Лабиринт история происхождения. Тайны древних лабиринтов. Что имел в виду древний человек

Средневековые ученые считали лабиринт Дедала самым сложным из всех когда-либо созданных.
По преданиям, Дедал создал этот лабиринт, чтобы заключить в него Минотавра.
Дедал очень остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю.

Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены - по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.


За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.

Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.


Лабиринт — это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы.

Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть.

Миф о Лабиринте — один из древнейших, и, осмелюсь сказать, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт — это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться. Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути.

Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии — в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.


Кносский лабиринт

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт.

Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир.


Лабиринт Дедала

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.)

И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.


Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше.

Самое известное из них — миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём.

Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал — символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти.

Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи.

Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.


Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита.

Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё.

И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек — Минотавр. Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита.

Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка.

Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей.

С другой стороны, чудовище, Минотавр — это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля.

Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход.

В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда — кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок — а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок — идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний. Шар, что он создаёт, подбирая нить, — это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта.

Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом.


В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты.

Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру.

В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком.

Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида.

Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать — вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк.

Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков. Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии.

Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь — достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами.

Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом.

Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, — всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.


С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган.

Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости.

Растерянность — ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса — главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать?

С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки.

И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч — как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

Итак, в предыдущей теме своего ЖЖ я упомянула о библиотеке-Храмине из "Имени розы" Умберто Эко, которая представляла собой один из типов лабиринта. Здесь же хочу немного развить эту тему и дать подборку наиболее интересных ссылок. Любопытно, что в процессе подготовки этого материала в одном из сообществ вывесили юзерпик, которым я и предваряю сегодня сообщение. Что говорит об интересных путях информации, находящих свою аудиторию. :-)

Лабиринт... Как таинственно звучит это слово, сколько чудесных мифов и преданий, героических и трагических реальных событий связано с ним! Строго говоря, не всякий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом.


Классический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход только один. Длинный путь от него обязательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю. Соприкасаясь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть центр сооружения можно только одним путем - тем же, что привел к цели. Других выходов из лабиринта нет. Таким образом, забредшему в его недра путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбраться наружу. Все что нужно делать - это идти по дорожке, которая приведет к центру и выведет обратно.

Лабиринтами (от греч. λαβιριγοξ) античные авторы называли сооружения с многочисленными сложно соединяющимися комнатами, из которых трудно найти выход. По одной из версий слово "лабиринт", вероятно, связано со словом "лабрис", которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии.

Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ - семь линий, закрученных вокруг центра. Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В погребениях Сардинии, датируемых 3500 г. до нашей эры были обнаружены и другие лабиринты. По одной из гипотез, идею лабиринта древние люди подглядели в природе, где схожие формы встречаются нередко. Прототипом, например, мог стать коралл-мозговик. Спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта.

На роль прототипов лабиринта претендуют наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита, и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н.э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н.э.

Лозоходцы утверждают, что мегалиты типа Стоунхенджа устанавливались в местах пересечения подземных течений, чтобы усилить энергию, которая исходит из земли все по той же спирали с семью витками.

Фаюмский лабиринт

Первый рассказ о лабиринте находим в "Истории" древнегреческого историка и путешественника Геродота (ок. 484-425 до н.э.), где описана история создания огромного Фаюмского лабиринта на севере Египта - самого протяженного лабиринта в мире - его периметр составлял более 1000 м.

В центре Фаюмской области один из правителей XVIII династии египетских фараонов Аменемхет III (ок. 1456-1419 до н.э.) возвел пирамиду, заупокойный храм при которой был построен в виде лабиринта. Вот что писал о нем Геродот: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. Конечно, пирамиды - это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений (эллинского строительного искусства), вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит (размерами) и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех или других. По наземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят (все) творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы." (Геродот. История.- Л.: Наука, 1972. - С. 126-127).

В III в. до н. э. греки составили список грандиознейших сооружений - "семи чудес света" - и включили в него знаменитый лабиринт. Но лишь в наши дни стало известно, что Аменемхет III соорудил два лабиринта.

Критский лабиринт

Один из прекраснейших древнегреческих мифов также связан с лабиринтом. Критский царь Минос приказал знаменитому художнику и архитектору Дедалу построить лабиринт. В этот лабиринт Минос поселил Минотавра - кровожадное чудовище с человеческим телом и головой быка - и потребовал от афинян, убивших его сына, раз в 9 лет присылать на съедение чудовищу семерых сильнейших юношей и семерых красивейших девушек. Сын афинского царя Эгея, Тесей, вместе с очередной группой жертв Минотавра отбыл на Крит с целью убить чудовище. Дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея и взяв у Дедала волшебный клубок ниток, с помощью которого можно было найти выход из лабиринта, передала Тесею. Он привязал у входа в лабиринт конец нити и отправился на поиски чудовища, постепенно разматывая клубок. Поединок закончился победой Тесея, который затем при помощи нити Ариадны вышел из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных. Узнав о роли Дедала в победе Тесея, Минос заключил художника вместе с сыном Икаром в лабиринт. Они были освобождены женой Миноса. Сделав крылья из скрепленных воском перьев, Дедал вместе с Икаром улетели с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море, которое впоследствии назвали Икарийским.

В 1900 г. английский археолог Артур Эванс провел раскопки на северном побережье острова Крит, где обнаружил воспетый в Гомеровой "Одиссее" и многократно упоминаемый в мифах главный город острова - Кносс и кносский дворец-лабиринт. Его архитектура поражает замысловатым чередованием самых разнообразных строительных элементов и отсутствием какой бы то ни было четкости и симметрии. На каждом шагу множество неожиданных переходов, причудливых лестниц и коридоров. В древности изображение лабиринта было своеобразной эмблемой Крита. Очертания лабиринтов встречаем на печатях, которыми скреплялись государственные документы, а также на монетах. Кносский дворец сильно пострадал во время извержения вулкана на острове Фера около 1450 года до н. э., а после пожара, произошедшего примерно в 1380 году до н. э., был окончательно заброшен. В настоящее время некоторые из помещений реконструированы. В результате оказалось, что план дворца не соответствует классической модели лабиринта с семью дорожками. О ней напоминают только фрагменты фресок на стенах в виде узоров - «меандр». В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.

Кносский дворец-лабиринт

Есть основания полагать, что в виде классического лабиринта возводили и крепостные стены городов. Так, устроение легендарной Трои, осаду которой ахейским войском принято относить к 1250-1220 годам до н.э., долгое время ассоциировалось с лабиринтом. Не случайно даже в Средние века рисунок лабиринта часто воспринимался как защитный символ именно Трои, а многие лабиринты, сооруженные из валунов и дерна в Скандинавии, Германии и Британии, иногда называются «Троянский город», «Город Троя», «Стены Трои».

Лабиринты античного мира

Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой еще раньше писал Варрон и в которой, якобы, находился подземный лабиринт. Известно, что во время существования Римской империи в разных провинциях было построено около 60 лабиринтов. Само изображение лабиринта было очень популярно у римлян, использовалось как элемент оформления стен и полов. Римские художники придумывали огромное количество вариаций лабиринтных узоров, соответствующих конфигурации и размеру помещений. Для их создания обычно использовались мелкие кубики из цветных камней или стекла, которые выкладывали в раствор, смешанный с терракотой. Зачастую такие вариации располагались недалеко от входа или прямо на пороге и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Он представлен на фресках и мозаиках города Помпеи, засыпанного пеплом в 79 г. при извержении Везувия. Мозаика лабиринта с изображением победы Тесея в центре дала само название строению, где она находилась - "Дом лабиринта". Лабиринт на мозаике из виллы Диомеда в Помпее, вероятно, уже служил для игр. В нем только через центральную арку можно было проникнуть в лабиринт.

Российские лабиринты

И на территории России описаны удивительные лабиринты. Еще в 1592 г. русские дипломаты Г. Б. Васильчиков и С. Г. Звенигородский писали с северной окраины России: "А в Веренге, на побоище немецком... на славу свою принесши с берегу камень в вышину от земли есть и нынче больше сажени, а около него подале выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном...".

На рисунке изображены:

I. Подковообразные лабиринты - лабиринты так называемого "классического типа": (1), Швеция; (2), Финляндия; (3), Англия; (4), Карельский полуостров, СССР. К этой группе относятся дерново-растительные лабиринты: (5), Англия; (6-8), Соловецкие острова; (9), ГДР. В центре таких сооружений непременно помещалась каменная пирамидка.

II. Круглоспиральные лабиринты: (10), (13), Соловецкие острова; (11), Греция; (12), Югославия; (14), Англия.

III. Почкообразные лабиринты - взаимно вписанные спирали: (15), Соловецкие острова; (16), (17), Кольский полуостров.

IV. Концентрически-круговые лабиринты: (18), Кольский полуостров; (19), (20), Соловецкие острова.

На этом же рисунке представлены аналоги каменных лабиринтов: (21), подковообразный лабиринт на кносских серебряных монетах III-I вв. до н. э.; (22), лабиринт в одном из соборов на территории Финляндии; (23), лабиринт на северорусском скальне, Архангельская область.

Знаменитые каменные лабиринты - самые древние и самые загадочные памятники Соловецкого музея-заповедника. Всего в мире их известно около 60, в том числе на Соловецких островах - 33.

Лабиринты других народов

Американские индейцы считали блуждания по лабиринту средством излечения от телесных и душевных недугов.
Индейские племена тохоно о"отам и пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют "дом Иитои" - в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари.

Изображение лабиринта можно увидеть и на Востоке - например, в храме Халебид в Майсуре (Индия) - постройка XIII века н. э., отображает эпизод из эпоса "Махабхарата". А китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно - в 1980-90-е годы.

В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье; в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.

По образу лабиринта были построены защитные стены города Шимангада, расположенного в предгорьях Гималаев, на территории современного Непала. Этот неприступный город пал под ударами мусульманских войск в 1325 году только после того, как предатель указал неприятелю слабое место в крепостных стенах. Руины Шимангады сохранились до наших дней, но их почти совсем поглотили джунгли.

Средневековые лабиринты Европы

Большие подземные лабиринты сооружали под многими городами в средние века. Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, в городе Брно (Чехия) несколько лет назад на одной из улиц в историческом центре города внезапно провалился участок мостовой и появились трещины - в кладке соседних зданий. Тогда же, в 1978 году, начались работы по выявлению причин этого происшествия и предотвращения дальнейшей осадки почвы. Оказалось, что под центральной частью Брно находится разветвленный лабиринт катакомб, ходов, подземных залов. Все они появились еще в средние века и были прорыты в целях защиты города от врагов.

Джефри Расселл из Ирландии, в прошлом бизнесмен, заявляет, что обнаружил такой узор на холмах, разбросанных вокруг Гластонбери Тор, одного из знаменитых ранних христианских поселений в Южной Британии и, несомненно, священного языческого места на протяжении многих веков до прибытия туда святого Иосифа из Аримафеи, несущего чашу Грааля. С помощью фотографий, сделанных специалистами британских военно-воздушных сил, Рассеял смог заметить извивающуюся тропу с семью витками, по которой, как он считал, когдато бродили паломники и посвященные. Учитывая, что Гластонбери считается местом захоронения легендарного короля Артура, не исключено создание подобных паломнических троп. Для чего они должны были иметь такую форму? Об этом частично мы ответим далее, рассказывая о церковных лабиринтах.

Церковные лабиринты Европы

Ранние христианские церкви с энтузиазмом переняли традицию лабиринта. В первую очередь это был символ самой церкви, например выбитый на каменных стенах собора в Лукке (Италия) или вышитый на облачении усопших епископов, которые были изображены лежащими в лоне церкви.

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру. Центр лабиринта назывался сиел (небо) или Иерусалим, и там обычно изображали кентавра или минотавра, намекая на связь с языческим прошлым; металлическая тарелка с таким рисунком находилась в центре знаменитого собора в Шартре до наполеоновских войн, а потом была переплавлена.

Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками - это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы.

Церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Кстати, церковные лабиринты есть при многих западных храмах, самый известный из них - лабиринт Санта-Росса во Франции, в соборе Шартрез, заложенном в 13 веке. Этот собор по сей день остается местом паломничества. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов также в Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным.

Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы. В Средние века в христианстве было даже распространено убеждение, что путешествие по лабиринту может заменить верующему человеку паломничество к святым местам.

Лабиринт в Шартре: Лабиринт в Амьене:

Церковные лабиринты использовались также и в качестве средства для наказания грешников, как писал Эдвард Тродлоуп, архидьякон Стоу, в "Археологическом журнале" за 1858 год. Грешники должны были "проползти на коленях по всем запутанным коридорам лабиринта, прочитать молитвы в установленных местах, пока они не достигнут центрального зала, для чего в некоторых случаях требовался целый час".

Церковные лабиринты сооружаются и в наши дни. Например, рядом с храмом в Кримулде (Латвия) не так давно был сооружен единственный в Латвии церковный лабиринт. О нем на латышском языке на сайте Кримулдской церкви: http://www.krimuldasbaznica.lv/index.php?nr=12&mod=text&lang=lv Доводилось и мне проходить его: сложного там нет ничего, нужно всего лишь последовательно пройти его весь по завиткам от начала до конца и вернуться обратно.

Символы лабиринта, вполне возможно, встречались и на одежде людей того времени, либо использовались художниками для подчеркивания основной идеи портретируемых. Очень интересные ссылки по этому вопросу представил clement :
Лабиринт на мужском портрете Бартоломео Венето http://koukhto.livejournal.com/551886.html а затем http://clement.livejournal.com/79674.html

Интересно отметить также, что в средневековье для лабиринтов находили и вполне мирные и практические применения: разбивали грядки огородов в форме лабиринтов. Ниже два образца такой планировки из старинных манускриптов:

Образ и символ лабиринта особенно часто использовали мыслители XVII в. В 1631 г. вышел философско-социальный роман выдающегося чешского педагога и писателя Я.А. Коменского (1592-1670) "Лабиринт света и рай сердца".
Один из первых (не дошедший до нас) учебников Коменского, построенный в форме загадок и решений, назывался "Лабиринт премудрости для молодежи, изучающей мир".

Садовые лабиринты

В Англии не встречаются лабиринты на церковном полу, но зато было очень много лабиринтов, сделанных из дерна на лужайках. Они носили различные названия: "Город Троя", "Следы пастуха" и т.п. О таких лабиринтах упоминает Шекспир в своих пьесах "Сон в летнюю ночь" и "Буря".

Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

Лабиринт замка Рейньяк-сюр-Индр (Франция):

Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 г.

Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Острые языки утверждают, что Генрих не просто так создал украшение для своего сада. Якобы в центре лабиринта король построил особнячок для фаворитки Розамунды Клиффорд (отсюда и название). А поскольку никто, кроме самого монарха, до поры до времени не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы, любовники могли наслаждаться обществом друг друга, не опасаясь, что их уединение нарушит королева Элеонора или кто-то из слуг. Но блаженство Генриха II продолжалось недолго. Его жена оказалась умнее, чем он думал, и, воспользовавшись одним из методов разгадывания лабиринтов, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу.

Впрочем, все это не более чем легенда, не подтвержденная документально. Некоторые историки утверждают даже, будто лабиринты с живой изгородью возникли исключительно для того, чтобы защитить королевские поместья от диких животных. Но, как бы то ни было, Будуар Розамунды вдохновил англичан на создание множества других лабиринтов из кустов и деревьев, в которых с одинаковым успехом можно спасаться от зверей, устраивать амурные дела и просто бродить по тенистым аллеям.

Лабиринты в наши дни

В настоящее время в Европе и Америке лабиринты создаются при госпиталях, церквах, школах и тюрьмах. Их можно рассматривать как средство психотерапии или просто как место для отдыха. Каждый человек вкладывает в посещение лабиринта свой собственный смысл.

В последние несколько десятилетий мейзы - головоломки - играют большую роль в индустрии досуга и развлечений. Например, в 1988 году в Лидсе высадили "живую изгородь" - 2400 тисовых деревьев - причем так, что дорожки лидсской "головоломки" образуют изображение королевской короны. Для большего эффекта по углам "путаницы" были установлены башни и бастионы. Но самое примечательное в этом лабиринте - выход. Пройдя к центру вполне обычным способом - по аллеям, посетители совершают обратный путь... по подземному гроту, специально устроенному для этой цели. Вход в грот находится на холмике, одновременно служащем смотровой площадкой. К числу "юных" относится и самый большой в мире "символический" лабиринт, находящийся в саду английского замка Бленхайм. Его длина составляет 88 м, ширина - 55,5 м. А символическим он назван потому, что на его "стенах" несть числа геральдическим знакам Британской империи. Ну а 1991 год в Великобритании был провозглашен... Годом Лабиринта.

Лабиринты в других областях человеческой деятельности

Заметим, что далеко не все лабиринтные структуры поддаются непосредственному наблюдению. Есть любопытная теория, что структурой именно такого рода является, например, модель развития индоевропейских языков, а также любой языковый (лингвистический) лабиринт.

Вообще зашифрованная каким-либо образом словесная информация представляет, собой не что иное, как языковой лабиринт. Уже в глубокой древности были изобретены различные системы символов - коды (от лат. соdех - свод законов) как средство засекречивания (кодирования), хранения и передачи информации. Коды разрабатывались в виде криптограмм (от греч.- тайный). Вместе с кодированием, или шифрованием, развивалось и искусство дешифровки, или криптоанализа.

Итальянский математик Дж. Кардано (1501-1576) изобрел способ криптографии - "решетку Кардано". Эта решетка представляет собой лист плотной бумаги, в котором прорезаны прямоугольные отверстия постоянной высоты и переменной ширины, расположенные на разных расстояниях друг от друга. Шифровальщик клал решетку на чистый лист бумаги и в отверстиях писал текст сообщения так, что в каждом отверстии помещались либо буква, либо слог, либо целое слово. Затем решетка убиралась, а оставшиеся пробелы заполнялись произвольным набором букв. Именно он и был словесным лабиринтом, засекречивающим данное сообщение. Математики разработали требования, которым должна удовлетворять шифровальная решетка, чтобы каждая клетка квадрата в каком-то совмещении оказалась под "окошечком" решетки, причем по одному разу. Для квадрата 8X8 и набора поворотов на 90°, 180° и 270° существует 164 вариантов шифровальных решеток. (Подробнее см.: 3альманзон М., Хлабыстова Л. Самосовмещения квадрата и тайнопись. // Квант.- 1980.- № 12.- С. 32.)

Идея лабиринта как неупорядоченной структуры пространства нашла-многочисленные применения в технике. Например, в любой гидравлической системе наиболее ответственными элементами, обеспечивающими надежность и эффективность работы, являются уплотнения. Уплотнение - это устройство, предотвращающее или уменьшающее утечку жидкости или газа через зазоры между деталями машины или какого-либо иного сооружения, а также защищающее детали от проникновения грязи и пыли. Уплотнения бывают контактными и бесконтактными или лабиринтными. Уплотняющий эффект в лабиринтных уплотнениях достигается за счет возникновения гидравлического сопротивления при течении через малый зазор вязкой жидкости. Для повышения гидравлического сопротивления делают лабиринтные канавки, которые изменяют площадь сечения.

Если магнитный кристалл (элемент ЭВМ четвертого поколения) поместить под микроскопом и высветить лазерным лучом, то обнаружится, что структура его неупорядочена и похожа на лабиринт. Нарушив эту структуру магнитной иглой, а затем постепенно намагнитив, получают элементарные магнитики - домены. Каждый из них несет единицу информации. На 10 см² можно разместить миллион таких магнитиков, то есть записать 106 единиц информации.

Лабиринты оказались удобным средством для изучения сложных механизмов памяти, а также поведения живого организма в экстремальных ситуациях. Подобные опыты, например, хорошо описаны Дэниелом Кизом в фантастическом рассказе "Цветы для Элджернона" http://lib.ru/INOFANT/KIZ/eldzheron.txt

Вообще идея Лабиринта как архетипа мироздания использовалась фантастами достаточно широко. Самый знаменитый из них, конечно же, Лабиринт Амбера из "Хроник Амбера" Роджера Желязны. Кратко об этом Лабиринте и его сути изложено в его "Путеводителе по замку Амбер": http://lib.ru/ZELQZNY/visual_amber2/pattern.htm

В XXI столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт прошел с нами - от бронзового века к веку компьютерному.

Сколько надо шлакоблоков, чтоб дворец построить в срок? © Василиса Премудрая

Итак, социологический опрос показал, что из 48 постоянных читателей действительно постоянных читателей аж 7 штук. И только один из семи честный^^ Ну, а остальным шести придется прочесть это))

Древнегреческие лабиринты.

Принято считать, что появились первые лабиринты именно в Древней Греции, поэтому мы начнем свое путешествие именно отсюда.
Первой ассоциацией со словом лабиринт, как правило, является красивая легенда о Критском лабиринте и храбром Тесее. Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра - получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, и нашел дорогу назад.

Критский лабиринт.
Схема построения классического древнегреческого лабиринта до смешного проста: крест, 4 прямых угла и 4 точки, соединенные концентрическими линиями. И все-таки как можно не восхищаться человеком, впервые догадавшимся до такого способа создавать лабиринты! Есть версия, что такой лабиринт кто-то нацарапал на глиняной дощечке просто от скуки. Классический, или критский, лабиринт имеет только одну дорогу, и запутаться в нем невозможно. Поэтому легенда о Тесее кажется слегка неправдоподобной. Скоро мы познакомимся с головоломкой, в которой действительно можно и не найти выхода.
Древнегреческие лабиринты не отличались особым разнообразием, что говорит о том, что лабиринт для них – только символ, который нельзя видоизменять. Толчок к развитию дала римская цивилизация. Поэтому мы не будем надолго останавливаться в Греции, и поспешим к следующей папке.

Древнеримские лабиринты.
Мы увидели, как из простого узора появились первые лабиринты. Но развитие человечества продолжалось, и вот уже в Древнем Риме, как мы знаем, много перенявшего у Греции, появились собственные типы лабиринтов, значительно усложненные. Здесь уже можно начать говорить о лабиринтах как о своеобразном искусстве, ведь придумывая новые очертания, а не просто копируя предыдущие, мастера создавали новые, никем ранее не использовавшиеся формы. Появляются разные типы лабиринтов.
Первый тип создается из меандра при его искажении. На первой картинке вы можете рассмотреть повнимательнее эту изящную трансформацию. Такой лабиринт также называют классическим. Двойной меандр, известный также как греческий ключ, может быть трансформирован в классический лабиринт. Если осуществить операцию в обратном порядке, то можно лучше изучить ключевые части лабиринта, те самые решающие сектора, где тропы поворачивают, чтобы перейти на новый виток. Версии дизайнов лабиринта, называемые компрессионными (сжатыми) диаграммами, показывают основу решения, свободного от лишних деталей. Поэтому для наглядности я добавляю компрессионные версии к некоторым особо запутанным лабиринтам: древнеримским и, тем более, средневековым.

Классический лабиринт из меандра.

Отфридский лабиринт.

Меандрические типы.

Построение меандрических лабиринтов.
Второй тип лабиринта вытекает из критского: он сжимается до ¼ квадрата и копируется с поворотом. А что, если увеличить число базовых лабиринтов до пяти? Восьми? А если взять изначально другой лабиринт? Просторов для фантазий открывается все больше и больше. Лабиринты продолжали свою эволюцию и в Средневековье. Но сейчас предлагаю вам ознакомиться с лабиринтами других цивилизаций.

Лабиринт из Помпеи.

Древние лабиринты в Азии, Америке и Африке.
Любопытно, что у разных народов, незнакомых между собой, проявляются похожие мотивы в лабиринтах. Подобный феномен можно проследить и в схожести египетских пирамид и ступенчатых пирамид племени майя.
Если египетские лабиринты создавались под вдохновением от критских (или даже наоборот), то чем объяснить наличие такой же классической структуры лабиринтов в Древней Индии или Южной Америке?
Самый древний египетский лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.
Индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. Лабиринт становится символом этих племён.

Лабиринты племени Пима.

Индийский лабиринт Чакрвьюха.

Средневековье.
Мы сделали лишь первый круг, пройдя по истории Древнего мира. Она была самой долгой и длилась тысячи лет, но ведь и в лабиринте первый круг имеет самый большой радиус, следовательно, он самый долгий. Теперь вернемся в Европу, и, как я уже обещала, проследим дальнейшее развитие лабиринта.
В первую очередь мы посетим Францию, Шартрский собор. На многих обложках книг, посвященных лабиринтам, находится именно этот лабиринт.
Шартрский собор – одно из самых удивительных священных мест Франции. Он заслуженно считается идеальным примером сакральной геометрии, а заодно – и шедевром готической архитектуры. На полу собора мозаикой выложен загадочный лабиринт, датируемый 1205 годом, который составляет в диаметре 12 метров, и проходимый верующим путь равен приблизительно 200 метрам. Он служил для верующих дорогой покаяния и кающиеся должны были пройти босиком или на коленях к центру круга, беспрестанно повторяя молитвы. Такой способ косвенно создавал у людей трансовое молитвенное состояние.

Вид сверху.

Мы идём к центру и просветля-я-я-емся...
В Реймском соборе паломники также проходили путь по лабиринту на коленях, может, именно поэтому он и не сохранился – так тщательно его отполировали.

Лабиринт из Реймса с диаграмкой для наглядности.
Первый автор проекта собора в Амьене даже не пытался сравняться с грандиозным великолепием Шартра и Реймса. Пожар в старом соборе Амьена послужил поводом для строительства совершенно нового здания, которое началось в 1120 году. Первым архитектором и главным строителем нового собора в Амьене был Робер из Люзарша; ему на смену пришли Тома де Кормон и его сын Рене, в 1288 году завершивший создание первого лабиринта на полу собора, от которого до наших дней дошла только копия. Этот лабиринт был призван напоминать людям о лицах, сыгравших самую важную роль в истории здания, и о самых важных датах этой истории.

Для средневековых лабиринтов характерна одиннадцатикружная структура, которая образуется при усложнении базового узора критского лабиринта при добавлении к нему ещё четырёх углов. Число 11 символизировало грех.

Возрождение лабиринтов в XIX веке.
С течением времени, лабиринты продолжали переосмысливаться и из религиозного христианского символа превращались в украшение парков и садов королей, богатых и знатных людей, то есть становились более светскими. Теперь талантливые художники могли получать заказы и проявлять свою фантазию, создавая все более необычные лабиринты.
Стенами лабиринтов служили высокие живые изгороди. Сегодня крупнейший в мире лабиринт, впервые открытый в 1878 году, находится в Лонглит-Хаусе, графство Уилтшир. Воплощение архетипа лабиринта в камне и ландшафтном дизайне шло по двум направлениям: несимметричный лабиринт и лабиринт, имеющий несколько осей симметрии, проходящих через его центр ("Maze"). Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Англии стали обязательным элементом парка загородной усадьбы и служили только для развлечения посетителей. Так как мэйзы имели несколько вариантов прохождения, они становились все более интересными для людей.

Вот такие они были)
А вот что творилось в соборах:

Собор Шамбери

Сент-Омер

Ну, всё на картинке написано, читаем-читаем.

Современные лабиринты.
Мы подошли к самой интересной части нашего пути, ведь искусство лабиринта живо до сих пор: к примеру, в нашем родном Петербурге проводится ежегодный международный фестиваль «Императорские сады России». Там всегда можно найти что-нибудь красивое и необычное, яркие летние фотографии с фестиваля радуют глаз.

Радует глаз и трафик!
Мы мысленно побывали во многих уголках мира, любуясь множеством лабиринтов, но позволить себе кругосветное путешествие наяву может далеко не каждый. А если хочется увидеть всё и сразу? Тогда наш путь ведет в Данию, в волшебную страну Лабиринтию. Здесь можно увидеть очень много самых разных лабиринтов: от уменьшенной копии уже знакомого нам лабиринта из Шартрского собора до уникального объемного лабиринта, где можно ходить не только вправо-влево, но и взбираться наверх по лестницам! А ещё там есть детский лабиринт, где малыши должны найти 5 картинок с животными, чтобы получить специальный диплом; лабиринт-баланс, состоящий из досок над неглубокой ямой, и от вас потребуется немало усилий, чтобы покорить его; веселый лабиринт, где в любой момент вас могут окатить прохладной струёй воды, немногие доходят до центра сухими.

В настоящее время проводится множество экспериментов с формой и материалом лабиринта: светящиеся неоновые лабиринты, трехмерный лабиринт, натянутый на куб, лабиринты из металла, стекла, бумаги, пластика или даже из кактусов, лабиринты с зеркалами, лабиринты в виде пауков, котят, коней, лабиринты с препятствиями – от такого многообразия может закружиться голова.
Художники каждый день придумывают все новые и новые оригинальные формы лабиринтов.
С.Л.Панфилов вписывает лабиринты в стилизованные женские тела. Это не совсем лабиринты в привычном нам понимании. Сам автор описывает их так: «…человеческое тело изображено как сложный эротический лабиринт, образованный линиями геометрических спиралей. То есть эротические лабиринты - это абстрактные символы рассматриваемые как явление человеческой природы, в формах которой заключены соотношения взаимосвязанных фигур, а сущность проявляется в эротическом восприятии пропорций женского тела. Показанные эротические рисунки являются реальными, то есть нарисованы на бумаге посредством карандашей и прорисованы тушью (иногда вместо туши использованы маркеры)». Линии в его работах настолько изящные, простые и четкие, что напоминают иероглифы.


Эроглифы~ Художникам должно понравиться!
Лабиринтами увлекались и писатели. Например, в одной из самых популярных книг в жанре фэнтези, «Хрониках Амбера» Роджера Желязны, лабиринт является главным персонажем. Все мистические и важнейшие события связаны именно с ним. А страстные поклонники воплощают фантазии автора в нашем мире. Лабиринт, загадочно мерцающий в темноте, действительно создает ощущение чего-то нереального.

Тема лабиринтов коснулась даже кино. «Лабиринт» - фантастический фильм 1986 года британского режиссёра Джима Хенсона. Фильм рассказывает о юной девушке Саре, отправившейся в путешествие по странному миру-лабиринту, чтобы спасти своего брата от короля гоблинов Джарета. Кстати, лабиринтом там служила одна из работ Эшера.

Королевство

А это - лабиринт Эшера в Футураме)

Россия.
В гостях хорошо, а дома лучше? В конце нашего пути мы наконец возвращаемся на родину. В России тоже есть свои лабиринты, нам есть чем гордиться. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

Соловецкий лабиринт.
Сегодня в России наиболее известны беломорские лабиринты, которые были введены в научный обиход под названием еще в 1877 году. Позднее общепринятой формулировкой стало выражение “северные лабиринты”. “Северные лабиринты” – спиралевидные фигуры, представляющие собой различные системы ходов, выложенных из небольших валунных камней. Размеры, впрочем, как и их форма, различны: диаметр от 3,40 м. до 25,40 м. Любопытно, что схемы критского и северных лабиринтов взаимосвязаны и обладают свойством взаимообращенности. Северные лабиринты напоминают переплетенных змей.

Типы северных лабиринтов: би- и односпиральные.
Литература.
На всем пути мне верно помогала книга Джеффа Саварда «Лабиринты», подавляющее большинство информации и картинок я брала именно из неё.
Ну а со всеми самыми современными тенденциями меня знакомил онлайн-журнал о лабиринтах, располагающийся на сайте с весьма лаконичным адресом labiri.net . Здесь же находятся и увлекательные головоломки, так что на сайте можно задержаться надолго.
www.art-labirint.msk.ru еще один крупный сайт про искусство лабиринта и не только с умопомрачительным дизайном.
www.labyrinthgallery.64g.ru – та самая галерея эротических лабиринтов. Думаю, что достаточно заинтригую вас, сказав, что всё, что находится в папке – лишь малая часть от великолепия, которое там можно увидеть.
www.labyrinthia.dk – с разнообразием Лабиринтии и сложностями перевода с датского меня познакомил этот сайт.
ec-dejavu.net – энциклопедия культур.
Не обошлось и без любимой Википедии: ru.wikipedia.org .

Практически всё, что не шевелится, кликабельно.


@настроение: Аррр! Да, я это сделала! Радикал, работай, зря я, что ли мучилась?

Подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход. Лабиринты не решаются человеком по алгоритму. Считается, что если проходить лабиринт, касаясь только одного из краев стенок лабиринта, то этот лабиринт обязательно будет пройден. Однако, есть и исключения. Это зависит от сложности лабиринта. К примеру, игрок заблудится, если он изначально касается стенки, не связанной с другими стенками. Но это если не включать интуицию и логику игрока (возможность действовать не по заданному алгоритму).

Происхождение слова

В русском языке, скорее всего, через нем. Labyrinth из первоисточника - др.-греч. λαβύρινθος . Древнегреческое слово, возможно, происходит от того же корня, что и λαύρα - «улица, переулок, ущелье». Другая возможность - происхождение от слова «лабрис » (λάβρυς ) - так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите ; это не исключает смешения со словами типа λαύρα . Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе и с Минотавром . Второй компонент ινθος скорее всего означает «крепость». Оба слова - догреческого происхождения, имеющие параллели в современных иберокавказских языках.

Лабиринт в Египте

Литература

  • Германн Керн . Лабиринт: основные принципы, гипотезы, интерпретации // Керн Г. Лабиринты мира. - СПб.: Азбука-классика, 2007, с. 7-33
  • Кодола О. Е.,Сочеванов В. Н. Путь лабиринта. - СПб.,2003. −176 с. ISBN 5-94922-007-2
  • Куратов А. О каменных лабиринтах Северной Европы. // Советская археология. № 1. 1970.
  • Стародубцева Л. В. Метафизика лабиринта // Альтернативные миры знания. - СПб. , 2000. С. 238-296.
  • Хан-Магомедов С. О. Дагестанские лабиринты. - М.: Ладья, 2000

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы : Загадочные лабиринты, Первые наскальные рисунки, на которых изображены лабиринты, появились довольно давно - в каменном веке.

Загадочные лабиринты (непознанное)

Первые наскальные рисунки, на которых изображены лабиринты, появились довольно давно - в каменном веке. Идея доисторического художника претерпела изменения, однако передалась сквозь века и стала глобальным символом — лабиринтом из семи закрученных вокруг центра линий. Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.

Иначе устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели лабиринты. Как правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ.

Дворец в Кносе

Буквальное значение греческого слова labyrinthos - "большой каменный дом". Оно как нельзя лучше подходит Кносскому дворцу на острове Крит, слава о котором живет уже более трех тысяч лет благодаря мифу о Тесее и Минотавре. Лабиринт, построенный, согласно легенде, афинским зодчим Дедалом по приказу царя Миноса, представлял собой подземную сеть туннелей, которые вели в обиталище чудовищного человекобыка — Минотавра. Долгое время считалось, что прообразом знаменитого лабиринта послужили обширные каменоломни, расположенные в окрестностях критского города Гортина. Однако в 1900—1930 годах английский археолог Артур Эванс, проводя раскопки в Кносе, открыл царский дворец колоссальных размеров, основная часть которого была построена более чем за 1 500 лет до н. э. Сегодня грандиозное сооружение площадью около 16 тыс. м2, состоящее из сотен причудливо расположенных помещений, изобилующее коридорами и переходами, размещенными на разных уровнях залами и уводящими глубоко под землю лестницами, интерпретируется археологами как прототип легендарного лабиринта Минотавра.

Кносский дворец сильно пострадал во время извержения вулкана на острове Фера около 1450 года до н. э., а после пожара, произошедшего примерно в 1380 году до н. э., был окончательно заброшен. В настоящее время некоторые из помещений реконструированы. В результате оказалось, что план дворца не соответствует классической модели с семью дорожками. О ней напоминают только фрагменты фресок на стенах в виде узоров — «меандр».

Впервые знаменитый символ лабиринта, воспроизведенный позже в разных частях света, появился на кносских монетах около 300 лет до н. э., то есть тысячу лет спустя после постройки дворца.

Лабиринт - христианский символ

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации.

Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

Что имел в виду древний человек?

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

Тайну лабиринта до сих пор не удалось разгадать. Возможно, сами его дороги уводят человека от желанной цели все дальше и дальше.