Кто воспитывал глинку в детстве. Биография михаила глинки и его творчество кратко самое главное. Смерть и наследие

Детство Михаила Ивановича Родился Михаил Иванович в 1804 -м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. Воспитывали Глинку младшего бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой» . После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына. Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.

Жизнь и творчество Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт. Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила. 1822 -1835 В 1822 -м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня. Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды» , «Не пой, красавица, при мне» .

В конце апреля 1830 -го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы. В 1833 -м годы он работает в Берлине. Когда же приходит известие о смерти его отца, он незамедлительно возвращается в Россию. И в это же время у него в голове рождается план о создании русской оперы. Для сюжета он выбрал предания об Иване Сусанине. 1836 -1844 Примерно в 1836 -м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя» . Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина» , Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу» .

1844 -1857 Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947 -го года. В это время он работает над жанром симфонической музыки. Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856 -м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался. Рабочий стол композитора

М. И. Глинка
Введение
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”, 1836) и “Руслан и Людмила” (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. “Камаринская” (1848), “Испанские увертюры” (“Арагонская хота”, 1845, и “Ночь в Мадриде”, 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. “Патриотическая песня” Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.


Детство Глинки
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: “Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох”. Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер.

Музыкальные способности в это время выражались “страстью” к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: “Что я могу поделать! Музыка - душа моя!”. В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.


Начало самостоятельной жизни
В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который “хаживал к нам в пансион к брату своему”. Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию “Не искушай меня без нужды” и романс “Бедный певец” на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: “Не искушай меня без нужды”, “Бедный певец”, “Память сердца”, “Скажи, зачем”, “Не пой, красавица, при мне”, “Ах, ты, душечка, красна девица”, “Что красотка молодая”. В начале лета 1829 года вышел в свет “Лирический альбом”, изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.
Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: “Венецианская ночь”, “Победитель”, “Патетическое трио” для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие,поэтому,вопреки желанию композитора оперу назвали “Жизнь за царя”.

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров “Жизнь за царя”, 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”.

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет “Руслана и Людмилы”. В 1838 году началась работа над сочинением,

Композитор мечтал о том,чтобы сам Пушкин написал для нее либретто,но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы “Иван Сусанин”.вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом,но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский”, “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомнения”, “Жаворонок”. Сочиненный “Вальс-фантазия” для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 - ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” - состоялась премьера второй оперы “Руслан и Людмила” в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии). Вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и “Иван Сусанин”.

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: “Вальс-фантазию” (1839) и дивный романс на стихи Пушкина “Я помню чудное мгновенье” (1840).
Новые странствия (1844-1847)

В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал концертную увертюру “Арагонская хота” вернувшись в Россию Глинка пишет еще одну увертюру “Ночь в Мадриде”, тогда же была сочинена симфоническая фантазия “Камаринская” на тему 2-х русских песен: свадебной лирической (“Из-за гор, гор высоких”) и бойкой плясовой.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.

В 1848 - Глинка начал сочинять крупные произведения на тему “Илья Муромец”. Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя “Тарас Бульба”.

В 1855 работа над оперой “Двумужница”.

Последнее десятилетие

Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой “Новой русской школы” творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине.

В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из “Жизни за царя”, Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить “Записки”. Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Значение творчества Глинки


“Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, ... оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке”, так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.


Основные произведения Глинки
Оперы:

“Иван Сусанин” (1836)

“Руслан и Людмила” (1837-1842)
Симфонические пьесы:

Музыка к трагедии Кукольника “Князь Холмский” (1842)

Испанская увертюра №1 “Арагонская хота” (1845)

“Камаринская” (1848)

Испанская увертюра №2 “Ночь в Мадриде” (1851)

“Вальс-фантазия” (1839, 1856)

Романсы и песни:

“Венецианская ночь” (1832), “Я здесь, Инезилья” (1834), “Ночной смотр” (1836), “Сомнение” (1838), “Ночной зефир” (1838), “В крови горит огонь желанья” (1839), свадебная песня “Дивный терем стоит” (1839), “Попутная песня” (1840), “Признание” (1840), “Слышу ли голос твой” (1848), “Заздравный кубок” (1848), “Песнь Маргариты” из трагедии Гете “Фауст” (1848), “Мери” (1849), “Адель” (1849), “Финский залив” (1850), “Молитва” (“В минуту жизни трудную”) (1855), “Не говори, что сердцу больно” (1856).

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца - Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.


В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи . Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.


В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.


Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи . Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.


У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».


Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.


Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.


Картина "Пушкин и Жуковский у Глинки". Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.


Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

Детство и юность. Глинка родился 20 мая (по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губер­нии. В имении родителей он был окружен любовью и забо­той, а его первые детские впечатления, связанные с русской природой, деревенским бытом и народной песней, повлия­ли на всю дальнейшую судьбу. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и цер­ковное пение. Мальчик рано познакомился и с профессио­нальной музыкой, когда слушал домашние концерты не­большого оркестра крепостных музыкантов, принадле­жавшего его дяде, а зачастую и играл по слуху вместе с ни­ми. Много позднее композитор вспоминал в своих «Запис­ках »:

«...Однажды играли квартет Крузеля (Б. Круселль - финский композитор и кларнетист-виртуоз, стар­ший современник Глинки) с кларнетом; эта музыка про­извела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рас­сеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слиш­ком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадав­шись, в чем было дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? - отвечал я, - музыка - душа моя/ »

В это же время Глинка начинает учиться игре на форте­пиано, а затем и на скрипке. Домашнее образование, типич­ное для дворянских семей в начале XIX века, включало в себя различные предметы; юный Глинка неплохо рисовал, страстно увлекался географией и путешествиями, изучал литературу, историю и иностранные языки (впоследствии он владел восемью языками).

Неизгладимое впечатление оказали на мальчика собы­тия Отечественной войны 1812 года. На время наполеонов­ского нашествия семья Глинки была вынуждена покинуть имение и перебраться в Орёл. Но по возвращении домой услышанные им рассказы о героизме русских людей и под­вигах партизан Смоленщины остались в памяти на всю жизнь.

Дом в селе Новоспаском, где родился Глинка

С 1818 года Глинка продолжил свое образование в од­ном из лучших учебных заведений Петербурга - Благо­родном пансионе при Главном педагогическом институте. Пансион славился прогрессивно мыслящими преподавате­лями и передовыми учеными, среди которых выделялся сво­им смелым талантом и незаурядностью выдающийся рус­ский юрист А. П. Куницын - один из любимых учителей Пушкина. Гувернером Глинки в пансионе был В. К. Кю­хельбекер - лицейский друг Пушкина, поэт и будущий декабрист. Общение с ним способствовало развитию у Глинки чувства любви к народному искусству и интереса к поэзии. Тогда же Глинка познакомился и с Пушкиным, который часто навещал в пансионе Кюхельбекера и своего младшего брата Льва.



Годы учения протекали в атмосфере пылких литератур­ных и политических споров с друзьями, что отражало тре­вожный дух времени. В Благородном пансионе, как и в Царскосельском лицее, сформировались личности будущих «бунтовщиков» - непосредственных участников трагиче­ских событий 14 декабря 1825 года.

Во время пребывания в пансионе продолжалось разви­тие музыкального дарования Глинки. Он берет уроки игры на фортепиано и скрипке, а также теории музыки у лучших петербургских педагогов (в том числе несколько уроков фортепиано у Дж. Филда), постоянно посещает камерные и симфонические концерты, оперу и балет, принимает участие в любительских выступлениях и, наконец, делает первые шаги в сочинении.

Ранний период творчества. Окончив пансион в 1822 году, Глинка некоторое время проводит в Новоспасском, где с до­машним оркестром дяди пробует свои силы как дирижер, постигая искусство оркестрового письма. Летом следующе­го года он совершает для лечения поездку на Кавказ, при­несшую много ярких впечатлений. Далее в течение несколь­ких лет Глинка живет в Петербурге. Прослужив недолгое время чиновником в канцелярии Совета путей сообщения, он вскоре подает в отставку, чтобы целиком посвятить себя главному и любимому занятию - музыке.

Огромное значение для художественного формирования композитора имело его знакомство и постоянное общение с крупнейшими поэтами и писателями - Пушкиным, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, Одоевским, а также с лучшими музыкантами того времени: Глинка часто встречается и музицирует с Варламовым, братьями Виельгорскими.



Анна Петровна Керн, в доме которой часто бывал Глинка, расска­зывала в своих воспоминаниях об исполнительском искусстве композитора:

«Глинка... поклонился своим выразительным, почтительным ма­нером и сел за рояль. Можно себе представить, но мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистатель­ной импровизации... У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точ­ности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами... В звуках им­провизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство. Мы слу­шали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чуд­ном забытьи.

Когда он, бывало, пел... романсы, то брал так сильно за душу, что делал с нами что хотел: мы и плакали и смеялись по воле его. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвы­чайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что мы заслушивались. В его романсах слышалось и близкое искусное по­дражание звукам природы, и говор нежной страсти, и меланхолия, и грусть, и милое, неуловимое, необъяснимое, но понятное сердцу».

Наряду с этим начинающий композитор много времени посвящает самостоятельному изучению оперной и симфо­нической литературы. После первых несовершенных опы­тов появляются такие яркие сочинения, как романсы «Не искушай» (слова Е. Баратынского), «Бедный певец» и «Не пой, красавица, при мне» (оба на слова Пушкина), соната для альта с фортепиано и другие инструментальные произведе­ния. Желая развить и усовершенствовать свое мастерство, Глинка в 1830 году уезжает за границу.

Путь к мастерству. За четыре года Глинка посетил Ита­лию, Австрию и Германию. Будучи по натуре своей добрым, общительным и увлекающимся человеком, он легко сходился с людьми. В Италии Глинка сближается с такими корифея­ми итальянского оперного искусства, как Беллини и Дони­цетти, знакомится с Мендельсоном и Берлиозом. Жадно впитывая разнообразные впечатления, увлекаясь красотой итальянской романтической оперы, композитор пытливо и серьезно учится. В общении с первоклассными певцами он с упоением постигает на практике великое искусство бель­канто.

В Италии Глинка продолжает много сочинять. Из-под его пера появляются произведения разных жанров: «Пате­тическое трио», секстет для фортепиано и струнных инстру­ментов, романсы «Венецианская ночь» и «Победитель», а также целый ряд фортепианных вариаций на темы по­пулярных итальянских опер. Но вскоре в душе композито­ра возникают иные стремления, о чем есть свидетельство в «Записках»: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы... убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть Итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-Русски».

Выехав летом 1833 года из Италии, Глинка сначала по­сетил Вену, затем переехал в Берлин, где зимой 1833 – 1834 года совершенствовал свои знания под руководством извест­ного немецкого теоретика музыки Зигфрида Дена .

Центральный период творчества. Весной 1834 года Глинка возвращается в Россию и приступает к осуществле­нию своего заветного замысла, возникшего еще за грани­цей, - созданию национальной оперы на отечественный сюжет. Этой оперой стал «Иван Сусанин», премьера кото­рой состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. Музы­кальный писатель и критик В. Ф. Одоевский дал высокую оценку этому событию в русской музыке: «С оперою Глин­ки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве - и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Успех окрылил композитора, и сразу после премьеры «Ивана Сусанина» он начинает работать над новой оперой «Руслан и Людмила». Поэму Пушкина Глинка узнал еще в юности и теперь горел желанием воплотить в музыке яр­кие сказочные образы. Композитор мечтал, что либретто напишет сам поэт, но судьба распорядилась иначе. Гибель Пушкина разрушила первоначальные планы Глинки, и со­здание оперы растянулось почти на шесть лет. Другие жиз­ненные обстоятельства также не благоприятствовали твор­ческому процессу. В 1837 году Николай I в качестве поощ­рения назначает Глинку на должность капельмейстера При­дворной певческой капеллы. Эта служба, сначала привлек­шая композитора своей творческой стороной, постепенно стала тяготить его многочисленными чиновничьими обязан­ностями, и он подает в отставку. Неудачной оказалась же­нитьба Глинки, закончившаяся бракоразводным процессом. Все эти события делали жизнь композитора все более труд­ной. Глинка разрывает прежние знакомства в светском об­ществе и ищет убежище в артистическом мире. Ближай­шим его другом становится известный писатель и драма­тург Н. Кукольник. В его доме Глинка общается с худож­никами, поэтами, журналистами и находит избавление от нападок и сплетен своих великосветских недоброжелателей.

Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов в своих воспоми­наниях оставил выразительный портрет Глинки, относящийся к этому времени:

«...Брюнет с бледно-смуглым, очень серьезным, задумчивым лицом, окаймленным узкими, черными, как смоль, бакенбардами; черный фрак застегнут доверху; белые перчатки; осанка чинная, горделивая...

Как все истинные артисты, Глинка был темперамента, по преиму­ществу, нервного. Малейшее раздражение, тень чего-нибудь неприятного вдруг делали его совсем не в духе; среди общества, которое было не по нем, он, даже приневоливая себя, решительно не мог музицировать. На­против, в кругу людей, искренно любящих музыку, горячо ей сочувству­ющих... более далеких от условного, холодного этикета и пустой цере­монности великосветских гостиных, Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался, и чем дальше, тем больше увлекался, потому что увлекал других».

Вместе с тем в эти трудные годы, работая над «Русла­ном», композитор создает много других сочинений; среди них романсы на слова Пушкина «Я помню чудное мгнове­нье» и «Ночной зефир», вокальный цикл «Прощание с Пе­тербургом» и романс «Сомнение» (оба на слова Кукольни­ка), а также музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», первый вариант (для фортепиано) «Вальса-фантазии». К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога: на его этюдах и упражне­ниях и при его участии постигали секреты мастерства пев­цы Д. Леонова, С. Гулак-Артемовский; его советами пользо­вались О. Петров и А. Петрова-Воробьева (первые исполни­тели ролей Сусанина и Вани).

Наконец, была закончена опера «Руслан и Людмила» и 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», поставлена в Петербурге. Эта премьера принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Импера­тор и его свита покинули зал до окончания представления, что определило «мнение» аристократической публики. В печати разгорелись жаркие споры вокруг новой оперы. Великолепным ответом недоброжелателям Глинки стала статья В. Ф. Одоевского и строки из нее: «О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

«Руслан и Людмила» - «большая волшебная опера» (по определению автора) - стала первой русской сказочно-эпической оперой. В ней причудливо переплелись разнооб­разные музыкальные образы - лирические и эпические, фантастические и восточные. Опера, проникнутая солнеч­ным оптимизмом, выражает вечные идеи победы добра над злом, верности долгу, торжества любви и благородства. Глинка, по словам ученого и критика Б. Асафьева, «на былинный лад распел пушкинскую поэму», в которой неторопливое, как в сказе, былине, развертывание событий построено на контрасте сменяющих друг друга красочных картин. Тра­диции «Руслана и Людмилы» Глинки были в дальнейшем разносторонне развиты русскими композиторами. Эпичность, картинность по-новому ожили в опере «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии» Бородина, а сказочность нашла свое продолжение во многих произведениях Римского-Корсакова.

Сценическая жизнь «Руслана и Людмилы» не была счаст­ливой. Оперу стали ставить все реже из-за резко возрастав­шего увлечения аристократической публики итальянской оперой, и через несколько лет она надолго исчезла из репер­туара.

Поздний период жизни и творчества. В 1844 году Глинка уезжает в Париж, где проводит около года. Художественная жизнь французской столицы производит на него большое впечатление; он встречается с французскими композитора­ми Джакомо Мейербером, а также Гектором Берлиозом, ко­торый с успехом исполнил в своих концертах фрагменты из опер Глинки и напечатал хвалебную статью о русском композиторе. Глинка был горд приемом, оказанным ему в, Париже: «...Я первый русский композитор, который по­знакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для Рос­сии», - писал он в письме к матери.

Весной 1845 года, специально выучив испанский язык, Глинка отправляется в Испанию. Там он пробыл два года: посещал многие города и области, изучал обычаи и культу­ру этой страны, записывал от народных певцов и гитарис­тов испанские мелодии, даже выучился народным танцам. Результатом поездки стали две симфонические увертюры: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Одновременно с ними в 1848 году появилась знаменитая «Камаринская» - оркестровая фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие Глинка жил попеременно то в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), то за границей (Варшава, Париж, Берлин). В эти годы зарождаются новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом, по оп­ределению В. Белинского, «натуральной» (реалистической) школы в литературе. Они пронизывают творчество Турге­нева, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина, Толстого и других писателей. Это течение не прошло мимо внимания композитора - оно определило направление его дальней­ших художественных поисков.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой (1852 год)

Глинка начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница», но позже прекращает их сочинение. В эти годы вокруг Глинки воз­никает кружок молодых музыкантов и почитателей его та­ланта. В доме композитора часто бывают Даргомыжский, Балакирев, музыкальные критики В. В. Стасов и А. Н. Се­ров. Хозяйкой дома и близким другом Глинки стала его любимая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Именно по ее просьбе в 1854-1855 годы Глинка написал «Записки» - свою автобиографию. Впоследствии Л. И. Шестакова содей­ствовала увековечению памяти композитора и популяриза­ции его творчества, а в 60-70-е годы в ее доме часто прохо­дили собрания балакиревского кружка, известного под на­званием «Могучая кучка».

Весной 1856 года Глинка совершает последнюю поезд­ку в Берлин. Увлекшись старинной полифонией, изучая произведения Палестрины, Генделя, Баха, он не оставляет мысль о возможности связать «фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Эта задача вновь привела Глинку к Зигфриду Дену. Целью занятий было создание оригинальной русской полифонии, основанной на мелодиях знаменного распева. Начинался новый этап твор­ческой биографии, которому не суждено было продолжить­ся. 3 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. По настоянию Л. И. Шестаковой его прах был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Глинка не успел осуществить многое из задуманного. Но идеи, заложенные в его творчестве, получили развитие в произведениях всех крупнейших русских композиторов.

Вопросы и задания

1. Каково значение творчества Глинки в истории русской музыки?

2. Расскажите о главных событиях жизни и творчества Глинки.

3. Каковы были «музыкальные университеты» композитора?

4. Назовите выдающихся музыкантов и литераторов - современ­ников и друзей Глинки.

5. Перечислите основные сочинения композитора.

6. Составьте краткий план главных событий жизни и творчества Глинки.

«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»

Мысль о создании русской национальной оперы воз­никла у Глинки, как упоминалось, в Италии. Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, пред­ложенной В. А. Жуковским. Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, по­жертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. Замет­ное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума Рылеева «Иван Сусанин», в которой тра­гедия народного героя тесно связана с общенародной судь­бой. Глинка самостоятельно разработал сценарий «отече­ственной героико-трагической оперы» (как он ее назвал) и по нему сочинял музыку (без текста). Позже либреттистом оперы стал «усердный литератор из немцев» барон Розен - посредственный поэт, занимавший придворную должность и известный своими монархическими убеждениями. Кроме того, по желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя». И все же главной идеей произведе­ния, по замыслу Глинки, стала любовь к отечеству и нераз­рывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа.

Первые исполнители оперы «Жизнь за царя»:

О. А. Петров в роли Сусанина, А. Я. Петрова-Воробьева в роли Вани

Премьера оперы, как уже говорилось, состоялась в Пе­тербурге 27 ноября 1836 года. Успех, по словам автора, был «самый блистательный»; ему в большой степени способ­ствовали выдающиеся оперные певцы О. Петров и А. Пет­рова-Воробьева - исполнители партий Сусанина и Вани. Тем не менее часть аристократической публики презритель­но называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской»,

на что композитор остроумно заметил в своих «Записках»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». А одним из самых лаконичных и метких отзвуков борьбы мнений стал знаменитый экспромт Пушкина:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь!

Новаторство Глинки проявилось в упразднении разго­ворных диалогов, характерных для всех предшествующих русских опер XVIII и начала XIX века. Вместо них компо­зитор ввел особый мелодический речитатив, основанный на песенных интонациях, и в опере появилось непрерывное музыкальное развитие. Жанр оперы - народная музыкаль­ная драма - положил начало целому направлению в рус­ской оперной музыке, к которому, прежде всего относятся «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитян­ка» Римского-Корсакова.

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Краткое содержание

Оперные театры страны долгое время (с 1939 года) ставили оперу с новым текстом поэта С. Городецкого (именно с этим либретто мы и рассматриваем произведение).

Действие первое. Осень 1612 года. Село Домнино в Костромской губернии. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Дочь Ивана Суса­нина Антонида ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина, который с дружиной сражается с поляками, она мечтает о свадьбе. На реке показывается лодка - это возвращается Собинин с ратниками. Он рассказывает о сборе ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Вместе с Антонидой он просит Сусанина дать согласие на свадьбу. Сна­чала Сусанин непреклонен, но, узнав, что поляки осаждены в Москве, меняет свое решение.

Действие второе. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Шляхта кичится своими победами и мечтает о богатой добыче. Внезапное появ­ляется гонец, он сообщает о разгроме войск ополчением Минина и По­жарского. Поляки в смятении. Новый отряд рыцарей отправляется в поход на Русь.

Действие третье. В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает сражаться с врагом. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин провел их к посаду, где расположилось ополчение Минина, и показал им дорогу к Москве. Сусанин тайком посылает Ваню предупредить Мини­на об опасности, а сам уходит с поляками, решив завести их в непрохо­димую лесную чащу. В избе собираются подруги Антониды, они застают ее в слезах. Собинин, узнав о случившемся, вместе с крестьянами устремляется в погоню за врагом.

Действие четвертое. Картина первая. По лесу в поисках врага про­бирается отряд Собинина.

Картина вторая. Ночь. К воротам монастырского посада прибегает Ваня. Он будит посадских людей и ополченцев, укрывшихся в монасты­ре. Все устремляются за врагом.

Картина третья. Глухой, непроходимый лес. Ночь. Сюда Сусанин завел измученных поляков. Расположившись на отдых, поляки засыпа­ют. Сусанин размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких, мысленно прощается с ними. Поднимается метель, от усиливающейся вьюги поляки просыпаются и, убедившись в безвыходности своего поло­жения, в ярости убивают Сусанина.

Эпилог. Красная площадь в Москве. Народ приветствует русское войско. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобож­дение родины и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Опера начинается увертюрой, которая построена на те­мах оперы и воплощает ее основную идею. Медленное величественное вступление контрастирует с взволнованным и динамичным сонатным аллегро, предвосхищая драматиче­ские события произведения.

Действие первое содержит характеристику русского на­рода и главных героев произведения. Оно открывается инт­родукцией ( Интродукция - «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увер­тюрой и открывающая первое действие ).Эта развернутая хоровая сцена строится на двух контрастных хорах - мужском и женском. Мужской хор, по словам Глинки, передает «силу и беззаботную не­устрашимость русского народа». Энергичные интонации, близкие крестьянским и солдатским песням, и особенности изложения (сольный запев, подхватываемый хором) прида­ют музыке народный характер.


В.Васина-Гроссман. "Жизнь Глинки"
Государственное музыкальное Издательство, Москва, 1957г.
OCR сайт

ДЕТСТВО

Ранним утром 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. Рождение мальчика было событием, горячо обсуждавшимся в семье. Старший брат новорожденного умер в младенчестве, и потому родители и бабушка с особой тревогой и волнением смотрели на маленькое существо..
Мальчик родился слабым. Выживет ли он? Семья вспоминала различные приметы, ища в них предсказаний для жизни ребенка. Утро его появления на свет было ясным и солнечным, а в старом парке - необычно для этих утренних часов - запел соловей. Никакие суеверные приметы не омрачали семейной радости.
Бабушка Фекла Александровна, мать Ивана Николаевича, была склонна обвинять в смерти старшегo своего внука, родившегося за год до появления на свет Миши Глинки, его молодых и неопытных родителей: не уберегли, не досмотрели. Поэтому вскоре после рождения Миши она потребовала, чтобы он был отдан в полное ее распоряжение: она-то уж сумеет выходить внука - наследника старинного имени и родового поместья. Бабушка сама выбирала ему кормилицу и нянек и следила за воспитанием мальчика, не спуская глаз.
Воспитывался Миша Глинка в соответствии со всеми старинными обычаями и предрассудками. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым.
Бабушкины комнаты были в доме Глинок своего рода маленьким государством со своими законами, с зорко охранявшимися границами. Переступать его границы можно было только с разрешения полновластно господствовавшей там бабушки. Изменять же законы и порядки не дозволялось никому, и потому родители мальчика не могли вмешаться в его воспитание. Самому Мише бабушка позволяла делать все, что угодно, но он был слишком мал, чтобы протестовать против тепличного воспитания. Обитателей в «бабушкином государстве» было немного. Бабушка и Миша были там главными персонами, им прислуживали старая бабушкина горничная и Мишина нянька с «поднянькой». Нянька Татьяна Карповна была пожилая, солидная, ворчливая. Поднянька Авдотья Ивановна - была молодая и веселая женщина, затейница и хохотунья. Она знала великое множество сказок и рассказывала их каждый раз по-другому: новые волшебные приключения встречали на пути героев, по-новому звучали и слова. А когда няня Авдотья пела песни - она тоже по-своему украшала их звонкими, затейливыми переливами голоса.
Эти песни мальчик готов был слушать часами. Все, что делала няня Авдотья - получалось у нее быстро, легко и как-то весело.
За пределы бабушкиных комнат Миша выходил редко. Летом, в праздничные дни бабушка брала его с собой в церковь. Хотя до церкви было очень близко, закладывалась коляска, в нее садилась, шелестя шелковым платьем, бабушка, а рядом с ней Миша, тоже принаряженный, но в неизменной шубке на беличьем меху. В другой коляске ехали родители Миши и его младшая сестра.
В церкви было жарко и душно от множества собиравшихся людей, но Мише нравилось бывать там: он любил слушать пение хора, громкое и торжественное. Слова было трудно разобрать, но в напевах можно было уловить что-то знакомое, иной раз напоминающее некоторые нянины песни. Но всего лучше был колокольный звон! Его заслушивался не только маленький Миша Глинка; слушать новоспасские колокола приходили крестьяне из далеких деревень, приезжали и соседние помещики. У каждого колокола был свой голос и как-будто свой характер: низкие, бархатные звуки большого колокола медленно и важно плыли в воздухе, их перегоняли звуки колоколов поменьше, а самые маленькие колокола трезвонили без умолку, весело перебивая друг друга.
Вернувшись из церкви, Миша еще долго жил впечатлениями от поездки. Ему хотелось как можно лучше, крепче запомнить то, что он видел и слышал. Вооружившись куском мела, он пытался нарисовать на полу бабушкиной комнаты белую новоспасскую церковь, окруженную густыми деревьями. Мальчик довольно ловко изображал колокольный звон, ударяя в два медных таза - большой и поменьше. И много лет спустя, когда в шуме столичной жизни или в далеких странствованиях он вспоминал родное Новоспасское, ему слышался колокольный звон - тихий и задумчивый в вечерние закатные часы; веселый и ликующий летним праздничным утром.
Так прошли первые годы жизни.
Из комнаты бабушки его взяли только тогда, когда она тяжело заболела. Мише было всего шесть лет, но он хорошо запомнил эти дни. Комнаты родителей, где он почти не бывал раньше - показались ему чужими. Чужой показалась ему и бабушкина комната, когда его снова позвали туда уже после смерти Феклы Александровны. От душного запаха лекарств у него закружилась голова. Бабушка лежала в гробу - строгая, далекая, совсем не та, которая так любила и баловала его. Он не смог подойти к ней и долго не понимал, что же случилось?
По-новому пошла Мишина жизнь после смерти бабушки. В ее комнате все переставили, двери, которые раньше так тщательно затворялись,- раскрылись настежь. Он жил теперь в детской комнате вместе с сестрицей Полинькой и Катей, дочерью новой няни - Ирины Федоровны, взятой в помощь няне Авдотье. Маменька - Евгения Андреевна, в течение стольких лет оторванная от сына деспотической любовью бабушки, теперь старалась возместить утраченные годы и обратила на сына все свое внимание. Ей хотелось, чтобы Миша шалил и проказничал, как другие дети его возраста, она все время пыталась вывести его из недетской задумчивости. Но Миша, побегав и посмеявшись, снова начинал думать о чем-то своем и рос удивительно тихим, не похожим на своих сверстников, мальчиком.
Выйдя из бабушкиной комнаты, Миша увидел и услышал так много нового, что он не успевал как следует разобраться в своих впечатлениях. Новоспасский дом и спускающийся к реке Десне парк, по которому ему теперь можно было беспрепятственно бегать, казались ему огромными, и его воображение населяло их героями самых интересных сказок няни Авдотьи.
Он услышал и много новых песен. Их пели девушки, сидя за работой в девичьей или собирая в саду ягоды. Миша потихоньку пробирался поближе и, затаив дыхание, слушал. Песни были такие грустные, что у мальчика сжималось в горле и слезы застилали глаза. Но если бы его спросили, о чем он плачет, он не сумел бы ответить.
В 1812 году, когда Мише было восемь лет, неожиданные события нарушили мирную жизнь новоспасского дома. Все вещи в комнатах сдвинули с их привычных мест, стали укладывать сундуки, громко спорили о том, что нужно брать, а что можно оставить. Все чаще слышались в разговоре взрослых слова: «война» и «Бонапарт». Он и раньше слышал эти слова, но тогда разговоры о войне не касались жизни семьи Глинок. Теперь - нужно было уезжать куда-то в Орел, потому что, как говорили кругом, «Бонапарт наступает, а с ним дванадесять языков». Мише хотелось узнать подробнее - кто такой Бонапарт и что такое «языки», но ни к маменьке, ни к отцу нечего было и думать подойти с расспросами.
Как ни уверяли детей, что едут они в Орел не надолго, Мише было ясно, что и отец, и маменька встревожены и прощаются с родными местами так, как-будто покидают их надолго, если не навсегда. Тревога взрослых передавалась и детям.
Зима, проведенная в Орле, вспоминалась потом Глинке, как бесконечное, томительное и тревожное ожидание. Все окружающие жили ожиданием: жадно ловили вести, то горькие, то радостные. Миша слушал разноречивые рассказы о взятии Бонапартом древней столицы, о пожаре ее, в котором то обвиняли неприятельских солдат, то видели проявление героизма оставшихся жителей, уничтожавших все запасы, чтобы не доставались врагу. Вскоре до Орла начали доходить вести об отступлении неприятельской армии из сожженной Москвы назад, по разоренной и пустынной Смоленской дороге. Рассказывали о подвигах лихих партизанских отрядов, о крестьянской, народной войне против захватчиков, разгоравшейся все шире и шире.
Прислушиваясь к разговорам взрослых, Миша часто думал о том, что происходит сейчас дома, в родном Новоспасском?
А Новоспасское - как и весь Ельнинский уезд, как и вся Смоленщина,- лежало на пути вражеской армии. Бои с наступающими "дванадесятью языками" - разноплеменными, разноязычными наполеоновскими войсками - были здесь особенно жестокими: Смоленск, а затем Бородино, решили судьбу "завоевателя". Война была жестокой и необычной. Она опрокидывала все стратегические законы, исход ее решали не отдельные блистательные победы, а повседневный героизм народа.
В Ельнинском уезде, как и везде, крестьяне-партизаны окружали небольшие отряды противника и уничтожали их, а там, где справиться не могли, уходили в леса, сжигая запасы хлеба и сена - это-то и было самым страшным для наполеоновской армии, оторванной от своего тыла. Партизанские отряды росли и множились: наиболее крупные соединялись с военными частями, в небольших - командирами оказывались люди весьма различные и вовсе не военные: знаменитая старостиха Василиса или какой-нибудь сельский дьячок.
Командиром партизанских действий новоспасских крестьян оказался неожиданно для всех и вероятно для себя самого - священник новоспасской церкви, отец Иван. Миша Глинка хорошо его знал: когда-то, приходя к бабушке, он показал мальчику церковно-славянскую азбуку и был первым его учителем грамоты. Отец Иван, запершись вместе с крестьянами в белой каменной церкви, выдержал осаду неприятеля, которому так и не удалось ворваться в ставшую крепостью церковь.
Когда слух о превращении отца Ивана в партизанского командира дошел до семьи Глинок, Миша никак не мог поверить, что тот самый смиренный и благообразный старик, который учил его грамоте, мог командовать партизанами, мог воевать, как воевали, по Мишиным понятиям, только офицеры и генералы. Он не знал еще, что такие подвиги в тог славный и грозный год совершали многие простые русские люди. Вернувшись домой, Миша услышал не одну историю о героических поступках его земляков, защищавших родину.
Семья Глинок, как и все уроженцы Смоленской губернии, особенно гордилась воззванием Кутузова к «достойным смоленским жителям, любезным соотечественникам». «Враг могразрушить стены ваши, - обращался к ним Кутузов,- обратить в развалины и пепел имущество, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне».
Так прошла зима 1812 - 1813 года, отмеченная в истории родины великими победами русского народа. Миша в то время был слишком мал, чтобы понять до конца значение этого - всего лишь девятого - года своей жизни, но он запомнился ему как год, совсем непохожий ни на прошлые, ни на последующие. Таким этот год вошел в сознание всего юного поколения, слишком юного, чтобы сражаться, но уже достаточно взрослого, чтобы завидовать старшим братьям и отцам, защищавшим родину. Еще через год, в 1814 году, пятнадцатилетний подросток, будущий великий русский поэт Александр Пушкин писал в своих «Воспоминаниях в Царском Селе»:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны,
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни,
Вотще лишь гневом дух пылал!..

Три года, прошедшие по возвращении из Орла, не были особенно богаты событиями. Новоспасское стало более людным, жизнь в нем - более шумной. В имении Глинок появились новые люди: архитектор, приехавший перестраивать пострадавший от войны дом, появились учителя для Миши и его сестры Полиньки (младшие сестры и брат были еще малы). Этими учителями были домашний архитектор - он же преподаватель рисования, француженка Роза Ивановна и, наконец, молодая гувернантка Варвара Федоровна Кламмер, обучившая будущего композитора и его сестру бойко читать ноты и разыгрывать в четыре руки модные увертюры французских опер.
Уже в эти, детские годы Глинка жадно тянулся к музыкальным впечатлениям, они в первую очередь и были для него школой музыки, более полезной, чем заучивание «вдолбяшку» заданных гувернанткой упражнений.
В новоспасском доме музыка звучала постоянно: в эти годы семья Глинок жила открыто, часто приезжали гости. Устраивались вечера с танцами, с пением модных французских романсов, с исполнением пьес для фортепьяно и различных ансамблей, для чего привозили крепостных музыкантов из Шмакова, имения родственников Евгении Андреевны Глинки. Для юного Глинки, слышавшего еще мало музыкальных произведений, каждый цз таких вечеров был большим событием. Особенно запомнился ему один вечер, когда музыканты играли квартет известного в то время композитора Бернгарда Крузеля. Мягкие, ласковые звуки музыкальных инструментов, то сливающихся, то как-будто спорящих друг с другом,- произвели на мальчика огромное впечатление. Музыка кончилась, а звуки продолжали петь в его сознании весь вечер, всю ночь, за ними теснились новые, никогда не слышанные, которые хотелось запомнить, спеть, сыграть, записать на нотах. Он слышал музыку, которая звучала в нем самом и не мог понять, что с ним происходит «Музыка - душа моя» - сказал мальчик учителю рисования, упрекавшему его в рассеянности, пытаясь объяснить, что с ним случилось накануне.
Потом музыка уже не вызывала такого смятения чувств, осталось лишь непреодолимое желание слушать ее и участвовать в ней.
Лучше всей слышанной Мишей Глинкой музыки казались ему русские песни, исполнявшиеся музыкантами оркестра его шмаковского дядюшки - Афанасия Андреевича. Песни были переложены для небольшой группы инструментов - флейт, кларнетов, фаготов и валторн.
А когда начинались танцы под оркестр, самым большим наслаждением для мальчика-Глинки было потихоньку пробраться к музыкантам и стараться «подделаться» к их игре, подыгрывая им на скрипке или маленькой флейте.
И еще одним увлечением отмечены последние годы детства Глинки. Он уже давно полюбил чтение, но с тех пор, как один из родственников привез ему старинную книгу с описанием путешествий знаменитого Васко да Гама, чтение книг о природе и жизни далеких стран, сделалось его второй страстью. Самые же увлекательные путешествия, самые опасные приключения придумывал он сам, сидя в саду или в одном из тихих уголков дома с книгой в руках.
И когда осенью 1817 года Глинку повезли в Петербург учиться, он, сидя в дорожной карете, уверял младшую сестру, что они едут открывать новые страны и земли, что о нем будут тоже писать книги, а в новых землях он прежде всего соберет хороших музыкантов и устроит оркестр.

Когда дорожный возок, не слишком изящное, но добротное изделие новоспасского каретника, миновал заставу и покатил, переваливаясь, по широким петербургским улицам, глазам Миши Глинки представилось зрелище, поразившее его своей новизной. Он еще не бывал в таких больших городах, то, что он увидел - никак не походило ни на разбросанный, напоминающий большое село Орел, ни даже на живописный Смоленск. В Смоленске красивее всего был старинный Кремль с пострадавшими от времени, но величавыми и мощными стенами, с древним пятиглавым собором, который, по словам взрослых, не уступал прославленным соборам Новгорода Великого.
Петербург изумил юного Глинку красотой строгих и соразмерных пропорций, правильностью широких и просторных улиц и площадей, так не похожих на живописные раскидистые просторы старых русских городов.
Огромные, величественные здания Петербурга, торжественно возвышавшиеся, не стесняя и не заслоняя друг друга, могли поразить не только воспитанного в глуши мальчика, но и самого взыскательного и бывалого наблюдателя. Петербург недаром называли «Северной Пальмирой» - именем древнего города, славившегося во всем мире красотой своих зданий.
Во всем мире славился и Петербург, в то время насчитывавший всего сто с небольшим лет своего существования.
Стройный шпиль Петропавловской крепости, oгромное здание Зимнего дворца, Казанский собор, только что построенный зодчим Андреем Воронихиным, еще одетое в леса Адмиралтейство - всем этим Петербург мог поспорить с красивейшими городами всего света.
Выдержав экзамен в только что открывшийся Благородный пансион при Педагогическом институте, будущий композитор распростился со своим детством. Живя на частной квартире, в том же доме у Калинкина моста, где помещался пансион, Глинка пользовался несколько большей свободой, чем другие воспитанники. И сама комната его скоро стала центром, где собирались самые живые и любознательные ученики пансиона, чтобы поговорить и поспорить и о пансионских делах, и о том, что происходило за стенами пансиона и просачивалось сквозь них, несмотря на бдительность начальства.
Притягательным центром для воспитанников был гувернер Глинки и трех его товарищей, молодой преподаватель русской словесности, Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Любимый лицейский товарищ Пушкина, один из самых одаренных и образованных людей своего времени, страстно влюбленный в русскую литературу, пламенный патриот, несмотря, на иностранное свое имя и происхождение, Кюхельбекер пользовался у пансионского начальства репутацией чудака и сумасброда. На первых порах подсмеивались над ним и ученики, но безошибочная отзывчивость молодости на всякое честное и чистое слово скоро сделала Кюхельбекера одним из самых любимых преподавателей. Общение его с учениками не ограничивалось чтением лекций, он стремился использовать всякий повод для того, чтобы пробудить в юных умах способность критически мыслить и разбираться не только в «словесности», но и в самой действительности.
Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли воспитанники с наиболее яркими художественными интересами. Среди них были Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Кюхельбекер часто читал стихи Пушкина, знакомя некоторых самых любимых своих питомцев с вольнолюбивыми стихами поэта. В маленькой комнате мезонина мальчики слушали пламенные строки пушкинской «Вольности»:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Голос Вильгельма Карловича звучал гневно, и трепет восторга охватывал его юных слушателей. Глинка скоро почувствовал самую нежную привязанность к своему гувернеру.
Среди преподавателей Благородного пансиона были и другие примечательные лица. Профессор Александр Петрович Куницын (один из учителей Пушкина в Царскосельском лицее), читавший лекции по основам права, смело говорил своим ученикам о естественных правах человека, открыто выступал против закрепощения народа, против тирании самодержавной власти. Говоря о правах человека, он заставлял слушателей задуматься над общественным устройством России того времени, над бесправием народа...
Недаром, вспоминая лицейские годы, Пушкин посвятил Куницыну такие строки:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена *.

Общим с Пушкиным учителем Глинки был и профессор Александр Иванович Галич, читавший лекции по истории философии.
Три таких «вольнодумца», как Кюхельбекер, Куницын и Галич (а к ним можно прибавить и еще некоторые имена), конечно, не могли долго продержаться в стенах учебного заведения того времени. Слух об опасных идеях, проповедуемых с кафедр Педагогического института и Благородного пансиона, распространялся все шире и, наконец, - последовал крах.
Толчком к этому послужило чтение Кюхельбекером его стихотворения «Поэты» в «Вольном обще- стве любителей российской словесности». Узнав о ссылке Пушкина, только что блистательно дебютировавшего своей поэмой «Руслан и Людмила», Кюхельбекер обратил к своему лицейскому товарищу такие строки:

И ты - наш юный Корифей,-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик и филина и врана.

Стихи были напечатаны. «Филина и врана»- это было уж слишком; простить другу опального поэта такие слова, адресованные клеветникам и доносчикам, было не в обычаях того времени.
Педагогическая деятельность Кюхельбекера закончилась: он был отчислен из состава преподавателей пансиона.
Воспитанники не хотели примириться с его увольнением, и в классе, где, учился Лев Пушкин, вспыхнул «бунт». Лев Пушкин, вспыльчивый и порывистый, видимо, решил отомстить не только за любимого учителя, но и за сосланного брата.
«Бунт», учиненный мальчиками-пансионерами, оказался достаточным предлогом для строжайшего расследования порядков в Университете и пансионе. Расследование установило, что «философские и исторические науки преподаются в духе, противном христианству», и привело к изгнанию самых одаренных и передовых профессоров.
Памятью же о всех этих событиях остались строчки в комедии Грибоедова «Горе от ума», вложенные в уста княгини Тугоуховской:

Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так кажется зовут?
Там упражняются в расколах и безверье
Профессоры...

Глинка, молчаливый и задумчивый юноша, всегда погруженный в музыкальные мечты, преданный одной музыке,- не мог, однако, пройти мимо пансионских событий.
Это было первое его столкновение с российской действительностью: он увидел, какая жестокая расправа уготована самым лучшим людям России: Пушкину, Кюхельбекеру, Куницыну, Галичу и другим. Но он не знал, что судьба сделает его свидетелем расправ еще более жестоких.
«Ученье у нас в совершенном упадке»,- писал Глинка матери в 1822 году. И действительно, после изгнания передовых профессоров, в пансионе установилась казенная, душная атмосфера. Утешением воспитанников был только добрейший подъинспектор Иван Екимович Колмаков. В пансионе он был знаменит главным образом своими чудачествами: внимание учеников сразу привлекла его манера моргать глазами и подергивать всползающий куда-то вверх жилет. Говорил он отрывистыми, короткими фразами, прерывая сам себя любимым словечком: «довольно!» По этому поводу складывались куплеты, распеваемые на популярные мотивы, в чем принимал участие и будущий композитор. Глинка научился в совершенстве копировать Колмакова со всеми его ужимками, словечками и в течение долгих лет забавлял этим своих старых товарищей. Однако более внимательное знакомство с Иваном Екимовичем выясняло, что это человек образованный, фанатически преданный науке и одаренный незаурядным художественным вкусом.
Музыка в пансионском обучении занимала довольно видное место, и талант Глинки мог развиваться свободно. Уроки музыки он брал у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, а затем Шарля Майера. Под их руководством созрел исполнительский талант юноши, развился музыкальный вкус. Глинка жадно ловил каждую возможность слушать музыку, в свободные дни он посещал театр, где ставились оперы и балеты прославленных французских и итальянских композиторов. Ему особенно понравилась опера «Водовоз» Луиджи Керубини. Это была правдивая история о том, как водовоз и его семья, выполняя долг благодарности и рискуя жизнью, помогли спастись супружеской чете, преследуемой всевластным министром французского двора - кардиналом Мазарини. Глинку привлекал и сюжет оперы и ее музыка, то пылкая и полная драматизма, то простодушная и трогательная.
Занятия музыкой происходили и на каникулах в Новоспасском, где Глинка с увлечением играл на скрипке в дядюшкином оркестре.
В 1822 году «воспитанник Михаил Глинка» окончил Благородный пансион. На торжественном акте в день выпуска, когда лучшие из выпускников, как обычно, показывали свои таланты, он сыграл вместе со своим учителем Майером блестящий, виртуозный концерт Гуммеля. Талант молодого музыканта был замечен - слушатели почувствовали в этом исполнении нечто большее, чем игру одаренного любителя музыки. Но родные Глинки, да и сам будущий композитор, еще не знали что музыка станет основным делом его жизни. Все еще было впереди!

ЮНЫЕ ГОДЫ

Окончив пансион, Глинка по образу жизни мало отличался от своих сверстников. Отцу хотелось, чтобы он поступил на службу в иностранную коллегию - этот род деятельности был и вовсе необременителен, и вводил молодого человека в избранное петербургское общество. Подчиняясь воле отца, Глинка начал изучать дипломатический французский язык. Поступил он, однако, не в иностранную коллегию, а в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря.
Летом 1823 года, еще до зачисления на службу, Глинка совершил поездку на Кавказ, по совету докторов, рекомендовавших ему для укрепления здоровья целебные кавказские воды. Пятигорск и Кисловодск в то время совсем не походили на современные благоустроенные курорты. Это были маленькие городки, дома которых не могли вместить всех приехавших лечиться, и потому многим приходилось довольствоваться войлочной палаткой. Больные (и Глинка в том числе) принимали лечебные ванны прямо в естественном водоеме, где била струя горячей воды. Это примитивное лечение не только не принесло пользы Глинке, но даже повредило. Зато впечатлений от поездки он получил множество.
Он видел величественную природу Кавказа, горы, покрытые густыми зарослями кустарника и дикого винограда, наблюдал жизнь кавказских аулов, побывал на народных праздниках с традиционной джигитовкой - состязанием всадников, играми и плясками под музыку, совсем непохожую на все слышанное им ранее. Эти впечатления глубоко запали в память и много лет спустя нашла отражение в творчестве Глинки.
Официальное положение Глинки - чиновника Главного управления путей сообщения ничего общего с музыкой не имело.
Но существовала и другая сторона его жизни, о значении которой тогда не догадывался никто из родных и друзей Глинки. Это было все, связанное с музыкой. Везде, где только было можно: на музыкальных вечерах в знакомых домах, в театральных и концертных залах, в Новоспасском и Шмакове в любимых занятиях с дядюшкиным оркестром, накапливал Глинка музыкальные знания, и затем применял их в своих первых композиторских опытах. Глинка охотно принимал участие в светских музыкальных вечерах, играл на фортепьяно и пел, исправно посещал балы, как все молодые люди его возраста. Его музыкальный вкус становился строже и взыскательнее, высшим наслаждением для него было исполнение классической музыки: Бетховена, Моцарта, Керубини, Мегюля. Он почти ежедневно ходил к своему бывшему учителю - Майеру, играть вместе с ним сочинения своих любимых композиторов. Майер видел теперь в Глинке не ученика, а собрата по искусству и уроки заменились совместным музицированием и беседами о музыке.