Любовь к чтению татьяны лариной. Характеристика Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

Татьяна появляется во II главе романа. Выбор имени героини и раз мышления автора по этому поводу как бы указывают отличительную сравнительно с другими действующими лицами черту:

Ее сестра звалась Татьяна...
Страницы нежные романа
Впервые именем таким
Мы своевольно освятим.

В этих строках, автор первый раз представляет Татьяну читателю. Нам представляется образ простой провинциальной девушки с весьма своеобразными чертами. Татьяна «дика, печальна, молчалива», «в семье своей родной казалась девочкой чужой», «часто целый день одна сидела молча у окна». Она не играла с подругами своей сестры Ольги, «ей скучен был их звонкий смех и шум их ветреных утех». Ларина растет задумчивой и одинокой. Среда, к которой принадлежат родители, родственники, гости, т.е. общество поместных дворян -для нее что-то чужое, что не оказывает почти никакого влияния на Татьяну. На формирование ее личности сильнее действуют другие стороны ее бытия. Ее пленяют «страшные рассказы зимою в темноте ночей», т.е. сказки крепостной няни. Она любит природу, зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывают в ней чувствительность, развивают ее воображение.


Появление Онегина, сразу поразившего Татьяну своей особенностью, несходством с другими, кого она видела вокруг, приводит к тому, что в Татьяне вспыхивает любовь.
Влюбленная девушка вновь обращается к книгам: ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить.
Любовь искренняя и сильная не вольно принимает характер тех страстных и сильных чувств, какими наделены любящие и страдающие героини прочитанных книг.
Итак, на Татьяну оказал сильное влияние сентиментальный запад, но европейский роман. Но не это, конечно, было главным фактором в развитии Татьяны.


Очень много для понимания образа Татьяны дает эпизод беседы Татьяны с няней и письма к Онегину. Вся эта сцена - одна из лучших в романе - представляет собой нечто удивительное, прекрасное, цельное.

Характер откровенной беседы Татьяны со старушкой няней таков, что мы видим большую близость между ними. Образ Филипьевны несете себе начала народной мудрости, в ее словах отражается опыт долгой и тяжелой жизни простой русской женщины. Рассказ короток и прост, но в нем - образность, выразительность, чистота и сила мысли и подлинно народного языка. И мы живо представляем Татьяну в ее комнате ночью, и

На скамейке
С платком на голове седой,
Пред героиней молодой,
Старушку в длинной телогрейке.

Мы начинаем понимать, как много значила для Татьяны няня, близость к ней; отмечаем те чисто русские влияния, которые в формировании Татьяны займут основное место.
Татьяна отлично понимает простонародную речь нянюшки, для нее этот язык родной. Речь ее образна и вместе с тем ясна, в ней встречаются и элементы народного просторечия: «Мне тошно», «что нужды мне», «да велеть ему»... и т.д.
Письмо Татьяны к Онегину - это отчаянный поступок, но он совершенно чужд окружению молодой девушки. Ларина руководствовалась только чувством, но не разумом. Любовное послание не содержит кокетства, ужимок - Татьяна пишет откровенно, как подсказывает ей сердце.

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

И вслед за этими простыми и трогательными словами, в которых слышится трепет и сдерживаемое волнение, Татьяна со всо возрастающим восторгом, с волнением, уже открыто выливающимся в строках письма, раскрывает эту свою «доверчивую душу» перед Онегиным. Центральная часть письма - образ Онегина, каким он являлся Татьяне в ее окрыленном любовью воображении. Конец письма также искренен, как и начало его. Девушка полностью отдает себе отчет в своих действиях:

Кончаю! Страшно перечесть...
Но мне порукой ваша честь,
Стыдом и страхом замираю...
И смело ей себя вверяю...

Сцена письма закончена. Татьяна ждет ответа. Скупыми деталями отмечено ее состояние, погруженность в овладевшее ею чувство:
Второе свидание с Онегиным и его холодная «отповедь». Но Татьяна не перестает любить.


Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...


Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.

Проснувшись рано,
Деревья в зимнем серебре,
В окно увидела Татьяна
Сорок веселых на дворе
Поутру побеленный двор,
И мягко устланные горы

И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:

Татьяна (русская душою,
С ее холодною красою
Сама не зная почему)
Любила русскую зиму...

Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.
«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.
Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.

В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Сон Татьяны - это фантастическое сочетание мотивов из сказок няни, картин, возникавших в игре воображения самой Татьяны, но вместе с тем - и реальных жизненных впечатлений. Художественное значение сна в повествовании о Татьяне - выражение душевного состояния героини, мыслей ее об Онегине (он и во сне является ей сильным, но и грозным, опасным, страшным), и вместе с тем - предчувствие грядущих несчастий.


Все последующие трагедии: смерть Ленского, отъезд Евгения, скорое замужество сестры - глубоко затронули сердце Татьяны. Впечатления, полученные от чтения книг, пополняются суровыми уроками жизни. Постепенно Татьяна набирается жизненного опыта и всерьез задумывается о своей судьбе. Образ Татьяны входе событий все обогащается, но по натуре своей Татьяна все та же, и ее «пламенное и нежное сердце» по-прежнему отдано раз и навсегда овладевшему ею чувству.
Посещая дом Онегина, Татьяна «жадною душой» предается чтению. К прочитанным ранее сентиментальным романам добавляются поэмы Байрона и романы.


Чтение книг Онегина - новая ступень в развитии Татьяны. Она не вольно сопоставляет то, что знает об Онегине, с тем, что узнает из книг. Целый рой новых мыслей, предположений. В последних строфах VII главы Татьяна - в московском обществе. Ей «...нехорошо на новоселье», она кажется странной барышням московского дворянского круга, она по-прежнему сдержанна, молчалива
В конце произведения Татьяна является нам дамой светского общества, но Пушкин явно выделяет ее из круга, в который привела ее судьба. Рисуя ее появление на светском рауте, поэт подчеркивает одновременно и аристократизм Татьяны, в высоком пушкинском понимании этого слова, и ее простоту.

Она была нетороплива,
Без этих маленьких ужимок,
Не холодна, не говорлива,
Без подражательных затей...
Без взора наглого для всех,
Все тихо, просто было в ней...

Эпизоды встреч с Онегиным после долгих лет разлуки подчеркивают полное самообладание Татьяны. Ларина превратилась в светскую даму, в «равнодушную княгиню», «неприступную богиню роскошной, царствен ной Невы». Но ее мировоззрение не изменилось, ее принципы и устои остались прежними. Именно эти принципы и одержали верх над сокровенным чувством Татьяны: над ее любовью к Евгению. Вся сущность характера Лариной раскрыта в ее последнем монологе:


...Вы должны,
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь...
Я вас прошу, меня оставить;
И гордость и прямая честь...

В нашем воображении образ Татьяны навсегда останется чем-то высоким, непоколебимым, чистым и красивым.
Понимаем мы и всю любовь поэта к своему созданию, когда в последней строфе романа, прощаясь с героями, он вспоминает «Татьяны милый идеал».

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:

    Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.

    Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

    Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
    Задачи урока:

Индивидуальные задания к уроку:

    Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.

    Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Х О Д У Р О К А.

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

А. Декурсель

    Оргмомент (подготовка к уроку)

    Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

    Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

(Общение с природой;

уклад жизни в имении Лариных;

влияние няни;

чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач.

    Беседа по теме урока.

Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях

(Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)

(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона

Особенности сентиментализма как литературного направления.

Что же привлекает Татьяну в их романах?

(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом:

в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?

Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.

6. Подведение итогов.

Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?

Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание.

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

    я узнал ……

    я задумался о ….

    мне захотелось ….

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Класс: 9

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  • Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  • Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  • На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме «Круг чтения Татьяны Лариной».

Опережающие индивидуальные задания к уроку:

  • Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  • Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Ход урока

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку) (слайд 2 )

2. Слово учителя

Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

(слайд 3 )Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (слайд 4 ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

Возможные ответы:

  • общение с природой;
  • уклад жизни в имении Лариных;
  • влияние няни;
  • чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач. (слайды 5, 6)

5. Беседа по теме урока

  • Кто же они, любимые героини Татьяны? (слайды7, 8 )

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…

Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»

  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) (слайд 10) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (слайд 11 ) (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?

Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».

  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом : в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?
Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.
(слайды 12-14 )

6. Подведение итогов (слайд 15)

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Список использованной литературы

  1. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989.
  2. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1972.
  3. Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989.
  4. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий: Пособие для учителя. - Л., Просвещение, 1983.
  5. Материалы с сайта http://feb-web.ru
  6. Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993.

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….