Лермонтова «Герой нашего времени»). Cочинение «Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Вопросы и задания к главе «Фаталист»

Лермонтов, "Герой нашего времени" 1. Как вы думаете, нужна ли в романе повесть "Фаталист", ведь характер Печорина уже понятен, а его жизненная философия потерпела крах? 2. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чуствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице "печать смерти? 3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же испытывает судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казазка?

Похожие вопросы

  • Составьте молекулярные и ионные уравнения реакции: BaO + HBr →
  • Наклонная плоскость дает выигрыш в силе в 4 раза.Какой выигрыш в работе получится при отсутствия сил трения? а)выигрыш в 4 раза б)выигрыш в 2 раза в)не будет ни выигрыша ни проигрыша г)проигрыш в 4 раза
  • СРОЧНОО! За что Воланд наказал таких героев как: Степа Лиходеев Берлиоз Буфетчик варьете Римский Семплеяров
  • Какие слова явл. синонимами? а)злобная критика - беззлобная критика б)ветренный день- безветренный день в)предельная наглость - беспредельная наглость г)опасная бритва - безопасная бритва
  • Помогите, пожалуйста сформулировать доказательство из вывода, который основан на опыте, что фермент амилаза преобразует крахмал из пищи в глюкозу.. Сам опыт: накрахмаленную марлю обилньно и смочили слюной(ввиде рисунка) и соз...
  • Философ Бергер утверждал: "У кого длиннее палка,у того и больше шансов навязать своё представление обществу" Согласны ли вы с этим утверждением и почему?
  • Радиоактивный изотоп имеет период полураспада 2 минуты. Сколько ядер из 1000 испытает радиоактивный распад за 2 минуты. 1 500 2 около 500 3 250 4 около 250

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ставит перед читателем сложные философские вопросы. Главный герой задумывается над ними, по мере собственных сил пытается их решить. Однако такие ответы на такие вопросы далеко не всегда есть. Они существуют столько, сколько существует и само человечество. Каждый мыслящий человек так или иначе пытается их решить для себя. Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени» как раз и относится к таким сложнейшим вопросам. Интересно отношение Печорина к данной проблеме. Тема судьбы наиболее прямо поставлена в «Фаталисте». Эта новелла является завершающей. И таким образом именно «Фаталист» становится своеобразным итогом философских исканий главного героя.
Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени» - это проблема свободы личности и возможности выбора жизненного пути. Обладает ли человек правом сделать тот или иной выбор? Или все предрешено судьбой, а человек - только ведомый? Этот вопрос возникает практически постоянно, а в завершающей новелле конкретизируется. Печорин охотно испытывает судьбу. Мы видим это, когда он рискует собой под пулями чеченцев; когда оказывается на охоте; когда развлекает свою скучающую натуру всеми возможными способами. Разве не испытанием судьбы является авантюрная история с Бэлой и девушкой-контрабандисткой, «ундиной»? А как еще можно трактовать историю с пистолетом Грушницкого и пьяного казака? Печорин ничего не боится, он играет судьбой. Или же он не столько хочет получить ответы на свои вопросы, сколько обозначить границы человеческих возможностей.
Позиция Печорина, безусловно, рискованна. Однако разве она так уж отличается от позиции других героев романа, пусть даже второстепенных. Например, очень интересным является эпизод с ярославским мужиком, «беспечным русаком». Он не считает нужным слезть с облучка даже при опасном спуске с горы Крестовой. Мужик говорит: «И, барин! Бог даст, не хуже их доедем: ведь нам не впервой». В данном случае мы видим покорность судьбе и одновременно желание испытать ее. Мужик не боится ничего, об опасности просто не думает.
Печорина беспокоят вопросы, связанные с обреченностью человека, с его покорностью судьбе. Он признает определенные условия, с которыми человек не в силах бороться: «Послушайте, Максим Максимыч, у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю?» Если Печорин признает, что таким его создал Бог, то значит он смиряется с определенным предназначением. Противоречие его натуры проявляется в том, что, с одной стороны, он противится судьбе, с другой стороны, признает ее влияние.
Иногда Печорин честно признает, что действовал по прихоти судьбы. И его личный выбор в данном случае не имел никакого значения. Например, в финале «Тамани» он говорит: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва не пошел ко дну!»
Безусловно, Печорин признает, что проблема судьбы тесно связана с проблемой человеческого характера. Именно личностные особенности человека могут подвигнуть его на то или иное действие. И тогда возможен определенный результат. В качестве примера можно привести момент дуэли с Грушницким. Печориным движет желание испытать его человеческие качества, для чего предоставляет ему выгодные условия. Печорин хочет, чтобы «в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Однако практически сразу Печорин говорит: «Но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать!..» В данном эпизоде мы снова убеждаемся: Печорин считает, что характер человека тесно связан с его судьбой.
История с прелестной девушкой Мэри снова заставляет Печорина задуматься: «Я шел медленно; мне было грустно.
Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?»
В новелле «Фаталист» мы видим настоящую «схватку с судьбой». Намерение провести жестокий эксперимент со своей жизнью выдает натуру рискованную и противоречивую. Пари с Вуличем - это не просто спор двух людей, стремящихся отстоять свою правоту. Это одновременно попытка бросить вызов высшим силам, доказать, что человек способен на свой личный выбор. Осечка и последующий выстрел помогли Вуличу выиграть пари. На какое-то время Печорин убедился в существовании судьбы.
Вскоре главный герой получил возможность убедиться в правоте своего собственного мнения. На лице Вулича он заметил «отпечаток неизбежной судьбы». В ту же ночь Вулич погибает при встрече с пьяным казаком. Печорин получает возможность задуматься «насчет странного предопределения, которое спасло его от неминуемой смерти за полчаса до смерти».
Желание самого Печорина испытать судьбу заставляет его обезвредить обезумевшего убийцу, который заперся в пустой хате с пистолетом и шашкой. Ему удалось исполнить задуманное, в данном случае судьба была на его стороне. После случившегося Печорин говорит: «Офицеры меня поздравляли - и точно было с чем». В данном случае можно сказать, что один эпизод попытки испытать судьбу, что было свойственно Печорину, обернулся благом для людей. В данном случае Печорин преследовал не только свои эгоистичные цели, но и думал о других. В других случаях Печорин стремился самоутвердиться «в действии пустом». Эпизод с пьяным казаком раскрывает героические качества в его характере.
В финальной части «Фаталиста» мы встречаем интересное высказывание Печорина: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    Бэла.- Напечатана в «Отечественных записках» (1839, № 3) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», который подчеркивал связь новеллы с массовой романтической «кавказской литературой», распространенной в 1830-х годах. Между тем произведение Лермонтова...

    "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля..." (В. Г. Белинский). Лермонтов и Печорин... Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности...


II. Печорин как представитель поколения

Итог урока

В образе Печорина Лермонтов рисует портрет своего поколения. Герой показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в нем штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в этом образе, нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти загадки поможет «Журнал Печорина».
Домашнее задание

Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» или выполнить письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина. Выучить наизусть одно из лермонтовских описаний природы Кавказа (10-15 строчек). Подготовить сообщения о выполнении индивидуальных заданий следующего урока (по выбору для учащихся продвинутого уровня).

Уроки 46-47
«Журнал Печорина» как средство

самораскрытия его характера. «Тамань».

«Княжна Мери». «Фаталист»
Зачем я жил? для какой цели я родился?

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I . «Журнал Печорина» как средство самораскрытия

его характера

На уроках нужно организовать наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого необходимо обучение интерпретации ключевых эпизодов из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера, и способов создания психологических характеристик героев.

Важно обратить внимание на то, как под пером Лермонтова реальные факты его биографии становятся художественными. Из обычного жизненного случая в творческой лаборатории писателя рождается запоминающееся событие, имеющее обобщенный характер, помогающий понять и самого автора, и душу его героя.
II. «Тамань»

Следует сообщить, что в Тамань Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном городишке», ожидая корабль, на котором собирался отправиться в Геленджик, и провел несколько дней в полуразвалившейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабандистов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарем в местной церкви и рассказывал проезжающим, как он общался с поэтом и прислуживал ему 1 .
Вопросы и задания к главе «Тамань»

Эпизод 1. Проанализируйте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» к загадке контрабандистов?

Эпизод 2. Проанализируйте портрет девушки-ундины рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух» до «...те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни». Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

Эпизод 3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке со слов «Часа через два, когда все на пристани умолкло...» до слов «что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?

Что удивило Печорина в жителях Тамани? Подтвердите свои мысли цитатами.

Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Какую позицию Печорина по отношению к людям подчеркивает автор?

Какой смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
Индивидуальное задание

На основе книги Н. Г. Долининой 2 подготовить сообщение о языке повести «Тамань», сравнив его с языком романа «Вадим».
Вывод

События «Тамани» помогают понять характер Печорина, показывают, сколько сложного и необъяснимого содержится в его душе, как в жизни переплетаются причины поступков и их следствия. Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из любопытства, он повлиял на судьбы этих людей.

Лермонтов предстает в «Тамани» мастером слова. По воспоминаниям Д. В. Григоровича, в повести «…не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».
III . «Княжна Мери»

Начать разговор о «Княжне Мери» можно с сообщения о некоторых прототипах героев повести 1 . Это необходимо, чтобы школьники еще раз убедились, как талант писателя преображает факты жизни в факты искусства. Жанр «Княжны Мери» - дневник. В нем содержится 16 записей с точными датами: с 11 мая по 16 июня. Только последняя запись (о дуэли) сделана позже - через полтора месяца в крепости у Максима Максимыча. Предположим, зачем Лермонтову нужно было создать иллюзию реального времени.
Вопросы и задания к главе «Княжна Мери»

1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в записях от 16 и 23 мая.

Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства…» до слов «Это меня не огорчит нимало».

Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует?

5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?
Индивидуальное задание

Проанализировать интонации Печорина в его записях о природе и о людях. Отличается ли их пафос?
Вывод

Печорин полон интереса и к людям, и к природе, и к себе самому. Он ищет новых впечатлений и приключений, следуя зову свободной воли, испытывая свой ум, проницательность и находчивость. Познавая себя, он ищет смысла жизни. Но, дитя испорченного века, он заражен индивидуализмом и, пытаясь отделить себя от «водяного общества», все же остается его порождением, убеждаясь в бессмысленности бытия (все его поступки лишь разрушают, а не созидают) и невозможности найти жизненную цель.
I V . «Фаталист»

Проблемные вопросы

Нужна ли в романе повесть «Фаталист», ведь характер Печорина уже понятен, а его жизненная философия потерпела крах?

Почему, несмотря на «насыщенную гордость», счастья он так и не обрел?

Эти вопросы помогают понять, что в «Фаталисте» Лермонтов в наибольшей степени предстает как писатель-философ. Его интересуют не просто люди, проблемы их взаимоотношений и причины поведения. Он замахнулся на высшее: разгадать загадки самой Судьбы.
Вопросы и задания к главе «Фаталист»

1. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?

2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

3. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

4. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется?

5. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина?

6. Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

7. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?
Индивидуальные задания

1. Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

2. Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.
Вывод

В «Фаталисте» Лермонтов пытается обсудить с читателем вечные проблемы бытия: проблемы жизни и смерти, судьбы и воли. Печорин, стремясь вырваться из порочного круга своего общества, раздумывает о смерти, идет на риск, не дорожит собой. Но его «высокое предназначение», «необъятные силы» помогают ему, веря а судьбу, все же бросить ей вызов и победить. Его фатализм - в стремлении идти наперекор судьбе, «искать бури», действовать, самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Итог уроков

Печорин предстает в «Журнале...» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Понимая, что от судьбы не уйти, он все же не хочет покориться, противопоставляя себя и веку, и обществу, и даже смерти. Но разомкнуть круг жизни он все-таки не может. Поэтому роман заключен в композиционное «кольцо»: действие и начинается, и заканчивается в крепости. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно-композиционных особенностях романа.
Домашнее задание

Проанализировать письменно один из эпизодов «Журнала Печорина» или подготовить развернутый план ответа на проблемный вопрос: «Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?» (по выбору).

Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа.

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.
Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный - второстепенный, мужской - женский, молодой - старый и т. п.) и их взаимоотношения.

2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).

3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.

4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.

5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство - контраст).

6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов,

7. Поступки героев, раскрывающие их характер.

8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.

9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).

Итог урока

Мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу
Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору).

Урок 49
Печорин в системе женских образов романа.

Любовь в жизни Печорина
Я никогда не делался рабом любимой женщины.

М. Ю. Лермонтов . Герой нашего времени
I . Печорин в системе женских образов романа

Лермонтов проводит Печорина через испытание любовью. Каждый женский образ оттеняет определенную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.

В процессе анализа ключевых эпизодов (в группах) выявляются черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.

Группа 1 . Печорин и Бэла.

1. Как в песне - комплименте Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры, обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к ней? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Группа 2. Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины? Как это характеризует его?

2. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами.

3. Какова композиционная роль образа ундины?

Группа 3. Печорин и Мери.

1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей от 3, 12 июня. Как герой объясняет свои отношения с Мери?

2. Как проявляется характер Печорина в сцене последнего объяснения с Мери? Почему он все-таки решился на дуэль?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Группа 4. Печорин и Вера.

1. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 16 и 23 мая, из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони за Верой. Почему Печорин, искренне любя Веру, все же не может сделаться «рабом любимой женщины»?

2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Думали ли вы, обсуждая характер и поступки Григория Александровича Печорина,героя своего времени, посмотреть на женские образа в романе не как на фон, который делает образ главного героя более ярким и полным, а как на самостоятельное явление - тоже героинь времени? Сегодня мы поговорим и об экзотической Беле, и о образе Ундины из «Тамани», и о реальных женщинах - княжне Мэри и Вере. Женщины, в отношении к которым открывается истинная сущность Печорина; женщины, отношение которых к Печорину раскрывает также определенные стороны его сущности.

II. Актуализация опорных знаний

Чем усиливается романтический колорит «нечистого места» в повести «Тамань»? Какое место в нем занимает «дикая ундина»?

Для чего Печорин интригует с Мэри? Как изменилась княжна, полюбив Печорина?

Какие действия Печорина вызывают чувство ненависти у княжны? Почему Печорин отказывается от бракосочетания с княжной Мэри?

Чем Вера не похожа на княжну Мэри? Почему Печорин остается «орудием смертной казни» и относительно Веры, которую любит?

Какая гамма чувств охватывает героя, который утратил надежду вернуть Веру?

III. Работа над темой урока

1. Составление характеристики женских образов на основе текста - работа в 4-х группах

Ожидаемые ответы

Группа а. Образ Белы

Положение Белы является по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повестьромана, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую «вещь»: «и в самом деле она была красивая: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она зачастую из-под лба на него посматривала...». Печорин своей прихотью, навеянной ему Максимом Максимовичем, вырвал ее из обычной жизни: «...Она за этими дверями; только я сам сегодня напрасно хотел видеть ее: сидит в уголке, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пугливая, как дикая серна. Я нанял нашу духанницу, она знает по-татарски, будет присматривать за ней и даже приучит ее к мысли, что она моя, так как она никому не будет принадлежать, кроме меня...». Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он остыл к ней: «любовь дикарки не намного лучше любви знатной госпожи, невежество и простосердечность одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин готов на решительные шаги ради своей прихоти, несмотря на последствия его действий для других. Он опосредованно виновен в смерти Белы, которая способна на большую пылкую любовь, но не принадлежит к кругу Печорина. Поэтому перспектив для развития их любви нет.

Группа Б. Образ Ундины

Образ девушки-контрабандистки является довольно романтическим. Для нее характерно странное изменение настроения, ее речь необыкновенная и приближена к народным поговоркам, ее песни напоминают народные, свидетельствуют о стремлении к свободе. В ней много поэзии «дикой свободы». Как говорил Белинский, «полудикий язык свободных ущелий». Но ее непосредственность обманчива и помогает ей завести Печорина в ловушку, которая могла стоить герою жизни. За ее песенными образами скрыта реальная жизнь, суровая и далекая от первичной естественности; ее же внутренний мир - «вне границ достижимости».

Группа В. Образ княжны Мэри

Мэри Лиговская - умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство. Ей присуща романтическая мечтательность. Этим объясняется ее любопытство к Грушницкому: «толстая солдатская шинель» делает Грушницкого в ее глазах личностью, овеянной таинственностью. Загадочность, странность Печорина интригует ее; его рассказ о себе, о том, как мир не принял его и испортил его характер, глубоко западает в ее добрую и доверчивую душу, а искреннее сожаление к нему превратилось в любовь. Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, который способен упростить и должен переступить через любые условности, которые в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и сделать возможным счастье возлюбленного при любых испытаниях. Из последнегодиалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его объяснения - вернее, ответа на ее объяснение. Мэри первая признается Печорину в своей любви, но ее чувства были им отброшены. На протяжении нескольких минут Печорин искал в своем сердце «хоть каплю любви к милой Мэри». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненной: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его пренебрегать. Даже и тогда, больно пораженная в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести. И мы, читатели, проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией.

Группа Г. Образ Веры

Печорин давно любит Веру, но его любовь принуждает женщину лишь страдать; ради любви к нему она идет на любые жертвы. Вера - образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувство, эмоции все время борются с умом. Выйдя замуж со старого князем ради сына, она будет предавать мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и будущее. Наверное, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, так как идет навстречу любви, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.

2. Короткое обобщение

С наибольшей симпатией автор описывает образа Мэри и Веры. Эти незаурядные натуры обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы даже связать с ним жизнь. Они умные и душевные, просвещенные и эмоциональные, и - главное! - смело откровенные в словах и поступках, могут стать рядом с Печориным в счастье и горе. Мы встречаем их только в одной части романа - повести «Княжна Мэри», но эта повесть центральная. Такие разные и по возрасту, и по характеру, княжна Мэри и Вера похожи в одном - в откровенности чувств и поступков, в верности любви. Возможно, именно такую героиню своего времени мечтал встретить на своем жизненном пути Лермонтов.

IV. Рефлексия

1. Составление рассказа к темам «Бела», «Ундина», «Мэри», «Вера»

2. Заполнение таблицы Элвермана «Способен ли Печорин на большую любовь

V. Домашняя задача

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист».

Зачем я жил? Для какой цели я родился?

M. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. «Журнал Печорина» как средство самораскрытияего характера

На уроках нужно организовать наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого необходимо обучение интерпретации ключевых эпизодов из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера, и способов создания психологических характеристик героев.Важно обратить внимание на то, как под пером Лермонтова реальные факты его биографии становятся художественными.

II. «Тамань»

Следует сообщить, что в Тамань Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном городишке», ожидая корабль, на котором собирался отправится в Геленджик, и провел несколько дней в полуразвалившейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабандистов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарем в местной церкви и рас сказывал проезжающим, как он общался с поэтом и при служивал ему.

Вопросы и задания к главе «Тамань»

Эпизод 1. Проанализируйте диалог слепого и девушки ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» к загадке контрабандистов?

Эпизод 2. Проанализируйте портрет девушки ундины и рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что то похожее на песню поразило мой слух» до слов «...те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни». Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

Эпизод 3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке со слов «Часа через два, когда все на пристани умолкло...» до слов «...что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?

Что удивило Печорина в жителях Тамани? Подтвердите свои мысли цитатами.

Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Какую позицию Печорина по отношению к людям подчеркивает автор?

Какой смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

События «Тамани» помогают понять характер Печорина, показывают, сколько сложного и необъяснимого содержится в его душе, как в жизни переплетаются причины поступков и их следствия. Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из любопытства, он повлиял на судьбы этих людей.

Лермонтов предстает в «Тамани» мастером слова. По воспоминаниям Д. В. Григоровича, в повести «...не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».

III. «Княжна Мери»

Начать разговор о «Княжне Мери» можно с сообщения о некоторых прототипах героев повести. Это необходимо, чтобы школьники еще раз убедились, как талант писателя преображает факты жизни в факты искусства. Жанр «Княжны Мери» - дневник. В нем содержится 16 записей с точными датами: с 11 мая по 16 июня. Только последняя запись (о дуэли) сделана позже - через полтора месяца в крепости у Максима Максимыча. Предположим, зачем Лермонтову нужно было создать иллюзию реального времени.

Вопросы и задания к главе «Княжна Мери»

1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру?

Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит нимало».

Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует?

5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?

Индивидуальное задание

Проанализировать интонации Печорина в его записях о природе и о людях. Отличается ли их пафос?

Вывод

Печорин полон интереса и к людям, и к природе, и к себе самому. Он ищет новых впечатлений и приключений, следуя зову свободной воли, испытывая свой ум, проницательность и находчивость. Познавая себя, он ищет смысла жизни. Но, дитя испорченного века, он заражен индивидуализмом и, пытаясь отделить себя от «водяного общества», все же остается его порождением, убеждаясь в бессмыс ленности бытия (все его поступки лишь разрушают, а не

созидают) и невозможности найти жизненную цель.

IV. «Фаталист»

Проблемные вопросы

Нужна ли в романе повесть «Фаталист», ведь характер Печорина уже понятен, а его жизненная философия потерпела крах?

Почему, несмотря на «насыщенную гордость», счастья он так и не обрел?

Эти вопросы помогают понять, что в «Фаталисте» Лермонтов в наибольшей степени предстает как писатель-философ. Его интересуют не просто люди, проблемы их взаимоотношений и причины поведения. Он замахнулся на высшее: разгадать загадки самой Судьбы.

Вопросы и задания к главе «Фаталист»

1. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?

2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

3. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неодноначно и почему?

4. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется?

5. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина?

6. Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

7. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?

Индивидуальные задания1 . Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

2. Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.

B «Фаталисте» Лермонтов пытается обсудить с читателем вечные проблемы бытия: проблемы жизни и смерти, судьбы и воли. Печорин, стремясь вырваться из порочного круга своего общества, раздумывает о смерти, идет на риск, не дорожит собой. Но его «высокое предназначение», «необъятные силы» помогают ему, веря в судьбу, все же бросить ей вызов и победить. Его фатализм - в стремлении идти наперекор судьбе, «искать бури», действовать,

самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Итог уроков

Печорин предстает в «Журнале...» человеком, глубоко чувствующим и страдающим.

Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки.

Понимая, что от судьбы не уйти, он все же не хочет покориться, противопоставляя себя и веку, и обществу, и даже смерти.

Но разомкнуть круг жизни он все -таки не может.

Поэтому роман заключен в композиционное «кольцо»: действие и начинается, и заканчивается в крепости.

Домашнее задание

Проанализировать письменно один из эпизодов «Журнала Печорина» или подготовить развернутый план ответа на проблемный вопрос: «Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?»

Литературная новизна “дневника Печорина” давно привлекает литературоведов – именно здесь новаторски был показан предельно исчерпывающими языковыми средствами конкретный человек, (личность , по словам Б.М. Эйхенбаума: “Герой нашего времени” – первый в русской прозе <…> “аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (“жизнь и приключения”), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс”), отражавший новое явление русской действительности.

Глава "Тамань ".

Вопросы, которые вам помогут подготовиться к контрольному тестированию:

  • Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  • Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  • Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  • Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  • Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Приведённые ниже ресурсы помогут вам правильно заполнить таблицу "Отношение Печорина к персонажам повести":

Глава "Княжна Мери".

Устно проанализируйте главу по вопросам:

  • Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  • Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  • Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  • Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  • Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  • Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  • Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  • Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Выполните письменное задание:


Глава "Фаталист".

Устно ответьте на вопросы:

  • Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  • Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  • Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  • К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

Ресурсы:

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" Глава "Тамань". Читать>>

  1. М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Глава "Княжна Мери". Читать>>
  2. М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Глава "Фаталист". Читать>>
  3. Б.Т. Удодов. Герой в системе образов романа. "Тамань" .
  4. Б.Т. Удодов. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.