Конспект урока "страшный образ помещика собакевича" (с применением технологии ркмчп). Презентация к уроку литературы "Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»" (9 класс) Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро


Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.




Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.



Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.



Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни


Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.


Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.


Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.



«Образ Манилова» - Манилов. Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Приторная любезность и чувствительная фраза. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. Раскрыть образ героя с разных сторон. Говорящий портрет. Речевая характеристика. Психологическая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Н.В. Гоголь. А.Иванов. Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В.Гоголь. Творческая работа. Поэма «Мертвые души». Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Ф. Моллер. Работа по группам: 1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу. Рисунок гоголя к поэме. Прогулки по риму. Приезд Чичикова в город n.

«Анализ «Мёртвых душ»» - Гоголь еще раз обращается к имени Данте. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. Белинский укажет на реально-исторический характер. А.Н. Веселовский в связи с Гоголем. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Исстари замешенные образы. С. Шамбинаго. Купреянова. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты.

«Образ Чичикова» - Образ Чичикова П.И. Воспоминание. Мертвые души. Чичиков Павел Иванович. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Чичиков тих и малоприметен. Деньги. Зло. Надежда.

««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Богатство индивидуальных черт. Гоголевские «типы». Повествование притягивает зрителя. Собакевич. Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век).

«Плюшкин в «Мёртвых душах»» - С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой.

«Гоголь Мёртвые души» - Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Плюшкин. Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать. Ноздрев.

«Поэма Мёртвые души» - Авантюризм. Плюшкин. Беспринципность. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Н. В. Гоголь. Наглость. Бесхозяйственность. Мот и кутила. Невежественность. Бессмертная душа человека мертва. Законченным оказался только 1-й том.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Коробочка. История создания. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов. Чичиков. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Работу подготовил Литвинюк Григорий. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь в Риме. 8. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. 6. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. А.С. Пушкин. Цели урока: Рисунок гоголя к поэме. 1) З.А. Волконская 2) рис. Ф. Моллер.

«Урок Мёртвые души» - Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М. Русских учеников совсем мало. Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. «Начал писать «Мёртвых душ».

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Биография. Первый период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Реализация авантюры Чичикова. Замысел произведения. Сюжет. Содержание. Николай Васильевич Гоголь. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи.

Всего в теме 22 презентации

Собакевич. Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Слайд 14 из презентации «Помещики в «Мёртвых душах»» . Размер архива с презентацией 607 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Тема любви у Бунина» - Любовь в произведениях Бунина. Тема любви. Капитанская дочка. Тема любви в творчестве И. Бунина. Глоссарий. Анализ произведений И.Бунина. Солнечный удар. Великое счастье. Дети. Счастье. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Тайна «Чаша жизни». Любовь.

«Паустовский «Простая клеёнка»» - Основные сюжетные элементы. «Алые паруса» Пиросмани. Любовь. Константин Паустовский «Простая клеенка». Алые паруса. Словесный тематический ряд. Простая клеенка. Жираф. «Мозаика» Кавказа. Повесть о жизни. Закончи предложения. Время в рассказе Паустовского. Лучшее платье. Счастье. День рождения Пиросмани. Клеенки Пиросмани. Музыкальность градации. О чем произведение Паустовского. Приобщение учащихся к творчеству.

«Анализ стихотворения «Утёс»» - Труды по этимологии. Группы слов. Морщина. Тема. Лингвистика (наука о русском языке). Группы слов по значению. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Исследуемая область. Индоевропейская языковая семья. Ночь. Происхождение слов. Части речи. Утес.

«Тема любви» - Тема вечной любви в произведениях русской и зарубежной литературы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о вечной любви. А. Куприн «Гранатовый браслет». И. Тургенев “Отцы и дети”. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Ромео и Джульетта. Стендаль «Красное и черное». Биография Стефани Майер. Роман «Новолуние».

«Сатира в повести «Собачье сердце»» - Сатирическое изображение хозяев нового времени. Трагическая судьба писателя. Чем отличается сатира от юмора. Смех над собой. Члены домкома. Пьеса “Ревизор”. Какое отношение сложилось к собаке. Средства сатиры. Профессор Преображенский. Викторина. Вспомните русских писателей и поэтов. Моменты. Персонаж романа «Мастер и Маргарита». Письменный стол М. А. Булгакова. Собачье сердце. Собаки. Учёная голова.

«Сказочники» - Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Новый материал. Значение сказок. Великие сказочники Европы. Сказочники Европы и современный читатель. Сказка и сегодня нужна нам. Знание европейских сказок. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Ш. Перро. Ганс Христиан Андерсен. Шарль Перро. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Открытый урок литературы в 9В классе

Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя

«Мёртвые души»


Николай Васильевич Гоголь

( 1809 - 1852 )


  • раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
  • выявить внутреннюю логику создания образов поместного дворянства;
  • проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа;
  • приобщить учащихся к исследовательской работе.

Высказывания о помещиках из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя:

Ни тени добра, ни единой светлой мысли,

ни единого человеческого чувства нет в них.

Г.А.Гуковский

Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки.

П.Вайль, А.Генис


Мёртвые души… все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие.

А.И.Герцен


Викторина «Узнай персонаж»

  • “ Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”

Ноздрёв

  • 2. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух” (Плюшкин)
  • 3. Из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...” (Манилов)
  • 4. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...” (Собакевич)
  • 5. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине” (Плюшкин)
  • 6. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории” (Ноздрев)
  • 7. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...” (Манилов)
  • 8. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом” (Манилов)
  • 9. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...” (Плюшкин)
  • 10. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года” (Манилов)
  • 11. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками” (Манилов)
  • 12. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка” (Ноздрев)
  • 13. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе” (Плюшкин)
  • 14. “Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»” (Собакевич)

Это помещица, которая является вдовой одного коллежского секретаря, очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян ("...знала почти всех наизусть"), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение "батюшка" к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать - это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки ("хриплый бабий"), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка ("Мертвые души").

Коробочка Настасья Петровна -


Павел Иванович Чичиков

Зачем Чичикову мёртвые души?


Вопрос №2

Кому из героев поэмы "Мертвые души" соответствуют приведенные характеристики: 1. "...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя

сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". 2. "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар". 3. "...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В

один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки..." 4. "то был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с

белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком,

здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". 5. "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходства

фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он

ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги". 6. "Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно

неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак... "Ой, баба!" - подумал он про себя".



Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? Перед вами высказывания современных критиков:

1) одни считают, что «ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них» (Гуковский Г.А.);

2) другие утверждают, что гоголевские герои не добродетельны, и не порочны, это «обыкновенные». «средние» люди, но воссозданные с уникальной гоголевской «яркостью, силой и крупностью»; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово «пошлый» означало «обыкновенный» - Гоголь показал «обыкновенность обыкновенного человека» (Кожинов В.В.);

3) третьи полагают, что «гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. Величественные в своих страстях и пороках эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной» (Вайль П., Генис А.)


Выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (глава пятая, XXV – XXVIII)


Описание еды и её роль в поэме «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

«Щи от чистого сердца» у Манилова








Проблемный вопрос

Кто из персонажей поэмы имеет биографию?

У кого есть прошлое, у того будет и будущее. Кто способен на возрождение?


Манилов

«У Манилова ничего не было…»

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.


Настасья Петровна Коробочка

Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета.

Типичность «дубиноголовой» помещицы.


Ноздрев

«…говоруны, кутилы лихачи – народ видный».

Пустой, вздорный прожигатель жизни.


Собакевич

«Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость.

Помещик – торгаш и кулак.


Плюшкин

Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».


Вывод

«…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

А.И.Герцен


Домашнее задание:

Выписать из текста поэмы «Мёртвые души» отрывки из лирических отступлений. О чем они?

Какая роль им отведена в данном произведении?