Кто и почему поддерживал гугенотов. Гугеноты - русская историческая библиотека

(Huguenots) - название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Г. под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение "ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г. был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Г. оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см.). Многие Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Г. взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантская Германия поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см.) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Г. под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г. восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого "Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции", в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции". De Félice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr."; Puaux, "Hist. de la réforme française"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les guerres civiles"; Klüpfel, "Le colloque de Poissy"; Rémusat, "La Samte-Barthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siècle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaeusnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

  • - приверженцы учения деятеля Реформации Жана Кальвина во Франции XVI – XVIII...

    Энциклопедия культурологии

  • - кальвинисты во Франции 16-18 вв. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - название франц. протестантов, происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - приверженцы кальвинизма во Франции 16-18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в т. н. Религиозные войны...

    Большой энциклопедический словарь

  • - мн., Р. гугено/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГУГЕНО́ТЫ, -ов, ед. -от, -а, муж. Французские протестанты 1618 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГУГЕНО́ТЫ, гугенотов, ед. гугенот, гугенота, муж. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - гугено́ты мн. Протестанты - сторонники кальвинизма - во Франции XVI - XVIII вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - гуген"оты, -ов, ед. ч. -н"...

    Русский орфографический словарь

  • Гугеноты, «политики» и «недовольные»

    Из книги Екатерина Медичи автора Балакин Василий Дмитриевич

    Гугеноты, «политики» и «недовольные» Среди последствий Варфоломеевской ночи было и такое, о котором Екатерину Медичи предостерегал Колиньи, но которое она сознательно выбрала, предпочтя его конфликту с Испанией: во Франции вновь вспыхнула гражданская война. Напрасно

    Глава V. «Гугеноты» и другие произведения Мейербера

    Из книги Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Давыдова Мария Августовна

    Глава V. «Гугеноты» и другие произведения Мейербера Содержание оперы «Гугеноты». – Неустойка. – Дуэт четвертого акта. – Первое представление. – Критика в Германии. – Назначение Мейербера генеральным директором музыки в Берлине. – Мейербер как дирижер. – Его мнение

    Тема Гугеноты и Вторая религиозная война Дата: 1567 год Катрен 3/67

    Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

    Тема Гугеноты и Вторая религиозная война Дата: 1567 год Катрен 3/67 Une nouvelle secte de Philosophes Mesprisant mort, or, honneurs et richesses, Des monts Germains ne seront limitrophes: A les ensuivre auront appuy et presses. Новая философская секта, Презирающая смерть, золото, награды и богатство. Их не задержат немецкие Альпы, Следовательно,

    5. Католики и гугеноты Символ веры. – Имущественные притязания. – Гугенотские вольности. – Валътелина. – Военные походы против гугенотов. – Мир в Монпелъе. – Англия вступает в войну. – Осада Ла-Рошели. – Мир в Ane: конец противостояния

    Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

    Гугеноты

    Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

    Гугеноты Гугеноты (Huguenots) – название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками

    Гугеноты

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

В середине XVI века монархия во Франции переживала не лучшие времена. Итальянские войны, которые закончились поражением, обусловили тяжелый кризис власти и экономики. Французские феодалы, рассчитывающие на высокие должности, новые земли и военную добычу, были весьма разочарованы и раздражены такой неудачей. Все их обвинения пали на короля и его придворных. После войны аристократия оказалась практически разорена. Поэтому дворянство, как только возникло движение гугенотов, тут же стало поддерживать и использовать его против центральной власти, стремясь добиться тем самым уступок для себя. Так кто такие гугеноты во Франции? Ответ на данный вопрос вы найдете в статье.

Католики и протестанты

Жители Западной Европы исповедовали католицизм, но к началу XVI века стало нарастать недовольство среди верующих по поводу того, как ведутся дела Церкви. Они были уверены, что Папа Римский и его окружение только и думают, как укрепить свою власть и стать еще богаче. Демонстрируя свою жадность и стяжательство, священнослужители тем самым подавали плохой пример прихожанам. Эти недовольства привели к тому, что появилось новое движение, названное Реформацией. Его целью было изменение политики христианской церкви. Люди, которые присоединялись к этому движению, назывались протестантами, так как они были не согласны с текущим положением дел.

Появление нового течения

Гугенот - это французский протестант XVI-XVII веков. Самые первые из них назывались лютеранами в честь немецкого монаха жившего в городе Виттенберге. В 1517 году он составил некий список, состоящий из 95 пунктов, который вывесил на двери своей церкви. Этот документ не только обличал отдельных священнослужителей, но и являлся своеобразным протестом против неправильной политики всей римско-католической церкви.

Лютер был убежден, что каждый имеет право на самостоятельное изучение Священного Писания. Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий. Он был первым, а вслед за ним Писание стали издавать и на других языках.

Как и следовало ожидать, католическая церковь осудила Лютера. К большому удивлению, его поддержали не только простые люди, но и некоторые правители в Европе. Так, английский король решил развестись с женой и обвенчаться с Анной Болейн. Но Папа Римский не дал на это разрешения, поэтому правитель Англии прекратил отношения с Ватиканом, а затем объявил себя главой Церкви в своей стране.

Вслед за немецким монахом стали появляться и другие сильные личности, которые разделяли идеи Реформации. Вследствие этого в протестантизме появилось несколько течений. Если в Германии таких верующих называли лютеранами, то во Франции гугенот - это кальвинист. Свое название вера получила благодаря Жану Кальвину (1509-1564). Он был известным французским богословом, и в своих трудах сумел доступно изложить все основные аспекты христианской веры.

Надо сказать, что после такого разделения верующие-католики стали подвергать пыткам и даже вешать протестантов, а другие, в свою очередь, стали нападать на приверженцев Папы Римского. Но все они были уверены: заставляя страдать своих врагов, они спасают их души от вечных мук ада.

Со временем протестантизм стал распространяться по всей территории Франции. Сначала гугенот - это верующий человек, разделявший взгляды новой религии. Он мог быть представителем плебейства или буржуазии, а также выходцем из дворянского сословия или феодальной знати. Позднее понятие расширилось. В 60-х годах XVI в. и в 20-х годах XVII в. гугенот - это уже не просто верующий человек, он принадлежал к целой религиозно-политической группировке протестантов-кальвинистов.

Разделение на два лагеря

Началу военных действий во Франции способствовала слабость наследников Генриха II. Его сыновья - правивший всего год (1559-1560), Карл IX (1560-1574) и Генрих III (1574-1589), часто становились орудием интриг, которые плела друг против друга придворная феодальная знать.

Карл IX взошел на престол в десятилетнем возрасте, а регентом стала его мать - Екатерина Медичи, которая властвовала вместе со своими фаворитами. К шестидесятым годам все крупные феодалы разделились на две мощнейшие религиозно-политические группировки. Одна часть вельмож была на стороне Гизов. Они исповедовали католицизм. На их стороне оказалась и Екатерина Медичи - итальянка по происхождению. Другая часть знати принадлежала к оппозиции и представляла гугенотскую партию, во главе которой стояли Бурбоны, адмирал Колиньи и король Наварры. Надо сказать, что при дворе были и такие политики, которые не примкнули ни к одной из враждующих сторон. Они пытались примирить врагов, коими являлись гугеноты и католики.

Начало войн

1 марта 1562 года в небольшом городке Васси герцог Гиз со своими вооруженными сторонниками внезапно напал на собравшихся для молитвы людей. Это были гугеноты, которые сумели дать отпор вероломным католикам. После вооруженного инцидента началось открытое противостояние. Оно получило название гугенотских войн (1562-1598 гг.). В них погибли Антуан де Бурбон и Франсуа де Гиз. С этого момента война, в которой участвовали непримиримые враги, - гугеноты и католики - превратилась в череду трагических событий, ввергших Францию в настоящий хаос.

Временное перемирие

Очередной вооруженный конфликт завершился в 1570 году. Это было религиозно-политическое противостояние, потрясшее всю страну. Конец войне положил Сен-Жерменский мир. Согласно ему, французские гугеноты получали свободу вероисповедания, а также контроль над целым рядом мощнейших крепостей.

Наступившее перемирие принесло истерзанной стране и ее народу удовлетворение, но вызвало ярое недовольство со стороны вельмож-католиков, в частности, семейства Гизов - древнего французского рода, происходящего еще от Каролингов.

Усиление влияния при дворе

Предводителем протестантов являлся адмирал де Колиньи. Гугенот по убеждению, он был включен в состав Государственного совета, действующего при Карле IX Валуа. Де Колиньи, влияние которого при дворе было огромным, чтобы еще больше укрепить такой долгожданный мир, убедил короля устроить брак между Маргаритой де Валуа и Генрихом Наваррским.

Адмирал Колиньи был прекрасным политиком и дипломатом, желающим процветания своей стране. Он хотел, чтобы Франция стала могущественной, но католическая Испания, считавшаяся в то время королевой морей, не давала этого сделать. Адмирал посоветовал королю оказать военную помощь нидерландским протестантам, борющимся за свою независимость. Он знал, что если Карл IX согласится, то войны с Испанией не избежать. Но Колиньи также понимал, что это сплотило бы гугенотов и католиков, так как национальные интересы превыше всех остальных.

Екатерина Медичи (1519-1589 гг.), мать молодого короля, была весьма недовольна тем, что влияние гугенотов при дворе все более возрастает. Она не желала войны с испанскими католиками. Королева-мать считала, что такие действия спровоцируют национальную катастрофу. В случае войны Папа Римский и вся католическая Европа ополчились бы против Франции.

Причины кровавой бойни

В 1572 году была предпринята очередная попытка примирить две враждующие стороны. Придумали план, по которому сестра короля Карла IX - Маргарита де Валуа - должна была выйти замуж за протестанта Генриха Наваррского. Таким образом, этот брак мог положить конец кровопролитию во Франции, и война гугенотов и католиков на этом бы закончилась.

Свадьба должна была состояться 18 августа. На нее съехались все знатные гугеноты. Большая их часть временно поселилась в центре Парижа, где размещались дома католических вельмож. Протестантская знать выглядела просто роскошно по сравнению с ними, и это вызвало большое недовольство среди городских жителей, которые из-за высоких налогов и цен на продукты питания не могли жить так же хорошо. Богатая свадьба послужила причиной недовольства, так как на ее организацию была потрачена уйма денег, взятая, конечно же, из кошельков и так небогатых налогоплательщиков. Поэтому обстановка в Париже постепенно накалялась, пока не достигла своего апогея.

Убийство адмирала де Колиньи

Ситуация в городе была напряженной, и ею не замедлило воспользоваться семейство Гизов. Вместе с Екатериной Медичи они организовали заговор с целью убийства де Колиньи. Двадцать второго августа 1572 года адмирал проезжал мимо дома Гизов, он был ранен в руку выстрелом, произведенным прямо из окна. Попытка убийства на этот раз провалилась. Но католики не собирались отказываться от своих планов. Ночью 24 августа толпа разъяренных вооруженных людей ворвалась в дом, где и был зверски убит адмирал-гугенот Колиньи. Именно это преступление и положило начало событиям, прокатившимся по всей стране. Так началась кровавая ночь гугенотов.

Варфоломеевская ночь

Прибывшие на свадьбу в Париж сторонники Генриха Наваррского в ночь с 23-го на 24 августа 1572 года были жесточайшим образом перебиты. Эта дикая резня гугенотов во Франции унесла жизни около 3 тыс. человек.

А все началось с того, что Екатерина Медичи сумела убедить молодого короля в заговоре, организованном против него протестантами. Она говорила ему, что нужно уничтожить всех вельмож, которые причастны к этому. Король поддался уговорам матери. Сразу же последовал приказ о приведении в полную боевую готовность всей стражи, а также о закрытии городских ворот.

Как только стало известно об убийстве Колиньи, над Парижем прогремел набат. Он послужил для католиков сигналом к началу действий. Все выбежали на улицы с оружием, и началась ночь гугенотов. Толпы разъяренных горожан вламывались в дома и убивали всех, кто не хотел быть католиком. В пострадали не только протестанты. Должники убивали своих кредиторов, а кто хотел отомстить - приводили свой приговор в исполнение. Мужья, пользуясь моментом, избавлялись от надоевших им жен, а любовники - от мешающих им мужчин. Поводом для этого послужили гугеноты, Варфоломеевская ночь для которых стала последней в их жизни. Все то темное, что было спрятано глубоко в человеческих душах, вдруг вырвалось наружу и затянуло город кровавой пеленой.

Так как резня гугенотов в Париже произошла ночью накануне дня святого Варфоломея, это событие вошло в историю под названием Варфоломеевской ночи.

Вакханалия

С наступлением рассвета убийства не прекратились. Екатерина Медичи не ожидала такого развития событий. Она планировала уничтожить лишь самых активных гугенотских лидеров, но все пошло не так. В городе начались погромы и грабежи. Обычные добропорядочные жители гибли десятками сотен, и это уже не зависело от их вероисповедания. Все убийцы, воры и грабители вышли из своих притонов, почувствовав безнаказанность.

Власти в городе не было, поэтому вакханалия продолжалась в течение целой недели. Стражники наравне с преступниками грабили всех подряд. Исключением были лишь солдаты гвардии, которые оставались верны закону и королю, но для наведения порядка в городе их явно было недостаточно.

Последствия Варфоломеевской ночи

Волнения и беспорядки, происходящие в столице, вызвали цепную реакцию. Гугеноты и протестанты массово истреблялись не только в Париже, но и по всей территории Франции - в Бордо, Орлеане, Лионе, Руане и других городах.

Чтобы восстановить законность и навести в стране порядок, по приказу короля Франции Карла IX во все провинции и города был разослан документ. В нем говорилось, что убийство протестантских лидеров произошло с его согласия и якобы это помогло предотвратить некий антигосударственный заговор. Кроме того, было официально заявлено, что свобода вероисповедания не отменяется.

Многие гугеноты и протестанты, спасаясь от расправы, покинули территорию Франции, в результате чего их влияние в стране было ослаблено.

Женившись на Маргарите де Валуа, Генрих Наваррский остался в живых. Но чтобы сохранить жизнь, ему пришлось принять католицизм. Его примеру последовал и Генрих Конде.

За время бесчинств было убито не менее 5 тыс. человек. Но, по мнению историков, эта цифра во много раз больше, и составляет около 30 тыс. Надо сказать, что точное число погибших до сих пор остается неизвестным.

Война трех Генрихов

После резни гугенотов войны не прекратились. Они вспыхнули с еще большей силой, в результате чего западные и южные земли отделились от севера Франции. Там было создано новое союзное государство гугенотов, управлявшееся губернаторами из числа местной знати. Они-то больше всего и выиграли от такой «автономии».

К середине 70-х годов в противовес протестантам на севере Франции был организован союз, получивший название Католической лиги. Его главой стал Генрих Гиз. Эта Лига имела контроль над правительством, находящимся в Париже, и всячески препятствовала намерению короля Генриха III заключить перемирие с гугенотами.

В середине 80-х годов противостояние двух непримиримых религиозных партий опять обострилось. Вспыхнул новый конфликт между наследниками трона, названный Войной трех Генрихов (1585-1589), так как в ней принимали участие король Франции Генрих III (Валуа), Генрих Бурбон (Наваррский) и Генрих Гиз.

Причиной их ссоры послужило высказывание последнего о том, что его семья имеет больше прав на престол, чем остальные, так как ее родоначальником является сам Карл Великий. Дело в том, что Генрих III так и не обзавелся наследником, поэтому участники Лиги требовали от него признать Гиза официальным преемником престола. Дошло до того, что в 1588 году король начал стягивать все верные ему войска к столице. Их целью был арест Генриха Гиза и его сторонников. Об этом узнали лиговцы и организовали восстание в Париже против самого короля.

Генриху III пришлось бежать в Шартр. Там он задумал коварный план: пригласить Гиза якобы с целью примирения. Лидер Лиги прибыл к королю 22 декабря 1588 года, но был заколот солдатами. Узнав о таком коварстве, столица отказалась подчиняться Валуа и превратилась в город-республику. Ее примеру последовали и другие.

Король понял, что теряет страну, и тут же объявил Генриха Наваррского своим преемником. Заручившись взаимной поддержкой и заключив между собой договор, два короля со своими войсками пошли на Париж. Но Генрих III так и не вернулся в столицу - его убили 1 августа 1589 года. С его смертью прекратила свое существование. На престол взошел король Наварры, который стал новым правителем Франции - Генрихом IV. С его приходом к власти закончились жестокие войны между католиками и протестантами.

Сейчас на вопрос о том, кто такие гугеноты, во Франции могут просто ответить, что они являлись людьми другой веры, значительно отличающейся от католицизма. Протестанты отвергали поклонение мощам, иконам, осуждали выдачу церковных индульгенций. Такого отношения Папа римский и его духовенство не могли стерпеть, поэтому объявили гугенотов еретиками и пособниками сатаны. Начались гонения, которые и стали причиной столь разрушительных и кровопролитных войн, продлившихся долгие десятилетия.

Протестантов (кальвинистов),происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думаютдругие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначалаэто прозвище имело значение насмешки и употреблялось противникамипротестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространятьсяво Франции, оно приобрело, благодаря главным образом пропагандеженевских граждан, право гражданства у французских протестантов.Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне,Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. Припокровительстве Маргариты, королевы наваррской, сестры короля ФранцискаI, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие ираспространение нашло учете Кальвина, особенно в среди дворянства исреднего сословия . Франциск I повелел конфисковать все протестантскиесочинения и запретил Г., под угрозою смертной казни, устраивать своепротестантское богослужение; но эти меры не могли остановитьраспространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт,которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключенияКатоКамбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение"ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильнымвлиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особаякомиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов оберетиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество боротьсяпротив преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководствомЛареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободысовести и удаления Гизов, а в случай отказа - силою захватить короля изаставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам,Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; Король бежал изБлуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многиепогибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. былиуничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозныесобрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августетого же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал длякальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созваниягенеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениямэтого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в пленБурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. СмертьФранциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г.,издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность кереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен междуними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанномусоглашению. Так называемый триумвират , из герцога Гиза, коннетабляМонморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, иему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как толькобыл издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободногобогослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся всарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это былоначалом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась спеременным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим своеподтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставленасвобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала,однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почтивсе прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньирушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и дворбежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор вЛонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия ; но спустяполгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католическихнародных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ иКолиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г.Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец.протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогдаГ. в Коньяк , воодушевила их своей речью и поставила во главе войскасвоего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией,Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалосьзавладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам.Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключенСен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свободавероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепостиЛарошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк . Чтобы приобрести доверие Г.,Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за ГенрихаНаваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместнойподдержки нидерландского восстания. Колиньи был назначен главнымначальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Францииводворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе спринцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать вПариж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбубыла приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался,по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французскойполитикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение;да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя еговлияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. МногиеГ. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели,Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, онизакрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцогАнжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., покоторому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах имбыла предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира,умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добитьсянизвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский(младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и ГенрихНаваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством вСтрасбург. При Генрихе III начались снова преследования Г., и войнавозобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедшийснова в протестантизм . Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецкимкорпусом, вторгся во Францию. Король , видя перевес военной силы настороне Г., рушился на выгодный для них мир, по которому, за исключениемПарижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всемдолжностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцогГенрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король , наблуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда сновавозгоралась религиозная война; она продолжалась недолго, потому чтоГенрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самихГ., в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье , которым восстановлены быливсе прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставилокоролеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиесяпредоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцатиукрепленных мест. После смерти младшего брата короля, ближайшие права натрон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желалдопустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией ипапой для устранения Генриха. лига провозгласила наследником престоластарого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издатьНемурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества уГ., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всемисповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течениемесяца. Г. взялись снова за оружие и возникла восьмая религиозная война,известная в истории под именем "войны трех Генрихов". ПротестантскаяГермания поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. ГенрихНаваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря наэто, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт,лишавший права на франц . престол лиц не катол. вероисповедания. Послесмерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права,стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительнуюборьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признанакорона. Сначала Король опасался раздражить католиков покровительствомГ., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как быповторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторымидобавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрихзаставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII иподтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влиянием честолюбивогодворянства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоилисьтолько тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г.катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол.религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратитькатоликам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту, Король сам прибыл в Беарн и силою заставилпривести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне ивзялись за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей,терпела постоянные поражения. Тем не менее, заключенный в Монпелье мирпредоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ;запрещалось только без предварительного согласия короля устройстворелигиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г.восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевскийфлот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полноепоражение. После непродолжительного перемирия война снова возгоралась.Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главнойтвердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срытькрепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им данабыла амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье иМазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но ЛюдовикXIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбераих стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самыйНантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогдабегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Францияпотеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были принятырадушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли ипромышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г., в Севеннскихгорах, такт . назыв. восстание камизардов. Несмотря на все стеснительныемеры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настояниюиезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но духгуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевскиечиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г.правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм , объявиввсе крещения и браки, совершенные реформатскими священниками,недействительными и предписав произвести их вновь католическомудуховенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественноемнение заставило правительство взять свое постановление обратно.Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права,которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил ихравноправность и даже реставрация признала за реформатами свободусовести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, тоздесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима,вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, былиотдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления неповторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции естькапитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальная аристократия икальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции",в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальнымдвижением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина:"Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции".De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. desassemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reformefranсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles";Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy";Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVIsiеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; vonPollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von derBartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacreof St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Гугеноты" в других словарях:

    - (франц. huguenots). Название, данное католиками приверженцам реформации во Франции, произошло от имени местечка Гугенот, сборного пункта франц. протестантов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУГЕНОТЫ … Словарь иностранных слов русского языка

    гугеноты - ов, мн. huguenots pl., m. Протестанты (кальвинисты) во Франции 16 18 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. БАС 2. Калвинская <вера>, которой так зовомыя гугеноты следовали. Геогр. 1719 49. Сего лета 1560, Гугонотов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кальвинисты во Франции 16 18 вв. (см. Кальвинизм). Борьба гугенотов с католиками вылилась в Религиозные войны 16 в., по окончании которых гугеноты получили свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598 г.) … Исторический словарь

Во второй половине XVI века Францию захлестнули религиозные войны, вызванные назревшей необходимостью проведения радикальных церковных реформ, против которых яростно выступали сторонники католицизма, поддерживаемые Ватиканом. Тогда же их оппонентов, требовавших свободы вероисповедания, стали называть «гугенотами». Это было не что иное, как искаженное немецкое слово Eidgenjssen, в переводе означающее «заговорщик» или «клятвенный союзник». Что же известно об этих людях?

Кто такие гугеноты во Франции?

Прежде чем начать разговор о французском реформаторстве, уточним значение терминов, которые принято употреблять в отношении его главных участников. Нередко приходится слышать вопрос: «Кто такие гугеноты и протестанты и существует ли между ними разница? » Чтобы исключить всякие недоразумения, отметим сразу, что по своему значению эти термины идентичны. Особенности же их заключаются в том, что в самом начале реформистского движения, когда протестанты (от слова «протест») были немногочисленны, выражение «гугенот» («заговорщик») употреблялось по отношению к ним с некоторой насмешкой.

Дело в том, что у большинства населения оно вызывало ассоциации с широко распространенным швейцарским именем Гюга (аналогично русскому - Иван или немецкому - Фриц) и воспринималось как нечто чужеродное и несовместимое с национальной традицией. Впоследствии же, когда к протестантам присоединилась значительная часть населения страны, разница между этими названиями полностью исчезла. Гугенотами стали называть всех протестантов XVI и XVII веков.

Гугеноты и католики - в чем разница?

Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.

Разными были для них и источники вероучений. С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви. Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.

Мятеж в католическом государстве

В XVI веке значительная часть населения Франции оказалась втянутой в религиозное и общественно политическое движение, направленное на возвращение католической церкви в рамки первоначальных христианских традиций и установление свободы вероисповедания. Причиной тому послужило недовольство широких масс стяжательством и своекорыстием духовенства, прикрывавшегося мнимой святостью и в то же время проводившего кровавый террор в отношении тех, кто выступал с обличениями его лживости и лицемерия.

Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения.

Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской - родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма.

Под знаменем кальвинизма

Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи - их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.

В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.

В обстановке кровавого террора

Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви.

Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I - родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах.

Оба монарха находились под сильным влиянием древнего аристократического рода Гизов, представители которого всегда являлись сторонниками крайне жесткого католицизма и исконными врагами протестантов. В 1559 году именно они стали инициаторами создания в рамках парламента печально известной «Огненной палаты», ведавшей расправой над еретиками.

Первое крупное сражение

Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции. В результате среди дворян-кальвинистов был составлен заговор, цель которого заключалась в свержении с престола Франциска I, удалении от двора Гизов и установлении в стране целого ряда религиозных свобод.

Вопреки принятым мерам, планы заговорщиков стали известны королю, и, бежав в город Амбуаз, он сумел укрыться в крепости, на защиту которой выступили регулярные воинские подразделения. Основная часть мятежников погибла в бою, а остальных предали казни. Несмотря на то что их разгром стал крупным поражением гугенотов, пролитая кровь не пропала даром - «Огненная палата» была упразднена, и положение инакомыслящих отчасти улучшилось. Однако участие в собраниях протестантов и проводимых ими богослужениях по-прежнему могло привести на эшафот. Лишь в 1561 году королем Карлом IX был издан эдикт, запрещавший применение смертной казни по отношению к еретикам.

Тем не менее разногласия между сторонниками сохранения католицизма в его прежнем виде и их противниками, призывавшими к немедленным реформам, привели к расколу в обществе и началу череды религиозных войн. Гугеноты на начальном этапе не были склонны к применению силы, и их действия стали лишь ответом на вероломство прокатолической правительственной группировки, возглавляемой в тот период маршалом Сент-Андре, коннетаблем Монморанси и герцогом Гизом.

Франция, залитая кровью

Историки насчитывают 8 религиозных войн, связанных с реформистским движением во Франции. Первая из них, проходившая с переменным успехом, началась в 1562 году, после того как отряд Франсуа де Гиза перебил большую группу протестантов, собравшихся на богослужение в городе Авиньоне. Через год военные действия завершились подписанием в Амбуазе мирного договора, согласно которому гугенотам была предоставлена свобода вероисповедания.

Однако королева Франции Мария Медичи, опасаясь их возросшего влияния, вскоре отменила изданный ею же документ, вернув все на прежний уровень. В ответ на это вождь гугенотов герцог Конде, происходивший из рода Бурбонов, вкупе с маркизом Калиньи предпринял попытку сместить короля и занять его место на троне. Затея не удалась, и после многодневной осады Парижа представители противоборствующих сторон вновь сели за стол переговоров. Ими был заключен очередной мирный договор, нарушение которого привело через полгода к началу гражданской войны.

Город Ла-Рошель, ставший центром протестантизма

Несмотря на то что идеи реформаторства нашли живой отклик у значительной части населения, приверженцы католицизма не прекращали совершать в отношении их акты насилия. Это стало причиной того, что вожди гугенотов были вынуждены покинуть Париж и укрыться за крепостными стенами приморского города Ла-Рошели, сделав его своей основной штаб-квартирой.

Туда со всех концов Франции стекались их последователи. В Ла-Рошель же прибыло подкрепление, посланное английской королевой Елизаветой и протестантскими князьями Германии. Но в марте 1569 года правительственные войска нанесли объединенным силам мятежников сокрушительное поражение. Герцог Конде был захвачен в плен и лишь благодаря случаю сумел вновь обрести свободу.

Однако гугенотов это не остановило, и во главе с сыном Жанны Наваррской - Генрихом (будущим королем Франции Анри IV Великим) - они вновь устремились в бой. На этот раз удача оказалась на их стороне. В результате подписанного в 1570 году Сен-Жерменского мира была объявлена всеобщая амнистия и задекларирована свобода вероисповедания. Чтобы иметь гарантии соблюдения договора, гугеноты оставили за собой контроль над такими стратегически важными объектами, как крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Лашарите. Но в скором времени судьба нанесла им тяжелый удар.

Кошмар Варфоломеевской ночи

Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс. человек, тогда как общее количество убитых в стране превысило 30 тыс.

У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I - Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты (получившей известность под именем королевы Марго) с видным гугенотом - Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого.

Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника - дня святого Варфоломея - началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий. В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений.

Последующие военные столкновения

Однако, несмотря на внезапный и сокрушительный удар, нанесенный католиками, протестанты сумели выстоять в сложной обстановке и, используя в качестве опорных пунктов крепости Ла-Рошель, Монтобане и Ним, защищались с мужеством, восхищавшим современников. О том, как действовали гугеноты в столь критической для них ситуации, осталось немало исторических свидетельств. Например, в архивах Лувра имеется свидетельство того, как их отряд, состоявший из полутора сотен человек, сумел в сентябре 1572 года отразить в районе Монтобане нападение противника, почти вдвое превосходившего его по численности.

В течение всего последующего года военные действия, спровоцированные резней в Варфоломеевскую ночь, гугеноты и их противники вели с особым ожесточением. Они продолжались в течение года и завершились подписанием очередного мирного договора, который ни одна из сторон не воспринимала всерьез. Подтверждение этому было наглядно продемонстрировано уже в июне 1574 года, когда на французский престол поднялся Генрих III - последний представитель династии Валуа.

Под скипетром лицемерного короля

Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.

В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.

Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.

Восьмая (и последняя) религиозная война

Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную - уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.

Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.

Заключение

Борьба между представителями двух религиозных направлений продолжалась и в последующие столетия, причем перевес сил часто оказывался на стороне католиков. Хотя открытые кровопролития постепенно отошли в прошлое, но они неоднократно вводили против своих оппонентов различные юридические санкции. Так, в 1617 году на основании королевского эдикта у протестантов была конфискована значительная часть имущества, что дало толчок их массовой эмиграции в Швейцарию, Германию, Англию и Нидерланды. Столетие же спустя были объявлены вне закона все браки, заключенные священниками-реформистами. Гугеноты это сочли унижением и, не имея возможности вести борьбу, вновь устремились на чужбину.

Лишь в 1787 году был издан эдикт, возвращавший гугенотам все гражданские права, а через два года на волне вспыхнувшей в стране Великой Французской революции они были уравнены с прочими гражданами и в политическом отношении. В настоящее время во Франции насчитывается несколько десятков религиозных организаций протестантского толка, часть которых считает себя прямыми наследниками гугенотов.

Гугеноты, название приверженцев реформации и кальвинистского протестантизма во Франции, происшедшее, вероятно, от слова Eidgenosse («товарищ», «соратник») и занесенное из Швейцарии.

Истоки движения гугенотов

Истоки движения гугенотов восходят к очень ранним временам. Оппозиция против католической церкви началась во Франции ещё в разгар Средних веков . Первоначально она носила чисто феодальный характер и выражалась в спорах светских баронов с церковными сеньорами. Подкладка была экономическая: борьба имела целью ограничить право церковного землевладения и положить пределы накоплению земель в руках церкви и превращению их в имущество «мертвой руки», main morte. В XIII веке эти конфликты принимают довольно значительные размеры, и король Людовик Святой уже вносит некоторые ограничения в право церковной юрисдикции. С XIII же века фактические феодальные отношения постепенно начинают осложняться принципиальным юридическим обоснованием оппозиции против церкви в трудах легистов . Идее церковной власти противополагается идея государства, заимствованная из римского права. Парламенты проводят ее на практике. В лице Филиппа IV Красивого в спор вступила и сама королевская власть. В 1302 г., опираясь на вновь учрежденные генеральные штаты , Филипп добился обложения церковных земель, до того времени изъятых от налогов. Оппозиция папы Бонифация VIII была сломлена, а его преемники, переехав из Рима в Авиньон , сделались игрушкою в руках французской королевской власти. Обычай апелляции к королю на церковные суды (Appel contre d"abus) значительно подорвал и церковную юрисдикцию. Всё это усиление светского элемента на счёт католическо-церковного полностью соответствовало духу позднейшего учения гугенотов.

Они, однако, лишь увеличили число сторонников реформы, которая, наконец, нашла себе и определённую догму в учении Кальвина. Кальвинизм распространился по Франции так быстро, что ко времени смерти Генриха II (1559 г.) уже успел свить себе прочное гнездо на юге и на западе, попав на очень удобную почву. Примерно тогда же за французскими кальвинистами и укрепляется наименование «гугенотов».

Мир в Като-Камбрези (1559) прекратил войны Франции с Испанией и закрыл французам дорогу в Италию. По этой причине воинственное дворянство оказалось не у дел. Тяга к феодальному самоуправству никогда не умирала в нём, и централизаторская деятельность таких королей, как Людовик XI или Франциск I, всегда вызывали глухой протест. Буржуазия, бывшая верной союзницей королевской власти, представляла меньше оппозиционных элементов, но на юге и западе – в Лангедоке, Дофине, Провансе, Оверни, Гиени, Пуату, где попытки усилить монархическую власть встретились с вольностями провинций и городских общин, буржуазия была настроена далеко не миролюбиво. Неудачные правительственные меры, обременение налогами, придворный фаворитизм подогревали назревающую оппозицию. На эту-то почву и упало зерно проповеди Кальвина .

Жан Кальвин, основоположник религиозного учения гугенотов

Если раньше гугенотское движение было крайне разбросано и распространялось преимущественно среди низших классов, главным образом, ремесленников, то с конца 1550-х годов, оно собирается и находит сторонников в первую очередь среди дворянства и богатых горожан, которым очень нравилась олигархическая направленность кальвинизма. Дворяне-гугеноты раскинулись по всей Франции, а гугенотская буржуазия сосредоточилась преимущественно на юге и на западе. Однако, первое время знать была мало организована для того, чтобы создать компактную партию, а буржуазия не пользовалась для этого достаточным влиянием. Руководство партией гугенотов перешло почти исключительно в руки пасторов во главе с близким соратником Кальвина Теодором Безой . Они и успели за последние годы Генриха II и за кратковременное царствование Франциска II настолько сплотить группировку, что при Карле IX она могла уже вступить в борьбу с правительством.

Гугенотские войны во Франции

См. также отдельную статью Гугенотские войны , Гугеноты и католики во франции

При вступлении на престол этот молодой король был полон самых благих пожеланий. Канцлер Лопиталь повёл отказался продолжать преследования гугенотов и повёл политику религиозной терпимости. Её одобрила даже властолюбивая королева-мать Екатерина Медичи , которая, опасаясь сильного влияния твёрдо стоявшего за католицизм герцогского рода Гизов , одобряла меры канцлера, согласилась на отмену смертной казни за ересь и даже на устройство религиозного диспута, на котором глава Гизов кардинал Лотарингский состязался с вождём гугенотов Безой. Правительство рассорилось с Гизами, и после диспута кардинал Гиз вместе с маршалом Сент-Андре и коннетаблем Монморанси заключили «триумвират» для искоренения ереси. Эдикт 17 января 1562 г. дал гугенотам свободу богослужения вне городов. Но одно из первых же их публичных молитвенных собраний в Васси окончилось столкновением с католиками и избиением гугенотов (1 марта 1562). Гугеноты поднялись под предводительством принца Конде и адмирала Колиньи , и это сделалось началом великой религиозной борьбы во Франции, которую делят обыкновенно на восемь отдельных гугенотских войн .

Сначала гугенотские войны носили исключительно религиозный характер. Амбуазский мир (1563), заключенный Конде после первой войны, вызвал протест всех гугенотов, надеявшихся добиться большего, нежели свободы богослужения, ограниченной Парижем и некоторыми другими городами. Вторая гугенотская война (1566 – 1568) была вызвана формально неисполнением условий Амбуазского эдикта; мир в Лонжюмо ещё больше ограничил их, так как гугеноты были побеждены. В стране росла анархия. Приверженность к «свободомыслящему» учению гугенотов проявляли лишь господствующие классы, в народе же оно совершенно не прививалось. В таких условиях гугеноты явно выглядели сеятелями смуты, и колеблющееся поначалу правительство со временем всё больше склонялось на сторону католиков – подавляющего большинства нации. Убедившись в этом, гугеноты стали проявлять растущую враждебность к существующей власти. Борьба за религию начала мало-помалу оттесняться на второй план борьбой против правительства во имя политических целей. Такая постановка вопроса изменила многое: пасторы потеряли свое прежнее влияние, и к кальвинизму присоединилась масса недовольных властью дворян. Третья гугенотская война (1569 – 1570) уже не была похожа на две первые. Окончивший её Сен-Жерменский мир прибавил к обычным условиям новое, с имеющее мало общего религией: гугеноты получили 4 города в качестве places de sûreté («убежищ», «безопасных мест» – эти города передавались под их управление).

Для закрепления мира решено было выдать сестру короля Маргариту Валуа, за видного гугенота Генриха Бурбона , короля Наваррского. Новое примирение казалось действительно прочным, но влияние «еретиков» при дворе теперь возросло настолько, что во время этой свадьбы, 24 августа 1572 г., в Париже грянул набатный колокол, и началось избиение недовольным народом гугенотов во всей Франции. Во время этой «Варфоломеевской ночи » было, по некоторым (хотя, видимо, сильно преувеличенным) сведениям, перебито 30.000 человек, в их числе и Колиньи, павший одной из первых жертв. Первое время гугеноты были совершенно подавлены; даже на юге и западе, где они были настолько сильны, что католики опасались ответного избиения. Первым актом гугенотов в Монтобане, Ниме, Гренобле и в могущественной Ларошели было изъявление полной покорности власти. Буржуазия растерялась; в её традициях не имелось прецедентов открытой борьбы с королем; наоборот, традиции клонили к союзу и взаимной поддержке.

Варфоломеевская ночь. Картина современника событий, Ф. Дюбуа

Однако гугенотская аристократия стала убеждать буржуазию продолжить борьбу. Именно аристократы, желавшие по возможности ослабить королевскую власть, выступили застрельщиками возобновления гугенотских войн. Бежавшие после Варфоломеевской ночи стали возвращаться. Ледигьер и Монбрен в Лангедоке, Лану в Пуату начали успешную партизанскую войну, буржуазия воспрянула духом и стала запирать ворота перед королевскими войсками; усилия армии принца Анжуйского разбились о твердыни Ларошели. Эта Четвёртая гугенотская война кончилась (июнь 1573 г.) тем, что королю пришлось подтвердить условия Сен-Жерменского мира как относительно places de sûrete, так и относительно свободы вероисповедания и богослужения.

Утро Варфоломеевской ночи. Екатерина Медичи рассматривает тела убитых гугенотов у ворот Лувра. Картина Э. Деба-Понсана, 1880

Между тем, число гугенотов росло; новая религия усилилась большим числом чисто политических оппозиционеров. Господствующее положение среди гугенотов теперь окончательно заняла аристократия. Это отразилось и на политических памфлетах гугенотских публицистов (Готоман, Ланге), которые, призывая к ограничению королевской власти, отводили главную роль дворянству. Насколько политические мотивы отодвинули теперь религиозные, обнаружилось из факта союза гугенотов с частью католической аристократии, так называемой «партией политиков», которые с братом короля герцогом Алансонским, герцогом Бульонским и одним из Монморанси-Данвилем во главе стали на сторону врагов монархии во имя попранных прав дворянства. Коалиции пришлось бороться уже с новым королём, Генрихом III (Пятая гугенотская война, 1574 – 1576). Новый мир в Шатенуа был для гугенотов одним из самых выгодных; свобода их богослужения была распространена на всю Францию, за исключением Парижа, число places de sûrete было доведено до 11, и в правах на занятие должностей гугеноты были сравнены с католиками.

Католики поняли, что победы гугенотов в значительной степени – результат их сильной организации, и по инициативе Гизов в Перонне (Пикардия) создалась дворянская Католическая лига для борьбы с гугенотами. Но религиозные цели у неё, как и у коалиции, были на заднем плане. Лига, как и коалиция, служила, главным образом, феодальной реакции; только у Гизов сюда примешивались замыслы самим завладеть троном. Правительство скоро разглядело поползновения Гизов, и Генрих III, чтобы парализовать их, стал во главе лиги, а когда в возобновившейся борьбе (Шестая гугенотская война, 1576 – 1577) гугеноты при помощи лиги были совершенно разбиты, не захотел воспользоваться обстоятельствами и миром в Бержераке подтвердил их прежние приобретения.

Поражение гугенотов явилось результатом разрыва между аристократией и буржуазией. Союз был непрочен по самой природе. Теперь буржуазия научилась бороться с властью, и так как городские стены тогда уже представляли более прочные опорные пункты, чем рыцарские замки, буржуа стали все больше стремиться к господствующему положению. Дворянство, особенно политики, начали оставлять дело гугенотов, и лишь страх короля перед Гизами спас кальвинистов. Король вслед за Бержеракским миром сделал гугенотам еще ряд уступок, при проведении которых в жизнь возникла новая кратковременная война (Седьмая гугенотская, 1580). Восьмой была вызванная реакционным Немурским эдиктом война «трех Генрихов» (1585 – 1589), когда король порвал с католиками и стал на сторону гугенотов. Вскоре Генрих III был убит, а его преемник Генрих IV , возведенный на престол при деятельной поддержке гугенотов, издал в 1598 г. знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости, который на некоторое время удовлетворил гугенотов.

Король Генрих IV французский, издавший Нантский эдикт о веротерпимости к гугенотам. Портрет работы Ф. Пурбуса