Личная жизнь отца Фотия: как победитель «Голоса» существует в монастыре. Победитель шоу «Голос» иеромонах Фотий: «Я выиграл не потому, что служу в церкви Священник пришел на шоу голос

На Первом канале завершился четвертый сезон шоу «Голос» — русской версии международного формата The Voice и самого популярного музыкального конкурса отечественного телевидения.

Победителем сезона стал иеромонах Фотий, представлявший команду Григория Лепса.

30-летний отец Фотий (в миру Виталий Мочалов) — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря; он регент монастырского хора, а перед подачей заявки на участие в конкурсе получил благословение своего настоятеля. Как победитель он получил контракт с Universal Music Russia и ключи от нового внедорожника Lada XRay.

Всего в финале «Голоса» выступали четверо музыкантов. Фотию противостояла Ольга Задонская из команды Полины , Александра представлял Михаил Озеров, а Басту — студентка Гнесинки Эра Канн. В итоге Канн досталось четвертое место, Задонской — третье, а в суперфинал вышли исключительно певцы.

По словам продюсера шоу Юрия Аксюты, от зрителей поступило 940 тыс. звонков и SMS. Собранные средства будут перечислены православной службе «Милосердие», а часть из них направлена в благотворительный фонд .

Представители церкви подобные конкурсы уже выигрывали. В 2014 году на итальянской версии «Голоса» победила монахиня сестра Кристина. Ролик с ее выступлением завоевал популярность на YouTube, она записала кавер на знаменитую песню «Like A Virgin», а затем выпустила и целый альбом «Sister Cristina», который добрался до 17-го места в итальянских чартах.

Впрочем, главным итогом четвертого сезона стал даже не выигрыш команды Григория Лепса, а проигрыш Градского. Дело в том, что три предыдущих сезона (конкурс проводится с 2012 года) на «Голосе» выигрывали только воспитанники Александра Борисовича. Тенденция показалась продюсерам шоу настолько настораживающей, что они решили обновить тренерский состав — в надежде, что хоть кто-то из новичков будет способен поспорить с мэтром. Градский, кстати, остался, по его собственному признанию, чтобы показать преемственность поколений и передать накопленный опыт.

А компанию Градскому составили , съездившая на «Евровидение-2015» Полина Гагарина и рэпер Баста.

Этот шаг продюсеров канала выглядел спорным и вызвал просто шквал критики. Но нельзя не признать: шансы на победу были у воспитанников всех тренеров. И пусть перед финалом фаворитами считались Озеров и Фотий, на безоговорочную победу они рассчитывать не могли. Так, воспитанница Басты Эра Канн в предыдущих раундах показала себя очень хорошо, а уж мотивировать рэпер умеет. «У нас нет другого выхода, кроме как побеждать», — накачивал он Эру перед выступлением в финале. А Ольга Задонская из команды Гагариной оказалась единственной из тех, к кому повернулось все жюри на «слепых прослушиваниях» и кто сумел дойти до финала.

К отцу Фотию тогда повернулось только то кресло, в котором сидел Лепс.

Перед финалом Лепс смущенно признал: «Я даже не могу назвать себя его наставником — я раб Божий, а он отец».

Впрочем, каждый из финалистов может чувствовать себя победителем. Напомним, что к «слепым прослушиваниям» было допущено 150 исполнителей, а в следующий тур прошли всего 57, которые и составили команды наставников (по 14 человек и 15 — у Градского). Ну а дальше — через поединки, четверть- и полуфиналы — до финала добрались только те, кого тренеры по каким-то причинам выделили сначала из полутора сотен претендентов, а потом и из своей команды. Дистанция же была длинная.

Руководитель музыкального вещания Первого канала после подведения итогов четвертого «Голоса» не стал анонсировать пятый сезон шоу, как это было год назад, когда в прямом эфире было объявлено о продолжении шоу и о смене наставников. Пока зрителям предложено поболеть за участников третьего сезона «Голос.Дети», который начнется в феврале 2016 года.

Победивший в телеконкурсе "Голос" насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) выступит 3 апреля на сцене "Крокус Сити Холла" в музыкальном проекте композитора и главы отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополита Илариона (Алфеева) — исполнит партию тенора в его оратории "Страсти по Матфею". В свое время на активную концертную деятельность монаха поступила жалоба самому патриарху Кириллу, но предстоятель ответил, что "многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру". О том, как складывается жизнь после "Голоса", священнослужитель рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, что изменилось в вашей жизни после "Голоса" в творческом плане?

— С победы в "Голосе" прошло более ста концертов. И сейчас много выступлений. Я считаю, это очень хороший опыт. Потому что замечаю большие изменения в технике исполнения — стараюсь сам себя исправлять, совершенствоваться. Оглядываясь назад, на участие в проекте, чувствую, что это было очень "зелено". Опыта выступлений на публике вообще не было, а тут телепроект… Я очень сильно переживал и от этого неуверенно пел.

Неуверенности не было заметно.

— Может быть. Просто сравниваю себя — настоящего и того. Всегда есть куда расти. Я даже не на середине пути. Надо много еще работать над исполнительским мастерством и стараться быть на уровне настоящих певцов.

Как вы решились петь ораторию митрополита Илариона "Страсти по Матфею" на сцене "Крокуса"?

— Совсем недавно я узнал, что это была лично инициатива самого владыки — пригласить меня в этот проект. Для меня это очень большая честь.

Раньше вы не были знакомы?

— Нет, и я очень рад, что мы познакомимся. Владыка — композитор. Пример уверенности в своем деле, пример того, что это нужно и можно — соединять музыку и служение Богу.

А "Страсти по Матфею" прежде слушали?

— Да, еще десять лет назад полностью прослушал. Мне было очень интересно, в том числе и как начинающему композитору, послушать, как пишет современный человек, который получил музыкальное образование и является духовным лицом, облеченным высоким саном.

— Как вы можете объяснить интерес современной публики к такого рода произведениям, как "Страсти", в чем отличие от Баха, в чем актуальность оратории?

— Бах писал "Страсти по Матфею" с функциональной задачей, для богослужения. Вот у нас в Церкви сейчас есть чин пассии ("пассии" в переводе "страсти", этот чин служится четыре раза за Великий пост воскресными вечерами. — Прим. ред.). Но чин пассии не похож на ораторию владыки. В оратории "самые соки", самые интересные моменты всего богослужебного круга Великого поста.


© Фото: из личного архива иеромонаха Фотия

— На сцене обещают 350 человек — оркестр, пять хоров, солисты. Доводилось ли вам участвовать в таком масштабном проекте раньше?

— Грандиозность, конечно, впечатляет. Не с чем сравнить: по числу музыкантов, одновременно стоящих на сцене, это для меня впервые.

Прежде вы уже стояли на сцене "Крокуса", каково впечатление?

— Да, посчастливилось там выступать в июне прошлого года с сольным концертом, в котором я приглашал участвовать известных певцов с "Голоса" Витольда Петровского, Гелу Гуралиа, Ренату Волкиевич. Очень большой зал, пугающий своей грандиозностью. Там хорошая акустика, техника. Думаю, это идеальное место для такого проекта, как "Страсти по Матфею".

С Григорием Лепсом сейчас общаетесь?

— Сейчас мало. Последний раз виделись на "Славянском базаре" в Белоруссии.

Без наставника работаете, "в свободном плавании"?

— У меня есть педагог — Виктор Твардовский, с которым я и до "Голоса" занимался.

Поменялся ли ваш репертуар с тех пор?

— Наверное, я стал больше интересоваться эстрадой. Интересны песни, которые похожи на баллады, на рассказ.

А "Рюмку водки на столе" так и не спели пока? Было очень интересно, что именно с Лепсом вас жизнь свела.

— Нет, не спел, конечно. Но согласен, что это было судьбоносно.

— В вашем репертуаре есть "Монолог" на стихи Цветаевой, который широко известен нашей публике в исполнении Пугачевой. Не смущает ли вас, как священнослужителя, петь песни, написанные от женского лица?

— Когда узнал, что "мужской версии" текста этой песни нет, пришлось что-то придумывать. Нашел в интернете немного измененный текст — для исполнения мужчиной — и так спел. Но получил много критики от зрителей, которые посчитали, что нельзя так издеваться над текстом великой поэтессы. А что — мне делать женские окончания? Тоже было бы странно… Адаптации были всегда, и в этом нет ничего постыдного. Тем более что я всегда перед исполнением говорю, что это "мужская версия".

От рока по-прежнему воздерживаетесь?

— Рок включаю иногда, но "пограничный", как "Maybe I, maybe you" Scorpions. Это баллада, не жесткий рок, не металл. "Город, которого нет" Корнелюка тоже можно назвать роком. И "Love of my life" Меркьюри.

За рубежом выступаете?

— Да, пел в Белоруссии, Узбекистане. В Германии пел — на концерте, организованном одной из русских православных общин. Один концерт был в США, в Университете Северной Каролины, там собрались как русские эмигранты, так и коренные местные жители.

© Фото: из личного архива иеромонаха Фотия

— Когда ездили в США, ощущали в общении с американцами последствия напряженности в отношениях между нашими странами? И что вообще думаете об информационных войнах, высылке дипломатов и прочих тревожных фактах геополитики?

— Думаю, не нужно проецировать происходящее в политике на всех людей. Потому что политики думают одно, а неполитики — другое. В политике есть игра. Весь взаимный троллинг США и России, России и Украины выглядит очень смешно, я лично смотрю на это как на детский сад. Понятно, что никто не готов на серьезные шаги, идет просто выяснение отношений со знаком бесконечности.

И люди, с которыми вы общались за границей, мыслят так же?

— Как и везде: есть более озабоченные политикой, есть менее. Кто-то видит угрозы, кто-то нет.

А вы что видите?

— Зачастую от нас все равно скрывают истинное положение вещей и отношений, а мы видим только то, что показывают в новостях. Нужно просто не придавать этому вселенского значения, а помолиться, чтобы все было хорошо, — и это будет полезнее, чем переживать о неурядицах.

Вы больше космополит или патриот?

— И то и другое. Мне комфортно и космополитом быть, и свою страну я в то же время очень люблю. Но до фанатизма не стоит доводить ни то, ни другое.

Песни на английском, на французском, на армянском языках — чем еще удивите?

© Фото: из личного архива иеромонаха Фотия


© Фото: из личного архива иеромонаха Фотия

С кем из композиторов сотрудничаете?

— Мы записали две песни с композитором Александром Морозовым — "Малиновый звон" и "Горница". Это не предел, надеюсь, еще будем сотрудничать.

Дружим с Евгением Крылатовым, он давно хотел записать песню "Будь со мною", и у нас тоже получился успешный тандем.

Диск романсов в вашем исполнении вышел в прошлом году. Какие романсы вы выбрали и почему?

— Это настоящие классические произведения: 15 романсов из XVIII, XIX и XX веков. На музыку Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Глинки.

Планируете еще диски выпустить в ближайшие годы?

— Задумок очень много. Но надо последовательно все делать, не браться за все сразу.

Если конкретно пока не анонсируете, то намекните хотя бы: в этом же жанре (романса) или в других?

— Думаю, в других уже.

Это была идея компании Universal Music (Russia), они решили создать именно такой альбом, эксклюзив.

— Сложностей со священноначалием не возникло в связи с выходом диска? Ведь это не только слава, но и деньги, а вы — монах?

— Нет. Я за этот диск ни копейки не получил. Это был проект лейбла Universal Music, мне — как подарок за участие в "Голосе", за победу.

Но какие-то проценты от продаж диска вам должны выплатить?

— Какие-то маленькие проценты, но только после покрытия расходов. Еще они не покрылись.

В каких-нибудь еще ТВ-шоу, конкурсах хотите поучаствовать?

Кому мешал благовест? О том, как власти Москвы колокольный звон запретили Борьбу с колоколами советские власти возвели в ранг политической задачи: в стране "зря пропадают" миллионы тонн ценнейшего цветного металла! То есть, получалось, что колокола тормозят индустриализацию страны, работу ударных строек первой пятилетки.

— Я регулярно участвую в различных телепроектах, но вот идти на вокальные конкурсы ("Главная сцена", "Артист") больше не хочу, мне достаточно "Голоса". Слава Богу, что такой трамплин вообще случился. Думаю, не нужно брать пример с музыкантов, певцов, которые стараются быть везде и всюду, пройтись по всем ключевым проектам нашей страны, по всем каналам. Если ты уже достиг какого-то уровня, не надо потом вновь проверять себя и людей: что, может быть, еще раз станешь победителем… Это может закончиться не так красиво, как тебе кажется.

На все выступления берете благословение священноначалия?

— Ну, столько бумаги потратить (смеется), да и постоянно докучать архиерею как минимум нетактично. Я поговорил с ним до начала "бурной гастрольной деятельности", он в принципе не против. Но просит в какие-то периоды не выступать, например, в первую и последнюю недели Великого поста.

А монастырские послушания у вас сохраняются?

— По возможности стараюсь присутствовать на богослужениях, петь на клиросе. Из-за разъездов, связанных с выступлениями, в монастыре меня видят нечасто, но относятся к этому снисходительно.

— Недавно, в декабре прошлого года, на Архиерейском соборе был представлен проект документа, в котором профессия певца (равно как и спортсмена, врача, госслужащего) названа не совместимой со священством. Проект отправлен на доработку. Что вам известно о его судьбе? И как вы вообще смотрите на этот вопрос?

— Насколько знаю, разработку документа пока заморозили. Этот проект получил массу критики со стороны духовенства, наших иерархов. Даже митрополит Иларион высказался: в проекте много канонических неточностей.

Нужно очень хорошо понимать, что запрещать священнику и почему, что является действительно несовместимым. А не закрывать дорогу только потому, что не было таких прецедентов.

Например, святитель Лука (Воино-Ясенецкий) работал хирургом и не находил ничего противоречивого в том, чтобы быть врачом и священником. Даже очень символично эти служения сочетаются: священник — врач душ человеческих, а хирург — врач тела.

Почему священник не может петь? Потому что в одном из определений Вселенских соборов сказано, что священник не может находиться на зрелищах, ристалищах и лицедействах? Но это касалось реалий того времени, ужасных вещей, связанных с язычеством, с жертвоприношениями! Это были страшные вещи, и было совершенно очевидно, что участвовать в них нельзя. А взять, например, меня? Я не нарушаю своего образа, благопристойно исполняю спокойные культурные вещи. Программа у меня выстроена ювелирно, без вульгарностей. Мой концерт ни на минуту не является развлекательным, и люди после него уходят одухотворенные.

Как говорить, что пение несовместимо со служением, если можно языком музыки добраться до сердец? Я стараюсь не только петь, но доносить до людей высокие смыслы.

Какие высокие смыслы, какого эффекта вы хотите?

— Самое главное, чтобы люди заряжались чем-то позитивным, не просто усладили свой слух, но увидели что-то новое. В моем появлении на сцене вообще очень много говорящего. И я не хочу потерять людское доверие, посрамить честь Церкви. Хочу, чтобы люди повернулись к Богу, если кто-то еще не повернулся.

То есть эстрада и священство совместимы, если цели благие и сценический образ соответствует?

— Да. Для сравнения, в Италии в проекте "Голос" участвовала и тоже победила монахиня (Кристина. — Прим. ред.), которая, я считаю, работает скорее на разрушение репутации Церкви. Потому что она вносит дисгармонию в свой образ: скачет, прыгает, танцует, поет фривольные песни.

— Что бы вы сказали людям, которые чувствуют в себе таланты, но боятся их развить, откладывают по разным причинам?

— Главное, не примерять на себя образ того, кем ты не являешься, слушать себя и своих ближних, которые иногда со стороны лучше видят ситуацию. Если будешь прислушиваться и при этом делать шаги в сторону самореализации, даже если они кажутся бессмысленными, все будет получаться. Мы часто не видим пути лишь потому, что нами управляют комплексы, страх, что ничего не получится. Надо брать и делать.

— А когда вам задают вопросы о смысле жизни (в монастырь же наверняка приходят люди с такими вопросами), как вы на них отвечаете?

— По-разному. Нет универсального ответа на этот вопрос. Нужно понять, чем человек живет, почему задумался об этом. Возможно, есть что-то, что его всецело поглощает и не дает, как птице, вспорхнуть — проблемы, сомнения, все валится из рук. Но чаще всего человек теряет смысл жизни, отойдя от Церкви и Бога. Смысл жизни, конечно, не в том, чтобы в церковь ходить, а в том, чтобы видеть духовные законы, без которых люди просто не уживутся рядом. Верующие знают, что любовь к ближнему равна любви к Богу.

© Фото: из личного архива иеромонаха Фотия

— Если бы изобрели машину времени и можно было вернуться в прошлое, вы снова выбрали бы постриг или все же сцену?

— Думаю, все имеет свое время и свое предназначение. Не случайно я пошел в монастырь и не случайно, придя туда, начал заниматься вокалом — смог реализоваться в творческом плане. Нужно слушать свое сердце и идти по пути, который из тебя сделает что-то новое. Если ты бежишь, как ручей, по пути преград, то учишься чему-то новому, открываешь для себя новые смыслы и горизонты.

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.

Именно поэтому, заручившись поддержкой своих собратьев, он рискнул попробовать свои силы на вокальном телепроекте «Голос». Искренность и душевность певца настолько запала в душу судьям и телезрителям, что по итогу финального голосования ему удалось набрать рекордное количество голосов и стать победителем четвертого сезона.

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.


Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.


Проучившись всего 1 год, был вынужден оставить обучение и переехать с родителями в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет, он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием, превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.


Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий, чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий исполняет роль в постановке «Наше Отечество - Святая Русь»

Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял иноческий постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.


Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса , ведь именно он повернулся к участнику.

Иеромонах Фотий «Спокойной ночи, господа"» (Финал - Голос)

Как позже признался сам Фотий, он мечтал попасть в команду к Александру Градскому , но судьба распорядилась иначе. Несмотря на это, его кумир все же уделил ему внимание и даже согласился исполнить с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».

Поначалу члены жюри даже и не догадывались что священнослужителю удастся дойти до финала, но глубоко в сердце они были рады этому. В финале проекта Григорий Лепс очень гордился своим подопечным, так как ему удалось оправдать все его ожидания. Сразиться за главный приз шоу «Голос» посчастливилось четверым конкурсантам: Эре Канн (команда Басты), Михаилу Озерову (команда Александра Градского), Ольге Задонской (команда Полины Гагариной) и Иеромонаху Фотию (команда Григория Лепса).

В декабре 2015 года священнослужитель исполнил песню Per te («Для тебя») и покорил ею всех телезрителей. Во время прямого эфира за него проголосовало более 900 000 телезрителей. В итоге он одержал феноменальную победу заполучив 75% всех голосов. Официально став победителем, ему вручили ключи от новенького автомобиля.

В своей последней речи он отметил, что, возможно, не достоин называться победителем, так как рядом с ним на проекте было очень много талантливых и действительно профессиональных певцов. Несмотря на это, впервые победителем 4 сезона проекта «Голос» стал священнослужитель. В честь такого знаменательного события иеромонаха поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Личная жизнь иеромонаха Фотия

Как не сложного догадаться личная жизнь Фотия – это служение церкви. Несмотря на общительность он очень стеснительный и добрый человек.


В свое время, будучи уже священнослужителем парень мечтал отдать долг Родине и стать военнослужащим. К сожалению, врачи обнаружили проблемы со зрением и отказали ему. С тех пор все свободное время он посвящал музыке и церкви.

Возможно именно благодаря своему упорству и целеустремленности ему удалось не просто выиграть шоу, но и преподнести урок всем людям, которые сомневаются в своих силах.

Иеромонах Фотий сегодня

В феврале 2016 года в гости к иеромонаху Фотию заглянул ведущий телепрограммы «Пока все дома» Тимур Кизяков . Встреча прошла в чайной комнате Свято-Пафнутьева монастыря. Во время чаепития за столом сидели Иеромонах Иосиф, Фотий и вся его группа поддержки, которая помогала справляться со всеми трудностями на шоу «Голос».

Победителем 4-го сезона российского сверхпопулярного шоу «Голос» был признан иеромонах Фотий — совместно со своим наставником Г. Лепсом он прервал абсолютно беспроигрышную серию разных воспитанников А. Градского. Следует отметить, что вышеупомянутое шоу «Голос», которое выходит на Первом канале, — своеобразная русская версия формата The Voice и наиболее востребованного музыкального конкурса российского телевидения.

Тридцатилетний отец Фотий (в миру это Мочалов Виталий) — насельник нынешнего Свято-Пафнутьева Боровского монастыря; он является регентом хора монахов, а перед официальной подачей заявки на принятие участия в конкурсе получил должное благословение от своего настоятеля. Как победитель он также подписал контракт с Universal Music Russia и получил новенький внедорожник марки Lada XRay.

Всего в финале 4-го «Голоса» выступали только четверо музыкантов. Фотию здесь противостояла О. Задонская из команды Гагариной, А. Градского представлял М. Озеров, а Басту — юная студентка Гнесинки Э. Канн. В итоге Канн заняла 4-е место, Задонская — 3-е, а в суперфинал вышли только певцы. За отца Фотия свои голоса отдали три четверти телезрителей шоу.

По словам продюсера данного шоу Ю. Аксюты, от зрителей они получили 940 тысяч звонков и SMS. Все собранные финсредства будут перечислены для православной службы «Милосердие», а некую часть из них направят в благотворительный фонд К. Хабенского.

Представители церквей аналогичные конкурсы уже выигрывали. В прошлом году на итальянской версии победила монахиня Кристина. Видеоролик с ее выступлением завоевал неимоверную популярность на YouTube, она даже записала кавер на песню Мадонны «Like A Virgin», а потом выпустила и альбом под названием «Sister Cristina», который сумел добраться до 17-го места в чартах Италии.

Впрочем, основным итогом 4-го сезона стал не выигрыш команды Г. Лепса, а проигрыш г-на Градского. Дело здесь в том, что предыдущих 3 сезона на «Голосе» выигрывали исключительно его воспитанники. Тенденция продюсерам шоу показалась настолько настораживающей, что они приняли решение обновить весь тренерский состав — в надежде, что кто-то из новичков сможет поспорить с мэтром. Градский же остался, по его личному признанию, чтобы продемонстрировать преемственность поколений и им передать весь накопленный опыт. А вот компанию Градскому в результате составили Г. Лепс, съездившая на «Евровидение» П. Гагарина и рэпер Баста.

Данный шаг продюсеров телеканала выглядел спорным и сразу вызвал острую критику. Но нельзя не признать: большие шансы на победу были у участвующих воспитанников всех без исключения тренеров. И пусть фаворитами перед финалом считались Озеров и Фотий, но на непременную победу они не могли рассчитывать. Так, например, воспитанница рэпера Басты Эра Канн показала себя в предыдущих раундах очень хорошо. А Ольга Задонская из представленной команды Гагариной оказалась единой из тех, к кому повернулось все члены жюри на «слепых прослушиваниях» и кто дойти сумел до финала.

К отцу Фотию повернулось тогда только то кресло, в котором был Лепс. Перед финалом Лепс признал: «Я даже назвать не могу себя его наставником — я просто раб Божий, а он отец».

Впрочем, каждый финалист себя может чувствовать победителем. К «слепым прослушиваниям» допустили 150 исполнителей, а вот в следующий тур прошли лишь 57, которые и составили четыре команды наставников. Ну а дальше — через поединки до финала добрались те, кого тренеры сначала выделили из полутора сотен претендентов, а уже потом и из личной команды.

Руководитель музвещания Первого канала Ю. Аксюта после подведения результатов четвертого «Голоса» совсем не стал анонсировать 5-й сезон шоу, как это было один год назад, когда было объявлено в прямом эфире о продолжении шоу и непосредственно о смене наставников.

Пригожин: иеромонах Фотий обязательно должен продолжить выступать.

Специалисты издания "Биржевой лидер" информируют о том, что известный продюсер И. Пригожин считает, что иеромонах Фотий непременно должен продолжить выступать перед зрителями.

"Мне лично, как менеджеру, история с молодым иеромонахом Фотием совершенно понятна. Собственно я его вижу настоящим "музыкальным пастором", человеком, которой в наши дни несет Божие слово, поет какие-то лирические красивые песни. Почему бы и нет? Бог ведь создал музыку и нам всем дал возможность ее ощущать. Фотий может просто собирать залы, выходить и при этом говорить правильные слова именно в адрес аудитории, нести Божие слово, может петь Божие слово ", — рассказал Пригожин в интервью СМИ.

По мнению именитого продюсера, он записал бы лично иеромонаху альбом, "где в песнях будет непременно смысл - слово". "Человек с чистыми помыслами и чистым взглядом пришел и выиграл, значит, ему этот выигрыш определенно зачем-то пришел, он должен правильно им распорядиться. Куда-то спрятаться неправильно было бы, бог ему здесь помог", — добавил господин Пригожин. По мнению продюсера, для Лепса, который является наставником иеромонаха в телепрограмме, в каком-то смысле это также был Божий промысел. "Для Гриши это невероятно серьезная победа внутри самого себя. Фотий слишком индивидуален, на других не похож -и это такой именно вид очищения, можно в это искренне верить, а можно совсем нет", — рассказал Пригожин.

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Детство и юность

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.

31 мая монах выступил в Пскове. Музыкант исполнил старинные романсы и хиты эстрады. 7 июня 2017 года состоялся сольный концерт певца в Москве, в «Крокус Сити Холле». Гостями Фотия стали коллеги по «Голосу» – , Рената Волкиевич. Позднее в интервью иеромонах упоминал о том, что впервые выступал перед таким количеством публики, что для него оказалось волнительно.