Кто же такой чичиков беда или надежда. Урок по литературе "Чичиков – это беда или надежда России?". Чичиков - это беда или надежда России

Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из главных героев его произведения является Чичиков. У этого героя был хитроумный план – он скупал мертвых крестьян, смерть которых не была зарегистрирована, и планировал заложить поддельные документы в банк, чтобы получить выгоду. Все это он делал исключительно для своего благополучия и благосостояния, не задумываясь о других.

Он ездил по разным губерниям, любезно и дипломатично общался с людьми, чтобы добиться своего. Ему чуждо заниматься рутинной работой, которая приносит доход, он хочет любым нечестным способом найти капитал и жениться. Он не имеет никаких нравственных ценностей, все, что им движет – это жажда наживы. Для получения того, что ему необходимо, он идет абсолютно на все.

Да, возможно, в нем есть какие-то положительные качества. Он деятелен, не отступает от своей идеи, он обладает отличными предпринимательскими качествами, отличается сильной волей и характером, но какая у него цель? Заработать как можно денег исключительно для себя и жить впоследствии на эти деньги?

Он абсолютно не задумывается о судьбах других людей, для него не существует элементарных моральных и этических законов, кроме приобретения денежных средств, его не абсолютно интересует ничего. Он льстит, пытается понравиться, найти слабые места в общении с людьми. Да, действительно, он в несколько раз умнее и прозорливее тех помещиков, с которыми он вступает в диалог, но это не делает его лучше. Он вряд ли вызовет симпатию у читателя такими поступками.

Пусть даже он обладал хорошими способностями и некоторыми положительными качествами, его желания и цели аморальны и неестественны. Нельзя думать только о своем благосостоянии, есть интересы и желания высшего порядка, которые нужно стремиться реализовывать. Естественно, такие люди, как Чичиков – беда для России. Он не задумывался об общем благе и состоянии страны, он лишь воспользовался ситуацией и хотел удовлетворить собственные амбиции нечестным путем. Недаром его фамилия уже стала нарицательной.

Краткое сочинение рассуждение Чичиков - беда или надежда России?

Несколько интересных сочинений

    Честь - это одно с самых тяжелых и проблематичный черт характера в человеке. Оно не позволяет совершать плохие или бессовестные поступки. Во все времена, мир ценил людей, которые все совершают по чести.

  • Критика о повести Метель Пушкина (отзывы)

    Произведение представляет собой новеллу, входящую в состав нескольких повестей, опубликованных писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

  • Примеры материнской любви из жизни

    Вряд ли есть на свете более сильное, чистое и искренне чувство чем материнская любовь. Оно удостоено множества превозношений и похвал в различных произведениях искусства. Оно занимает значительное место в жизни людей, в человеческой морали и культуре.

  • Критика о романе Дубровский Пушкина - отзывы современников

    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт России, который стал эталоном для всех писателей, которые творили после его рождения. Он является создателем особо художественного языка, а его произведения вошли в самую великую классическую литературу.

Это вопрос, на который нельзя просто ответить «да» или «нет». Тут всё дело в том, какие условия будут соблюдаться. По крайней мере, я так считаю!

С одной стороны, Чичиков, как тот же Бендер, умный и хитрый человек. У этих аферистов очень живой ум, они многое замечают, ищут нестандартные решения. У них есть оптимизм, они добиваются своей цели. Также Чичиков точно психолог, он сумел найти подход к каждому человеку, а в поэме Гоголя такие уж характеры непростые представлены!

С другой стороны, понятно, что Чичиков всего лишь мошенник. Он пользуется слабостями людей, чтобы нажиться. Он нечестен. И его ждёт наказание. Любой может его осудить…

Дело в том, что этот бы живой ум использовать на благо страны, человечества даже!

Но тут важно не забыть и о самом «гении», так как, думаю, просто так (ради высокой идеи) он не стал бы на человечество работать. Когда сам беден, даже есть некогда (и нечего), но печется о благе людей. Нет, Чичиков не такой, он хочет жить в комфорте. Но почему нет? Думаю, что ему могли бы это обеспечить.

Вот если бы его поймали, раскрыли его махинации и предложили работать на государство, например. Так бывает в кино. Вообще, я считаю, что преступников (людей с определенным талантом) тоже можно было бы чаще привлекать к сотрудничеству. Как в фильме «Поймай меня, если сможешь».

Чичикова я с трудом представляю в роли землевладельца, скучающего помещика. Даже если бы он об этом мечтал, то просто не смог бы так.

Интересно, что такой человек, вообще, появился в обществе с огромным количеством пороков. Здесь энергии или нет, или она направлена на ерунду. Например, на разгул, мечтания, накопление… У Чичикова полно энергии, есть ум, но направление не в пользу общества – вот и вся проблема.

Может быть, дело в воспитании? Он явно ставит свой успех и свое благосостояние выше всего. Или это недостаток веры? Если бы Чичиков искренне ходил в церковь, то он бы боялся нагрешить. А тут он явно не думает о том, что его после, даже если он разбогатеет, будет мучить совесть… Или его после смерти осудят и накажут. Он считает себя умней других (и не зря), вот почему даже рад их «надурить»!

Но я считаю, что Чичикова не проймешь разговорами о «душе». Не зря он покупал «души мертвые». Ему нужна именно выгодная сделка. Лишь бы «конкуренты» не заплатили больше! Или просто своя выгода бы не пересилила. Могу повторить, что Чичиков – это счастье для страны, но если страна сможет его направить.

Сочинение 2

Чичиков Павел Иванович главный герой произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В начале поэмы он представляется читателям, как человек порядочный, честный, образованный и приятный. У Чичикова можно отметить массу положительных сторон. Он приветлив и обходителен, хорошо ладит с людьми и может найти к ним подход. Обладает веселым нравом, любит шутить и смеяться. Многие люди его любят и хотят с ним общаться.

Но все это лишь маска. На самом деле Чичиков абсолютно другой. Он родился в бедной семье. С ранних лет отец учил его экономить деньги, общаться только с нужными людьми и быть с ними обходительным. Чичиков запомнил все рекомендации отца и успешно ими пользовался в жизни. Он прекрасно научился втираться в доверие к людям и манипулировать ими. Он был превосходным лицемером. Он постоянно пользовался людьми ради получения своей выгоды. Он был весьма корыстным человеком. Его интересовала только выгода и получение прибыли.

Глубоко в глубине души он мечтал о жене и детях. Но, он не спешил заводить семью потому, что это лишняя статья расходов. Чичиков настоящий эгоист, его интересует только получение выгоды. Он никогда не участвует в общественных мероприятиях. Он работал в различных организациях. Все его негативные стороны характера проявляются во время его работы. Он не боится проводить различные махинации. Чичиков берет взятки. Ради карьерного роста он льстит и старается угодить вышестоящему руководству.

В итоге Чичиков придумал очередную аферу. Он решил скупать и перепродавать «мертвые души». Благодаря своему дару убеждения у него это очень хорошо получалось.

Автор наделил своего персонажа массой отрицательных черт характера. Но, его нельзя назвать полностью отрицательным героем. Ответить на вопрос «является ли Павел Иванович надеждой или бедой России?» однозначно невозможно. Если бы его отрицательные черты направить в нужное русло, тогда он бы мог быть полезен для России. Например, он прекрасно ладит с людьми и умеет ими управлять. Благодаря этому он бы мог быть прекрасным психологом, риэлтором, продавцом. Он умеет экономить и смог бы быть хорошим экономистом. Если бы искоренить в Чичикове лесть, притворство, алчность, лицемерие и эгоизм то он мог бы стать надеждой России. Но, на данный момент (со всем набором его характеристик) он является бедой для России.

>Сочинения по произведению Мертвые души

Чичиков - это беда или надежда России?

В поэме «Мертвые души» Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного ему общества, он оставлял надежду для позитивных изменений, хотел дать шанс на исправление главному герою Чичикову, но, увы, так и не дописал третий том. Даже второй существует только в черновом варианте, а единственной напечатанной версией поэмы является первый том.

В образе Чичикова Гоголь нарисовал прыткого дельца и хитрого предпринимателя, стремящегося к новым свершениям, несмотря на жизненные невзгоды и огорчения. Основное желание героя - быть таким как все, но в то же время заработать себе капитал, чтобы быть в обществе уважаемым, ценным, незаменимым. Для достижения своих целей он угождает всем и каждому. В гонке за деньгами и славой, он прибегает к самым разнообразным уловкам, забывая, что из-за обмана и мошенничества можно потерять человеческое лицо, лишиться со временем души. Учитывая все это, автор оставляет для героя путь для отступления, то есть очищения от жадности и исправления своих ошибок.

Чичиков находится в непрестанном движении. Он всегда куда-то едет, кого-то навещает, кому-то дает взятку, выискивает новые связи, присматривает для себя богатую и красивую невесту, ищет место для строительства особняка или целой деревни. Таким образом, его можно считать одним из самых живых и активных героев в русской литературе. Гоголь его намеренно выделяет в сетке других героев произведения. О нем единственном он рассказывает историю жизни от рождения и до взросления. Таким образом, он планировал провести героя через «жизненную грязь к нравственному возрождению», отчего можно сделать вывод, что он надежда России.

Примечательно то, что Русь Гоголь изобразил в виде мчащейся тройки коней - Чубарого, Гнедого и каурого Заседателя. Последние два - честные трудяги, а вот Чубарый - это «лукавый» конь под стать сбившемуся с пути Чичикову. Как говорит кучер Селифан, он только делает вид, что тянет оглоблю, а на самом деле хитрит. В то же время, наличие таких коней как Чубарый и Заседатель дают надежду на воскрешение главного героя из «мертвых». Он все-таки, разительно отличается от помещиков с «мертвыми душами».

Тема урока:

Чичиков – это беда или надежда России?

(По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье! Точно как бы вымерло всё, как бы в самом деле обитают в России неживые, а какие-то мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!

(Н. В.Гоголь)

Цели :

1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; обучать анализу художественного образа;

2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.

3. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Оборудование урока : портрет Н. В. Гоголя, текст поэмы «Мёртвые души», презентация по теме урока, фрагмент художественного фильма «Мёртвые души», фрагмент док. фильма

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя», - сказал Н.Г.Чернышевский.

- Да, без Гоголя трудно себе представить русскую литературу. Однако Н.В.Гоголь – это один из самых сложных писателей мира. Его судьба – литературная и житейская – потрясает нас своим драматизмом. Противоречия раздирали его сознание и творчество. В своих произведениях он сознательно разоблачал порядки, которые насаждал несправедливый общественный строй России. Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма - одно из самых загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.

Что может дать пользу душе, а что вред?

И одно из таких произведений – поэма «Мёртвые души», главный герой которого – Павел Иванович Чичиков.

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ» (Н.В.Гоголь).

А что же? Кто же является предметом поэмы? Может быть, Чичиков?

«Мёртвые души» потрясли Россию… «Мёртвые души» – удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный » (А.И.Герцен).

Не безнадёжный упрёк? А на что или на кого надежда?

Может быть, надежда на Чичикова?

Хотя герой В.М.Шукшина, когда знакомится с поэмой, задаётся вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова везут. Ёлкина мать!..вот так троечка!..Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке – прохиндей, шулер». Так кто же Чичиков:

Тема нашего урока – «Чичиков – это беда или надежда России»?

Цель:

Выяснить: кто же Чичиков - беда России: прохиндей, шулер, мошенник…? Или надежда России: предприниматель, спаситель…?

2 . Повторение материала

Не позабавить читателя, а потрясти его ужасом хотел автор.

Чичиков скупал мёртвые души – умерших крестьян – для чего?

У кого скупал?

- Назовите помещиков.

Какие типичные черты в их образах отразил Гоголь? Какие пороки человеческой личности?

Манилов – мечтательность, бездеятельность, пустословие.

Коробочка – ограниченность взглядов, тупость, скопидомство

Собакевич – грубость, злословие

Ноздрев – развязанность, несерьезность, легкомысленность

Плюшкин – скупость, жестокость

3. Работа с текстом

- А теперь посмотрим внимательно на загадочного Павла Ивановича Чичикова.

Павел… Кто он?

1) Апостол Павел посещал мучающихся в аду грешников (апокриф «Хождение апостола Павла по мукам»)

2) Из поэмы «Мёртвые души»: «Приезжий во всём как-то умел найтиться… О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его…»

Прокомментируйте, как вы это поняли?

(Подобные характеристики Чичикова прямо ассоциируются со словами апостола Павла в Первом Послании в Коринфянам: «Для Иудеев я был как Иудей…». К этому можно добавить, что не только Павел, но и все апостолы, преодолевая вавилонское смешение языков, получают от Святого Духа способность обращаться со словом истины к любому народу, в чём и выражается идея единения всего сущего в Боге.)

Именно в общении с Чичиковым все отрицательные черты героев проявляются ярче. Он подстраивается под манеру поведения каждого. Приведите примеры.

- Как пришла Чичикову мысль о покупке мёртвых душ? Какой человек на такое оказался способен.

4. Работа с образом главного героя.

Какие же черты характерны для самого Павла Ивановича?

изобретательный

(Составление схемы «Образ Чичикова»)

мошенник

находчивый

предприниматель

Волевой человек

изворотливыйна

прохиндей

непривередливый

Ничем не гнушается

В каких эпизодах проявились эти черты? (аферы, в которых участвовал Чичиков)

5. Работа с видеофрагментом.

Можно ли в наше время – время рыночной экономики и предпринимательства - обойтись без этих качеств?

А встречаются ли сейчас герои, подобные Павлу Ивановичу?

(Просмотр фильма о современных аферистах – 5 минут)

Какие ощущения возникли? Дайте ваш комментарий увиденному.

Откуда берется подобный тип людей, как формировался характер Чичкова? (детство Чичикова, учеба в гимназии – чтение эпизодов 11 главы)

Что вы скажете по поводу следующей мысли Гоголя, которую он вложил в уста Муразова, героя второго тома «Мертвых душ»?

«Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»

Что же произошло с человеком? Почему вроде бы хорошие качества превратились в отрицательные? (душа мертвая)

Можно ли этого избежать? Что делать? (оживить душу – ведь она бессмертна!)

Но как это сделать? Ответ мы найдем у самого Гоголя!!!

6. Исследовательская работа (индивидуальное задание - анализ писем Гоголя. Цель: выявить сходства писателя с его героями)

Гоголь считал свой труд над «Мёртвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чём писал в письмах друзьям. В письме Плетнёву в октябре 1843 года есть такие слова : «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений» . А в июле 1844 года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли "Мёртвые души"? И пишутся и не пишутся <...> Я иду вперёд - идёт и сочинение, я остановился - нейдёт и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за своё слово и то влияние, которое оно окажет на других.

Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырёх письмах по поводу "Мертвых душ "»: «С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага»

Обратимся к ранним письмам автора и сопоставляем образы помещиков с фактами биографии Гоголя. В «Четырёх письмах по поводу "Мёртвых душ"» находим, что писал Гоголь об этом произведении: «<...> герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения - история моей собственной души» .

1) Письмо к матери от 1 октября 1824 года «Позвольте, дражайшая ма-минька! Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, - всё сильнее побуждают меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность»

2) Воспоминания о писателе Л.Арнольди: «Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил, имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье и проч.». В «Мёртвых душах» отразилась также привычка Гоголя, переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг. Л.Арнольди вспоминал об этом: «Покуда мы обедали, он всё разговаривал с половым, расспрашивал его, откуда он, сколько получает жалованья, где его родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города...» Чиновники города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».

3) Письмо Жуковскому Гоголь описывал опустевшую комнату: «Мне всё кажется, что из неё кто-то на минуту выехал или выезжает, что наполовину уложенный чемодан стоит посередине, по всем углам клоки обвёрточной бумаги, верёвочек...»

4) В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты о доме в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии, и вместе с тем, чтобы дать постройке лучший вид.: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства...»

Таким образом, перед нами судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога..

6. Николай Васильевич через поэму говорит о тех пороках, которые есть не только у героев произведения, и у него. Но и сам указывает путь избавления от них! Как? Ответ на вопрос мы найдем в стихотворении Гоголя «Песня молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице», в которой и находится ключ к разгадке авторской тайны:

К тебе, о Матерь Пресвятая,

Дерзаю вознести свой глас,

Лицо слезами омывая,

Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моления,

Мой дух от зол и бед избавь,

Пролей мне в сердце умиление,

На путь спасения наставь,

Да буду чужд своей я воли.

Готов для Бога всё терпеть;

Будь мне покровом в горькой доле,

Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных.

За всех молитвенница нас!

О, защити, когда ужасный

Услышим судный Божий глас.

Когда заменит вечность время,

Глас трубный мёртвых воскресит,

И книга совести всё бремя

Грехов моих изобличит!

Стена ты верным и отрада:

К Тебе молюся всей душой.

Спаси меня, моя Отрада.

Умилосердись надо мной.

- Каков же этот путь?

Итоги урока.

«Гоголь знал, что книгу допишет время…(Е.Ю.Полтавец)

Итак, попробуем ответить на вопрос: кто же Чичиков и ему подобные – зло или надежда России? (бездуховные люди с его чертами нанесут вред, а чтобы эти черты стали для человека положительными, необходимо духовное и нравственное самосовершенствование)

Поэма «Мёртвые души» - это книга совести. Для нас очень важно это открытие, потому что это начало нашего нового диалога с Н.В.Гоголем... Дерзайте, читайте, мыслите, будьте живыми душами... Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения,
не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”
Чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть своё «оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему

Домашнее задание: эссе «Чичиков – это беда или надежда России? »

Скажите, кто же УМЕР в каждом из них?

Манилов – миротворец, дипломат;

Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;

Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества;

Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности.

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова:
«Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем.


ответ на вопрос чичико беда или надежда россии

    Чичиков, несомненно, "герой своего времени". Гоголь рисует предпринимателя, "живчика", всегда возрождающегося к новым свершениям, несмотря на все невзгоды и разрушительные жизненные обстоятельства. Основная черта Чичикова - желание быть как все и в то же время солидным, респектабельным.
    Угодить всем - его цель, но угодить только для того, чтобы отстоять свою выгоду и из пустоты произвести вполне осязаемые деньги. Это талант капиталиста, живущего, по слову Пушкина, в "железный век" - век денег и чистогана, страсти которого рождают те же деньги. Они губят подлинные человеческие чувства, убивают нравственные порывы, делают невозможной любовь и сострадание - одним словом, в этом горниле капиталистического предпринимательства личность легко может погибнуть, превратиться в грубое животное, удовлетворяющее одни материальные потребности. Человек вдруг забывает о душе и духе, он предает свой человеческий облик, его душа, как пишет Гоголь, "обрастает плотью". Таким предстает Чичиков как герой своего времени.
    Вместе с тем он - "герой-мираж". В нем заключены черты поэта, желающего приобрести счастье сразу, в один момент, он поистине тот самый русский человек, не желающий трудиться и создавать дом и благополучие путем кропотливого каждодневного труда. Мошенничество - вот путь чичиковых. Подобно странствующему рыцарю средневекового романа или бродяге плутовского романа, Чичиков находится в непрестанном движении, в дороге, он иронически сравнивается самим повествователем с гомеровским Одиссеем. Правда, в отличие от рыцаря, посвящающего героические деяния Прекрасной Даме, Чичиков - "рыцарь копейки", ради последней в сущности он и совершает свои "подвиги".Образ Чичикова составляют метафоры, окрашенные в разной степени то в эпические, то в иронические, то в пародийные тона: "барка среди свирепых волн" жизни, "незначащий червь мира сего", "волдырь на воде". Вопреки солидности, степенности, телесной осязаемости Чичикова ("был тяжеленек", "животик барабан"), вопреки заботе о будущих потомках и желанию стать образцовым помещиком, сущность Чичикова - мимикрия, протеичность, способность принимать форму любого сосуда. И это тоже отличает его именно как "героя своего времени".

    Характер Чичикова формируется в соответствии с целями его жизни, и особенно в связи с капиталистической аферой, идея которой полностью подчинила героя, сделала его рабом, уничтожив его человеческие начала.

    Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России.

    Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.Одна из ипостасей Чичикова - его бричка. Кони - это способности героя, особенно чубарый - "лукавый" конь, символизирующей мошенничество Чичикова, "отчего ход тройки - боковой ход". И Чичиков, несомненно, уклоняется от истинного пути, который для Гоголя есть путь нравственного самосовершенствования.

    Впрочем, коренной гнедой и пристяжной каурой масти - кони-труженики, что внушает Гоголю надежду на воскресение Чичикова "из мертвых", отвечает его идеалу направить мчащуюся Русь-тройку по магистральному христианскому пути, по которому вслед за Русью должны пройти европейские страны, уклонившиеся от истинного пути. Чичиков должен был стать действительным "героем своего времени", то есть быть впереди современников, указать им христианскую дорогу, какую вожделенно взыскует Гоголь - писатель и проповедник.