Конспект занятия знакомство с акварелью. Ознакомление старших дошкольников с акварелью и палитрой. НОД «У нас в гостях Акварель и Палитра. Воспитываем художников — полезные нюансы

Цель: Познакомить с приемом рисования акварельными красками.
Задачи: Учить правильно держать и мыть кисточку, смачивать акварельные краски, пользоваться тряпочкой, рисовать горизонтальные линии, повторить стихотворение «Маша варежку надела»,
Материалы: картина по теме «Зима» с изображением людей, предметные картинки: лист бумаги, акварельные краски, кисточка, баночка непроливайка, тряпочка.
Ход занятия:

1. Рассматривание картины «Зима».
Рассмотри картину. - Какое время года изображено? – Как узнали? - Как одеты люди? Тепло. Почему? Назовем, во что они одеты.

2. Пальчиковая гимнастика "Маша варежку надела".
Маша варежку надела:
(погладить ладошку и тыльную сторону ладони левой руки)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы выпрямить, а большой спрятать)
Маша варежку сняла:
(погладить ладонь с тыльной стороны)
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сгибать и разгибать большой палец левой руки)

3. Рассматривание детских варежек.
– Как украшены? Полоски, кружки, снежинки, цветочки и т.д. Сейчас мы нарисуем узор для варежек.

4. Знакомство с приемом рисования акварельными красками.
Рисовать мы будем акварельными красками. Раньше мы рисовали гуашевыми красками, чем отличаются от них акварельные краски? Чтобы рисовать акварелью, необходима вода. Показ воспитателем приема рисования акварельными красками.

5. Выбор предметных картинок – что понадобится для рисования.
- На чем будем рисовать? Рисовать будем на листе бумаги. –Чем будем рисовать? Акварельными красками, кисточкой. - Что нам понадобится, чтобы смочить краски? Чтобы смочить краски понадобится вода. Ее нальем в специальную баночку непроливайку. Что нам понадобится, чтобы вытереть кисточку? Тряпочка.
Дети отвечают на вопросы воспитателя и на доску выставляются предметные картинки.

6. Рисование дорожек.
- Возьмите кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка»
- Намочим кисточку: кисточка пошла купаться. «Буль-буль-буль»
- Уберем лишнюю воду о край баночки «Кап, кап»
- Поздороваемся с желтой краской. «Здравствуй, желтая краска». Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен остаться чистым.
- рисуем горизонтальную линию вверху листа. Ставлю кисточку слева на самый край и веду линию направо до другого края. Рисуем 2 линии. Если кисточка стала «лохматой» - сухой, ее надо снова намочить и взять краску.
- Что нужно сделать, чтобы рисовать другой краской? Вымыть кисточку.
Повторить все действия с объяснениями рисуя дорожки красного, синего и зеленого цвета.

Конспект ООД «Образы неба. Светлые и темные краски»


Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Образы неба. Светлые и темные краски». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по изобразительной деятельности, направленного на формирование знаний в области изобразительного искусства.
Конспект ООД «Образы неба. Светлые и темные краски»
Программное содержание:
1.Формирование знаний в области изобразительного искусства:
- дать представление о цветовом многообразии красок неба, обратить внимание на темные и светлые цвета (умение видеть);
- продолжить знакомство с жанром пейзажа;
- обратить внимание на изображение неба в творчестве художников.
2. Формирование умений и навыков:
-учить детей работать акварелью в технике «по - сырому»;
-показать приемы работы губкой и кистью.
3. Формирование творческой активности детей:
-побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного;
-обратить внимание на выразительные свойства формата.
4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:
- усилить эмоциональное восприятие репродукций прослушиванием музыкального произведения;
- формирование умения соотносить своё настроение с цветовыми и музыкальными образами, способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали своё отношение к изображению.
Материалы:
Бумага для акварели разного формата, акварель, губки, кисти №6, мисочки с водой, салфетки. Солнышки и тучки из цветного картона на каждого ребенка.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук. Репродукции картины Ф.Васильева «Перед дождем»

Ход ООД

Воспитатель приветствует детей и просит их посмотреть в окно, обращая внимание на краски неба, воспитатель ведет с воспитанниками диалог.
Воспитатель:
- Какой необычный цвет неба вы увидели? Какое у неба настроение? Можно ли сравнить настроение человека с настроением неба?
- Состояние погоды, как и человека, бывает разным. Глядя на небо, можно «прочитать» (угадать) какое у природы настроение - грозовое, печальное, веселое, солнечное, задумчивое - объясняет воспитатель.
А затем предлагает рассмотреть репродукции пейзажей, на которых изображено небо в различном состоянии.
Воспитатель:

- Посмотрите на картину Фёдора Васильева «Перед дождем» и мысленно представьте, что оказались в картине. Посмотрите вокруг, а затем на грозовое небо. Как вы чувствуете себя в окружении почти черного неба, гнущихся под натиском ветра деревьев: беспокойно, неуютно или весело? Может быть, вы, так же как две фигурки на деревянном мостике, будем убегать от налетающей бури? А может, вы будете любоваться черными птицами, которых беглыми мазками изобразил художник?
Далее, дети, по просьбе воспитателя описывают свои ощущения.
- Белая кофта одной из женщин и белые гуси у их ног – единственные пятна светлого оттенка в картине. Контраст темного фона со светлыми пятнами подчеркивает надвигающийся мрак разбушевавшейся природы.
Воспитатель, показывая фрагмент пейзажа, спрашивает:
- Какие краски использовал художник в своей картине, чтобы изобразить состояние тревоги? Какова цвета краска способна утемнить цвет?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

После проведения физкультминутки воспитатель включает фрагменты музыкальных произведений и просит ребят, ответить какой из музыкальных фрагментов соответствует настроению картины Ф. Васильева «Перед дождем». Сначала дети слушают фрагмент произведения Л.Бетховена «Гроза», а затем отрывок из концерта А. Вивальди «Лето». Прослушав музыкальные фрагменты, дошкольники делятся своими впечатлениями.
Дети:
- Первое музыкальное произведение больше соответствует настроению картины, так как музыка тревожная, волнительная, то громкая, то тихая. Второе произведение веселое, игривое, немного сказочное.
Воспитатель:
- Какие краски неба могу соответствовать второму музыкальному произведению?
Дети:
- Светлые краски – голубые, белые, желтые, розовые.
После ответов детей, воспитатель показывает приемы смешения акварельных красок и приемов рисования в технике «по - сырому».
Воспитатель:
- Слово «акварель» происходит от слова «вода» . Акварельные краски любят воду и разводятся ею.
Педагог мокрой губкой смачивает альбомный лист (текстура бумаги для рисования акварелью должна быть рыхлой и шероховатой).


Затем набирает на кисточку краску и начинает рисовать.
- Кисточка словно танцует на листе, делает круговые движения - получаются пушистые облака, а если кисть скользит – облака получаются вытянутыми, плачущими (краски растекаясь, тянутся к низу).


Особое внимание воспитатель обращает на использование черной краски, которая очень темная и способна так затемнить цвет другой краски, что та может исчезнуть. Поэтому надо объяснить юным художникам, что черной краски надо брать на кончик кисточки чуть-чуть.
После показа приёмов работы акварельными красками, педагог просит ребят нарисовать свое небо в технике «по - сырому», выполняя рисунок в том настроении, в котором захотят дети.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
Во время практической деятельности звучит музыка. Воспитатель напоминает детям, напоминает им, что эффекта потоков дождя можно добиться, если наклонить лист вертикально, краски скатываясь вниз, будут перетекать одна в другую.
Когда дети выполнили свои работы, то на выставочной доске можно устроить мини-выставку. Дети придумывают к каждому рисунку названия.
Рефлексия
Воспитатель:
- Дети, какие вы молодцы. Вы меня так сегодня порадовали. Я вижу, что вам понравилось рисовать новым способом «по - сырому». Скажите, а вам понравилось рисовать небо акварелью? Если вам понравилось, то поднимите вверх желтое солнышко, а если было не очень интересно, то темную тучку.
Дети (делают свой выбор).
Воспитатель:
-А что вам больше всего понравилось?
Дети:
-Рисовать акварелью, слушать музыку, играть с красками.
(если есть дети, которые подняли тучки, то воспитатель обязательно спрашивает их мнение)
Воспитатель:
-Я рада, что вам со мной было интересно.

Раньше художники сами выполняли всю работу по созданию акварели: от измельчения пигментов до распределения готовых красок по баночкам и другой подходящей посуде. На сегодняшний день различные коммерческие компании следуя уникальным рецептам создают для нас самые лучшие краски с точки зрения качества и обработки. Итак, приобретая данные краски, что же необходимо знать, чтобы отправиться в увлекательное акварельное путешествие?

Состав

Акварель в основном состоит из пигментов, водорастворимого связующего и других добавок. Пигменты могут получать из органических материалов (растения и насекомые), неорганических материалов (минералов и горных пород), а также они могут быть искусственными или синтетическими, в то время как водорастворимые связующие вещества, например переработанный гуммиарабик, добывают из смолы. Другие добавки, такие как консерванты и мед, входят в состав некоторых акварельных красок, и влияют на их срок годности или способ нанесения.

Формы

В настоящее время акварель выпускается в двух основных формах:


Кюветы

Акварель выпускается в маленьких и стандартных кюветах. Краски либо заливают непосредственно в кюветы или сушат, нарезают по размеру и располагают по кюветам в упаковке. Приобрести акварельные кюветы можно как в наборе, так и поштучно. Они удобны, поскольку уже готовы для непосредственного использования; просто протрите их мокрой кисточкой, а после использования дайте кювете высохнуть.

Тюбики

Также можно найти акварель в тюбиках. В таком виде, краски хранятся в густом виде длительное время. Комбинация красок в тюбиках обычно такая же, как и в кюветах. Размеры тюбиков варьируются и также доступны как в наборах, так и по отдельности. Они обычно выгоднее, так как вы получите большее количество красок за адекватную цену. Краски можно выдавить, чтобы заполнить пустые кюветки или палитру.

Характеристики акварельных красок

Прозрачность и укрывистость

Акварельные краски классифицируются следующим образом :

  • П: Прозрачные
  • У/П: Полупрозрачные
  • У: Укрывистые

Прозрачность в акварели обеспечивает легкость и свет, который проходит через все последующие слои красок и создает глубокие и богатые цвета на рисунке. Укрывистость в акварели, с другой стороны, «блокирует» свет, таким образом, препятствуя прозрачности слоев цвета.


Тест на прозрачность

Выберите нужный оттенок и нанесите на толстую черную линию, словно вы создаете свою палитру. После того, как получившийся образец полностью высохнет, результат будет очевиден. Некоторые цвета явно перекрывают черную линию – это укрывистые краски, а те, которые не проступают на черной полосе более прозрачные.

Также как и прозрачность, весьма необходимая в акварели, укрывистость тоже может являться ключевым элементом на рисунке. Укрывистые цвета, особенно светлые оттенки, могут быть использованы при завершении полотна, чтобы очертить основные моменты, которые вы оставили напоследок.

Свойства окрашивания

Абсолютно сухая акварель, в отличие от других красок, может быть использована повторно при помощи воды. Однако, этот аспект отличается по степени окрашивания. Некоторые оттенки имеют глубокий и насыщенный цвет, следовательно, их трудно убрать после нанесения. С другой стороны, некоторые цвета не такие ярко окрашивающие, что позволяет легко убрать или стереть их с бумаги. Хорошо бы провести тест на качество окрашивания, чтобы увидеть, какие цвета трудно стереть, а какие являются более податливыми.

Тест на качество окрашивания


Проверьте оттенки, попытавшись убрать цвета с бумаги с помощью кисти. Если вы можете ясно видеть белый лист бумаги, то ваши цвета немаркие, но если небольшое количество блеклой краски присутствует, значит, цвета обладают сильным свойством окрашивания.

Свойство гранулирования

Акварельные пигменты по-разному реагируют на воду. Некоторые из них отдельно от водорастворимых связующих веществ становятся гранулированными, зернистыми или фактурными, при высыхании, в то время как некоторые имеют очень гладкое покрытие. Оттенки разных брендов отличаются свойствами гранулирования, поэтому лучше нанести краску на образцы, чтобы знать ее индивидуальные особенности.

Светостойкость

Светостойкость относится к постоянству цвета. Согласно руководству организации «ASTM» (Американской международной организации, разрабатывающей и издающей стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг) по измерению качества красок, существуют следующие категории:

  • I. Супер светостойкие
  • II. Светостойкие
  • III. Среднесветостойкие
  • IV-V. Малосветостойкие или нестойкие

Постоянство зависит от интенсивности пигментов, особенно когда они подвергаются воздействию прямого солнечного света или ультрафиолетовых лучей. На протяжении многих лет, различные бренды сумели разработать синтетические пигменты, которые имитируют и заменяют нестойкие естественные цвета, как например, ализариновый кармазин и крапп-марена, поэтому на сегодняшний день художники могут создавать произведения, которые выдержат испытание временем. Показатель светостойкости, соответствующий стандарту «ASTM», как правило, находится на этикетках красок.

Всегда полезно узнать что-то новое о природе акварели. Полученные знания помогают полностью раскрыть возможности этих красок. Акварель продолжает развиваться, поэтому надеемся, что вы (если вы любитель, новичок или профессиональный художник) продолжите исследовать, экспериментировать, и создавать с помощью акварели!