Красные виноградники 1888. Картина «Красные виноградники в Арле. Каждый находит своё

Винсент Ван Гог - прославленный гений, который творил в стиле постимпрессионизма. Каждая его картина многослойна, полна тайн и несбывшихся надежд. Яркость красок живописной работы «Красные виноградники в Арле» навеяны пребыванием Ван Гога на юге Прованса, где прошел самый активный период его творчества.

О художнике

Жизнь талантливого художника полна мистических тайн. Срок его в этом мире был ограничен типичным для гениев временем - тридцатью семью годами, из которых творил Ван Гог всего десять. Существует гипотеза, что писал голландский живописец под влиянием безумия. Да и как иначе можно объяснить, что за ничтожно малый срок из дилетанта он превратился в необычайно плодотворного художника, который творил шедевры. Его работа «Красные виноградники в Арле» произвела настоящий фурор в мире живописи.

Жизнь гения оборвалась в конце июля 1890 года. Воспользовавшись револьвером, Винсент Ван Гог покончил с собой.

История творения

Обосновавшись с февраля 1888 года в небольшом городке Арле на юго-востоке Франции, Ван Гог грезил об основании поселения художников. Идея, вдохновившая его на переезд, закончилась бурной размолвкой с французом Полем Гогеном. В итоге загадочного конфликта он потерял мочку уха. Возможно, это произошло в результате психического расстройства Ван Гога. Два месяца, проведенные живописцем среди южных пейзажей, вдохновили мастера на создание картины «Красные виноградники в Арле». Описание эмоций, навеянных прогулкой, предшествующей работе над этим полотном, встречается в письмах Винсента своему брату Тео.

Описание

Гармония сочных красок искусно передана художником в гениальной картине «Красные виноградники в Арле». Яркое солнце, отражаясь слепящей полосой в небольшой реке, клонится к горизонту. Закат окрашивает листву на переднем плане багровым заревом. Фигуры женщин, собирающих виноград, написаны сложными лазурными оттенками. Характерные для работ художника четкие контуры деревьев и людей мерцают в звенящем воздухе.

Голая земля похожа на остывающий огонь, когда дрожащие всполохи пламени угасают на поверхности. Меркнут последние лучи солнечного света нежных персиковых полутонов. Симфония теплых и холодных красок удивительным образом смягчает отдельные резкие мазки. Общее впечатление от созерцания - энергия нескончаемого потока времени, единство бытия, истинная гармония.

Полотно «Красные виноградники в Арле» стало первой картиной художника, проданной при его жизни за существенное вознаграждение. Благодаря ценителю живописи Ивану Морозову это гениальное произведение можно увидеть в Государственном музее имени А. С. Пушкина.


Город Арль

Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились. В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.

Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.

Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 года
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 года
Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 год
Wikimedia Commons

Винсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 года
Van Gogh Museum

инсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 года
Wikimedia Commons

Красный виноградник

Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Позднее он писал: «Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».

Солнце

По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами. Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции. Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.

Фигуры на сборе винограда

Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше». Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».

Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 год
RMN — Grand Palais / Musée d"Orsay / Jean Schormans

Фигура справа

Женщина - это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году. После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками - и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки». На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке - так же, как и на «Красных виноградниках».

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1888–1889 годы
Metropolitan Museum of Art

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Musée d’Orsay / Wikimedia Commons

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Museu de Arte de São Paulo / Wikimedia Commons

Женщина с зонтиком

Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.

Горизонт

Высокая линия горизонта - характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».

Утагава Хиросигэ. Вид реки Оигава. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака. 1857 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Вид на горы вокруг Камакуры. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Во время отлива. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Развлечения у побережья. 1858 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Ирисовый сад в Хорикири. 1857 год
Van Gogh Museum

Виноградники и Поль Гоген

Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга: «Сейчас он пишет женщин на винограднике - целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально». И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве. Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие - «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.

Поль Гоген. Сбор урожая в Арле. 1888 год
Ordrupgaard

Густые мазки пальцами и области чистого холста

В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать. Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же - области чистого холста, не покрытые краской. У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины - он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.

Статистика утверждает, что при ответе на вопрос о самом знаменитом художнике большинство произносит три имени: Леонардо, Пикассо и Ван Гог. Далее выясняется, что Леонардо да Винчи - универсальный гений Возрождения, Пикассо - выдумщик, добившийся славы и богатства, и лишь Винсент Ван Гог - истинный гений живописи, чьей безумной рукой водил Бог.

Общее мнение - вещь сомнительная, но, глядя на картину «Красные виноградники в Арле», с ним можно и согласиться.

Одна из немногих, проданных при жизни

Жизнь выдающихся людей полна загадок и мифов. Винсент Ван Гог (1853-1890) прожил жизнь сроком в классические для гениев 37 лет, активно занимался живописью около 10, но успел пройти путь от начинающего самоучки до мастера, перевернувшего мир живописи. Это вызывает удивление и вопросы у всех, кто интересуется искусством, и не дает покоя любителям сенсаций и конспирологических теорий. Есть мнение, что голландский мастер творил свои полотна под влиянием которая и свела его в могилу. Другие представляют его расчетливым дельцом, искавшим вместе с братом Тео - удачливым арт-дилером - способ покорить рынок невиданным стилем живописи и заработать состояние.

Да, картины Ван Гога теперь - одни из самых дорогих лотов на аукционах, одно из самых выгодных вложений капитала. А при жизни работа «Красные виноградники в Арле» была куплена на выставке «Группы двадцати», которая проходила в Брюсселе в 1890 году. Её купила за 400 франков (около 2000 сегодняшних долларов) художница Анна Бош. По некоторым сведениям, потом она её продала, потому что не могла писать в своем стиле - пуантилизме и неоимпрессионизме, пока на стене пылала красками картина Ван Гога.

Этот шедевр можно посмотреть теперь в коллекции на Волхонке. Это случилось благодаря знаменитому коллекционеру который высоко ценил искусство современных ему художников.

История написания

В 1888 году Ван Гог переезжает из Парижа в Прованс, на юг Франции. В городке Арль он снимает под студию небольшой дом. Его вдохновляла идея об организации коммуны из художников, с которыми он познакомился в столице. В частности, он пригласил (1848-1903) который провел в Арле около двух месяцев, что кончилось бурным конфликтом и непонятным эксцессом, в результате которого Ван Гог лишился части уха. Вокруг этой истории построено много мутных теорий и догадок, она стала первым ярким проявлением психической болезни, победившей Ван Гога в конце концов.

Но главным стало то, что период, проведенный мастером среди ярких южных красок, среди пейзажей Прованса, покоривших художника, стал для Ван Гога одним из самых плодотворных. Портреты, пейзажи, знаменитые «Подсолнухи», «Ночное кафе», «Звездная ночь над Роной» - всё это написано в Арле и его окрестностях. «Красные виноградники в Арле» стали итогом одной прогулки, описанной художником в письме брату Тео. Заходящее солнце обагрило прибрежный виноградник, создав на некоторое время мир невиданных цветовых сочетаний, который суждено видеть и запечатлеть только настоящему живописцу.

Описание

На прибрежном участке земли, у изгиба небольшой речки идут работы по Яркое солнце клонится к горизонту, заливая пылающим золотом небо, отражаясь слепящей дорожкой в воде, окрашивая листву виноградника на переднем плане разными оттенками багрового цвета. Среди поля видны фигуры работающих женщин и повозок. Они написаны сложными оттенками голубого цвета и имеют характерный темный контур, то четкий, то мерцающий в вечернем воздухе. Так же написаны ограждающие поле деревья, уходящие к горизонту. Картина «Красные виноградники в Арле» - удивительная гармония теплых, горячих цветов с холодным мерцанием оттенков синего и голубого, очень сложного зеленого.

Там, где на переднем плане не осталось костров из огненной лозы, появились участки голой земли. Она похожа или на остывающий металл, или на гаснущие дрова, когда вспыхивающие огненные языки сменяются дрожащими чешуйками пепла на бугристых поверхностях и золы.

Кое-где видны последние искры солнечного света, но не слепящие, а погашенные - розовые, лиловые, персиковые. Они сглаживают те цветовые сочетания, которые были бы жутким диссонансом, если бы их выдернули из общего полотна картины и показали отдельными пятнами на нейтральном фоне. Но это сглаживание не гасит энергии отдельных мазков и штрихов, разнообразных по форме и размеру. «Красные виноградники в Арле» - бурлящий котел цвета и энергии, гением мастера спаянный в единую гармонию.

Новый этап

Те, кто побывал в в Амстердаме, где находится крупнейшее собрание полотен мастера, говорят, что смотреть на его картины в течение долгого времени трудно физически. Особенно это касается всего, что создано после парижского этапа жизни и творчества. Земляной, сдержанный колорит времени «Едоков картофеля» сменили звенящие, чистые цвета. Таковы и «Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог использует здесь найденные на юге Франции, в «Подсолнухах» и «Желтом доме» особые вибрации желтого цвета, который охватывает жаркое пламя оранжевого и красного.

Но важно знать и другое - творчество Ван Гога основано на высоком интеллекте. История о безумном самоучке, совершающем бессмысленные неконтролируемые движения кисти, наносящей произвольные штрихи и пятна - это не о нем. Каждая картина голландца - мудрая притча о мире и человеке, о смысле и красоте жизни. Не зря литературное творчество Ван Гога в виде писем к брату Теодору, содержащих рассуждения о творческих поисках и находках, имеет огромную ценность. В них он - начитанный, образованнейший человек, владеющий знаниями и теоретической базой.

Каждый находит своё

По-настоящему великие произведения искусства многослойны, каждый зритель находит в них своё, обусловленное подготовкой ума и души. Картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» - полное энергии и эмоций повествование о единстве человека и природы, о смысле и разумности бытия, о нескончаемости потока времени.

- … Википедия

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ван Гог (значения). Винсент Ван Гог нидерл. Vincent van Gogh … Википедия

Винсент Ван Гог - Биография Винсента Ван Гога Голландский художник‑постимпрессионист Винсент Ван Гог (Vincent Willem Van Gogh) родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов в семье протестантского пастора. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (van gogh) Винсент (1853, Грот Зюндерт, Голландия – 1890, Овер сюр Уаз, близ Парижа), голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Сын протестантского священника. В 1869 76 гг. служил комиссионером художественно торговой фирмы… … Художественная энциклопедия

Гог, Винсент ван У этого термина существуют и другие значения, см. Ван Гог (значения). Винсент ван Гог Автопортрет … Википедия

Морозов Иван Абрамович … Википедия

Вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Музей изобразительных искусств. Координаты … Википедия

Винсент ван Гог Автопортрет Имя при рождении: Vincent Willem van Gogh Дата рождения: 30 марта 1853 г … Википедия

Книги

  • Винсент Ван Гог Пейзаж Набор открыток , . Открытки представляют пейзажную живопись Винсента Ван Гога. Художник не мыслил природу безотносительно к человеку, и каждое из полотен великого мастера - своего рода "метафора жизни" .…
  • Скетчбук "Ван Гог. Красные виноградники в Арле", 100 листов , . Ребенок вы или взрослый, мужчина или женщина, художник или студент - эти блокноты прекрасно подойдут для зарисовок, записи креативных идей, мыслей или любых другихзаметок. Они сделаны из…

Город Арль

Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились. В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.

Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.

Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 года
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 года
Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 год
Wikimedia Commons

Винсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 года
Van Gogh Museum

инсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 года
Wikimedia Commons

Красный виноградник

Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Позднее он писал: «Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».

Солнце

По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами. Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции. Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.

Фигуры на сборе винограда

Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше». Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».

Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 год
RMN — Grand Palais / Musée d"Orsay / Jean Schormans

Фигура справа

Женщина - это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году. После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками - и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки». На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке - так же, как и на «Красных виноградниках».

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1888–1889 годы
Metropolitan Museum of Art

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Musée d’Orsay / Wikimedia Commons

Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Museu de Arte de São Paulo / Wikimedia Commons

Женщина с зонтиком

Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.

Горизонт

Высокая линия горизонта - характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».

Утагава Хиросигэ. Вид реки Оигава. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака. 1857 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Вид на горы вокруг Камакуры. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Во время отлива. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Развлечения у побережья. 1858 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Ирисовый сад в Хорикири. 1857 год
Van Gogh Museum

Виноградники и Поль Гоген

Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга: «Сейчас он пишет женщин на винограднике - целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально». И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве. Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие - «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.

Поль Гоген. Сбор урожая в Арле. 1888 год
Ordrupgaard

Густые мазки пальцами и области чистого холста

В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать. Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же - области чистого холста, не покрытые краской. У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины - он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.

Оригинал взят у