Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования — рисование солью. Рисование с помощью соли Рисование цветной солью

Мастер-класс «Рисование солью»

Цель: Привлечь внимание педагогов к нетрадиционным техникам рисования (солью) как к средству развития художественных способностей детей.

Задачи :

  • - расширять знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования (солью).
  • - научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью).
  • - рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
  • - повысить уровень мастерства педагогов.

Материал : соль цветная и белая , бумага, акварель, кисти, восковые и масляные мелки, клей ПВА и канцелярский и т. д.

Теоретическая часть: Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных , развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. И мы, педагоги , знаем, что в формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка - найден. Это - нетрадиционные изобразительные техники.

Термин « нетрадиционный » подразумевает использование новых материалов , инструментов, способов рисования , которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.

Существует множество таких нетрадиционных техник рисования , вот некоторые из них :

- « Рисование ладошкой » ;

- « Рисование печаткой » ;

- «Тампонирование» ;

- «Набрызг» ;

- « Монотипия » ;

- «Кляксография» ;

- « Рисование по сырой бумаге » ;

- «Цветные ниточки» ;

- «Граттаж» ;

- « Рисование по мягкой бумаге » и т. д.

Все перечисленные нетрадиционные техники интересны , разнообразны. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать , дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Сегодня хочу вас познакомить с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования – это рисование солью.

Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра! Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт - терапевтический эффект.

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

1. Первый способ – это соленое рисование

Очень интересная техника рисования – это рисование по соли . Эффект растекания краски просто завораживает.

Вам понадобится :1 бабочка, соль белая , клей ПВА, краски гуашь, кисточка.

Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на рисунок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.

Отложите в сторону бабочку и пока она сохнет мы познакомимся с другим способом…

Бабочка подсохла и сейчас будем творить : разведите гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно

Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".

2. Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей

Возьмём другую бабочку и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.

Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок каменной солью . Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.

3. Третий способ – это цветная соль и канцелярский клей .

Я предлагаю вам ещё один способ рисования солью , но он отличается от двух первых, там мы использовали белую соль , а сейчас будем рисовать цветной солью .

Нам понадобится ещё одна бабочка, клей и цветная соль .

Сначала определитесь с цветом бабочки и возьмите определённого оттенка соль .

А теперь начинается самый творческий этап работы. Покрываем изображение тонким слоем клея (постепенно, небольшими участками) .

Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный) - можно использовать в работе ложечку, а можно руками.

Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.

Понравилось ли вам рисовать морской солью ?

Какие при этом вы испытывали эмоции?

Какие у вас возникли трудности в ходе рисования ?


МБ ДОУ "ЦРР - детский сад №99" г. Чита

проект "Рисование цветной солью" подготовила Круговая Светлана Вадимовна

Целеполагание:

Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает особенности мышления, он мешает ему открывать мир. Изобразительная деятельность, как известно, развивает у ребёнка сенсорные чувства цвета, формы, композиции, способствует переносу усвоенных приёмов работы в свободную самостоятельную деятельность. Если ребёнка на занятии научат рисовать красивое дерево, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время, но, как это часто бывает, деревья будут всегда одинаковыми. Поэтому важно не просто вооружить детей знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрыть их творческий потенциал, научить видеть волшебное в самом необычном. Знакомство детей с необычными способами изображения позволят расширить кругозор ребёнка, его фантазию и воображение.

Развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью.

· Внедрение атр-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью.

· Продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью.

· Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.

· Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.

· Вызвать интерес к изображению новым способом рисования.

· Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.

· Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).

· Развивать творческий потенциал.

Актуальность:

В нашем детском саду, актуальны здоровье- сберегающие технологии. Применение солевых ламп, использование солевых дорожек, как способа оздоровления благотворно влияет на здоровье детей.

Применение соли, как средства для творческого развития, натолкнуло нас на разработку проекта по ХТД в рамках кружковой деятельности.

Ребенок по своей натуре – творец - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности. В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников группы.

На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Рисование цветной солью») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

· Познакомиться со свойствами соли как продукта питания, а также научиться использовать соль, как средство для творчества.

· Научиться окрашивать соль разными способами.

· Применять разные методы рисования в одной работе.

· Раскрыть творческий потенциал, через познание нового способа отображения окружающего мира, его красоты и уникальности.

На формирование творческой активности, кроме программных занятий по изобразительной деятельности, благотворно влияют дополнительные занятия в кружке «Мир цвета радуги». Это работа по нетрадиционным методам рисования, различными способами, материалами. Во всём их многообразии нам хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье-сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. И мы нашли! Соль, рисование солью. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!

Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект.

У данного метода несколько направлений:

· Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым), в передаче формы, образа (оживить неживое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображению

· В одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер – линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.

· Осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…

· Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы №5 посещающие кружок «Мир цвета радуги», воспитатель Стебенькова Анна Владимировна, родители группы, воспитатель ИЗО Круговая Светлана Вадимовна.

Методы и приёмы, используемые в работе над проектом:

  • анализ познавательной литературы
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • творческо - исследовательская деятельность,
  • наблюдения,
  • продуктивная деятельность,
  • игровая деятельность.

Этапы проекта:

ситуации развития проекта

ответственные

вводный этап

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» (сентябрь)

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей творческо-исследовательской деятельности.

Определение проблемы

Воспитатель

ИЗО Круговая СВ

Разработка проекта. (Сентябрь). Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Рисование цветной солью» (октябрь)

Творческая проектная группа

Воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Подбор познавательной, научной и методической литературы. Исследование интернет ресурсов. (сентябрь)

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Создание мини музея «Рисующая соль»

Дети, воспитатель группы, родители, воспитатель ИЗО

Круговая СВ

Второй этап: Реализация проекта.

Тематический план на октябрь 2014 года

Разработка и составление тематического плана занятие, консультаций для родителей и педагогов ДОУ, подготовка материала для работы.

Дата проведения

Вводное занятие. Знакомство с окрашиванием соли

«Разноцветное солнце»

Познакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.

Осеннее дерево

Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет

Натюрморт «Урожай»

Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги овощи и фрукты.

Натюрморт «Ваза с цветами»

Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить составлять натюрморт, работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе бумаги вазу с цветами

Пейзаж «Закат»

Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе пейзаж.

Пейзаж «Горы»

Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе горный пейзаж.

«Весёлые человечки»

Продолжать учить детей изображать тело человека. Проявлять фантазию, творчество в выборе цвета.

«Фантазия»

Предложить детям с помощью клея, красок и соли затонировать лист картона

Открытое занятие для родителей

«Рисование цветной солью на шаблоне»

Материальное обеспечение:

Краски, гуашь, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, картон, цветная бумага;

Крупы, соль, мел, клей ПВА

Баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.

Альбомы для рисования, палитра.

Мольберты.

Репродукции картин известных художников

Мини – музей декоративно-прикладного творчества.

Компьютер для просмотра презентаций, интерактивная доска, магнитофон.

Предполагаемый результат:

Консультации для воспитателей и родителей.

Открытые просмотры для родителей

подготовительной группы №5

Презентация открытия выставки детских работ: «Рисующая соль».

Выставка детских работ в фойе детского сада.

Светлана Поздеева

Из опыта работы

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен.

Техника безопасности работы с солью: обратить внимание, чтобы у детей не было порезов на руках!

Для начала аккуратно рассыпаем соль по всей поверхности подноса темного фона. И приступим к рисованию по соли. Просто даем волю своей фантазии.

Рисование происходит непосредственно пальцами по соли, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует.

Манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, снимаются стрессы, внутренние зажимы, во время рисования ребенок испытывает чувство радости и вдохновения от получившегося рисунка, т. к. рисунки получаются, разнообразны и непредсказуемы. Тем самым развивается координация, воображение, улучшается память и все мыслительные процессы.

Также соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки.

Ещё два способа которые использую в работе с детьми.

Первый способ

Наносите клей по контуру рисунка, а затем, присыпаете его солью, даете высохнуть и стряхиваете лишнюю соль. Получается объемный рисунок, который можно раскрасить. Махровые цветы или звезды на ночном небе, деревья с разноцветной осенней кроной выглядят волшебными!

Второй способ

Выполнить рисунок акварелью по сырому, а затем посыпать солью. Соль – придаст рисунку нужную фактуру. (соль впитывает краску). Что это? зимний заснеженный лес будет выглядеть как настоящий! Теперь необходимо чтоб ваша работа немного подсохла. Последним этапом будет прорисовка контуров. Для этого можно использовать черный маркер или черный фломастер. Осталось стряхнуть лишнюю соль. Ваш рисунок готов.. Все зависит от вашей фантазии и фантазии ваших воспитанников.

У фантазии нет границ!

Вот такие получились с работы у детей!




Зимний лес

Замок снежной королевы

Публикации по теме:

Эпохальная работа ребят второй младшей группы:) Всегда хочется чего-то интересного и стОящего. К сожалению, с имеющимися навыками, когда.

И в два, и в три, и в шесть, и в пять Все дети любят рисовать. Рисуют кистью и мелком, Простым, цветным карандашом. Рисуют мелом на доске,.

Несколько лет подряд я интересуюсь народным искусством хантов и манси, особенно орнаментальным. И, в своей работе с детьми приобщаю их.

Конспект НОД по области «Познание» для детей подготовительной группы «Глубокое синее море» (эксперименты и рисование солью) Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка., художественное творчество. Цель:.

Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Мебель для Деда Мороза» Цель: вызвать у детей - интерес к зимним явлениям природы и эмоциональный отклик на художественные образы природы и Деда Мороза; - желание.

Задачи. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения солью. Расширить и разнообразить образный ряд -создать ситуацию.

Рисование на соли в детском саду. Мастер-класс с фото

Подарок выпускникам: Рисунок на соли "Аквариум"

Руководитель: Дергилёва Татьяна Александровна, воспитатель
Выполнил поделку: Папцов Артём Алексеевич, дошкольник. Возраст 3,5 года.
Место работы: МБОУ " Блюментальская основная общеобразовательная школа" село Блюменталь, Беляевский район, Оренбургская область.
Цели: учить располагать изображения на листе, формировать эстетический вкус, развивать умение рисовать новыми способами,учить создавать декоративную композицию.
Материалы и инструменты:
1. Кисточка
2. Баночка с водой
3. Соль крупная
4. Крышка от пластмассового ведра
5. Клей с узким горлышком

6. Акварельные краски

Назначение: Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, гувернёрам, руководителям кружков дополнительного образования и родителям. Интересно рисовать детям от 3 лет и старше.

Последовательность изготовления:

1. Выбираем сюжет для рисунка. Можно, если он не сложный, сразу рисовать клеем. А можно нарисовать простым карандашом и обвести клеем. Рисуем бутылочкой не надавливая. Чем тоньше линия, тем аккуратнее рисунок.Позже за счет соли линии расширятся. У нас нарисованы рыбки, морская звезда и водоросли. Можно рисовать на бумаге или картоне.


2. Убираем клей в сторону. Засыпаем рисунок солью.


3. Ссыпаем аккуратно соль. Лучше ссыпать её на поднос- чтоб по сторонам меньше рассыпалось.


4. Начинаем сразу закрашивать. Причем здесь особенное закрашивание. Нужно чтоб на кисточке было набрано как можно больше краски и мы слегка касаемся в нужных местах кисточкой соли. Краска стекает и растекается по соли. Можно даже для этого рисунка использовать пипетку. (Набираем краску и капаем)


5. Закрашиваем весь рисунок.


6. Аккуратно влажной тряпочкой убираем ненужные остатки соли, которые не приклеились,а прилипли как пыль. У нас фон тёмный и это особенно заметно.


7. Даём хорошо высохнуть. Подрисовываем почти сухой кисточкой мелкие детали для выразительности. Можно использовать гуашь. На нашем рисунке Артём подрисовал глазки.


8. Нагретым шилом прокалываем крышку. Можно попросить папу просверлить тонким сверлом дрелью. Только не пробивайте гвоздем - пластмасса может лопнуть.(Выполняет взрослый) Продеваем прочную нить или тонкую проволочку и можно работу повесить на стену.Можно использовать как подарок выпускникам от малышей.



9. А вот ещё работы,выполненные в этой технике на бумаге и картоне. Эмпирическим путём мы выяснили, что удобнее на картоне т.к. соль всё - таки тяжёлая и альбомный лист гнётся и грозит осыпанием соли.




Желаем удачи вам в ваших рисунках!И пусть никогда не иссякнет ваша фантазия!

Барыбина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25
Населённый пункт: город Елец,Липецкая область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: презентация "Рисуем солью"
Дата публикации: 21.04.2016
Раздел: дошкольное образование

и
1
1

Мастер-класс

на тему:
« Нетрадиционная техника рисования солью как средство развития детского изобразительного творчества. » 2
2

Принцип мастер- класса «Я знаю,как это сделать и я научу вас». 3
3

Цель: привлечь внимание педагогов к

нетрадиционным

техникам

рисования

(солью),

средству

развития

художественных способностей детей.
4
4

Задачи: Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования(солью) Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью) Повысить уровень мастерства педагогов. 5
5

6
6

7
7

8
8

Рисуем солью
9
9

Что меня привлекло в технике рисование солью: Соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом. Вдыхание паров соли способствует профилактике конъюнктивита, заболеваний носоглотки и щитовидной железы. Манипулируя сыпучими материалами, ребёнок избавляется от негативных эмоций, снимает стрессы, внутренние зажимы. Во время рисования ребёнок испытывает чувство радости и вдохновения от процесса создания рисунка, рисунки получаются разнообразные и непредсказуемые. Развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук. 10
10

Рисование клеем ПВА+апликация+соль(эк стра)+акварель Рисование с использованием соли Трафарет+клей ПВА+соль(экстра) Посыпание солью(разного помола,использование морской соли) по затонированному акварелью сырому листу Засыпка изображения цветной солью клей ПВА+цветная соль(экстра) Рисование цветной солью в прозрачной ёмкости 11
11

Материалы: Клей ПВА Цветной картон Соль(мелкого помола) Краски Белый лист бумаги Способ получения изображения: В качестве основы берём лист цветного картона. Из белого листа бумаги вырезаем вазу, приклеиваем на картон. Рисуем клеем ПВА на вазе узоры, выдавливая его из тюбика. Таким же способом рисуем клеем цветы. Сверху рисунок засыпаем солью. Даём картинке высохнуть. Лишнюю соль ссыпаем. Берём краски и точечно наносим цвета. 12
12

Материал:
Акварельные краски Восковые карандаши Бумага для акварели Соль Клей
Способ получения изображения:
Белым восковым карандашом рисуем на бумаге волны. Раскрашиваем лист акварельными красками. Пока краска не высохла,посыпаем бумагу солью. На бумаге появляются интересные разводы, имитирующие волны. Когда краска высохнет приклеить рисунки морских обитателей. 13
13

Материал:
Цветная соль Трафарет Простой карандаш Клей ПВА
Способ получения изображения
В качестве основы-лист цветного картона. Обводим трафарет простым карандашом. Дорисовываем детали. Промазываем каждую деталь изображения отдельно клеем. Засыпаем цветной солью. Лишнюю соль ссыпаем в контейнер. 14
14

«Рождественский Ангел» Алгоритм выполнения работы с использованием трафарета 15
15

16
16

Вазочка желаний
Я предложила детям прозрачные сосуды и цветную соль. Засыпая соль в сосуд дети загадывали желание. Дети работали с увлечением. И каждый верил в исполнения своих желаний! 17
17

18
18

19
19

20
20

Спасибо за внимание!
21