конечно, не выйду. Танцевать можно сколько угодно - смотреть нельзя, вот что», - поделился балетмейстер-репетитор Большого театра, народный артист СССР Михаил Лавровский.



И, несмотря на самоиронию, в финале вечера Михаил Лавровский все-таки вышелна сцену - в отрывке из балета «Нижинский» - в роли Сергея Дягилева.

Новости культуры

Леонид Лавровский -- это, прежде всего, "Ромео и Джульетта" - шедевр, сразу сделавший его великим. Он подарил миру образ Улановой-Джульетты и раскрыл миру Прокофьева в преломлении балетной музыки. Имя Леонида Михайловича Лавровского связано с руководством балетными труппами двух величайших театров мира: 6 лет он возглавлял балет Мариинки и в течение 20 лет был главным балетмейстером Большого театра.
"Впереди планеты" Большой балет встал при Лавровском, именно с его именем связан период поднятия "железного занавеса" и то, что открылось - потрясло мир.
Фильм о Лавровском - это попытка проникнуть в суть его личности, глубже познакомиться с его творчеством, а что-то, быть может, открыть впервые для себя.



Использованы хроникальные кадры и фотографии, относящиеся как к "московскому", так и к "ленинградскому" периодам творчества Леонида Лавровского.