Конспект занятия знакомство с акварелью старшая группа. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками. Примерное распределение программного материала на год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества» п. Светлый

Открытое занятие

в студии «Дизайн» на тему:

«Акварель »

Педагог дополнительного образования

Шамина Нюргуяна Юрьевна

Дата проведения:

п. Светлый

Цель: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Задачи:

Обучающие:

знакомство с тремя основными акварельными техниками исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

знакомство с творчеством Российских художников акварелистов;

выполнение рисунка цветов в карандаше на основной формат;

последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

Воспитательные:

создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

формирование интереса к изучению истории искусства.

Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа) подходит для обучающихся от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.

Используемые материалы и инструменты:

бумага для акварели;

простой карандаш и ластик;

дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников И.И. Шишкина, М. А. Врубелева, В.Э. Борис - Мусатова и выставка творчества педагога студии «Дизайн» Шаминой Н.Ю.;

букет первоцветов для натюрморта (подснежники, одуванчики)

фоновая музыка из классического произведения.

Список литература и Интернет-ресурсов:

1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин

2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова - М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5. Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.

Ход занятия

    Введение в тему.

Кабинет украшен картинами выполненными в технике акварели. Пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

Вопрос; скажите дети когда вы зашли в кабинет на что вы скорее обратили внимание?

Ответ; на выставку картин.

Вопрос; отлично. А кто может мне сказать в каком жанре выполнены эти работы?

Ответ; портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись.

Вопрос; правильно, а кто мне скажет в какой технике выполнены эти работы?

Ответ; Акварели.

Да правильно, в технике акварели.

Слайд №1 Тема нашего занятия: «Акварель»

Занятие наше будет состоять из двух частей:

Первая часть - теоретическая

Вторая часть - практичекая.

Слайд №2 И цель первой части нашего занятия: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Вопрос; каких художников известных акварелистов вы знаете?

Ответы; П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.И Шишкин, А.К Сарвсов, В.М. Васнецов и т.д

Слайд №3 Отлично. Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Слайд №4 Хранится в Третьяковской галерее в Москве «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Слайд №5 Натюрморт с Розой» написанный в технике акварели. Звучные цвета акварельной краски так свежи и сочны, что хочется протянуть руку и взять например сливу со стола.

Слайд№6 Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Ответ: «Царевна - лебедь» картина Васнецова Михаила Александровича. Картина называется «Царевна - лебедь» автор Михаил Врубель. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Слайд№7 Портрет художника

Слайд №8 Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890. Хранится в Третьяковской галерее в Москве. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Слайд №9 Знаменитая «Роза в стакане» выполненная в технике многослойной живописи под названием ЛИССИРОВКА.

Слайд №10 На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма - приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж - это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины - всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Слайд №11 Портрет художника.

Слайд №12 Картина «Дама в голубом» 1902г. Одна из моих любимых картин выполненный в лессированной технике.

Слайд №13 Так же Борисов - Мусатов увлекался письмом садовых цветов.

Слайд №14 Итак мы с вами просмотрели акварельные работы художников и пришла пора познакомиться с техниками акварели которыми они пользовались.

Три техники акварели:

Акварель «по сырому».

Акварель «а ля прима».

Акварель «многослойная».

Слайд №15 Акварель «по сырому» Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому» . Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д.

Слайд №16 Техника письма акварелью «а ля прима» - «за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Слайд №17 Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.

Слайд №18 Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень.
Это - П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.

Слайд №19 Итак мы с вами плавно перешли ко второй части нашего занятия - и мы подробнее остановимся на многослойной акварельной технике. (Послушайте внимательно стихотворение)

Я иду в лесу весною,

Надо мною-синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!...

Вопросы:

Вы догадались, какой цветок я увидела?

Ответ: «Да».

Как он называется?

Этот цветок называется подснежник.

Слайд №20 Да эти нежные цветы пробираясь сквозь снег тянуться к теплу весеннего солнца и первым цветом радуют нас оповещая о весне.

В республике 18 мая с 2004 года празднуется День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежник в Якутии - символ стойкости, жизнелюбия и нежности. Якутскому подснежнику посвящено много песен и стихотворений. В этот день по всей республике проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и сочинений, субботники, выставки народных мастеров, художников, концерты, нацеленные на сохранение, бережное отношение этого удивительного цветка. В Якутии растут несколько видов подснежников.

Слайд №21 В действительности, научное название первых цветов, растущих у нас из-под снега - не подснежники, а прострелы , по народному - сон-трава.

В бывшем СССР известно 26 видов рода Прострел. В Якутии в основном растут прострел желтеющий, прострел раскрытый (сине-фиолетовый), прострел обыкновенный (с красноватым оттенком), прострел Турчанинова (фиолетовый) и прострел аянский, даурский имеют сине-фиолетовые, нередко колокольчатые цветки. Они произрастают южнее Якутска, в верховьях Лены, в Южной Якутии, Верхоянском хребте. Прострел аянский и Турчанинова занесены в Красную книгу Якутии.

Растение с волосистыми стеблями от 7-15 см до 40-50 см высотой с мутовками пальчато-рассеченных листьев, которые появляются после цветения; молодые листья сильно волосистые, в очертании округло-сердцевидные. Цветки до 8 см в диаметре, сине-фиолетовые, вначале ширококолокольчатые, позднее — звездчато-раскрытые, прямостоячие, очень декоративны. На хорошо развитых кустиках одновременно распускаются до 40-50 цветков.

Слайд №22 Наши весенние цветы обладают не только эстетической красотой, но и лекарственными свойствами. Во все времена прострелом лечили бессонницу и другие функциональные нервные заболевания, мигрень, неврастению, спазмофилию, неврозы, невриты, невралгии, соком растирали онемевшие части тела.

Слайд №23 ЕЩЁ цветок

Слайд №24 Цель практического занятия: Знакомство с многослойной лессировочной акварельной техникой. Послойное нанесение красок с ожиданием их высыхания. Отработка приёма на весенних цветах.

Слайд №25 Материалы и инструменты. Специальная бумага для акварели, простой карандаш и ластик, две баночки с водой, беличьи кисточки с №3, 6, акварельные краски, палитра и влажная тряпочка.

Слайд №26 Техника безопасности. Хотя в составе и присутствует мед и сахар в акварели но я еще ни разу не слышала об аллергической реакции но цвета достаточно стойкие и яркие. Попадут на белую одежду и довольно сложно отстирать.

Слайд №27 Приступаем к практической работе

Слайд №28 Итак, прежде чем приступать к покраске цветов акварелью, нужно нарисовать их карандашом. Думаю, если вы рисуете не первый год, вы легко справитесь с этой задачей.

Слайд №29 Подготовить необходимые цвета на палитре с большим количеством воды

Слайд №30 Теперь наносим на цветы акварель светло-фиолетового, желтого или сиреневого оттенка. Цвет должен быть нежным и мягким, темные оттенки наносятся позже.

Слайд №32 Чуть более насыщенным оттенком создаются тени на поверхности лепестков цветов.

Слайд №33 На этом этапе понадобится яркий розовый цвет. Это позволит сделать цветы яркими и красочными.

Слайд №34 повторение материала и итог занятия. А теперь на перемену, а на втором занятии завершаем работу над картиной.

Слайд №35 Спасибо за внимание

Цель: Познакомить с приемом рисования акварельными красками.
Задачи: Учить правильно держать и мыть кисточку, смачивать акварельные краски, пользоваться тряпочкой, рисовать горизонтальные линии, повторить стихотворение «Маша варежку надела»,
Материалы: картина по теме «Зима» с изображением людей, предметные картинки: лист бумаги, акварельные краски, кисточка, баночка непроливайка, тряпочка.
Ход занятия:

1. Рассматривание картины «Зима».
Рассмотри картину. - Какое время года изображено? – Как узнали? - Как одеты люди? Тепло. Почему? Назовем, во что они одеты.

2. Пальчиковая гимнастика "Маша варежку надела".
Маша варежку надела:
(погладить ладошку и тыльную сторону ладони левой руки)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы выпрямить, а большой спрятать)
Маша варежку сняла:
(погладить ладонь с тыльной стороны)
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сгибать и разгибать большой палец левой руки)

3. Рассматривание детских варежек.
– Как украшены? Полоски, кружки, снежинки, цветочки и т.д. Сейчас мы нарисуем узор для варежек.

4. Знакомство с приемом рисования акварельными красками.
Рисовать мы будем акварельными красками. Раньше мы рисовали гуашевыми красками, чем отличаются от них акварельные краски? Чтобы рисовать акварелью, необходима вода. Показ воспитателем приема рисования акварельными красками.

5. Выбор предметных картинок – что понадобится для рисования.
- На чем будем рисовать? Рисовать будем на листе бумаги. –Чем будем рисовать? Акварельными красками, кисточкой. - Что нам понадобится, чтобы смочить краски? Чтобы смочить краски понадобится вода. Ее нальем в специальную баночку непроливайку. Что нам понадобится, чтобы вытереть кисточку? Тряпочка.
Дети отвечают на вопросы воспитателя и на доску выставляются предметные картинки.

6. Рисование дорожек.
- Возьмите кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка»
- Намочим кисточку: кисточка пошла купаться. «Буль-буль-буль»
- Уберем лишнюю воду о край баночки «Кап, кап»
- Поздороваемся с желтой краской. «Здравствуй, желтая краска». Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен остаться чистым.
- рисуем горизонтальную линию вверху листа. Ставлю кисточку слева на самый край и веду линию направо до другого края. Рисуем 2 линии. Если кисточка стала «лохматой» - сухой, ее надо снова намочить и взять краску.
- Что нужно сделать, чтобы рисовать другой краской? Вымыть кисточку.
Повторить все действия с объяснениями рисуя дорожки красного, синего и зеленого цвета.

Конспект занятия

«Разноцветные дорожки.
Знакомство с акварельными красками».

Цель: Познакомить с приемом рисования акварельными красками.
Задачи: Учить правильно держать и мыть кисточку, смачивать акварельные краски, пользоваться тряпочкой, рисовать горизонтальные линии, повторить стихотворение «Маша варежку надела»,
Материалы: картина по теме «Зима» с изображением людей, предметные картинки: лист бумаги, акварельные краски, кисточка, баночка непроливайка, тряпочка.

Ход занятия:

1. Рассматривание картины «Зима».

Рассмотри картину. - Какое время года изображено? – Как узнали? - Как одеты люди? Тепло. Почему? Назовем, во что они одеты.

2. Пальчиковая гимнастика "Маша варежку надела".

Маша варежку надела:
(погладить ладошку и тыльную сторону ладони левой руки)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы выпрямить, а большой спрятать)
Маша варежку сняла:
(погладить ладонь с тыльной стороны)
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сгибать и разгибать большой палец левой руки)

3. Рассматривание детских варежек.

Как украшены? Полоски, кружки, снежинки, цветочки и т.д. Сейчас мы нарисуем узор для варежек.

4. Знакомство с приемом рисования акварельными красками.

Рисовать мы будем акварельными красками. Раньше мы рисовали гуашевыми красками, чем отличаются от них акварельные краски? Чтобы рисовать акварелью, необходима вода. Показ воспитателем приема рисования акварельными красками.

5. Выбор предметных картинок – что понадобится для рисования.

- На чем будем рисовать? Рисовать будем на листе бумаги. –Чем будем рисовать? Акварельными красками, кисточкой. - Что нам понадобится, чтобы смочить краски? Чтобы смочить краски понадобится вода. Ее нальем в специальную баночку непроливайку. Что нам понадобится, чтобы вытереть кисточку? Тряпочка. Дети отвечают на вопросы воспитателя и на доску выставляются предметные картинки.

6. Рисование дорожек.

- Возьмите кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка»
- Намочим кисточку: кисточка пошла купаться. «Буль-буль-буль»
- Уберем лишнюю воду о край баночки «Кап, кап»
- Поздороваемся с желтой краской. «Здравствуй, желтая краска». Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен остаться чистым.
- рисуем горизонтальную линию вверху листа. Ставлю кисточку слева на самый край и веду линию направо до другого края. Рисуем 2 линии. Если кисточка стала «лохматой» - сухой, ее надо снова намочить и взять краску.
- Что нужно сделать, чтобы рисовать другой краской? Вымыть кисточку.
Повторить все действия с объяснениями рисуя дорожки красного, синего и зеленого цвета.

7. Итог занятия.

Воспитатель вырезает варежки. Выставка работ.

Программные задачи:

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы с акварелью (смачивать краски перед рисование, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисть, осушать ее о тряпочку, салфетку и проверять чистоту промывания кисти.

Оборудование:

Акварель, листы белой бумаги А4, кисти, непроливайки, палитра, кисти, салфетки на каждого ребенка, мыльные пузыри, образец.

/ Вводная часть:

1. Игровой момент:

Предложить детям поиграть с мыльными пузырями, наблюдая, как переливается поверхность пузырьков, как кружатся они, летая по комнате.

Рассмотрите коробочку с акварельными красками. Найдите цвета, которые могут передать цвета пузырьков.

Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, т.е. такие через которые всегда видно то, что ими закрашено. Само слово акварель означает «живопись с водой».

Поэтому акварельными красками лучше всего красить на белой бумаге.

Перед тем как начать красить, краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Красить другим цветом по тому месту, где краска ещё не просохла, нельзя. А то краски смешаются.

У вас есть палитра – это пластмассовая дощечка. на которой смешивают краски. Палитра поможет сделать краску светлой и прозрачной. Наберите на кисть воду, она должна стать тяжелой и объемной, стряхните капли на краски, не касаясь ворсом кисти. Положите большую каплю на палитру. Затем кистью, наполненной водой, наберите краску и соедините её с водой на палитре – краска посветлеет, станет прозрачнее.

Нарисуйте на бумаге кружок. – вы соединяете краску с водой на палитре, получаете светлые оттенки разных цветов и рисуете множество кружочков, т.е. из красного получится бледно – красный т.е розовый; из синего – голубой; из желтого – лимонный цвет.

Чем дольше воды добавить в краску, тем светлее будет тон.

Эти светлые тона красок называются оттенками или полутонами.

Предложить детям нарисовать несколько кружочков разных оттенков.

5.Пальчиковая гимнастика .

Дети рисуют под лёгкую музыку «Шум воды».

//Основная часть.

1.Общие указания.

/// Рефлексия.

Спросить детей, какими красками они рисовали.

Какие цвета у них получались.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с акварелью.

Программные задачи:

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы с акварелью (смачивать краски перед рисование, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисть, осушать ее о тряпочку, салфетку и проверять чистоту промывания кисти.

Оборудование:

Акварель, листы белой бумаги А4, кисти, непроливайки, палитра, кисти, салфетки на каждого ребенка, мыльные пузыри, образец.

/ Вводная часть:

  1. Игровой момент:

Предложить детям поиграть с мыльными пузырями, наблюдая, как переливается поверхность пузырьков, как кружатся они, летая по комнате.

2.Рассматривание акварельных красок.

Рассмотрите коробочку с акварельными красками. Найдите цвета, которые могут передать цвета пузырьков.

Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, т.е. такие через которые всегда видно то, что ими закрашено. Само слово акварель означает «живопись с водой».

Поэтому акварельными красками лучше всего красить на белой бумаге.

3.Показ приемов и последовательности работы.

Перед тем как начать красить, краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Красить другим цветом по тому месту, где краска ещё не просохла, нельзя. А то краски смешаются.

У вас есть палитра – это пластмассовая дощечка. на которой смешивают краски. Палитра поможет сделать краску светлой и прозрачной. Наберите на кисть воду, она должна стать тяжелой и объемной, стряхните капли на краски, не касаясь ворсом кисти. Положите большую каплю на палитру. Затем кистью, наполненной водой, наберите краску и соедините её с водой на палитре – краска посветлеет, станет прозрачнее.

Нарисуйте на бумаге кружок. – вы соединяете краску с водой на палитре, получаете светлые оттенки разных цветов и рисуете множество кружочков, т.е. из красного получится бледно – красный т.е розовый; из синего – голубой; из желтого – лимонный цвет.

Чем дольше воды добавить в краску, тем светлее будет тон.

Эти светлые тона красок называются оттенками или полутонами.

4.Закрепление последовательности работы.

Предложить детям нарисовать несколько кружочков разных оттенков.

5.Пальчиковая гимнастика .

Дети рисуют под лёгкую музыку «Шум воды».

//Основная часть.

1.Общие указания.

2.Работа детей (помощь по желанию).

/// Рефлексия.

Спросить детей, какими красками они рисовали.

Какие цвета у них получались.


ольга молодушкина
Занятие по рисованию в старшей группе «Знакомство с волшебным миром красок»

Тема : «Знакомства с волшебным миром красок »

Программное содержание : Познакомить детей с акварельными красками , научить правильно пользоваться кистью, красками , салфеткой.

Ход занятия

Водит воспитатель и говорит, что мы сегодня отправимся в сказочное путешествие в красочного королевства . И предлагает детям стать на время юными художниками.

Для этого ребятам предстоит вооружиться инструментами – альбомными листами, кистями, красками , листами и стаканами водой.

Воспитатель предлагает детям превратить обычный лист в разноцветный и попробовать нанести все цвета на лист.

Воспитатель учит правильной последовательности работы с красками . Сначала окунем кисть в воду, следим, чтобы не было избытка воды, затем аккуратными круговыми движениями берем краску на кисть и наносим на альбомный лист. Важно следить за аккуратностью и правильной последовательностью работы.

В конце занятия воспитатель говорит детям, что произошло волшебство и белый лсит стал чудесным, разноцветным. В конце занятия воспитатель обязательно показывает разные работы и хвалит детей. Потом все идут мыть кисти, стакан и руки.