Конспект " Что такое Родина?". Сочинение Что такое Родина (Что значит для меня Родина) рассуждение Что такое родина в жизни человека

Начну сразу с терминологии: слова «русская», «русские», «русский» для меня не имеют отношения к составу крови, форме черепа и прочему нацистскому бреду. Русский – это шире, чем национальность, шире понятия нация. Это – образ мыслей, способ понимания окружающего, особая система ценностей. На карту России посмотрите – ну, как вот эту громаду можно втискивать в европейское понимание нации? Конечно – нет.

Простого, односложного определения «русскости» нет. Для меня «русскость» – это мировоззрение справедливого жизненного устройства плюс русский язык, освоенный и усвоенный до степени родного. Тест на проверку, русский ты или нет – это не сдача крови на поиск гаплогрупп. Найдите тихое, спокойное место – кому диван, кому лес, кому берег моря или реки, и попробуйте сами себе ответить на несколько простых вопросов.

Материалистические ценности Запада – могут быть персонально для вас единственным смыслом вашего существования? Смыслом вашей жизни могут быть достижения Востока в области абстрактной духовности? Что персонально для вас важнее – перечисленное или поиск Правды? Если «нет» в первых двух случаях и Правда в последнем, все с вами понятно: вы – русский. А уж какой при этом у вас цвет кожи, разрез глаз – не проблема, достойная внимания.

Почему важен еще и русский язык? Образность, обилие синонимов, точность метафор – да, это интересно, но не это главное. В нашем языке, как мне кажется, есть некие слова, некие понятия, которые, условно говоря, программируют нас с вами. Язык ведь возник раньше нашего русского христианства – его корни уходят в глубь веков, к моменту формирования русского народа как отдельной цивилизации.

Одно из главных слов для нас – Родина . Слова с корнем «род» мы слышим с пеленок – от родителей, от родственников, от мамы, которая родила каждого из нас, от бабушек и дедушек – наших прародителей. Кто бы какой идеологии из нас ни придерживался, какие бы времена на дворе ни стояли – Родина остается с нами. Имперская она при этом, социалистическая или демократическая – не важно, эти слова всегда останутся прилагательными, а Родина – существительным. Родина – это и род , семья каждого из нас. Родина – это и место, где мы родились и выросли, где нажили друзей, где нас учили уму-разуму, где мы поняли, что являемся частью народа. Родина – это еще и страна, в которой мы родились. И мы, русские – люди вот этого кода. Я не лингвист, конечно, сравнить ситуацию могу только с европейскими языками. Не вижу ни одного, где слова Родина , родители, род, народ, родительница имеют один корень. Английский: Родина – motherland, родители – parents, рожать – give birth, род – family. Французский: Родина – lieu de naissanse, родители – parents, народ – personnes… Проверяйте – вдруг я чего не углядел.

Почему у русского народа так много слов, однокоренных с Родиной и родом? Наш язык – древнее православия, намного древнее. Имеется немало исследований историков разных школ и направлений о верованиях дохристианской Руси. Тема не простая, единого мнения среди ученых как не было, так и нет. Среди исследователей достаточно известны книги Бориса Александровича Рыбакова – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Рыбаков не претендовал на истину в последней инстанции, критиков у него предостаточно, но предложенная им классификация пантеона языческих богов, на мой взгляд, выглядит совершенно логичной. По мнению Рыбакова, в пантеоне наших языческих богов верховным был … Род . Изначально бог Род находился внутри Мирового яйца, и, родившись из него, создал мир таким, каким мы его знаем. А для того, чтобы в этом мире был порядок, Род создал всех прочих богов – Ладу, Лелю, Сварога, Перуна и прочих. При этом Род был единственным славянским богом, которому никогда не ставили кумиров, поскольку Род не имеет обличия, ведь он есть все сущее. Он не был овеществлен – и это сохранило его для нас, поскольку князю Владимиру после крещения Руси низвергнуть кумиры Рода было невозможно. Кумиров Перуна, Ярилы, Сварога и прочих в Днепр свалить – без проблем. А у Рода кумиров – не было. И Род – никуда не делся, он стал частью нашего языка, словом-кодом. Христиане мы или атеисты, монархисты мы или коммунисты – Родина для нас остается неким абсолютом. Родина – в пословицах и поговорках, Родина – в нашей культуре и литературе… И вот эта абсолютизация понятия Родина как высшей ценности – одна из главных особенностей нашей культуры, нашей цивилизации. Мы – те, кто рожден родителями на Родине, чтобы продолжить род и стать частью народа.

А вы задумывались, почему слово Родина – женского рода? Бог Род – вроде как мужского рода, хотя и не имеет визуализации. А Родина – женского, и все тут. А это – еще одно значение этого удивительного слова: Родина как место возникновения, происхождения, произрастания чего-либо. Родина – она ведь как мать, которая нас родила. А роды – дело женщины, и связка слов Родина-мать появилось тоже давным-давно, а не на военном плакате времен Великой Отечественной. А предки наши были куда ближе к природе, чем мы с вами, и они точно знали, что главная роженица – это земля. Это земля рожала растения, без которых не могут жить животные и сам человек. Это земля кормила всех, кого родила, водой – как мать кормит младенца молоком. Родина-мать и мать сыра земля – понятия настолько близкие, что мы ведь и не различаем их. И к Родине, к матери сырой земле мы, русские, относимся именно как к матери. Нас рожают родители на Родине, чтобы мы стали частью и продолжением рода, жили рядом с родственниками и были бы частью народа. Так сложилось, так нас закодировали. И уникальность наша в том, что обида Родины для нас равносильна обиде нашей матери. И, видя обиду Родины, мы забываем все мелкие разногласия, чтобы встать на ее защиту, даже если эта защита будет стоить нам жизни. И все завоеватели – а им несть числа – приходившие с огнем и мечом на нашу Родину, диву давались и в толк взять не могли, почему мы ТАК воюем. Не щадя своего здоровья, своей жизни, идя на верную смерть.

Представьте себе негодяя, который пытается убить вашу маму (не дай Бог!). Вас будет интересовать, что он здоровее вас физически, а в руке у него – нож, дубина, пистолет? Броситесь, очертя голову и будете колотить, куда ни попадя, даже истекая кровью. Грудью закроете, даже понимая, что вот этот вот удар будет последним в вашей жизни. Наши предки именно так и воевали, и имена Гастелло, Матросова для нас – не пустой звук. И точно так же мы будем биться за наших детей: сами мы можем погибнуть, но свой род мы обязаны охранить и сохранить. Родина, род, родители – слова, с которыми мы практически рождаемся и с ними же уходим в небытие, глядя в родные глаза…

Возможно, я не прав, заблуждаюсь, путаюсь. Но то, что тысячи лет никто не может победить народ, для которого Родина – мать, для которого продолжение рода, интересы народа важнее собственной жизни – медицинский факт. Как и то, что никто не способен повторить такой способ сражений. Мы не можем сдаться, даже находясь в безнадежном положении – невозможно ведь опустить руки и спокойно наблюдать, как будут издеваться над матерью. Мы и не опускали – ни в Бресте, ни в Сталинграде… И святость слов Родина и род отличает русских что от европейцев, что от азиатов, делает Русскую цивилизацию отличной от всех прочих в этом лучшем из миров.

Хочется отметить особенность русского православного христианства. Если внимательно читать Евангелия, то легко увидеть, что матери Христа отведено не так уж много места: персонаж она весьма важный и значимый, но выдающегося влияния на становление Церкви она не оказывала. Но припомните: сколько икон с изображением Богоматери стоит по нашим церквям, на домашних иконостасах, сколько молитв ей посвящено. Помните, как называют Деву Марию в этих молитвах? Она и «заступница небесная», и «царица небесная», «Богородица», «Божья Матерь», «заступница рода христианского», «Пресвятая», «Пречистая».

С чего бы такое невероятное почитание, которого и в помине нет ни в католичестве, ни в протестантизме? Версия Рыбакова и в этом случае выглядит наиболее логичной. На мой взгляд, он совершенно справедливо полагает, что такое отношение к Деве Марии корнями уходит все в те же дохристианские времена. В образе Девы Марии без особого труда можно найти практически все мифы, легенды и сказания, посвященные богиням Ладе, Живе и Лели. Крестьянский народ Руси, не вникая в сложнейшие споры христианских богословов о том, кого именно родила Дева Мария (Бога или только человеческое естество Христа), спокойно перенес на нее все то, во что веровал до христианства. Рожали языческие богини богов славянского пантеона – почему бы не воспринять Богородицу? Лада была покровительницей брака, любви. Жива «отвечала» за процветание природы, будила ее каждую весну – делает живое живым. Леля «обеспечивала» урожаи и всегда была готова придти на помощь всякому, кто в ней нуждался. И все три богини объединялись словом Рожаницы, поскольку были главными помощницами Рода во всем, что касалось женского здоровья при родах и не только при них. Вот и праздник Масленицы, всеми нами любимый - в честь Солнца, символ которого - блин. Абсолютно языческое празднество, но признаков анафемы как-то не видно, не так ли?


Православное христианство «вручило» все эти функции и атрибуты Богородице, чем и уравновесило присущее протестантству отрицание священного женского начала. И это был очень мудрый подход: Русь обошлась без войн с язычниками, никого не понадобилось «крестить мечом и огнем». Зачем воевать против православия, если оно ничего не имеет против того, чтобы Перуна назвали пророком Илией и продолжали почитать его? Бог Велес стал Власием, Никола – святым Николаем-угодником… Этот список можно продолжать и продолжать, просто не хочется занимать много места: на каждого язычечского бога в православии нашелся святой. Ну, а домовые, кикиморы, русалки и лешие вообще никуда не пропадали - мы с ними с детства «знакомы», а православная церковь аккуратно «не замечает» этого нашего веселого языческого безобразия. Это отступление от жестких догм христианства уберегло Россию не только от религиозных распрей внутри страны. Отказ православия от борьбы с женским началом языческой религии огородило Русскую цивилизацию еще и от инквизиции, уничтожившей в Европе, по вполне умеренным оценкам, не менее 5 миллионов женщин. Еще раз вынужден повторить: я не говорю о том, что Русская цивилизация выше, лучше цивилизации Европы. Просто эти две цивилизации – принципиально разные в самих своих основах, сколько бы слов ни тратили либералы на доказательство обратного.

«Молот ведьм» в Европе был инструкцией к действию, а на русский язык его впервые перевели лишь в 1930 профессиональные историки. Феминизм в Европе и в Америке имеет весьма воинственную, непримиримую форму – женщины как будто мстят за сотни лет своего угнетения. А для России феминизм в таком виде – заморская диковинка, не приживающаяся на нашей почве. Европа несла Христа при помощи огня и меча, православие – желанием приобщить к мудрости взаимно уважительного сосуществования. Россия продала Аляску пару сотен лет назад – православные церкви действуют для эскимосов и индейцев и поныне. Там – огонь, кровь, нетерпимость. В России – готовность принять, понять и научить, но научить не через силу, не через принуждение. Русская цивилизация не уничтожала народы, побежденные в стычках при расширении империи, раз за разом применяя безотказный прием: показать новым подданным уровень жизни метрополии не для того, что сломить их волю, а для того, чтобы дать понять – и вы можете подняться до такого уровня, если мы сможем выработать правила общего жития.

Ностальгия по временам СССР в последние годы, особенно после Русской весны, становится «повальной болезнью», Рунет без устали рассуждает об этом. Вспомните, сколько сотен и тысяч призывов мы видим и слышим на тему «Путин, введи войска», «Бомбить надо не Сирию, а Украину», «Надо немедленно разгромить бендеровцев». Путина уже миллионнократно обвинили в предательстве, в «низкопоклонстве перед Западом» и в прочих смертных грехах. Конечно, горько и больно смотреть на истекающий кровью Донбасс, на убитую идею нового града Китежа – Новороссии. Но насилие – это не путь России, это не путь Русской цивилизации. Для того, чтобы миру явился СССР-2, России нужны две составляющие.

Уровень жизни, который будет разительно выше, чем у соседей;

Идея, причем Идея с большой буквы.

В годы Империи такой идеей было православие, в годы СССР – социалистические методы управления страной. Сейчас РФ конституционно запретила себе государственную идеологию, а уровень жизни – такой, какой смогло обеспечить рыночно-либеральное руководство. Значит, пока ситуация такова, какова она есть: разговоры о СССР-2 объективно не могут покинуть пределы наших кухонь. Обидно, но – факт. Уж не знаю, понимает ли Путин, чего он в данном случае НЕ делает, но объективно он прав, как бы горько ни было это осознавать. Насильное подчинение – вне пределов Русской цивилизации, а к объединению, которое было бы для нее традиционным, Россия просто не готова. Нет ни высокого уровня жизни, ни Идеи.

Но особенности дохристианского периода и православия – далеко не все, что отличает Русскую цивилизацию от европейской. Русский народ сложился в единое целое на территориях, климат на которых уже простое выживание делает подвигом. Морозы по полгода, скудость плодородия почвы заставили нас век за веком жить иначе, чем все остальные народы. Нет такого второго народа – это просто факт. Посмотрите на Канаду – страну, более-менее сходную с нашей по климату. На юге – город на городе, все урбанизировано, обжитО, а чуть дальше на север – просто пусто. Нема дурных полгода дома топить и в ватниках ходить! На Аляске крупные города на пальцах пересчитать можно, а Сибирь и наш русский Север – места вполне себе обитаемые, освоенные. То, что русский народ издревле осваивал эти невероятные, невозможные территории, дало еще один удивительный эффект: в пантеоне дохристианских богов у русских бога войны – просто нет. У греков, римлян, скандинавов и даже у западных славян боги войны были, а у восточных славян – отсутствовали. Врожденное миролюбие? Да нет, все утилитарнее: быт, борьба за существование были настолько напряженными, что было попросту не до этих самых войн.

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин, Зимнее утро (отрывок)


Невысокое плодородие наших земель при достаточно примитивном земледелии не давало возможности физически прокормиться в одном регионе слишком большому количеству людей – и род отправлял разведчиков на поиски новых мест обитания. Желательно, конечно, не слишком далеко, чтобы не оборвать связь с теми, кто оставался на старом месте. Это обживание новых мест тоже имело свои особенности, диктовавшиеся все тем же климатом.

Снова обращусь к русскому языку. В нем есть слово «мир», которое тоже имеет немало значений. Это и все, что окружает нас, и «состояние без войны», но еще и – все население того или иного села, поселка, деревни. Почему три значения у одного слова? Да жили наши предки своим миром, который окружал их, и в котором не было войн. Какие войны? Вы представьте себя на месте тех людей, которые решили освоить новое место. За короткий летний период надо успеть и жильем себя обеспечить, и будущие поля от леса освободить. Можно такую работу выполнить в одиночку, при наличии только пил да топоров? Нет, только всем миром. Можно такую работу НЕ выполнить? Можно. Один раз. Чтобы зимой дать дуба. Хочешь выжить – умей работать в коллективе, умей работать от зари до зари, используя каждый теплый и светлый день. Ничего не узнаете в этом описании? Внавалку, в разрыв сил и жил, всем вместе, без продыху сделать то, что нужно всем и заслужить право на частичный отдых на полгода. Рывок – расслабуха, рывок – расслабуха, но во время рывка мы умудряемся работы сделать столько же, если не больше, как «цивилизованные европейцы» за год. Сотни и даже тысячи лет прошло, а ведь так и живем… Вот только еще один момент: работать на пределе сил ради самого себя русский человек не будет. Ради родственников, детей, родителей, коллектива (а это – все тот же «мир», только на новый лад) – да. Ради только самого себя – нет. Примеров приводить не буду: покопавшись в биографии, их найдет любой из нас.

И в таком вот режиме наши предки жили больше тысячи лет. Даже после того, как новая территория была полностью освоена, необходимость работать всем миром не исчезала – климат ведь не менялся. Все так же – 2-3 недели на то, чтобы провести посевную, 2-3 недели на сбор урожая. Все так же – за теплое время года успеть построить избы молодым, хозяйственные постройки. Общая работа, миром – на земле, которая принадлежит всему роду, всем и – никому. Разве мама может принадлежать только одному из своих детей?.. Это и был наш способ жизни, способ существования, способ выстраивания отношений с людьми.

При таком режиме жизни-выживания – до войн ли нашим предкам было?

И вот это изначальное отсутствие агрессивности дало еще один удивительный результат. При всех войнах, которые выпали на долю России, при всех расширениях территории – Россия не занималась грабежом этих территорий, уничтожением народов, их заселявших. Россия раз за разом использовала «антиевропейский» прием, о котором я уже говорил выше. Давайте о нем же, но чуточку подробнее. Россия старалась сделать все, чтобы уровень жизни в новых землях был поднят до уровня жизни в метрополии. Несла приемы земледелия, обработки металлов, строительства городов, несла даже азбуку тем, у кого не было собственной письменности. И раз за разом вливала элиты новых территорий в состав элиты метрополии. Переберите в памяти фамилии самых знаменитых дворянских родов России – сколько вы обнаружите фамилий армянских, татарских, польских, грузинских? Местную элиту везли к царскому двору, обсыпали милостями – будто раз за разом проводили экскурсию: «Смотрите, до какого уровня вы можете дорасти! Не юрта из самых дорогих шкур, а вот такие дворцы…». И это срабатывало раз за разом, если не забывали кроме пряника и о кнуте, жестко подавляя любые бунты против центральной власти. Итоги мы знаем: ни одной «растоптанной» цивилизации, ни одного исчезнувшего народа и постоянное обогащение не только культуры вновь присоединенных или присоединившихся народов, но и культуры самого русского народа культурами всех, кого присоединили...

ро дина , родины, жен.

1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» Ленин . Защищать родину. Весь Советский народ любит свою социалистическую родину и защищает ее грудью от всех посягательств. Советский Союз - вторая родина трудящихся и угнетенных всего мира.

| «Готовил родине ты честных сыновей.» Некрасов . «О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?» Жуковский . Тоска по родине.

| Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

| перен. Место зарождения, происхождения чего-нибудь. Родина картофеля - Америка.

2. перен. Место возникновения чего-нибудь. Советский Союз - родина социалистической революции.

Словарь антонимов русского языка

Татарские женские имена. Словарь значений

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Родина

♦ Patrie

Страна, в которой ты родился и где живешь, – во всяком случае, это справедливо по отношению к большинству людей, – или страна, про которую скорее, чем про любую другую, можешь сказать, что она твоя. Эти признаки не всегда совпадают, поэтому есть люди, у которых сразу несколько «родин», и есть люди, у которых нет ни одной. Но чаще всего родиной мы называем страну, в которой родились и выросли, страну, принявшую нас при рождении или позже, страну наших отцов или наших учителей, наконец, просто свою страну – свою не потому, что она нам принадлежит, а потому, что мы ей принадлежим, пусть даже не целиком, а какой-то частью себя – сердцем или верностью. Это то место, из которого мы пришли в мир или которое выбрали для себя сами, место, где мы чувствуем себя дома, место, которое мы любим больше всех прочих, хотя охотно допускаем, что есть более интересные и достойные восхищения места. Понятие родины не объективно, как и понятие нации, а субъективно и эмоционально. Лично мне довольно долго казалось, что у меня нет родины. Франция была мне безразлична, и я убеждал окружающих, что люди интеллектуального труда в еще большей степени, чем пролетарии, не имеют родины. Однако я изменился, и теперь Франция становится мне все более дороже . Кроме того, много лет назад, бывая в Кастилии, в Тоскане, в Амстердаме, в Венеции и Праге, я открыл для себя, что родина у меня точно есть, и она называется Европа. Разумеется, я не собираюсь этим гордиться. Но мне не очень нравится, когда меня этим попрекают.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Ы, ж.

1. Страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается; отчизна, отечество .

* Моя прекрасная родина. *

2. Место зарождения, возникновения, происхождения чего-н.

* Россия - родина космонавтики. *

Энциклопедический словарь

  1. место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос.
  2. Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Словарь Ожегова

РО ДИНА, ы, ж.

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чегон., возникновения чегон. Москва его р. Индия р. шахмат.

- Вот, дети, -мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, - скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию,девочки выйдут замуж...
- Лидьванна! - отозвался с последней парты Марк Гольштейн.
- А зачем в армию?
- Что значит, зачем? - растерялась учительница. - Родину защищать!
- А что значит - Родина? - не унимался Марк.
- Родина? Ну как же, что знaчит... Это... место, где ты родился!
- Значит, я буду защищать Китай?
- Почему Китай!
- Я там родился.
- Нет, же, Родина - это не только то место, где ты родился, но где вырос...
- Ну так я там и рос! Целых пять лет!
- Пять лет - это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
- Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски..
- Значит Китай - не твоя родина. Твоя родина там, где родились также твои предки...
- Мой отец родился в Петербурге, а мама в Киши неве... Значит, я буду защищать Россию и Молдову?
- Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство, твои лучшие воспоминания..
- Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
- Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию...
- Ммм.. ну, поскольку я еврей, неужели защищать буду Израиль...Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу.
Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
- Марик, - неуверенно сказала Лидия Ивановна. - Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
- Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит в армию можно не ходить?
- В армию обязательно нужно ходить...
- Зачем?
- Чтобы стать настоящим мужчиной! - уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
- Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия!
- Что же? , - спросила она на свою беду.
- Ну вы столько лет живете, а как будто не знаете! Конечно же женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась...Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была одна - Советский Союз, и настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине - и все! Нет Родины! Кугом одна сплошная заграница...

***

Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок.
- Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? - задал вопрос Марк.
- Марик, у тебя нету Родины?
- Нету...
- Как так?
- Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь.
- Очень хорошо, а сюда вы как попали?
- А тут бабушка...
- Марик! Так значит у тебя как миниму 3 родины!
- Ну раз на то пошло - значит 4! Я еще и еврей!
- Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого первого!
- Не хочу...
- Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трех перпендикуляров! - Сергей Михайлович обвел глазами класс.
- Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали определение «родины» как таковой и методах ее объяснения современным ученикам.
- Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... - зачитывал официальный текст директор.
- А детям это как объяснить? - галдели учителя.
- У нас и негритята есть, и китайцы... - поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна - уборщица.
- Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирать нада! - грозно возмутилась Никифоровна.
- А мы тут решаем... что такое Родина...- робко промямлил директор.
Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны.
- Делать вот вам нехрен, - забурчала уборщица, - Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина - эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
- На пенсию не страшно... - хором повторили учителя. На том и порешили.

- Пап! А че такое Родина?
- Сын, Родина, это такое место, куда ты всeгда можешь вернуться, и где тебе будут рады...
- Па! А ты это здорово придумал!

- Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! - Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам. Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала:
- Дети! Родина - это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость!
- Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине!
- Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы - пенсия и старость!
- Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
- Тихо! - взвизгнула она. - Кто тут у нас самый умный? - Учительница плавно переходила на ультразвук.
- Я! - Гордо отозвался Марк.
- Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! - она была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
- Это такое место, знаете... куда всегда можно вернуться! Из любого места! - Парировал ученик.
- Круто! - все загалдели. - Вернуться откуда-нибудь - это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию...

Дмитрий Брагилевский

Класс: 2

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.

Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, презентация «Родина - что это значит», рисунки обучающихся, физическая карта России.
Для обучающихся: учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, разрезные карточки с пословицами, толковые словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб», «Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.

Цели урока:

  • Обучающие :
    • подвести детей к осознанию понятия Родина;
    • раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
    • познакомить с символикой Российского государства;
    • расширять кругозор обучающихся;
    • обогащать их словарный запас.
  • Развивающие :
    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
  • Воспитательные :
    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
    • формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
    • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация . Слайд 1)

– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд 3)

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.

– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.

Постановка проблемы

– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

– Ответов на этот вопрос может быть много:

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

– Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2 )

Беседа по тексту

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

– В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

– Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3 )

Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)

– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа в группах (Приложение 4 )

– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд 20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)(Слайд 21)

– Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной . (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Самостоятельная работа. Работа в тетради

– Следующее задание мы выполним в тетрадина с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.(Приложение 5 )
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.

2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6 ) (Слайды 31-42)

3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный)– близость цели.

– Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой)бодрость, физическая форма.

– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

9. Домашнее задание

Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Родину, как и родителей, не выбирают. О ней пишут стихи и песни, снимают кино, воздвигают памятники и рисуют картины.

Это понятие вкладывается в детские головы с ранних лет в целях привития патриотического духа и воспитания достойных граждан своей страны. Несмотря на это, мало кто может внятно ответить на вопрос, что такое Родина.

Происхождение и значение понятия Родина

За всю жизнь человек может сменить несколько мест проживания: городов, регионов и даже стран.

Если исходить из того, что Родина – это место, к которому привязана душа и куда все время тянет, то какое из них можно так назвать? Там, где он родился? Или там, где доживал последние годы? А может это понятие означает территорию, где индивид ( ?) прожил большую часть своего жизненного пути?

Слово «родина» имеет корень «род», означающий общность людей, имеющих кровное родство. В древние времена задача сохранения рода была сверхценной, так как только группами люди могли выживать, добывая пищу и защищаясь от недругов.

Остаться одному – означало встретить верную погибель. Современный мир – тихий и комфортный – уже не несет столько опасности, и все же ценность родства осталась, пусть и не столь ярко выраженной. Мы все являемся потомками тех древних людей.

Нас объединяет общая территория, язык, культурные и морально-нравственные ценности. У нас , мы . Отмечаем одни государственные праздники и готовы встать на защиту своей страны в случае необходимости. Наша Родина – это Россия.

Родину также называют Отечеством , так как это то место, где жили наши отцы и деды. Получается, что Родина и Отечество – это мама и папа, в более широком понимании – предки. Это страна, где жили ваши родители, и где вы появились на свет, росли и воспитывались.

Малая и большая Родина

Часто разграничивают большую и малую Родину. На самом деле понятия практически тождественны, просто используются в широком и узком смысле.

Большая Родина – это широкое понятие, означающее родную страну, государство. В данном случае – Россию, русскую землю.

Малая Родина также означает географическое положение, но более узкое, точечное. Это город или поселок, в котором индивид появился на свет. Это дом и улица, где он рос вместе с соседскими ребятами. Школа и первые учителя.

То есть если человек родился в одном населенном пункте, а позднее переехал в другой, то можно сказать, что он покинул малую Родину, но не большую.

Оставаясь в той же стране, но в другом городе, люди скучают по своему краю, ведь именно там прошел самый счастливый и светлый период жизни – детство. Поэтому многие считают Отчизной место, в котором родились , скучают по нему и мечтают туда вернуться.

Что значит любовь к Родине

Спросите у любого , уехавшего на постоянное место жительство в другое государство, что он чувствует по отношению к оставленной стране. Каждый из них (бывают, конечно, и исключения) расскажет о и тоске, связанными с воспоминаниями о Родине.

Человек может сменить географическое положение, но ничто не в силах переделать его прошлое, удалить из сознания связанные с ним чувства и эмоции. Если не явно, то в глубине души он всю жизнь будет мечтать о том, чтобы вернуться и взглянуть на родные места хотя бы одним глазком, пройтись по местам своего детства и юности, вдохнуть «тот самый» воздух.

Так что же такое любовь к Родине , в чем она проявляется?

  1. Парадокс, можно не быть , но при этом иметь к ней сильную привязанность. Такое происходит, когда человек недоволен внутренней политикой и действиями власти, но ни за что не согласится покинуть свою землю. Это и есть любовь;
  2. Можно не уважать власть и ее законы, но если нагрянет беда, большинство жителей сплотится, чтобы защитить свою Родину. Это тоже любовь;
  3. Родину любят и ценят не за что-то, а просто так . Любят людей, которые здесь живут, бескрайние просторы полей и лесов, моря и океаны, ее историю и культуру.

Каждый сам выбирает, за что любить свою страну, но равнодушных практически нет. Человек без Родины – все равно что без семьи: одинокий, кочующий странник, который не может найти свое пристанище. Он ни к чему не привязан и потому не имеет глубокого смысла существования.

Любовь к отчизне – это не только гордость, радость за победы и свершения своего народа. Это также горечь от потерь, ошибок и поражений. Понять это способен только зрелый человек, наделяющий данное понятие более глобальной сутью.

«Родина. Пусть кричат «Уродина!», а она нам нравится, спящая красавица» – пел Ю.Шевчук, метафорично говоря, что свою страну любят любой, какая бы она ни была .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Иммигрант и эмигрант - в чем между ними разница Что такое репатриация: исторические и современные примеры Кто такой пансексуал - особенности ориентации и отличия от бисексуала Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим Что такое эмиграция и чем это отличается от иммиграции Харизма - что это такое и можно ли ее развить, чтобы стать харизматичным человеком Что такое рассказ Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Депортация: что это такое, по отношению к кому и за какие действия применяется Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)