Лапшин николай федорович. Отрывок, характеризующий Лапшин, Николай Фёдорович

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф

Родился в купеческой семье. С 1900 посещал начальную школу Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, затем обучался в Реальном училище. В 1911 поступил на экономическое отделение Политехнического института в Санкт-Петербурге. Параллельно продолжал художественное образование, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н. П. Химоны и И. Я. Билибина (1911–1912), затем - в частных мастерских Я. Ф. Ционглинского (1912) и М. Д. Бернштейна (1913–1915).

В 1911–1912 посещал лекции профессора Н. В. Покровского в Археологическом институте, увлекся древнерусским искусством и творчеством А. Марке, произведения которого видел на выставке «Сто лет французского искусства» в Петербурге.

С 1914 принимал участие в выставках, экспонировал свои работы на выставке футуристов, лучистов и примитивистов «№ 4» в Москве. Создал росписи кинематографа «Анонс» в Петрограде (1915).

В 1915 призван в армию, служил в Галиции. В 1916 был контужен и ранен в ногу, эвакуирован в Петроград. Принял участие в издании футуристического журнала «Бескровное убийство», оформив номера 14 и 15. Переведен в Гренадерский полк в качестве художника-декоратора, создавал эскизы для передвижных спектаклей. Вместе с В. М. Ермолаевой оформил постановку пьесы И. М. Зданевича «Янко круль Албанска». Вошел в литературно-художественный кружок «Квартира № 5», члены которого собирались в квартире хранителя музея Академии художеств.

В 1917–1918 участвовал в оформлении Петрограда ко дню открытия Учредительного собрания, а также к первой годовщине Октябрьской революции.

В 1917–1918 служил в нестроевом 171 запасном пехотном полку, демобилизован. Работал в издательском отделе Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде. В 1918–1921 создал серию кубистических акварелей «Петроград». Вместе с А. А. Успенским преподавал рисунок в художественной школе Московско-Нарвского района Петрограда. С 1921 - профессор декоративной живописи ВХУТЕМАСа. В 1921–1923 работал в живописной мастерской Государственного фарфорового завода, создал для изделий завода ряд эскизов, в том числе эскиз сервиза «Белое с розовым», удостоенного золотой медали на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925).

В 1921–1924 сотрудничал с Музеем художественной культуры. В 1922 вступил в «Объединение новых течений в искусстве», руководимое В. Е. Татлиным. В 1923 поселился в квартире на набережной Мойки. Виды из окон этой квартиры запечатлены в большей части пейзажей 1930-х - 1940-х.

В 1924 командирован за границу, побывал в Ревеле, Риге, Берлине, Праге. В 1924–1925 - член общества художников-индивидуалистов. В 1925–1928 выполнил зарисовки видов Праги, Ленинграда, Павловска, Петергофа, Ораниенбаума для открыток. В 1927 принял участие в 3-й Монца-Миланской выставке декоративного искусстве, в 1928 - в выставке объединения «4 искусства» в Ленинграде. В 1932 вступил в ЛОСХ (с 1939 входил в правление этой организации). Совместно с Успенским занимался оформлением Ленинграда к 15-й годовщине Октябрьской революции. В 1933 обратился к технике литографии. В 1934–1935 работал художником-конструктором на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1935 участвовал в Первой выставке ленинградских художников в Государственном Русском музее. В 1936 оформлял спектакли «Маленькие трагедии» и «Флоридсдорф» в Большом драматическом театре им. Горького. В 1936 вместе с А. С. Ведерниковым совершил поездку по Волге и Каме, в 1937 побывал в Карелии.

Активно занимался преподавательской деятельностью. С 1926 читал лекции в Институте истории искусств; в 1929–1933 преподавал графику и технику печати в Полиграфическом техникуме; в 1931–1933 - рисунок в Строительном техникуме при Ленинградском институте промышленного строительства; в 1933–1937 - живопись и рисунок на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств; в 1933–1940 - живопись и рисунок в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства; с 1935 руководил студией живописи в Ленинградском Доме архитектора.

В 1920-х–1930-х много работал в области книжной и журнальной графики. Сотрудничал с журналами «Мухомор» (1922–1923), «Жизнь искусства» (1922–1930), Oras (1923–1926), «Бегемот» (1924), «Новый Робинзон» (1925), «Костер» (1936) и другими. В 1928–1931 был художественным редактором журналов «Чиж» и «Еж». С 1925 сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства. Оформил книги: «Часы» Е. Г. Полонской (1926), «Воздушный шар» Б. С. Житкова (1926), «Черт» М. Зощенко (1928), «Удивительный праздник» Н. М. Олейникова (1928), «Китайский секрет» Е. Я. Данько (1929), «Путешествие Марко Поло» (1933, был удостоен первой премии на конкурсе, объявленном нью-йоркским издательством The Limited Edition Club), «Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана (1936, для The Limited Edition Club), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1936), «Японские народные сказки» (1936), «Каменный гость», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина (1937, для «Худлитиздата»). Создал иллюстрации к целой серии научно-популярных книг М. Ильина.

Участник многих групповых выставок. Экспонент выставок оформительского искусства: Международной выставки «Искусство книги» в Музее изящных искусств в Лейпциге (1927), выставки «Художники РСФСР за XV лет» в Государственном музее изобразительных искусств (1932), выставки советской графики в галерее «Блумсбери» в Лондоне (1934), выставки автолитографий ленинградских художников в Ленинграде и многих других.

Умер в начале 1942 в блокадном Ленинграде.

Лапшин - принадлежит к немногочисленной группе художников (Н. А. Тырса, Лапшин, Успенский, Ведерников), которую традиционно называют ленинградской пейзажной школой. В раннем творчестве был близок к кубизму и футуризму. В середине 1920-х под влиянием искусства Марке выработал собственный узнаваемый стиль. В станковых работах стремился не столько к точному воспроизведению натуры, сколько к передаче впечатления от виденного, настроения, состояния природы. Пейзажи Лапшина всегда построены на тончайших цветовых нюансах, эффектах просвечивания одного слоя краски через другой. Благодаря этому художник даже в работах маслом добивался ощущения легкости и наполненности воздухом. Излюбленной же его техникой была акварель. Чрезвычайно велик вклад Лапшина также в книжное и декоративно-прикладное искусство своего времени.

Творческое наследие мастера очень велико: Лапшин работал в живописи, рисунке (нередко создавая целые серии акварелей), литографии, линогравюре, журнальной и книжной графике (он выполнил оформление более семидесяти книг), создавал зарисовки для открыток и эскизы к фарфору.

Произведения Лапшина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

(1913-1914). Участвовал в Первой Мировой войне, был ранен.

В 1913 г. в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой , под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Первая выставка, в которой Лапшин принял участие, - «Мишень» (1913). На выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» в 1913 г. Лапшин (под фамилией Лопатин) экспонировал несколько картин, вдохновлённых «лучизмом » М. Ларионова. Входил в созданную в 1914 г. группу «Бескровное убийство »

Член объединений: «Союз молодёжи» (1917-1919), ОНТ - Объединение новейших течений (1922-1923), Общество художников-индивидуалистов (с 1922), «4 искусства» (с 1926).

В 1920-е гг. выступал как художественный критик. В 1922 г. - сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 гг. заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса.

Основной этап творчества художника начинается с периода 1920-х гг. В 1921-1923 гг. Лапшин работал помощником директора Музея художественной Культуры . Многие позиции в собирательской, выставочной и другой практической деятельности МХК вырабатывались совместно Н. Н. Пуниным и Н. Ф. Лапшиным. На базе этого музея в 1923-1926 гг. был создан ГИНХУК - Государственный институт Художественной культуры, руководимый К. С. Малевичем . Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие, придав его творчеству постоянное стремление к новому, влечение к усиленной выразительности художественного высказывания; эти качества и определяют Лапшина как художника.

Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920-1922), в Ленинградском строительном техникуме (1931-1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства (1923), на графическом (1929-1941) и на архитектурном факультете (с 1933).

C 1928 по 1935 г. был художественным редактором журнала «Ёж» . Работал также в журналах «Жизнь искусства», « Робинзон» и др. В книжной графике Н. Ф. Лапшин стал одним из зачинателей иллюстрирования « познавательных» (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги. Лапшин в книжной графике с середины 1920-х . и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер).

Чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина . Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырёх) вышли в 1930-е гг. в США. Всего Н. Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.

Лапшин иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью. В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (Л:ГИЗ, 1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: «Путешествия Марко Поло», Нью-Йорк, 1934.

Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах . В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда . Среди них - «Первый снег» (1934, ГРМ), «Переход через Неву» (1935, ГРМ) . Наиболее значительным периодом работы Лапшина в станковой графике считаются серии акварелей, сделанные в промежутке между 1936 и 1941 годом.

Был женат на Вере Васильевне Спехиной (1894-24.1.1942, умерла в блокаду). Жил в Петербурге, на наб. Мойки, д. 64, кв. 32.

Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде , 24 февраля 1942 года. В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 г.

Семья

  • Двоюродный брат - Николай Петрович Янкин (1887 - не ранее лета 1942), российский и советский художник.

Творчество

Лапшин - художник Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в этом городе он родился и прожил всю жизнь. В городских пейзажах Н. Ф. Лапшина, как это вообще свойственно петербургскому и ленинградскому искусству, рациональное - строгий профессиональный расчёт и внутренняя самодисциплина художника - всегда сопутствует эмоциональному. Живописная система Лапшина строится на следующих принципах: выверенная конструктивная построенность, строгий отбор компонентов избранного мотива, и лаконизм колористического решения, с поражающей точностью попадающего в характер времени и места. Принцип его работы с пейзажем - работа по представлению, позволяющая из непосредственных наблюдений натуры силой обобщающего художественного мышления добиться цельности произведения.

Именно общность этих принципов, разделяемых Лапшиным с близкими ему по духу художниками, стали основой такого явления, как ленинградская школа живописи, иногда называемой ленинградской школой пейзажной живописи: «своеобразная школа камерного пейзажа, возникшая в Ленинграде… Многочисленные традиции… оказали влияние на формирование этой школы.» Большинство указанных художников объединяли их «декларированная ориентация на французскую живопись», преимущественно на А. Марке , А. Матисса , Р. Дюфи и других художников, нередко упоминается и обучение у А. Е. Карева и К. С. Петрова-Водкина , а также обучение и работа у В. В. Лебедева .

Ленинградская школа живописи объединяет круг мастеров, чьё творчество (по методу работы и по мировосприятию) имело ряд общих черт, в совокупности достаточных для того, чтобы назвать их школой, и Н. Ф. Лапшин считается в ней ключевой фигурой. Ленинградская школа живописи в известном смысле противопоставлялась живописи московских художников, связанных с традициями «Союза русских художников» и «Бубнового валета». Г. Г. Поспелов отмечает общую для ленинградских живописных школ «светоносность цвета». Л. В. Мочалов отмечает у этих художников колористическую сдержанность и акварельную прозрачность цвета, работу с тоном.

Общими характеристиками для Н. Ф. Лапшина и других художников многих исследователей характеристиками ленинградской школы считаются: простота исполнения; широта живописного приема; принципиальное использование «быстрого письма»; обязательное сохранение плоскости картины; ограничение в цвете; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых, и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов; стремлении работать внутри определённых границ или « канонов»; точность отображения пропорций архитектуры; использование в живописи графических элементов.

Принцип работы этих художников в избранном ими жанре пейзажа определён Г. Н. Трауготом: «Пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи». Пейзаж обычно создавался по воспоминанию, иногда это был один и тот же постоянно повторяющийся мотив, часто - вид из одного и того же окна. Н. Ф. Лапшин постоянно писал пейзажи из окна своей квартиры на набережной Мойки; так же и в большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской - А. Е. Карев, А. И. Русаков, А. С. Ведерников, а также В. В. Лебедев.

Л. В. Мочалов первоначально определив ленинградскую школу живописи, как преимущественно пейзажную, неоднократно в своих статьях с 1976 по 2005 год, подчёркивает, что всё же неверно определять ленинградскую школу живописи как пейзажную, потому что художники школы работали в самых разных жанрах. Традицию ленинградской школы с конца 1940-х гг. поддержали также художники А. Д. Арефьев и Рихард Васми , испытавший прямое влияние Н. Ф. Лапшина.

Николай Федорович Лапшин с середины 20-х до середины 30-х годов был среди ведущих советских художников
детской книги — иллюстраторов и оформителей.

В книгу Лапшин пришел довольно поздно, будучи уже зрелым живописцем и графиком. Художник родился в
Петербурге. Рисунку он учился в известной школе барона Штиглица, впоследствии закончил школу Общества
поощрения художеств. Работ дореволюционного периода практически не сохранилось. Серьезную самостоятельную
деятельность Лапшин начал в 1919 году, вернувшись в Петроград после службы в Красной Армии.


Художник сразу вошел в атмосферу напряженных творческих дерзаний и художественных экспериментов,
характерных для первых революционных лет. Недолгое время Лапшин был членом артели художников «Сегодня»,
которая искала обновления форм печатной графики в обращении к традиционному русскому искусству — лубку и
народной росписи по дереву. В 1919 году артель прекратила свое существование, и художник вступил в
«Объединение новых течений в искусстве». В 1922-м «Объединение» устроило большую выставку в залах Музея
художественной культуры на Исаакиевской площади. Представление о работах Лапшина той поры может дать его
собственный обзор этой выставки, напечатанный в петроградском журнале «Жизнь искусства». Сейчас довольно
непривычно воспринимается присущая тому времени манера выражения, но за несколько странным
словоупотреблением ясно чувствуются отголоски горячих диспутов о природе искусства, о жизнестроительных
функциях работы художника.

Для нового искусства, созидаемого Лапшиным и его товарищами по объединению В. Татлиным, К. Малевичем, В.
Лебедевым и другими художниками, была характерна, говоря его словами, «работа в материале конструкции и
искание новых реальностей».

Кроме того, экспоненты выставки ставили своей целью «не только творить ценности, но и воспитывать в человеке
новое органическое мироощущение». Этот девиз привел Лапшина под знамена супрематизма, увлечение которым,
впрочем, быстро прошло. Стремление к «органике» — целостности и гармонии человеческого существования —
все это, по мысли энтузиастов той голодной и горячей поры, должно было вот-вот наступить благодаря
победоносной революции — проявлялось во всех сферах культурной жизни.

Там же, в залах выставки демонстрировала по воскресеньям свои работы театральная студия Сергея Радлова.
Выступления актеров среди картин и контррельефов были как нельзя более уместны, ибо, по отзывам очевидцев,
следя за движениями актеров Радлова, нельзя отказаться от мысли, что перед тобой оживленные фигуры —
создания «левых художников». И студийцы Радлова и Лапшин с товарищами искали особый стилистический ключ
к гармонии, подобный ключу музыки, пифагорически строгий и ясный. Недаром к выставке было приурочено
несколько концертов Артура Лурье — одного из зачинателей атональной музыки, художественный язык которой
был сродни исканиям деятелей пластических искусств. Разумеется, синтез «пифагорически строгих» искусств не
мог привести автоматически к воспитанию нового человека, но опыт этих экспериментов не прошел для Лапшина
бесследно.

На той же выставке, сыгравшей значительную роль в творческой эволюции Лапшина, были выставлены рисунки В.
Лебедева к «Слоненку» Р. Киплинга — своего рода манифест новой книжной графики, которой суждено было
развиваться по пути, намеченному Лебедевым, в последующее десятилетие. Лапшин так отозвался о работе своего
товарища: «Наглядный ход от выразительности через фактуру к фактуре, как проявлению материала и кончая
выходом в кубистическую конструкцию, развиваемую до рельефа в его «доске». Если же проинтерпретировать эти
слова (и работу их вызвавшую) в культурно-историческом плане, то означали они отказ от еще господствующих в
ту пору мирискуснических норм книжной графики. Лебедев и вслед за ним Лапшин отказались от самодовлеющей
декоративности художников «Мира искусства», от их изысканных линеарных украшений книжной страницы —
всяческих заставок, концовок, картушей и арабесок. Были провозглашены иные принципы оформления книг —
скромные и строго функциональные.

В области иллюстрации детской книги Лапшин нашел свое истинное призвание. В середине 20-х годов он еще
довольно активно занимался станковым искусством и выставлялся на групповых выставках «Общества
индивидуалистов», но главным его занятием отныне стала книжная графика. С 1924 года он руководил
работой художественной редакции журнала «Новый Робинзон» и регулярно сотрудничал в
Детском отделе ленинградского Госиздата. Там художник часто встречался с зачинателями
советской детской литературы — С. Маршаком, Б. Житковым, В. Бианки, Е.Шварцем и коллегами-художниками —
В. Лебедевым, В. Ермолаевой и Н. Тырсой. Вместе с ними он работал над созданием детской книги нового
типа — массовой, яркой, броской, познавательной.

Лапшин оформил более пятидесяти книг для детей. В одних он выступал автором («Маленький Чон и длинный
Джон». — Л.: ГИЗ, 1928). Эту книжку-картинку Лапшин построил по принципу кинематографической раскадровки.

В других книгах Лапшин участвовал в качестве соавтора — например: О. Мандельштам и Н. Лапшин. Шары (Л.:
ГИЗ, 1926), где с самого начала работа велась совместно и, по-видимому, художник направлял поэта, для
которого обращение к детской тематике осталось всего лишь эпизодом. Даже в тех книгах, в которых художник
рисовал иллюстрации к готовому литературному тексту, роль его в создании книги как вещи была определяющей.
Лапшин превосходно знал полиграфический процесс, все проекты оформления его книг создавались в строгом
соответствии с возможностями печатных предприятий. Работая над книгой, художник никогда не забывал, что успех
его деятельности зависит не от того, сколь хорошей будут оригиналы рисунков, но от того, насколько точно
замысел художника будет возможно воспроизвести в печати. Это накладывало специфические ограничения на
выбор техники, но в то же время способствовало виртуозному овладению сравнительно узким арсеналом
художественных приемов и глубокому вниманию к неизобразительным конструктивным особенностям книжного
целого.

Лапшин не использовал многоцветной, с богатством тональных оттенков, раскраски своих иллюстраций. Чаще всего
они делались черно-белыми или в две-три краски. Тонкие контурные рисунки или компактные черные заливки
выглядели однородными с полосой шрифтового набора и не разрушали плоскостность белой страницы, которая в
зависимости от рисунка было нейтральной или создавала пространственную среду, связывавшую воедино
разрозненные элементы композиции. Полосные иллюстрации Лапшина нередко состояли из нескольких внешне
обособленных мотивов, каждый со своим микропространством, которые складывались в умозрительное целое в
воображении зрителя. То есть иллюстратор заботился о том, чтобы восприятие изобразительной части книги
происходило по таким же законам, что и восприятие письменного текста. Нередко Лапшин сочетал большие
страничные иллюстрации с маленькими силуэтными рисунками на полях. По такому принципу построено
оформление книги «Письма из Африки», выпущенной в Ленинграде в 1928 году. Автором ее был русский доктор,
скрывавшийся под псевдонимом Беюл, а для детей пересказал ее Н. Заболоцкий. Занимательные рассказы
об африканских народах, их обычаях, климате и животном мире Африки представляют по сути дела,
этнографическое и географическое описание для детей Черного континента. Иллюстрации Лапшина
являются весьма важным компонентом книги, сочетая в себе изобразительный комментарий к
малознакомым ребенку понятиям и образное истолкование африканских реалий.

В «Письмах из Африки» ярко проявилась такая специфическая особенность его дарования, как умение
иллюстрировать научно-художественные книги для младших школьников.

Лапшин явился фактическим создателем облика научно-популярной детской книги и был в свое время крупнейшим
представителем этой области книжной иллюстрации. С. Маршак говорил, что в иллюстрациях Лапшина
энциклопедия становилась не справочником, а драматическим рассказом. Сочетание художественности с
познавательностью — одна из самых сложных задач для иллюстратора. В творческом преломлении Лапшина даже
схемы и графики стали искусством, понятным и привлекательным для детей.

Среди оформленных художником научно-популярных книг — работы известных популяризаторов науки и техники М.
Ильина, Я. Перельмана, Е. Данько. Рисунки Лапшина представляют собой сжатые изобразительные комментарии.

Он часто схематизирует и упрощает объекты — сообразно детскому восприятию, выделяет в них наиболее
заметные признаки. Лапшин был высокообразованным художником-эрудитом. Он одинаково любовно изображал
детали машин, Париж времен Людовика XIV, заоблачный тибетский город Лхасу и многое другое. Нередко
художник прибегал к стилизации — например, рисуя картинку о книгах-свитках в Древнем Египте, Лапшин строит
иллюстрацию по принципам египетского рельефа; показывая этапы изготовления бумаги в Китае, он придает своей
композиции черты старой китайской гравюры.

Лучшая, по признанию самого художника, его работа также связана с Китаем. В 1933 году он получил первую
премию в конкурсе одного зарубежного издательства за иллюстрации к книге «Путешествие Марко Поло». Книга
вышла в 1934 году в двух томах и содержала около 150 иллюстраций, написанных мокрой акварелью — черной
или в четыре краски. Рисунки эти напоминают китайскую живопись — легкие размывы с множеством тональных
оттенков и умелое сочетание заполненного и пустого. Эту работу Лапшин считал итогом своей деятельности как
художника-иллюстратора и впоследствии отошел от книги. В последние годы жизни Лапшин показал себя тонким
лириком городского пейзажа, создав акварельные серии видов Ленинграда.

Подданство:

Российская империя

Гражданство:

РСФСР
СССР

Учёба:

Николай Фёдорович Лапшин (6 января , Санкт-Петербург - , Ленинград) - русский живописец, график, педагог, книжный иллюстратор, член Ленинградского Союза художников , театральный художник, автор статей по вопросам искусства. . Один из представителей ленинградской школы пейзажной живописи.

Биография

Николай Фёдорович Лапшин родился в Петербурге . Художественное образование Н.Ф. Лапшина не было систематическим: он учился в начальной школе ЦУТР барона Штиглица (1900), в Политехническом институте (1909), в рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Билибина , А. Рылова, Н. Химоны(1912-1915), в частных студиях Я. Ционглинского (1911-1912) и М.Бернштейна (1913-1914). Участвовал в Первой Мировой войне, был ранен.

В 1913 г. в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой , под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова "Золотой петушок". Первая выставка, в которой Лапшин принял участие: "Мишень" (1913). На выставке "№ 4. Футуристы, лучисты, примитив" в 1913 г. Лапшин (под фамилией Лопатин) экспонировал несколько картин, вдохновлённых "лучизмом" М. Ларионова. Член объединений: "Союз молодёжи"(1917-1919), ОНТ (1922-1923), Общество художников-индивидуалистов (с 1922), "4 искусства" (с 1926). В 1920- е гг. выступал, как художественный критик. В 1922 г.- сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 гг. Лапшин заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса.

Основной этап творчества художника начинается с периода 1920-х гг. В 1921-1923 гг. Лапшин работал помощником директора Музея художественной Культуры . Многие позиции в собирательской, выставочной и другой практической деятельности МХК вырабатывались совместно Н.Н. Пуниным и Н.Ф. Лапшиным. На базе этого музея в 1923-1926 гг. был создан ГИНХУК - Государственный институт Художественной культуры, руководимый К.С. Малевичем . Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие, придав его творчеству постоянное стремление к новому, влечение к усиленной выразительности художественного высказывания; эти качества и определяют Лапшина как художника.

Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920-1922), в Ленинградском строительном техникуме(1931-1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства(1923),на графическом (1929-1941) и на архитектурном факультете ВХУТЕМАС - ЛИЖСА ВАХ (с 1933).

C 1928 по 1035 г. был художественным редактором журнала "Ёж" . Работал также в журналах "Жизнь искусства", " Робинзон" и др. В книжной графике Н.Ф. Лапшин стал одним из зачинателей иллюстрирования " познавательных" (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги. Лапшин в книжной графике с середины 1920-х . и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер).

Чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина . Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырёх) вышли в 1930- е гг. в США. Всего Н.Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.

Лапшин иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью. В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (Л:ГИЗ, 1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: "Путешествия Марко Поло", Нью-Йорк, 1934.

Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах . В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда . Среди них - "Первый снег" (1934, ГРМ), "Переход через Неву" (1935, ГРМ) . Наиболее значительным периодом работы Лапшина в станковой графике считаются серии акварелей, сделанные в промежутке между 1936 и 1941 годом.

Был женат на Вере Васильевне Спехиной (1894-24.1.1942, умерла в блокаду). Жил в Петербурге, на наб. Мойки, д. 64, кв. 32.

Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде , 24 февраля 1942 года. В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 г.

Творчество

Лапшин – художник Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в этом городе он родился и прожил всю жизнь. В городских пейзажах Н.Ф. Лапшина, как это вообще свойственно петербургскому и ленинградскому искусству, рациональное - строгий профессиональный расчёт и внутренняя самодисциплина художника - всегда сопутствует эмоциональному. Живописная система Лапшина строится на следующих принципах: выверенная конструктивная построенность, строгий отбор компонентов избранного мотива, и лаконизм колористического решения, с поражающей точностью попадающего в характер времени и места. Принцип его работы с пейзажем – работа по представлению, позволяющая из непосредственных наблюдений натуры силой обобщающего художественного мышления добиться цельности произведения.

Именно общность этих принципов, разделяемых Лапшиным с близкими ему по духу художниками, стали основой такого явления, как ленинградская школа живописи, иногда называемой лениградской школой пейзажной живописи: "своеобразная школа камерного пейзажа, возникшая в Ленинграде.. Многочисленные традиции.. оказали влияние па формирование этой школы.» Большинство указанных художников объединяли их «декларированная ориентация на французскую живопись», преимущественно на А. Марке, А. Матисса, Р. Дюфи и других художников.нередко упоминается и обучение у А.Е. Карева и К.С.Петрова-Водкина ,а также обучение и работа у В.В. Лебедева.

Ленинградская школа живописи объединяет круг мастеров, чьё творчество (по методу работы и по мировосприятию) имело ряд общих черт, в совокупности достаточных для того, чтобы назвать их школой, и Н.Ф. Лапшин считается в ней ключевой фигурой. Ленинградская школа живописи в известном смысле противопоставлялась живописи московских художников, связанных с традициями «Союза русских художников» и «Бубнового валета». Г.Г.Поспелов отмечает общую для ленинградских живописных школ "светоносность цвета". Л. В. Мочалов отмечает у этих художников колористическую сдержанность и акварельную прозрачность цвета, работу с тоном.

Общими характеристиками лля Н.Ф. Лапшина и других художников многих исследователей характеристиками ленинградской школы считаются: простота исполнения; широта живописного приема; принципиальное использование «быстрого письма»; обязательное сохранение плоскости картины; ограничение в цвете; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых, и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов; стремлении работать внутри определённых границ или « канонов»; точность отображения пропорций архитектуры; использование в живописи графических элементов.

Принцип работы этих художников в избранном ими жанре пейзажа определён Г. Н. Трауготом: «Пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи». Пейзаж обычно создавался по воспоминанию, иногда это был один и тот же постоянно повторяющийся мотив, часто - вид из одного и того же окна. Н. Ф. Лапшин постоянно писал пейзажи из окна своей квартиры на набережной Мойки; так же и в большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской - А. Е. Карев, А.И. Русаков, А. С. Ведерников, а также В. В. Лебедев.

Л.В. Мочалов первоначально определив ленинградскую школу живописи, как преимущественно пейзажную, неоднократно в своих статьях с 1976 по 2005 год, подчёркивает, что всё же неверно определять ленинградскую школу живописи как пейзажную, потому что художники школы работали в самых разных жанрах. Традицию ленинградской школы с конца 1940-х гг. поддержали также художники А.Д. Арефьев и Рихард Васми , испытавший прямое влияние Н.Ф. Лапшина.

Книги, проиллюстрированные Н. Ф. Лапшиным (избранные)

  • Любавина Н. Как пропала Баба-Яга. Пг.: Сегодня, 1918
  • Житков Б. Воздушный шар. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926
  • Мандельштам О. Шары. Л.: Гос. изд-во, 1926
  • Полонская Е . Часы. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Который час? (Рассказы о времени). М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. (Переизд.: 1930, 1931, 1935)
  • Ильин М.(И. Я. Маршак). Солнце на столе: Рассказы об освещении. М.;Л.: Гос. изд-во, 1927. (Переизд.: 1928, 1929, 1932, 1933, 1934, 1935)
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Который час? (Рассказы о времени). М.; Л.:Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1927. (Переизд.: 1930, 1931,

1933, 1934, 1935, 1936)

  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Чёрным по белому: (Рассказы о книгах). М.;Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928. (Переизд.: 1930,

1932, 1933, 1934, 1935; 1941)

  • Беюл Н. Письма из Африки / Обраб. Н. Заболоцкого. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928
  • Вайсенберг Л. Приключения Джека Лондона. М.: Гос. изд-во, 1929
  • Данько Е.Я. . Китайский секрет. М.; Л.:Гос. изд-во, 1929. (Переизд.: 1931, 1933, 1935, 1941, 1946)
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Дело о растрате: (О потерях от нерациональной организации производства). М.; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Желтый крест. М.; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1929
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Сто тысяч почему. М.; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1929. (Переизд.: 1930, 1933, 1934, 1935, 1936)
  • Фламмарион К. Звездная книга / Перераб. Я. И. Перельмана. М.: Гос. изд-во,1929
  • Годин К. Питт Бурн / Пер. с нем. А. И. Магеровской; Обраб.А.Чумаченко. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Как автомобиль учился ходить. М.; Л.: Гос.изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930. (Обл.; Переизд.: 1931)
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Когда оживут вещи / Обл. С. Бигоса. М.; Л.: Молодая гвардия, 1930
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Фабрика будущего / Обл. С. Бигоса. М.; Л. Молодая гвардия, 1930
  • Шварц Е. Карта с приключениями. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930
  • Богданович Т. Соль Вычегодская: (Строгановы). М.; Л.: Молодая гвардия,1931
  • Данько Е. Деревянные актеры: Повесть. М.; Л.: Огиз; Молодая гвардия, 1931
  • Миллер Я. (Н. Заболоцкий). Таинственный город. М.; Л.: ГИЗ, 1931
  • Скалдин А. Колдун и учёный. М.; Л.: Молодая гвардия, 1931
  • Шварц Е. Приключения В. И. Медведя. М.; Л.: Молодая гвардия, 1932
  • Ilin М., Lapshin N. What time is it ? The story of clocks. London: George Routledge and sons, 1932
  • Ilin M., Lapshin N. Black on White. London: George Routledge and sons, 1932
  • Ilin M., Lapshin N. 100 000 Whys. London: George Routledge and sons, 1932
  • Константинов Н. Книга рассказывает. Л.: Детгиз, 1934. (Переизд.: 1936)
  • Путешествия Марко Поло. New-York: The Limited Ed. Club, 1934
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Горы и люди: Рассказы о перестройке природы.М.; Л.: Детгиз, 1934. (Переизд.: 1935, 1936, 1937)
  • Бэрд Р. Снова в Антарктике: (Вторая антарктическая экспедиция) / Пер.с англ.; Под ред. В. Ю. Возе. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1935.(Переизд.: 1937)
  • Бронштейн М. Солнечное вещество. Л.: Дет. изд-во ЦК ВЛКСМ, 1936.Ильин М. (И. Я. Маршак). Рассказы о вещах. М.; Л.: Дет. изд-во ЦК ВЛКСМ, 1936. (Переизд.: 1940, 1946, 1968)
  • Константинов Н. Карта рассказывает. М.; Л.: Дет. изд-во ЦК ВЛКСМ, 1936
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Рассказы о вещах. М.; Л.: Дет. изд-во ЦК ВЛКСМ, 1936. (Переизд.: 1940, 1946, 1968)
  • Японские народные сказки / Пер. и обраб. Н. Фельдман; Под общ. ред. С. Маршака. М.; Л.: Детгиз, 1936. (Переизд.: 1965)
  • Свешников М. Тайны стекла. Л.: Лениздат, 1940
  • Ильин М. (И. Я. Маршак). Сто тысяч почему. Путешествие по комнате. Который час? Рассказы о времени. Черным по белому. Рассказы о книгах.Л.: Дет. лит., Ленингр. отд-ние, 1989