Леонид васильевич соловьев повесть о ходже насреддине. Притча о Ходже Насреддине — Благочестивый ишак Либо ишак


Ходжа Насреддин (молла) - легендарный человек (народный персонаж) - он и мудрец и хитрец, и философ, и смешной шутник. Насреддин - один из самых известных восточных героев. Анекдоты, короткие рассказы и мудрые притчи о Ходже Насреддине передаются из уст в уста, они и смешные и грустные, иногда простые и глуповатые, а иногда остроумные и глубокие, наполненные великой восточной мудростью. Здесь собрано множество мудрых притч, маленьких историй, цитат из книг и забавных анекдотов про Ходжу Насреддина, и какая разница существовал ли он на самом деле, если Насреддин до сих пор существует и будет всегда!

Анекдоты о Ходже Насреддине (притчи, короткие истории)

Ходжа Насреддин и Осёл

К Насреддину пришёл сосед и попросил одолжить ему осла.
— Я его уже одолжил, — ответил Насреддин.
В этот момент в сарае раздался ослиный рёв.
— Но я слышу ослиный рёв, — сказал сосед.
— Кому ты больше веришь: мне или ослу?

Ишак или Падишах

Однажды, Ходжа похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время.
Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
- И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
- Успокойся жена, - ответил Насреддин. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак сдохнет, либо Эмир…

Насреддин и Вор

Однажды ходжа и его жена услышали, как в их дом забрался вор. "Эфенди, у нас вор", - взволнованно сказала жена.
"Тихо, женщина, не спугни его, - отвечал шепотом ходжа. - Может быть, он найдет что-нибудь стоящее, а уж отнять у него будет легко!"

Насреддин и кишмиш

Однажды Молла ел кишмиш. Подошел к нему приятель и спрашивает:
— Молла, что ты ешь?
— Так... — ответил Молла.
— То есть как «так»? Что это за ответ?
— Я говорю коротко.
— То есть как «коротко»?
— Ты спрашиваешь у меня, что я ем. Если я скажу: «Кишмиш», ты скажешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так...» Поэтому-то я и говорю коротко: «Так...»

Насреддин и тигры

Насреддин горстями разбрасывал крошки вокруг своего дома.
Кто-то спросил его: "Что ты делаешь?"
"Отгоняю тигров."
"Но вокруг нет никаких тигров!"
"Вот именно. Эффективно, неправда ли?"

Насреддин мудрец

Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды.
Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка заскорузла от грязи, сказал:
— Послушай, ты бы выстирал свою рубашку!
— Но ведь она снова загрязнится, не так ли? — заметил, Насреддин.
— А ты снова выстирай!
— Опять запачкается!
— Ещё раз выстираешь.
— Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?..


Насреддин и женщина

Друг спросил Муллу, помышлял ли тот о женитьбе. Насреддин ответил, что много лет назад он решил жениться и стал искать совершенную женщину.
Вначале он нашёл очень красивую женщину, но вскоре обнаружил, что ей не хватает духовности.
Затем он встретился с женщиной высокой духовности, но, к сожалению, некрасивую...
— И наконец, я нашёл её, — сказал Мулла. — Это была идеальная женщина: духовная, изящная, прекрасная, обаятельная. Одним словом, совершенство.
— Ты женился на ней? — спросил друг.
— Нет, — ответил Мулла. — К сожалению, она искала совершенного мужчину.

Насреддин и правда

Стражник спросил Насреддина:
— Куда ты идёшь? Говори правду, иначе тебя повесят.
Насреддин ответил:
— Я иду, чтобы быть повешенным.
— Я не верю тебе!
— Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.
— Но это будет значить, что ты сказал правду.
— Вот именно, — сказал Насреддин,

Насреддин, шапка и Вор

Однажды, вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.
- Что ты делаешь? - спрашивали его люди, - ведь вор побежал совсем в другую сторону!
- Ничего, - хладнокровно отвечал Ходжа, - куда б он не побежал, рано или поздно все равно придет сюда…

Насреддин и кот

Однажды Молла Насреддин попробовал виноградной водки и совсем опьянел. Сосед стал корить Насреддина.
- Я совсем не пьян, - сказал Ходжа, с трудом ворочая языком. - Я не пьян даже немного, и я докажу тебе это. Посмотри, ты видишь этого кота, который входит в дверь? Так вот, у него только один глаз!
- Ты ещё больше пьян, чем я думал, - сказал сосед. - Этот кот выходит!

Насреддин и деньги

Один знакомый попросил у Насреддин денег на короткий срок.
- Денег дать я не могу, - ответил Насреддин. - Но срок тебе, как другу, могу дать любой.

Насреддин и люди

Насреддин сидел и пристально смотрел на двух человек возле ямы на дороге.
— О чём вы думаете, мулла? — спросил его прохожий.
— Как же ленивы люди. Я сижу здесь уже четыре часа,
не отрывая взгляда вон от тех людей.
Представляете, за всё это время ни один из них и палец о палец не ударил!

Насреддин и друзья


— Молла, — спросили Насреддина, — почему друзья так легко становятся недругами? А вот врагов в друзей превратить гораздо труднее.
— Такова природа вещей, — отвечал Насреддин. — Подумайте сами, что легче: построить или разрушить? Слепить кувшин или разбить? Заработать или растратить?
— А трудно ли вернуть порушенную дружбу?
Молла взял глиняный кувшин и бросил на пол. Кувшин разлетелся на мелкие черепки.
— А теперь склейте его, — сказал Молла.

Насреддин и жена

Друзья и приятели Муллы стали говорить ему,
что жена его сильно погуливает и не мешало бы призвать её к порядку.
— Странные вы люди! — удивился Насреддин. — Как я могу приструнить её,
если я её совсем не вижу?

Насреддин и ребёнок

Ходжа женился. Через неделю у него родился ребенок. На следующий день Ходжа принес в дом письменный прибор и положил все это у изголовья люльки. Его стали спрашивать: "Эфенди, для чего ты это сделал?”
- Ребенок, проделавший девятимесячный путь за семь дней, - заметил Ходжа, - еще через месяц пойдет в школу…

"Спроси у моей жены, идти ли мне дальше?"


"Муженек, пройди немного вперед", - сказала как-то раз ходже жена. Насреддин тотчас надел шлепанцы и вышел на улицу. Шел он так часа два, пока не повстречал знакомого. "Прошу тебя, - сказал ему ходжа, - пойди спроси у моей жены, идти ли мне дальше?".

"Ворон еще грязнее нас"

Однажды ходжа Насреддин пошел вместе с женой к озеру стирать белье. Только они, разложив белье, достали мыло и собрались стирать, появился черный ворон, схватил мыло и улетел. "Ходжа! - закричала жена, - смотри, ворон унес мыло!" - "Жена, что ты кричишь? - спокойно заметил ходжа. - Ведь ворон еще грязнее нас, ему мыло нужнее".

"Откуда мне знать, где правая сторона?"

Однажды вечером к ходже пришел гость. Ночью, когда уже все легли спать, гость и говорит ходже: "Эфенди, справа у тебя свеча, зажги её". - "Ты совсем ума лишился? - ответил ему ходжа. - Откуда же мне в темноте знать, где правая сторона?"

"Разве за сорок лет козленок не превратился в козла?"

"Под каким знаком зодиака ты родился?" - однажды спросили у ходжи Насреддина. "Под знаком "Старого козла"", - отвечал ходжа. "Послушай, но ведь нет такого знака". Ходжа заметил: "Когда я был еще совсем маленьким, моя мать определяла по звездам мою судьбу, и ей сказали, что я "Козерог"". - "Да, - ответили ходже, - но это слово значит не козел, а козленок". - "Да вы глупцы, - возразил ходжа. - Я прекрасно это знаю, но с тех пор прошло ровно сорок лет. А разве за это время козленок не превратился в козла?"

Проповедь в мечети

Однажды ходжа Насреддин взошел на кафедру в Акшехире и обратился к верующим: "Знаете ли вы, что я сейчас вам скажу?" - "Нет, не знаем", - ответили верующие. Тогда ходжа сказал: "Если не знаете, то зачем мне вам что-то говорить?" После чего он сошел с кафедры и отправился в далекий путь.

Прошло время, и ходжа снова взошел на кафедру и задал правоверным тот же вопрос. "Знаем", - ответили Насреддину верующие. "Ну, если знаете, значит, мне нет надобности и говорить", - сказал ходжа и опять удалился.

И вновь ходжа взошел на кафедру, и в третий раз обратился к народу со своим вопросом. "Одни из нас знают, другие нет", - был ему ответ. И тогда ходжа воскликнул: "Прекрасно! Раз так, тогда пусть те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают".

Хорошо, что у верблюдов нет крыльев

Однажды во время проповеди ходжа произнес: "Правоверные, возблагодарите Всевышнего, что он не дал верблюдам крыльев. Иначе крыши домов валились бы вам на голову".

Деньги во сне

Однажды ходжа видел сон: ему дают девять акча, а он спорит: "Ну дайте хотя бы десять". В этот момент он проснулся и увидел, что в ладони у него ничего нет. Тотчас он снова закрыл глаза и, протянув руку, сказал: "Ладно, давайте девять!"

Ходжа работает в огороде

Однажды утром ходжа забрался в чужой огород и все, что попадалось ему под руку - дыни, арбузы, морковь, репу, - клал себе в мешок. Вдруг появился огородник и закричал: "Ты чего тут делаешь?" Перепуганный ходжа в смущении ответил: "Меня вчера вечером сюда забросила сильная буря". - "Хорошо, ну, а это кто сорвал?" - спросил огородник и показал на то, что было у ходжи в мешке. "Буря швыряла меня из стороны в сторону, и все, за что я хватался, оказывалось у меня в руках". - "А кто тогда положил все это в мешок?" - "Вот об этом-то я как раз и думаю", - ответил ходжа.

Ходжа торгует

Как-то раз ходжа купил за одно акча девять яиц, а в другом месте продал за те же деньги целый десяток. "Ходжа, почему ты торгуешь в убыток себе?" - спросили у него. "Прибыль или убыток - это не важно. Главное, чтобы друзья видели, что я торгую", - заметил ходжа.

Ходжа и слепые

Однажды ходжа сидел на берегу реки. В этот момент подошли десять слепых и попросили его, чтобы он переправил их на другой берег. Ходжа стал их переносить, но на середине реки уронил одного слепого в воду. Течение подхватило несчастного и унесло. Остальные подняли крик, на что ходжа спокойно заметил: "Ну чего вы шумите? Дайте мне на одно акча меньше - и мы в расчете".

Ходжа - отгадчик

Как-то раз один человек, показывая яйца, которые держал в руке, сказал ходже Насреддину: "Если угадаешь, что у меня в руке, я угощу тебя яичницей". - "А ты объясни мне, что это за предмет, тогда я, может быть, и угадаю", - ответил ходжа. "Снаружи - белое, внутри - желтое". - "А, знаю, знаю! - закричал обрадованный ходжа. - Это репа, у которой вынули середину и внутрь положили морковь!"

Ходжа продает лестницу в чужом саду

Однажды ходжа Насреддин взял лестницу и, приставив ее к стене сада, взобрался наверх. Затем он подтянул лестницу, поставил ее с внутренней стороны забора и спустился в сад. На беду ходжи его заметил садовник. "Ты кто такой и что тут делаешь?" - грозно спросил он у ходжи. "Лестницу продаю", - спокойно ответил ходжа. - "Да разве здесь место, чтобы продавать лестницу?" - "Какой же ты бестолковый! - воскликнул ходжа. - Мог бы и знать, что лестницами можно торговать где угодно".

Ходжа хочет сесть на лошадь

"Разве мы не переселились в этот дом?"

Однажды ночью в жилище ходжи проник вор, забрал его вещи и ушел. Тогда ходжа, взвалив на плечи тюк с постельными принадлежностями, последовал за вором. Когда вор вошел к себе в дом, ходжа Насреддин попытался проникнуть за ним. Но вор сказал ему: "Чего тебе нужно у меня в доме?" На что ходжа Насреддин ему ответил: "А что, разве мы не переселились в этот дом?"

"Котел умер"

Однажды ходжа занял у соседа котел. Когда настала пора возвращать котел обратно, он положил в середину маленькую сковородку. "А это что?" - спросил хозяин. "Это ваш котел родил", - сказал ходжа. Сосед обрадовался и взял себе сковородку.
Прошло время, и Насреддин снова попросил у соседа котел. Долго хозяин ждал, пока Насреддин вернет ему его котел, и наконец не выдержал. "Верни мне котел", - потребовал он от ходжи. "Я должен сообщить тебе печальное известие, - отвечал ему Насреддин, - твой котел умер". Сосед, удивленный, пытался возражать: "Да где это видано, чтобы котлы умирали?" На это ходжа отвечал: "Если ты поверил, что котел может родить, то почему тогда не веришь, что он может умереть?"

"При курах всегда полагается и петух"

Однажды в Акшехире дети повели ходжу Насреддина в баню. С собой они взяли по яйцу и, сев на мраморном возвышении, уговорились: "Ну-ка давайте снесем по яичку, а кто не снесет, пусть платит за всех". Кудахтая, как куры, они повытаскивали яйца и выложили их на мрамор. Ходжа же, увидев это, забил руками, словно петух крыльями, и стал кукарекать. "Что ты делаешь, ходжа?" - спросили дети. "Как что? Вы что, не знаете, что при курах всегда должен быть и петух", - заметил ходжа.

"Раз почет шубе, пусть шуба и кушает!"

Как-то раз богатые люди пригласили ходжу на званый обед. Он надел поношенное платье, и никто не обратил на него внимания. Тогда он незаметно выбрался из-за стола, пришел домой, облачился в пышные одежды, сверху накинул еще шубу и вернулся. Почтительно встретили ходжу хозяева дома и посадили за почетный стол. "Пожалуйста, ходжа, отведайте!" - говорили они, указывая на блюда, от одного вида которых у правоверных текли слюнки. В ответ на это ходжа поднес блюдо к рукаву шубы: "Прошу, шубейка!" - "Что ты делаешь, ходжа?" - удивились хозяева. "Раз почет шубе, пусть она и кушает", - заявил ходжа.

Ходжа-сват

Захотел однажды ходжа Насреддин продать свою корову. Много раз он водил корову на базар, но все без толку. Попался ему навстречу приятель: "Ты что - корову продаешь?" А ходжа в ответ: "Вот с утра хожу, расхваливаю, как могу, но никто даже не взглянул на нее". Тогда приятель начал выкрикивать: "Стельная корова, кому нужна стельная корова, на шестом месяце!" И тут же нашелся покупатель, и купил корову за большие деньги. Удивленный ходжа поблагодарил приятеля и, обрадовавшись неожиданной удаче, пошел домой.
А в дом к нему, оказывается, пришли свахи. "Ты, ходжа, немножко внизу посиди, а я покажу свахам нашу дочь, расскажу, какая она искусница, может, она кому и понравится и ее возьмут замуж", - говорит ему жена. - "Нет, - ответил ходжа, - ты лучше помолчи. Я теперь знаю, как нужно расхваливать товар. Стоит мне только раскрыть рот - и ты увидишь, как они будут довольны нашей дочерью!" - "Может, он и вправду что-нибудь знает", - подумала жена. Почтительно встретив свах и велев дочери поцеловать им руки, она сказала: "Уважаемые, закройте ваши лица, с вами сейчас будет говорить сам хозяин". Ходжа за словом в карман не полез: "Женщины, чего долго говорить, вот вам все в двух словах: девица - породистая, беременна, на шестом месяце". Только он это сказал, как свахи переглянулись и выбежали за дверь.

"Пойду спрошу осла, может, он согласен"

Однажды сосед попросил у ходжи Насреддина осла. "Пойду спрошу осла; если он захочет, - тогда дам", - ответил ходжа.
Вернувшись, он сказал соседу: "Я говорил ослу, но он не согласен: "Если дать меня чужому человеку, мне будут тыкать стрекалом уши, а тебя поносить, как последнего разбойника!"

* * *
Вы читали о Ходже Насреддине (анекдоты, короткие притчи, цитаты из книг) - тексты онлайн.
Короткие мудрые притчи, забавные истории, рассказы, и анекдоты про Насреддина - из коллекции (сборника текстов) восточной мудрости:
Омар Хайям и другие великие мудрецы, философы и поэты: сайт
..............

Решил удивить как-то раз целый мир
Всесильный, могучий бухарский эмир -
Собрал во дворце он своих мудрецов -
Почтенных, седых звездочетов, льстецов...

Мои мудрецы! Поручить я хочу
Задачу, что будет лишь вам по плечу!
Пять тысяч таньга я готов подарить

Вот вслед за эмиром выходит осел.
Осел – это я вам скажу, не козел!
Красавец с ушами, не просто вам так!
Кричит он И-А, как нормальный ишак!

Не будет осел никогда говорить!
Вокруг да и около неча ходить!, -
Сказал так мудрец и тотчас же замолк.
На рот свой мгновенно повесил замок.

С сомненьем другой покачал головой:
- Прости мне эмир, но вопрос сей не мой.
Преславный эмир! Это все ерунда!
Не будет осел говорить никогда!

Да как вы посмели? Да как вы могли?
Осла говорить научить не смогли!, -
Взорвался эмир. Разразилась гроза!
Рассыпалась с четок его бирюза!

Вперед вдруг выходит Ходжа Насреддин, -
- Из всех мудрецов я нашелся один!
Пять тысяч таньга ты готов подарить,
Тому, кто научит осла говорить!

Ну, что ж, мой эмир, для тебя я готов!
Позволь только молвить мне несколько слов.
Условия сделки хочу обсудить.
Непросто – учить ишака говорить!

Нелегкое дело – не надо вопить!
Берусь научить ишака говорить!
Все это мне надо с тобой обсудить -
Еду и питье я хочу получить,

И срок для учебы лет минимум двадцать!
Потом с ишаком чтобы смог состязаться
Твой лучший оратор. Ведь верно, эмир,
Тогда ты легко удивишь целый мир!

Представьте! Собрался совет мудрецов -
Ученых, вояк, звездочетов, скопцов,
И перед советом выходит ишак..
Совет удивится: да как это так?

Вот это эмир! Всех сумел удивить,
Сказав, что научит осла говорить!
И вот наш ишак начал речь говорить.
Таких ишаков надо очень ценить,

Лелеять, беречь, беспредельно любить.
А кто научил ишака говорить?
И скажет совет: наш Ходжа и эмир!
Сумели они потрясти целый мир!

Ишак произносит сейчас двадцать слов,
Охотно учиться всегда он готов!
Так вот, мудрецы и великий эмир!
Возьму ишака я с собой на Памир!

Поставлю шатер я в долине средь гор
И там поселю ишака до тех пор,
Пока не начнет он чуть – чуть говорить.
Без этого в мир мне нельзя выходить!

А после – мы выйдем вдвоем с ишаком,
И мир зашумит – всем понятно, о ком!
Не может ишак так, как мы говорить,
А вот – научился. Могу подтвердить,

Великий эмир мне отдал ишака,
А с ним дал мне дом, десять тысяч таньга,
Теперь, как учитель, могу приступить
Пытаться осла научить говорить!

Я лет через десять с ослом к вам вернусь
Он вам все расскажет, Аллахом клянусь
А если умрем, то прошу нас простить -
Не смог я осла научить говорить.

Согласен, эмир? Будешь ждать десять лет?
Хочу я услышать твой мудрый ответ!
Смеется эмир: "Нет, какой я простак!
Подумал, что может учиться ишак!"

Спасибо, Ходжа! Ты помог, как всегда!
Бывает эмир простаком иногда!
Я глупость такую хотел сотворить -
Пытался осла научить говорить!

Возьми, как награду за мудрый совет,
Пять тысяч таньга! И живи много лет!
13.08.2015

Каждому, кто внимательно вчитывался в содержание экономической программы, под которой стоит подпись министра финансов Яира Лапида, наверняка приходила на ум притча про бедного крестьянина, который для того, чтобы сократить расходы, решил давать меньше корма своему рабочему ишаку. Тому, на котором он возил на рынок урожай. Убедившись, что после после первого уменьшения количества пищи ишакпродолжил покорно везти поклажу, крестьянин решил еще больше сократить размер фуража. Затем, через некоторое время, крестьянин повторил этот трюк – сократив питание ишака на половину. Хозяин скотины был страшно рад, что сумел уменьшить расходы на кормежку. Поэтому он продолжил «программу урезаний». До тех пор, пока одним не слишком прекрасным утром не обнаружил, что ишак сдох.

Наблюдая за новыми экономическими санкциями, которые министерство финансов вводит против граждан страны, начинаешь думать, что правительство решило использовать методику экономного крестьянина, заморившего голодом своего ишака, чтобы временно сократить расходы и обеспечить себе более благополучное будущее. Минфин не понимает, что основное экономическое бремя несут на себе представители среднего класса, та самаязнаменитая Рики Коэн из Хадеры и ей подобные.

Действительно – перед новым министром финансов стоит непростая задача, поскольку он унаследовал астромический бюджетный дефицит. Нет сомнений, что на первоначальном этапе следует найти такие решения, которые позволят не увеличивать бюджетный дефицит, а на более поздней стадии – последовательно его сокращать. Вопрос заключается в другом: является ли средний класс, работающие люди главным объектом столь масштабных реформ. Должен ли именно средний класс взвалить на себя дополнительное бремя, его большую часть? Либо того, что ему приходится тащить на себе, более, чем достаточно. Возникает также вопрос, насколько лидеры государства должны быть чувствительны к положению граждан, которые голосовали за них, за которых они несут ответственность?

В Третьей книге Царств (Сефер Мелахим) рассказывается история сына царя Соломона (Шломо), Ровоама (Рехавама), унаследовавшего от отца царский трон. Как только Ровоам сел на трон, народ обратился к нему с просьбой: «Твой отец утяжелил возложенное на нас бремя, а теперь, ты, новый царь, должен облегчить нашу участь» В обмен на снижение налогового бремени народ пообещал Ровоаму признание его царского статуса.

Ровоам обещает посоветоваться и дать ответ. Вначале он обращается к старцам, которые были советниками при дворе Соломона. Те говорят: «Если ты будешь служить этому народу и согласишься на их просьбы, будешь говорить им добрые слова – то и они будут служить тебе до конца дней».Ровоам не принимает совета старцев и обращается за консультацией к «детям», молодым людям, которые росли вместе с ним, полагая, что те представляют «новую политику». В отличие от стариков, советы которых, возможно, привели к нынешнему плачевному состоянию народа. Молодые советуют царю не церемониться с народом: «Я сделаю ваше бремя еще более тяжелым, я буду избивать вас плетьми, подвергать вас мучениям».

Царь Ровоам решает последовать совету «новых политиков». Однако реализация их советов, полное безразличие к тяготам и потребностям народа, привела в итоге к расколу единого царства на два государства – Иудею и Израиль. Этот, столь радикальный раскол, стал следствием советов «новых политиков», которые были абсолютно оторваны от своего народа.

Возвращаясь к нашей эпохе, хочется задать вопрос: как следует принимать законы, вносить поправки, как следует возлагать на общество экономическое бремя? Ответ на этот вопрос дали еврейские мудрецы (хазаль). Эта формула может служить индикатором для политиков, принимающих такого рода серьезные решения. Она поможет им понять, является та или иная экономическая санкция посильной для граждан. Эта простейшая формула фигурирует в Талмуде. «Не возлагают бремя на народ в том случае, если он не может его вынести»(Вавилонский Талмуд). Это правило обязывает лидеров, принимающих решения, и ученых, дающих лидерам советы, тщательно проверять, в состоянии ли граждане вынести новое экономическое бремя.

(перевод с иврита Г.Франковича)

***
- Салям алейкум, - весело сказал эмир, потыкав резной тростью из слоновой кости в ворох одеял. – Доброе утро, Ходжа. Хотя у остальных правоверных уже время послеобеденного намаза. Вставайте, почтеннейший. Время настало, и от они - мы!

Из кучи тряпья послышался звук, средний между «ы» и «э», а затем появилась всклокоченная голова Ходжи Насреддина. Столп мудрости безуспешно пытался утвердиться и разлепить глаза.

Воды-ы-ы… Умоля-я-яю.. .Где я?...

Эмир щелкнул пальцами, и два мускулистых гуляма обрушили на самую мудрую голову Востока водопад из гигантского медного таза с орнаментом «виноград и павлин».

В Бухаре, - учтиво ответил эмир, выполнив пожелания Хожи в предложенном им порядке. – На постоялом дворе Али ибн-Бубейи. Отдыхаешь после вчерашней лекции в женском медресе. И страдаешь от невоздержанности. Ц-ц-ц... - эмир укоризненно покачал головой, - А ведь положил в мудрости своей Аллах через своего Пророка, мир ему, запрет на вино – ибо с первой каплей вина в человека входит шайтан!

Я первую каплю из чаши всегда выливаю на землю, - хмуро ответил мокрый Ходжа, садясь на край лежанки и безуспешно пытаясь попасть ногами в туфли без задников и с загнутыми носками, - Так что никакие шайтаны в меня не входят. Чем обязан, владыка?

Сущей мелочью! – лучезарно улыбнулся эмир и щелкнул пальцами. К нему тут же подбежал сухонький седой алим со свитком. – Простая формальность. Читай, старик

- «В присутствии свидетелей, достойных уважения и доверия»,- заблажил алим, - «Чьи имена перечислены в конце записи, поспорил Ходжа Насреддин с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени... составлено двадцатого дня месяца мухаррама, года Хиджры шестьсот шестидесятого»

Чо? – тупо спросил Ходжа, - Какого ишака? Какого года?

Шестьсот шестидесятого года, - терпеливо ответил эмир. – Твоего ишака. А сегодня у нас... э-э-э... двадцатое мухаррама шестьсот восьмидесятого. И ты притащился в этот благословенный день в мою Бухару. Я, конечно, не настолько мудр, как ты – но предполагаю одно из двух. Или твой ишак научился таки говорить, или ты вконец охуел, Ходжа, и берега напрочь потерял.

Гулямы хихикнули, ибо вопрос был воистину риторическим, не предполагающим ответа – Ходжа Насреддин, внимая эмиру, являл собой истинный памятник охуению, достойный изваяния. Увы, запретного для правоверных со времен Джахилийи.

Итак, - продолжил эмир, - Ты жив, я жив тоже здравствую и процветаю (эмир огладил массивное пузо, обернутое двенадцатью слоями шелка), перейдем же к ишакам и богословию.

Ишак! Ишак умер! – истерически взвизгнул Ходжа. – Ах, какой был умница, уже почти научился писать! Но злая судьба...

Жив твой ишак! – широко улыбнулся эмир. Ты просто его из залога в багдадской бане четыре года назад не забрал. Ребята из моей спецслужбы, ка-гэ-бе – «Кадийят Гулямов Бухары» - проследили и выручили твоего ишачка. Так что вся компания в сборе. И ты, и твой ишак, и, конечно же, «и шах».

Последние слова эмир сказал совсем-совсем нехорошим тоном и без улыбки.

Ходжа быстро стрельнул глазами по сторонам В дверях обманчиво-расслабленно стояли два гуляма-спецназовца из элитной сотни «Асуд», старичок-алим незаметно сунул руку за отворот халата и чем-то там тихо щелкнул, а в единственном окне хана маячили обмотанные бархатом островерхие шлемы внутряков-назиров. «Режу я ему яйца», - доносился со двора сиплый голос Абу-Кудаха, эмирского палача, именуемого в народе Яйцерезом: «За самые жильные корни его орехи из живота тяну, а он все стихи возлюбленной пишет… Вот же похотливый четырнадцатилетний шайтан! Тьфу!»

Пиздец был отчетливо написан арабской вязью, и ноги ходжи сами собой попали в туфли с загнутыми носками.

Понимаешь, Ходжа, - проникновенно сказал эмир Бухары, и вот так, запросто, присел на лежанку рядом с Насреддином, обняв его за плечи, – Дело же не в деньгах. Что мне тот кошель с золотом? Чаевые, такси. Хорошо же сидели – одалиски, хашиш, караоке, ребята из Аль-Бану... Ты взялся учить осла богословию. Помнишь, как я смешно скаламбурил - «бого-ословию»? Все посмеялись, кроме тебя, кстати. И все были довольны, мое Величество тоже. И что? Через две недели я узнаю, что во всех харчевнях и хамамах рассказывают, как остроумно Ходжа Насреддин наебал самого эмира, дескать, тот помрет раньше, чем придет время расчета по контракту.

Ходжа недвижимо обтекал водой с бороды.

Я никогда не был против острых шуток со властью. Они привлекают к ней внимание, и в какой-то степени очеловечивают власть. Знаешь, я ведь недоимку по налогам с феллахов беру глазами. В прямом смысле. Серьезно, сначала коллектор вынимает один глаз, а через год – второй. Видел когда-нибудь блюдо человеческих глаз? А мешок? А руку туда засовывал? Как будто в мешок с чищеными устрицами залез, они круглые и скользкие, только запах другой – мясом пахнет, а не морем. Ты что, реально считаешь, что цена нашего спора – паршивый кошель золота?

Ходжа с хрипом и перегаром выдохнул.

Это ты у меня шут, или я у тебя шут? Если я у тебя шут – то зачем ты брал плату? Если ты у меня шут – почему смеются надо мной? Идем, мудрец. Твой ослик ждет нас в стойле под кровом досточтимого ибн-Бубейи. Если твой осел не ответит мне на вопрос об ангсте и Большом Взрыве, мы напишем еще одну басню о твоих похождениях. Знаешь, ради такого случая Абу-Кудах Яйцерез даже помылся и выкрасил бороду хной – первый раз за двадцать лет.

Воды, - сказал пересохшими губами, запутавшимися в мокрой бороде, Ходжа.

Гулямы из спецназа с готовностью подняли тазик.

***
-И-а-а-а! – ответил осел, не вынимая морду из ясел, в которых хрумкал рубленой гулямскими ятаганами капустой.

Вот! – торжествующе заорал Насреддин, путаясь в халате, - Видишь, я учил его языку франков, светлый эмир, а у них «Ja!» значит «Да!» Итак, мой осел дал ответ на третий вопрос: «Является ли страх смерти проявлением одухотворенности адама свыше Аллахом, или же имманентно присущ любому живому творению, но не может быть им выражен», - ишак ответил «Да!»

Мы на богословском диспуте, или на «Камеди Вумен»? – снисходительно спросил эмир. – Ответы твоего осла столь же скудны, как перси Наденьки Сысоевой, а их ожидание так же продолжительно, как ее ноги, да нарастит ей Аллах одно и продлит другое. – Эмир сладко зажмурился, предаваясь воспоминаниям, но тут же взял себя в руки. - То есть, с твоей точки зрения, осел разбирается в теологии лучше меня, верно? Тогда твоя судьба становится непредсказуемой, как амплуа Наташи Медведевой.

Эмир опять сладко прижмурился.

– Мы, в присутствии алимов и имамов, задали три вопроса твоему ослу, и каждый раз он отвечал «йа» на языке франков, включая вопрос о числе небесных сфер и именах предводителей ангелов. Абу-Кудах, спроси этого вислоухого богослова о четырех копытах – стоит ли отрезать яйца почтенному Ходже Насреддину? Мне кажется, я угадаю ответ.

Ходжа стоял, шатаясь на ветру шо сухе будылля.

Знаешь, Ходжа, ты мне начинаешь напоминать мой ноутбук, который, в основном, занят обновлением самого себя за мои же деньги. Ты оскорбил меня не тем, что поставил меня, как операнд с ишаком в один ряд, используя сомнительный оператор «или» - истинный владыка умеет смирять гордыню. И не тем, что попытался наебать на деньги – я казню каждые два квартала по одному главному визирю за такие фокусы. И даже не тем, что вообразил, что я хоть на мгновение ока мог поверить в говорящего осла. Знаешь, чем ты меня обидел?

Тем, что героем сказки станет Ходжа Насреддин, а не эмир, - белыми губами прошептал Ходжа.

Ах, какая жалость будет отрубить такую умную голову! – Эмир сокрушенно покачал чалмой. – Поверь, если бы ты не выебывался, как мой ноутбук, а просто делал то, за что я тебе плачу, тогда даже осел заговорил бы! Если не сейчас, то, по крайней мере, в назидательной притче, сочиненной тобой. Почему ты вечно лезешь своим персонажем в притчи, за которые я плачу тебе гонорары?

Ходжа посмотрел на осла. Тот уже дожрал капусту, развернулся к пустым яслам задницей и внимательно оглядывал Ходжу карими глазами.

А знаешь, чем ты меня обидел, мазафака? – спросил осел. – Тем, что для тебя, сан оф э бич, все ослы на одно лицо, как ниггеры для белых. Как я ненавижу это ваше расовое превосходство, факин вайт треш. Че вылупился, ублюдок? Твой грязный ишак сдох три года назад, муслимский пис оф щит. Ты и меня считаешь своим рабом? А? А? Хочешь разобраться? Выйдем, поговорим, снежок? – ишак жутко ощерил крупные зубы.

А-а-а! Шайтан! Изыди! – страшно заорал Ходжа, сделал шаг назад, наступил на полу халата и грохнулся спиной в пыль. Затем перевернулся, быстро пополз на четвереньках к жуткому Абу-Кудаху и вцепился ему в ноги, курываясь под могучим брюхом дворцового палача.

Позовите хабибов, пусть отворят кровь почтенному Ходже, - сказал эмир. – И принесут кальян с медом и хашишем. Все-таки, у старика здоровье уже не то, а я не хочу терять столь великого политического блогера, общественного деятеля и литератора. По крайней мере, пусть умрет не в Бухаре – какая слава тогда пойдет о нас?

***
- Большое спасибо, мистер Данки, - очень вежливо сказал эмир ослу. – Это было грандиозно. Знаете, слухи о восточной лести сильно преувеличены. И скажу вам честно – уже во втором «Шреке», к середине фильма, мне показалось, что вы немного переигрываете, эксплуатируя выигрышное амплуа. Но ваше перевоплощение в скакуна – это было потрясающе. Скажите, это дублер или компьютерный эффект?

Соу-соу, - небрежно ответил осел, потягивая через трубочку ледяной шербет. – Корпус – три-дэ модель, моушн-капча с микшированием моих движений и андалузской «пура раса эспаньола», а лицо - наложение.

Технология талант не заменит, - отметил эмир. – Но, тем не менее, ваши технологии потрясают.

Технологии не главное, - серьезно сказал осел, хрупнув фундуком. – Конечно, они важны и нужны. Просто мы никогда не продаем то, чего у нас нет. Говорящих ослов, летающих крокодилов, стволовые клетки, полеты на Луну. Если мы это продаем – значит, у нас это есть. Вы знакомы с господином Мартином? Смотрите «Игру Престолов»?

Эмир трепетно кивнул, с благоговением закатил глаза к небу и сложил руки перед грудью.

Okay. Я почти уверен, - продолжал осел, - Что противный старикашка давно уже дописал сценарий двенадцатого сезона, сложил все в сундук, и мерзко хихикает, представляя как после его смерти душеприказчики сообщат об этом публике. Иначе он не брал бы авансы у издателей. Только продавая уже существующие технологии можно оплачивать разработку последующих. А ваш противный старикашка... кстати, он не сильно пострадал? Мне не хотелось бы...

Эмир успокаивающе замахал руками.

Okay. Никто не мешал ему за двадцать лет хоть раз набрать в гугле «говорящий осел», связаться с моим агентом и решить вопрос – тем более, имея на руках серьезный гонорар. Я знаю минимум четырех говорящих ослов из Пиноккио-клаб, и еще одну русскую ослицу из Валаамского монастыря – она не артист, но вполне компетентна в богословии ортодоксальной ереси. В чем проблема? Разве это фэйрплей – взять предоплату, и надеяться, что проблема сама собой рассосется за двадцать лет? Это популизм и обман. Поверьте, господин эмир, я взялся за это дело не только из-за суммы чека – хотя, буду честен, она меня впечатлила. Но если так, как этот старичок, будут делать все – говорящие ослы просто-напросто переведутся.

Ковер-самолет подан! – сообщил появившийся в дверях гулям-спецназовец. – Четыре джина запряжено, и еще два в почетном эскорте, как велено. Подавать трап?

Эмир досадливо цыкнул, гулям исчез, как пар изо рта, а правитель Бухары улыбнулся самым чарующим из своих смайлов.

Мистер Данки! Ковер будет ждать столько, сколько нужно. Не сочтите за назойливость, но мои дети просто обожают вас. А также жены и наложницы. И многие из евнухов, не говоря уже о визирях. Если вам не трудно...

Оф кос, - сказал мистер Данки и окунул копыто в мисочку с тушью. – Давайте плакаты, господин эмир. Это ведь тоже часть технологии – и уж поверьте, в нашей сказке вы будете главным героем!

И все же, выход имеется. Выход настолько про­стой, насколько и приятный, в отличие от всех вышеперечисленных, потому что он лежит со­всем в другой плоскости. Концепция судьбы в Трансерфинге базируется на принципиально иной модели мира...

В. Зеланд

Она права, - глубокомысленно заметил ста­рик. - Мы во многом обязаны своим спасением этому ишаку, который поистине украшает со­бою мир и выделяется, как алмаз, среди всех дру­гих ишаков...

Л. Соловьев

Ишак у Ходжи Насреддина был очень умный, все понимал. Однако и этот самый умный, самый благородный, самый драгоценный в мире ишак, рав­ных которому никогда еще не было и не будет, не умел самой малости - разговаривать. Перевернул­ся бы мир, заговори вдруг этот несравненный и по­добный цветущей розе ишак? Разумеется, нет, тем более что дальнейшее образование этого благород­ного во всех отношениях животного в планы узбек­ского Остапа Бендера не входило.

Взявшись обучить грамоте этот алмаз среди всех других ишаков, Ходжа Насреддин имел в виду - заработать немного , справедливо рассудив, что за время, испрошенное им на обучение украшающе­го собой мир ишака, сдохнет либо он сам, либо ра­ботодатель.

Трансерфинг и обучение грамоте ишака имеют много точек соприкосновения. Не спешите разочаро­ванно всплескивать руками. Известно, например, что ничего не мешает обезьяне, обученной колотить по клавиатуре, напечатать пару-тройку сонетов, а то и полное собрание сочинений Уильяма Шекспира за пару сотен лет сидения за компьютером или пишущей ма­шинкой. С той же вероятностью и по прошествии того же времени цирковой заяц может научиться не про­сто молотить палочками по барабану, а исполнять что - нибудь эдакое, узнаваемое и классическое.

Но проще всего профессионально или полупро­фессионально заниматься обустройством судеб че­ловечества, создавая авторские концепции, строя­щиеся на авторском же мировоззрении, которое, как говорит В. Зеланд, в свою очередь, базируется на некоторых недоказуемых отправных точках:

«.„Например, материализм основан на утверж­дении, что материя первична, а сознание вторично. Идеализм утверждает прямо противоположное. Ни то, ни другое утверждение недоказуемо, тем не ме­нее, на их основании строятся модели мира, каждая из которых очень убедительна и находит себе пре­данных защитников...».

Остатки вызубренных в школе истин, отражающих, как мы искренне полагаем, истинную картину бытия, вместе с фрагментарными знаниями, полученными при дальнейшем образовании или самообразовании, добав­ляют нам самоуверенности и самоуспокоенности. Мы с глупейшим апломбом повторяем нелепую мысль о познаваемости окружающего нас мира, говорим о по­корении пространства и времени, рассуждаем о чело­веке как венце творения, строим свои собственные «принципиально иные модели мира».

Наше неведение, говорил Станислав Ежи Лец, достигает все более далеких миров... Так пусть же незнание освещает наш долгий и многотрудный путь, а неосведомленность станет путеводной звездой!

В известной притче о трех слепцах, приведенной в книжке Вадима Зеланда, рассказывается о том, как незрячая компания пыталась составить пред­ставление о том, что может представлять собой слон. Один из них при этом ощупал хобот, другой ногу» третий ухо. Хорошо, что слепых естествоиспытате­лей было только трое, точнее, никому из них не достался какой-нибудь другой фрагмент выдающейся конституции этого животного.

Я знаю другую, не менее поучительную притчу о слепце, внезапно прозревшем на несколько секунд, увидевшем перед собой ишака, и опять потерявшем зрение. С тех самых пор, о чем бы ему ни рассказы­вали зрячие собеседники, слепец неизменно вопро­шал: «А что, это так же прекрасно, как ишак?».

Претендовать на абсолютность истины не могут ни слепец, узревший ишака, ни слепец, ощупывав­ший слона. Совершенно бессмысленно доказывать, что мироощущение одного истинно, а другого - ложно. «Каждая теория работает, а потому име­ет право на существованиеу - говорит В. Зеланд. - Любая концепция судьбы также работает».

Поэтому, добавим мы от себя, если хочешь чего - то большого и чистого, помой слона...