Лики женской красоты в русской живописи классицизма. Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы. Описание презентации Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы по слайдам












Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.













ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.






Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.






Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

2.3 Общество и природа
Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - Homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протя­жении всего времени существования человечества общество и при­рода тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в от­личие от других живых существ человек приспособился к тяже­лым условиям борьбы за выживание и начал использовать приро­ду в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термической обработки качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древ­ности были, видимо, не только природные явления (молнии, из­вержения вулканов и т.д.), но и неосторожное обращение челове­ка с огнем.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных клима­тических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников мог только коллектив лю­дей. Поэтому основой организации и источником власти в перво­бытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль стала играть мужская физическая сила. А с упорядочением отно­шений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и урав­нительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледников) и мас­совым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выра­щивать съедобные растения. Так произошел переход от присваи­вающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200 - 300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным яв­лением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сли­вались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пус­тыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребле­ние слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клы­ков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели унич­тожали целые лежбища морских котиков. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспосо­биться к измененной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие обще­ства на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое про­изводство, человек научился использовать атомную энергию и на­чал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас участвует в этом процессе. Сегодня практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных горо­дах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, явля­ется причиной многих болезней.

В процессе жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скап­ливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представ­ляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которы­ми мы пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпиде­мии приводили к массовой гибели людей. Сейчас неизлечимыми считаются некоторые формы рака, СПИД, атипичная пневмония.

XX век стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотв­ратить пагубные последствия научно-технического развития. При­оритетное значение приобрели строительство и совершенствова­ние очистных сооружений при заводах и фабриках, создание без­отходных и энергосберегающих технологий, строительство пред­приятий по переработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство таких машин пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, общеплане­тарный характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан­тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной террито­рией, предназначенной только для научных исследований, и Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. - Всемирный фонд дикой природы, а в 1971 г. - Гринпис («Зеленый мир»). Активисты Гринписа борются против истребления животных, организуют пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивают другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим пра­вонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, формулирующий общие поло­жения охраны природы. Его дополняют такие документы россий­ского природоохранного законодательства, как Федеральный за­кон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об ох­ране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с изменениями и допол­нениями), Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др. Нормы экологического права содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 и Кодексе РФ об административных правонару­шениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воз­духа, порча памятников природы, влекут за собой уголовную от­ветственность с лишением свободы на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу.

Защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погиб­нет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фантастических рома­нах и фильмах уже рисуют последствия экологических катаст­роф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Че­рез столетия природа восстановит экологический баланс, но чело­веку места на Земле уже не останется. На смену ему придут дру­гие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди в отличие от динозавров - все же разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.