Культура двуречья. Культура месопотамии Культура междуречья месопотамии

В 6-м тысячелетии до н. э. в долине между реками Тигр и Евфрат, там где сегодня находится современный Иран, возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье).

Первые поселения Месопотамии возникли еще в середине 7-го тысячелетия до н. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесной степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода - много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, но на ее месте появились три новые культуры - хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение целого тысячелетия. Вся северная Месопотамия была занята поселениями этих культур.

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего на юг люди пришли с севера, и так же, как в

Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научились строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых не похож ни на один из древних языков. Шумеры появились мирно и ассимилировались местными племенами, стали обрабатывать земли малярийных болот и обнаженных пустынь. Они владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры принесли с собой письменность, именно им принадлежит самое древнее литературное произведение - эпос о Гильгамеше. Они были великими изобретателями: изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориентирован на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астрологами и землемерами, первыми в истории ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном гомеопатической, учитывала влияние звезд на судьбы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни. У шумеров была развита система воспитания и образования. Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где те писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике.

Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего правителя, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие политико-правового устройства человеческого бытия было то, что они создали развитую законодательную систему.

Города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху, возводился на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость, поэтому обносились стеной.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза и ноги - в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение.

Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, в которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Музыкальное искусство, безусловно, нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. народ Шумер соединился с аккадцами. Во 2-м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Согласно мифам над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная представлялась как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал только бесконечный Океан - хаос, из которого вышли первые боги. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок - закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим происхождение от бога, свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь ими управлять, вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона - Хаммурапи. В истории Месопотамии это был третий сборник законов, в котором главным был принцип составления «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия, согласно которому то, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, выраженная в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является основой общественной жизни. Кроме того, право начинает представлять определенную культурную ценность, обеспечивающую развитие общественной свободы и духовных ценностей.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался в темную область под землей - Кур, где его ожидало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие с их светлой культурой и духовным обликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно оставить о себе память на земле, побуждало их к творчеству и созданию памятников культуры.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти - вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги, которые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему ухватить бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Эта мысль встречается и в известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса. Шумер-аккадская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях.

По мнению М. Олифанта, выраженному в книге «Древние цивилизации», космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания - нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов и она послужила основой многих современных наук. Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, позднее они были записаны в Библии.

При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на земле: все божественно и целесообразно. Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ владыки - Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада - Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане - Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все меж и небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего. Планету Венеру с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.

В отношении культовой архитектуры кроме этажности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен-зиккуратов. Некоторое представление о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохранившийся комплекс в Дур-Унташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата.

Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур- Напротив, «образки» для домашнего культа были довольно живыми и выразительными.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

После смерти царство Хаммурапи начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников - вавилонян и ассирийцев - передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления.

Месопотамия - территория древнейшей цивилизации, возникшей в VIII тысячелетии до н. э. На равнине между Тигром и Евфра­том существовали государства Аккад, Шумер, Ассирия и Вавилония, последовательно сменявших друг друга.

Особенности культурного развития Месопотамии:

1) отсутствие единого государственного и национального центра (периодически набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами);

2) планомерная ирригация в сельском хозяйстве;

3) развитие примитивной (первобытной) демократии (в городе-государстве высшая политическая власть была возложена на общее собрание всех взрослых свободных граждан);

4) упорядочивание отношений между гражданами (законы Хаммурапи);

5) формирование мировоззрения, где Вселенная понимается как государство;

6) новая форма организации жизнедеятельности людей (человек является подданным не по родственным связям, а по проживанию и деятельности на определенной территории, подчинению законам, выработанным правителями этих государств).

Шумер и Аккад. Фундамент цивилизации Месопотамии культура народа – шумер. В архитектуре широкое распространение получило строительство зиккурат (3-7 террас), соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича, каждый ярус окрашивался в свой цвет - черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Зиккурат использовался также как обсерватория, с вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами.

В архитектуре Шумер и Аккад возникла новая архитектурная конструкция - полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем арабским востоком и романской Европой.

В шумерском искусстве особое место занимала глиптика - пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.

Вавилон. В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата происходит возвышение нового политического и культурного центра - г. Вавилон. Своего расцвета Древневавилонское царство достигло во времена правления царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Стелла законов Хаммурапи украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл - символ власти.

Ассирия. Воинственное государство, культ силы и обожествленной царской власти. Архитектура, изобразительное искусство и литература - прославляла победоносного царя-завоевателя.

В городе основное место занимали царские дворцы (цитадель), храмы второстепенны. В новоассирийскую эпоху (VIII - VII вв. до н.э.) появляются рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы отражали сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.


В 612 г. до н. э. Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.

Нововавилонское искусство. В конце VII в. до н. э. после крушения Ассирии древний Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Месопотамии. Вавилонские цари совершали победоносные походы в Палестину и Египет. В Вавилоне имелось 53 храма. Самый величественный храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука - высота 90 м. В историю это сооружение вошло под названием Вавилонской башни. Висячие сады Семирамиды (одно из чудес света) - искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными эк­зотическими деревьями.

Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше полубоге-получеловеке. В произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В произведении почти идентично с библейским сюжетом описаны сцены потопа и спасения богобоязненного патриарха с семенами всякой жизни на земле. Древнейший шумерский миф, пройдя вавилоно-ассирийскую редакцию, воплотился в библейском тексте.

Основная черта литературы - многообразие форм и жанров (списки богов, мифы и гимны, эпические произведения, историческая литература, публицистика, сказки, пословицы и поговорки и т.п.).

В 538 г. до н. э. Вавилон покорен персидской державой, а затем победоносными войсками Александра Македонского (мечтал сделать Вавилон столицей мира, но его смерть разрушила эти намерения).

Письменность и книги. Клинопись - появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. в форме оттисков, затем оттиски заменены процарапанными палочкой значками - рисунками. Глина использовалась в качестве писчего материала.

В ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.

Сфера применения клинописи:

* документы хозяйственной отчетности;

* строительные или закладные надписи;

* культовые тексты;

* сборники пословиц;

* списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и т.д.

* двуязычные словари.

Крупные храмы и дворцы правителей имели хозяйственно-административные архивы и библиотеки (библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии насчитывала 25 тыс. табличек и фрагментов).

Научные знания. Древние жители Месопотамии применяли четыре правила арифметики, дроби, решали алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Использовали метрическую систему мер и веса.

Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней.

Медицина была тесно связана с магическими действиями (из города Лагаша до нашего времени дошла ваза с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, - эмблема современной медицины).

Религия. Характерной чертой является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

В Месопотамии царь почитался как представитель своего народа перед богами. Многочисленные моральные и ритуальные предписания и запреты регулировали многие обязанности царя, в том числе и как блюстителя справедливости.

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала общинным культам. Каждая община особо почитала местных богов, покровителей своей общины. Наряду с этим всюду почитались и общие космические божества.

Таким образом, культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, культуры Византии.

Архаические культуры доосевого времени: Египет и Месопотамия

1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)

2. Культура древнего Египта

Литература:

1. Лалетин, Д.А. Культурология: учебное пособие / Д.А. Лалетин. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lalet/index.php

Неолитическая революция осуществлялась неравномерно, и наиболее интенсивно её процессы шли в немногих регионах. Там и возникли первые великие цивилизации древности, своеобразные острова культуры, качественно более сложной по сравнению с первобытностью. Наиболее известны в настоящее время цивилизации (слайд), возникшие в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, в долине реки Инд, в долине реки Хуанхэ и в центральной Америке.

Наибольшее непосредственно влияние на развитие европейской (следовательно, и славянской) культуры оказали первые две, поэтому их рассмотрим более подробно.

Культура древней Месопотамии (Двуречья)

Месопотамией (слайд) (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства.

На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии (слайд).

Последние исследования археологов и генетиков позволяют считать, что именно в верховьях Тигра и Евфрата началось одомашнивание растений. В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с V-IV тыс. до нашей эры, начали складываться городские поселения (слайд), которые стали первыми государствами: Убейд, Ур (слайд), Урук, Лагаш и др. Ряд учёных вообще считают, что настоящие города, где жители связаны не кровным родством, а функциями – ремесленным производством, управлением, торговлей – впервые появились именно в Месопотамии, так что шумеры являются изобретателями города как такового.

Своеобразие локальных культур Древней Месопотамии во многом определяется природными условиями. Нынешние природные условия мало чем отличаются от времён неолита и Шумера. Месопотамия – бывший морской залив, заполненный осадочными породами (песок, глина), принесёнными за миллионы лет Тигром и Евфратом. Местность здесь плоская, почвы, соответственно, глинистые и песчаные. Климат жаркий, очень солнечный и засушливый. Вместе с тем бывают дожди, которые поздней осенью и зимой нерегулярны и редки. Тигр и Евфрат каждое лето разливаются, причём разливы происходят в непредсказуемое время; реки могут часто менять русло: некогда все главные города Месопотамии находились на берегах Евфрата, а сейчас их развалины находятся посреди пустыни. Низины заняты болотами, где много рыбы, водоплавающих птиц, водились дикие кабаны и даже львы. Между речными лагунами и болотистыми местностями, где нет воды, лежат обширные пустыни. Почвы у воды очень плодородны. Лесов нет, как нет в больших количествах пригодного для строительства камня и вообще полезных ископаемых.

Поэтому хозяйственная культура Месопотамии основывалась на сельском хозяйстве, в котором важнейшее значение имели системы оросительных каналов и водохранилищ. Ячмень, пшеницу, просо выращивали не только для потребления в общинах, владевших полями, но и для торговли. Продавали также шерсть и кожу. Изо льна и шерсти делали ткани. Выращивали финиковые пальмы, виноград, многие фруктовые деревья. Разводили коз, овец, свиней на мясо и шерсть, крупный рогатый скот сначала в качестве тягловых животных, позднее появились лошади, которых запрягали в боевые колесницы.

Наиболее распространёнными местными материалами были глина, тростник, шерсть, кожа и лен. Все другие необходимые для ремесла материалы, включая камень и древесину, приходилось ввозить. Это определило широкое распространение торговли в Месопотамии.

Из тростника делали лодки, корабли, использовали его для циновок, плели паруса для кораблей, теми же циновками укрепляли берега водохранилищ. Глина шла на изготовление самых разнообразных гончарных изделий, от домашней утвари до статуэток, украшений и печатей; на глиняных табличках писали; из глины формовали строительные кирпичи. Мастера использовали гончарный круг, покрывали сосуды эмалью и глазурью. Поскольку топливо было дефицитным, строители использовали в основном сырцовые, то есть не обожжённые, а высушенные на солнце кирпичи. Из-за этого подавляющее большинство древних построек дошли до наших дней как глиняные бугры и холмы. Позднее научились делать изразцы – кирпичи, покрытые глазурью. Они использовались для облицовки зданий.

Несмотря на отсутствие металлов и камня, в Месопотамии появились искусные ремесленники, которые умели работать с драгоценными металлами, с медью, владели технологией литья по выплавляемым моделям.

Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV – первой половине III тысячелетия до н.э. шумеры (слайд) – народ, происхождение которого до сих пор не ясно. Именно они продолжили начатое ещё в V тыс. до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией (слайд) в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи (слайд), определилось потребностями управления. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В III тыс. до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы.

Шумеры достигли замечательного мастерства в строительстве (слайд). Из сырцового кирпича возводили мощные крепости, ступенчатые пирамиды – зиккураты (слайд), величественные многоэтажные дворцы с сотнями помещений. Археологи раскопали в городе Киш остатки царского дворца, который в 2800 году до н.э. превосходил размерами Версаль. На зиккуратах помещали храмы.

Эти храмы поначалу были и центрами власти, но светская верховная власть довольно скоро перешла к царям. Жрецы в храмах остались хранителями языческой религии и различных практических знаний, предсказателями и мудрецами.

Они, в частности, записали целый ряд мифов о происхождении мира, человека и культуры, которые впоследствии вошли даже в Ветхий Завет: о том, что человек был вылеплен из глины, что женщина создана из ребра мужчины, о всемирном потопе, о существовании райского сада – Эдема (он, кстати, практически так же и назывался), о вражде братьев – скотовода и земледельца, параллели мифа об Аврааме. Есть мифы о том, как один из богов изобрёл мотыгу и плуг и подарил их человеку, научив затем земледелию. Записывались также молитвы и гимны в честь значительных событий, а также заклинания.

Со временем корпус этих текстов стал настолько разнообразен, что его с полным основанием определяют как шумерскую литературу. Молитвы, заклинания, мифы написаны ярким, эмоциональным языком, содержат метафоры и сравнения, сложные сюжеты. Это не только мифы и заклинания, но и художественные произведения. Самый известный из таких текстов – поэма о Гильгамеше (слайд).

Фигура Гильгамеша восходит к реальному царю Урука, который со временем стал легендой. Гильгамеш пытался сделать людей бессмертными, не побоявшись для этого вступить в конфликт с богами.

Есть на табличках и тексты, в которых просматриваются размышления над «вечными» вопросами – о добре и зле, жизни и смерти, смысле жизни («беседа господина и раба»).

Жрецы не только отправляли культы богов (местных и признаваемых всеми общих, самых главных), но и наблюдали за звёздным небом. Уже тогда были выделены некоторые созвездия, возникло то знание, которое сегодня называют астрологией. Именно шумерские жрецы начали делить день и ночь на двенадцать частей. Они изобрели солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидра), стали делить год на 12 месяцев (в соответствии с фазами Луны). Они же лечили людей, накапливая эмпирические знания о болезнях, лечебных свойствах трав и различных веществ, о строении человеческого тела. Это тоже известно по текстам глиняных таблиц, дошедшим до наших дней. Оказалось, что в Европе в Средние века врачи применяли многие шумерские рецепты, не догадываясь об их древнейшем источнике.

Систематическое использование письменных документов в практике государственного управления привело к возникновению школ. Археологи раскопали множество остатков школ вместе с «учебниками» и «тетрадями учеников» на глиняных таблицах. Обучившись грамоте, шумер получал возможности серьёзной карьеры. В школах, как выяснилось по расшифрованным клинописным текстам, обучали не только грамоте.

Шумерские мудрецы начали разрабатывать основы математики. Они пользовались шестидесятиричной и десятиричной системами исчисления, знали дроби, рассчитывали площади сложных фигур и объёмы тел различной конфигурации, применяли уравнения с неизвестными. Многие математические знания шумеров позднее были забыты.

В Месопотамии всегда жили многие народы, и в разные периоды доминировали шумеры, их северные соседи аккадцы (культуру этих времён называют шумеро-аккадской), государство с центром в Вавилоне, ассирийцы со столицей в Ниневии. Непосредственными прямыми наследниками шумеро-аккадской культуры и цивилизации были вавилоняне (слайд). Они, как и их соседи ассирийцы, говорили на аккадском языке, что определяло преемственность культуры.

Все достижения шумеро-аккадской культуры в Вавилоне были восприняты и усовершенствованы. Там, например, был построен зиккурат (слайд) со стороной в 92 метра и высотой около 90 метров, имевший семь ступеней-платформ. Он стал поводом для мифа о Вавилонском столпотворении. Там же находились знаменитые «висячие сады Семирамиды» (слайд) – многоэтажный царский дворец, на террасах которого росли многочисленные деревья и кустарники, которые поливались сложной водоподъёмной системой. Вавилоняне были ещё более искусными ремесленниками, чем шумеры. Они умели делать красочные изразцы и украшали ими здания и крепостные стены (слайд). Их торговые караваны и корабли достигали гораздо большего числа гаваней и городов. Кодекс царя Хаммурапи (ХVII век до н.э.) был подробно разработан, многие вавилонские цари вели успешные завоевательные войны.

С ХVI века до н.э. Месопотамия попадает под власть Ассирии (слайд). Поэтому Вавилон утрачивает роль столицы (ею становится Ниневия), но остаётся величайшим городом Востока. Ассирийцы полностью восприняли вавилонскую культуру (слайд), наследницу шумеро-аккадской, и продолжили её традиции, добавив к ним традиции и достижения своих племён. Храмы Вавилонии оставались хранителями знаний, ассирийцы стали пользоваться письменностью вавилонян – той же шумерской по происхождению клинописью.

Сохранилась в основном вавилонская языческая религия, продолжали передаваться и жить все основные мифы, определяя картину мира ассиро-вавилонской культуры. В религиозной картине мира выстраивается чёткая иерархия богов с верховным, самым главным богом во главе, связанная с формированием деспотической монархии.

Более жёсткой и разветвлённой стала государственная система, имевшая уже все особенности восточной деспотии. Поражает жестокость памятных надписей и рельефов, прославлявших военные победы царей.

Ещё более искусными стали строители, возводившие неприступные крепости и величественные дворцы для царей (например, Синахериба, Ашшурбанипала в Ниневии, Саргона II в Дур-Шаррукене). Ремесленники изготавливали тончайшие украшения, сложные цилиндрические печати для рельефных оттисков-подписей на глиняных табличках. Скульптуры, барельефы и росписи стен стали более монументальными и вместе с тем реалистичными (например, барельефы во дворце Ашшурбанипала, изображающие охоту на львов (слайд), умирающую львицу (слайд), бегство арабских воинов на верблюдах). Идейное содержание ассиро-вавилонского монументального искусства – возвеличивание царей.

Ассирийские цари создали настоящие библиотеки, где были пронумерованы страницы книг, сами книги размещались в определённом порядке, был даже каталог с карточкой на каждую книгу. В сохранившейся библиотеке Ашшурбанипала (слайд) было около 25 тысяч глиняных таблиц.

В 539 г. до н.э. Вавилон был разрушен персами (слайд). Однако достижения шумеро-аккадской и наследовавшей ей ассиро-вавилонской культуры вошли в культуры Египта и ближневосточного средиземноморья. Известно, что их изучали мыслители античного мира, прежде всего греческие мудрецы. Отсюда они впоследствии вошли и в европейскую культуру.

«Цивилизация» в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития (слайд).

Культура древнего Египта

Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.

Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 % площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью - всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением; это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне, имеют форму террас. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля.

Ещё одно отличие от Месопотамии - моноэтническое население. В долине Нила с очень давних времён жили люди, исстари говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других.

Это произошло около 3300 – 3000 гг. до н.э. Примерно в это время начинают делать папирусные свитки, разрабатывается система иероглифов, осваивается счёт. Для фараонов, жрецов, вельмож возводят монументальные гробницы-мастабы, в них пытаются сохранять мумифицированные тела покойных. Тогда же формируется особый менталитет, в котором царь - воплощение бога Гора, божественный владыка Обеих Земель.

Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с 4-го тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. - это год завоевания Египта Александром Македонским, когда эпоха исконной, древней культуры сменилось эллинистическим периодом.

Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. В отличие от Месопотамии, религиозные нормы и идеи были в Египте несравненно более влиятельны. Древние египтяне были язычниками. Они верили, что их страна создана богами. Считалось, что ими же созданы ремёсла, искусство, письменность, счёт и магия.

Боги были антропоморфны (похожи на людей) или соединяли черты человека и животного: Анубис - человек с головой шакала, Гор - с головой сокола, Мут - женщина с головой львицы и т.п. Были и зооморфные боги, например, скарабеи - навозные жуки, богиня Баст (Бастет) - кошка, Хатор - небесная корова. Самые почитаемые боги: Амон (Ра), бог солнца; Анубис - покровитель мёртвых; Гор - бог неба, солнца, покровитель царской власти; Осирис - владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой; Сет - повелитель сил зла; Исида - богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, ипостась единой богини любви. Высоко почитался бог мудрости Тот, покровитель литературы, писцов, лекарей и магов.

Богом при жизни считался царь Египта, называвшийся фараоном. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Считалось, что даже вся судьба Египта зависела от земного и загробного благополучия фараона.

Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нём. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры: в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель (например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней.

Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан - «во спасении, в вечном блаженстве»), о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис - святым Христофором Псеглавцем.

Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных: овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки.

Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства.

Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые знаменитые из них: пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы: пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч). Многие скульптуры были замечательно реалистичными и точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Нефертити - жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).

В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, так и ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч.), оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и крашения тщательно отделывались.

Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, а также разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона.

Очень многое делалось из дерева: корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п.

Высокого мастерства достигли мастера Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма.

Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые во время войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновникам и надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники-писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным богам.

Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений жрецы составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей.

Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли; для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач.

Египетские медики довольно много знали о строении человеческого тела. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур.

Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы - знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампольон.

На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки - фразы, которые надлежало произносить во время суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые «Тексты пирамид» и более позднюю «Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, «Разговор разочарованного со своей душой». Тексты Древнего Египта содержит яркие и точные образы, имеет несомненные литературные достоинства.

Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира.

Месопотамия (Междуречье или Двуречье) - земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. Культура Месопотамии существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. Эта культура, в отличие от древнеегипетской, характеризовалась многослойностью. На территории Двуречья проживали шумеры, аккадцы, вавилоняне, ассирийцы. В результате эта культура формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилона и Ассирии.

Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени -- письменные. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV -- III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Но пиктография еще не являлась настоящей письменностью, поскольку отсутствовала передача связной речи, фиксировались только отрывочные сведения. Таким образом, с помощью пиктографии можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни (100 вертикальных черточек и помещенное рядом изображение рыбы означало, что на складе имеется указанное количество рыбы, бык и лев, изображенные рядом друг с другом, могли передавать информацию о том, что лев съел быка. Но с помощью такой письменности невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.).

Постепенно в процессе длительного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Благодаря этому стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости от контекста читался совершенно по-разному. Или другой пример: знак, или рисунок для обозначения ноги, стали читать не только как «нога», но также «стоять», «ходить» и «бегать», т. е. один и тот же знак приобрел четыре совершенно различных значения, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Каждый знак письменности представлял собой комбинацию из нескольких клинообразных черточек. Эти черточки оттискивались трехгранной палочкой на табличке из сырой глины, таблички после высушивались на солнце или обжигались на огне. Глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность.

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккадским письмом. Одновременно с распространением клинописи аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии, науки и торговли. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

В настоящее время известно около полумиллиона текстов, записанных на глиняных табличках - от нескольких знаков до тысяч строк. Это - хозяйственные, административные, правовые документы, тексты религиозного содержания, строительные и посвятительные царские надписи. Таблички хранились в своеобразных «библиотеках» - запечатанных глиняных сосудах или корзинах. Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, первый сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца. Первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим тоже у жителей Мессопотамии.

Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами ми имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил. Вода, как в жизни, выступала и в качестве источника доброй воли, дарующей урожай, и в роли злой стихии, приносящей разрушение и гибель. Другим не менее важным культом был культ неба и небесных светил, которые, простерты над всем земным. В шумеро-аккадской мифологии «отец богов» Ан -- бог неба и его творец, Уту - солнечный бог, Шамаш - бог солнца, Инанна почиталась как богиня планеты Венеры. Астральные, солярные и другие мифы свидетельствовали об интересе жителей Двуречья к космическому пространству и их стремлении его познать. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли. Но они хотели познать эту волю, а отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу. Интерес к ним вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские «звездочеты» высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба, обратили внимание на закономерность солнечных затмений.

В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древней Вавилонии, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило. Научные знания и исследования «ученых» и «звездочетов», в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Сегодня нам известно 12 знаков зодиака, а составлением гороскопов мы обязаны именно шумерам.

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства. Во главе стоял правитель - энси («возглавляющий род», «закладывающий храм») или лугаль («большой человек», «хозяин»). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали правителей, определяли объем их полномочий, а также обладали финансовыми, законодательными и судебными функциями. Правитель являлся главой культа, предводителем войска, ведал ирригацией, строительством, хозяйством.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась, и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при царе Хаммурапи. Формально у царя были неограниченные законодательные полномочия. Он выступал главой большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещал и назначал чиновников. У царя были обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство и т.д.

Среди представителей шумерского общества следует выделить также земледельцев-общинников, ремесленников, торговцев, воинов и жрецов. В Древней Месопотамии уже наблюдается социальное расслоение. Так, в источниках мы встречаем упоминание о рабах. Первоначально источником рабства был захват в плен в результате военных действий. В административном отношении страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников.

Говоря о культуре Древней Месопотамии следует отдельно остановиться на особом типе храмового строительства - зиккурате. Зиккурат - культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3-7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подъемами-пандусами. Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета: 1-й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2-й ярус - Луне - серебряный; 3-й ярус - Сатурну- черный; 4-й ярус - Юпитеру- темно-красный; 5-й ярус -Марсу -ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6-й ярус - Венере - желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой - Меркурию - синий. В отличие от пирамид зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками.

Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня. По одной из версий, башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы.

Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся «домами табличек» и существовавших при храмах. В них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе.

Таким образом, Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика - ???го уже достаточно, ч??бы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.