Культура и искусство после октября 1917 конспект

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Категория обыденной культуры в мировом контексте. Обыденная культура и ее отражение в творчестве. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте. Наивное и аутсайдерское искусство - сходство и различие.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в тоталитарных условиях; явление андеграунда.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Использование неодушевлённых предметов в натюрмортной живописи. История появления натюрморта в качестве самостоятельного жанра в творчестве голландских, фламандских и русских художников. Изобразительное искусство как средство познания себя и мира.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Традиции и новации в живописи. Возникновение русского авангарда. Идеологические факторы в развитии живописи. Влияние внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина на изобразительное искусство. Появление новых имен и произведений в культуре.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2010

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Притеснения украинской культуры. Наука и образование. Искусство. В народных песнях, былинах и легендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое. Культура традиционного быта. Гончарное искусство. Ковроделие и ткачество.

    реферат , добавлен 06.04.2007

    Искусство Древней Греции. Основы мировоззрения греков. Культура красоты и красивого тела. Искусство Древней Италии и Древнего Рима. Черты Римского зодчества. Искусство средневековой Европы и итальянского Возрождения. Утверждение реалистического метода.

    доклад , добавлен 21.11.2011

    Характеристика и основные признаки авангарда в искусстве, история его развития и перспективы. Взаимосвязь творчества и политики, и оценка влияния заигрывания творческих людей со властью на их произведения. Место политического в современной литературе.

    реферат , добавлен 24.12.2009

    Скульптура "Рабочий и колхозница" и другие скульптурные произведения Веры Мухиной. Произведения скульптора Ивана Шадрина. Живописные полотна советских художников Митрофана Грекова, Аркадия Пластова. Архитекторы-конструктивисты Виктор и Леонид Веснины.

    презентация , добавлен 06.01.2013

    Период становления светского искусства в Хорватии. Особенности культурного национального движения страны. В. Карас - первый светский художник. Организация венского Сецессиона 1897 г. Характеристика творчества известных хорватских художников начала XX в.

краткое содержание других презентаций

«Культура Великой Отечественной войны» - Наука и техника. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Киноискусство. «Секретарь райкома». В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Первое место в графике военных лет занимал плакат. Актриса – Вера Марецкая. Графика и живопись. «Полтавская битва». В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду.

«Экономика при Хрущёве» - Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур. Экономические реформы Н.С. Хрущева. Хрущевский реформаторский курс поражает своим разнообразием и противоречивостью. Семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Реформы Хрущева.

«Героический Ленинград» - Начался голод. Но город жил, город боролся. 8 сентября 1941г. началась 900-дневная блокада Ленинграда. Город-герой Ленинград. Началась цинга, дистрофия. Движется долго колонна огней, Берег ближе, И возвращаясь, увозят детей К новой жизни. Лёд под колёсами, не подведи, Скован в холоде. Но голодные, измученные люди находили в себе силы стоять у станка. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г.

«Герои 1812» - Скончался скоропостижно 23 апреля 1839 года. П. И. Багратион. Вместе с Суворовым четырнадцатилетний Храповицкий участвовал в Итальянском и Швейцарском походах. Участвовал в кампаниях 1805-1807 годов и в сражениях на Дунае в 1810 году. Последние годы жизни Раевского были печальны. Здесь показал себя не только полководцем, но и умным государственным деятелем. Свою военную службу Милорадович начал под командованием Суворова.

«Подготовка к ЕГЭ по истории» - Научно-методическая система. Задание на проверку умения проводить поиск. Развитие капиталистических отношений. Многоперспективный подход. Организация работы с историческим источником. Формы организации работы. Памятка характеристики исторического источника. Недостаток знания. Атрибуция источника. Причины типичных ошибок. Умение проводить поиск информации. Виды системного подхода к анализу документов.

«Культура России в конце 19 - начале 20 века» - Строительство многоэтажных доходных домов. Крупные города. Культура России в конце XIX – начале XX в. Телефонная связь. Черёд для занятий промыслами. Водопровод. Крестьянин. Один из первых автобусов. Электрический трамвай. Образованная часть российского общества. Жизнь крестьянина.

Культура и искусство после октября 1917г. Противоречия

Деятели искусства, сторонники новой власти

Деятели искусства, противники новой власти

В.В.Маяковский

И.И.Машков

А.Т.Матвеев

З.Н.Гиппиус

Д.С.Мережковский

Настроения художников

К.С.Петров-Водкин

Б.М.Кустодиев

Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира.

Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова-Водкина отражали голод Гражданской войны, Б.М.Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Крушение старого

К.С.Петров-Водкин

Д.Т.Штеренберг

Крушение старого

Б.М.Кустодиев

«Большевик»

Искусство плакатов

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор

Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С.В.Чехонин, М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В.В.Маяковский.

Романтика революции

Овеянные романтикой революции, в 1920-е, создавали свои произведения скульпторы И.Д. Шадр, В.И.Мухина, А.С. Голубкина и др.

Художественное многообразие

ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В.Маяковский.«Искусство – это нарушение шаблона», – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

Н.Н.Асеев

В.В.Маяковский

Л.С.Попова

А.М.Родченко

Противоположность

АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу»,

АХРР

Ф.С.Богородский

А.М.Герасимов

И.И.Бродский

Б.В.Иогансон

Архитектура

Клуб им. Русакова

Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Киноискусство

В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А.П.Довженко и В.И.Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С.М.Эйзенштейн. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

С.М.Эйзенштейн

Физкультура и спорт

После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны.

Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.

В послеоктябрьские годы произошли перемены в обла­сти культуры страны - так называемая культурная революция. Здесь были затронуты как образование, наука, литература, техника, искусство, так и вся духовная жизнь общества.

Одной из главных задач в области культуры было осу­ществление мер по ликвидации культурной отсталости среди населения. Теперь создавалась новая система управления в культуре. Руководство духовной жизнью общества перешло к наркомату просвещения, возглавляемому видным деятелем РКП(б), публицистом и литературным критиком А.В. Луна­чарским. В его обязанности входило партийное руководство развитием культуры.

С самого начала одним из направлений деятельности наркомпроса стала охрана художественных ценно­стей. Создается Государственный Совет по заведова­нию музеями и дворцами, в обязанности которого входил кон­троль за всеми подобными сооружениями в стране, которых насчитывалось свыше 150. В работе Государственного Со­вета принимали участие известные ученые, деятели искусства. С их помощью проводилась национализация частных музеев, театров. Теперь Зимний дворец (Эрмитаж), Третья­ковская галерея, Музей изящных искусств являлись государ­ственными музеями.

События, связанные с революцией 1917 г., не остано­вили развитие художественного процесса. В области культуры начали появляться новые тенденции.

Пролеткульт - культурно-просветительное и литератур­но-художественное движение в пролетарской культуре возникло осенью 1917 г., а уже к 1920 г. участниками дви­жения стали около 400 тыс. человек.

Возникали литературные группировки. Например, в 1917-1918 гг. существовала литературная группи­ровка под названием «Скифы», в состав которой вхо­дили М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин и др.

С окончанием Гражданской войны обозначились но­вые тенденции в развитии культуры страны. Стало проводиться большое количество публичных диспу­тов, на которых поднимались вопросы о роли религии и интел­лигенции в жизни новой России. Постепенно стали возникать новые общественные объединения: научные, творческие, культурно-православные и т.д. В крупных городах начали работу кооперативные издательства, такие как «Былое», «Огни», издательство Гржебина и т.д.

В 1919 г. создается государственное издательство, кото­рое стало печатать учебную литературу, сочинения русских классиков и т.д.

В середине 1920-х гг. выпуск литературы в частных из­дательствах, как и общественных организациях, стал заметно ограничиваться. Устанавливается жесткий контроль за печа­тью, деятельностью издательств, отслеживается репертуар театров, кино.

Одним из главных направлений политики в области культуры было устранение неграмотности среди населения. По статистике накануне октября 1917 г. в стране неграмот-ным было 3/4 всего взрослого населения. Особенно в сельских местностях, вдали от городов.

С 1918 г. система народного образования начала совер­шенствоваться. Закрывались гимназии, училища, вместо них организовывались и открывались трудовые школы. Срок обу­чения в такой школе составлял четыре-пять лет. Плата за обу­чение не взималась.

В конце 1919 г. правительством принимается декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». За­кон обязывал учиться всех в возрасте от пяти до 50 лет, ук­лонявшиеся от учебы могли быть привлечены к уголовной ответственности.

14 ДЕКАБРЯ 1917 ГОДА Рылеев, Трубецкой, Как благоуханны наши Февраль и Март, Д. Мережковскому Голицын! Простят ли чистые герои? Вы далеко, в стране иной. . . солнечно-снежные, вьюжные, голубые, как Мы их завет не сберегли. Как вспыхнули бы ваши лица бы неземные, горние! В эти первые дни или Мы потеряли всё святое: И Перед оплеванной Невой! стыд души, и честь земли. И вот из рва, из терпкой только часы, миги, какая красота в лицах Мы были с ними, были вместе, муки, человеческих! Где она сейчас? Вглядитесь в Когда надвинулась гроза. Где по дну вьется рабий Пришла Невеста. дым, толпы Октябрьские: на них лица нет. Да, не И Невесте Солдатский штык Дрожа протягиваем руки Зинаида проткнул глаза. Мы к вашим саванам святым. уродство, а отсутствие лица, вот что в них Гиппиус Мы утопили, с визгом споря, К одежде смертной всего ужаснее… Идучи по петербургским Ее в чану Дворца, на дне, прикоснуться, В незабываемом позоре Уста сухие приложить, улицам и вглядываясь в лица, сразу или И наворованном вине. Чтоб умереть Ночная стая свищет, рыщет, проснуться, узнаешь: вот коммунист. Не хищная Лед по Неве кровав и пьян. . . Но так не жить! Но так не сытость, не зверская тупость - главное в О, петля Николая чище, жить! Чем пальцы серых обезьян! этом лице, а скука, трансцендентная скука Дмитрий Мережковский «рая земного» , «царства Антихриста Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства» , воцарение «народа. - «Записная книжка» , Зверя» , смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла» Д. С. Мережковский

ЦЕЛЬ: СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА Раскол интеллигенции Отвержение старого искусства Художественное многообразие Невмешательство партийного руководства в творческую жизнь Выход искусства на улицу Стремление создать новую пролетарскую культуру КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГРАМОТНОСТИ, ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПРИОБЩЕНИЕ ШИРОКИХ МАСС К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

1918 ГОД - ПЛАН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ (ЛЕНИН) ПРОЕКТОМ РУКОВОДИЛ ЛУНАЧАРСКИЙ Памятник Радищеву Л. Шервуда в Петрограде Мемориальный рельеф С. Коненкова «Павшим за мир и братство народов на Красной площади в Москве

Монументальная пропаганда план «монументальной пропаганды» - это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства - важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.

БОРЬБА С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ 1919 ГОДУ ДЕКРЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения России» (8 -50)

Настроения художников К. Ф. Юон К. С. Петров-Водкин Б. М. Кустодиев Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира. Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова. Водкина отражали голод Гражданской войны, Б. М. Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С. В. Чехонин, М. М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В. В. Маяковский.

Коллекция отечественного фарфора насчитывает более 3000 единиц хранения. В ней представлены произведения 135 скульпторов и художников, работавших в фарфоре.

Романтика революции Овеянные романтикой революции, в 1920 -е, создавали свои произведения скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, А. С. Голубкина и др. «Булы жник - ору жие пролетариата»

Художественное многообразие ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В. Маяковский. «Искусство – это нарушение шаблона» , – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном» , «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать» . Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

ЛЕФ В. В. Маяковский Н. Н. Асеев Л. С. Попова О. М. Брик А. М. Родченко

Противоположность АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20 -е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу» ,

И. И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» , 1929

Архитектура Клуб им. Русакова Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Архитектура конструктивизма Плотина Днепрогэс Бригада архитекторов под руководством В. А. Веснина. 1927– 1932 гг.

ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885– 1953) Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918– 1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919– 1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям),

Киноискусство С. М. Эйзенштейн В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А. П. Довженко и В. И. Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С. М. Эйзенштейн. К 20 -летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

Физкультура и спорт После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны. Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.