"Корсар" – балет о пиратах-романтиках с кораблекрушением. Балет корсар билеты Корсар балет мариинский театр содержание

Цена:
от 3000 руб.

Балет Корсар в Большом театре.

Открыв балетом « » романтическую страницу в истории балетного театра, композитор Адольф Шарль Адан спустя пятнадцать лет приступает к созданию нового произведения, впоследствии ставшего классикой жанра - к балету «Корсар». К тому времени за плечами французского композитора - свыше сорока опер, его балеты с успехом ставятся в лондонских, парижских и русских театрах. На этот раз Адан вновь сотрудничает с либреттистом Жюлем Сен-Жоржем.

«Корсар» написан по романтической одноименной поэме Байрона. Музыку Адан создает в течение 1855 года, а 23 января 1856 года зрители приходят на премьеру «Корсара» в театр Grand Opera. Спустя четыре месяца композитора не стало…

В Большом театре Петербурга балет был впервые поставлен 12 января 1858 года французским хореографом Ж.Перро, постановщиком «Жизели». Перро являлся ярким представителем романтического направления в балетном искусстве, был известен как мастер ансамблевых и массовых сцен, умел воплощать на сцене средствами танца поэтическую глубину первоисточника.

В Мариинском театре «Корсар» появился в 1863-ем, в качестве балетмейстера выступил выдающийся хореограф Мариус Петипа. В дальнейшем судьба этого балета на русской сцене складывалась не самым простым образом. Его ставили неоднократно, добавляли музыку других композиторов, разнообразные номера. Менялась хореография, но в ее основе всегда лежал классический вариант, созданный Перро, Петипа и Мазилье.

«Корсар» - яркий приключенческий балет, красочный и романтичный, который вы можете увидеть сегодня на сцене Государственного Академического Большого театра. Музыка поразит вас изяществом, благородством, французской утонченностью и танцевальностью, а сюжет с первых же па увлечет за собой. Перед зрителями разворачивается история любви корсара Конрада и невольницы Медоры. Путем обмана прежний владелец Медоры, Исаак Ланкедем, отнимает девушку у корсара и продает Сеиду, паше, живущему во дворце на берегу Босфора. Заручившись поддержкой друзей, Конрад проникает во дворец, выручает Медору и вместе они уплывают на корабле. Корабль терпит крушение, но влюбленным удается спастись…

Спектакль идет с двумя антрактами.
Продолжительность — 2 часа 25 минут.

Либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье в редакции Мариуса Петипа

Хореография — Мариуса Петипа
Постановка и новая хореография — Алексей Ратманский, Юрий Бурлака
Художник-постановщик — Борис Каминский
Художник по костюмам — Елена Зайцева
Дирижер-постановщик — Павел Клиничев
Художник по свету — Дамир Исмагилов

Использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера
Концепция музыкальной драматургии — Юрий Бурлака
Партитура восстановлена Александром Троицким
Оригинальная партитура Адана/Делиба, хранящаяся в архивах Национальной библиотеки Франции, предоставлена Парижской национальной оперой
Хореографическая нотация предоставлена Гарвардской театральной коллекцией
Использованы костюмы Евгения Пономарева (1899 г.) — эскизы предоставлены Санкт-Петербургской театральной библиотекой
Стоимость билетов: от 3000 до 15000руб.

Айвазовских эффектов сцены кораблекрушения зрители «Корсара» не видели с дореволюционных времен

Татьяна Кузнецова. . В Большом поставили "Корсара" (Коммерсант, 23.6.2007 ).

Анна Гордеева. . В Большом театре восстановили балет Мариуса Петипа «Корсар» (Время новостей, 25.6.2007 ).

Анна Галайда. . “Корсар” Большого театра угодил всем (Ведомости, 25.6.2007 ).

Светлана Наборщикова. . Большой театр воскресил старинную историю о морских разбойниках (Известия, 26.6.2007 ).

Ярослав Седов. . Премьера балета "Корсар" в Большом театре (Газета, 26.6.2007 ).

Елена Федоренко. Новый старый "Корсар" в Большом театре (Культура, 29.6.2007 ).

Корсар, Большой театр. Пресса о спектакле

Коммерсант , 23 июня 2007 года

Лицензионная пиратская копия

В Большом поставили "Корсара"

На Новой сцене Большой представил премьеру трехактного балета "Корсар". По мнению ТАТЬЯНЫ КУЗНЕЦОВОЙ, это самая серьезная и масштабная работа театра в XXI веке.

Балет "Корсар" вот уже полтора века слывет надежным кассовым хитом. Поставленный в 1856 году хореографом Жозефом Мазилье по поэме Байрона для Парижской оперы, он уже через два года был перенесен в Россию. Еще через пять лет за него взялся Мариус Петипа, который совершенствовал балет всю свою долгую жизнь. В итоге "Корсар" оказался зрелищем на все вкусы, сочетающим имперскую роскошь постановки, динамичный сюжет и великолепные разнообразные танцы.

Октябрьскую революцию "Корсар" пережил удачно: историю про то, как пират Конрад со товарищи похищал свою возлюбленную, гречанку Медору то с невольничьего рынка, то из гарема паши, легко было выдать за борьбу свободолюбивых греческих пиратов с угнетателями-турками. Но аттракционов поубавилось. Первой жертвой пало финальное кораблекрушение как слишком затратное мероприятие. Петипа тоже сокращали, выкидывая как пережитки старой эпохи и пантомиму, и "избыток" танцев. Но все равно "Корсар" оставался любимцем публики.

Нынешний худрук Большого Алексей Ратманский обратился к "Корсару" вовсе не для кассы. Вместе с одноклассником и главным московским знатоком балетной старины Юрием Бурлакой он решился на амбициозный проект: восстановить все, что сохранилось от старинного балета, заполнив лакуны собственной режиссурой и хореографией. В Париже нашлась оригинальная партитура Адольфа Адана, Петербург предоставил эскизы дореволюционных костюмов Евгения Пономарева, Гарвардский университет поделился дореволюционными балетными записями, а художник Борис Каминский написал декорации в стиле академизма и вернул грандиозную финальную сцену в духе "Девятого вала" Айвазовского - феерическую бурю с раскалывающимся пополам девятиметровым кораблем.

Финал получился и в самом деле ураганным, такого не знала ни советская, ни новорусская сцена. Но и предшествующее ему трехчасовое зрелище вышло динамичным и занимательным. Алексей Ратманский, не поскупившись на многолюдство массовки, принес в жертву пантомимные сцены: сократил все объяснения героев ровно настолько, чтобы можно было разобраться в сюжете, не прибегая к программке. Следует признать, что постановщик был прав: разговоры руками затянули бы и без того массивный спектакль, а искусством пантомимы нынешние танцовщики владеют плохо. Лучшим актером оказался Геннадий Янин в роли торговца невольниками еврея Ланкедема. Такого уморительного алчного старикана мог бы сыграть Луи де Фюнес - эта крошечная работа не уступает ролям великого комика.

Главным же содержанием каждого акта стали собственно танцы. И если жемчужины первого - pas des esclaves и па-де-де Медоры и Конрада - знакомы назубок, как непременная принадлежность любого "Корсара" и любого балетного конкурса, то кульминация второго акта - сцена "Оживленный сад" - настоящее откровение. Впервые реконструированная Юрием Бурлакой, она представляет хореографию Мариуса Петипа во всем великолепии и ошеломляющей простоте. Используя всего семь базовых движений, гениальный француз выстроил колоссальную 20-минутную композицию для 68 артистов (включая малолетних детей и прима-балерину), архитектурное совершенство которой легко уподобить садам Версаля. Перегородив сцену искусственными клумбами, цветочными арками, а также аллеями и полукружьями беспрерывно движущегося кордебалета, легендарный балетмейстер заставил приму танцевать на узком языке авансцены, перескакивать шаловливыми гаргуйат (архаичный прыжочек, почти сгинувший в XX веке) с клумбы на клумбу и расцветать арабесками среди кустов зелени. Эта изощренная композиция, полная французского шарма и русской величавости, не имеет ничего общего с усредненно-линейными абстракциями, которые обычно выдают за хореографию Петипа.

Тем труднее пришлось Алексею Ратманскому: в третьем акте он был вынужден сочинить собственную хореографию взамен утраченной. Его Grand pas des eventailles, где вооруженные веерами шесть корифеек, прима с кавалером и первая солистка исполняют композицию, закольцованную по всем канонам, достойно выдержало соседство с шедевром Мариуса Петипа. Взгляд неофита даже не заметит зазора между старинной хореографией и этой тактичной стилизацией. И лишь излюбленные господином Ратманским повторы одного движения поочередно всеми танцовщицами выдают его авторство.

Весь этот грандиозный спектакль держится на прима-балерине: она буквально не сходит со сцены, участвуя во всех сценических перипетиях. Светлана Захарова оказалась созданной для этого балета, роль Медоры сидит на ней как влитая. Актерского потенциала балерины как раз хватает, чтобы без пережима изобразить нужные по сюжету чувства; на ее безупречной фигуре идеально выглядят расшитые драгоценностями пачки; ее прелестным ногам очень удобны и большие па адажио, и живописные мелкие детальки. Танцевала Светлана Захарова небезупречно, к деталям можно придираться, но поразительно красиво. Причем от акта к акту все прекраснее, заметно успокаиваясь, переставая рвать движения и доказывать свое превосходство. Равных ей действительно не было. И суховатая Екатерина Шипулина, исполнявшая вторую по значению партию Гюльнары с наигранной оживленностью, и кукольная Нина Капцова, станцевавшая pas des esclaves так же мило-непритязательно, как свою коронную партию Амура в "Дон Кихоте", и уж тем более три солистки-одалиски, со школярской неуверенностью проскочившие свои вариации, не могли не то что затмить, но даже посоперничать с раскованно-ликующей примой.

Партнер, впрочем, у Светланы Захаровой был достойный: ангажированный Большим экс-киевлянин Денис Матвиенко играл влюбленного корсара вполне непринужденно (даже одетый в греческую белую юбочку), а танцевал еще свободнее: его резвый большой пируэт, залихватские вращения и превосходные круги jete моментально повысили градус в зрительном зале от сыто-благодушного до азартно-возбужденного. Удачно станцевал в pas des esclaves белорусский тинейджер Иван Васильев, второе приобретение Большого: костюм скрыл недостатки телосложения и выучки, а свои трюки он исполнил лихо. Красавец Артем Шпилевский, третий трофей театра, превосходно смотрелся рядом со Светланой Захаровой в адажио третьего акта, но лучше бы он не танцевал вовсе - бедный юноша и двух туров не может сделать без помарок. Словом, многолюдной труппе Большого театра еще есть над чем поработать в этом балете: ролей явно больше, чем достойных их исполнителей.

Новый "Корсар" Большого - симметричный ответ Мариинке с ее грандиозными реставрационными опытами. Однако москвичи, не выдающие свой продукт за аутентичную постановку, выглядят как-то честнее. Опыт по совместимости новодела и старины можно считать удавшимся: не поступившись научной принципиальностью, Большой изготовил отличный кассовый хит. Есть лишь один заметный недостаток: этому "Корсару", с его массивными декорациями, грандиозными хореографическими ансамблями и размахом танца солистов, явно мала Новая сцена Большого. В золоченой раме исторического зала он будет смотреться еще эффектнее. Осталось воскресить старый театр так же качественно, как балет "Корсар".

Время новостей, 25 июня 2007 года

Анна Гордеева

Триумф романтиков

В Большом театре восстановили балет Мариуса Петипа «Корсар»

На торговой площади - тщательно выписанные и выстроенные дома, лотки с фруктами, ковры и ткани. В пиратской пещере - нависающие могучие скалы, во дворце паши - уходящие в небеса разукрашенные стены. Алексей Ратманский и Юрий Бурлака, сочинившие новую версию балета «Корсар» в Большом театре, пригласили на постановку петербургских театральных художников - декорации сотворил Борис Каминский, уже прославившийся на восстановлении «Баядерки» и «Спящей красавицы» в Мариинском театре, костюмы - Елена Зайцева (также работавшая над «Спящей»). Неудивительно, что подходящих людей пришлось искать на брегах Невы - в Большом спектакль подобного постановочного масштаба не появлялся, пожалуй, лет шестьдесят, со времен «Ромео и Джульетты».

«Корсар» никогда не исчезал надолго из репертуаров российских театров - это не «Дочь фараона», которую в двадцатых годах прошлого века решили забыть насовсем и в этом решении преуспели. Балет Жоржа Мазилье, переделанный в середине XIX века Мариусом Петипа, не был уничтожен радикально, но редактировался многочисленными постановщиками так, что осталось от него немного. Испарились многие танцы; потерял связность сюжет - спектакль превратился почти в концерт, где совсем не важно, кто кого любит и кто кого ненавидит, и где никто из зрителей не задумывается, почему в любовном дуэте пирата и беглой одалиски участвует раб этого самого пирата. Ратманский и Бурлака сотворили гигантскую работу. Бурлака расшифровал архивные записи спектакля (той его версии, что была на сцене в 1899 году) и восстановил изумительной красоты танцы в картине «Оживленного сада»; те же танцы, что были утрачены безвозвратно, хореографы сочинили заново, стилизуя под почерк Мариуса Петипа.

Ранее считалось, что «Оживленный сад» - лучше всего сохранившаяся часть «Корсара»; но в изданном к премьере буклете специально для неверующих воспроизведены несколько страниц рукописей Петипа - со схемами расположения артистов, с французскими фразами, описывающими движения балерины. (Надо отметить, что эта книжка - образец исследовательско-издательского труда.) И теперь любители балета могут, как те фанаты-меломаны, что приходят на концерт с партитурой, открыв буклет на соответствующей странице, проследить, так ли проходит в «Оживленном саде» балерина диагональ, правильно ли все восстановлено.

«Оживленный сад» (танцы одалисок во дворце паши, который представляет своих невольниц гуриями рая) - одна из кульминаций спектакля. Всего «ударных моментов» четыре: па-де-де Медоры и Конрада (главные герои - юная гречанка, которую польстившийся на большие деньги опекун решил продать в гарем, и влюбившийся в нее пират, избавляющий девушку от этой участи), «Оживленный сад», в котором кордебалет в белоснежных пачках сияет меж зеленых клумб, а балерина над этими клумбами прыгает, танец с веерами (еще одна картина из гаремной жизни, не сохранившаяся в записях, но чутко и изысканно стилизованная постановщиками) и, наконец, знаменитое финальное кораблекрушение, поражавшее зрителей позапрошлого века спецэффектами. Таким образом, понятно, что спектакль, ориентирующийся на идеал «постановочного балета XIX века», в котором танцовщики в основном поддерживали балерин и иногда их носили, надеется производить впечатление прежде всего фантастической красоты оформлением, затем - сложнейшей геометрией перестроений кордебалета, вслед за тем - работой прима-балерины и уж только в последнюю очередь танцами мужчин.

На премьере и в день второго спектакля все и прошло, как было задумано: публика неизменно ахала при каждой перемене декораций (непосредственные заокеанские гости показывали на прописанные корабли и купола пальцами); кордебалет, осознавая свою миссию, был в нужные моменты строг и величав, и в нужные - лукав (в гареме одалиски чуть не канкан танцуют, хихикают, как школьницы, и швыряют друг другу подаренный покровителем платочек как волейбольный мячик), а балерины - Светлана Захарова и Светлана Лунькина - четко исполняли роли «украшений». Украшений театра, украшений гарема - никаких чрезмерных страстей, лишь тщательно выполненный текст. Их партнеры - Денис Матвиенко и Юрий Клевцов - тоже работали добросовестно и внятно; но на сцене были лишь качественные артисты - и только.

Все изменилось в третий день, когда на сцену вышли Мария Александрова и Николай Цискаридзе.

Из балета конца XIX века (напомню, что записанная версия - 1899 год), балета уже порядком уставшего (скоро-скоро дягилевская революция), балета, привыкшего к участи богатого развлечения, Александрова и Цискаридзе вопреки воле постановщиков сотворили балет романтический.

Их герои не обозначали воспитанный интерес друг к другу, как, возможно, требовали правила хорошего тона. Цискаридзе так кидался к своей девушке, так топил лицо в ее ладонях, так обнимал, что уж сразу становилось ясно: меж ними никто не становись - убьет. И в единственном па-де-де, что отпущено ему постановщиками, не отмерял вежливо трюки - его несло по сцене тем же диким ветром, что и его Солора, и его Альберта; тем настоящим шквалом, что переворачивает все концепции и только и оправдывает существование насквозь искусственного балетного театра.

Тот же порыв, та же сила была в Александровой, но припорошенная обязательным для этой роли легким кокетством. Девушка, проданная в гарем, но до отправки к месту назначения освобожденная, вновь похищенная и все-таки доставленная к паше, опасно дурачит хозяина ради спасения плененного возлюбленного - этой девушке требуется умение пофлиртовать с престарелым господином, но в случае с Александровой паша выглядит совершеннейшим уж глупцом. Не понять, что вот эта конкретная девушка - усмехающаяся почти надменно, забавляющаяся почти издевательски - ни на какие соглашения никогда не пойдет, невозможно. Лучший момент роли Александровой - «Маленький корсар», вариация в мужском костюме, которую она танцует в пещере пиратов. Поверить, что вот такая запросто поведет разбойников на штурм - легко; и раздающийся в финале танца ее вопль «На абордаж!», от которого зал, привыкший к тому, что балет - искусство бессловесное, вздрагивает, звучит вполне убедительно.

Как положено романтическим артистам еще с мочаловских времен, Цискаридзе и Александрова так верят во все сюжетные переливы, что даже в самых вампучных ситуациях возникает логика и смысл. Вот в пещере пиратов нехорошие разбойники отравили снотворным разбойника хорошего, и главный герой неожиданно для возлюбленной засыпает. Те, нехорошие, подкрадываются, чтобы девушку похитить. И Светлана Захарова, и Светлана Лунькина кидались к спящему герою, вытаскивали у него из ножен кинжал и ударяли главаря заговорщиков... а затем аккуратно вкладывали оружие обратно в ножны герою. Ну, видимо, так им велели постановщики. (Неважно, что раненый злодей схватился за руку, но все остальные-то никуда не делись и сейчас явно девушку скрутят; нет, героини старательно ищут ножны и прилаживают в них ножик.) Александрова оружие моментально положила и начала трясти героя: да проснись же ты! Совсем немножко веры в ситуацию и здравого смысла - и совсем иная картинка получается.

Из всех остальных персонажей многонаселенного балета той же верой в обстоятельства отличаются лишь Андрей Меркурьев в роли Бирбанто (отличный, злобный, гневный и чуть жалкий злодей-заговорщик; когда после поражения в первом столкновении с главным героем кто-то из пиратов кладет ему руку на плечо, чтобы утешить, он вздрагивает всем телом так яростно, что от этой судороги волны идут, кажется, по всей сцене) и Геннадий Янин в роли опекуна - продавца героини (танцовщику нет и сорока; герою, должно быть, семьдесят - и так прописана-прорисована вся пластика, что кажется, будто мы слышим все покряхтывания, и естественные, и показные). Из исполнителей роли невольника в первом акте лучшим был, пожалуй, Андрей Болотин: в этом па-де-де, где ничего играть не нужно (вообще-то раб представляет покупателям предлагающуюся к продаже девушку, но «характеристика» раба не прописана, он - чистая функция), его герой был воплощением аккуратного и легкого танца, того танца, идея которого уже существует где-то в недрах старинного балета и скоро позволит Нижинскому взлететь ввысь (кстати, Болотин вполне смотрится в репертуаре Нижинского - он отличная Голубая птица в «Спящей красавице»).

Корабль, стремящийся к финальному кораблекрушению, пока слишком громыхает при выезде на сцену, и слишком видно, что видеопроекция штормовых волн идет на надуваемую тряпку. Над катастрофой надо еще поработать, хотя и сейчас она, конечно же, производит впечатление, особенно, когда в клочья рвутся паруса и корабль разваливается на части. На последних тактах на прибрежные камни выбираются главные герои, и воспроизведенная со старинной фотографии поза слегка усмехается постановщикам: Мариус Петипа знал, что после любого балета и любых спецэффектов зрители все равно запоминают балерину и премьера. Сто с лишним лет спустя ситуация не изменилась.

Ведомости , 25 июня 2007 года

Анна Галайда

На загляденье

“Корсар” Большого театра угодил всем

Этот спектакль нравится и труппе (есть где блеснуть мастерством), и публике (воплощает балетоманские грезы о роскоши императорского балета). Алексей Ратманский и Юрий Бурлака в своей редакции сохранили шедевры предшественников и создали свой.

Чтобы осилить “Корсара”, Большому потребовалось несколько сезонов. Реконструкция старинного балета требует колоссальных усилий по поиску документов, созданию текста и оформления, финансовому обеспечению громады. Полтора века назад казалось само собой разумеющимся, что такая роскошь, как балет, съедает колоссальную часть средств имперского двора. Одна корзина, на которую в финале картины “Оживленный сад” на долю секунды водружают прима-балерину, способна поглотить годовой бюджет современного театрика. Спектакль длится три с половиной часа, и, когда в финале разламывается и уходит на дно морское огромный, во всю сцену корабль, это вызывает такие овации, что нет сомнений: оно того стоит.

Чудеса машинерии - одна из главных приманок, обеспечившая счастливую жизнь “Корсара” во времена Петипа. Он поставил свой балет по поэме Байрона в то время, когда публика успела забыть об этом некогда популярном шедевре романтизма. Петипа начал приспосабливать кассово успешный балет к новым веяниям - в понимании зрителей он был не менее гениален, чем в сочинении вариаций для своих балерин. На исполнительниц и сделал ставку хореограф. Пять раз Петипа переделывал “Корсара” и каждой из танцовщиц дарил фирменный номер. Со временем спектакль сохранил с поэмой Байрона мало общего - нагромождение злоключений рабыни Медоры и влюбленного в нее предводителя корсаров Конрада становилось все более немыслимым.

Вероятно, именно из-за непреодолимой рыхлости либретто после смерти Петипа “Корсар” утратил власть над сердцами публики. Впрочем, немыслимая концентрация хореографических шедевров на один спектакль (такого больше нет ни в одном балете Петипа) не позволила ему погибнуть окончательно. “Корсар” почти не исчезал со сцены и продолжал обрастать усовершенствованиями новых постановщиков. Однако нигде и никогда даже не приближался к тому успеху, который сопровождает другие балеты Петипа: “Баядерку”, “Спящую красавицу” и “Раймонду”.

В постановке “Корсара” в Большом Ратманский и Бурлака взяли на вооружение метод Петипа и пытались учитывать вкусы современной публики. Но главной задачей стало возвращение к “Корсару” конца XIX в. Им навстречу пошла сама судьба: случайно они обнаружили практически полный комплект декораций Евгения Пономарева последней редакции Петипа 1899 г., были найдены 50 эскизов костюмов. После восстановления в Мариинке “Спящей красавицы” в оформлении Ивана Всеволожского образца 1890 г. глазам уже трудно ослепнуть от роскоши, но современному сценографу Борису Каминскому удалось вызвать аплодисменты, настолько впечатляюще небо восточного базара, так ослепительны фонтаны в гареме паши.

Ратманский и Бурлака, даже обнаружив множество архивных материалов, отказываются называть свой спектакль аутентичным, хотя бы потому что сохранившаяся система записи хореографии балета очень несовершенна, она фиксирует лишь опорные точки танца и рассчитана на тех, кому требуется не узнать, а вспомнить текст. В наши дни изменились и сами представления о технике танца, а такой важный компонент старинного спектакля, как пантомима, и вовсе близок к исчезновению. Вместе с пропорциями человеческой фигуры изменились и ткани, из которых шьются костюмы, поэтому, в отличие от декораций, даже по сохранившимся эскизам воспроизвести их “дословно” невозможно.

И все же новый “Корсар” явно приходится ближайшим из известных родственников старому балету Петипа. Любой неофит способен в этой постановке оценить феерическую красоту восстановленного Бурлакой “Оживленного сада”, в котором 68 детей, взрослых танцовщиков и танцовщиц в черных париках и белоснежных костюмах образуют группы, отсылающие к версальским ансамблям. А профессионалов доводит до катарсиса осознание, что эта грандиозная композиция держится на разных сочетаниях всего семи pas. Другой сюрприз - поставленный зеркально “малый” ансамбль pas des eventailles - виртуозная стилизация Ратманского, для которого “Корсар” стал дебютом в редактировании классики.

Воспроизвести феноменальную простоту балета Петипа невероятно сложно. И далеко не вся труппа справилась на премьере с задачей идеально. Но в этом спектакле исключительно много удачных исполнительских работ: от корифеек Чинары Ализаде и Анны Тихомировой в “Оживленном саде”, от непревзойденного исполнителя мимических партий Геннадия Янина, пополнившего свою колоритную коллекцию “работорговцем” Ланкедемом, от блистательно продолжающей традицию московских характерных балерин Анны Антроповой в Форбане до Екатерины Шипулиной и Андрея Меркурьева, которые вывели на первый план своих второстепенных персонажей Гюльнару и Бирбанто.

Но все же, как и положено у Петипа, “Корсар” - балет балерины. И в новой московской постановке это Светлана Захарова. Именно в роли Медоры, требующей условных актерских переживаний и бесконечной балетной виртуозности, Захаровой нет равных. Она бестрепетно берет все хореографические вершины, которые полвека сочинял своим любимым балеринам Петипа. Он превратил своего “Корсара” в эталон исполнительского стиля конца XIX века. Захарова станцевала его как эталон века XXI.

Известия , 26 июня 2007 года

Светлана Наборщикова

Пираты девятнадцатого века

Большой театр воскресил старинную историю о морских разбойниках

В 1856 году сочинение композитора Адольфа Адана и хореографа Жоржа Мазилье увидела публика парижской Гранд-опера. Через два года "Корсар" появился в Петербурге. С тех пор зажигательная повесть о морских пиратах и прекрасных невольницах не сходит со сцен России и мира, причем нынешний год с полным правом можно назвать "корсароносным". Француз Жан-Гийом Бар поставил этот спектакль в Екатеринбурге, чех Иван Лишка - в Баварском балете, и вот, под занавес сезона, обнародовано московское достижение.

"Корсар" в Большом - это совместное производство хореографов Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки, художников Бориса Каминского (сценография), Елены Зайцевой (костюмы), Дамира Исмагилова (свет) и дирижера-постановщика Павла Клиничева. В основу положена петербургская редакция Мариуса Петипа, датированная 1899 годом, но это не означает, что мы увидели вариант, которым любовались наши прадеды. Постановщики воспроизвели дошедшие до нас описания и устные предания, но остальное сочинили заново, "под старину". Получившийся микст - авторское ноу-хау. Не парфюм эпохи, как характеризует свои сочинения знаменитый "аутентист" Пьер Лакотт, а купаж старых и новых ароматов. Залитый в старинный флакон - форму "большого" балета - продукт выглядит весьма привлекательно и, без сомнения, будет пользоваться спросом. Уж очень гармонично сочетаются танцы, пантомима и их гибрид (то, что в старых спектаклях называлось scеne dansante).

Среди танцев - хороших и разных - первенствует "Оживленный сад", впервые после 1917 года показанный так, как его задумал Петипа. Маэстро, вдохновленный версальскими парками, военными парадами на Марсовом поле и нежнейшей музыкой Лео Делиба, выстроил 20-минутную композицию из семи движений и множества перемещений. Получилось воздушное, как зефир, зрелище, где среди венков и клумб порхают девушки гарема. На балетомана, привыкшего к минималистским советским "Садам", этот "Рай Магомета" (так именовалась сцена в скрипичном репетиторе) производит ошеломляющее впечатление. Похожие чувства должен испытывать обитатель "хрущобы", попавший в царские покои.

Озадачивает нашего современника и обилие давно исчезнувшей "семафорной" пантомимы. Для детального с ней ознакомления неплохо было бы вкладывать в программки листочек с объяснением самых ходовых жестов. Тем более что среди "разговоров" встречаются прелюбопытные. Вот, к примеру, образчик старинной балетной эротики.

Пират Конрад указывает в сторону кушетки, затем простирает длань к красавице Медоре, обнимает себя за плечи и в завершении комбинации проводит ребром ладони по горлу. Все это означает: "Если ты не полюбишь меня, я себя убью". В ответ кокетливая девушка разводит ручками ("Здесь, сейчас?"), качает головкой ("Сомневаюсь..."), после чего начинает завлекательные па. Изнемогший Конрад увлекает прелестницу к ложу, но Медора не спешит обнять любимого и, стоя на кушетке, поднимает ножку в позу "арабеск". Дисциплинированный герой придерживает ее за ручку и ходит вокруг, как кот возле крынки.

В объятия Конрада гордая невольница все же попадает, но позже - в сцене кораблекрушения, приводившей в трепет зрителей позапрошлого века. Константин Сергеевич Станиславский признавался, что "бушующее море из крашеного холста, тонущий бутафорский корабль, десятки больших и малых фонтанов живой воды, плывущие по дну моря рыбы и огромный кит" заставляли его "краснеть, бледнеть, обливаться потом или слезами".

Из перечня, поразившего основоположника МХТ, в новой версии остались холст с кораблем. Максимум, чем можно на них отреагировать, - вежливые аплодисменты. А жаль. Яркое зрелище требует феерического завершения, тем более что современные сценические технологии позволяют это сделать.

В трех премьерных спектаклях показались три состава, причем дамы по старинной традиции танцевали не покладая ног. Самой красивой Медорой оказалась Светлана Захарова, явившая безупречные линии. Самой трогательной - Светлана Лунькина, смягчившая балеринский апломб девичьей застенчивостью. Самой выносливой - Мария Александрова, преодолевшая почти все технические рифы. На долю их Конрадов - соответственно Дениса Матвиенко, Юрия Клевцова и Николая Цискаридзе - досталось одно па-де-де. Остальное время, согласно завещанию Петипа, мужчины мимировали и позировали.

Сам Мариус Иванович, согласно воспоминаниям, в пантомиме был "совершенно незабываемым и излучал магнетические токи". До такого состояния наши герои еще не дозрели, но им есть у кого учиться. Уроки актерского магнетизма может давать Геннадий Янин. Лучший комик Большого театра вышел в небольшой партии престарелого торговца и наглядно доказал, что для больших актеров не существует маленьких ролей.

Газета , 26 июня 2007 года

Ярослав Седов

Пират нарасхват

Премьера балета "Корсар" в Большом театре

Большой театр России завершил сезон новой постановкой старинного балета «Корсар», оказавшегося в этом сезоне буквально нарасхват. В январе аналогичной реконструкцией этого спектакля приковала к себе внимание Баварская опера. Пару месяцев назад «Корсара» с большой помпой поставил в Екатеринбурге премьер Парижской оперы Жан-Гийом Бар. А к началу следующего сезона «Кремлевский балет» покажет обновленную версию Юрия Григоровича.

Возможно, причиной интереса к "Корсару" стали «Пираты Карибского моря», напомнившие балетному миру, что у него уже более 100 лет есть свой пират не хуже. А может быть, грядущие обменные Год русской культуры во Франции и Год французской культуры в России. К этому событию как нельзя более кстати приурочить возрождение «Корсара» - последнего произведения композитора Адольфа Адана, автора «Жизели», ставшей не только вершиной балетного романтизма, но и символом взаимодействия русской и французской культур.

«Корсар» тоже может служить примером такого взаимодействия. Появившись в Парижской опере в 1856 году, он пережил множество трансформаций. Лучшие из них сделал французский танцовщик и балетмейстер Мариус Петипа, который полвека проработал в Петербурге и создал русский классический балет. Роль Конрада в «Корсаре» была лучшей в репертуаре Петипа. В 1858 году именно в этой роли он встретился на петербургской сцене с Жюлем Перро - создателем танцев «Жизели» Адана. Перро возобновил «Корсара» для своего бенефиса и сам исполнял Сеида-пашу. В роли Конрада Мариус Петипа прощался со сценой как танцовщик, а впоследствии сочинил блестящие классические ансамбли в своих петербургских постановках «Корсара».

Эти эпизоды, которые так или иначе сохранялись во всех последующих версиях «Корсара», стали опорными точками спектакля Большого театра. Постановщики Алексей Ратманский и Юрий Бурлака (артист труппы «Русский балет» Вячеслава Гордеева, давно увлекающийся изучением старинной хореографии) проштудировали архив Петипа и записи его хореографии, сделанные при жизни балетмейстера. Петербургские театральные архивы предоставили эскизы декораций и костюмов, восстановленных под руководством Бориса Каминского и Елены Зайцевой. Недостающие сцены постановщики сочинили сами, стараясь придерживаться стиля Петипа.

Партия главной героини Медоры, вокруг которой плещется пестрое танцевальное море, оказалась в нынешнем «Корсаре» изрядно обширнее и изнурительнее, чем во всех известных до сих пор версиях. Однако прима-балерина Большого театра Светлана Захарова справляется с виртуозными танцевальными пассажами так же легко и артистично, как музыканты экстра-класса - с польками и вальсами Иоганна Штрауса на знаменитых новогодних концертах Венской филармонии.

Своего возлюбленного корсара Конрада в залихватском исполнении виртуозного Дениса Матвиенко Захарова-Медора привлекает не столько условным мимическим кокетством, сколько артистизмом танца. Ее завораживающие пластические линии в медленных адажио и сверкающие филигранной отделкой мелкие быстрые движения на сей раз наполнены праздничной энергетикой и лукавым шармом, которыми светится каждое движение балерины.

Главную героиню на сцене обрамляет грандиозный парад классических танцев, живописных характерных плясок, игровых сцен и зрелищных эффектов вроде знаменитого заключительного кораблекрушения. К сожалению, масштабная композиция Мариуса Петипа «Оживленный сад», где группы кордебалета танцуют между бутафорских лужаек, образующих садовый лабиринт, пока что стеснена размерами Новой сцены Большого театра. А виртуозные соло знаменитого классического Трио одалисок оказались недоступны артисткам, выбранным на эти партии. Зато в дуэте раба и невольницы не теряются обаятельная Нина Капцова и темпераментный Иван Васильев. А в роли Гюльнары, помогающей главным героям бежать из плена Сеида-паши, Екатерина Шипулина притягивает живостью, юмором, волнующими женскими чарами и танцевальной виртуозностью.

Культура , 28 июня 2007 года

Елена Федоренко

Соло для флибустьерки: все на абордаж!

Новый старый "Корсар" в Большом театре

Художественный спор Мариинского и Большого театров закреплен веками. В истории не найдется ни одного события, которое, состоявшись на питерской территории, не вызвало бы ответа на московской. Несколько лет назад Мариинка увлеклась восстановлением шедевров, откликнувшись на модный аутентизм, и выпустила "Спящую красавицу" и "Баядерку". Москва выдержала паузу и выдала "Корсара" на музыку Адольфа Адана. С одним существенным отличием - не стала называть балет реконструкцией, а выбрала более точное определение - стилизация. Тем самым обезопасив себя от возможных нападок.

Огромный трехактный балет показали на нескольких прогонах, которые посмотрел весь балетный люд, вынесший вердикт: "Впечатляет, но скучновато и затянуто". Премьера, напротив, оказалась увлекательной, и, вопреки прогнозам, не поддаться чарам этого ладно скроенного балета не удалось. Балета красивого, со множеством разнообразных танцев, завораживающего изысканной простотой композиции, насыщенной драматургией, к тому же - непременно контрастной. Поразило, что многое из "стилизации" не выглядит наивным. Например, в "Корсаре" есть образ рая - сцена "Оживленный сад" и ада - "Буря и кораблекрушение". Но воспринимается это не как "белое" и "черное". Внутри рая - непростые отношения (интригуют и ревнуют дамы: султанша Зюльма воспитывает одалисок, шалит невольница Гюльнара, а гречанка Медора сопротивляется притязаниям паши). И ад не "безнадежен" - все-таки герои спасаются. Как спасались и в середине XIX века, на парижской премьере "Корсара", сочиненной Жозефом Мазилье по популярной поэме лорда Байрона.

Вообще-то "Корсар" - идеальный авантюрный сериал (любовь и похищения, борьба за свободу и отравления - настоящая пиратская история, пусть и не Карибского моря), который сочинялся на протяжении всего своего существования. Россия подхватила французскую премьеру, и Петипа всю жизнь дописывал "Корсара" как книгу своей балетной жизни. По "Корсару" можно судить, как складывалась балетная история этого француза, ставшая и историей русского балета. Петипа далеко не с первого раза, а путем многих переделок сложил судьбоносный пазл - имперский гран-стиль балетного спектакля. А дальше с "Корсаром" произошло приблизительно то, что и с жизнью, например, отечественных интеллигентов, переселенных из тиши удобных кабинетов в убийственное коммунальное равенство. Сюжет делался все примитивнее; роскошь костюмов и сценографии становилась бледнее, машинерия постепенно ветшала, а бездонной и щедрой императорской казны уже и не существовало; пантомима сокращалась до того минимума, чтобы не стать врагом танцу, пока и вовсе не была объявлена архаикой (а без нее в "Корсаре" просто никуда!). Но балету о флибустьерах суждено было выжить: спасли поражающие любое самое смелое воображение танцы. Они привлекали всегда и всех, но в гармоничное целое в XX веке уже не складывались. Поскольку каждый, кто имел право воздействовать на репертуар, понимал, что предшественнику балет не поддался, и предлагал свой вариант. То, что происходило с "Корсаром" на протяжении всего прошлого столетия, может быть описано в отдельном трактате. Краеугольные камни - танцы - были растасканы по конкурсам и гала, правда, благодаря им и сохранились. Но в совершенно бессмысленном виде. Несколько лет назад, скучая на конкурсе от шедших подряд па де де из "Корсара", решила разнообразить впечатления и узнать, что за историю танцуют юные артисты. Мало кто смог ответить.

Все сохранившиеся раритеты худрук Большого театра Алексей Ратманский и Юрий Бурлака, не раз замеченный в бережном внимании к классике (о буквальной точности по прошествии стольких лет могут рассуждать только неофиты), решили собрать воедино, по возможности очистить от наслоений и показать уставшему от минимализма балетному миру раритет роскошного имперского стиля, каким он представляется образованным людям. Так замечательный стилизатор Бурлака восстановил утраченные связи, а умный хореограф Ратманский без швов и складок, "под Петипа", сочинил новые па.

Закипевшая работа приносила свои плоды: партитура отыскалась в Париже, эскизы костюмов - в Санкт-Петербурге, запись хореографии, осуществленная режиссером Мариинского театра Николаем Сергеевым (правда, нотация допускает разночтения), - в Гарварде, а Москва подтвердила многое фотоархивами Бахрушинского музея.

Прочесть действие получившегося "Корсара" легко и не заглядывая в программку. Ну, действительно, кто не поймет, что Исаак Ланкедем торгует живым товаром. Геннадий Янин выразительно передает все муки алчности: как не хочется продавать красотку Медору - главный бриллиант своей коллекции, но сокровища, предлагаемые Сеид-пашой (Алексей Лопаревич), привлекают так сильно! Все "пантомимные" персонажи живописны, но пока "спасают" изменяющий до неузнаваемости грим и замечательные костюмы (восстановленные не только исследовательским мастерством, но додуманные фантазией Елены Зайцевой): живость актерской игры - дело будущих стараний.

Кстати, и танцующие солисты подтвердили, что пантомимные диалоги - утраченное искусство. В танцах они были куда как более органичны, благо, что танцев в "Корсаре" множество. В танцевальной роскоши правит бал Балерина. Недавно ставшая лауреатом Госпремии Светлана Захарова и роль Медоры нашли друг друга. Премьеру Захарова вела с сознанием торжественности исторического момента, сумела избежать и драматической анемии, и утрированной игры - двух крайностей, свойственных многим предшествующим образам этой невероятно красивой балерины с безупречной фигурой. Она дивно танцует "Маленького корсара", переодевшись в гроте пиратов в мужской наряд, значительно и широко проводит всю роль. Медора - партия изматывающая, проходит в сложном пластическом развитии через весь балет, балерина танцует в каждом действии, едва успевая менять костюмы, - Захаровой покорилась несомненно.

А вот танцы для Конрада заканчиваются уже в первом действии - после па де де с Медорой он имеет возможность "оторваться" в актерском азарте. Что Денис Матвиенко, станцевавший достойно многие спектакли Большого, делает с удовольствием, предлагая еще один образ в популярной пиратской теме. Танцовщик отлично представляет себе и отлично же передает дух благородной разбойничьей вольницы блокбастеров.

Кульминацией каждого действия Петипа делал развернутые танцевальные композиции, создатели нового спектакля перечить не стали. Па де де Медоры и Конрада Захарова и Матвиенко станцевали хотя и не безупречно, но подали как изысканное украшение архитектурного ансамбля. Танец рабов (pas des esclaves) разыграли Нина Капцова - в лучших традициях травести, и летающий виртуоз Иван Васильев, которого трудно было узнать - настолько изменили его грим и костюм.

Уже названный "Оживленный сад" - центр второго акта. Не видевшим трудно представить 68 танцующих артистов и детей на сцене, украшенной фонтанами, клумбами с цветами, кустарниками, гирляндами. Чтобы осуществить эту диковинную версальскую геометрию, старику Петипа приходилось вычерчивать перестроения мизансцен, с линейкой в руках просчитывать возможности танцовщицы перейти от позы к позе на узенькой тропинке между клумбами или перепрыгнуть из центра одного орнамента (разложенные на сцене гирлянды) - в другой. Листы с этими формулами-иероглифами Петипа были одним из архивных документов. Теснота (на новой сцене артистам не развернуться) и, наверное, иные причины порождали небрежности, особенно у корифеек (в вариациях на премьере запомнились выгодно отличавшиеся четкостью танца одалиски Анны Леоновой и Чинары Ализаде). Лукавая Гюльнара Екатерины Шипулиной на этом декоративном фоне по-современному отчаянно борется за свое будущее: дальше от традиций, но ближе к изменившимся стилям, балерина строит партию на баланчинских акцентах.

В третьем действии фокус - Танец "с веерами" (Grand pas des eventailles), в основе - хореография Мазилье, которого младший соотечественник Петипа почитал. Правда, от нее остались лишь крохи, остальное досочинил Ратманский, и сделал это отменно: отличить первоисточник от стилизации невозможно. К дуэту - венцу этой композиции - у Захаровой открылось второе дыхание, а для ее эффектного кавалера Артема Шпилевского день премьеры оказался явно неудачным.

Сценой кораблекрушения в эпилоге, когда остов корабля раскалывается, а паруса разрывает ураганный ветер, художник Борис Каминский смело мог бы выдержать тендер с маринистами-классиками, а заодно и с авторами фильма "Титаник". Спастись в этом кошмаре кажется невозможным, но, как в шекспировской "Буре", происходит чудо: Конрада и Медору выносит на берег сама судьба. Их счастьем и заканчивается балет, который в ближайшее время отправится на гастроли в Лондон. Не надо быть Кассандрой, чтобы предугадать трепет чопорных англичан.

Балет "Корсар", содержание которого будет предметом данной статьи, был написан в 1856 году. Он до сих пор не сходит с мировых подмостков. Автор музыки к балету - Адольф Адан. Позже ещё несколько композиторов добавили в балет некоторые сцены.

О балете

Либретто этого балета было создано по поэме Байрона. Ранее к ней уже обращались другие композиторы. Но большинство тех постановок даже не сохранились до наших дней. Знаменитый и до сих пор популярный балет появился на свет в 1856 году. Сюжет спектакля приключенческий. Автор балета "Корсар" - Адольф Адан. Главный герой спектакля - корсар. Он влюбляется в невольницу и похищает её. Но её хозяин возвращает себе девушку обманным путём, а затем продаёт. Корсар пытается спасти возлюбленную. Он проникает во дворец, где она томится в заточении. Влюблённым удаётся сбежать.

Композитор

Музыку к легендарному балету "Корсар" написал Адольф Адан. Родился он в 1803 году в Париже. Композитор является одним из ярких представителей эпохи романтизма. Отец А. Адана был музыкантом.

В юношеские годы будущий композитор не собирался связывать свою жизнь с музыкой и хотел стать учёным. Но тем не менее поступил учиться в консерваторию по классу органа, блестяще её окончив.

Своё первое произведение Адольф Адан написал в 1829 году. Это была одноактная опера «Пётр и Екатерина» о русском императоре и его супруге.

В 1830-х годах композитор работал в Санкт-Петербурге.

Кроме знаменитого "Корсара" А. Адан создал ещё ряд балетов и опер. Среди них:

  • «Жиральда, или Новая Психея».
  • «Жизель».
  • «Калиостро».
  • «Хижина».
  • «Фальстаф».
  • «Король из Ивето».
  • «Нюрнбергская кукла».
  • «Почтальон из Лонжюмо».
  • «Катерина» и другие.

Лео Делиб

Лео Делиб - французский композитор, который в 1856 и в 1968 гг. дополнил несколькими сценами балет А. Адана "Корсар". Родился он в 1836 году. Полное имя композитора - Клеман Филибер Лео Делиб. Отец его служил на почте. Мать была дочерью оперного певца. Она стала первым педагогом Л. Делиба. Также обучал его и дядя, который служил органистом в церкви и преподавал в консерватории. После того как отец будущего композитора умер, их семья переехала в Париж. Там Лео окончил консерваторию. Его педагогом по композиции был Адольф Адан.

Лео Делиб написал следующие балеты и оперы:

  • «Сильвия».
  • «Жан де Нивель».
  • «Ручей».
  • «Лакме».
  • «Источник».
  • «Так сказал король».
  • «Песочный человек».
  • «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и другие.

А также Л. Делиб написал 20 романсов, несколько хоров, мессу и т. д.

Другие композиторы, дополнившие балет

Балет "Корсар", содержание которого представлено ниже, неоднократно дополнялся разными композиторами. Помимо Лео Делиба свою музыку в него в разные годы добавили Цезарь Пуни и Рикардо Дриго. Это итальянские композиторы, работавшие в России.

Цезарь Пуни, имя которого на итальянском звучит как Чезаре Пуньи, родился в Генуе в 1802 году. Он с успехом окончил консерваторию в Милане. С 1851 г. работал в Санкт-Петербурге. Этот композитор за свою творческую жизнь написал 10 опер, 312 балетов и 40 месс. А также он автор большого количества кантат, симфоний и других произведений.

Рикардо Эудженио Дриго родился в Падуе в 1846 году. Работал в России в качестве композитора и дирижёра. В нашей стране его называли Ричардом Евгеньевичем.

Р. Дриго начал заниматься музыкой в раннем детстве. Свои первые произведения сочинил, ещё будучи подростком. Это были вальсы и романсы. Риккардо окончил Венецианскую консерваторию. Его педагогом был композитор Антонио Буццола - ученик великого Гаэтано Доницетти. Рикардо был не только композитором, но и дирижёром. В 1878 году его пригласили работать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала служил при Итальянской опере, а затем перешёл в Мариинский театр. Р. Дриго часто выезжал на гастроли в Европу. В последние годы своей жизни Риккардо работал в родной Падуе, в Гарибальди-театре.

Либретто балета

Как уже было сказано выше, по поэме Байрона А. Адан написал свой балет "Корсар". Либретто к нему создали Жозеф Мазилье и Анри Вернуа де Сен-Жорж - драматурги из Франции. Последний за свою жизнь написал более 70 либретто для опер и более 30 пьес для драматического театра. С 1829 года он занимал пост директора театра Опера-Комик в Париже.

Либретто к балетам, операм, музыкальным драмам, написанные Анри де Сен-Жоржем самостоятельно и в соавторстве:

  • «Маркиза».
  • «Буржуа Реймса».
  • «Женни».
  • «Калиостро».
  • «Людовик».
  • «Египтянин».
  • «Замок Синей Бороды».
  • «Роза Флоренции».
  • «Влюблённый дьявол».
  • «Мушкетёры на Рейне».
  • «Жизель».
  • «Эльфы».
  • «Дочь фараона» и многие другие.

Балетмейстеры

Первым балетмейстером, поставившим балет "Корсар" в России, был Жюль-Жозеф Перро. Родился этот французский танцовщик и постановщик в 1810 году. Танцами он занимался с 9 лет. Ж. Перро обладал идеальной для балета фигурой. Он знаменит тем, что разработал свой собственный стиль танца. С 1851 года Ж. Перро работал в императорском театре Санкт-Петербурга. В поставленном им в России балете "Корсар" партию главного героя исполнял Мариус Петипа. Легендарный танцовщик в будущем сам стал балетмейстером этого спектакля.

М. Петипа родился во Франции в 1818 году. Его родители были артистами. Его педагогом стал отец. В Санкт-Петербург Мариус Петипа переехал в1847 году. Всю оставшуюся жизнь прожил в России. Был главным балетмейстером императорских театров.

Мариус Петипа поставил следующие балеты:

  • «Венецианский карнавал».
  • «Пахита».
  • «Сатанилла».
  • «Коппелия».
  • «Голубая георгина».
  • «Дочь снегов».
  • «Флорида».
  • «Кипрская статуя».
  • «Жизель».
  • «Катарина, дочь разбойника» и многие другие.

Действующие лица

Персонажи балета:

  • Корсар Конрад.
  • Работорговец Исаак Ланкедем.
  • Бирбанто - друг Конрада.
  • Медора.
  • Сеид-паша.
  • Евнух.
  • Гюльнара и Зюльма.
  • Невольницы.
  • Корсары.
  • Стражники.

Балет "Корсар": содержание первого акта

Действие начинается с того, что пиратское попадает в шторм и терпит кораблекрушение. Спастись удаётся трём корсарам. Среди них главный герой - Конрад. На берегу их находят три девушки, одна из них - Медора. Ей сразу понравился Конрад. Герой признаётся девушке, что он пират. Подруги укрывают корсаров от приближающегося отряда турок, а сами попадают в плен. Работорговец Исаак увозит девушек, чтобы продать в гарем Сеид-паши. Корсары клянутся, что спасут Медору и её подруг.

Действие переносится на невольничий рынок. Исаак представляет своих пленниц Сеид-паше. Тот покупает Гюльнару, а затем хочет купить и Медору. Последняя ему так нравится, что он готов заплатить за неё любые деньги. Вскоре появляется купец, который предлагает неслыханно крупную сумму за Медору. Сеид-паша взбешён. Купец оказывается переодетым Конрадом. Он и его пираты похищают Медору, её подруг и работорговца.

Второй и третий акты

Чем же продолжается балет "Корсар"? Содержание второго акта мы вам сейчас расскажем. Действие происходит в гроте, где укрываются пираты. Спасённые девушки просят Медору, чтобы она уговорила Конрада отпустить их домой. Пират соглашается, а его команда выступает против этого. Но Конрад выполняет просьбу Медоры. Происходит ссора. Работорговец подговаривает команду отомстить предводителю. Пираты соглашаются на его план. Конраду подсыпают снотворное. Проснувшись, он обнаруживает, что Медора похищена. Конрад отправляется на поиски возлюбленной.

В 3-м акте действие переносится во дворец Сеид-паши. Исаак привозит к нему Медору. Сеид покупает девушку. Конрад и его друзья притворяются паломниками и появляются во дворце. Паша приглашает их на молитву. Улучив подходящий момент, Конрад и его пираты освобождают девушек и увозят их на корабле.

Либретто

Действие I
Картина 1
Похищение Медоры
Площадь восточного рынка. Назначенные к продаже красавицы невольницы сидят в ожидании покупателей, здесь же толпятся турки, греки, армяне, осматривая привезенные со всех концов света товары.
На площади появляются корсары под предводительством Конрада. На рынок его привлек, по-видимому, задуманный им втайне план повидаться с некой прелестной незнакомкой.

Медора, воспитанница хозяина рынка Исаака Ланкедема, показывается на балконе дома своего воспитателя. Увидев Конрада, она быстро составляет селам* из имеющихся у нее под руками цветов и бросает его Конраду. Тот, прочтя селам, с восторгом убеждается, что красавица Медора его любит.
Исаак и Медора появляются на площади. В то время как Исаак рассматривает невольниц, Медора и Конрад обмениваются страстными и многозначительными взглядами.

На площади появляется богатый покупатель Сеид-паша со своей свитой. Его окружают купцы, показывая различных невольниц, но ни одна из них не нравится паше. Сеид-паша замечает Медору. Он решается во что бы то ни стало купить ее, но Исаак отказывается продать ему свою воспитанницу, раболепно объясняя паше, что она не продается, и предлагая взамен пару других невольников.

Паша все же настаивает на покупке Медоры. Его предложения так выгодны и заманчивы, что Исаак, соблазнившись, соглашается на сделку. Паша отдает приказание доставить в гарем купленную им новую невольницу и удаляется, пригрозив Исааку наказанием, в случае если Медора не будет немедленно доставлена в его гарем. Конрад успокаивает Медору, обещая, что корсары похитят ее.

По знаку Конрада, корсары начинают веселую пляску с невольницами, в которой Медора принимает деятельное участие, к большому удовольствию всех присутствующих. Но вдруг, по данному Конрадом сигналу, корсары похищают танцевавших с ними невольниц вместе с Медорой. Исаак бежит вслед за Медорой и хочет отнять ее у корсаров; тогда Конрад приказывает им забрать с собой и сильно перепуганного Исаака.

Картина 2
Заговорщики
Жилище корсаров. Корсары с богатой добычей и захваченными невольницами возвращаются в свое убежище, туда же приводят дрожащего от страха Исаака. Медора, опечаленная судьбой своих товарок, просит Конрада освободить их, и он уступает. Бирбанто и другие пираты протестуют, утверждая, что и они тоже имеют право на женщин, и восстают против своего предводителя. Конрад, отражая направленный на него удар, заставляет Бирбанто преклониться пред собой; затем успокаивает испуганную Медору, и, заботливо охраняя ее, проходит с ней в шатер.

Исаак, пользуясь всеобщей суматохой, решает потихоньку убежать. Однако Бирбанто и оставшиеся корсары, заметив это, насмехаются над ним, и, отобрав у него все деньги, предлагают участвовать в заговоре с целью забрать Медору обратно. Взяв цветок из букета, Бирбанто опрыскивает его снотворным из флакона, затем отдает Исааку и приказывает поднести его Конраду.
Появляется Конрад и отдает распоряжение подавать ужин. Пока корсары ужинают, Медора танцует для Конрада, тот клянется ей в вечной любви.

Постепенно корсары расходятся, только Бирбанто и несколько его сторонников наблюдают за Конрадом и Медорой. В это время показывается Исаак с малолетней невольницей; указывая на Медору, велит подать ей цветок. Медора прижимает цветок к своей груди и передает его Конраду, прибавляя, что цветы объяснят всю ее любовь к нему. Конрад с любовью прижимает цветок к губам, но опьяняющий запах мгновенно погружает его в глубокий сон и, несмотря на его неимоверные усилия освободиться от действия наркотического средства, он засыпает. Бирбанто дает заговорщикам знак начинать действовать.

Медора поражена внезапным сном Конрада. Появившиеся корсары окружают ее с угрозами. Пытаясь защититься, Медора ранит руку Бирбанто и пытается бежать, но, лишившись чувств, падает на руки похитителям.
Отослав заговорщиков, Бирбанто готов расправиться с Конрадом, но в это мгновение тот просыпается. Узнав, что Медора похищена, Конрад и корсары отправляются вдогонку.

Действие II
Картина 3
Плен корсара
Дворец Сеида-паши. Скучающие одалиски затевают разные игры. Зюльма требует, чтобы одалиски были с ней почтительны, но Гюльнара и ее подруги насмехаются над надменной султаншей.

Является Сеид-паша. Одалиски должны склониться перед своим господином, но непокорная Гюльнара насмехается и над ним. Сеид-паша, увлеченный ее молодостью и прелестью, бросает ей платок, но Гюльнара перебрасывает платок своим подругам, наконец платок, переходя из рук в руки, доходит до старой негритянки, которая, взяв его, начинает преследовать пашу своими ласками. Паша едва может сдержать свой гнев.

Чтобы угодить паше, смотритель гарема выводит вперед трех одалисок.
Зюльма пытается привлечь внимание паши, но в этот момент ему докладывают о приходе продавца невольниц.

Увидя Исаака, приведшего Медору, паша приходит в восторг. Медора умоляет пашу дать ей свободу, но видя, что он остается неумолим, жалуется на жестокое обращение с ней ее воспитателя; Сеид приказывает евнуху выпроводить еврея из дворца. Гюльнара подходит к Медоре и выражает свое сочувствие, принимая в ней горячее участие. Паша предлагает Медоре различные драгоценности, но та решительно от них отказывается, к большой радости Гюльнары и неудовольствию паши.

Появляется предводитель дервишей, который просит о ночлеге. Паша разрешает каравану разместиться в саду. Забавляясь смущением дервишей при виде молодых обольстительных невольниц, он обещает познакомить их со всеми прелестями гарема и приказывает начать танцы.
Среди танцующих красавиц Конрад (это он переодет предводителем дервишей) узнает свою возлюбленную.

По окончании празднества Сеид велит отвести Медору во внутренние покои дворца. Корсары, сбросив с себя одежды дервишей, угрожают паше кинжалами; Конрад вновь обнимает Медору.

Корсары увлечены разграблением дворца паши. Вбегает Гюльнара, преследуемая Бирбанто, она бросается к Медоре и просит ее защиты. Конрад заступается за Гюльнару, Медора же, всмотревшись в Бирбанто, узнает в нем своего похитителя и сообщает Конраду о его предательском поступке. Бирбанто, смеясь, опровергает ее обвинения; в подтверждение своих слов Медора указывает Конраду на рану на руке Бирбанто, нанесенную ею. Конрад уже готов застрелить предателя, но Медора и Гюльнара удерживают его, и Бирбанто убегает с угрозами.

Утомленная Медора от слабости и волнений готова лишиться чувств, но при помощи Гюльнары и Конрада приходит в себя и по их просьбе хочет следовать за ними, как вдруг стража паши врывается в зал. Корсары разгромлены, Конрад обезоружен и приговорен к смерти. Паша торжествует.

Действие III
Картина 4
Свадьба Паши
Покои во дворце. Паша приказывает приготовиться к торжеству его бракосочетания с Медорой. Медора с негодовавшем отвергает его предложение. Закованного в цепи Конрада ведут на казнь. Медора, увидя, в каком ужасном положении пребывает ее возлюбленный, умоляет Сеида пощадить его. Паша обещает помиловать Конрада с условием, что она добровольно согласится принадлежать ему, паше. Медора не знает, на что решиться, и в отчаянии принимает условие паши.

Оставшись наедине с Медорой, Конрад бросается к ней, и она объявляет ему, на каких условиях Сеид-паша согласился его помиловать. Корсар отвергает это позорное условие, и они решаются умереть вместе. Наблюдавшая за ними Гюльнара предлагает им свой план; влюбленные соглашаются на него и сердечно ее благодарят.

Возвращается паша. Медора объявляет, что она согласна исполнить его волю. Паша в восторге - он отдает приказание немедленно освободить Конрада и приготовить все к обряду венчания.

Приближается свадебное шествие, невеста закрыта покрывалом. По совершении брачного обряда паша подает одалиске руку и надевает на ее палец обручальное кольцо. Танцы одалисок венчают свадебное торжество.

Оставшись наедине с пашой, Медора старается прельстить его своими танцами, но по всему заметно, что она с нетерпением ожидает желанного часа освобождения. Она выражает ужас при виде пистолета за поясом Сеида и просит скорее убрать его. Паша вынимает пистолет и передает его Медоре. Но страх ее только растет при виде кинжала за поясом паши; чтобы окончательно успокоить ее, Сеид вынимает кинжал и отдает его ей, затем хочет нежно ее обнять, но она ускользает от него. Сеид падает к ее ногам, умоляет полюбить его и дает ей платок. Она как бы шутя связывает им его руки, а он, довольный, смеется над ее шалостью. Бьет полночь, показывается Конрад. Паша приходит в ужас, видя, как Медора отдает кинжал Конраду. Он хочет звать на помощь, но Медора прицеливается в него из пистолета и грозит убить при малейшем крике. Сеид в ужасе не смеет произнести ни слова, а Медора вместе с Конрадом быстро исчезают.

Паша пытается освободиться. Вбегает Гюльнара и в притворном ужасе развязывает ему руки. Паша созывает стражу и велит преследовать беглецов. Три пушечных выстрела возвещают отплытие корабля корсаров. Сеид в бешенстве: его возлюбленная жена похищена. "Я жена твоя, - говорит Гюльнара, - вот твой перстень!".
Сеид в оцепенении.

Картина 5
Буря и кораблекрушение
Море. Ясная и тихая ночь на палубе корабля. Корсары празднуют освобождение. Один несчастный Бирбанто, закованный в цепи, не принимает участия в веселье. Медора видит его жалкое положение и просит Конрада простить Бирбанто, который присоединяется к ее просьбам. После некоторого колебания, Конрад прощает Бирбанто и тот на радостях просит позволения принести бочонок вина и угостить товарищей.

Погода быстро меняется, начинается буря. Пользуясь суматохой на корабле, Бирбанто вновь возмущает корсаров, но Конрад сбрасывает его за борт корабля. Буря усиливается: гром гремит, молния сверкает, море бушует. Раздается треск, корабль разбивается о скалу.

Ветер мало-помалу стихает, и волнующееся море вновь успокаивается. Появляется луна и своим серебристым светом освещает две фигуры: это Медора и Конрад, чудом спасшиеся от смерти. Они достигают скалы, взбираются на нее и благодарят Бога за свое спасение.

Селам* - букет, в котором каждый цветок имеет особое значение. Язык цветов и общение с помощью "цветочного шифра" был очень популярен в Европе в конце XVIII-го и в XIX веке.

А. Адан балет «Корсар»

Балет «Корсар» - третий по счету шедевр в этом жанре создателя легендарной «Жизели » - Шарля Адольфа Адана. Этот спектакль стал и его лебединой песней. В его основе лежит либретто Ж. Сен-Жоржа на произведение лорда Байрона.

Сюжет балета довольно запутан, здесь пираты, капитан-романтик, мятежи, грабежи, красивая история любви, многочисленные побеги плененных узников, отравленные цветы и все это под «соусом» замечательной французской романтической музыки.

Краткое содержание балета Адана «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Конрад предводитель корсаров
Медора юная гречанка, воспитанная Ланкедемомо
Бирбанто помошник Конрада, корсар
Исаак Ланкедем купец, хозяин рынка
Сеид-паша богатый житель Босфора
Гюльнара рабыня Сеид-паши
Зюльма супруга паши

Краткое содержание


Действие разворачивается на рынке рабов в Адрианополе, куда пребывают корсары вместе с капитаном Конрадом. Там ждет его возвращения юная Медора. Но в нее с первого взгляда влюбляется паша Сеид – правитель Адрианополя, который выкупает ее у торговца рабами Ланкедема, заменяющего ей отца. Отважный капитан ночью ворует свою возлюбленную, а вместе с ней наложниц и алчного Ланкедема. Но недолго длилось счастье влюбленных, в стане Конрада появился предатель, в лице его первого помощника, который усыпив капитана, вместе с Ланкедемом крадет Медору.

Паша Сеид, обрадованный возвращению девушки, приказывает всем готовиться к свадебной церемонии. Под угрозой смерти Конрада, Медоре ничего не остается, как согласиться на свадьбу и решиться на отчаянный поступок – убить себя в первую брачную ночь. Но внезапно на помощь Медоре приходит наложница из гарема Гюльнара, которая предлагает подменить ее, поменявшись одеяниями. В результате, влюбленные снова сбегают и возвращаются в свое убежище. Но и тут судьба готовит им очередное испытание, коварный помощник пытается застрелить капитана, но пистолет дает осечку и предателя скидывают в море. Ужасный шторм разбивает корабль о скалы, но вопреки всему, влюбленные Конрад и Медора оказываются на суше, уцелев благодаря обломкам, на которых они доплыли до берега.

Фото:





Интересные факты

  • На премьеру, состоявшуюся в 1856 году в Париже пришлось покупать билеты более чем за 1,5 месяца. Успех постановки был оглушительный, а сценический эффекты были признаны лучшими за всю историю театральных постановок. Со времен своей постановки, балет «Корсар» не потерял своей популярности.
  • В партитуре спектакля можно найти фрагменты музыки Л. Минкуса, Ц. Пуни, П. Ольденбургского, Р. Дриго, А. Цабеля, Ю. Гербера. Тут у любого возникнет закономерный вопрос, кто же композитор балета? Композитор, естественно Адан, а все дополнения композитором балетной музыки Людвигом Минкусом под руководством Мариуса Петипа . Вообще, в театральных произведениях в ходе постановок партитура балета или оперы часто может претерпевать некоторые изменения.
  • Хореограф М. Петипа всегда заботился о выигрышном представлении балерины, поэтому подчас перекраивал спектакль, менял сцены местами или добавлял вариации. Эти вставки могли быть даже из другого, но зато «ее любимого» произведения. Так, в балете «Корсар» до сих пор можно встретить вариации главной героини Медоры в сцене «Оживленный сад» из балета Л. Минкуса «Приключения Пелея».
  • Самая дорогая постановка спектакля прошла на сцене Большого театра в 2007 году. Затраты на постановку версии Юрия Бурлака оцениваются в 1,5 миллиона долларов США.
  • Работая над каждой из четырёх постановок балета, режиссёр М. Петипа постоянно добавлял новые па и другие танцевальные элементы.
  • В промежуток с 1899 до 1928 «Корсара» исполняли на сцене Мариинского театра 224 раза.
  • Самой известной на сегодняшний момент считается постановка 1999 года в американском Театре Балета.

История создания


Шарль Адольф Адан известен любителям классической музыки по более раннему произведению – балету «Жизель ». Свой новый знаменитейший спектакль он создал через пятнадцать лет после оглушительного успеха произведения, посвященного мстительным Виллисам. Примечательно, что этими двумя спектаклями он открыл новую страницу романтического балета. Балет «Корсар» он задумал создать на основе одноименной поэмы Дж. Байрона. Интересно, что это произведение уже не первый раз привлекало композиторов с целью создания балета. Так, Джованни Гальцерани в 1826 году представил на суд зрителям в «La Scala» свою версию спектакля в Милане. Еще один вариант трактовки поэмы был поставлен в 1835 году в Париже. Либретто принадлежало Адольфу Нурри, балетмейстером выступил Луи Генри. Причем в этой версии музыка была взята из других известных произведений великих классиков и получилось своеобразное попурри. Не менее важная постановка балета по этой же поэме была осуществлена Филиппо Тальони, на музыку композитора Герберта Гдрича в 1838 году в Берлине. Стоит упомянуть, что известный композитор Д. Верди в 1848 году написал одноименную оперу.


Либретто к новому балету Адана было поручено А. Сен-Жоржу, который уже не первый раз сотрудничал с композитором. Анри Венуа де Сен-Жорж был в то время директором театра Опера-Комик во французской столице и создавал либретто к театральным произведениям. Им было написано более 70 различных либретто, кроме того он успешно сочинял и пьесы для драматического театра.

В течение всего 1855 года композитор трудился над новым шедевром, и непосредственное участие в работе принимал инициатор этого балета Ж. Мазилье, который должен был осуществить постановку этого спектакля в Grand Opera.

Постановки


Долгожданная премьера нового балета состоялась в январе 1856 года. Примечательно, что используемые сценические эффекты, а также декорации были признаны лучшими в то время. Инсталляция затопления судна, которую мастерски спроектировал машинист Виктор Сакре, была даже увековечена работой художника Гюстава Доре. Высоко спектакль оценила и императорская семья, особенно Императрица Евгения. Саму музыку критики отметили за ее мелодичность и приятное гармоническое сочетание.

В Санкт-Петербурге «Корсар» был представлен в Большом театре в январе 1858 года. Теперь же над спектаклем трудился французский балетмейстер Ж. Перро, который в это время как раз работал в России. Он в своей работе опирался на хореографию Мазилье. Партию Медоры исполнила несравненная К. Розати. Помимо прекрасной музыки, на публику неизгладимое впечатление оставила последняя картина с затопленным кораблем, отмечают критики того времени. Вот только самого Перро публика встретила достаточно холодно, несмотря на то, что постановка балета была осуществлена в рамках его бенефиса. Интересная заметка сохранилась по поводу костюма паши, который заметно выделялся своей роскошью на сцене. Дело в том, что он изначально был изготовлен не для спектакля, а для Императора Николая I и предназначался для придворного маскарада, который сам приказал передать это одеяние в театральный гардероб, откуда костюм позже и попал в постановку «Корсара».

На сцене Мариинского театра балет был поставлен в 1863 году благодаря стараниям Мариуса Петипа. Партия Медоры была успешно исполнена М.С. Петипа (Суровщиковой). Поклонники высоко оценили талант балерины и даже преподнесли ей шикарные подарки (на сумму четыре тысячи рублей).

После этой постановки, судьба спектакля была неоднозначной – его много раз успешно ставили, но каждый раз вносили какие-то изменения, добавляя всевозможные вставные номера и музыку других композиторов. Поэтому у многих зрителей подчас возникает закономерный вопрос: кому принадлежит произведение. Естественно Адану, этот вопрос не должен вызвать сомнения.


Среди современных версий следует отметить исполнение балета в Большом театре летом 2007 года. В спектакле была использована хореография М. Петипа и Петра Гусева, также оставлены многие вставные номера с музыкой Л. Делиба, Ц. Пуни, Р. Дриго и других композиторов.

В 2009 году новая версия была поставлена на сцене Михайловского театра Фарухом Рузиматовым. Художником – постановщиком выступил Валерий Левенталь. Причем в этой версии на сцене была и пиратская тематика и атмосфера Греции османского периода. Особую пикантность придавали яркие восточные базары, гаремы.

Среди необычных версий, стоит упомянуть премьеру в Ростовском музыкальном театре, которая прошла в 2011 году на закрытии сезона. В балете, опирающемся на все классические номера Петипа, было изменено либретто. Так ростовская публика увидела другой сюжет и финал. Сам балетмейстер, Алексей Фадеечев, еще до показа предположил, что у зрителей обязательно будут ассоциации с «Пиратами Карибского моря».

Примечательно, что на сегодняшний день «Корсар» существует на сценах в основном в двух разных постановках. Так в России и некоторых европейских компаниях применяют версию, которая получилась благодаря возрождению балета в 1955 года Петром Гузовым. Другие же страны (Северная Америка) основываются на постановке, осуществленной стараниями Константина Сергеева.

Музыка балета «» запоминается слушателям своим необычайным изяществом и яркой изобразительностью. Хоть музыкальные критики и признают, что она немного слабее, чем в «Жизели», имея в виду индивидуальные характеристики героев, все равно зрителей поражает глубочайший талант композитора. Автор смог мастерски воплотить такой необычный сюжет, раскрыть его и насытить необычайной танцевальностью. Предлагаем вам познакомиться с еще одним шедевром Адана, посмотрев легендарный балет «Корсар» прямо сейчас!

Видео: смотреть балет «Корсар» Адана