Кондратьев сашка тест. Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка. Примеры использования повести в качестве аргументов

Цели:

  • знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
  • представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
  • подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.

Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов .

ХОД УРОКА

I. Вступление

Эпиграф – ключ к человеческой и писательской судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь завещаю» по повести нашего современника Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика, очевидца, участника описываемых им военных событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока будет вам полезен. Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история. Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие нам настоящую правду.

Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)

Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.

А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.

2. Сообщение о писателе

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.

2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»

1-й учащийся (продолжает). Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев вдруг взялся за повесть о войне?

3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»

4-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?

5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

3. Работа по повести

– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников, обратимся к 1 заданию, которое было дано на предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос: Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41).

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».

На доске: быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь (из толкового словаря Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом, бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».

Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив).

– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок из х/ф «Сашка»)

4. Беседа по просмотренному отрывку

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино. Чего не было в фильме? Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок, с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

5. Испытание любовью

Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

6. Испытание дружбой

– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго.

– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока


5/3/2007 13:34:14
Автор: Герасимова Т.П. - г. Луга

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 классе НА ТЕМУ «Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ТЕМА: «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева, «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ:

  1. Заинтересовать учащихся историей Великой Отечественной войны на примере воспоминаний близких и родных, при прочтении произведения В. Кондратьева «Сашка»;
  2. вызвать эмоциональный личный отклик на событие (я), связанное (ые) с Великой Отечественной войной;
  3. продолжить формирование навыка работы с книгой, элементов умения анализировать художественное произведение, высказывать мнение о прочитанном.

ФОРМА УРОКА – читательская конференция.

КОНТИНГЕНТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ:

  1. Ведущая – Герасимова Т.П.
  2. Участница Великой Отечественной войны – Вера Николаевна Гриненко.
  3. Литературный эксперт – Иленькива Н.
  4. Библиотекарь – Литвинюк М.И.
  5. Читатели – учащиеся 9 а класса.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. На доске эпиграф к уроку из книги И. Дедкова «Пядь ржевской земли».
  2. На экране проектируется портрет В.Л. Кондратьева, слова – обращение к молодому поколению.
  3. Классные сочинения учащихся на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?»
  4. Магнитофонная запись песни «Старые фотографии» в исполнении отца Лебедевой Влады (ученица 9 а класса).
  5. «Старые фронтовые фотографии» - стенд (из архива учеников 9 а класса)
  6. Фронтовое письмо (Западный фронт. 1942 год), записная книжка с фронта (1941 – 43 годы).
  7. Тексты повести В. Кондратьева «Сашка».
  8. Воспоминания Г. Жукова и Рокосовского о боях подо Ржевом весной 1942 года.
  9. Стихотворение А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»

ХОД УРОКОВ (2 урока). I Сообщение темы (см. стр. 1) II Доведение до учащихся цели урока , которая совпадает с высказыванием И. Дедкова о повести В. Кондратьева «Сашка»:

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать. Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия?
Какими они вообще были, вставшие от края и до края?»

III Представление участников конференции.

IV Читательская конференция.

1. Вступительное слово учителя с показом портрета В.Л. Кондратьева

На окраине Москвы, в обычной квартире, можно встретиться с В.Л. Кондратьевым. Несмотря на свои немолодые годы, он очень живой и подвижный. Высокий, худощавый, двигается легко и быстро; гостеприимен и доброжелателен.

Поражают его глаза - взгляд внимательный, пронзительный – и добрая улыбка.

Особенно Вячеслав Леонидович оживляется, когда заговаривает об отношении молодежи к его повести «Сашка»:

«Много было разного рода выступлений в печати критиков о «Сашке», о моем творчестве. Но как воспринимает меня юность, т. е. Наши уже внуки, это мне очень интересно».

50 лет, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы.

Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Кондратьев сурово оценивает сделанное: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…» (вопросы литературы. – 1988 - № 7. – с. 13)

2. Слово школьному библиотекарю. М.И. Литвинюк подготовила выставку книг (худ. литература) о Великой Отечественной войне, кратно прокомментировала произведения, зачитала их интересные страницы.

М.И. Литвтнюк остановилась на следующих книгах:

  1. Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Юность командиров», «Последние залпы»,
  2. В. Быков «Обелиск»,
  3. Б. Васильев «Завтра была война»,
  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»,
  5. К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»,
  6. К. Колосов «Самоходка № 120»,
  7. В. Гроссман «Жизнь и судьба»,
  8. С. Никитин «Падучая звезда».

(Список литературы оформлен в тетрадях).

Пусть эти честные талантливые книги вызовут боль, тревогу, возмущение, протест.

Можем ли мы, учителя, дети фронтовиков смириться с тем, что порой внуки фронтовиков, наши воспитанники, стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами?!

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

3. Предыстория написания сочинений о Великой Отечественной войне. Слово учителя. Но чтобы говорить о книге и вызвать какой-то эмоциональный отклик у учащихся, то я попросила ребят (8 а класс) в конце апреля 2003 года поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть старые фотографии и, подумав, написать сочинение на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?» (отрывки из сочинений учащихся представлены на отдельных листах).

3 а А вот эти лица. Учащиеся всматриваются в лица фронтовиков, запечатленных на старых фотографиях. Звучит музыка, песня «Старые фотографии» в исполнении отца ученицы 9 а класса (в записи).

4. Слово учителя.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек? Что нового о жизни можешь поведать?.

5. Учащиеся рассказывают о В.Л. Кондратьеве, используя воспоминания К. Симонова об авторе «Сашки».

План рассказа. Сообщение Богановой Ксении.

  1. Профессия – художник-оформитель.
  2. Призвание – писатель.
  3. 1939 г. – служба на Дальнем Востоке.
  4. 1941 г. – на фронте.
  5. 1942 г. – участие в боях подо Ржевом, ранение, медаль «За отвагу».
  6. Служба в железнодорожных войсках, в разведке.

Тяжелые бои, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики.

5 а Короткое воспоминание о боях, в которых принимала участие В.Н. Гриненко.

5 б Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»:

    Бердюгин Андрей,
    Никитин Андрей,
    Кунец Коля,
    Боганова Ксения.

5 в Боганова Ксения продолжает рассказ о В. Кондратьеве.

7. 1943 г. – тяжелое ранение: госпиталь, инвалидность. Материал взят из следующего источника: Симонов К. Доброго пути, Сашка! Журнал «Дружба народов. – 1979 г.- № 2.

6. Иленкива Наташа рассказывает о пути В. Л. Кондратьева к повести «Сашка».

      План рассказа.
  1. В немолодые годы взялся за повесть о войне.
  2. Читает военную прозу, но «не находил в ней своей войны».
  3. Поиск ржевских однополчан.
  4. 1962 г. – поездка подо Ржев, побывал на бывшей передовой.
  5. Делает для себя вывод: об этом писать можно только строгую правду.

Источники: Кондратьев В. Пока мы живы… Журнал «Вопросы литературы» - 1979 г. - № 6; Кондратьев В. О войне написано не все. Сборник «Земля рождения, земля судьбы – М., 1987 г.

7. Учитель делает вывод.

Судя по всему, бои были подо Ржевом страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Обратимся к воспоминаниям военноначальников.

8. Воспоминания Г.К. Жукова. Слово дано Рагимовой Наиде, Евтушенко Саше.

      План рассказа.
  1. Факты, в которые трудно поверить.
  2. Расход боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие!
  3. 20.03.1942 года Верховный требует наступления.
  4. Разгромить ржевско-вяземскую группировку врага нереально.
  5. Переход к обороне на этой линии.

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания, размышления – М., 1969 – с. 375-377.

9. Слово учителя.

    Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
    Задание классу: найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

10. Учащиеся зачитывают отрывки из текста, делая небольшие выводы:

  1. Сашка ночью задумал достать валенки для ротного;
  2. «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…»
  3. о порядке на передовой;
  4. вопросы, которые хотелось бы задать пленному;
  5. «Сколько у вас в роте было человек?» - спросил Сашку капитан.

Узнаем, что из 150 в живых осталось 16 за два месяца, что воюет солдат.

Учащиеся делают вывод: за два месяца из каждых десяти погибли девять.

11. Вопросы к классу задает учитель.

  1. Какие же события выбрал автор из 2-х месяцев фронтовой жизни Сашки?
  2. Почему к ним привлек автор наше внимание?

12. Учащиеся перечисляют эпизоды из повести и отвечают на 2-й вопрос:

  1. добыча валенок для ротного;
  2. раненый возвращается в роту проститься и отдать автомат – под огнем;
  3. Сашка ведет санитаров к раненому, потому что они могут не найти бойца;
  4. Сашка берет в плен немца и отказывается расстрелять его;
  5. Встреча с Зиной;
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

13. Сл. Учителя. В. Кондратьев сказал, что проводит своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

1) Вопрос . Выдержал ли Сашка испытание властью?

Ученик пересказывает эпизод с захватом Сашкой пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Боец приказу не подчинился.

Вопросы. Почему? Ведь Сашка давал присягу выполнять приказы командира?

А что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Вывод делают ученики.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной силой может стать эта власть над жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в глазах читателей. Сашка выдержал испытания властью, т.к. он чувствует себя ответственным за все.

Цельной человеческой личностью показал себя и комбат, отменивший приказ о расстреле пленного немца.

2) Вопрос . А выдерживает ли Сашка испытание любовью?

Ученик пересказывает эпизоды зарождения любви Сашки к Зине.

Учащиеся включены в диалог, затем делают вывод, что Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

3) Восстанавливаются эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Учащиеся рассказывают историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Рассказывают о том, как в эвакогоспитале отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и … полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка вину на себя принял.

(Разговор ведется о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки.)

14. Обращение учителя к классу.

Повесть «Сашка» - это произведение о Великой Отечественной войне, где рассказывается не только правда о войне, в этой повести поднимаются нравственные вопросы.

Хочу предложить и попытаться решить одну из нравственных проблем.

Готовясь к уроку, читала статьи, рецензии на повесть «Сашка». Особое внимание привлекла статья И.Дедкова «Пядь ржевской земли» (ж. «Литературное обозрение». 1980. № 5.)

Чтение учителем отрывков из статьи.

«… Надо, Сашок. Понимаешь, надо,» - говорил Сашке ротный…

И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует…

Герой В. Кондратьева привлекателен тем, что, что подчиняясь этому «надо», думает и действует «сверх надобного…

Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем непроизносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров!»

Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного, потому что иначе не может. Вопросы:

1. Вы уверены, что Сашка делает «сверх»?

2.Или это командует совесть?

3.Есть совесть и есть иная совесть. Что же стоит за каждой? У Сашки какая?

В споре, в горячем обсуждении приходим с ребятами к мысли, что нет двух «совестей»: совесть или есть, или ее нет.

15. Слово учителя.

К. Симонов, прочитав повесть «Сашка», писал:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской… Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

Так оценил значение повести В. Кондратьева «Сашка» К. Симонов.

Вопрос к классу.

А как оцениваете повесть вы? (Этот вопрос был дан учащимся на дом).

16. Учащиеся дают устный отзыв о прочитанной повести.

Примерный план отзывов.

Аверина А.

  1. Правдивость, душевность, психологизм.
  2. Книга – размышление.
  3. Суть Сашки.

Смышляева Н.

  1. Сашка – самый любимый литературный герой.
  2. Книга помогла заглянуть в себя.
  3. Завещание потомкам.

Тупчаненко С.

  1. Повесть «Сашка» - лучшее произведение о Великой Отечественной войне.
  2. А выдержала ли я бы эти испытания?
  3. Эта книга учит многому.

Николаева О.

  1. Я по-другому представляла себе войну.
  2. Правда о Великой Отечественной войне не забудется.

Лебедева В.

  1. Сашка-герой военных лет.
  2. Нашему поколению не достает любви к людям.
  3. Повесть В.Кондратьева «Сашка» - современное произведение, очень нужное сегодня.

17. Слово участнице Великой Отечественной войны В.Н. Гриненко.

В.Н. Гриненко рассказала о своей молодости, которая выпала на годы войны. Вера Николаевна прочитала повесть «Сашка». «Я думала, - говорит В.Н. Гриненко, - что ученики, прочитав произведение, не поверят, что такие люди были на самом деле. Сашка – герой военных лет. Он добр, честен, порядочен, он любит людей и жизнь. И таких людей в наше время было много…»

Учащиеся благодарят В.Н. Гриненко за участие в читательской конференции, дарят цветы и книгу.

18. На проекторе слова В.Кондратьева – это обращение к молодежи:

«Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Послесловие: на уроках были задействованы все учащиеся 9 классов, все получили оценки.

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения - проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Тема

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения - проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею - нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Жанр

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 38.

«Ну Сашок… Ты человек».

11 класс

Конспект урока по литературе, 11 «Б» класс
Тема урока: «Ну Сашок… Ты человек».
Цели урока: знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления о герое, об авторе, представление о необычном подходе писателя к изображению войны; воспитание патриотического чувства, чувства ответственности и долга; обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны; развитие умения анализировать текст.

Средства обучения: раздаточные листы с опорной схемой, презентация.

Этап урока

Структура учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности

Вступление (проблемный вопрос)

Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история.

Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие правду.

Вот что рассказывал Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Юрия Бондарева, Якова Бакланова и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть фронтовика, очевидца, участника военных событий - Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

Какой вопрос вытекает из этих слов? (Что же Сашка делает сверх?)

А еще в повести встречаются слова: «Ну Сашок… Ты человек». Кто говорит их? Какой еще вопрос, основываясь на этих словах, мы можем сформулировать? (Почему Сашка человек?). Я предлагаю записать эти слова темой занятия, так как, на мой взгяд, они очень важны.

Помните, что мы будем говорить о военном времени, о тяжелом, нечеловеческом времени, когда оставаться человеком подчас было сложно. Основываясь на этих словах и той записи, что вы видите на доске, сформулируйте, что станет целью нашего рассмотрения в повести?

(Что помогло Сашке остаться человеком? Какие качества?)

Ответы на поставленные вопросы, записи в тетрадь.

Сообщение о писателе

Еще раз повторюсь, что автор – участник военных событий. Его герой – это некий собирательный образ таких вот «Сашек». Скажите, где еще, кроме текста, мы сможем найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (в биографии автора)

Вам было дано предупредительное задание, связанное с жизнью В.Кондратьева, давайте попробуем проанализировать тот материал, с которым вы работали. При прослушивании, записывайте в тетрадь факты, которые помогут ответить на вопросы, записанные ранее.

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные

Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году.

- На что вы обратили внимание, прослушав этот отрывок?

2-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг.

Что важного вы услышали в этом отрывке?

3-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Какая информация главная в этом отрывке?

Устные выступления учащихся.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Работа по повести

Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям В.Кондратьева, обратимся тем событиям, на которые обращает наше внимание писатель, но сначала ответьте на вопрос:

Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало? Вспомните разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? Из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту.

Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Почему именно к ним привлёк наше внимание?

Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

Как вы считаете, какие события наиболее ярко обрисовывают качества Сашки, которые помогли остаться ему человеком? (Эпизод с пленным немцем, эпизод с Зиной, эпизод с лейтенантом Володькой)

Испытание властью

Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания.

Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Как вы считаете, почему это один из самых важных эпизодов? (потому что испытание властью над человеком, наверное, одно из самых сложных).

Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (со слов Озлился Сашка и, вспомнив немецкое слово «генуг», прервал немца резко до слов Немец сразу в лице изменился, оживел, бледнота сошла... Курил он мелкими неглубокими затяжками, не как они - взахлеб, вдыхая дым что есть мочи, чтобы продрало до самого нутра. ).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке? ( «Немецкий солдат! Этот счастливый час не вернется для тебя, если ты не сдашься в плен...» Ну и, конечно, что будет обеспечена жизнь, возвращение домой после войны и прочее... )

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем. Потому как люди мы! А вы фашисты!»

Прочитайте диалог капитана и Сашки о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»). Какие слова вы бы выделили в этом отрывке?

Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание. (И захотелось Сашке сказать: «Эх, задурили тебе голову! За кого смерть принимать будешь? За Гитлера-гада! Эх ты...» - однако не сказал, понимая, не до слов сейчас, не до разговора, когда такое страшное впереди). Какие чувства испытывает Сашка?

Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.

Сравните жизненные принципы Сашки и Толика

(со слов Когда Сашка повернулся, немец, понявший все до слов А капитанский ординарец, когда немец сигареты доставал, ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал.)


– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.

Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется)

Как этот эпизод характеризует Сашку? Какие качества проявляются в нем? (Сашка не смог выполнить приказ капитана, так как ценность человеческой жизни очень велика для героя, для Сашки фриц – это уже не враг на поле боя, это человек, а убить безоружного, да еще и после обещанного он не мог, не мог перешагнуть через себя. Качества – гуманность, нравственность, мужество).

Устный ответ одного учащегося

Фронтальная работа, работа

с текстом

Высказывание собственного мнения.

Качества записываются на листках в опорную схему, затем зачитываются.

Физкультминутка.

Перед тем как приступить к следующей части нашей работы, я предлагаю вам немного размяться. Встаньте, выпрямите спину, расправьте плечи. Выполним наклоны головой, наклоны туловищем. Спасибо, садитесь, старайтесь сохранять осанку.

Испытание любовью

Мы продолжим разговор о Сашке, его отклике на добро и зло.

Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Как они встретились, почему Зина так много значит для Сашки?

Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи. С каким чувством он едет в тыл?

-А какие чувства движут ею? (А ею движет только жалость: «миленький, родненький»). Зачитаем отрывок, на какие слова стоит обратить внимание?

Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке, о которой говорит Зина?

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает?

Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем

Тяжелую ночь переживает Сашка. Ему горько, больно. И все-таки к какому выводу он приходит в итоге? (Что Зину осудить нельзя)

А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Запишите в ваших листах, какие качества Сашки раскрываются в этом эпизоде? (Справедливость, доброта, Сашка остается Сашкой. Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

Устное выступление учащихся.

Высказывание мнений учащихся.

Запись качеств в опорные листы-схемы. Чтение ответов.

Испытание дружбой

Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Немаловажное место занимает в этом эпизоде рассуждение лейтенанта и Сашки о командирах и рядовых. Давайте зачитаем этот отрывок.

(со слов Присели, завернули по цигарке, задымили... )

Каком мы видим здесь Сашку?

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.

Обратим внимание на случай в эвакогоспитале .

(Когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго).

Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его? (Скорее, нет, ведь Сашка думает не о себе, а о друге)

Какие качества Сашки раскрывает нам этот эпизод? (Храбрость перед начальством, способность на самопожертвование).

Устное выступление учащихся.

Устное выступление учащихся.

Мнения учащихся.

Ответы учащихся, запись в листы-схемы.

Итоги (проблемный вопрос)

Вернемся к вопросам, которые мы обозначили в начале занятия.

Какие качества помогают Сашке остаться человеком на войне? (обобщение схемы, зачитывание ее).

Что же Сашка делает сверх?

Сашка думает прежде не о себе, Сашка думает о других. Наверное, это и есть человечность, это и есть человек. И если бы все были такие, как Сашка, поступали по совести, не считали за подвиг каждое совершенное дело, то и мир был бы добрее.

Один из учащихся зачитывает те качества, что записаны в опорной схеме.

Добавление записи в листы-схемы.

Слайд – опорная схема

Выводы

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Самооценка

Насколько вы поняли ту мысль, что попытался донести до вас автор?

Над чем помогла задуматься книга?

Устные ответы.

Выставление оценок

Обобщение работы на уроке.

Выставление оценок за устные ответы.

Домашнее задание (дифференцированное)

Выполнить одно из предложенных заданий:

        1. Моё впечатление от повести В. Кондратьева «Сашка». (сочинение-рассуждение)

          Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка? (сочинение – эссе)

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;

2) развитие умения анализировать текст;

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

Оформление доски:

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
  2. Звучит фонограмма песни М.Ножкина "Под Ржевом".
  3. Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка".

  1. Несколько слов об авторе повести "Сашка" Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале "Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё - правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму "Деревни русские".

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть "Сашка" была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

  • А вам, ребята, интересно было читать повесть "Сашка"?
  • А почему?
  • Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)
  • Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

(«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли, - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

  • Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

  • На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

  • При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
  • Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

  • Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

  • Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

  • Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

  • Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И не выполнить - нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?
  • Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)
  • Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

(Совестливый)

Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка - растерялся начисто, лепетал только «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

  • Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
  • Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)
  • Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

  • Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

  • Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
  • Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

  • Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?
  • Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

  • Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
  • Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Использованная лит-ра: учебник 11кл.автор Агеносов В.И., Методическое пособие того же автора