Кто рассказчик в главе максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”. I. Опрос по домашнему заданию


УРОК 61

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
Неужели я не тот же?

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Итак, повествование о главном герое открывает Максим Максимыч. Мы видели, что он многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий, поэтому и для читателей Печорин скрыт, загадочен. Характеристики, которые дает Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.

Но уже в первой повести появляется другой рассказчик, тот, который сообщает читателю о своих кавказских впечатлениях.
II. Беседа по вопросам:

1.Что мы узнали о нем из повести «Бэла»? (Не так много: он едет из Тифлиса, путешествует по Кавказу «с год», его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель, потому что очень заинтересовался «историйками» Максима Максимыча. Однако на вопрос Максима Максимыча о роде его занятий он не дает конкретного ответа. Это создает завесу тайны. Информация о повествователе пропущена, читатель никогда о нем ничего не узнает.)

2. Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

3. С чем связана смена рассказчиков? (Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».)

4. Коротко перескажите сюжет повести.

5. Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? (Внешность вся соткана из противоречий - чтение описания со слов: «Он был среднего роста» до слов: «...которые особенно нравятся женщинам».)

6. Какова роль портрета Печорина? (Портрет психологический. Он объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погруженности в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчужденности при встрече с Максимом Максимычем.)

7. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу?

8. Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое?
III. На доске и в тетрадях чертится и заполняется таблица, помогающая понять состояние героев, их переживания.


Максим Максимыч

Печорин

Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину.

«...довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку...»

«На минуту остолбенел», потом «жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

Печорин первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч...»

Не знает, как называть: на «ты» - на «вы»? Пытается остановить Печорина, просит, чтобы не уезжал.

Односложный ответ: «Еду в Персию - и дальше...»

Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», «Скучал», произносимые с улыбкой.

Напоминает о «житье-бытье» в крепости: об охоте, о Бэле.

«...чуть-чуть побледнел и отвернулся...». Отвечает опять односложно и принужденно зевает.

Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...» Берет за руку

Старается скрыть свою досаду

Успокаивает, дружески обнимает: «неужели я не тот же?» Говоря, садится в коляску.

Напоминает о бумагах. «Что... с ними делать?»

Полное безразличие: «Что хотите!»

Вывод: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчеркивает пропасть между ними - между простым человеком и дворянином. Помимо того, что Печорину больно вспоминать о смерти Бэлы, они настолько разные, что говорить не о чем.

Финал этой повести многое объясняет в старом штабс-капитане. Повествователь прямо говорит о заблуждениях Максима Максимыча, его ограниченности, о его непонимании характера Печорина.
I V . Слово учителя.

Говорить о высокомерии Печорина нельзя, ведь он как мог сгладил ситуацию: взял за руку, дружески обнял, произнося слова: «Всякому своя дорога...»

Максим Максимыч не увидел, как Печорин побледнел, когда услышал предложение вспомнить «житье-бытье в крепости», - это означало, что Печорину больно вспоминать о Бэле, ее смерти. Не понял Максим Максимыч и того, что реакция Печорина не объясняется их социальным различием.

Попытаемся объяснить нежелание Печорина вспоминать минувшее с его точки зрения: одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного - чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит все и страдает от того, что стал виновником смерти человека.

Диалог показывает, что изменилось в Печорине после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут. Одиночество героя становится трагичным.

Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невеселых мыслей, даже прошлое кажется ему недостойным внимания. Некогда он писал, что его дневник со временем будет для него «драгоценным воспоминанием», а в настоящем он безразличен к участи своих записей. А ведь в них запечатлен мир его чувств и сокровенных мыслей, исканий, отражены горестные радостные минуты прожитого; в них рассказ о невозвратимых днях, когда он был полон надежды найти достойное место в жизни. И все это прошлое перечеркнуто, да и настоящее мало радует, а будущее бесперспективно. Таковы итоги жизни личности одаренной, незаурядной.

Повесть пронизана настроением грусти: уехал в неизвестность Печорин, уехал странствующий офицер, ставший свидетелем невеселой встречи, остался один Максим Максимыч со своей обидой и болью. Это настроение подчеркнуто последними строками рассказчика о Максиме Максимыче.
V . Домашнее задание.

1. Чтение и анализ »Предисловия» к «Журналу Печорина» и повести »Тамань».

2. Индивидуальное задание - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

Карточка 35

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? 1

Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны, которая влечет Печорина, дает почувствовать контраст убогости «нечистого» места, вполне прозаических дел контрабандистов и могущественной силы природы.

Печорин любит природу, умеет видеть ее краски, слышать ее звуки, любоваться ей, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Общение с природой всегда радостно для него (это можно увидеть, читая повести «Княжна Мери» и «Фаталист»). Печорин не только видит природу, но рассказывает о ней языком художника. Слово Печорина точно, выразительно: «тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой», «беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны». Два предложения о волнах, но передают разные его состояния: в первом случае однородные наречия передают картину умиротворенного моря, во втором - инверсия и упоминание о цвете волн подчеркивает картину моря бурного. Печорин употребляет сравнения: лодка, «как утка», себя он сравнивает с «камнем, брошенным в гладкий источник».

И все же в пейзаже остаются обычные разговорные интонации, предложения просты по структуре, строги по лексике и синтаксису, хотя пронизаны лиризмом.

Даже образ паруса, который встречается в романе несколько раз, действует как реальная бытовая деталь: «...они подняли маленький парус и быстро понеслись... мелькал белый парус...»

УРОК 62

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ».
Вы видите человека с сильной волею, от-

важного, не бледнеющего никакой опаснос-

ти, напрашивающегося на бури и тревоги...

В.Г. Белинский
I. Слово учителя.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмел: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие две повести - это дневник Печорина.

Дневник - это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Итак, перед нами первая повесть в дневнике героя - «Тамань», из которой мы узнаем о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.
II. Беседа но вопросам:

1. Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? В каких сценах они проявляются особенно ярко? [Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать. Эти качества проявляются в сценах:

а) Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

б) Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо!.. никогда подобной женщины не видывал».

в) Сцена «очаровывания» Печорина ундиной выдает в нем «юношескую страсть»: «В глазах у меня потемнело, голова закружилась…» Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.

г) Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю. (Чтение со слов: «Между тем моя ундина вскочила в лодку...» до слов: «...и как камень едва не пошел ко дну!»)]

2. Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться к обитателям «нечистого» места и почему это сближение невозможно? Чем закончилась эта попытка? (Печорин - деятельная натура. Здесь так же, как в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

Но Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-либо другой понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа. И пусть во всем ему потом откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, - и для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.)

3. Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек. (Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

4. Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»? (Потому что его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
III. Слово учителя.

Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдал за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.

Однако и слепой мальчик - не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Ведь именно он обокрал Печорина.

«Романтический «русалочный» мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира...

В «Бэле» герой играет душами простых людей, в «Тамани» он сам становится игрушкой в их руках» 1 .

Вывод: И тем не менее Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя как человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Недаром он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
I V . Домашняя работа.

1. Чтение повести «Княжна Мери».

2. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?» (по карточке 40).

3. Класс разбивается на 4 группы.

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения на следующем уроке. Вопросы распределяются среди членов группы. Ответы на них готовятся дома.

Карточка 36

Печорин и Грушницкий

1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему он столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они столкнутся на другой дороге, и одному несдобровать?

2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

3. Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

4. Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?

5. Испытывает ли он торжество победы?

Карточка 37

Печорин и Вернер

1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличие?

2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело их к отчуждению?

3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

Карточка 38

Печорин и Мери

1. Почему Печорин затевает игру с Мери?

2. Какие действия Печорина вызывают у Мери ненависть к нему?

3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести?

4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может любить его?

Карточка 39

Печорин и Вера

1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери?

2. Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?

3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?

Наша статья содержит подробный анализ главы “Максим Максимыч” из повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошён предчувствием скорой смерти: усталость от жизни достигла своего пика, неприкаянный молодой человек подсознательно стремится навстречу смерти.

Встреча со старым товарищем

В этой главе автор повествует о последней встрече Максима Максимыча и Печорина. Жизнь развела их на долгие годы после происшествий с Бэлой и Казбеком. Встретив Печорина во Владикавказе, штабс-капитан отменил все дела (чего он никогда раньше не делал) и целые сутки прождал своего друга. Пожилой офицер предчувствовал тёплую встречу, ему не терпелось узнать о жизни Печорина, обнять старого товарища.

Но Печорин показал своё истинное отношение к дружбе – он холодно и отрешённо поздоровался с бывшим сослуживцем, уделил ему совсем немного времени и уехал. Дневник, который Максим Максимыч бережно хранил все годы, Печорин забирать отказался: ему не были дороги воспоминания тех дней. Он старался забыть те события, когда по его вине погибли невинные люди, видимо совесть всё же мучила героя. Ворошить прошлое, вспоминать о своих ошибках, ещё раз переживать далёкие трагические события Печорин не желал.

Реакция Максима Максимыча

Уже немолодой сослуживец Печорина заслуженно считает их дружбу частью своей жизни, он любил молодого человека, как сына. Холодный приём Григория настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слёз:” Да, - сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, - конечно, мы были приятели, - ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…”. Максим Максимыч – живое напоминание о той роковой ошибке, которую когда-то сделал Печорин: смерть Бэлы, её отца, месть Казбича.

Именно поэтому Печорин постарался поскорее расстаться с Максимом Максимычем. Старик не понял истинной причины спешки Григория Александровича, он списал его поведение на тот факт, что Печорин после посещения Петербурга стал надменным и гордым “франтом”. В этот момент старик сказал важную фразу: “А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..”. Эти слова, сорвавшиеся с языка всегда добродушного, сердечного человека, говорят о том, как сильно обидел его старый товарищ. Они стали пророческими в судьбе главного героя: он действительно погиб в Персии.

Печорин глазами автора

В этой главе автор уделяет особое внимание внешнему образу персонажа. Только в конце повествования мы узнаём о внешности Печорина, его манерах, впечатлении, которое он производил на людей. Печорин имел аристократическую внешность, в нём чувствовалась “порода”, “воспитание”. Он был щёголем, но скорее не из-за желания помодничать, а благодаря привычке иметь всё лучшее, быть аккуратным, ухоженным.

О многом говорил взгляд персонажа: когда он улыбался, глаза оставались безучастными. Это говорит о том, что Печорин – либо злой, скрытный человек, либо – это отпечаток грусти, безграничной тоски, боли. Какой-то надлом был в его осанке, в том, как герой сидел, двигался, говорил. Безучастность и безразличие, отсутствие жажды жизни – всё это читалось в образе Печорина. Он понимал, что его путь подходит к концу и торопил события, чувствуя развязку.

Анализ главы “Максим Максимыч” “Герой нашего времени” будет полезен при подготовке к уроку литературы, тесту, сочинению и другим видам работ по повести М. Ю. Лермонтова.

Тест по произведению

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

«Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав - законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

Роман «Герой нашего времени»

Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма. Также произведению присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как очерк, путевые заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть. Совместив все эти формы, поэт добился того, что образ Печорина предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей. То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, написанная в жанре рассказа.

Хронология повествования

Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, - главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер - все они наделены своими характерами, привычками, историей. Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

Образ Печорина

Печорин - представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире. Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин - эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает. Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

Образ Максима Максимыча

Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

Максим Максимыч - один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой. Максим Максимыч - штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям. Главное для него - исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

Глава "Максим Максимыч": краткое содержание

Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска. Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой - он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия. Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

«Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, - глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

Вывод

Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.

Наш краткий пересказ «Максима Максимыча» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса.

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».