Кто поет под фонограмму. Битва. фонограмма или живой звук? Говорит одним голосом, поет другим

The Beatles

Во время выступления The Beatles на программе «Thank Your Lucky Stars» 1963 года, зрители могли заметить, что ни одна гитара, ни к чему не подключена, к тому же на сцене нет ни одного микрофона. Тогда постоянные выступления под фонограмму на шоу вроде этого вызывали бурю возмущения у зрителей, что в конечном итоге и привело к закрытию программы «Thank Your Lucky Stars» в 1966 году. Если уж великие The Beatles не чурались выступлений под фонограмму, то что уж говорить о следующих ниже артистах?

Milli Vanilli

Использование фонограммы коллективом Milli Vanilli (американо-немецкий продюсерский дуэт, состоящий из двух танцоров модельной внешности Роба Пилатуса и Фэба Морвана) по праву можно назвать одним из самых громких. Получив «Грэмми» в номинации «Лучший новый артист», Milli Vanilli записали концерт специально для MTV, во время которого фонограмма на их хит «Girl You Know It’s True» начала «заедать», после чего и был вскрыт обман. Более того, позднее было выявлено, что ни Пилатус, ни Морван на самом деле никогда не пели своих песен, а лишь открывали под музыку рот. В итоге дуэт был уволен с лэйбла Arista, а их победа на «Грэмми» признана недействительной. После нескольких неудачных попыток, Роб Пилатус покончил с собой в апреле 1998 года. Фэб Морван продолжает свою деятельность как музыкант и продюсер. Таким образом, Milli Vanilli – это единственные в истории «музыканты», чья победа на «Грэмми» была анулирована.

Nirvana

Более 40 лет множество артистов, начиная с Rolling Stones и заканчивая Мадонной и Бейонсе, заглядывают на еженедельное шоу BBC «Top Of The Pops», чтобы исполнить свои последние синглы под фонограмму или заранее записанный инструментал. Но не все были готовы участвовать в этом фарсе. В частности, во время выступления ‘The Smiths’ вокалист группы Моррисси «пел», держа в руке куст папоротника вместо микрофона. Но участники группы Nirvana шагнули дальше: на выступлении в 1991 году, музыканты даже не притворялись, что играют под свою же фонограмму, а Курт Кобейн, вдохновленный Моррисси, пел свою песню нарочито глубоким низким голосом, чуть ли не глотая микрофон.

Эшли Симпсон

Во время одного выступления Эшли Симпсон произошёл пагубный для карьеры артистки инцидент. В октябре 2004 года, во время выхода певицы на шоу «Saturday Night LIVE», Эшли и её группа были немало озадачены, когда во время второй песни неожиданно заиграла фонограмма первой. Пытаясь окончательно не ударить в грязь лицом, музыканты продолжили «играть», но сама певица, поняв, что её секрет раскрыт, нелепо потанцевала и вскоре покинула сцену, оставив свою группу исполнять песню «Pieces Of Me». «Моя группа начала играть не ту песню и я, не зная, что делать, исполнила кадриль», - объяснила позже свое поведение Эшли.

Бритни Спирс и «Gimme More»

Церемония вручения наград MTV Video Music Awards 2007 года должна была стать для Бритни Спирс эффектным возвращением после перерыва, вызванного рождением детей, а также замужеством и разводом с Кевином Федерлайном. Вместо этого певица показала, что не в состоянии танцевать и петь одновременно, да и вообще, выступление было достаточно вялым. Артистка подверглась жесткой критике, что, возможно, и положило начало ряду событий, которые привели её к нервному срыву в начале следующего года. Источник, близкий к Бритни, говорит, что певица находилась в сильном нервном напряжении, выступая в присутствии своих коллег по цеху в прямом эфире, и просто так оцепенела от волнения, что уже не могла думать о шоу.

Снова Бритни…

После выхода в 2009 году альбома «Circus» Бритни отправилась в первый после перерыва тур, который отличался необыкновенными декорациями, замысловатыми танцами, впечатляющей музыкальной программой… и полным отсутствием живого голоса. Фанаты артистки были сильно разочарованы тем, что включенный микрофон нужен был певице лишь для того, чтобы иногда вставлять шутки в перерывах между песнями. Тем не менее, тур в поддержку «Circus» имел большой успех и занял пятое место по кассовым сборам за 2010 год.

MF Doom

MF Doom - автор одного из самых эффектных надувательств в мире музыки за последние 5 лет. Он отправлял на сцену подставного артиста, который исполнял его песни под фонограмму вместо него. В 2009 году Дум пояснил, что человек, которого он нанимает, вовсе не самозванец, а получает за свою работу хорошие деньги. Да и вообще, на шоу главное не артист, а музыка.

Бейонсе

Инцидент, который мог омрачить вторую инаугурацию президента Барака Обамы и сослужить плохую службу Бейонсе, которая, как признали СМИ и позже сама артистка, спела национальный гимн страны под фонограмму. Сама певица объяснила этот факт тем, что тогда в Вашингтоне царила холодная январская погода, которая могла негативно отразиться на её голосе и, соответственно, выступлении. «Я - перфекционист», - заявила певица. В итоге на пресс-конференции, посвященной выступлению Ноулз в перерыве «Super Bowl», Бейонсе великолепно исполнила национальный гимн а-капелла, поставив эффектную точку в этой скандальной истории.

Мэрайа Кэри

Мэрайя Кэри попалась на «фанере» совсем недавно. В прямом эфире шоу «Good Morning America» в мае 2013 года. Для Восточного побережья Кэри вживую исполнила песню «Beautiful» в дуэте с Мигелем. Но выступление оказалось таким слабым, что звукоинженеры «Good Morning America» наложили студийную запись песни на эфир для Западного Побережья. Таким образом, когда на Восточном Побережье зрители наблюдали слабое выступление Кэри, то спустя 3 часа на Западном Побережье уже смеялись над её фонограммой.

Red Hot Chili Peppers

Спустя 10 лет после инцидента с соском Джанет Джексон руководство Национальной Футбольной Лиги по-прежнему не заинтересовано в том, чтобы на их «Super Bowl» что-то происходило спонтанно. Так что, пока Энтони Кидис пел вживую, ни один инструмент других членов группы не был подключен, чтобы никакие неожиданности не сорвали представление.

Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.

Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.

В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:

1. Выступление под фонограмму

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Музыкант или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Аппаратура на сцене - муляж, используется только для картинки. Звукорежиссер находится за пультом и играет ключевую роль в выступлении артиста, так как его ошибка может стоить артисту репутации. В данном выступлении его задача вовремя включить и выключить фонограмму.

На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят

Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.

2. Выступление под полный плюс

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.

На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.

Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.

3. Живой звук

Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.

В этом и сложность живого звука в отличие от выступления с подложками и фонограммами. Нельзя спрятаться за записью, слушатель получает только то что есть здесь и сейчас. Но в этом же и кайф живого выступления. Музыканты хоть и играют одно и тоже, но каждый раз не похож на предыдущий, присутствует момент импровизации.

Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.

4. Выступление под минус

Выступление под минус можно условно разделить на две категории:

  • В первой алгоритм похож на прошлый. Только в живой звук группы подмешивается запись, которую ставит звукорежиссер. На ней звучат подложки, эффекты, бэк-вокал, инструменты которые не присутствуют либо не могут присутствовать на сцене. Это не фонограмма так как все исполняется в живую, а запись только украшает выступление.
  • Во второй исполнитель, будь то вокалист или инструменталист, исполняет вживую свою партию, а фоном для него звучит запись (минусовка) на которую он играет. Иногда можно встретить живое выступление солиста под минус, а музыкантов стоящих в виде декораций, изображающих исполнение данного минуса.

Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.

Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.

Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!

Выступления под фонограмму в России до сих пор не запрещены законом. «Труд» предлагает пять способов, при помощи которых можно самим разоблачить «фанерщиков»

1. Голос певца звучит слишком ровно

Любое интенсивное движение сказывается на пении — именно поэтому фразы в танцевальных песнях неизбежно короче, чем в лирических медляках. Если характер пения никак не меняется, пока артист прыгает по сцене, и вы не слышите его дыхания — это признак включенной «фанеры».

Один из самых известных борцов за живой звук, автор так и не принятого в 2007 году законопроекта Мосгордумы «О фонограмме» Андрей Ковалев рассказал «Труду» о самом частом контраргументе защитников «фанеры» на эстраде: «Однажды между Мадонной и Элтоном Джоном развернулась полемика. Сэр Элтон заявил: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».

То, что сказала Мадонна, — конечно же, отговорка. Даже при самой большой интенсивности движений можно нормально петь. Посмотрите, как работают Slipknot. Или Iron Maiden — их лидеру Брюсу Дикинсону за 60, а какой вокал выдает, бегая по сцене! Все дело в желании и физической форме. Прекрасный способ тренировки — пение в сочетании с бегом на дорожке тренажера. И у нас есть активно танцующие люди, поющие при этом исключительно вживую. Например, Анжелика Варум и Леонид Агутин — они даже от организаторов корпоративов, не говоря уж об афишных концертах, требуют, чтобы была аппаратура для живого звука.

2. Следите за руками звукорежиссера

Если вы сидите в зале недалеко от пульта звукорежиссера, последите за его работой. Некоторые артисты — например, Глюкоза — записывают отдельно инструментальное сопровождение и собственный голос. Это дает возможность следующей манипуляции: в какие-то моменты певец может протянуть микрофон зрителям — дескать, попойте сами и убедитесь, что звук живой. В эти секунды следите за звукорежиссером: если он резко двинул одной из ручек вверх — скорее всего, он ввел на полную мощность микрофон солиста, и теперь звук действительно живой. А до того была «фанера».

«Все рок-музыканты работают вживую, — считает Андрей Ковалев. — Как и все шансонье. А вот поп-певцы — в среднем пятьдесят на пятьдесят. Например, Филиппа Киркорова я не понимаю — великолепный певец, мог бы всегда петь вживую, но до 30 процентов песен исполняет под фонограмму. Дима Билан использует так называемые даблы: накладывает живой голос на им же записанные треки, так что живого звучания там всего 20-30 процентов. Борис Моисеев работает только под фонограмму. А вот Николай Басков, Валерий Меладзе, Олег Газманов или „Ранетки“ всегда поют вживую».

3. Говорит одним голосом, поет другим

Сегодня исполнители любят всяческие воззвания к публике: «Какие вы замечательные!», «Где ваши руки?» и так далее. Эксперты советуют проследить за этим. Если при одинаковой силе голоса его тембр в разговорном варианте сильно отличается от того, что звучал в песне, это верный признак использования фонограммы. Так, например, бывает при съемках большинства телевизионных программ, которые по традиции пишутся под готовую звуковую дорожку.

4. Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

5. Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Опрос: «Фонограмма — это зло?»

Иосиф Кобзон, певец: «Нет конкретных мер наказания за фонограмму»

— Когда я был председателем комитета по культуре Госдумы, мы много на эту тему говорили. Есть закон о защите прав потребителей, но нет механизма его исполнения и нет мер наказания. Нужно создавать штат контролеров — не в составе Роспотребнадзора, а новый орган.


Иосиф Пригожин, продюсер: «Фонограмщики ушли в корпоративы»

— Те, кто существует за счет публичных концертов, работают живьем. А фонограмщики ушли в корпоративы. На сборных концертах фонограмма может быть. У нас не принято, когда один живой оркестр сопровождает всех певцов программы.


Илья Черт, р
ок-музыкант: «Фонограмма — это ложь»

— В рок-музыке, в отличие от попсы, фонограмму представить невозможно. Это называется ложь. Когда на сцене открывают рот и виляют попой под чью-то запись — свою, а бывает, что и чужую. Разговоры о том, что в каких-то шоу живой звук создает технические сложности, — отговорка.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант: «Нужно воспитывать совесть в людях»
— «Фанера» проникла в наш концертный бизнес ровно настолько, насколько позволяет наш концертный бизнес. Поскольку у нас понятие “бизнес” сильно извращено и означает всего лишь примитивную схему: поменьше отдать - побольше забрать, то вся наша концертная деятельность выглядит как грабёж по Остапу Бендеру. Почему рокеры обычно работают живьем, а попса часто - под «фанеру»? Рокеры - аскеты, им не обязательно сладко кушать и мягко спать. Благодаря такому распределению душевного внимания им удаётся уделять большее время полезным аспектам этой жизни.

А чтобы избавиться от этого зла, нужно воспитывать совесть в людях, тогда нам всё будет по плечу, и даже более серьёзные задачи, чем борьба с немой музыкой.

Фонограмма вне закона

Китай

По закону, изданному в 2008 году, за нарушение полагается штраф до 20 000 долларов и пожизненное лишение концертной лицензии.

Туркменистан

В 2005-м президент Сапармурат Ниязов своим указом запретил фонограмму на культурных мероприятиях и свадьбах.

Молдова

В 2008-м Министерство культуры запретило фонограмму на официальных концертах, проводимых за государственные деньги.

Уважаемые Блоггеры! Я получил Ваши отзывы на клип Фили Киркорова. Действительно, я поставил его в рубрику "УЛЫБНЕМСЯ И МЫ",

Хотя, как сказали многие - ничего смешного. Просто грустно, когда нам на уши вешают лапшу, хоть и с красивым гарниром. Мне жаль

ребят на подтанцовках, которые в поте лица зарабатывают гроши, в то время, когда "звезды" рубят капусту мешками под студийную фанеру.

Хочу предложить интересную статью солиста группы "Пилигрим" Андрея Ковалева, депутата Мосгордумы, музыканта.

*****

«Петь под «фанеру» аморально»

Группа «Пилигрим»
Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы, музыкант

Недавнее постановление мэра Москвы запрещает артистам петь под «фанеру» на концертах, организованных городом, а депутат Мосгордумы Андрей Ковалев готовит законопроект, обязывающий артистов информировать слушателей об использовании фонограммы.

Когда сам поешь, участвуешь в сборных концертах, потрясают две вещи: во-первых, фонограмма как норма жизни — для тех, кто выступает; причем вот даже стоит у людей полный комплект аппаратуры, шикарный — и все равно поют под фонограмму. И с другой стороны — огромное количество талантливых, разумных, честных людей, которые поют вживую, но им из-за своей принципиальности на сцену пробиться гораздо труднее. Почему так, спрашивал я себя.

Мне говорили: такова специфика сборных или телеконцертов, «там без фонограммы нельзя».

Это миф — что будто бы нельзя петь сборные концерты вживую. Есть мировой опыт: готовятся две площадки, пока одна группа выступает — другая готовится. Мы в августе на фестивале «Слава России!» так и делали: 18 групп пели друг за другом — и все «живака». Пока музыканты настраиваются, ведущие развлекают публику. Если минусовая фонограмма, даже ничего и отстраивать не надо. Главное — захотеть. Но никто не хочет.

Я спросил у Вилли Токарева: вот фонограмма законодательно запрещена в Китае, Белоруссии, Туркмении… И вроде как России быть в этой компании не очень ловко… А в Америке как? А в Америке, говорит Токарев, нет фонограммы. Во-первых, сильнейшие традиции: петь под «фанеру» — просто дурной тон, пресса разотрет в порошок. Во-вторых, есть мощнейший профсоюз музыкантов, очень влиятельный. И если ты решишь спеть под фонограмму, то ты лишишь работы музыкантов, звукорежиссеров. Значит, профсоюз будет бойкотировать артиста, владельца зала, который разрешил петь под «фанеру»... Недавно Элтон Джон через прессу, открыто обратился к Мадонне: как тебе не стыдно, дорогая, половину песен во время своего тура (в том числе и в Москве) петь под фонограмму? Уважаемый Элтон, отвечает Мадонна, поскольку во время этих песен я танцую, я не могу петь. Но ведь люди тебе платят деньги не за танцы, отвечает Джон.

Если уж на то пошло, прыгать и петь одновременно можно. И никто из честных музыкантов почему-то не говорит: я вот тут попрыгаю, а вот тут я попою. Что, Земфира не прыгает? Шевчук? Сотни других артистов, настоящих? Вы знаете, настоящих артистов этот закон, если он будет принят, никак не коснется, они его даже не заметят. А помешает он только продюсерам мальчуковых и девчуковых групп, которые клонируются в огромном количестве, где заранее распределяется, кто поет, а кто танцует и голоса записывают заранее, чужие. Продюсеры эти фонограмму в том числе закладывают в рентабельность проекта. Если бы не «фанера», то эти проекты и не появились бы: невыгодно. Только продюсерам этот закон и помешает. И попсе, которая до того допелась, что по-другому уже не может петь…

На самом деле все, что есть в нашем законопроекте, уже давно существует, просто не работает. Есть закон о защите прав потребителя. В законе четко указано: поешь под «фанеру» — изволь заранее уведомить об этом зрителей. Речь же не идет о запрете фонограммы, в конце концов. В нашем законопроекте тоже речь идет лишь о том, чтобы дать зрителю полную информацию, чтобы он сам мог решать — идти ему на «фанерный» концерт или нет. Причем мы говорим только о так называемой вокальной имитации — это когда выходит певица и говорит: дорогие друзья, я буду петь для вас весь вечер… я хочу видеть ваши руки… и потом звук в микрофоне отключается и звучит «фанера». Все остальное — то есть воспроизведение заранее записанных на компьютере звуковых эффектов, шумов, прочего, без чего современная музыка невозможна, — не подпадает под действие закона.

Также наш законопроект очень детально прописывает, например, как и каким образом обязан исполнитель предупреждать зрителей о фонограмме. Шрифт, например, которым пишут на билете или афише «используется фонограмма», должен быть пропорционален шрифту написания имени артиста. Ведь можно написать огромными буквами ФИЛИПП ТАКОЙ-ТО!!! — а внизу меленько, едва заметно — «фонограмма». Артисты уверяют меня, что им плевать на эту подпись, но почему-то страшно боятся писать на своих афишах «фонограмма». Потому что знают: количество зрителей упадет в разы. И зрители наконец услышат, как наши звезды поют вживую.

Понимаете, сейчас сложилась парадоксальная ситуация — из-за засилья «фанеры». Огромная плита одних и те же артистов накрыла все телеканалы. Повсюду одни и те же песни «фанерщиков». Они уже даже без микрофонов выходят на сцену, до того обнаглели. И если эту плиту сдвинуть, убрать, то сколько бы талантливой молодежи мы увидели! Фонограммная попса задавила, вытеснила с экранов и эфиров целые жанры: электронную музыку, романс, авторскую песню. .. Постановление Лужкова уже две недели как действует: если концерт организован городскими властями, то артисты обязаны петь только вживую. Будем вводить моду на хорошее.

Я ведь, в конце концов, не разоряю продюсеров. Административная ответственность, согласно законопроекту, предполагает смешной штраф за «фанеру» — от 2 до 10 тысяч рублей. Кто-то из продюсеров уже сказал, что, мол, я за весь год вперед штраф заплачу. Не в деньгах дело, а в нравственной составляющей. Моральной. Чтобы, если человек жульничает, его и называли бы жуликом. Надеюсь, к весне следующего года будет принят закон Мосгордумы о фонограмме, так что у фонограммщиков есть время подумать.

*****

P.S.

Был тяжелый рабочий день, вы пришли домой, устали жутко… Сварили себе ароматного кофе, легли на диван, укрылись теплым пледом, включили телевизор. «Иногда так хочется отдохнуть, наслаждаясь приятным пением любимого артиста», - подумали вы, перещелкивая каналы. И, о чудо! На одном из музыкальных телеканалов идет концерт вашего кумира, вашего обожаемого артиста. А может, вашей любимой группы или дуэта… Вы расслабились, почувствовали умиротворение, и усталость как рукой сняло.

Однако, вы и не подозреваете, что так любимая вами звезда записала свой голос заранее, и во время выступления ей ничего не остается, кроме как раскрывать рот и соблазнительно двигаться по сцене.

Как понять, поет звезда эстрады под фонограмму или же «в живую», если вам приходится довольствоваться всего лишь видеозаписью концерта, транслируемой по телевидению? Ведь профессиональные звукорежиссеры делают все возможное, чтобы слова песни попадали прямо в такт с «открытием рта» нашей любой звезды. Давайте разберемся.

Как вы понимаете, ни один исполнитель физически не может спеть одну и ту же песню абсолютно одинаково несколько раз. Мы имеем в виду, что интонация голоса может несколько отличаться, качество и настройка звуковой техники могут быть разными (разные микрофоны, разный настройки эквалайзера, тембр, громкость и др.)

Если вы слышите любимую песню артиста в концертном исполнении, и по интонациям, тембру и громкости голоса она абсолютно ничем не отличается от студийной записи (той, которую вы слышали на CD или компьютере), то можете быть уверены, что это «фанера».

Также артист, приглашенный на концерт, может во время проигрыша что-нибудь выкрикивать в микрофон (что-то наподобие «Спасибо вам!» и др.)
Когда звезда эстрады поет песню под фонограмму, звукорежиссеры заглушают ее микрофон. И тут артист начинает что-то выкрикивать, заводя публику, и это получается гораздо тише (несмотря на то, что он кричит, а не поет спокойным голосом), чем слова песни. Это самый распространенный случай, выдающий фонограмму.

Однако, если артист поет песню, и вы чувствуете, что делает он это не так, как на студийной записи, да еще предлагает зрительному залу спеть за него пару куплетов, направляя микрофон в их сторону, то вы можете быть уверены: вас не обманывают, эта звезда по праву заслуживает похвалы, потому что поет в живую. Расслабьтесь, продолжайте пить свой ароматный кофе и получайте истинное удовольствие от просмотра любимого концерта.

Анатолий Григорьев.