Конспект урока по музыке "Композитор - имя ему народ". Урок музыки Композитор - имя ему народ (4 класс) Композитор имя ему народ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

урок музыки в 4в классе

Тема урока:

«Композитор – имя ему народ»

учитель музыки: Вакуленко Г. А.

Характеристика деятельности:

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД : участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Ход урока:

Дети заходят в класс под музыку Золотая ярмарка»

Здравствуйте, ребята! Как принято на уроке музыки, исполним музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята, добрый день.

Здравствуйте учитель, добрый день.

У нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.

Здравствуйте, гости добрый день.

(Музыкальная разминка)

Ребята, а можно ли при помощи музыки или песни, узнать о культуре и жизни людей, которые очень далеко от нас?

(Ответы детей)

Каким образом? Что для этого нужно сделать?

(Послушать или спеть музыку разных народов)

И эпиграфом к нашему уроку будут слова «Через напевы слышится душа народа». О какой музыке мы будем говорить?

(О народной)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока звучит так «Композитор – имя ему народ». Мы сегодня попытаемся узнать о жизни других народов при помощи музыки.

Подумаем, какая у них музыка, какие в ней есть особенности? Какие у них музыкальные инструменты?

Свою работу на уроке вы будете оценивать в листе достижений. Это вот такая балалайка. Используя цвета светофора, вы будете рисовать ей струны.

Зеленая струна – все получилось

Желтая – были затруднения

Красная – не получилось.

Итак, внимание: нам пришло музыкальное письмо из неизвестной страны. Послушайте внимательно и попробуйте отгадать откуда оно?

(Слушание)

Ваши предположения: восточные страны.

Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?

(Япония)

Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умеют видеть бесценную красоту каждого кусочка жизни. Ребята, вы заметили деревья на слайде, точно в розовой пелене. Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

Вы слышали мелодию японской народной песни «Сакура», в исполнении на инструменте кото. Послушайте эту песню с текстом и дайте характеристику музыке. Обратите внимание на лад.

(Слушание песни «Сакура»)

Давайте сами споём эту песню.

(Пение песни «Сакура»)

Итак, какая музыка по характеру.

(Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, созерцательная)

Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть …?

Необычное звучание. Не похожа ни на мажор, ни на минор. Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Если посмотреть на клавиатуру, то играть такой лад можно на черных клавишах. Я сейчас вам сыграю го вам. Теперь давайте его напоём.

Ребята, как вы думаете какие японцы по характеру.

(Спокойные, неторопливые, рассудительные).

А нас ждет следующее письмо. (Поют горцы)

Как вы думаете, из какой страны пришло письмо?

(Ответы детей)

А точнее из Грузии. Какие особенности вы услышали в грузинской песне.

План ответа:

Характер музыки, кто исполняет.

Ответы детей.

Молодцы. А теперь послушайте еще одну знаменитую грузинскую мелодию и придумайте свои пластические движения под эту музыку.

(Звучит Лезгинка)

Как вы думаете, какие грузины?

(Смелые, отважные, темпераментные, резкие)

А вот и третье письмо. Ваш ответ – «Россия». Как называется эта песня?

Песня была певучая, широкая, раздольная, задушевная и бескрайняя как матушка Русь. Много пелось песен на Руси, давайте вспомним жанры народных песен.

Поиграем в игру «Разгадай анаграмму».Из данных букв вы должны составить слово, которое будет ответом на заданный вопрос.

(Проверка)

Ребята. А как вы думаете, почему столько много жанров в русской песне?

Правильно, жизнь народа очень многообразна, для каждой жизненной ситуации народ сочинял особые песни.

Послушайте песню и определите её жанр.

(Лирическая)

Правильно, песня «Ой, по над Волгой» лирическая. Сегодня мы доучим её до конца.

Молодцы. Песня у вас получилась широкая, протяжная, а это основная особенность русских песен.

Народные песни часто пелись в сопровождении музыкальных инструментов.

А какого жанра эта песня?

(Плясовая)

Это песня «Светит месяц». Послушайте, как исполняла её знаменитая певица Лидия Русланова.

(Слушание песни «Светит месяц» в исполнении Лидии Руслановой)

Какой оркестр вы услышали? (оркестр русских народных инструментов)

Какие вы знаете русские народные инструменты?

(Дети перечисляют)

Давайте представим себя народными музыкантами и попробуем сыграть эту весёлую плясовую песню. Чтобы сыграть слаженно, надо сначала разучить партии каждого инструмента.

(Работа по партитуре на слайде над партиями, затем игра на инструментах песни «Светит месяц»)

Спасибо, у нас с вами получился слаженный оркестр.

Как вы думаете, какие по характеру русские люди?

(Смелые, отважные, справедливые, открытые, умеют работать и веселиться, любят свою Родину)

Итак, о какой мы музыке сегодня поговорили и что самое главное выявили?

О японской музыке – спокойная, напевная, есть лад пентатоника.

О Грузинской – ритмичность, темперамент, многоголосная.

О Русской – многожанровость, певучесть, широта. Исполнение а капелла.

Вывод:

Мы познакомились с музыкой и характером людей, которые живут далеко от нас. У каждой страны есть свои особенности и музыка – отражение жизни и души народа.

А одним символов России является балалайка. Покажите мне ваши балалаечки и их разноцветные струны. На этом наш урок окончен, до следующего урока.

Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

-(варианты ответов)

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

- ….. (варианты ответов)

Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню.

Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности.

Внимание! Сели как слушатели

-Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли»

Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения?

- Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски

А давайте попробуем «протанцевать» эту песню?

Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать.

Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу?

-….. (варианты ответов)

На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали.

Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой?

- да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни – хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать.

Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню?

- (варианты: радость, гордость, счастье)

Класс: 4

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети : Добрый день.

У нас на уроке музыки присутствуют гости. Давайте мы поприветствуем их:

Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.

Учитель : А теперь для наших гостей давайте исполним знакомую нам песню.

(Дети исполняют песню “Светит месяц”)

Учитель : Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети : О русской народной музыке.

Учитель : Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Дети : Народ.

Учитель : И так тема нашего урока “Композитор имя ему народ”. А что мы можем узнать из русских народных песен?

Дети : О том, как жили люди, чем они занимались?

Учитель : Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

(Эпиграф на доску)

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

(Дети напевают песни и называют жанры)

Учитель : Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Дети : Игрой на русских народных инструментах.

Учитель : У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:

(Дети вывешивают инструменты на доску, проверяем)

Учитель : Какой группы у нас не хватает?

Дети : Ударные инструменты.

Учитель : Назовите эти инструменты.

Дети : Ложки, бубен, трещотка, рубель.

Учитель : Вот как много мы можем узнать о жизни наших предков из русских народных песен. Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

Дети : ответы

Учитель : И что для этого нужно сделать?

Дети : Можно, нужно послушать песни других народов.

Учитель : Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Учитель : Слушаем. (Учитель исполняет японскую песню “Сакура”)

Ваши предположения.

Дети : Восточные страны.

Учитель : Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?

Дети : - Япония.

Учитель : Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дети : - Да.

Учитель : Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

Давайте разучим эту песню “Сакура”.

Учитель : Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Итак, какая музыка по характеру.

Дети : Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой.

Учитель : Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Дети : Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

Учитель : Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру.

Дети : Спокойные, неторопливые.

(Учитель исполняет песню “Санта Лючия”)

Дети :

Учитель : Что может изображать мелодия?

Дети : В этой стране есть теплое море, яркое солнце, живут очень певучие люди.

Учитель : В какой стране находится город Неаполь??

Дети : (ответы)

Учитель : Давайте исполним песню.

(Разучиваем песню “Санта Лючия)

Учитель : Мелодия по характеру песенная или танцевальная?

Дети : Мелодия танцевальная, вальсовый ритм.

Учитель : Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?

(Учитель исполняет белорусскую песню “Реченька”)

Дети : Это русская песня, она напевная распевная, песенная.

Учитель : Вы правы, песня очень похожа на русскую народную песню. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?

Дети :

Учитель : Это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне. Поэтому у нас так много похожего в языке, в музыке, в культуре, истории.

(исполняем песню)

Учитель : Что нового узнали на уроке? С песнями каких стран мы сегодня познакомились? Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?

Дети : отвечают.

Учитель : Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?

Дети : отвечают.

Учитель : Спасибо, ребята, за урок. Оцените свою работу на уроке, выбрав русскую балалайку:

  • красного цвета те, кому было интересно на уроке,
  • зеленую те, кому было трудно на уроке.

Покажите нашим гостям.

Технологическая карта урока музыки

Предмет Музыка
Автор УМК, учебник (выходные данные) Музыка 1-4 класс. Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина

Программа МОРФ. Просвещение 2012 г.

Тема урока “Композитор имя ему народ”
Тип урока Урок “обобщения” и полученных знаний. Урок-концерт – путешествие.
Цель урока Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа, воспитание бережного отношения к народным традициям своего народа и других стран.
Задачи урока: Задачи:
  • Показать значимость народной песни в музыкальной культуре;
  • Раскрыть сущность народной песни на примере ее жанров и творчестве русского народа;
  • Показать результаты творческих достижений учащихся;
  • Доказать, что народная песня значима в жизни любого народа, благодаря тем мыслям и чувствам, которые ней отображены;
  • Развивать творческие способности учащихся через исполнительскую деятельность;
  • Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, развивать эмоциональный отклик на музыку.
  • Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности через народную песню.
Методы организации учебной деятельности Метод “Образ и мысли”;

Эмоциональной драматургии;

“Забегания” вперед и возвращения к “пройденному”;

Интонационно-стилевого постижения музыки;

Художественного, нравственно-эстетического постижения музыки

Музыкально-педагогический диалог;

Форма организации работы коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение;

групповая: проверочная работа по знанию состава оркестра русских народных инструментов;

Используемые технологии Игровые технологии.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;

Планируемые результаты Предметные: Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России и мира; воплощать художественно-образное содержание народного творчества; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-инструментальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация.
Организует работу по включению учащихся в учебную деятельность. Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие детей “Доброе утро, здравствуйте учитель”

“Мир вам гости дорогие”

Этап урока: 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Организует беседу. Предлагает определить тему урока:

Давайте нашим гостям споем песню.

Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Исполнение песни.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач

Этап урока: 3. Актуализация знаний в процессе повторения пройденного.
Организует повторение изученного материала о русской народной музыке:

А что мы можем узнать из русских народных песен?

Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения
У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:
  • 1 группа найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты;
  • 2 группа р. н. струнно-щипковые инструменты;
  • 3 группа кнопочно-язычковые инструменты.

Какой группы у нас не хватает?

Назовите эти инструменты.

Сопоставление и анализ состава оркестра русских народных инструментов и симфонического оркестра.
Этап урока: 4. Первичное усвоение новых знаний.
Организует слушание, анализ и разучивание японской, итальянской и белорусской песен:

Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

И что для этого нужно сделать?

Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

  1. Что может изображать мелодия?
  2. Мелодия по характеру песенная или танцевальная?
  3. Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?
  4. Отправляемся дальше. Куда мы попали?
  5. А что мы можем сказать об этой стране?
  6. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Исполняют песни.

Анализируют мелодии.

Сравнивают с русскими песнями.

5 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Организует разучивание новых песен в процессе изучения нового материала. Отвечают, аргументируя своё мнение, исполняют новые песни в процессе изучения нового материала.
6 этап: Первичная проверка усвоения нового материала.
Организует опрос:
  • Что нового узнали на уроке?
  • С песнями каких стран мы сегодня познакомились?
  • Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?
  • Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?
Отвечают, формулируя собственное мнение.
Этап: 7 Рефлексия, подведение итогов урока.
Предлагает определить уровень своих достижений: Анализ и оценивание своей деятельности на уроке.

Заокская школа-интернат


Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.


В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.




Трудовые песни

И.Репин. Бурлаки на Волге.


С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ф.Журавлёв. Пряха.


Пословицы и поговорки о труде:

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Делу время, а потехе час.
  • Беседа дорогу коротает, а песня- работу.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Труд человека кормит, а лень портит.


РЕКРУТСКИЕ ИЛИ СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваша слава?

Наша слава – Русская держава! Вот, где наша слава!











Рожок

Свирель

Жалейка

Свистульки


УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Бубен

Ложки

Трещотки


Василий Васильевич Андреев (1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.



Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.


Познакомимся с музыкальными произведениями русских классиков, которые сохранили фольклорные образцы через профессиональное творчество.

  • Г. Свиридов. Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни»
  • А.К. Лядов «Шуточная», «Колыбельная», «Плясовая»
  • Н.А. Римский-Корсаков, обр. р.н.п. «Как за речкою да за Дарьею»
  • А. Аренский «Фантазия на темы Рябина»
  • М.П. Мусоргский «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Такие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь.


Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

-(варианты ответов)

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

- ….. (варианты ответов)

Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню.

Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности.

Внимание! Сели как слушатели

- Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли»

Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения?

- Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски

А давайте попробуем «протанцевать» эту песню?

Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать.

Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу?

-….. (варианты ответов)

На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали.

Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой?

Да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни - хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать.

Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню?

- (варианты: радость, гордость, счастье)