Красный рог музей усадьба а к. Красный рог, музей алексея толстого. Тем временем в департаменте культуры

February 23rd, 2016 , 11:54 am

1) 21 февраля был очень насыщенным днём в плане изучения Брянской области, тем более расстояние между селом Юдиново с увиденным нами историко-краеведческим музеем и селом Красным Рог с усадьбой писателя Алексей Толстого всего 20 км, поэтому всё это было объединено в программу одного выходного дня.

2) Сама усадьба расположена в 2 км от изображённого на фото храма Успения Пресвятой Богородицы,где находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 году из кирпича.

3) Этот храм был выстроен в 1777 году по заказу последнего гетмана Войска Запорожского, графа Кирилла Разумовского, затем перестроен в 1880-х гг. с портиками и колокольней. Здание рублено из бревен и обшито тесом, основание кирпичное. Крестообразная в плане церковь ярусного типа - один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII века.

4) Объемно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчеркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несет глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой граненой кровлей поставлен еще один небольшой восьмерик, завершенный шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчеркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним.
Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объемов, обшитых горизонтальным тесом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проемов относится к 1880 году. Главную роль в нем играют позднеклассицистические портики с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы на концах рукавов креста. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик - четырехколонный с одинаковым интерколумнием.

5)

6)

7) Это воссозданная усадьба поэта в начале 1990-х гг. Изначально ещё царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор.
Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, - Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей - известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799-1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.

8) Сын Анны Алексеевны - Алексей Константинович Толстой - своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

9) В 1875 г. граф Толстой, страдавший от страшных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки обезболивающего и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года в 1877году в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Сам же «охотничий замок» (главное здание усадьбы) сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года. Брянский архитектор В. Городков (автор Кургана Бессмертия и Партизанской Поляны в Брянске) в 60-е гг. подготовил проект реставрации, который был реализован в 1988-1993 гг. при поддержке брянского писателя Николая Грибачёва.

10) От исторических построек сохранился только флигель, где писатель Алексей Толстой и работал. Тут и был открыт мемориальный музей в 1967 году. К сожалению, его собственных вещей почти не сохранилось, вы увидите копии различных картин и мебель того времени.
Давайте заглянем.

11) Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр (МХаТ).

12) Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди в селе Погорельцы. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

13) В 1834 г. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 г. - придворное звание камер-юнкера.
В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования»

14) Зимой 1850-1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

15) После отставки со службы в 1861 году жил периодически в Европе и в усадьбе Красный Рог. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

16)

17) Он создал пародийный образ Козьмы Пруткова, который был литературной маской, издаваемый в журналах «Современник», «Искра», под которым выступали в 50-60 гг. XIX в. сам Алексей Толстой, братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), возможно ещё штабс-капитан Александр Аммосов, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего Дворца, т.н. "Аммосовских печей". Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное подражательство.
На фото- бюст Козьмы Пруткова скульптора А. Зубарева.

18) Ему создали даже отдельную биографию, генеалогическое древо Прутковых.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»: Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года".

19) Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1 степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

20) Его известные цитаты:
- Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
- Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Бди!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
- Никто не обнимет необъятного.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
- Усердие всё превозмогает!
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Где начало того конца, которым оканчивается начало?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Не всё стриги, что растет.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
- И устрица имеет врагов.
- Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.


26)

НА ФОТО: дом-усадьба Алексея Толстого в селе Красный Рог Брянской области.

В селе Красный Рог, что в пятидесяти километрах от Брянска, находится бывшая усадьба известнейшего в России поэта, прозаика и драматурга Алексея Толстого. Здесь он провел свои последние годв жизни, здесь и похоронен. В настоящее время здесь находится Музей-усадьба Алексея Толстого .

К великому сожалению, из домостроений времен самого графа Толстого в усадьбе сохранилось очень немногое: бывшая прачечная, флигель и домик хозяйственного двора. До 1993 года во флигеле размещался музей писателя. Кроме этого, имеются новые строения, возведенные наследниками на месте старых. К ним относятся сторожка, домик садовника, сарай и некоторые другие строения хозяйственного двора.

НА ФОТО: Часовня-усыпальница, где похоронен Алексей Толстой. Село Красный Рог Брянской области.

В 1993 году был восстановлен охотничий домик, в котором с конца 50-х 19 годов века постоянно жил и умер Алексей Константинович Толстой. Сегодня там размещена основная композиция музея. Ее основу составляют предметы, собранные на Брянщине. Здесь представлены личные вещи А.К.Толстого, предметы быта XIX века, копии портретов лиц из окружения поэта, документы и книги. Сам оригинал — охотничий домик — существовал довольно долго, до самой Великой Отечественной войны и был сожжен фашистами в 1942 году.

За пределами усадьбы находится еще один интересный памятник архитектуры конца XVIII века. Это Церковь Успения , пристройка крыла церкви сделана Толстым. Рядом — могила поэта с каменным надгробием.

С 1967 года Красный Рог является местом празднования областного Дня поэзии, которые ежегодно проводятся в августе.

Ну а теперь немного биографии. Родился Алексей Константинович Толстой 24 августа (5 сентября — по новому стилю) в Петербурге в знатной дворянской семье. Разрыв между родителями произошел вскоре после рождения маленького Алексея. Воспитывался он матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже — дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.

Дядя с детства поощрял тягу Алексея к литературе. И, надо сказать, обоснованно. Алексей не только любил, но и имел талант к писательскому искусству. Уже первая опубликованная в 1841 году (под псевдонимом “Краснорогский”) повесть “Упырь” была замечена Белинским.

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом “Князь Серебряный”, оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами (”Колокольчики мои”, “Ты знаешь край, где все обильем дышит”, “Курган”, “Средь шумного бала…” и другие).

Сегодня можно часто найти в интернете меткие высказывания Козьмы Пруткова. Но. к сожалению, не все, особенно школьники, знают, что такого человека не существовало. Козьма Прутков — это литературная сатирическая “маска”, созданная Алексеем Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Служба при дворе давала писателю возможность хлопотать за близких ему людей (Шевченко, Аксакове Тургенев).

В 1861 году он подал в отставку и с тех пор все свои силы и время отдавал литературе.

В 1862 году вышла в свет его драматическая поэма “Дон Жуан”; в 1866-1870 годах - историческая трилогия, включавшая трагедию “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В последние годы жизни Алексей Толстой обратился к поэзии.

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось и состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Алексей Константинович Толстой - поэт, писатель, драматург. Многие читали его исторический роман "Князь Серебряный", трилогию "Смерть Иоанна Грозного", а уж строки "Средь шумного бала, случайно…" известны каждому. В усадьбе "Красный рог" Толстой повел детство, отрочество, многократно приезжал сюда в течение жизни, умер и похоронен здесь же.

Изначально усадьба в селе Красный Рог принадлежала К.Г. Разумовскому, прадеду Толстого. При нем был построен главный усадебный дом. К сожалению, в 1941 году его сожгли фашисты. Но спустя время, дом был отстроен заново. И в 1967 году здесь открыли музей Толстого.

А я приглашаю вас на прогулку по усадьбе.

Музей располагается на зеленой огороженной территории. Войдя в ворота, сразу попадаешь в парк. Гравийная дорожка приводит к усадебному дому и бежит дальше по территории парка.





На улице было жарковато и, войдя в дом, нас приятно порадовала прохлада. Кроме нас, из посетителей не было никого.
Во флигеле две комнаты и большая прихожая, где на стенах висят портреты Екатерины и императора Николая.

В комнатах представлены портреты писателя, его родных, близких.



Про то, что Брянская область может похвастаться единственной усадьбой-мемориалом писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, в регионе знают уже, пожалуй, все - начиная со школьников, которых программа обязывает, и заканчивая людьми абсолютно далекими от культуры в целом и от литературы в частности… Особенно активно брянцам о краснорогской вотчине автора «Князя Серебряного» и одного из «отцов» искрометного Козьмы Пруткова напоминают в преддверии 200-летнего юбилея Толстого.

Шутка ли - из федерального бюджета на реконструкцию этого культурно-исторического памятника пришло более 163 миллионов рублей… Однако, как идет их расходование, насколько быстро продвигается работа и что конкретно происходит в Красном Роге не до конца понимают даже члены общественной группы, следящие за жизнью и восстановлением усадьбы уже несколько десятилетий. Разобраться в непростой ситуации, сложившейся вокруг одного из наиболее значимых литературных мест Брянщины попытался корреспондент NASHBRYANSK.RU.

Дни минувшие

Дворянское гнездо под Красным Рогом имеет богатую историю. До Алексея Константиновича Толстого усадьбой владели внебрачные дети графа Розумовского - Лев и Василий Перовские. В 1834 году ее выкупил их брат Алексей - известный автор, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. А в 1836-м, после смерти литератора, имение получила в наследство его сестра - мать Алексея Константиновича - Анна Толстая. Вступив во владение усадьбой, Анна Алексеевна практически сразу начала ее перестройку. С этого момента - с 1837 года - и начинается мемориальный период дворянского гнезда.

На тот момент в состав усадебного комплекса входили главный дом, в народе называемый «дворцом», три флигеля, прачечная, кузница, садовницкая и старинный парк. За долгие годы часть построек была утрачена. В огне 1 января 1942 года погиб и господский дом.

«При Толстом дом был деревянный с террасами во всю длину по обеим сторонам, как на этой фотографии, - говорит, показывая на копию старинного снимка, исследователь биографии и усадьбы поэта, краевед Валерия Захарова. - Уже новый владелец обложил его кирпичом, убрав террасы. В войну дом сгорел. Потом на пепелище подогнали экскаватор, разрушили основания печей, по которым можно было комнаты восстановить. Это все свалили в грузовик и выбросили на дорогу».

Восстановление главного дома

Тем не менее, остатки фундамента сохранились, по ним в 80-х годах сумел создать свой проект реконструкции «дворца» брянский архитектор Василий Городков. И здание в итоге возвели, однако со значительными отступлениями от плана.




«Оно вышло короче. Внутреннюю планировку вообще по-другому сделали, - поясняет Захарова. - Но на слушаниях, когда уже построили до крыши дом, оказался человек, который бывал в нем до войны. И он скандал поднял: «Что вы делаете? Я там был. И это не то». Я тогда от фонда культуры встала и сказала: «Просим заморозить строительство и проект разработать в соответствии с документацией». На что главный архитектор области - тогда Александр Валентинович Петров - ответил: «Ну, что товарищи, кто будет знать, кроме нас, что так не было при Толстом?»

Позже, как отмечает Валерия Захарова, выяснилось, что сделаны такие корректировки были по просьбе заказчика - брянского краеведческого музея в лице его тогдашнего руководителя Владимира Алексеева - исключительно для удобства ведения экскурсий. При этом оказались допущены достаточно критичные технологические просчеты, которые и повлияли на сегодняшнее состояние здания.


Читайте также

«Фундамент исторический был рассчитан на деревянную конструкцию. Теперь же на него посадили кирпич, вырыли подвал огромный, которого не было при Толстом. А сейчас еще собираются террасы пристроить, чтобы приблизить облик к толстовскому, - сетует краевед. - Я уже три независимые организации просила сделать обследование и дать заключение. Да что говорить? Два года назад дом уже ремонтировали, потому что обнаружилось, что он на 50% изношен». Подвела «дворец» и новая крыша: вода попадает на стены. Треть стены снизу также постоянно была мокрая из-за отсутствия изоляции фундамента. С подвалом - все еще хуже. Там, как рассказывает Захарова, в буквальном смысле стояли лужи и ручьи текли.

В 2014 году, на пять миллионов рублей, выделенных экс-губернатором Николаем Дениным здание худо-бедно подлатали - сделали внешнюю изоляцию фундамента. Однако надолго обезопасить «дворец» от влаги и постепенного разрушения не удалось. Краеведы заговорили о его перестройке по проекту Городкова с учетом прошлых технологических просчетов и соответствию найденной фотографии деревянного дома Толстого.

«Праздничная» реконструкция: краеведы vs архитекторы

В июне того же 2014 года прозвучала и мысль о комплексной реконструкции усадьбы к 200-летию Алексея Константиновича Толстого. На заседании этого торжества была намечена большая программа по воссозданию подлинного исторического облика родового имения поэта. Однако программы-программами, а до 2016 года дело фактически не продвинулось. Сложности и странности возникли уже на стадии проектирования.

Сначала планировалось, что проект усадьбы, как и главного дома, выполнит брянский архитектор Александр Перов, однако его работы вызвали вопросы у краеведов-общественников. Тогда в брянском департаменте культуры было решено обратиться к специалистам из Московского архитектурного института. Так над проектом толстовской усадьбы начал работать представитель научно-исследовательской организации имени Павла Третьякова Руслан Прокопишин.

Его вариант, по мнению краеведов, также оказался крайне далек от исторического облика имения. «Мы долго добивались, чтобы этот проект увидеть. Нам его все не показывали, но в конце концов удалось найти способ достать эти материалы, - вспоминает Валерия Захарова. - И вот тогда, наконец, стало понятно, что-то, что они нарисовали, не в какие рамки не шло». Проект Прокопишина успешно прошел экспертизу. Однако у общественников возникло большое количество вопросов к ее результатам. Региональный департамент культуры, как и Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области поддержали мнение активистов и от проекта Прокопишина отказались.

«При этом департамент, а собственно заказчик - музей краеведческий - не стали платить деньги фирме Прокопишина, которая два с лишним года проработала. В итоге эта фирма учинила музею иск на 13 с лишним миллионов рублей, - поясняет Захарова. - Тогда музей краеведческий встречный иск подал о расторжении этого контракта, но у музея не оказалось денег заплатить пошлину и суд этот перенесли».









Снос дворового флигеля

А вот здесь начинается самая запутанная часть истории… В августе на территории усадьбы появляется тяжелая техника и начинается демонтаж зданий. Под снос идут бывшие постройки пансионата, долгое время соседствовавшие с толстовскими флигелями и «дворцом», однако, как заверяют краеведы, среди снесенного оказалось и строение времен поэта, значащееся в книге «Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области», как вновь выявленный памятник.

«Это был дворовый флигель. Изначально он строился для дворовых людей Анны Алексеевны, матери Толстого, - рассказывает Валерия Захарова. - При Толстом флигель разделили на три помещения. В одном находилась столярная мастерская. Еще два - были жилые. При Толстом там размещался его егерь Денис с охотничьей собакой Доном. Там же находились некоторые дикие животные которых приручал егерь - знаменитая медведица Машка и так далее».

Снос флигеля стал для общественников известной неожиданностью. Их попытка установить, на основе каких разрешительных документов ведутся работы, зашла в тупик. Этих документов просто не оказалось, как и акта о сносе здания. В Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, которое должно было непосредственно выдать соответствующее разрешение, заявление Захаровой о снесенном флигеле вызвало удивление - там об этом и не слышали. Более того, как пояснил источник, знакомый с ситуацией, на тот момент еще не завершились торги, не были подписаны контракты, сам проект реконструкции не прошел госэкспертизу. Последнее не произошло до сих пор. Соответственно, снос дворового флигеля сложно назвать законным, с какой стороны ни посмотри.

Тем временем в департаменте культуры

В региональном департаменте культуры, который, по сути, управлял делами краеведческого музея, до недавнего времени - пока в должности не утвердили нынешнего директора учреждения - Ирину Кулешову, внятных ответов на вопросы, связанные с реконструкцией музея-усадьбы и сносом флигеля, так и не дали.

В ответе руководителя департамента Елены Кривцовой на официальный запрос редакции NASHBRYANSK.RU среди сложнопереводимых на русский язык конструкций более или менее понятна следующая: «Информация о включении объекта «Дворовый флигель» в перечень выявленных объектов культурного наследия в управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области отсутствует». Проще говоря, в списках не значится. Но почему тогда эти данные расходятся с литературой, сведениями краеведов? Ряд вопросов редакции, как, например, данные подрядчика, состояние торгов на момент начала работ, сроки окончания реконструкции, в департаменте и вовсе предпочли оставить риторическими.


Часть из них уточнила Валерия Захарова. По ее данным, не дожидаясь решения суда о расторжении контракта с Прокопишиным, Брянский краеведческий музей объявил новые торги по реконструкции музея-усадьбы: первый тендер от 8 августа на 98 миллионов 347 тысяч 583 рубля 32 копейки и второй - от 30 сентября на 51 миллион 823 тысячи 618 рублей 82 копейки. На последний все еще принимаются заявки.

Тем временем в Красном Роге, со слов Захаровой, уже хозяйничают две фирмы: ООО «Равелин» занимается демонтажем зданий, а ООО «Профреставрация» готовится к реконструкции. Что примечательно, представителем обеих компаний является один человек - Вадим Линник.

«Фирмы подрядились провести коммуникации к сносимым ими же объектам, объявив их «неисторическими», а на их месте возвести новые. И хотя нет даже эскизных проектов к новым постройкам, их „начинка“ уже расписана в смете», - подчеркивает Захарова.

Что же касается примерной даты окончания реконструкции, она, по информации краеведа, назначена на 20 декабря. Вдумайтесь, 20 декабря уже этого года! «Это не просто не реально, это может нанести серьезный вред. Усадьбу в комплексе можно восстановить в течение не менее десяти лет», - подводит печальный итог Валерия Захарова.

В продолжение темы предыдущего поста о вурдалаках:)
Пару недель назад мы с друзьями решили посетить село Красный Рог километрах в пятидесяти от Брянска, где долгое время жил и работал выдающийся поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. У нас был грандиозный план заночевать в лесу в окрестностях Красного Рога. Железнодорожная станция с тем же названием, превосходящая село по численности населения, находится от него в семи километрах. Туда-то мы и прибыли на электричке.
Прежде чем отправиться пешком в село, мы заглянули на старое кладбище, где есть несколько могил моих предков (да, мои прародители тоже оттуда). Никто из семьи уже лет двадцать не бывал на исторической родине, никто не помнит, как могилы выглядят и где они хотя бы примерно расположены. Поэтому пришлось искать наощупь. Поиски успехом не увенчались, потому как ввиду отсутствия должного ухода портреты и надписи были, по всей видимости, безвозвратно утрачены. Но у меня есть мысль отыскать реестр захоронений, где наверняка имеются соответствующие записи.
Многие могилы на кладбище находятся в запустении, потому что за ними некому ухаживать. Некоторые уже практически сровнялись с землей.
Пока спрашивали у местных насчет могил предков, выяснили, что люди с такой фамилией еще живут в селении. Наверняка какие-нибудь очень дальние родственники...
Обойдя кладбище, мы отправились в село, что в семи километрах от станции. Если окажетесь в тех местах, не надейтесь получить позитивных впечатлений от музея-усадьбы А.К. Толстого. От поэта там ничего, кроме территории, не осталось. В усадьбе возведена чертова уйма строений (главное здание усадьбы было восстановлено в 1993 году и, как ни странно, не функционирует не то из-за ремонта, не то еще из-за чего-то), но вся экспозиция помещается в одном маленьком флигеле (не знаю, насколько он аутентичен). Экспозиция представляет собой сплошную грусть: портреты, бюсты, стулья XIX века и толком ничего от А.К.
Позже через Википедию вышел на официальную страницу музея-усадьбы. Обратите внимание на цены (4 рубля для взрослых и еще меньше для детей и студентов). За то время, что администрация музея забивала болт на свою страницу, цены возросли почти в 20 раз:) Боюсь представить, сколько лет прошло.
Словом, дичайший мрак и полное разочарование.
Под конец дня мы решили оставить мысль о ночевке в лесу, потому как от жары были настолько грязными, что просыпаться в таком виде утром... лучше не просыпаться вообще. Пригодного для купания водоема поблизости нет. Мы вернулись на станцию и узнали, что электрички по этому направлению ходят не по расписанию, а по своему собственному графику:) К счастью, нам удалось дождаться поезда, хотя и часа на полтора позже, чем было заявлено в расписании.

Дядька с жуткими кошачьими глазами. Не знаю, как так получилось.



Запустение на кладбище.

Дружелюбная собачка, которая нас сопровождала.

Растение, произрастающее в бутылке.

Гусеница, которая явно была раздражена нашим вниманием к ней. Плевалась в нас желтыми струями.