Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.”. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Лобо Ернест сетон томпсон лобо урок

Е. Сетон-Томпсон - писатель, влюбленный в мир природы (на примере произведения «Лобо»)

Известный канадский писатель-натуралист захватывает читателей изображением природы и мира животных. Его произведения напоминают о том, что деревья и травы, родниковая вода и явления природы - это ценность земного бытия. К сожалению, мы нередко забываем об этом, наносим вред окружающей среде. Любим животных или птиц, что живут, например, с нами в квартире, а голодные собака или кошка с улицы нередко совсем не вызывают у нас сочувствие.

Проанализируем рассказ «Лобо», в котором Е. Сетон-Томпсон относится к животным с любовью, даже если они волки и приносят огромный вред человеку. Творении писатель впервые реалистично изображает действия и поведение животных. Открывает нам, что звери тоже могут любить, грустить и ненавидеть. Герои писателя погибают, ведь в природе выживают сильнейшие.

Главный герой произведения - огромный волк чрезвычайной силы и ума. Он чувствовал себя царем среди сочных трав, тенистых рощ и водопоев., где отдыхала скот. Волк дерзко нападал на коров даже среди белого дня. Его вой охотники узнавали среди других волков. Но убить хищника или поймать в капкан никому не удавалось. Лобо, так звали волка, всегда обходил опасное место и снова выбирал себе на обед еще одну лучшую корову.

Вскоре в волчьей стае появилась маленькая белая волчица, которую мексиканцы прозвали Бланкой. Сетон-Томпсон называет ее ласково витівницею. Она не боялась Лобо, ведь была его подругой. Когда Бланка попала в капкан, волк не оставил ее. Он звал подругу за собой, и она бежала за ним, пока хватило сил.

Бланка погибла. Лобо очень страдал. Искал ее след и печально выл. А потом отомстил тому, кто убил Бланке. Волк разорвал его собаку.

И все же человек умнее волка. Охотник сделал лапой Бланки следует. Глубоко скорбя за подругой, волк наткнулся на него и оказался в ловушке.

Писатель жалеет Лобо, называет его старым разбойником и прекрасным зверем. Достоинство волка поражает. Он только один раз позвал на помощь волков. Но они не откликнулись. Тогда Лобо даже не смотрел на охотника, не пил и не ел, лишь направлял взгляд на широкие поля, на волю, где он так долго царствовал.

Сердце Лобо не выдержало страданий, и он умер от тоски по Бланкой и волей. И в то же время послышалось громкое завывание волков. Они будто прощались с Лобо.

Вот такой интересный и реалистичный мир природы в рассказе Е. Сетона-Томпсона «Лобо».

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Тема урока: «РАССКАЗЫ ЧЕРНОГО ВОЛКА»

(по творчеству Э. Сетона-Томпсона)

Эпиграф:

Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.

Альберт Швейцер

Цели урока:


  • дать краткие сведения о писателе;

  • обратить внимание на многогранность личности автора-натуралиста, художника и писателя – отразившейся в каждом из его рассказов;

  • связать творчество канадского писателя с современными проблемами экологии.
Оборудование: выставка книг писателей-натуралистов Э. Сетона-Томпсона, Д. Адамсон, Д. Дарелла, В. Бианки, М. Пришвина и др., рисунки, фотографии, поделки на тему «Природа».

Опережающее домашнее задание: класс распределён на три группы по рассказам «Арно», «Домино», «Снап», учащиеся должны подготовить выступления по вопросам, данным к рассказам.

Тип урока: урок-портрет.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию учебного материала

1. Создание интриги урока: на каждой парте лежат письма со словами: «Люди и звери, мы – дети одной матери-природы», а вместо подписи нарисован след волка.

2. Эвристическая беседа:

– Как вы думаете, что бы это могло означать? Мог ли это написать Чёрный Волк? (Нет, потому что волки не умеют писать).

– Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Чёрный волк умел. Почему? (Черный Волк – это очень необычное имя человека).

II. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока


  • Главный проблемный вопрос урока : почему канадские индейцы назвали Э. Сетона-Томпсона Чёрным Волком?

  • Ваша з адача создать портрет Чёрного Волка: писателя, художника, натуралиста. (Каждый учащийся, слушая объяснение учителя и сообщения своих товарищей, вписывает факты биографии писателя, подтверждающие эти определения). В конце работы в тетрадях учеников должна получиться таблица:

ЧЁРНЫЙ ВОЛК

ПИСАТЕЛЬ

ХУДОЖНИК

НАТУРАЛИСТ

  1. Написано множество рассказов о животных.

  2. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что должно быть присуще только людям «Мустанг-иноходец» – предпочитает смерть неволе, лис Домино, рискуя жизнью, спасает свою подругу.

  3. Рассказ о волке Лобо – одно из лучших произве­дений автора.

  1. С детских лет увлечение живописью.

  2. Рисование портретов животных и птиц с натуры.

  3. Нарисовал картину «Лобо – король волков».

  1. Наблюдал за повадками животных и птиц.

  2. Вёл собственный дневник наблюдений

  3. Написал целую энцикло­педию лесной жизни: «Дикие животные, как я их знаю».

  4. За исследования в облас­ти зоологии получил должность «государствен­ного натуралиста».

  5. За научные труды удосто­ен высокой награды золотой «Элиот».

III. Восприятие нового материала

      1. Слово учителя о Сетоне-Томпсоне:
– Родился Сетон Томпсон в 1860 г. в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья.
С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вёл собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег всё ещё не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивлённые и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», – вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в автобиографии.

      1. Рассказ учащихся.

Карточка-информатор 1

Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)… Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903), «Рольф
в лесах» (1911).

«Я убеждён, – писал Сетон-Томпсон, – что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, – золотой «Элиот».


Карточка-информатор 2

Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Томпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быть натуралистом? Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалеку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимания!» Старшему Сетону-Томпсону и в голову не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом был портрет ястреба.
Эту птицу, как впоследствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становится зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал своё мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может, тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображения зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, а чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сеттон-Томпсон, оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Брем, Бернгард Гржимек, Джеральд Дарелл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.


      1. Словарная работа: художник-анималист.

      2. Беседа с учащимися:
– Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

– Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

– Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обла­давший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писатель­ской работе?

– Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей-натуралистов?

– Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им.


      1. Слово учителя о рассказах Сетона-Томпсона:
– Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведёт себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»). Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, поте­рявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»). Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали некоторые рассказы этого замечательного автора.

6. Работа по группам над рассказами Сетона-Томпсона (выступление групп по заранее данным вопросам к рассказам):

«Лобо»


  • Чем был знаменит этот волк? (Это был волк-великан, а его храбрость и сила соответствовали его росту, его стая регулярно опустошала стада, «взимая дань по одной корове каждый день»).

  • Найдите и прочитайте описание животного. Что нового вы узнали о таком животном, как волк?

  • Как удалось его поймать? (Лобо попался в капкан в поисках своей подруги Бланки).

  • Что стало причиной смерти Короля волков? («Говорят, что лев, лишившийся силы, орёл, потерявший свободу, и голубь, разлучённый с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было думать, что сердце этого свирепого хищника вынесет тройное испытание»).
7. Беседа со всем классом:

– Какими человеческими чертами характера наделяет автор героя?

– На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

– Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?


Карточка-информатор 4

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Канадский писатель стал первым, кто писал исключительно о самих животных.
Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от среды обитания. По словам Сетона-Томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

По части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов. «Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них «Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая в письме сюжет картины, художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я ещё никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»


«Арно»

  1. Есть ли у вас голуби? Какие породы голубей вам известны?

  2. Каких голубей называют возвратными? (Которые возвращаются в свою голубятню).

  3. Зачем нужны возвратные голуби? (Для доставки почты).

  4. Что ценится в почтовом голубе: внешняя красота или умение быстрее всех вернуться в голубятню?

  5. Как отмечают достижения голубя? (На лапку надевают серебряное колечко с номером и именем, а на перьях делают несмываемые пометки).

  6. Кто оказался лучшим из 50-ти отличных голубей? (Арно).

  7. Как Арно сумел спасти пароход? (Пароход попал в туман, сломался его двигатель; Арно пролетел 210 миль над морем в тумане за 4 часа 40 минут, и пароход был спасён).

  8. С чем сравнивает писатель маленького Арно? (С лучом света, синим лучом).

  9. Как голубь попал в плен? (Арно опустился попить на чужую голубятню, а владелец его поймал и оставил «на улучшение породы»).

  10. Сколько голубь пробыл в плену? (Два года, но как только представилась возможность, тут же улетел).

  11. Что случилось с Арно около дома? (Арно спустился слишком низко из-за ветра, и какой-то «злой дух соблазнил охотника», а на раненого Арно налетели два сокола).
7. Беседа со всем классом:

– Какие основные черты характера Арно вам показались самыми привлекательными? (Настойчивость, верность, смелость, любовь к родине).

– Какие мысли и чувства вызывает этот рассказ? (Жалость, боль, сострадание, чувство гордости за голубя).

– Можно ли сказать, что характер Арно раскрывается по контрасту с его внешностью?

8. Рассказ группы:

«Домино»


  1. Какой зверёк является главным героем рассказа? (Чёрно-бурый лис).

  2. Почему его зовут Домино? (На его мордочке между глаз словно была надета маска «домино»).

  3. Как определить лучшего котёнка, лисёнка, волчонка в помёте? (Нужно забрать их из привычного места обитания и посмотреть, кого из малышей мать будет переносить первым).

  4. Как и почему Домино сделал открытие: «У него есть верный друг в минуту опасности»? (Верный друг Домино – река: вода скрывает следы; лёд удерживает лиса, но ломается под собакой и человеком; возле скалистого обрыва шла узкая тропа, где мог проскочить только лис; около реки всегда можно было прокормиться).

  5. Как Домино нашёл себе подругу?

  6. Что это: «Помесь лисьего капкана и паровой сирены?» (Гекла, собака).

  7. Что отпугивает лисиц (зверей) от капкана? (Запах металла и человека).

  8. Как Домино удалось выбраться из капкана? Что он понял в результате? (Ему повезло: лань, собираясь ударить попавшего в ловушку лиса, копытом стукнула по капкану, и тот раскрылся; Домино понял, что опасность таит необязательно запах человека или дыма, или железа; любой необычный запах – враг).

  9. В каком злодеянии обвиняли чёрно-бурого лиса люди? (В нападении на овец, а этим занималась Гекла.)

  10. У кого Домино пытался найти спасение во время погони? (У девочки).

  11. Как спасся Домино? (Он прыгнул на движущийся уже по реке лёд, вслед за ним – Гекла, но лису удалось добраться до противопо­ложного берега, а собаку унесло в водопад).
9. Беседа с классом:

  • Какая мысль является ведущей в рассказе?

  • Изменили ли вы своё представление о лисах, узнав о мужестве Домино?

  • Что хотел сказать автор этим рассказом?

  • Как вы думаете, почему рассказы Сетона-Томпсона запоминаются?
10. Рассказ группы:

«Снап»


  1. Кто рассказывает о щенке: он сам, автор или хозяин? (Хозяин).

  2. Как герой рассказа познакомился со щенком-бультерьером? (Прислали по почте).

  3. Что произошло при первой встрече Снапа с хозяином? (Щенок, выпущенный из посылочного ящика, немедленно набросился на будущего хозяина и вынудил забраться на стол).

  4. С кем сравнивает автор щенка? (С бесёнком, с гремучей змеей).

  5. Система воспитания Снапа (Он был внимательным к щенку, вежлив, но капризам не потакал: голод не тётка).

  6. Были ли у щенка и хозяина общие увлечения? (Охота).

  7. Чем Снап отличался от других собак? (Он не знал, что такое страх).

  8. Почему свора собак из борзых, гончих, догов и волкодавов так и не справилась с хищниками? (Они могли догнать и окружить, но ни одна не рисковала броситься первой).

  9. Какая трагическая история произошла со Снапом во время одной из охот? (Необходимо зачитать это описание). Какими словами автору удаётся передать накал битвы с волком?

  10. Подтвердите словами из текста, что не только хозяину было тяжело от происшедших событий?
11. Беседа с классом:

– Какие чувства вызвал у вас щенок? (Удивление, восхищение, уважение ).

– Безнадёжен ли финал рассказа?

– Как вы думаете, заведёт ли хозяин Снапа собаку снова и какой она будет породы?

– Почему рассказ имеет подзаголовок «история бультерьера», а не повествование», «рассказ»? (Т.к. в рассказе говорится о жизни бультерьера от начала и до трагического конца, как он развивался, взрослел и т.д.).

– Почему герои Сетона Томпсона вызывают ваше сочувствие и интерес? (Изображены не как животные, а как люди, со своими характерами, привычками).

– Такой приём называется антропоморфизмом (очеловечиванием), что характерно для всего творчества Сетона-Томпсона: его герои переживают, радуются, печалятся. Как вы думаете, для чего писатель прибегает к этому приему? (Чтобы лучше показать, что мы все – дети одной матери-земли).

IV. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя:

– В своей литературной и общественной деятельности Сетон-Томпсон поставил перед собой практическую цель: остановить по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление животных. «Я убеждён, – говорил он, – что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе отдавать на мучение нашим детям». «Человек не смолчит, если его обидят, а у кого найдёт защиту бессловесное животное?», «Пройдёт немного лет и не будет здесь деревьев и мудрость станет безумием. В стране этой поселилась большая сила, и зовут её торговля. Она съест всё и даже людей». Горькие прогнозы писателя во многом подтверждает современная цивилизация эпохи НТР, опустошающая леса, реки, отравляющая моря, океаны и воздушную атмосферу земли. Всю свою жизнь он призывал неустанно к гармонии и братству между человеком и всем живущим на земле.

2. Ответ на вопрос: «Почему индейцы прозвали Сетона-Томпсона Чёрным волком?»

V. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни» (связанный с животными или птицами).

СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ (6 класс)

Тема урока: «СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ»

(по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»)

Эпиграф:

Всё, что может природа иметь прекрасного,

сельская жизнь простолюдинов обольстительного,

все что народ может иметь оригинального,

типического – все это радужными цветами

блестит в поэт ических грезах Гоголя.

В.Г. Белинский

Цели :


  • раскрыть мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе;

  • выявить соотношение волшебного и реалистического в повести;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • развивать умения анализировать поэтические картины природы и культуру устной и письменной речи;

  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование: репродукции картин А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре».

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Сообщение темы, целей, эпиграфа урока

1. Слово учителя:

– «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль», – так начинается одна из самых поэтических повестей Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница». Лиризм, обаяние придают повести описания природы. Они не просто обрамляют действие и являются красочным фоном. Они образуют эмоциональный настрой про­изведения, позволяют взглянуть на характеры героев под определённым углом зрения.

Попробуем выяснить, когда появляются в тексте описания природы, какую роль они играют, в чём их своеобразие. Обратим внимание, что на важность и значимость в произведении описаний указал сам писатель, назвав повесть «Майская ночь, или Утопленница».

2. Работа с эпиграфом:

В.Г. Белинский называл «Вечера…» «Поэтическими грёзами» господина Гоголя. Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского? Как понимаете смысл эпиграфа?

3. Словарная работа:


  • грёза – мечта, призрачное видение, сон.
II. Работа по новому материалу

1. Выразительное чтение учеником отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?…»

2. Словарная работа:


  • божественный – 1. Относящийся к религии. 2. Очаровательный, прекрасный;

  • очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный;

  • благочестивый – соблюдающий предписания религии, церкви.
3. Беседа по прочитанному:

– «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Как осязаемо воссоздана она писателем. Попробуем понять, почему мы можем так ярко представить лунную майскую ночь. Автор называет предметы, которые вызывают его восхищение. Найдите их в тексте (небесный свод, месяц, земля, леса, пруды, сады… ), то есть вся окружающая героев природа.

– Какими эпитетами наделяет эти предметы автор? («Земля вся в серебряном свете» (задумаемся, почему – «серебряном»?); леса, «полные мрака»; сады «тёмно-зелёные», «толпы хат» белеют и блестят при месяце…) .

– Что выражают эти эпитеты? (Они точно передают цветовую палитру; мы ясно видим картину сельской майской ночи, как нарисованную красками на холсте ).

4. Работа по картинам А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре»:


  • Рассмотрите внимательно репродукции картин А. Куинджи.

  • Что изображено на них?

  • Какая цветовая палитра преобладает?

  • Опишите обе картины, используя гоголевские эпитеты.

  • Есть ли отличие гоголевского поэтического текста от картины, нарисованной красками? (Да. Природа не только явственно предстает перед нашим взором во всей своей многокрасочности, природа дышит, движется ).
5. Продолжение работы с описанием ночи Н. Гоголя.

  • Обратите внимание на глаголы, которыми пользуется писатель. (Воздух «движет океан благоуханий»; леса «кинули огромную тень от себя»; чащи черёмух и черешен «пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее») .

  • Для чего их использует писатель? (С их помощью он передаёт ощущение того, что природа жива. Воздух «полон неги»; черёмухи и черешни «пугливо» протягивают свои корни, они «лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; ночной ветер – «прекрасный ветреник»; село, «как очарованное», «дремлет» ).

  • Что ещё необычно в этом пейзаже? (Помощь учителя: «Посмотрите, как гармонично сливаются мир земной и небесный! Месяц «посреди неба» «заслушался» соловья»).

  • Что же объединяет эти два мира? («Божественная ночь»).

  • Задумаемся над вопросом: кто спрашивает нас: «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Автор, который незримо присутствует в описа­нии ночи ).

  • Но так ли незримо? Найдите в отрывке слова, подтверждающие его присутствие, его оценку описываемого им мира. («А на душе и необъятно, и чудно…» – очарование лунной ночи испытываем мы, потому что такой её увидел Гоголь ).

  • Обратите внимание на то, как построены предложения в этом отрывке. (Автор использует риторические обращения «Знаете ли вы украинскую ночь?», риторические восклицания «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» ).

  • Эта фраза повторяется дважды. Как вы считаете, с какой целью? Каким видится автор при чтении этого фрагмента?
6. Работа над эпизодом «Предание о сотниковой дочке»:

– Кроме описания ночи в тексте встречается немало других пейзажных зарисовок. Найдём их, выясним, какую эмоционально-художественную нагрузку они несут.

Предание о сотникой дочке и ведьме, которое рассказывает Левко Ганне обрамлено описанием природы. Здесь голос героев тесно переплетён с голосом автора.


    1. Выразительное чтение эпизода.







Рассказ «Лобо» - одно из лучших и любимых автором произведений Э. Сетон-Томпсона; Пословицы и поговорки о волках- Волка ноги кормят. Волка бояться – в лес не ходить. Голоден, как волк. Выть волком. Волк не пастух, свинья не огородница. Отольются волку овечьи слезки. Сказки: «Красная шапочка». «Волк и семеро козлят». «Иван-царевич и серый волк». Колыбельную песенку: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок».


Загадки: Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. Хитрые, серые водятся в лесах. Разбойни- ки первые наводят на нас страх. Энциклопедическую справку: Волки –хищные, млекопитающие, которые обитают в Евразии, Африке, Северной и Центральной Америке, Гренландии. Они живут парами, образуемыми на всю жизнь, иногда собираются в стаи. Наиболее многочисленны волки в степи, в районах вольного выпаса скота, потому что для них главный объект питания – копытные животные, хотя охотятся они на сурков, зайцев…


Описание Лобо и его воя Отношение Лобо к отравленным приманкам Смерть Бланки Вой Лобо по Бланке Поимка Лобо Прощание Лобо с жизнью; Обобщение Волк не только умен и находчив, он к тому же обладает верным, любящим сердцем, тоскует по убитой подруге; Вой Лобо трогает даже «суровых ковбоев», видавших многое и привыкших ко всему. Охотники восклицают: «Бедный старый герой! Он не переставал искать любимую и, когда нашел след, проложенный её телом, безрассудно бросился по этому следу и попал в ловушку». Когда писатель описывает поимку Лобо, то сосредоточивает внимание на одиночестве и бессилии волка перед человеком и в то же время на его мужестве, бесстрашии, гордости, не сломлен насти.


Автор в рассказе не только рисует моменты охоты на волка, но создает художественное повествование, в центре которого животное, обладающее выдающимися способностями и качествами. И поэтому это не просто «огромный волк необычайной силы и ума», а «властелин», «гигантский волк», «волк- великан», опустошающий со своей стаей долину Куррумпо.










1. К волкам Сетон – Томпсон питал особое пристрастие. В письмах к друзьям он часто вместо подписи рисовал след волка, а иногда подписывал:»Волк Томпсон». Индейцы, с которыми он был очень дружен, называли его Черный Волк, а волк пользовался у них особым уважением. 2. Волкам посвящены не только рассказы, но и картины писателя художника. Взгляните на рисунок героя. Мы понимаем, как опасен зверь в такой момент, но не можем не восхититься его готовностью к битве, силой и отвагой. «Лобо – король волков»


В Ы В О Д Не случайно Сетон – Томпсон назвал его «королем Волков»: он привык властвовать и побеждать. Таким мы видим Лобо в рассказе. Сетон – Томпсон писал: «Каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости…»


Этот рассказ заставляет нас задуматься о тех, на кого человек легко поднимает руку, считая себя единственным властелином природы, имеющим право распоряжаться жизнями «меньших братьев», которые тоже хотят жить и продолжать свой род, способны к глубоким привязанностям и жертвам. Но человек часто забывает о том, что всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря, он помнит только о себе и своих правах и интересах. Не случайно в песне В.Высоцкого об охоте на волков поется: «Эту бойню затеял не Бог – человек…»

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».

Тип урока: комбинированный

ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы - дети одной матери природы.
Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем - сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
- Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок... У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
- Какие рассказы этого автора вы читали?
- Понравился ли вам произведение?
- Какие чувства возникли во время чтения?
- Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
- Как его в них изображали?
- Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую ​​литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина - один из лучших животноводческих районов. А где много животных - там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански - волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Вить волком
- Человек - волк
- Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк - символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк - символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень - мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон - Томпсона "Лобо" и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ "Лобо".

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо - это....
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут....
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка - это....
5. Лобо боялся только....
6. За его голову назначена....
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
- Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
- Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
- Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
- Прочитайте описания волков.
- Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
- Докажите, что Лобо - очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
- Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
- Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
- К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы - дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно... явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови... Убили!
И душераздирающий раздался вой... Словами и не передать...

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел... Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда...

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.