Литература женские образы гроза бесприданница леди макбет. Женские образы в произведении Островского на примере пьес "Гроза" и "Бесприданница". Современный анализ главных героинь

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины

Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы "Гроза". Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства". Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине "Грозы" имя Екатерина, что в переводе с греческого означает "вечно чистая". Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это". Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи", - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька", - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решительный, цельный русский характер", который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе".

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства". На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка". Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы на­туральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решитель­ный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

Опасность пробуждения в народном сознании языческой первоосновы острее многих почувствовал Лесков. В повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), следуя за «Грозой» Островского, он дал своё прочтение аналогичной трагической коллизии.

Тематически повесть Лескова перекликается с драмой «Гроза»: и там и тут — судьба молодой купчихи из бедной семьи, отданной в богатую за немилого человека.

Перекликаются даже имена: у Островского Катерина Кабанова, у Лескова — Катерина Измайлова. Но если в «Грозе» — трагический раскол двух религиозных культур, то в «Леди Макбет … » — драма губительной языческой страсти.

В любви Катерины Львовны Измайловой к молодому приказчику Сергею отсутствует духовный мотив. В отличие от христианского райского сада, в котором молилась юная Катерина Островского, «райский» сад Катерины Измайловой прельщает языческой красотой.

В нём переживает она не воздушные мечты, не духовные окрыления: тут «дышало чем-то томящим, располагающим к лени и к тёмным желаниям». «Посмотри, Сережа, рай-то какой!» — восклицает Катерина «золотой ночью» под «полным погожим месяцем», когда она плещется в лунном свете и, покатываясь по мягкому ковру, резвится и играет с молодым мужниным приказчиком. Неспроста её «рай» сопровождают образы хищных, сладострастных животных».

Своеволие безрассудной страсти, развернувшейся в Катерине Львовне «во всю ширь» её натуры, оборачивается двумя убийствами — свёкра и мужа, совершающимися с какой-то хладнокровной жестокостью. Кульминации эта страсть достигает в сцене убийства ребёнка, где языческий мир сталкивается с миром христианским, от которого душа героини бесконечно далека. В дом, где Катерина Измайлова чувствует себя полновластной хозяйкой, бабушка привозит маленького Федю, племянника убитого мужа и, как оказалось, его наследника. Преступление совершается в повечерии к великому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Свидетелями его оказываются прихожане, возвращающиеся от всенощной и заглянувшие в окна дома Измайловых. Их крики и стук подобны Божьей каре за свершённое:
« … Стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались, цепочки висячих лампад вздрагивали и блуждали по стенам фантастическими тенями … Казалось, неземные силы колыхали грешный дом до основания».

С этого момента наступает возмездие, происходит перелом в развитии сюжета. Сперва Катерина Львовна и Сергей судятся земным судом, терпят тяжкое физическое наказание и отправляются по этапу на каторгу. А потом приходит суд иной: те бесовские силы, которым отдавалась и служила Катерина Измайлова, восстают против неё же (как Бирнамский лес в трагедии Шекспира, движущийся на Макбета, чтобы поглотитьего). Служба страстному идолу приводит к тому, что этот идол карает Катерину Львовну. Её страсть, жуткая и губительная, столь же гнусно втаптывается в грязь ногами «девочки» Сонетки, новой полюбовницы Сергея.

Трагический финал повести не несёт в себе христианского просветления. Перед тем как увлечь свою обидчицу-соперницу в холодную, свинцовую Волгу, Катерина Измайлова хочет припомнить молитву, но вместо молитвы шепчет слова: «Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали».

Повинуясь им, как языческим заклинаниям, «она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с тёмной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. А когда Сонетка, вынырнув, вскинула руками, «из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотицу, и обе более уже не показались».

Катерине Измайловой не откажешь в шекспировском масштабе характера, в природной мощи натуры. Лесков пишет: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета».

Но волевое начало в характере Катерины Измайловой имеет разрушительную направленность. Преступления свои она совершает с каким-то наивным бесстыдством. Языческий разгул страстей пугает Лескова: таким страстям в эпоху становления русской буржуазности даётся полный простор. Даже революционеры, зовущие Русь к топору, уповают на эти же тёмные народные инстинкты.

1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — купеческие жены.
2. Образ Катерины Измайловой.
3. Образ Катерины Кабановой.
4. Сходство и отличия героинь.

А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих произведениях так же обращался к купеческому сословию. И очень интересным для нас является рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Главную героиню этого произведения зовут Катерина, она теска главной героини пьесы Островского «Гроза». И обе они купеческие жены. Но сходство Измайловой и Кабановой на этом заканчивается. Катерина из рассказа Лескова и Катерина из пьесы Островского отличаются друг от друга так сильно, насколько это вообще возможно. Лескова по праву называют писателем-реалистом. Он на самом деле изображает реальную жизнь, рисует объективно человеческие характеры. Но характеры обычных, на первый взгляд, людей оказываются такими, что у читателя возникает множество вопросов. Каким чудовищем может оказаться человек! Именно такие мысли возникают после прочтения рассказа, главной героиней которого является Катерина Измайлова. В начале рассказа читатель узнает, что Измайлова — обыкновенная купеческая жена, молодая, красивая женщина. Муж ее стар и не привлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна. Катерина Кабанова, героиня пьесы Островского, также скучает. Так же уныла и однообразна ее жизнь.

Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И, конечно, никто не думает о том, как тоскливо и скучно может быть молодым женщинам. Две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование. Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь Катерины Кабановой. То же самое происходит с Катериной Измайловой.

Молодые женщины забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Однако Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейства. Она убивает несколько человек — своего мужа, свекра и даже маленького племянника. Измайлова стремится к свободе, готова ради нее на все. Женщину не мучает совесть, она не задумывается о том, что за свои злодеяния ей придется расплатиться либо на этом, либо на том свете. Катерина просто не задумывается о последствиях своих поступков. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять. Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.

Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим. Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем. Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Катерина чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе. Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Катерина Измайлова забывает о порядочности, долге, благородстве. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло. Когда она убивает мужа и свекра, отношение к ней со стороны читателя, уже не может быть хорошим. Героиня рассказа не вызывает симпатию и жалость в отличие от героини пьесы Островского. Катерина Кабанова — беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Катерина Кабанова беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость. Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась. Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными. Равнодушие к своему ребенку еще можно было бы простить, учитывая, что Катерина больше никогда его не увидит. Но тот факт, что она убила маленького племянника, думая исключительно об обогащении, вообще лишает героиню Островского права на какое-либо сочувствие. Племянник Измайловых никоим образом не мешал Катерине. Она решает его убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа. Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах. Этого не скажешь о Катерине Измайловой.

Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова вообще лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. Измайлова живет, руководствуясь исключительно своими желаниями. А они, то есть желания, пугают своей звериной простотой. Катерина Измайлова сильна и решительна. В ее образе нет ничего светлого, это коренным образом отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.

Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь — уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она «хочет припомнить молитву и шевелит губами». Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и страшная песня.

Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична. Столь разные люди воспитывались в одной и той же среде. О нравах патриархального купечества мы знаем благодаря произведениям Островского. И можем с уверенностью сказать, что в купеческой среде не было принято относиться с уважением и вниманием друг к другу. Значит, в атмосфере жестокости, лицемерия и ханжества могут появляться такие люди, как Катерина Измайлова. Жестокость порождает жестокость. Катерина Кабанова была скорее исключением. К тому же мы знаем, что детство Катерины Кабановой было светлым и радостным. Каким было детство Измайловой, нам неизвестно. Возможно, она не видела ничего хорошего в жизни, поэтому темные стороны натуры и взяли над ней верх.

Безусловно, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову нельзя назвать типичными представительницами русского купечества. Они скорее исключение, редкое и поразительное. И именно поэтому произведения, главными героинями которых они являются, продолжают интересовать читателей.