Кубизм. Развитие кубизма. Презентация на тему «Кубизм Скачать презентацию кубизм

Куби́зм (фр. Cubisme) -
модернистское направление в
изобразительном искусстве, прежде всего
в живописи, зародившееся в начале XX века
и характеризующееся использованием
подчеркнуто геометризованных условных
форм, стремлением «раздробить» реальные
объекты на стереометрические примитивы.
Возникновение кубизма традиционно
датируют 1906- 1907 г. Термин «кубизм»
появился в 1908 г., после того как
художественный критик Луи Восель назвал
новые картины Жоржа Брака «кубическими
причудами» .

Куби́зм - направление в искусстве, основанное в первой четверти XX века в живописи, представители которого изображают предметный мир в вид

Куби́зм - направление в искусстве, основанное в первой
четверти XX века в живописи, представители которого изображают
предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических
объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса, чтобы полнее
выразить идеи вещей, художники используют традиционную
перспективу как оптическую иллюзию и стремятся дать их
всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и
совмещения нескольких её видов в рамках одной картины.
Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в
использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов
сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или
отдалённых элементов картины.
В архитектуре и скульптуре характеризуется использованием
подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением
раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы,
стремление выявить простейшие геометрические формы,
лежащие в основе предметов.

В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский, аналитический, синтетический. 1. «Сезановский» или ещё по другому «негритянский» пер

В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский,
аналитический, синтетический.
1. «Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с
открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем
Сезаном. Этот период характеризуется картинами на которых
изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как бы
раскладываются на плоскости создавая ощущуение рельефности в
изображении. Цветовое решение подчеркивало и дробило объем.
Композиции создаются в основном на основе пейзажей, фигур,
натюрмортов написанных с натуры.
2. Аналитический период характеризуется тем что изображаемый
предмет полностью дробился на составляющие его части,
расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. Цветовая
палитра сводилась к черному и белому. Этот период в развитии
кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным.
3. Синтетический этап продолжался с 1912 по 1914 гг. В это период
преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на
панно.

Представители

Живопись
Пабло Пикассо,
Жорж Брак,
Аристарх Лентулов
Фотография
Иосиф Бадалов
Скульптура
Александр Архипенко,
Константин Бранкузи

Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Художники в своих работах сопоставляли геометрические
поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми
предметами, они считали что, форма должна быть далека от
изображаемого предмета. В работах не было эмоциональной
насыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в
произведениях кубистов отводилось минимальное значение,
художники стремились использовать его как можно меньше. Это
были в основном серые, черные, коричневые цвета. Образы в
произведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали
реальность, становились абстрактными, понятными только самому
автору. Живописцы представляли объект как бы с нескольких точек
зрения сверху, снизу, изнутри, сбоку, помещали эти изображения на
одном полотне, накладывали одно на другое. Желание изобразить
неизобразимое привело к упрощению жанров живописи.

Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Главным завоеванием кубистов, и

Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет,
пейзаж, натюрморт), а давали им общее название
картина. Главным завоеванием кубистов,
искусствоведы считают безграничную свободу.
Для расширения возможностей своего направления
кубисты соединяли в картине разнообразные техники и
материалы: цветную бумагу, обои и т.д. Одним из
новых выразительных средств стал коллаж – монтаж
картины из наклеек.
Со временем новое направление зашло в тупик. В
поисках новых средств выразительности художники
наклеивали на картину газеты, оберточную бумагу
закрашивали их. Они считали, что это позволяет им
создать пространство.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (1861-1973)- выдающийся
художник 20 века, живописец, рисовальщик,
гравер, скульптор, один из основателей кубизма.
Пабло Пикассо получил основы изобразительного
искусства у своего отца – учителя рисования.
Затем с 14 лет он обучался в барселонской
Академии художеств, в 16 лет поступил в
Королевскую Академию Сан-Фернадо в Мадриде.
В 1904 году художник перебирается в Париж.

Одной из первых работ в стиле кубизма стала картина «Авиньенские девушки» (1907). В данном полотне виден сюжет, но реализм уже исчезает. Фигур

Одной из первых работ в стиле кубизма стала картина «Авиньенские
девушки» (1907). В данном полотне виден сюжет, но реализм уже
исчезает. Фигуры женщин изображены геометрическими формами и
вогнуто-выпуклыми плоскостями рисунка. Частично ещё чувствуется
присутствие светотеневой моделировки с применением растушевки, но
уже активно используется штрих.

«Девочка на шаре» (1905г.)

«Три музыканта»

«Знание и милосердие»

«Круглый стол»

События в Испании нашли отклик в творчестве П.Пикассо, он написал живописную картину «Герника» (1937). Здесь можно заметить некоторые элемент

События в Испании нашли отклик в творчестве П.Пикассо, он написал
живописную картину «Герника» (1937). Здесь можно заметить некоторые
элементы реализма. Картина стала предупреждением человечеству о
грядущей войне, об ужасах фашизма, она вызвала эмоциональный взрыв в
обществе. Свой протест и тревогу автор выразил с помощью ломких линий
пресекающих лица героев картины.

Жорж Брак

Жорж Брак (1882-1963) – французский живописец,
скульптор, гравер, один из основоположников кубизма.
Ж.Брак родился в Аржантее. Изобразительному искусству
учился сначала у отца, потом в мастерской художника
декоратора. В 1902 г. поступил в академию Эмбера в
Париже.
В начале своего творчества Брак был связан с фовизмом,
писал в основном пейзажи, используя сложные цветовые
гаммы. Ранний период его творчества совпадает с
периодом аналитического кубизма. Он работает над
натюрмортами и пейзажами, используя практически
одноцветную гамму. Во время Первой мировой войны Брак
был призван на фронт, получил ранение, перенес тяжелую
операцию. После выздоровления он вновь возвращается к
творчеству. Постепенно Брак отходит от кубизма,
переключаясь на создание плоскостных картин более
разнообразных по цвету. С 1930 г. художник начинает
использовать в композициях человеческие фигуры в
интерьере, очень близкие по стилю к абстракционизму.
Поздние картины Ж.Брака становятся лаконичными.
Сюжеты пустынных равнин и морского побережья
Нормандии гармонично соединяются с мотивами
заброшенной лодки и плуга на осеннем поле. Композиции
гармоничны и очень близки к классицизму.

«Гавань в Антверпене»(1906)

В 1949-1956 гг. Брак создал серию «Мастерские», одно из самых своих значимых произведений, куда вошли восемь полотен крупного формата с изображ

В 1949-1956 гг. Брак создал серию «Мастерские», одно из самых своих
значимых произведений, куда вошли восемь полотен крупного формата с
изображением предметов искусства, где присутствует сверкающее
изображение белой птицы – символ творческого полета. Предметы
становятся более узнаваемыми, стала более разносторонней цветовая
гамма. Позже образ птицы развивается в его творчестве в самостоятельную
тему («Черные птицы», 1956-1957гг.)

«Скрипка и кувшин»
«Женщина с гитарой»

Аристарх Лентулов (1882-1943)

Родился в 1882 г. в селе Ворона Пензенской губернии в
семье священника. Мать Аристарха Лентулова рано
осталась вдовой с четырьмя детьми, младшим из
которых и был будущий художник.
После Пензенского духовного училища Лентулов
перешёл в семинарию. Однако в Пензе открыли
художественное училище, и Аристарх Лентулов попал в
первый набор. Дальнейшее художественное образование
Лентулов получал в Киевском художественном училище,
в петербургской студии Д. Кардовского.
С 1909 г. жил в Москве.

«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года». (1912)

По возвращении из Парижа художник создал ряд панно с изображением архитектурных памятников Москвы. Эти произведения соединяют натурное в

По возвращении из Парижа художник создал ряд панно с изображением
архитектурных памятников Москвы. Эти произведения соединяют
натурное впечатление от средневековой архитектуры, традиционную
фольклорную яркость и кубофутуристическую трансформацию формы. Во
многих работах 1910-х годов Лентулов использовал аппликацию.
«Нижний Новгород» (1915)

«Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915)

«Ворота с башней. Новый Иерусалим» (1917)

«Василий Блаженный» (1913)

«Исследование символического сходства в портрете» (1912)

Александр Архипенко (1887-1964)

Украинско-американский скульптор,
родился в Киеве. В 1906 году он
переехал в Москву, а в 1908 – в Париж.
Там в биографии Архипенко было
положено начало развитию его
кубической техники в скульптуре., где
вскоре примкнул к кубистам, а в 1923
году переселился в США. Скульптура
Архипенко строится на резкой
деформации и геометрической
стилизации пластической формы,
сохраняя лишь отдаленную связь с
реальностью. Его работы отличаются
нарочитым искажением пропорций и
острой линейной ритмикой.

Его «Черный торс» (1909 г) считается первой кубистской скульптурой) он переходит к своеобразному абстрактному экспрессионизму, тяжелые масс

Его «Черный торс» (1909 г)
считается первой кубистской
скульптурой) он переходит к
своеобразному абстрактному
экспрессионизму, тяжелые массы
классической скульптуры
сменяются экспрессивноупрощенными формами. Этот этап
приводит к абстракции.
Отбрасывая подражание природе,
художник разрабатывает
автономный пластический язык. В
1920-1923 гг. Архипенко
преподает в Берлине, затем
эмигрирует в США, где остается до
конца жизни.

«Женщина в печали»
(1914)
«Женщина расчесывающая
волосы» (1915)

Константин Бранкузи (р. 1876)

Переход от реальности к
кубистической
беспредметности составляет
особенность творчества
известнейшего мастера
модернистской скульптуры,
румына, работавшего во
Франции. Его скульптура
строится на элементарных
стереометрических формах.
Работал же он в основном с
металлом, камнем, деревом.

Произведение Бранкузи «Муза» считается лучший работой автора, в которой он сумел представить весь свой талант, выразив свой период взросл

Произведение Бранкузи «Муза»
считается лучший работой автора,
в которой он сумел представить
весь свой талант, выразив свой
период взросления. Истиной
музой для создания скульптуры
стала баронесса. «Муза» стала
первой работой Бранкузи,
выставленной в США в 1913 году,
обеспечив ему популярность и
признание в Новом Свете, как
основателю стиля абстрактного
кубизма скульптуры. В течение
последних двадцати пяти лет
работа не была представлена
широкой публики, также она не
выставлялась на рынке.

«Спящая муза»

Мастерская скульптора-музей

Иосиф Бадалов

Фотограф Иосиф Бадалов снимает отражения разбитых зеркал и
стремится воплотить кубизм в фотографии. Метафизическая фотография,
в жанре которой работает Иосиф Бадалов, представляет собой опыт
визуализации абстрактных идей. Столь нетривиальная творческая задача
осложняется тем, что Бадалов не приемлет графических редакторов и все
композиции снимает живым кадром.
В его студии парят балерины, бегают ассистенты с живым огнем, вдоль
стен расставлены расколотые зеркала, светоотражатели, прожекторы и
стойки с неожиданным реквизитом.

Жорж Брак (1882-1963) – французский живописец, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма. Ж.Брак родился в Аржантее. Изобразительному искусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора. В 1902 г. поступил в академию Эмбера в Париже. В начале своего творчества Брак был связан с фовизмом, писал в основном пейзажи, используя сложные цветовые гаммы. Ранний период его творчества совпадает с периодом аналитического кубизма. Он работает над натюрмортами и пейзажами, используя практически одноцветную гамму. Во время Первой мировой войны Брак был призван на фронт, получил ранение, перенес тяжелую операцию. После выздоровления он вновь возвращается к творчеству. Постепенно Брак отходит от кубизма, переключаясь на создание плоскостных картин более разнообразных по цвету. С 1930 г. художник начинает использовать в композициях человеческие фигуры в интерьере, очень близкие по стилю к абстракционизму. Поздние картины Ж.Брака становятся лаконичными. Сюжеты пустынных равнин и морского побережья Нормандии гармонично соединяются с мотивами заброшенной лодки и плуга на осеннем поле. Композиции гармоничны и очень близки к классицизму.

Cлайд 1

Cлайд 2

Основные направления и стили в искусстве начала XX века кубизм фовизм футуризм экспрессионизм дадаизм сюрреализм абстракционизм

Cлайд 3

Куби зм (фр. Cubisme) - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906- 1907 г. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Жоржа Брака «кубическими причудами» .

Cлайд 4

Куби зм - направление в искусстве, основанное в первой четверти XX века в живописи, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса, чтобы полнее выразить идеи вещей, художники используют традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремятся дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких её видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины. В архитектуре и скульптуре характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы, стремление выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов.

Cлайд 5

В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский, аналитический, синтетический. 1. «Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем Сезаном. Этот период характеризуется картинами на которых изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как бы раскладываются на плоскости создавая ощущуение рельефности в изображении. Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Композиции создаются в основном на основе пейзажей, фигур, натюрмортов написанных с натуры. 2. Аналитический период характеризуется тем что изображаемый предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. Цветовая палитра сводилась к черному и белому. Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным. 3. Синтетический этап продолжался с 1912 по 1914 гг. В это период преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на панно.

Cлайд 6

Представители Живопись Пабло Пикассо, Жорж Брак, Аристарх Лентулов Скульптура Александр Архипенко, Константин Бранкузи Фотография Иосиф Бадалов

Cлайд 7

Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали что, форма должна быть далека от изображаемого предмета. В работах не было эмоциональной насыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в произведениях кубистов отводилось минимальное значение, художники стремились использовать его как можно меньше. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. Образы в произведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали реальность, становились абстрактными, понятными только самому автору. Живописцы представляли объект как бы с нескольких точек зрения сверху, снизу, изнутри, сбоку, помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи.

Cлайд 8

Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Главным завоеванием кубистов, искусствоведы считают безграничную свободу. Для расширения возможностей своего направления кубисты соединяли в картине разнообразные техники и материалы: цветную бумагу, обои и т.д. Одним из новых выразительных средств стал коллаж – монтаж картины из наклеек. Со временем новое направление зашло в тупик. В поисках новых средств выразительности художники наклеивали на картину газеты, оберточную бумагу закрашивали их. Они считали, что это позволяет им создать пространство.

Cлайд 9

Пабло Пикассо Пабло Пикассо (1861-1973)- выдающийся художник 20 века, живописец, рисовальщик, гравер, скульптор, один из основателей кубизма. Пабло Пикассо получил основы изобразительного искусства у своего отца – учителя рисования. Затем с 14 лет он обучался в барселонской Академии художеств, в 16 лет поступил в Королевскую Академию Сан-Фернадо в Мадриде. В 1904 году художник перебирается в Париж.

Cлайд 10

Одной из первых работ в стиле кубизма стала картина «Авиньенские девушки» (1907). В данном полотне виден сюжет, но реализм уже исчезает. Фигуры женщин изображены геометрическими формами и вогнуто-выпуклыми плоскостями рисунка. Частично ещё чувствуется присутствие светотеневой моделировки с применением растушевки, но уже активно используется штрих.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

События в Испании нашли отклик в творчестве П.Пикассо, он написал живописную картину «Герника» (1937). Здесь можно заметить некоторые элементы реализма. Картина стала предупреждением человечеству о грядущей войне, об ужасах фашизма, она вызвала эмоциональный взрыв в обществе. Свой протест и тревогу автор выразил с помощью ломких линий пресекающих лица героев картины.

Cлайд 16

Жорж Брак Жорж Брак (1882-1963) – французский живописец, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма. Ж.Брак родился в Аржантее. Изобразительному искусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора. В 1902 г. поступил в академию Эмбера в Париже. В начале своего творчества Брак был связан с фовизмом, писал в основном пейзажи, используя сложные цветовые гаммы. Ранний период его творчества совпадает с периодом аналитического кубизма. Он работает над натюрмортами и пейзажами, используя практически одноцветную гамму. Во время Первой мировой войны Брак был призван на фронт, получил ранение, перенес тяжелую операцию. После выздоровления он вновь возвращается к творчеству. Постепенно Брак отходит от кубизма, переключаясь на создание плоскостных картин более разнообразных по цвету. С 1930 г. художник начинает использовать в композициях человеческие фигуры в интерьере, очень близкие по стилю к абстракционизму. Поздние картины Ж.Брака становятся лаконичными. Сюжеты пустынных равнин и морского побережья Нормандии гармонично соединяются с мотивами заброшенной лодки и плуга на осеннем поле. Композиции гармоничны и очень близки к классицизму.

Cлайд 17

Cлайд 18

В 1949-1956 гг. Брак создал серию «Мастерские», одно из самых своих значимых произведений, куда вошли восемь полотен крупного формата с изображением предметов искусства, где присутствует сверкающее изображение белой птицы – символ творческого полета. Предметы становятся более узнаваемыми, стала более разносторонней цветовая гамма. Позже образ птицы развивается в его творчестве в самостоятельную тему («Черные птицы», 1956-1957гг.)

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Аристарх Лентулов (1882-1943) Родился в 1882 г. в селе Ворона Пензенской губернии в семье священника. Мать Аристарха Лентулова рано осталась вдовой с четырьмя детьми, младшим из которых и был будущий художник. После Пензенского духовного училища Лентулов перешёл в семинарию. Однако в Пензе открыли художественное училище, и Аристарх Лентулов попал в первый набор. Дальнейшее художественное образование Лентулов получал в Киевском художественном училище, в петербургской студии Д. Кардовского. С 1909 г. жил в Москве.

Cлайд 23

Cлайд 24

По возвращении из Парижа художник создал ряд панно с изображением архитектурных памятников Москвы. Эти произведения соединяют натурное впечатление от средневековой архитектуры, традиционную фольклорную яркость и кубофутуристическую трансформацию формы. Во многих работах 1910-х годов Лентулов использовал аппликацию. «Нижний Новгород» (1915)

Cлайд 25

Cлайд 26

Cлайд 27

Cлайд 28

Cлайд 29

Александр Архипенко (1887-1964) Украинско-американский скульптор, родился в Киеве. В 1906 году он переехал в Москву, а в 1908 – в Париж. Там в биографии Архипенко было положено начало развитию его кубической техники в скульптуре., где вскоре примкнул к кубистам, а в 1923 году переселился в США. Скульптура Архипенко строится на резкой деформации и геометрической стилизации пластической формы, сохраняя лишь отдаленную связь с реальностью. Его работы отличаются нарочитым искажением пропорций и острой линейной ритмикой.
  • Куби́зм (фр. Cubisme ) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто - геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУБИЗМА

  • Возникновение кубизма традиционно датируют 1906 - 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами»
  • Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали « синтетическим кубизмом ».Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) кубизм.


  • Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо « Авиньонские девицы », «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др.

« АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ »



СЕЗАННОВСКИЙ КУБИЗМ

  • Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. Следуя трансцендентализму конца 19 в., они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире.


  • Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи Поля Сезанна. В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. В портрете Гертруды Стайн, созданном Пикассо в 1906, уже чувствуется увлечение искусством Сезанна. Затем Пикассо написал картину Авиньонские девицы, которая считается первым шагом на пути к кубизму.

Портрет Гертруды Стайн


  • В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве).
  • Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.

"ЖЕНЩИНА С ВЕЕРОМ". 1909 Г ПАБЛО ПИКАССО


"БИДОН И МИСКИ". 1908 Г ПАБЛО ПИКАССО



АНАЛИТИЧЕСКИЙ КУБИЗМ

  • Аналитический кубизм, вторая фаза кубизма, характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства.

"ПОРТРЕТ ДАНИЭЛА-ГЕНРИ КАВЕЙЛЕРА". 1910 Г ПАБЛО ПИКАССО




"ПОРТРЕТ АМБРУАЗА ВОЛЛАРА". 1915 г. ПАБЛО ПИКАССО


СИНТЕТИЧЕСКИЙ КУБИЗМ

  • Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Впервые это проявилось в произведениях Хуана Гриса, который стал активным приверженцем кубизма с 1911. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в живописи и акцентирование живописной поверхности. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта

МУЖЧИНА В КАФЕ , 1914 ХУАН ГРИС



"НАТЮРМОРТ С ПЛЕТЕНЫМ СТУЛОМ« (1911-1912) ПАБЛО ПИКАССО


"СКРИПКА и ГИТАРА" (1913). ПАБЛО ПИКАССО


КУБИЗМ Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса Дж.Голдинг


Кyбизм (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний - фyтypизмa и пpимитивизмa. фyтypизмa пpимитивизмa Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм. кyбoфyтypизм


Рождение кубизма приходится на года – канун первой мировой войны. Новоявленное течение в модернистском искусстве вызвало естественное бешенство среди мещан. За кубизмом в изобразительном искусстве в свое время стоял круг поэтов и критиков, следовавших философии Бергсона, также весьма условно именовавшихся кубистами. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г, Аполлинер.Г, Аполлинер В 1912 году выходит первая книга кубистической теории художников Глеза и Метценже О кубизме. В 1913 году появляется сборник статей Аполлинера Художники-кубисты. И только в 1920 году создается считающееся классическим сочинение Канвейлера Подъем кубизма.








ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм». Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. Оставив в 1902 колледж, посещал частные уроки живописи, решив стать театральным живописцем. Испытал влияние неоимпрессионизма Ж.Сёра, а также теории цвета, разработанной физиком М.Шеврейлем. В 1910 женился на художнице С.Терк (С.Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества «Синий всадник». Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и Португалии. От раннего постимпрессионизма перешел в начале 1910-х годов к сериям обобщенных и красочных городских пейзажей, ставших свидетельством его творческой зрелости. В них с 1910 доминировал мотив Эйфелевой башни, как бы свободно парящей среди взвихренных осколков пространства. Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне совершенно особый характер. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г.Аполлинеру). В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон; и др.), в том числе т.н. круговые формы, народившиеся из наблюдений о концентрически-круговой природе светового излучения и цветового спектра. В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф.Супо, 1922, Центр Ж.Помпиду, Париж). Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941.






ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Léger, Fernand) (1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т.н. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Родился 4 февраля 1881 в Аржантане, в семье нормандского крестьянина; в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А.Архипенко, А.Лоран, Ж.Липшиц, Делоне, М.Шагал и Х.Сутин. В 1910 он познакомился с П.Пикассо и Ж.Браком. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П.Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913– 1914). После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923). В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в Нью-Йорке (1952). С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США. Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию крупных композиций Прощай, Нью-Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская компания (1953), Большой парад (1954). Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация, изготовление картонов для ковров, театральная декорация. Везде он стремился передать движение. В киноискусстве Леже создал первый фильм без сценария, Механический балет (1924). В 1934 А.Корда попросил его сделать декорации для фильма по сценарию Г.Уэллса Форма грядущего. Вместе с А.Колдером, М.Дюшаном, М.Эрнстом и М.Рэем он работал над фильмом Мечты, которые можно купить за деньги («Ханс Рихтер филм», 1948). Умер Леже в Жиф-сюр-Иветт (Сена-и-Уаза) 17 августа 1955.








Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (гг.), французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер, наиболее знаменитый, многогранный и плодовитый среди современников. Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери вместо распространенной Руис. Он был необыкновенно одаренным ребенком и уже в четырнадцать лет поступил в Школу изящных искусств в Барселоне, за один день выполнив экзаменационную работу, на которую давался месяц. Учился в Королевской академии искусств Сан- Фернандо в Мадриде. В 1899 Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе "Четыре кота", в котором собирались художники и литераторы. Годы с 1901 по 1904 в творческой биографии мастера получили название "голубого периода" из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности. В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. Именно тогда началась его многолетняя дружба с поэтом Максом Жакобом и скульптором Хулио Гонсалесом. В 1904 Пикассо поселился в Париже на улице Равиньон, в знаменитом доме Бато-Лавуар ("Плавучая прачечная"), где жили многие художники. В 1904 он познакомился с Фернандой Оливье, ставшей его возлюбленной и вдохновительницей его искусства. В 1905 "голубой период" сменяется "розовым"; Пикассо знакомится с критиком Гийомом Аполлинером и американцами Лео и Гертрудой Стайн. До этого момента жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось, когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. В то время Щукин обладал лучшим собранием картин Пикассо в Европе. Такие работы, как Странствующие гимнасты, Девочка на шаре, Потрет Воллара, были приобретены в коллекцию Морозова. В 1907 Пикассо написал картину Авиньонские девицы, которая считается поворотным моментом в изобразительном искусстве 20 в. В том же году он познакомился с Ж.Браком. Брак и Пикассо стали основоположниками и лидерами кубизма. К 1917 относится первый опыт работы Пикассо в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и декораций к постановке балета Парад для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. В следующем году женился на одной из балерин труппы Дягилева, Ольге Хохловой.







В 1920-е годы Пикассо продолжал работать для театра, а также писал картины в разнообразных стилях, от неоклассики до кубизма и сюрреализма. В Пикассо вместе со своим старым другом Гонсалесом занимался созданием произведений из металлических сварных конструкций. В начале 1930-х годов художник сделал несколько графических серий, в том числе 30 офортов к Метаморфозам Овидия для издательства "Скира" и к Неведомому шедевру Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара. Несколько основных мотивов, которые обычно ассоциируются с творчеством Пикассо, - Минотавр, художник и модель и др., - вошли в знаменитую серию офортов Сюита Воллара, над которой он начал работать в В эти годы брак Пикассо распался; его новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер. В 1936, когда в Испании началась гражданская война, Пикассо стал на сторону республиканского правительства и в подтверждение своей лояльности принял предложение занять почетный пост директора музея Прадо. В конце апреля 1937 мир узнал о бомбардировке Герники, в результате которой маленький баскский городок был стерт с лица земли. Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника. Оно предназначалось для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже, а затем хранилось в нью-йоркском Музее современного искусства. В 1981, через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо. Во время Второй мировой войны Пикассо жил в Париже вместе с Франсуазой Жило, которая родила ему двоих детей. В 1946 мастер обратился к искусству керамики и практически собственными силами возродил в городке Валлорис на Ривьере некогда процветавшее там керамическое ремесло. Пикассо всегда интересовался новыми технологиями, а в разработал особую технику литографии. В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию. Политические убеждения Пикассо, нашедшие отражение в Гернике, вновь проявились в картине Война в Корее (1951) и двух больших панно Война и Мир (1952), созданных для украшения Храма Мира в Валлорисе. В 1950-е годы прошло несколько ретроспективных выставок Пикассо; тогда же он познакомился с Жаклин Рок, на которой женился в В е годы художник вступил в диалог с великими мастерами прошлого: в он написал несколько вариаций на тему картины Делакруа Алжирские женщины, в Менин Веласкеса, а в Завтрака на траве Мане. В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 м для общественного центра в Чикаго. В 1970 художник подарил более восьмисот своих произведений музею-дворцу Агилар в Барселоне. Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973.






ПИКАССО ПАБЛО. ВАЗА С ТАНЦОВЩИЦАМИ. Ок Национальный музей современного искусства, Париж.






ГРИС, ХУАН (Gris, Juan) (1887–1927), испанский художник, один из основоположников кубизма. Родился в Мадриде 23 марта 1887, настоящее имя – Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonz lez). Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо. В годы становления, в начале парижского периода (1906–1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911–1912) выполнены в «аналитической» манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913–1914 вырабатывает собственную версию «синтетического» кубизма. Свою живопись он определяет как «вариант плоскостной, цветной архитектуры», вернее, ее «предчувствие», гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что «суть живописи – это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром», картины же, лишенные изобразительного начала, называл «ущербным техническим упражнением». Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920–1927 художник культивирует «утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве». В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Умер Грис в Булонь- Бийанкур (Франция) 11 мая 1927.


ХУАН ГРИС. КУРИЛЬЩИК Музей Тиссен- Борнемиса, Мадрид.






БРАК, ЖОРЖ (Braque, Georges) (1882–1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма. Родился 13 мая 1882 в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника- декоратора. В 1900–1901 учился в Технической школе в Париже. В 1902–1904 посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна. В Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В 1908–1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом; он писал морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем. В 1930–1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963. 31