Куприн биография кратко. А.И. Куприн — краткая биография. Эмиграция и возвращение на Родину

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Жизнь и творчество А. И. Куприна.

Будущий мастер пера родился, в дворянской семье 07.09.1870 г., в Пензенской губернии, г. Наровчат. Его родители были дворянами.
В шесть лет Сашу определили в Московскую Разумовскую школу. Следующим этапом его обучения стала военная гимназия, по окончании которой, став кадетом проходил подготовку в Александровском военном училище до 1890 г.
В училище будущий мастер слова написал свои первые юношеские стихи, часть их дошла до наших дней. Первая публикация появилась в 1889 году в журнале с названием «Русский сатирический листок» и называлась «Последний дебют».
Находясь в звании подпоручика пехотного полка, Куприн продолжал пробы пера. Его произведения: «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью» были изданы в Петербурге журналом «Русское богатство».
Армейские жестокие нравы, беспросветная скука и бесконечная муштра, отвратила военного от продолжения службы. Уйдя в 1894 году в отставку, он поселился в г.Киев. После переезда в этот город, были изданы книги: книга рассказов «Миниатюры» и сборник очерков «Киевские типы».
Около семи лет Александр Иванович колесил по просторам родины и освоил разные ремёсла, работал землемером, рыбаком, учителем, актёром и даже поработал в цирке. Накопленные впечатления нашли отражение в его книгах. Например, в повести «Молох» описан беспросветный изнурительный труд заводских рабочих. А в 1898 году были созданы «Полесские рассказы» и повесть «Олеся».
Скитания окончились в 1901 году и молодой писатель, по совету И. Бунина, обосновался в Петербурге и вступил в брак с М. К. Давыдовой. Его приняли на работу в «Журнал для всех».
Расцвет таланта автора пришёлся на годы между двух революций. В 1905 году увидела свет повесть «Поединок». Она принесла Куприну всеобщую известность. Публикации следовали одна за другой, с 1904 г. по 1917 г. вышли рассказы: «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Изумруд», «Суламифь», повесть «Яма», а так же первое собрание сочинений.
Дружба с М. Горьким и А. Чеховым, немало способствовала становлению писателя и его участию в жизни общества. Александр Иванович помог спрятаться от полицейских морякам мятежникам с крейсера «Очаков». Когда началась Первая мировая война, Александр добровольно ушёл в действующую армию, но вскоре был демобилизован. По возвращении расположил в своём доме в Гатчине раненых солдат.
Перемены коснулись и семейной жизни. Разведясь с первой женой, он обвенчался с Е. М. Гейнрих. В 1909 году творчество прозаика было отмечено «Пушкинской премией». А в 1915 г. было издано полное собрание сочинений Александра Ивановича Куприна.
Февральская революция 1917 года сблизила прозаика с эсерами. Он принял её с воодушевлением, но новая власть принесла стране диктатуру и гражданскую войну. Разочаровавшись, Куприн примкнул к армии Юденича, а в 1920 году иммигрировал с женой и дочерью во Францию.
В иммиграции Александр Иванович продолжал работать. Там был создан роман-автобиография «Юнкера», книги «Новые повести и рассказы», «Елань», «Колесо времени». Но жизнь за границей оказалась наполнена нищетой и ностальгией по родной земле. Его возвращение в Россию 1937 году поддержал И. В. Сталин.
На родине семье Куприна был оказан теплый приём, предоставлено жильё и услуги врачей. Писатель к тому времени страдал раком пищевода. Его последний очерк «Москва родная» стал завершающей точкой в творчестве автора.
Куприн А. И. скончался 25.08.1938 г. в Ленинграде, в возрасте 67 лет. Он покоится на Волковском кладбище. Супруга пережила его ненадолго, не выдержав голода во время Ленинградской блокады, она покончила с собой.
Александр Иванович Куприн выдающийся русский писатель реалист, его произведения описывают события, участником или очевидцем которых он был. И ярко рисуют жизнь и быт его современников. Своим творчеством он сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Таинственный дом на окраине Гатчины, пользовался дурной репутацией. Поговаривали, что здесь находится публичный дом. Потому что музыка до поздней ночи, песни, смех. А пел, между прочим, Ф. И. Шаляпин (1873-1938), смеялся А. Т. Аверченко (1881-1925) и его коллеги из журнала «Сатирикон». А ещё здесь часто бывал Александр Куприн, друг и сосед хозяина дома, экстравагантного художника-карикатуриста П. Е. Щербова (1866-1938).

Октябрь 1919 года

Покидая Гатчину с отступающим Юденичем, Куприн забежит сюда на несколько минут, чтобы попросить жену Щербова забрать из его дома самые ценные вещи. Она выполнит просьбу, и помимо прочего, захватит фото Куприна в рамке. Щербова знала, что это был его любимый снимок, поэтому хранила его как реликвию. Она даже не догадывалась, какую сокровенную тайну скрывал портрет.

Тайна дагерротипа

И вот фотография писателя становится экспонатом музея.
При составлении акта работниками музея, под картоном рамки, с тыльной стороны обнаружен негатив ещё одной фотографии. На ней изображение неизвестной женщины. Кто же эта дама, чей образ Куприн, как изнанку своей души, хранил, оберегая от чужого взгляда.

Биография Куприна, интересные факты

Однажды на литературном банкете, молоденькая поэтесса (будущая жена писателя Алексея Толстого (1883-1945)) обратила внимание на плотного мужчину, который смотрел на неё в упор, как казалось поэтессе злыми, медвежьими глазками.
«Писатель Куприн, - шепнул ей на ухо сосед по столику. - Не глядите в его сторону. Он пьян»

Это был единственный случай, когда отставной поручик Александр Куприн был невежлив с дамой. По отношению к дамам Куприн всегда был рыцарем. Над рукописью «Гранатового браслета», Куприн плакал, и говорил, что более целомудренного ничего не писал. Однако мнения читателей разделились.

Одни называли «Гранатовый браслет» самым утомительным и благоуханным из всех рассказов о любви. Другие считали его позолоченной мишурой.

Несостоявшаяся дуэль

Уже в эмиграции писатель А. И. Введенский (1904-1941) сказал Куприну, что в «Гранатовом браслете» фабула не правдоподобна. После таких слов, Куприн вызвал оппонента на дуэль. Введенский вызов принял, но тут вмешались все, кто был рядом, и дуэлянтов помирили. Однако Куприн всё равно стоял на своём, утверждая, что его произведение, это быль. Было видно, что с «Гранатовым браслетом» было что-то связано глубоко личное.
До сих пор неизвестно, кто была та дама, вдохновитель великого произведения писателя.

Вообще, Куприн не писал стихотворений, но одно, он всё-таки опубликовал в одном из журналов:
«Ты смешон с седыми волосами...
Что на это я могу сказать?
Что любовь и смерть владеет нами?
Что велений их не избежать?»

В стихотворении и «Гранатовом браслете», можно увидеть один и тот же трагический лейтмотив. Неразделённая, какая-то экзальтированная и возвышающая любовь к недоступной женщине. Существовала ли она в действительности, и как её имя, мы не знаем. Куприн был человеком по-рыцарски целомудренным. Никого не пускал в тайники своей души.

Краткая история любви

В эмиграции в Париже Куприн взял на себя хлопоты по подготовке свадьбы И. А. Бунина (1870-1953) и Веры Муромцевой (1981-1961), которые прожили в гражданском браке 16 лет. Наконец-то первая жена Ивана Алексеевича дала согласие на развод, и Куприн предложил организовать венчание. Он был шафером. Договаривался со священником, подпевал хору. Ему очень нравились все церковные обряды, но этот особенно.

В те дни Куприн писал о самой романтической любви своей молодости Ольге Сур, цирковой наезднице. Куприн помнил Ольгу всю жизнь, и в тайнике портрета писателя, вполне возможно, было именно её изображение.

Парижский период

В Париже напряжённо ожидали решение Нобелевского комитета. Все знали, что премию хотят дать русскому писателю-изгнаннику, и рассматриваются три кандидатуры: Д. С. Мережковский (1865-1941), И. А. Бунин и А. И. Куприн. У Дмитрия Мережковского нервы не выдержали, и он предложил Бунину заключить договор, кому бы из них двух премию ни дали, все деньги поделить пополам. Бунин отказался.

Куприн на нобелевскую тему не говорил, ни слова. Он уже получал одну на двоих с Буниным Пушкинскую премию. В Одессе пропив последнюю ассигнацию, Куприн, у ресторана наслюнявил купюру, и прилепил её на лоб стоявшего рядом швейцара.

Знакомство с И. А. Буниным

И. А. Бунин и А. И. Куприн познакомились в Одессе. Их дружба очень напоминала соперничество. Куприн называл Бунина Ричардом, Альбертом, Васей. Куприн говорил: «Ненавижу, как ты пишешь. В глазах рябит». Бунин же считал Куприна талантливым, и любил писателя, но без конца выискал погрешности в его языке и не только.
Еще до революции 1917 года, он сказал Александру Ивановичу: «Ну, ты дворянин по матушке». Куприн сжал серебряную ложку в комок и бросил её в угол.

Переезд во Францию

Бунин перетащил Куприна из Финляндии во Францию, и подобрал ему квартиру в доме на улице Жака Оффенбаха, на одной лестничной площадке со своей квартирой. А потом его стали раздражать гости Куприна, и бесконечные шумные прощания у лифта. Куприны съехали.

Знакомство с Мусей

Много лет назад именно Бунин, затащил Куприна в Санкт-Петербурге в дом на улице Разъезжей, 7. Он давно был знаком с Мусей, Марией Карловной Давыдовой (1881-1960), и стал шутить, что привёл Куприна к ней свататься. Муся шутку поддержала, была разыграна целая сценка. Всем было очень весело.

В то время Куприн был влюблён в дочь своих друзей. Ему очень нравилось состояние влюблённости, и когда его не было, он его себе выдумывал. Влюбился Александр Иванович и в Мусю, он стал называть её Машей, несмотря на протесты, что так зовут кухарок.
Издательница Давыдова воспитала в ней аристократку, и мало кто вспоминал, что девочку младенцем подбросили в этот дом. Юную, хорошенькую Мусю портил смех, недобрый, не молодой. Она могла высмеять кого угодно. Народу вокруг неё крутилось много. Поклонники ухаживали, Муся кокетничала.

Начало семейной жизни

Питая к Куприну скорее дружеские чувства, она всё же вышла за него замуж. Он долго выбирал свадебный подарок, и наконец-то купил в антикварном магазине красивые золотые часы. Подарок Мусе не понравился. Куприн раздавил часы каблуком.
Муся Давыдова любила после приёмов рассказывать, кто за ней ухаживал, ей нравилось, как Куприн ревнует.

Этот большой и дикий зверь оказался совсем ручной. Сдерживая ярость, он как-то смял в лепёшку тяжёлую серебряную пепельницу. Разбил её портрет в тяжёлой массивной раме, а однажды поджёг на Мусе платье. Однако супруга, с детства отличалась железной волей, и это испытал на себе Куприн.

Тонкая грань

Не ведая что из этого выйдет, Муся Давыдова привела его в гости к своему любимому человеку. Их квартира располагалась в этом же доме. Глава семьи, чтобы развлечь гостей показал альбом, в котором были письма незнакомца к его невесте, а потом жене Людмиле Ивановне. Неизвестный воспевал и благословлял каждый миг жизни этой женщины, начиная с рождения.

Он целовал следы её ног и землю, по которой она ходила, а к Пасхе прислал подарок - дешевый дутый золотой браслет с несколькими камешками граната. Куприн сидел, как громом пораженный. Вот она та самая любовь, он тогда работал над «Поединком» и под впечатлением написал следующее: "Любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов".

Неразделённая любовь – это безумное блаженство, которое никогда не притупляется. Именно потому, что не утоляется ответным чувством. Это высшее счастье». По мнению литературных экспертов эта встреча и дала началу «Гранатового браслета».

Признание в обществе

Особую популярность Куприн приобрёл после слов Льва Николаевича Толстого (1828-1910): «Из молодых, он лучше пишет». Толпа поклонников сопровождала его из одного ресторана в другой. А после выхода повести «Поединок», А. И. Куприн стал по-настоящему знаменит. Издатели предлагали ему наперёд любые гонорары, что может быть лучше. Но мало кто замечал что в это время он очень страдал. Справлялся Куприн со своими чувствами так -просто уезжал в Балаклаву, иногда прямо из ресторана.

Крымский период

Здесь в Балаклаве, наедине самим с собой, ему хотелось принять решение. Сильная воля жены подавляла его свободу. Для писателя это было подобно смерти. Он мог отдать всё за возможность быть самим собой, чтобы не сидеть целыми днями за письменным столом, а наблюдать жизнь, общаться с простыми людьми.


В Балаклаве ему особенно нравилось общаться с местными рыбаками. Им даже принято было решение о покупке своего участка земли для возведения собственного сада и постройки дома. Он, вообще говоря, хотел здесь обосноваться. Куприн прошёл все испытания для вступления в местную рыболовецкую артель. Научился вязать сети, привязывать канаты, смолить прохудившиеся лодки. Артель приняла Куприна и он ходил в море с рыбаками.

Ему нравились все те приметы, которые соблюдали рыбаки. Нельзя свистеть на баркасе, плевать только за борт, не упоминать чёрта. Оставлять в снасти, как будто нечаянно, маленькую рыбешку для дальнейшего рыбацкого счастья.

Творчество в Ялте

Из Балаклавы Александр Куприн очень любил ездить в Ялту к А. П. Чехову (1960-1904). Ему нравилось говорить с ним обо всём. В судьбе Александра Ивановича Куприна А. П. Чехов принимал активное участие. Когда-то помог переехать в Петербург, рекомендовал его издателям. Даже предложил комнату в своем ялтинском доме, чтобы Куприн мог спокойно работать. А. П. Чехов познакомил Александра Ивановича с виноделами Массандровского завода.

Писателю нужно было изучить процесс приготовления вина для рассказа «Винная бочка». Море мадеры, муската и прочих массандровских искушений, что может быть прекрасней. А. И. Куприн пил понемногу, наслаждаясь ароматом великолепного крымского вина. Именно таким его знал Антон Чехов, прекрасно зная также причины загулов своего товарища.
В этот период жизни Куприны ожидали рождение ребёнка.

Муся Давыдова была беременна (дочь Лидия родилась в 1903 году). Постоянные капризы и слёзы по нескольку раз в день, страхи беременной женщины перед предстоящими родами, были поводами для семейных ссор. Однажды Муся разбила о голову Куприна стеклянный графин. Таким образом её поведение разрешило все его сомнения.

Нобелевский лауреат

9 ноября 1933 года Нобелевский комитет объявил о своём решении. Премию получил И. А. Бунин. Он выделил с неё 120 тысяч франков в пользу бедствующих писателей. Куприну дали пять тысяч. Деньги он брать не хотел, но средств на существование не было. Дочь Ксения Александровна Куприна (1908-1981) снимается в кино, нужны наряды, сколько можно перешивать старьё.

Детство писателя

Своё детство Александр Куприн называл самым подлым периодом своей жизни и самым прекрасным. Уездный городишка Наровчат Пензенской губернии, в котором он родился, Куприну всю жизнь представлялся как земля обетованная.
Туда рвалась душа и там были три богатыря, с которыми он совершал ратные подвиги. Сергей, Иннокентий, Борис – это три брата Куприна, умершие в младенчестве. В семье уже были две дочери, а вот мальчики умирали.

Тогда беременная Любовь Алексеевна Куприна (1838-1910) пошла к старцу за советом. Мудрый старец научил её, когда родится мальчик, а это будет в канун Александра Невского, назвать его Александром и заказать в рост младенца икону этого святого и всё будет хорошо.
Ровно через год почти в день рождения будущего писателя умер отец – Иван Куприн (биография которого мало примечательна). Осталась гордая татарская княжна Куланчакова (в замужестве Куприна) одна с тремя маленькими детьми.

Отец Куприна не был примерным семьянином. Частые загулы и попойки с местными товарищами заставляли детей и жену жить в постоянном страхе. Жена скрывала увлечения своего мужа от местных пересудов. После смерти кормильца дом в Наровчате продали и она отправилась с маленьким Сашей в Москву во вдовий дом.

Московская жизнь

Детство Куприна прошло в окружении старух. Редкие посещения богатых пензенских подруг матушки не были для него праздником. Если начинали разносить сладкий праздничный пирог, то мать начинала уверять что Сашенька не любит сладкого. Что ему можно дать только сухой краешек пирога.

Иногда представляла к носу сына серебряный портсигар и веселила хозяйских детей: «Это нос моего Сашеньки. Он мальчик очень некрасивый и это очень стыдно». Маленький Саша решил каждый вечер молиться Богу и упросить Бога сделать его хорошеньким. Когда мать уходила чтобы сын вёл себя смирно и не злил старух, она привязывала его ногу верёвкой к стулу или очерчивала мелом круг, за который нельзя выходить. Она любила сына и искренне считала, что делает ему лучше.

Смерть матери

Со своего первого писательского гонорара Куприн купил матери ботинки и в дальнейшем часть всех своих заработков отсылал ей. Больше всего на свете он боялся её потерять. Куприн дал матери обещание, что не он её, а она его похоронит первым.
Мать писала: «Я безнадёжна, но ты не приезжай». Это было последнее письмо от матери. Сын засыпал гроб матери доверху цветами, и пригласил лучших в Москве певчих. Смерть матери, Куприн назвал похоронами своей молодости.

Деревенский период из жизни А. И. Куприна

Тем летом (1907) он жил в Даниловском, в имении своего друга - русского философа Ф. Д. Батюшкова (1857-1920). Ему очень нравился колорит местной природы и его жителей. Крестьяне сильно уважали писателя, называя его Александрой Ивановичем Купленным. Писателю нравились деревенские обычаи простых жителей. Как-то Батюшков повёл его к своей соседке, известной пианистке Вере Сипягиной-Лилиенфельд (18??-19??).


В тот вечер она играла «Аппассионату» Бетховена, вложив в музыку страдания безнадежного чувства, которая вынуждена была глубоко от всех таить. В возрасте далеко за 40 она полюбила красавца, годившегося ей в сыновья. Это была любовь без настоящего и без будущего. По щекам её катились слёзы, игра потрясла всех. Там же писатель и познакомился с молоденькой Елизаветой Гейнрих, племянницей ещё одного великого писателя, Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912).

Ф. Д. Батюшков: спасительный план

Куприн признался Ф. Д. Батюшкову: «Я люблю Лизу Гейнрих. Я не знаю, как мне быть». В тот же вечер в саду во время ослепительной летней грозы, Куприн сказал Лизе всё. Наутро она исчезла. Лизе нравится Куприн, но он женат на Мусе, которая ей как сестра. Батюшков отыскал Лизу и убедил её, что брак Куприна уже распался, что Александр Иванович сопьётся, и русская литература потеряет большого писателя.

Спасти его, может только она, Лиза. И это была правда. Муся хотела лепить из Александра всё, что она хотела, а Лиза позволяла этой стихии бушевать, но без разрушительных последствий. Иначе говоря, быть самим собой.

Неизвестные факты из биографии Куприна

Газеты захлёбывались от сенсации: «Куприн в роли водолаза». После свободного полёта с лётчиком С. И. Уточкиным (1876-1916) на воздушном шаре, он, поклонник сильных ощущений, задумал опуститься на дно морское. Куприн очень уважал экстремальные ситуации. И всячески тянулся к ним. Был даже случай, когда Александр Иванович с борцом И. М. Заикиным (1880-1948) разбились на аэроплане.

Самолет вдребезги, а пилоту и пассажирам хоть бы что. «Николай Угодник спас», говорил Куприн. В это время у Куприна уже была новорождённая дочь, Ксения. От такой новости у Лизы даже пропало молоко.

Переезд в Гатчину


Арест для него был большой неожиданностью. Причиной стала статья Куприна о крейсере «Очаков». Писателя выселили из Балаклавы без права проживания. Александр Куприн стал свидетелем восставших матросов крейсера «Очаков», и написал об этом в газете.
Кроме Балаклавы Куприн мог жить только в Гатчине. Здесь семья, и купила дом. Появился свой сад и огород, который Куприн обрабатывал с большой любовью, вместе с дочерью Ксенией. Сюда же приезжала дочка Лидочка.

Во время Первой мировой войны, Куприн организовал в своём доме госпиталь. Лиза и девочки стали сёстрами милосердия.
Лиза позволяла ему устраивать в доме настоящий зверинец. Кошки, собаки, обезьянка, коза, медведица. За ним по городу бегали местные ребятишки, потому что он всем покупал мороженое. Нищие выстраивались в очередь возле городской церкви, потому что он всем подавал.

Однажды весь город ел ложками чёрную икру. Его друг, борец И. М. Заикин прислал ему целую бочку деликатеса. Но самое главное, что Куприн наконец-то смог писать дома. Он называл это «писучий период». Когда он садился писать, весь дом замирал. Даже собаки переставали лаять.

Жизнь в эмиграции

В поруганном и разорённом его доме в 1919 году безвестный сельский учитель будет собирать с пола обожжённые, покрытые пылью, гарью и землёй, бесценные листы рукописи. Таким образом, некоторые спасённые рукописи дошли до наших дней.
Вся тяжесть эмиграции ляжет на плечи Лизы. Куприн в быту, как и все писатели, был очень беспомощным. Именно в период эмиграции, писатель сильно состарился. Зрение становилось всё хуже. Он почти ничего не видел. Неровный и прерывистый почерк рукописи «Юнкера», были тому свидетельством. После этого произведения, все рукописи за Куприна писала его жена, Елизавета Морицовна Куприна (1882-1942).
Несколько лет подряд Куприн приходил в один из парижских ресторанов и за столиком сочинял послания одной неизвестной даме. Возможно той, которая была на негативе в портретной рамке писателя.

Любовь и смерть

В мае 1937 года И. А. Бунин в поезде развернул газету и прочитал, что А. И. Куприн вернулся домой. Он был потрясён даже не новостью, которую узнал, а тем, что всё-таки в чём-то Куприн его обошёл. Бунин тоже хотел домой. Умирать они все хотели в России. Перед смертью Куприн пригласил священника и долго о чём-то с ним говорил. До последнего дыхания он держал Лизу за руку. Так, что у неё долго не сходили синяки с запястья.
Ночью 25 августа 1938 года А. И. Куприна не стало.


Оставшись одна, Лиза Куприна повесилась в блокадном Ленинграде. Ни от голода, а от одиночества, от того, что не было рядом того, кого она любила той самой любовью, что встречается раз в тысячу лет. Той любовью, что сильнее смерти. С её руки сняли кольцо, и прочли надпись: «Александр. 16 августа 1909 год». В этот день они обвенчались. Это кольцо она никогда не снимала с руки.

Специалисты дали неожиданное экспертное заключение. На дагерротипе изображена юная татарская девочка, которой через много лет предстоит стать матерью великого русского писателя Александра Ивановича Куприна.


Александр Иванович Куприн и русская литература начала 20 века неразделимы. Это произошло потому, что писатель в собственных произведениях освещал современную ему жизнь, рассуждал на темы и искал ответа на вопросы, которые принято относить к категории вечных. Все его творчество опирается на жизненные прототипы. Александр Иванович черпал сюжеты из жизни, он лишь преломлял ту или иную ситуацию в художественном плане. Согласно общепринятому мнению, творчество этого автора относится к литературному направлению реализм, но есть страницы, которые написаны в стиле романтизма.

В 1870 году в одном из городов Пензенской губернии на свет появился мальчик. Назвали его Александром. Родители Саши были небогатыми дворянами.

Отец мальчика служил секретарем в суде, а матушка занималась ведением домашнего хозяйства. Судьба распорядилась таким образом, что после того, как Александру исполнился годик, его отец скончался скоропостижно от болезни.

После этого печального события вдова с детьми едет на жительство в Москву. Дальнейшая жизнь Александра, так или иначе, будет связана с Москвой.

Учился Саша в кадетском пансионе. Все говорило о том, что судьба мальчика будет связана с военным делом. Но на деле оказалось совершенно не так. Тема армии прочно вошла в литературное творчество Куприна. Военной службе посвящены такие произведения, как «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Поединок», «Юнкера». Стоит отметить, что образ главного героя «Поединка» автобиографичен. Автор признается, что создал образ подпоручика, опираясь на опыт собственной службы.

1894 год ознаменовался для будущего прозаика отставкой от военной службы. Произошло это благодаря его взрывному характеру. В это время будущий прозаик ищет себя. Он пробует писать, и первые же опыты становятся удачными.

В журналах печатаются некоторые рассказы, принадлежащие его перу. Этот период до 1901 года можно назвать плодотворным периодом литературного творчества Куприна. Написаны следующие произведения: «Олеся», «Куст сирени», «Чудесный доктор» и многие другие.

В России в этот период времени назревают народные беспокойства, обусловленные противостоянием капитализму. Молодой автор творчески реагирует на эти процессы.

Результатом стала повесть «Молох», где он обращается к древнерусской мифологии. Под видом мифологического существа он показывает бездуховную мощь капитализма.

Важно! Когда «Молох» увидел свет, его автор тесно стал общаться с корифеями русской литературы того периода. Это Бунин, Чехов, Горький.

В 1901 году Александр встретил свою единственную и связал себя узами брака. После женитьбы супруги переехали в Петербург. В это время писатель активен и на литературном поприще, и в общественной жизни. Написаны произведения: «Белый пудель», «Конокрады» и другие.

В 1911 году семья переезжает жить в Гатчину. В это время в творчестве появляется новая тема – любви. Он пишет , «Суламифь».

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

В 1918 году супруги эмигрируют во Францию. За границей писатель продолжает плодотворно работать. Написано более 20 рассказов. Среди них «Синяя звезда», «Ю-Ю» и другие.

1937 год стал знаковым в том плане, что Александру Ивановичу было разрешено вернуться на Родину. Больной писатель возвращается в Россию. На Родине он проживает всего год. Прах покоится на Волковском кладбище Ленинграда.

Самое главное, что нужно знать о жизни и творчестве этого выдающегося автора, размещено в хронологической таблице:

Дата Событие
26 сентября (7 августа) 1870 г. Рождение Куприна
1874 г. Переезд с матушкой и сестрами в Москву
1880–1890 гг. Учеба в военных училищах
1889 г. Публикация первого рассказа «Последний дебют»
1890–1894 гг. Служба
1894–1897 гг. Переезд в Киев и писательская деятельность
1898 г. «Полесские рассказы»
1901–1903 гг. Женитьба и переезд в Петербург
1904–1906 гг. Печать первого собрания сочинений
1905 г. «Поединок»
1907–1908 гг. Обращается к любовной теме в творчестве
1909–1912 гг. Получил пушкинскую премию. Опубликован «Гранатовый браслет».
1914 г. Служба в армии
1920 г. Эмиграция во Францию с семьей
1927–1933 гг. Плодотворный период творчества за границей
1937 г. Возвращение в Россию
1938 г. Смерть в Ленинграде

Самое главное о Куприне

Кратко биография писателя может быть изложена в нескольких основных вехах его жизни. Александр Иванович – выходец из обедневшей дворянской семьи. Так получилось, что мальчик рано остался без отца. По этой причине становление личности было достаточно сложным. Ведь, как известно, мальчику нужен отец. Мать, переехав в Москву, принимает решение определить сына на учебу в военное училище. Поэтому армейский уклад достаточно сильно повлиял на Александра Ивановича, его мировоззрение.

Главные этапы жизни:

  • До 1894 года, то есть до выхода в отставку от воинской службы, начинающий автор пробовал свои силы в писательском мастерстве.
  • После 1894 года понял, что писательство – это его призвание, поэтому целиком посвящает себя творчеству. Сводит знакомство с Горьким, Буниным, Чеховым и другими писателями того времени.
  • Революция 1917 года утвердила Куприна в мысли, что , возможно, правы в своих взглядах на власть. Поэтому писатель с семьей не может находиться в России и вынужден эмигрировать. Почти 20 лет Александр Иванович живет во Франции и плодотворно работает. За год до смерти ему разрешено вернуться на Родину, что он и делает.
  • В 1938 году сердце писателя перестало биться навсегда.

Полезное видео: ранний период творчества А. И. Куприна

Биография для детей

С именем Куприна ребята знакомятся во время обучения в начальной школе. Ниже приведем биографические сведения о писателе, которые необходимы ученикам.

Детям младшего школьного возраста важно знать, что Александр Иванович неспроста обратился к теме детей и детства. Он пишет на эту тему просто и естественно. В этом цикле он создает большое количество рассказов о животных. В целом в произведениях этой направленности Куприн выражает гуманное отношение ко всему живому.

В рассказах, героями которых являются дети, остро выражена тема сиротства. Возможно, это связано с тем, что их автор сам рано остался без отца. Но стоит отметить, что он показывает сиротство как социальную проблему. К произведениям о детях и для детей можно отнести «Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Тапер», «Слон», «Белый пудель» и многие другие.

Важно! Несомненно, вклад этого выдающегося писателя в развитие и становление детской литературы чрезвычайно велик.

А. И. Куприн в Гатчине

Последние годы Куприна

В детстве Куприна было много трудностей, не меньше проблем было и в последние годы жизни. В 1937 году ему разрешили вернуться в Советский Союз. Его встречали торжественно. Среди приветствующих знаменитого прозаика были многие известные поэты и писатели того времени. Кроме этих людей было очень много поклонников творчества Александра Ивановича.

К этому времени у Куприна был диагностирован рак. Это заболевание сильно подорвало ресурсы организма писателя. Вернувшись на Родину, прозаик надеялся, что пребывание в родных пенатах пойдет ему только на пользу. К сожалению, надеждам писателя не суждено было сбыться. Через год талантливого реалиста не стало.

Последние годы жизни

Куприн в видеоматериалах

В современном мире информатизации очень многие биографические сведения о творческих людях оцифрованы. Телеканал «Радость моя» в своем эфире транслирует цикл передач «Мой живой журнал». В этом цикле есть передача о жизни творчестве Александра Куприна.

На телеканале «Россия. Культура» транслируется цикл лекций о писателях. Продолжительность ролика составляет 25 минут. Причем лекции об Александре Ивановиче тоже составляют цикл. Есть такие, которые повествуют о детстве и юношестве и о периоде эмиграции. Продолжительность их по времени примерно одинаковая.

В интернете есть подборки роликов о Куприне. Даже целая виртуальная страничка посвящена знаменитому русскому писателю. На этой же странице есть ссылки на аудиокниги. В самом конце размещены отзывы читателей.

Возвращение на Родину

Википедия о Куприне

В электронной энциклопедии Википедия размещена объемная информационная статья об Александре Ивановиче. В ней подробно рассказывается о жизненном пути прозаика. Даны подробные описания его основных произведений. Достаточно полно освещена информация, касающаяся семьи писателя. Этот текст сопровождается личными фотографиями Куприна.

После основной информации представлена библиография автора, причем почти на все книги есть электронные ссылки. Все, кто по-настоящему интересуется его творчеством, могут прочитать их интересующее. Также есть ссылки на видео с экранизированными произведениями Александра Ивановича. В конце статьи перечислены памятные места, связанные с именем Александра Ивановича Куприна, многие проиллюстрированы фотографиями.

Полезное видео: биография А.И. Куприна

Вывод

Со дня смерти Куприна прошло 70 лет. Это достаточно большой временной отрезок. Но, несмотря на это, популярность произведений Александра Ивановича не уменьшается. Это обусловлено тем, что в них заключены понятные всем вещи. Произведения Александра Ивановича Куприна необходимо читать всем, кто хочет лучше понимать природу взаимоотношений и мотивы, движущие различными людьми. Они являются своего рода энциклопедией нравственных качеств и глубоких переживаний любого человека.

Вконтакте

Александр Куприн великий русский писатель, оставивший богатое наследство произведений человечеству. Наблюдательный, тонкий и чувствительный от природы, Александр Иванович отразил в своих работах быт и нравственность того времени.

Родился он 26 августа (7 сентября) 1870 года в семье мелкого чиновника в маленьком городке Наровчат, который находится в Пензенской губернии. Его отец умер через год после рождения Александра. На руках матери Любови Алексеевны осталось трое детей - старшие сестры и сам Саша. Девочек определяют в пансион, а Любовь Алексеевна уезжает с сыном в Москву.

Стоит отметить, что мать писателя - уроженка древнего рода татарских князей Куланчаковых. У неё сильный характер, упрямый, она очень любит своих детей. Жизнь в Москве была тяжелая, нищенская, и мать записала шестилетнего сына в Московский Разумовский пансион (1876г). Александру было нелегко, мальчик грустил и тосковал по дому, даже задумывал о побеге. Он много читал, умел придумывать истории, и за это пользовался популярностью. Первое своё творение - стихотворение, Александр сочинил в возрасте семи лет.

Постепенно жизнь налаживалась, и Куприн решил стать военным. По окончании пансиона в 1880 году, он сразу поступил во Вторую Московскую военную Академию. Через восемь лет учится в Московском Александровском военном училище. Годы обучения не прошли даром для Александра Ивановича, позже он напишет и обличит русскую армию в своих произведениях. Много будет мыслей о чести, мундире, мужестве, о характерах героев, а так же о коррупции.

Он продолжает читать и изучать литературу, в 1889 году публикуется его первый рассказ «Первый дебют». В 1890 году, закончив обучение, Куприн поступил на службу в пехотный полк в должности подпоручика. Его новое местонахождение - Подольская губерния. Через четыре года Александр Иванович вышел в отставку. Не имея никакой специальности, Куприн пробует себя в различных сферах деятельности.

Этот жадный до впечатлений человек, берётся за любую работу, он ничего не боится, ему всё интересно. Характер у него взрывной, но он готов на авантюру. Ему было важно общаться с людьми, вживаться в их атмосферу бытия, улавливать чувства, нрав и тонкости каждой личности. Потом Куприн в своих произведениях умело отразит свои наблюдения.

Вскоре он знакомится с А.П.Чеховым , М.Горьким и И. Буниным . Издания Москвы и Петербурга начинают печатать его произведения, заметки, очерки. В 1901 году Александр Куприн женится на Марии Давыдовой, а через год у них рождается дочь Лида. В 1905 году выходит повесть «Поединок». Помимо армейских впечатлений, изложенных в произведениях, Куприн пишет о любви, о животных («Белый пудель» 1902г), становится популярным, много печатается. В 1907 году, после развода с первой женой, Александр Куприн вторично женится на Елизавете Гейнрих. Рождается дочь Ксения.

Александр Иванович в 1914 году служил в Финляндии, но по состоянию здоровья был комиссован. Началась Первая Мировая война (1914-1918г), тогда они с женой Елизаветой и дочкой Ксенией устроили дома лазарет. Оказывали помощь раненым бойцам. Революцию Куприн воспринял отрицательно. Он был на стороне белого движения, хотя поначалу пытался сотрудничать с большевиками. Как и многие другие творческие личности, Куприн с семьёй покидает Россию, они уезжают во Францию. Александр Иванович продолжает творить, но не так продуктивно, он скучает по родине. Активно участвует в антибольшевистской прессе.

Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину. Встретили его тепло и радушно. К сожалению, писатель был тяжело болен, через год его не стало. Он умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде. Наиболее популярные произведения Александра Ивановича Куприна:

«Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Яма».