Краткая характеристика королевы из сказки 12 месяцев. Конспект урока по литературному чтению "Двенадцать месяцев" С.Я. Маршак. Мачеха и дочка

Сказка "Двенадцать месяцев" - это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир.

История написания сказочной повести

Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал "Двенадцать месяцев". Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои.

Перед этим у писателя случилось горе - умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории.

Есть несколько версий написания повести "Двенадцать месяцев". Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки.

Краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев"

В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. "Двенадцать месяцев" повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям - тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен.

А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. "Иди, и не возвращайся без цветов," - говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом.

В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание передано выше) - сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.

Позитивные герои

Положительным является главный персонаж этой истории - падчерица, которая с самого утра принимается за работу. "И дрова таскает, и воду набирает", - говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг.

Братья месяцы - тоже позитивные "Двенадцать месяцев". Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность - это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести - пример для подражания.

Негативные персонажи

Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.

Препятствий не существует - можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ "Двенадцать месяцев" ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились.

Королева - еще один Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема - это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев".

Свита королевы - все вместе и каждый по отдельности - тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность - качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора.

Фантастика и жизненная правда

Много жизненного показывает нам повесть "Двенадцать месяцев". Сказка воплотила в себе реальную жизнь - люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек - как в сказке, так и в жизни.

Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц - не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов - весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении "Двенадцать месяцев". Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют.

Тема борьбы добра и зла в сказке "Двенадцать месяцев"

Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. "Двенадцать месяцев" показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: "Является ли покорность воплощением доброты или зла?" Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди.

Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность - не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма.

Использование фольклора в речи персонажей

Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе "Двенадцать месяцев".

Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным "Карр!".

Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством.

Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ "Двенадцать месяцев". Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков - о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния.

"Изюминка" сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести "Двенадцать месяцев"? Думаю, нет. И это совсем не удивительно - автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха - все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка - народ, бедный и трудолюбивый, королева - правителей, безжалостных и часто глупых, советник - чиновников, подхалимов и трусов, мачеха - управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление - это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Экранизация

После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели "Двенадцать месяцев". Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю.

Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей.

"Двенадцать месяцев" - нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.

помогите пожалуйста. мне надо характеристика королевы из сказки 12 месяцев и получил лучший ответ

Ответ от Наталия[гуру]

Наталия
(387805)
пожалуйста)

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: помогите пожалуйста. мне надо характеристика королевы из сказки 12 месяцев

Ответ от Данила Сушкин [новичек]
Капризная, глупая, избалованная. Настаивает только на своем
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Михаил Кривошеин [новичек]
глупая капризная своенравная хладнокровна к убийству


Ответ от ZLOBNYI XOXOL [новичек]
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Viktor averin [новичек]
спс


Ответ от Екатерина Дёмина [новичек]
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Бортникова елена [новичек]
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Даша Гилёва [новичек]
Смысл вы тоже самое пишите


Ответ от Alina Berezina [новичек]
принцессе 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Маша Дмитриева [новичек]
Капризная, глупая, избалованная. Настаивает только на своем
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Ёнежана Забобурина [новичек]
Королева.
Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.
Герой отрицательный.


Ответ от Иван Чербунов [новичек]
Капризная, глупая, избалованная. Настаивает только на своем
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Луиза саакян [новичек]


Ответ от Александр Руденко [новичек]
Капризная, глупая, избалованная. Настаивает только на своем
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Настя Жукова [новичек]
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от Лариса Наумова [новичек]
Ей 14 лет. Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещё она была ленивая, не любила писать. Она возомнила себя королевой, хоть и была всего лишь принцесса. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.


Ответ от ЁАФОНОВ МИХАИЛ [новичек]

Сочинение по Литературе на тему «О Королеве» из сказки 12 месяцев Самуила Яковлевича Маршака 6 класс
ОКТ 26 БЛОГ ВАСИ. К 6387 ПРОСМОТРОВ КОММЕНТАРИЕВ НЕТ
Сочинение по Литературе на тему «О Королеве» из сказки 12 месяцев Самуила Яковлевича Маршака
В произведении С. Я. Маршака 12 месяцев есть много положительных и отрицательных героев. Я расскажу об одной героине, которая занимает отрицательное положение. Но слепо говорить что она плохая нельзя. Это королева. С рождения она жила в шелку и другой жизни не знала. Она говорила: «А я могу вас казнить в любую минуту». Но в тоже время она не знала другой стороны жизни.
Ей было всё равно на всех. Она была настолько ленивая, что могла казнить человека, только за то, что слово казнить короче слова помиловать. Она говорила: «Напишу казнить это короче». К учителю относилась жёстко. Пугала и заставляла делать то что захочет. Ему приходилось делать вид, что все её не правильные ответы правильные. Королева и дочь были похожи нравами, но королева была богаче и избалованней. Королева считала, что всем людям хорошо жить, но когда она увидела жизнь падчерицы, её сердце дрогнуло. Она поняла, что слишком высокомерна.
Этот герой сначала занимал не лучшее положение, но потом понял что не прав и признал ошибку. В конце произведения королева стала положительным героем
Вася. К. 6 класс 2014

Урок № 3

Тема урока: Характер героев и персонажей пьесы С.Я Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель урока: формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма; вырабатывать навыки выразительного чтения; уточнять характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста; обсуждать нравственную проблематику, формулировать выводы.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; выделение существенной информации из текста;

Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности; использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, учебник В. Ю Свиридовой «Литературное чтение» 4 класс, часть первая, тетради по литературе, выставка книг, оформление для инсценировки, страничка толкового словаря, таблица для определение темы, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»

Ход урока

1.Мотивация

Стихотворения С.Я. Маршака читает ученик.

Чудес, хоть я живу давно,

Не видел я покуда.

А впрочем, в мире есть одно

Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)

На те миры живые,

В которых сам он отражен,

И каждый раз впервые.

Всё в мире было бы мертво -

Как будто мира самого

Совсем и не бывало,-

Когда б живое существо

Его не открывало. (С.Я. Маршак)

Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении?

2.Определение темы урока

Обобщаю ответы детей:

Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо!

А почему так произошло, что королева в лесу уже не королева, а профессор уже не профессор? О чём же мы будем говорить на уроке? Определите тему урока.

У вас на парте листочки с предложениями.

Прочитайте. Отметьте знаком + то, что вы уже знаете, ! то, что вам интересно, ? знаком - то, что не знаете.

Творчество Маршака

Нравственные проблемы в пьесе – сказке

Выразительное чтение

Уточнение характеристики героев

Инсценировка пьесы.

Кто определит тему нашего урока?

3. Сообщение темы урока

- Да, сегодня на уроке мы будем инсценировать отрывок из пьесы-сказки, а для этого надо уточнить характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста. Попробуем определить нравственные проблемы.

4.Работа по теме (У учащихся на столе страничка толкового словаря)

А) Работа со словарной статьёй

Страничка толкового словаря

Актёр – артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, телевидении.

Афиша - объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции

Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

Драма – род литературных произведений, написанных в диалогической форме предназначенных для исполнения актёрами на сцене.

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.

Ремарка – пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида

Режиссёр – творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или театральной постановки, вообще зрелищных программ.

Что такое пьеса?

Обратимся к страничке толкового словаря С.И. Ожегова.

Пьеса- драматическое произведение для театрального представления.

Объясните значение слова «персонаж», «герой».

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.

Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

Назовите действующих лиц (падчерица, солдат, старуха и её дочка, королева, учитель королевы, канцлер, белка, 12 месяцев, первый глашатай, второй глашатай и др.)

Назовите героев пьесы (двенадцать месяцев, падчерица, королева)

Б) Групповая работа

Ученик загадывает загадку:

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят . (месяцы)

У каждого месяца по сказке свой возраст, свой характер.

На основе описания, (стр. 145) расскажите, как вы их себе представляете. Покажите красками на рисунке особые отличительные черты.

1 группа о январе (Январь – с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками;)

2 группа об апреле (Апрель – одет в зеленый плащ, в руке держит посох, который ему дал брат Январь)

3 группа (Май – нежно-зеленый, походка у него веселая, стремительная. У него нежно-зеленые кудри, голос звонкий, благодаря птичьим песням)

А по характеру какие? (добрые, трудолюбивые, справедливые, понимают друг друга …)

В)Выборочное чтение

Попробуем определить характер падчерицы из рассказов братьев-месяцев? Прочитайте. (стр. 150 внизу -152)

( Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь . И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль . Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь . Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ничего не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль . Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель . Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь . Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель . Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь . Что ж, дари. Дело твоё молодое!

(Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников.)

Январь . Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.)

Падчерица

трудолюбивая

весёлая

приветливая

любит природу

хозяйственная

добрая

вежливая

отзывчивая

покорная

несчастная

благодарная

Какие качества характера в этом отрывке не прозвучали?

Д) Работа в парах

-Следующая героиня, которую обучает профессор это…

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

Прочитайте отрывки из пьесы, из которых мы узнаем характер королевы. (Один из вариантов ответа:стр.134-135)

Королева . Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор . Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева . Какую же?

Профессор . Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева . Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор . И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше величество!

Королева . Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!

Профессор . Осмелюсь спросить Ваше величество: сколько будет семью восемь?

Королева . Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

Профессор . Разумеется, интересовало, Ваше величество!

Королева . Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор . Как угодно Вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель.)

падчерица

Королева

трудолюбивая

безграмотная

весёлая

равнодушная

приветливая

несправедливая

любит природу

своенравная

хозяйственная

гордая

добрая

нетерпеливая

вежливая

не хочет думать

отзывчивая

глупая

покорная

злая

несчастная

неблагодарная

благодарная

ленивая

В конце сказки изменился характер Королевы? Какой она стала?

Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта?

(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). Подберите синонимы к слову доброта.

Ж) Инсценирование пьесы – сказки

Ученица:

- Меня зовут Сабина. Я занимаюсь исследовательской деятельностью по теме «Театр – урок будущего». Я хочу показать, что на уроках литературы дети могут перевоплощаться в своего героя; тем самым лучше понимать смысл произведения и его идею благодаря инсценировке.

Падчерица (поклонившись) .Добрый вечер (стр. 146-150)…до слов «Бегу, бегу…)

(Когда наступает Апрель, звучит произведение П.И. Чайковского « Времена года. Апрель)

5.Итог урока: Самуил Яковлевич Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...».

О чём заставили задуматься эти слова?

6.Рефлексия.

Кто считает, что цели, которые вы ставили в начале урока, вы достигли, выполнили, возьмите раскрытый подснежник и поставьте в корзину.

Кто не полностью справился, чего-то не достиг, возьмите только что распускающий свои лепестки подснежник.

А кому ещё надо поработать ещё, возьмите стебель и поставьте в корзину.

7. Рассказ Саши Кузнецова о своей маме, о художнике оформителе

Крутяк! 6

Имя Самуила Яковлевича Маршака известно всем. С его творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве. Совсем маленькими мы слушали стихи «Мяч», «Детки в клетке», «Усатый полосатый». По признанию самого писателя, когда он был ребенком, у него не было детских книг и ему приходилось читать книги для взрослых. Возможно поэтому, когда Самуил Яковлевич стал писателем, он большое внимание уделял детской литературе. Все мы знаем стихи Маршака, они веселые, интересные, легко запоминаются. Есть в его творчестве и сказки. Читая их, мы видим, что за основу автор взял народное творчество. Но сюжет известных всем нам сказок изменен и дополнен новыми героями и событиями.

Так произошло и со сказкой-пьесой «Двенадцать месяцев». Работая над ней, писатель опирался на словацкую легенду о братьях-месяцах, которые собрались у костра в Новогоднюю ночь. Но писатель изменил сюжет, придумал его заново. С.Я. Маршак рассказывает нам о падчерице, ее злой мачехе, о своенравной Королеве и братьях-месяцах. Падчерица очень добрая и работящая. Она не отказывается помочь ни людям, ни животным, в ответ те дарят ей свою любовь. Единственный, кто не любит девочку – это ее мачеха. У нее есть своя дочь, в которой она души не чает и потакает всем ее капризам. Наверное, поэтому эта девочка такая ленивая и жадная.

Интересен в этой сказке образ Королевы – это капризная и своенравная девочка. Но все же, ее жаль – она сирота, у нее нет родителей. Конечно, она могла бы быть лучше, добрее, но воспитывать ее некому. Придворные только угождают ей и соглашаются со всеми ее заявлениями, даже самыми глупыми. И вот однажды под Новый год вздумалось Королеве получить корзину подснежников. Тому, кто не выполнит ее желание, она пообещала отрубить голову, а тому, кто ей угодит – корзину золота.

Мачеха со своей дочкой заставили Падчерицу среди зимы отправиться в дремучий лес за цветами. Тут-то и начинаются чудеса. Уже совсем отчаявшись, в темном лесу, Падчерица повстречала на поляне двенадцать братьев-месяцев. Каждый из них знаком с девочкой, ведь она трудилась круглый год, и все они встречали ее. Каждого из них она покорила своей добротой, кротостью и трудолюбием. Автор открывает нам, что такой человек даже в самой трудной ситуации найдет помощь и поддержку.

Только человек с чистой душой и добрым сердцем может повстречаться с чудом. А еще мы видим, что маленькая девочка оказалась честным и надежным другом, она умеет держать данное слово. Ведь когда Королева стала выпытывать у Падчерицы, где та достала подснежники, девочка не открыла секрет. Хоть она и была кроткой и послушной, но здесь проявила твердость. А вот упорство Королевы не принесло ей ничего хорошего. Добившись своего с помощью мачехи и ее дочки, она попала на волшебную поляну, где и встретила двенадцать месяцев.

На этой заветной поляне и происходит развязка. Здесь автор при помощи действующих лиц раскрывает читателю основной замысел сказки. Мы видим, что мачеха и дочка наказаны за жадность и свой склочный характер. Королева – за высокомерие и глупость. Старый учитель говорит о том, что все должно происходить в свое время, в мире должен царить порядок. Добро, наконец, торжествует, как это и должно быть во все времена.

Ещё больше сочинений на тему: «12 месяцев»

Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со зломи в конце концов побеждает его, что вообщем и свойственно для литературных сказок.

Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут. Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота. Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу.

Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев. Приняв у себя страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его. Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.

Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми.

В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили. Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово «помиловать» больше чем «казнить» она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы. Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом.

В сказке «Двенадцать месяцев» добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится. Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть. Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.

Источник: lang-lit.ru

Мне кажется, что сказка - это уникальное творение человеческого воображения. Почему? Ибо только сказка может научить человека с раннего детства различать добро и зло, правду и ложь. Погружаясь в волшебный мир сказки, задумываешься, как бы поступил сам на месте ее героев. И каждая новая фантастическая история приносит новые впечатления, новые переживания и новый опыт.

В сказочной пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти бабушки и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочки. А когда женщины узнали о приказе молодой эгоистической королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебную поляну.

Человеческая глупость и зло не имеют границ. Вот, наверное, потому королева всем свитой отправляется в лес, чтобы собственными глазами увидеть чудо. Сирота отказывается раскрыть тайну, поскольку дала обещание братьям месяцам. Разгневанная неповиновением королева приказывает девочку утопить, а подаренную месяцы кольцо бросает в прорубь. Но, к счастью, это сказка, потому зло не может остаться не наказанным. Дед, старший брат месяцев, за жадность и жестокость превратил бабу и ее дочь на собак. Но оставил им шанс, стать лучше. Только от них зависит, смогут ли они стать снова людьми, вечно останутся собаками.

Итак, в пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

Королева в сказке-пьесе «Двенадцать месяцев» – избалованная четырнадцатилетняя девчонка. Она очень гордится собой. Так, в одном из ее реплик есть фраза: «Давайте перо - я начертаю свое высочайшее имя!». Родители героини умерли, оставив ей не только большое состояние, но и королевские полномочия. Хотя, прочитав произведение, понимаем, что подписывать приказы ей еще рано.

В первой картине первого действия с Королевой мы знакомимся заочно. Старый солдат рассказывает о ней Падчерице. Именно из его слов мы узнаем, что девушка осталась сиротой, «полной хозяйкой и себе и другим». Служивый замечает, что госпожу некому поучить уму-разуму. Почему он так считает? На самом деле, знания Королеве дает Профессор. Однако знания эти книжные. Они остаются ненужными безделушками, ведь Королеву никто не научил самому главному – быть Человеком.

Во второй картине мы перемещаемся в королевский дворец. Здесь в классной комнате Королева занимается науками. В ремарке ничего не сказано о внешности героини, портрет вырисовывается в воображении читателя во время прочтения сказки.

После прочтения эпизода, описывающего королевский урок, складывается первое впечатление о девушке. Она избалованная. Зная, что никто не смеет ей перечить, Королева делает только то, что ей хочется. Учебу она считает скучным занятием, поэтому ей не дается ни чистописание, ни арифметика. Профессор с трудом заставляет героиню написать пару строчек. Во время урока Королеве приносят приказ, на котором нужно написать «казнить» или «помиловать». Глупая, несерьезная девушка выбирает «казнить» только потому, что в нем меньше букв. Она даже не задумывается над тем, что одним взмахом пера лишит человека жизни.

Казнь для Королевы – не серьезное решение, а способ припугнуть придворных, показать, кто во дворце хозяйка. Ею героиня угрожает при любом удобном случае. Для девушки не существует законов природы. Есть только ее собственные прихоти, поэтому она приказывает доставить в дворец подснежники. Ее совсем не волнует, что за окном декабрь. И это не удивительно, ведь Королева всю жизнь прожила среди искусственной роскоши дворцовых интерьеров и, видимо, редко выезжала на природу, тем более, зимой.

Юная Королева твердо уверена, что все в этом мире можно купить. Я думаю, она не знает, с каким трудом достаются деньги. Зато девушка прекрасно понимает, сколько есть людей, готовых на все ради богатства. Она любит повторять: «Я вас награжу по-королевски». Очень интересно наблюдать за героиней, когда она встречает тех, кому не нужно вознаграждение: Падчерицу и старика-Января. Когда от ее золота-серебра отказываются, Королева просто не знает, что ей делать. Просить по-другому она не умеет.

В лесу героиня оказывается на равных с другими. Здесь она не королева, а простая гостья, поэтому не может ни «покупать» других, ни казнить. Приказать она не может, лишь попросить. Просит она неумело, но на помощь приходит мудрый Солдат. Так девушка делает первые шаги к внутренним переменам. Но, удалось ли ей сломить себя, можно только догадываться. Возможно, во дворце она вернулась к старым привычкам. Но я все же надеюсь, что воспоминания о костре двенадцати месяцев не дали ей ставать прежней самовлюбленной, глупой барышней.