Кто написал про чебурашку. История создания мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена. И совсем немультяшные проекты

Известный сегодня образ Чебурашки создан художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом.

Происхождение

Согласно предисловию к книге «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая у автора в детстве бракованная игрушка, изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Родители мальчика утверждали, что это - неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах. Поэтому в основном тексте, героями которого выступают, как утверждается, детские игрушки Эдуарда Успенского, Чебурашка действительно является неизвестным тропическим зверьком, который забрался в ящик с апельсинами, уснул там и в результате вместе с ящиком попал в большой город. Директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал (чебурахался):

Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол.
- Фу ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина, - Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверёк и узнал, что его имя - Чебурашка…

Повести и пьесы о Чебурашке были написаны Эдуардом Успенским (пьесы - совместно с Романом Качановым):

«Крокодил Гена и его друзья» (1966) - повесть
«Чебурашка и его друзья» (1970) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Отпуск крокодила Гены» (1974) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Бизнес крокодила Гены» (1992) - повесть (совместно с И. Е. Агрон)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции»
«Чебурашка уходит в народ»
«Похищение чебурашки»

По мотивам книги режиссёром Романом Качановым создано четыре мультфильма:

«Крокодил Гена» (1969)
«Чебурашка» (1971)
«Шапокляк» (1974)
«Чебурашка идёт в школу» (1983)

После выхода первых серий мультфильмов Чебурашка стал очень популярен в СССР. С тех пор Чебурашка - герой многих российских анекдотов. В 2001 году Чебурашка приобрёл большую популярность в Японии.

На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России. На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех.

На зимних Олимпийских Играх 2010 Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.

В 1990-х и 2000-х годах разгорелись споры вокруг авторских прав на образ Чебурашки. Они касались использования образа Чебурашки в различных товарах, названиях детских садов, детских эстрадных студий и клубов (что было обычной практикой в советское время), а также авторства самого образа Чебурашки, которое, по утверждению Эдуарда Успенского, целиком принадлежит ему, в то время как его оппоненты утверждают, что известный сегодня характерный образ Чебурашки с большими ушами был создан Леонидом Шварцманом. В 1990-е годы Эдуард Успенский также приобрёл права на торговую марку «Чебурашка», использовавшуюся ранее в таких товарах, как конфеты и детская косметика. Использование названия стало предметом спора писателя с кондитерской фабрикой «Красный Октябрь». В частности, в феврале 2008 года ФГУП «Фильмофонд киностудии Союзмультфильм» (собственник прав на образ) высказал намерение истребовать компенсацию у создателей киноленты «Самый лучший фильм» за использование образа Чебурашки без разрешения.

Происхождение слова «чебурашка»

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Эдуард Успенский говорит:

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, <…> Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» - это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебурахнуть» образовано от слов чубурок, чапурок, чебурах - «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» - плётка, на конце которой шарик на волосе.

Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевск Московской области. Отец – Успенский Николай Михайлович (1903–1947), сотрудник аппарата ЦК КПСС. Мать – Успенская Наталья Алексеевна (1907–1982), инженер-машиностроитель. 22 декабря 2012 г. Эдуард Успенский отпраздновал свой 75 день рождения. У Эдуарда Успенского было два брата – старший Игорь и младший Юрий. Отец, Николай Михайлович, имел два высших образования, в свободное время предпочитал охоту, на которую иногда брал с собой сыновей, увлекался собаководством.


Когда началась война, Эдуарда вместе с братьями и матерью эвакуировали за Урал, где они прожили четыре года. Наталья Алексеевна находилась с детьми, работала в детском саду. Николай Михайлович ездил по всей стране и за свой труд был награжден орденом Красной звезды.


Э. Успенский смутно помнит период жизни, проведенный за Уралом. В один из дней произошло настоящее чудо – он и его братья получили посылку с фронта – шикарные немецкие игрушки. Это стало настоящим событием, Эдуард Николаевич на всю жизнь запомнил замечательный светофор, на котором загорались лампочки. В 1944 году семья вернулась в Москву. Э. Успенский хорошо помнит город с затемненными окнами, на каждом из которых висели черные шторы на случай бомбежки.


Вначале мальчишки не ладили: Эдуарду казалось, что на его территорию попал чужой человек. Но когда Успенский учился в 10-м классе, ребята подружились. В 1945 году Эдуард Успенский пошел в школу. Когда Эдуарду было 10 лет, ушел из жизни отец. Наталья Алексеевна вышла замуж за Николая Степановича Пронского, у которого рос сын Борис, ровесник Эдуарда.



В те годы было мало еды, зато выпускалось очень много хорошей литературы. Отчим, Николай Степанович, часто покупал книги, но вешал на шкаф замок, чтобы ребята не открыли его и не отнесли книги в магазин. Мальчишки отодвигали шкаф, снимали заднюю стенку, таскали книги, но никуда их не относили, а много читали. Именно чтение стало для них одним из любимых занятий.


Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7-м классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники». Находясь на лечении, прочитал математику, вернулся в школу достаточно подкованным по этому предмету и начал учиться лучше всех в классе. Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10-й класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками. Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.


В 10-м классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет. Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».


В школьные годы Успенский был пионервожатым – учась в 9–10-м классах, воспитывал ребят 3–4-х классов: брал их с собой в лыжные походы, придумывал различные игры. Благодаря его влиянию, младшие школьники стали лучше учиться. В те годы Эдуард Успенский привык работать с детьми, узнал их интересы. Все это дало толчок к его будущим сочинениям для школьников.


После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался. Еще в студенческом театре МАИ Э.Успенский начал писать сценки для эстрады. Его сотрудничество с театром стало очень важным моментом – первое понимание тонкостей юмористических эпизодов и сценок Эдуард Николаевич получил именно там. В 1961 году Эдуард окончил МАИ по специальности «инженер-приборист». В течение трех лет работал инженером на втором московском приборном заводе, где производили автопилоты. Руководил большой группой, которая занималась гидравлической станцией.


В марте 1965 года вместе с Феликсом Камовым он возглавил авторскую группу знаменитого студенческого театра «Телевизор». Сцена театра оформлялась как большой телевизионный экран – на рамку натягивалась марля, а при определенной подсветке экран излучал голубое сияние. Молодые ребята, практически 20-летние мальчишки, при отсутствии жизненного опыта и настоящих знаний проявляли осведомленность и писали проницательную сатиру. Ничего подобного тогда не было не только на самодеятельной, но и на профессиональной сцене. «Телевизор» гастролировал в разных городах СССР. К знаменитому театру имело отношение очень много интересных людей – М. Задорнов, Л. Измайлов и другие. В 1965 году вышел сборник стихов Э.Н. Успенского «Всё в порядке». Творческий путь Э. Успенский начал как юморист.


Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: «Чебурашка и его друзья» (1970) «Наследство Бахрама» (1973) «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др. Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966) «Вниз по волшебной реке» (1972)


В 1980–1990 годах он публикует серию замечательных детских книг: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зеленые Пальцы» (страшные повести для бесстрашных детей) и другие.


Во время написания исторического романа «Лжедмитрий Второй настоящий» (вышел в 1999 году) Эдуард Николаевич, для того чтобы отвлечься, придумал новый персонаж – Жаб Жабыча, не первое странное существо, созданное писателем. Жаб Жабыч – это большая разумная жаба, которая с удивительной легкостью начинает жить жизнью обыкновенного российского человека эпохи перемен, пытается зарабатывать деньги, пробует себя в политике и при этом обожает детей и собак.


Э.Н. Успенский решил создать свое издательство. Так появился «Самовар». Успенский заказал известным писателям так называемые «веселые учебники»: по математике, о декларации прав человека, программировании. Э.Н. Успенский написал учебники по грамоте и электронике, «Бизнес Крокодила Гены» учил ребят зачаткам бизнеса. Учебники раскупали, их заказывали школы, но вскоре Эдуард Николаевич понял, что работа в издательстве несовместима с писательством, и решил посвятить себя исключительно творчеству.


Э.Н. Успенский сочиняет пьесы. Его произведения переведены более чем на 25 языков и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах. По его книгам сняты художественные фильмы: -«Там, на неведомых дорожках» (по повести «Вниз по Волшебной реке», СССР, 1982), - «Год хорошего ребенка» (по мотивам одноименной повести Э. Успенского и Э. де Грун, СССР–ФРГ, 1991).


Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (1975). Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа [продолжение истории по повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино»] (1976). Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (1976). Трое из Простоквашино: [Первый фильм трилогии] (1978). Каникулы в Простоквашино (1980). Зима в Простоквашино (1984). Крокодил Гена (1969). Чебурашка (1971). Шапокляк (1974) Чебурашка идёт в школу (1983). Про Веру и Анфису (). Баба-Яга против! (1980). Зачем верблюду апельсин? (1986). Наследство волшебника Бахрама (1975). Новогодняя песенка (1983). Осьминожки (1976). Следствие ведут колобки (). Пластилиновая ворона (1981). Антошка (1969). Рыжий, рыжий, конопатый (1971). и многие-многие другие.




В свободное время Эдуард Николаевич занимается большим теннисом, летает на параплане с Крылатских холмов, любит горные лыжи, катаясь на которых получает удовольствие от быстрого скольжения. Знаменитый на весь мир детский писатель очень любит зверей – у него дома живут две собаки и птицы (попугаи, сова, ворон), за которыми под его руководством ухаживает вся семья.





Эдуард Успенский умер вечером 14 августа в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. 9 августа сообщалось, что писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков, пишут «Известия». Ранее стало известно, что у писателя обнаружили злокачественное новообразование.

Писатель родился в подмосковном Егорьевске 22 декабря 1937 года. Первые стихи для детей начал печатать в «Литературной газете». Он известен как автор детских книжек, ставших настоящими хитами – «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу».

По сценариям и произведениям Успенского сняты 60 мультфильмов. Произведения писателя переведены на более чем 25 языков. Также Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка».

Герои и произведения писателя Эдуарда Успенского вошли в культурный код нескольких поколений россиян, заявил ТАСС директор «Центра поддержки отечественной словесности» Георгий Урушадзе. По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970-1990-х годах, и являлся «живым классиком». Его творческая жизнь была невероятно плодотворной.

Произведения Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» (1966, 1970)

«Разноцветная семейка» (1967)

«Вот так школа» (1968)

«Крокодил Гена» (1970)

«Воздушные шары» (1971)

«Вниз по волшебной реке» (1972)

«Гололед» (1973)

«Наследство Бахрама» (1973)

«Дядя Федор, пес и кот» (1974)

«Академик Иванов» (1974)

«Отпуск крокодила Гены» (1974)

«Гарантийные человечки» (1975)

«Крокодил Гена» (1975)

«Все в порядке» (1976)

«Повтори» (1976)

«Удивительное дело» (1976)

«Крокодил Гена» (1977)

«Крокодил Гена и другие сказки» (1977)

«Вниз по волшебной реке» (1979)

«Школа клоунов» (1981)

«Гололед» (1982)

«Если был бы я девчонкой» (1983)

«Каникулы в Простоквашино» (1983)

«Над нашей квартирой» (1980, 1981, 1984)

«Вера и Анфиса в поликлинике» (1985)

«Вера и Анфиса знакомятся» (1985)

«Клоун Иван Бултых» (1987)

«Колобок идет по следу» (1987)

«25 профессий Маши Филиппенко» (1988)

«Про Сидорова Вову» (1988)

«Меховой интернат» (1989)

«Мудрец»

«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот, и политика» (1991)

«Лекции профессора Чайникова» (1991)

«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных» (1992)

«Бизнес Крокодила Гены» (1992)

«Подводные береты» (1993)

«Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1995)

«Зима в Простоквашино» (1997)

«Любимая девочка дяди Федора» (1997)

«Новые порядки в Простоквашино» (1997)

«Дядя Федор идет в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)

«Лжедмитрий Второй, настоящий» (1999)

«Весна в Простоквашино» (2001)

«Грибы для Чебурашки» (2001)

«Крокодил Гена – лейтенант милиции» (2001)

«Печкин против Хватайки» (2001)

«Похищение Чебурашки» (2001)

«Праздники в деревне Простоквашино» (2001)

«Неприятности в Простоквашино» (2002)

«Случай со степанидом: рассказы» (2002)

«Укус гадюки» (2002)

«Клад из деревни Простоквашино» (2004)

«Таинственный гость из космоса» (2004)

«Дни рождения в Простоквашино» (2005)

«Кислотный дождь в Простоквашино и другие веселые истории» (2005)

«Новая жизнь в Простоквашино» (2007)

«Ошибка почтальона Печкина»

«Чебурашка идет в народ»

«Иван – царский сын и Серый Волк»

«Про Веру и Анфису»

«Жаб Жабыч Сковородкин»

«Сын Жаба Жабыча»

«История с ястребом-перепелятником»

«Следствие ведут Колобки»

«Магнитный домик под Владимиром»

«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»

«Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина»

«Истории про девочку со странным именем» (2009)

«Гарантийные человечки возвращаются» (2011)

«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка» (2011)

«Привидение из Простоквашино» (2011)

Сценарии мультипликационных фильмов Эдуарда Успенского:

«Антошка» («Веселая карусель», №1, 1969)

«Крокодил Гена» (1969)

«Чебурашка» (1971)

«Разгром» («Веселая карусель, №3, 1971)

«Рыжий, рыжий, конопатый» («Веселая карусель», №3, 1971)

«Неудачник» (1972)

«Шапокляк» (1974)

«Птичий рынок» (1974)

«Картина. Ехал Ваня» (1975)

«Наследство волшебника Бахрама» (1975)

«День чудесный» (1975)

«Слоно-дило-сёнок» (1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Матроскин и Шарик» (фильм первый, 1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Митя и Мурка» (фильм второй, 1976)

«Дядя Федор, пес и кот: Мама и папа» (фильм третий, 1976)

«Осьминожки» (1976)

«Трое из Простоквашино» (1978)

«Дядюшка Ау» (фильм первый, 1979)

«Ошибка дядюшки Ау» (фильм второй, 1979)

«Дядюшка Ау в городе» (фильм третий, 1979)

«Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков» (1979)

«Олимпийский характер» (1979)

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

«Клякса» (1980)

«Гребля на каноэ» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Дзю-до» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Конный спорт» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная гимнастика» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная ходьба» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Хоккей на траве» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Баба-яга против!» (фильмы первый, второй, третий, 1980)

«Пластилиновая ворона» (1981)

«Ивашка из дворца пионеров» (1981)

«Телеглаз» (заставка к циклу передач об экономии, 1982)

«Чебурашка идет в школу» (1983)

«Следствие ведут Колобки» (кукольные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1983)

«Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983)

«Зима в Простоквашино» (1984)

«Про Сидорова Вову» (1985)

«Академик Иванов» (1986)

«Про Веру и Анфису» (1986)

«Следствие ведут Колобки» (рисованные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1986, фильмы третий, четвертый, 1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (1988)

«Загадка» («Веселая карусель», №19, 1988)

«Сегодня в нашем городе» (1989)

«Счастливый старт 1», «Счастливый старт 2», «Счастливый старт 3», «Озеро на дне моря», «Мико – сын Павловой», «Надводная часть айсберга», «Секретная океанская помойка», «Счастливый старт 4», «Подводные береты» (фильмы о дельфинах, 1989-1991)

Чебура́шка - персонаж книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и фильма Романа Качанова «Крокодил Гена», снятого по этой книге в 1969 году. Широкую известность получил после выхода этого фильма на экраны.
Внешне представляет собой существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Известный сегодня образ Чебурашки впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969) и был создан при непосредственном участии художника-постановщика фильма Леонида Шварцмана.
После выхода фильма на английский язык первоначально переводился как «Topple», а на шведский как «Drutten».

История

Чебурашка был придуман в 1966 году писателем Эдуардом Успенским, который утверждает, что прототипом стала бракованная детская игрушка – полузаяц-полумедвежонок, получивший в семье прозвище «Чебурашка».
Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, тот постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в первой книге серии: Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол. - Фу ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина, - Совсем не может сидеть на месте! Так наш зверёк и узнал, что его имя - Чебурашка…
Не похоже, чтобы Успенский понимал тогда, что обнаружил сокровище. Достаточно вспомнить, что его книжка называлась «Крокодил Гена и его друзья», то есть неизвестный науке зверь не был ее заглавным персонажем.

Не увидел особенного обаяния в зверьке и режиссер-аниматор Роман Качанов, который писал в своей книге «Мудрость вымысла» (1983): «Когда я в 1967 году прочел повесть Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”, то ни Чебурашка, ни крокодил Гена не произвели на меня большого впечатления. Мне понравился город, в котором без всяких условий жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке».

Кажется, полюбил персонажа только художник Леонид Шварцман, наделив его всеми необходимыми для анимационной звезды внешними данными: большими ушами и круглыми глазами, принесшими некогда успех Микки-Маусу.

После первого же фильма – «Крокодил Гена» (1968) – стало понятно, кто здесь главный: вторая серия называлась уже «Чебурашка». Всего было снято четыре кукольных фильма. Они разошлись на цитаты, Гена и Чебурашка прочно вошли в детский фольклор и стали героями анекдотов.

Некоторая скромная слава имелась у этой парочки и за границей: в Швеции в 1970-х по телевидению шло детское шоу Drutten och Gena с Чебурашкой и Геной в главных ролях. Правда, шведы использовали наручные куклы и сочинили героям другую биографию.

Переворот случился в 2000-х годах, когда наша страна обнаружила, что главное в массовой кинокультуре – запоминающийся персонаж. Именно он заставляет зрителей раз за разом возвращаться к одному и тому же произведению, а значит, благодаря ему можно производить километры сериальной продукции и делать сумасшедшие деньги на лицензировании.

И тут к Чебурашке пришло настоящее признание. Выяснилось, что это один из немногих аутентичных персонажей, созданных советской культурой. К тому же в отличие от других советских героев Чебурашка не утратил обаяния при смене режима.

Чебурашка стал одновременно частью государственной идеологии и флагманом маргиналов, предметом торговли и участником светских скандалов, послом доброй воли и музой для художников разных школ. Каким-то удивительным образом Чебурашка мог оказаться одновременно талисманом российской олимпийской сборной (звучит как анекдот, учитывая легендарную неловкость персонажа, запечатлевшуюся даже в его имени), и символом антигламурных танцевальных вечеринок (в начале нулевых диджей Сводник устраивал так называемые «Чебуран-пати», на которых присутствовали представители богемы, готовые признать себя «Чебурашкой»). Появилось общественное благотворительное движение «День рождения Чебурашки», которое ежегодно в конце августа устраивает праздник для детдомовских детей. Изображения Чебурашки все чаще стали возникать на разных товарах, пресса все активнее обсуждала правовой спор между Успенским и Шварцманом, в разных городах Чебурашке создавали памятники, а молодые художники находили новую трактовку привычному и знакомому с детства образу.

Оценили Чебурашку и за границей. Его образ пришелся по вкусу японцам (считается, что из-за сходства с покемонами). В результате зверек занял свое место в музее студии «Гибли», а на японских телеэкранах появился аниме-сериал «Чебурашка – кто это?» (Cheburashka Arere?). Это довольно странное произведение состоит из двадцати шести трехминутных серий (2 минуты 10 секунд занимает сюжет, остальное время титры), в которых персонажи, точно срисованные с наших кукол, разыгрывают разные комические, а иногда и лирические сценки. В первом эпизоде Гена находит Чебурашку в ящике с апельсинами, во втором – приводит его в зоопарк (слово это в сериале пишется кириллицей), в третьей серии происходит знакомство с Шапокляк и т.д.

У Чебурашки была собственная песня - «Я был когда-то странной игрушкой деревянной», которую исполнила Клара Румянова. Но в окончательном варианте в мультфильм она не вошла. И осталась только на пластинках и в концертных исполнениях.

Несколько лет назад разгорелся скандал по поводу авторства образа Чебурашки. Дело в том, что написал про Чебурашку именно Успенский, но его внешний облик придумал художник Леонид Шварцман. «Когда мне предложили стать художником сериала про крокодила Гену и Чебурашку, - вспоминает Шварцман, - я долго мучился именно над образом главного героя. И, наконец, придумал эти кроткие глаза, умильные лапки и убрал хвост. Это было в 1968 году. После распада СССР Успенский скопировал моего Чебурашку, сделал чертеж и отнес в бюро патентов. Там его авторство сомнению не подвергли и оформили все бумаги. Мне очень обидно: ведь Эдик просто написал книгу, но придумал и нарисовал образ Чебурашки именно я».

Происхождение слова «чебурашка»

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Э. Н. Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Успенский говорит:

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, <…> Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» - это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х - «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» - плётка, на конце которой шарик на волосе.
Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Переносные значения слова «чебурашка»

  • «Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:самолёты L-410 Turbolet и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей
  • спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями
  • спортивная фигура вождения автомобиля, включающая двойную «восьмёрку»
  • электровоз ЧС2 - ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме Шапокляк герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22.
  • автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966 / 968 / 968А - из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова.
  • автомобиль «Москвич»-2733-фургон
  • Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.
  • Иногда «чебурашками» называют большие полноразмерные наушники.
  • В соционике «чебурашка» - жаргонное название человека, не отнесённого ни к одному из 16 соционических типов.
  • В планиметрии есть понятие «уши чебурашки» - это название ГМТ, из которых данный отрезок виден под данным углом.
  • Также «чебурашками» в некоторых регионах России во второй половине 80-х годов 20-го века назывались бутылки емкостью 0,33 л, в которые разливались пиво, минеральные воды и прочие напитки, а в 90-х так стали называть бутылки 0,5 л. Название бутылка получила по лимонаду «Чебурашка». В России пиво в подобные бутылки разливалось вплоть до 2006 года.
  • В среде ролевиков «чебурашкой» часто называют двусторонний боевой топор.