Либретто оперы «Руслан и Людмила. «Руслан и Людмила» на воронежской сцене Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С. Пушкина и композитора М.И. Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее. Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор.
Великий русский композитор М. Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки. Балет «Руслан и Людмила» привлекает не только танцевальными и режиссерскими находками выдающегося балетмейстера России Андрея Петрова, но и роскошными декорациями и костюмами, выполненными замечательным театральным художником Мариной Соколовой.
Премьера спектакля «Руслан и Людмила» театра «Кремлевский балет» состоялась 31 марта 1992 года и была восторженно принята критикой и публикой.



Хореографическая сказка в 2-х действиях
Либретто А. Б. Петрова (по мотивам поэмы А. С. Пушкина и либретто одноименной оперы М. И. Глинки)
Постановка Театра балета Кремлевского Дворца съездов 1992 год
Постановщик и хореограф АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Художник МАРИНА СОКОЛОВА
Дирижер АЛЕКСАНДР ПЕТУХОВ

БАЛЕТ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"



1 АКТ
ПРОЛОГ
Под могучим дубом певец-сказитель Баян играет на гуслях... Руслан и Людмила встречаются под широкой кроной дуба. Их любовь пока тайна для всех, а утром Людмила должна выбрать себе жениха.

I КАРТИНА
В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.
Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...
Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.
Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

2 картина
Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.
Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 КАРТИНА
Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи, останки богатырей. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Найду ли Людмилу, а может, паду, как эти безвестные воины? Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает — перед витязем голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы — волшебный меч.

4 КАРТИНА
Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита—рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток.
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают от чар Ратмира.

2 АКТ
1 КАРТИНА
Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

2 картина
Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

3 КАРТИНА
Наина тащит трясущегося Фарлафа —его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 КАРТИНА
Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда — с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.
Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены,

5 КАРТИНА
Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...
Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...

"Преданья старины глубокой", рассказаны на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды...
Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и любовь.

Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С.Пушкина и композитора М.И.Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее.

Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор… Великий русский композитор М.Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки.

14 января 2016 г. зрителям Театра оперы и балета был показан балет «Руслан и Людмила» (премьера которого состоялась совсем недавно, в конце декабря), поставленный художественным руководителем театра «Кремлевский балет» Андреем Борисовичем Петровым. Спектакль получился замечательный – зрителям была продемонстрирована не просто классика в лучшем смысле этого слова, а классика высшей пробы: сюжет Пушкина, музыка Глинки и постановка Петрова. Отдельную радость и гордость вызывает и тот факт, что Воронежский театр оперы и балета стал второй и единственной (кроме Москвы) площадкой, где идёт этот балет.

История этого балета интересна сама по себе. Впервые балет с таким названием был поставлен в Москве 16 декабря 1821 г. (через полтора года после издания самой поэмы Пушкина) и стал первой постановкой на сцене как «Руслана и Людмилы», так и вообще пушкинских произведений. Уже тогда на сцене были воплощены многие фантастические эпизоды (например, голова великана превращалась в отряд воинов и т.п.). В год смерти Пушкина величайший русский композитор того времени Михаил Иванович Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила», не имея даже готового либретто, и опера была поставлена в 1842 г. А уже в наше время А.Б. Петров вернулся к истокам и поставил в 1992 г. балет на музыку Глинки – и результат могут увидеть воронежские зрители.

Балет «Руслан и Людмила» – один из тех нечастых случаев, когда трудно провести грань между исполнителями главных партий и массовкой: настолько хорошо и с энтузиазмом исполняют свои роли те и другие! Свита Черномора, помощницы Наины, шутихи князя, мудрые старцы Финна – все исполняли свои роли с такой же самоотдачей как и главные герои балета, а Черномор (Вадим Мануковский) умело передаёт свои чувства не только танцем, но и пантомимой.

Однако, спектакль это не только музыка и актёры, но ещё и костюмы и декорации, и здесь у постановщиков есть много поводов для гордости, а у зрителей – для радости. Художественное оформление балета было создано великим мастером своего дела – Мариной Алексеевной Соколовой (1939-1992). Идеи для костюмов и декораций к «Руслану и Людмиле» она черпала из русского народного творчества – поэтому и занавес с русалками, жар-птицами и котом Баюном, и костюмы князя и его подданных, и дворец князя получились яркими, запоминающимися, неповторимыми и удивительно точно соответствуют атмосфере спектакля. Костюмы и декорации в восточном стиле также удались на славу и продемонстрировали много оригинальных решений – живой трон Черномора, его прислужницы с головными уборами в виде ваз с фруктами и церемония расчёсывания бороды злого волшебника отдельно радуют зрителей, хотя, собственно, весь спектакль – это поток непрерывной радости.

На воронежской сцене романтическая поэма вчерашнего лицеиста Пушкина превратилась в произведение о вечных ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, а в сочетании с увлекательным сюжетом, великой музыкой, великолепным оформлением и профессиональным мастерством актёров и получился новый выдающийся спектакль, который будет радовать не одно поколение зрителей!

Текст - Евгений Киселев

«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» - «большой волшебно-героический балет в пяти действиях», поставленный хореографом А. П. Глушковским на музыку композитора Ф. Е. Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »; первое сценическое воплощение этого произведения и первая постановка Пушкина на сцене вообще.

Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря года (оркестр под управлением Ф. Е. Шольца, декорации А. Раслова, костюмы Левизи, Руслан - А. П. Глушковский, Людмила - Т. И. Глушковская); 2 декабря года перенесён в Санкт-Петербург, на сцену Большого театра (постановщики Шарль Дидло и Огюст , в бенефис последнего, Руслан - Николай Гольц , Людмила - Авдотья Истомина) .

Главные действующие лица

  • Людмила
  • Руслан, её жених
  • Князь, отец Людмилы
  • Черномор, волшебник
  • Голова
  • Злотвора, волшебница
  • Добрада, волшебница

Либретто

Действие первое

«Театр представляет великолепную залу. Князь Киевский ведёт из храма Руслана и Людмилу; послы (казарский, венгерский, черкесский), князья, бояре, воины и народ сопровождают их». Марш. Затем начинаются танцы, «в которых участвует вся свита». На облаке спускается волшебник Черномор. Он уносит потерявшую сознание Людмилу и погружает всех гостей в оцепенение.

«Князь и Руслан подходят к тому месту, где была Людмила, но, не нашед ее, приходят в отчаяние». Марш. Руслан отправляется на поиски супруги. «Лес, с одной стороны - пещера, вдали на горах виден замок Черномора, около его видно множество мёртвых рыцарей, побитых неприятелем, всюду разбросаны копья, мечи, колчаны, щиты, шишаки, конские снаряды, знамена». Голова сторожит вход в замок. После встречи с Добрадой Руслан сражается с Головой. Туловище и голова распадаются на части, состоящие из лежащих неподвижно артистов. Руслан вступает в бой с воинами - победа над ними открывает ему доступ к Черномору.

Действие второе

Ночь. «Театр представляет сад». Злотвора с Людмилой спускаются на облаке, «вокруг их порхают купидоны». Являются духи, несущие изображение семи планет, разноцветные фонари, факелы, шали, гирлянды, вазы. Пробудившаяся Людмила с изумлением осматривается вокруг. Начинаются танцы, прерываемые выходом Злотворы и Черномора. Людмила осыпает карлу упреками, тот предлагает ей корону, но она «всё отвергает с презрением». Звуки тамтама и трубный глас возвещают приближение противника: это Руслан. Радость Людмилы, бешенство Черномора; волшебник поручает Злотворе спрятать Людмилу, а сам бросается в бой.

Действие третье

«Театр представляет внутренность замка Черномора, посредине стоит трон, украшенный змеями и чудовищами; в разных местах видны жертвенники, подобные украшениям трона, из пастей чудовищ пылают огни; на правой стороне стоит оракул колоссального вида с одним глазом во лбу, держащий свиток, на котором являются предсказания», «видны гробницы и несколько человеческих скелетов». Черномор творит заклинания. В магическом зеркале возникает образ Людмилы; она отвергает страсть Черномора.

На призыв карлы является Злотвора, по её знаку приносят доспехи и оружие Руслана, которые должны убедить Людмилу в том, что её супруг погиб. Вводят Людмилу. Увидев доспехи Руслана и надпись «Вооружение умерщвлённого Руслана», она теряет сознание. «Придя в себя, Людмила отталкивает волшебника, бежит к ложному вооружению Руслана, развёртывает знамя, целует его и проливает горестные слезы». Удар грома (тамтам); на свитке оракула появляется надпись: «Руслан приближается. Страшись, Черномор». К Людмиле возвращается мужество.

Злотвора пытается победить Руслана властью обольщения. Она превращает подвластных ей волшебниц в молодых прекрасных дев: одной дает очаровательную лиру, другой - кубок с ядом, третьей - гирлянду».

Действие четвертое

Черномор и Злотвора превращают розовый куст в пещеру, где прячут Людмилу. Звук трубы возвещает приближение Руслана. В саду Черномора его встречают нимфы. Одна из них играет на лире, завлекая Руслана в сад. Она советует Руслану оставить своё оружие и предаться наслаждению. Увидев другую под покрывалом, он подбегает к ней; вторая нимфа подаёт ему очарованный венок и гирлянду, предлагая надеть это украшение вместо шлема и покончить с поисками Людмилы. Всякий раз, как только Руслан уже готов поддаться искушению, раздаётся удар грома и появляется надпись на камне: «Неверный». «Третья нимфа, видя неудачу своих подруг, с большим старанием начинает танцевать и в это время подносит ему кубок, наполненный ядом. Ослепленный красотою, рыцарь хочет исполнить предложение обольстительницы».

Вдруг из кубка нимфы вырывается пламя. Руслан приходит в себя и бросается с оружием на коварных волшебниц. Сад превращается в пустыню, нимфы становятся фуриями, которые набрасываются на витязя. Руслан побеждает в схватке, и тогда начинается его поединок с Черномором. Герой в опасности, и на помощь ему приходит его покровительница - волшебница Добрада. Она низвергает злые силы в преисподнюю. Руслан освобождает Людмилу, супруги улетают на крылатой колеснице Добрады.

Действие пятое

«Театр представляет поляну среди густого леса, посредине виден храм Перуна ; жрецы окружают жертвенник; князь Киевский, бояре, народ». Жрец совершает обряд - зажигается священный огонь, слышен удар грома, и на храме появляется надпись: «Руслан и Людмила под моим покровительством».

«Руслан появляется, предшествуемый воинами, позади его идут рыцари; он ведёт за руку Людмилу, которая, увидя своего родителя, бросается в его объятия; князь благодарит Руслана за спасение своей дочери и вторично вручает её руку избавителю; Руслан, принеся благодарность богам, садится с князем и Людмилою на возвышенное место». Большой танцевальный дивертисмент .

История постановки

Сохранив отдельные сюжетные ходы и образы поэмы, Глушковский ввёл эпизоды и сцены, характерные для музыкального театра того времени. Он поставил большой пятиактный спектакль, каждое из действий которого изобиловало сказочными превращениями. Эти превращения и фантастические эпизоды пронизывают всю ткань спектакля. В программе балета, составленной Глушковским, было намечено много волшебных эпизодов, требовавших сложной сценической техники и художественной изощренности: так, «Злотвора, превратясь в карлу Черномора, уносила Людмилу на облаке, окруженном фуриями. Голова, отражая нападение Руслана, превращалась в воинов и двенадцатиглавого змея. Затем на витязя набрасывались адские чудища, вылетавшие из водопада, а красавицы, после тщетной попытки соблазнить его, оборачивались разъярёнными фуриями»

Попадаем на Троицкую площадь и идем вдоль здания Арсенала.

Его начали возводить в начале XVIII века. Строительство шло более 30 лет, т.к. большая доля государственных ассигнований направлялась на строительство новой столицы, града Петрова. В 1819-м году к Арсеналу были свезены пушечки, захваченные у войск Наполеона. Позднее, сюда же были перевезены и старинные русские орудия.

Справа от Троицкой площади, на месте бывшего Царе-Двора Бориса Годунова, находится Государственный Кремлевский дворец. Так сказать, новейшая история Кремля. Воздвигнут в 1961г. Впереди от него расположено интересное розовое здание с необычными золотыми маковками.

Потешный Дворец

Палаты Милославского

Боярин Милославский Илья Дмитриевич являлся тестем царя Алексея Михайловича. Палаты были построены в середине 17-го века и носили название Потешного дворца, потому что обустраивались для "потех", т.е. театральных действ, проводимых для царской семьи. А "игрушечные" купола высятся на домовой церкви при Потешных Палатах, названной Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы.

Ныне здесь находится Комендатура Кремля.

Вдали виднеется Никольская башня Кремля.

Напротив нас - здание Сената.

Четырехугольное здание, более похожее на треугольник, самым коротким фасадом выходит на Троицкую площадь. Построен во второй половине XVIII века по указу Екатерины Великой, как резиденция Правительствующего Сената.

При советской власти здесь находился рабочий кабинет В.И. Ленина, потом - Совет министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента РФ. Справа стоит затянутое монтажной тканью здание, похожее по стилю на Сенат, но построенное в 1930г. Здесь находились государственные учреждения. Ныне ведутся дебаты на тему переезда Администрации Президента из Кремля и освобождения всех его зданий для туризма Возможно, на месте укрытого "строительным покрывалом" установят что-то, напоминающее об уничтоженных на этом месте Чудова и Воскресенского монастырей...

А это вид из окон Кремлевского Дворца. Слева- здание Арсенала. Впереди - та же Никольская башня.

Проходим на Ивановскую площадь. При Борисе Годунове на этой площади глашатаи громко выкрикивали ь царские приказы. Потому и у площади появилось другое название - Царская, а в народе прижилось выражение "кричать во всю Ивановскую".

Отлита в 16-ом веке,во времена правления Федора Иоановича, оружейным мастером Андрем Чоховым. В энциклопедиях ее называют "классической бомбардой", стреляющей "дробом"- каменными ядрами. Была ли она создана для того, чтобы "утереть нос" иностранным дипломатам и несла в себе предназначение, как символ русского могущества, решать историкам. А вот Лев Николаевич Гумилев, создатель теории русской пассионарности, утверждал, что однажды из нее пальнули... прахом Лжедмитрия. Возможно это историческая метафора. Нет желания подискутировать на эту тему?

Царь-колокол

В 1701-м году, во время пожара, с кремлевской звонницы упал и разбился колокол, являвшийся на тот момент самым крупным в мире, его вес составлял 196 тонн.

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна издает указ, повелевающий отлить колокол, используя обломки разбитого и новые материалы. Во время троицкого пожара в яму с колоколом полетели горящие бревна - и народ заливал их водой. От перепада температур произошли внутренние деформации металла и при дальнейших работах кусок отвалился. ...А в яме Царь Всем Колоколам пролежал 100 лет, пока его не вытащили и не водрузили на трон на бронзовый постамент.

Патриаршие палаты и примыкающая к ним Церковь Двенадцати Апостолов. Была воздвигнута при патриархе Никоне. 17-й век..

Колокольня Иван Великий

Возведена в 1329-м году при Иване Калите. Древнее нее на несколько лет лишь Успенский собор, находящийся рядом.
Иван Великий (церковь св. Иоанна Лествичника) стал первой, самой высокой колокольней города, его звонница была общей для всех кремлевских соборов.

Тем временем, мы выходим на красивейшую площадь Московского Кремля, Соборную. Соборная площадь (площадь Трех Соборов) объединила в себе русские школы зодчества и иконописные традиции и веяния средиземноморского Ренессанса.

Успенский собор или Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1326-м году.

Собор служил усыпальницей высочайших церковных санов - митрополитов и патриархов. В 1547-м году здесь венчали на царство Ивана IV. С тех пор все коронации, вплоть до последней, когда на трон взошел Николай II, проходили в Успенском соборе.

"Легенда о создании первого Успенского собора гласит, что митрополит Петр перед смертью предрек Ивану Калите, что если тот возведет на самой вершине московского холма храм во имя Богородицы, и сделает его гробницей митрополита, то Москва станет центром всех русских земель."(с)

В конце 15-го века храм реставрировал Аристотель Фиораванти. А расписывал фасад и внутренние стены храма Дионисий, продолжатель школы Андрея Рублева.

Даже в зыбком мареве видно, как он великолепен...

Церковь Ризорасположения - домовая церковь митрополитов и патриархов.

За нею видны игрушечно-затейливые купола Теремной церкви при Теремном дворце, служившем покоями царской семье.

А вот Красное крыльцо знаменитой Грановитой палаты.

По Красному крыльцу торжественно шествовали в Успенский собор в дни венчания на царство, а также при бракосочетаниях русские князья и цари.

Здесь принимали особенно уважаемых иноземцев. Архитектор итальянец Марко Фрязин сотворил сей шедевр по указанию царя Ивана III в 1487г. Палата называется Грановитой, потому что облицовочный камень клали гранями наружу.

В Палате заседала боярская Дума, и тут «закатывали пир на весь мир» по великим случаям. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр I - разгром шведов под Полтавой.

Внутри побывать не получилось, потому два нижних фото из интернета.

Система крестовых сводов опирается на единый столб.

Друзья, кому посчастливилось побывать внутри и запечатлеть сие великолепие, поделитесь фоточками!

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Во второй половине 14 века на его месте была небольшая придворная каменная церковь Благовещения. Ее расписывали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.

Во время пожара 1547 г. здание сильно пострадало, но было восстановлено и расширено.

Между церковью Благовещения и Грановитой палатой видим желтую стену Большого Кремлевского Дворца. Построен он был при Николае I. Ныне - парадная резиденция ВВП.

Рядом с Благовещенским собором находится неземной красоты Собор Архангела Михаила. Построен был он в 15 в. при Иване Калите. Именно ему было суждено стать усыпальницей князей и царей русских со времен царствования Ивана Калиты, и, вплоть, до переноса столицы из Москвы в Петербург.

Архангельский собор.

Великий князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, победитель Мамаевой орды на поле Куликовом, также покоится здесь.

Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти. Именно он начал укреплять и строить Москву в белом камне.

Апполинарий Васнецов: «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

Совершив экскурс в историю Руси Царской и Православной, мы вышли с Соборной площади на Боровицкую улицу и направились к набережной Москвы-реки. И открылась перед нами чудеснейшая смотровая площадка.

Впереди -Тайницкая башня Кремля. Через нее открывался потайной выход к Москве-реке. А напротив, на противоположном берегу - Софийская набережная.

Дозорное место. Тайницкая башня.

По правую руку - Оружейная палата. Впереди - Боровицкая башня.

Часики нам подсказывали скорое начало спектакля. И мы поспешили в Потешные палаты Кремлевский дворец. Я ведь была когда-то здесь, но в другой жизни, при другом царе президенте.

Мы поднялись на балкон, попутно любуясь роскошными видами из окон Дворца.

Дважды прозвучала с детства знакомая мелодия из «Руслана и Людмилы»- второй звонок. Мы выбрали места поудобнее, поближе к сцене. Действительно, была такая возможность, благодаря эпидемии инфлюэнцы.

Итак, трам-па-пам! Балет начинается!

Дирижер Юрий Башмет взмахнул волшебной дирижерской палочкой, занавес устремился ввысь... под чудесную, уносящую в пушкинскую сказку музыку Михаила Ивановича Глинки.

Мы видим могучий дуб, в сени которого сказитель Баян, под переборы струн на гуслях, поведал историю любви Руслана и нежной, как лепесток утренней лилии, Людмилы.

(Фото из интернета).

"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал"...

Появляются воздыхатели и претенденты на руку княжны: хвастливый варяжский витязь Фарлаф и пылкий хазарский князь Ратмир. (Ратмира сопровождает влюбленная Горислава, постоянно доказывая ему свою бесконечную преданность.)

Людмила выбрала Руслана уже давно. Молодую чету под обрядовые танцы ведут в опочивальню.

Но... злые силы не дремлют - и горбатый колдун Черномор с длиннющей бородой, кружась в хищном танце, похищает заколдованную Людмилу под громы небесные.

Сломленный горем князь Светозар, обещает в жены свою дочь тому, кто ее спасет. Соперники отправляются на поиски украденной Людмилы.

Как водится в сказках, храброму главному герою всегда помогают добрые силы. Руслану помогает старый Финн. Ритуальный костер друидов показывает Людмилу в чертогах Черномора. И Руслан отправляется в путь, попутно сражаясь с огромной головой и отвоевывая волшебный меч.

Финна преследует своей навязчивой любовью старуха Наина. Как и положено страшным сказочным колдуньям, она питается пылкостью и силушкой молодых мужей, играя на их пороках. И ездит на них верхом! То обжору Фарлафа околдует, соблазнив его яствами и напитками. То гордого восточного князя Ратмира увлечет в шатер сонмом прекрасных дев, в которых обратились безобразные старухи. О несчастная Горислава! Как вернуть любимого околдованного князя?!

Друзья, не буду вам пересказывать содержание. Лучше один раз увидеть: http://kremlinpalace.org/ru/events/ruslan-i-lyudmila

Хочу лишь отметить, что артисты исполняли свои партии великолепно! Людмила была хрупка, прелестна и необычайно пластична. Карлик Черномор- отвратителен! Смешны и омерзительны его попытки колдовством вернуть былую молодость! Наина - трясущаяся развалина в лохмотьях, перевоплощающаяся в прекрасную деву и, вновь, в шмыгающую, словно тень, старушенцию, была неподражаема. Храбрый Фарлаф- самодовольный и хвастливый, Ратмир- любвеобильный, не замечающий родную и преданную женщину, рядом с собой... Как этот сказочный, кружащийся под музыку Глинки хоровод напоминает маленький мирок, жители которого - мы с вами.

Как водится, добро восторжествовало. Занавес. Овации не смолкали очень долго...