Мавзолей в Галикарнасе — описание. Мавсол — царь Карии

А Вы знали о том, что одно из семи чудес света находится (вернее, находилось) в шумном туристическом ? Мы, если, честно, узнали об этом только на месте. И сегодня я хочу рассказать, как мы наконец-то побывали на руинах знаменитого Галикарнасского мавзолея!

Галикарнасский мавзолей – ровесник знаменитого . Здание представляет собой зиггурат («три в одном»): памятник, гробницу и святилище. Кстати, «мавзолеем» подобные строения стали называть по аналогии именно с этим гигантским объектом — в честь жестокого Мавсола , бесстрашного воина и неплохого дипломата. В то время он был правителем Карии, провинции Империи персов.

Строительство собственной гробницы в Галикарнасе (столице Карии) Мавсол начал еще при жизни (IV век до н.э. ). По задумке царя, мавзолей должен был стать уникальным сооружением в самом центре города, в окружении дворцов и храмов. На строительство будущего чуда света были брошены лучшие архитекторы и скульпторы того времени: Леохар, Пифий, Сатир, Тимофей, Скопас, Бриаксид.

После смерти Мавсола его дело продолжила любимая жена (и по совместительству — родная сестра) Артемисия. Кстати, супружеская пара совместно управляла Карией на протяжении долгих 24 лет!

Трехуровневый мавзолей общей высотой в 46 метров сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей. Кирпичный цоколь, облицованный мрамором, над ним – храм с 36 колоннами , крыша в виде пирамиды с парой десятков ступеней… А на вершине – гигантская статуя царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Внутри задание украшали барельефы на тему древнегреческих легенд и мифов, с внешней стороны мавзолей охраняли статуи богинь и богов, а по углам несли свою службу гигантские каменные воины.

Такое великолепие не осталось незамеченным. Очень быстро уникальное строение в Галикарнасе по праву попало в список семи чудес древнего мира…

Величественное здание простояло девятнадцать веков (почти две тысячи лет)! Только в XIII веке мавзолей был практически полностью разрушен сильнейшим землетрясением. А в 1522 году его остатки разобрали рыцари-иоанниты и использовали их при строительстве .

К величайшему сожалению, сегодня от мавзолея осталась лишь горстка камней:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Галикарнасский мавзолей расположен в 400 метрах от центра Бодрума недалеко от главной площади Искеле Мейданы.

Расположение на карте:

С улицы вход в мавзолей выглядит так:



2.2. Как добраться

  • Пешком

Билет на три достопримечательности:


В той же кассе можно приобрести и музейную карту, правда доступна она только для местных:


3. Фотопрогулка по мавзолею

На этом самом месте и стоял когда-то легендарный мавзолей:


Слева от развалин мавзолея – вход в небольшой музей:


Выставочный зал:


Фрагменты былого великолепия:


Схемы мавзолея:


На фото видно, как со временем менялся внешний облик пятого «чуда света»:


Именно так много веков назад выглядел мавзолей. Все-таки безумно жаль, что такая красота не сохранилась до наших дней:


Схема объектов на территории Галикарнаса (Кария). Здесь и мавзолей, и замок, и рыночная площадь, и даже античный театр:


Часть фрагментов мавзолея заботливо спрятана от солнца под навесами:


На этом месте стояла гробница Мавсола:


Часть стены:


Обратите внимание, какая была кладка несколько тысяч лет назад:


Экскурсия в мавзолей наверняка понравится детям. Ведь на его территории много запутанных переходов и лабиринтов:


А в такой узкий проход может протиснуться только ребенок или очень худенький взрослый:


Еще один проход:


Он заканчивается небольшим помещением:


Ни одного кафе на территории мавзолея мы не увидели. Но при желании, здесь можно организовать собственный пикник:


Вид на Бодрум:


Вокруг мавзолея ухоженная территория с розами, здесь приятно прогуляться или просто посидеть в тени дерева:



4. Выводы

Галикарнасский мавзолей – одно из тех мест в , которые интересны своей историей, а не внешним видом. Осматривать там практически нечего: развалины, фрагменты стен и барельефов, стенды и макеты на тему: «Какая же красота здесь когда-то была!». Но сам факт, конечно, впечатляет – ведь чудес света на планете не так уж и много. А часть Мавзолея сейчас выставляется в Британском музее.

Теперь вы знаете точный ответ на вопрос: «Сколько чудес света в Турции?». Правильный ответ — два: Мавзолей в Галикарнасе и .

Народу в этом месте практически нет. Но планировать экскурсию все равно лучше ближе к вечеру – в это время сюда не приезжают большие экскурсионные группы.

5. Видео

Хотите прогуляться по древнему мавзолею? Тогда смотрите видео:

(2 голосов, оценка: 5,00 из 5)

Пятое чудо света – это мавзолей в Галикарнасе . Если вы хотите побывать в этой исторической местности – поезжайте в турецкий город-курорт Бодрум. Именно там ученные обнаружили развалины чуда света Галикарнасского мавзолея.

Названо древнее сооружение по имени правителя Карии – Мавсола, так как это был его надгробный памятник. Собственно именно с того времени в древнем Риме мавзолеи получили такое широкое распространение. Чем же стал известен этот архитектурный шедевр?

В 4 веке до нашей эры царь Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией, решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Для этих целей и было возведено грандиозное строение, ставшее чудом света.

Работы по возведению мавзолея начались прежде, чем правитель Карии скончался, то есть в 359 году до нашей эры. Справедливости ради нужно сказать, что отвечала за грандиозную работу царица Артемисия. Уже в 350 году до н.э. Галикарнасский мавзолей был представлен народу.

Интересные факты про Мавзолей в Галикарнасе

Сохранилось описание постройки Плинием Старшим, а также Витрувием. В целом, здание состояло из трех ярусов. Первый исполнял роль мощного цоколя, построенного из кирпича с мраморной облицовкой.

По периметру его опоясывали статуи с представителями греческого эпоса. Основание было трёхуровневым, что делало мавзолей символом могущества и долговечности.

Второй ярус имел значение храма. Он был окружен 36 колонами, которые подпирали верхнюю часть Галикарнасского мавзолея – пирамиду. Сама пирамида состояла из 24 ступенек, которые вели к вершине. Именно там была размещена главная статуя: колесница с царем Мавсолом и царицей Артемисией.

Изначальная задумка была такой: в нижней части мавзолея была непосредственная гробница правителя Карии и его супруги, в средней же располагался храм со скульптурой Мавсола для поклонения усопшему царю.

Как это ни удивительно, но до теперешнего времени вполне прилично сохранились обе статуи: Мавсола и Артемисии. То же самое касается колесницы, некогда находившейся наверху пятого чуда света мавзолея в Галикарнасе. Все эти исторические артефакты хранятся в музее Британии.

Галикарнасский мавзолей - надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света.


Сооружение Мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени - Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.


О расположении Мавзолея и материале (кирпич, облицованный проконнеским мрамором) сохранилось свидетельство Витрувия. Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания.


7 ЧУДЕС СВЕТА — Мавзолей в Галикарнасе


Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезенными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше ее на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.

Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене.

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (351 г. до н. э.)
    был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.
    Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".
    Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.
    "Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.
    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.
    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
    Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.
    Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
    По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
    "В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."
    Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.
    Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".
    Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.
    За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

    Последние оценки: 5 4

    », первая ассоциация, которая возникает у наших соотечественников в голове, когда они слышат это слово, — на Красной площади Москвы.

    — это памятник-усыпальница или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось само название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени карийского царя Мавсола.

    Мавсол — царь Карии

    Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария . Правил этим государством с 377 года по 353 год в эпоху до нашей эры царь Мавсол со своей сестрой Артемисией, которая к тому же являлась и его супругой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, однако рассказывали о большом увлечении царя высоким искусством. Желая увековечить свое имя в истории, карийский царь еще при жизни решил построить для себя огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум ). По задумке Мавсола погребальный монумент должен был стать уникальным сооружением в самом центре города. Строительством усыпальницы руководила жена Мавсола — Артемисия. Для сооружения погребального монумента царица пригласила знаменитых греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Бриаксида, Тимофеоса и знаменитого Скопаса, украсившего своими барельефами еще одно чудо света — . Усыпальница получилась настолько красивой и величественной, что ее вскоре стали называть чудом света.


    Многие последующие правители пытались построить для себя такую же гробницу, поэтому для подобных построек придумали название «мавзолей» по имени Мавсола.

    Проспер Мериме так рассказывал о карийском царе:

    "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света."

    Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей

    Галикарнасский мавзолей сильно отличался от построек своей эпохи . Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота здания не превышала длины фасада. Мавзолей в Галикарнасе имел почти квадратное основание, а высота строения значительно превосходила длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только гробницей царя, но и являлся династическим памятником и святилищем.


    Первый ярус мавзолея представлял собой массивный цоколь из кирпича с мраморной облицовкой. Второй ярус выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру подпирали крышу в виде пирамиды. Крыша-пирамида состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды располагались огромные статуи царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Общая высота постройки составляла примерно 46 метров.

    Останки царской четы хранились в мраморных саркофагах в усыпальнице, находившейся в основании мавзолея. Прах царя и царицы сторожили каменные львы. Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых были запечатлены сцены из легенд и мифов древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры богов и представителей греческого эпоса. По углам сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния стражей-воинов. Галикарнасский мавзолей, как , завораживал своим величием и красотой.


    Мавсол не дожил до окончания строительства своей усыпальницы. После смерти царя Артемисия, безумно любившая своего мужа, бросила все силы и средства на возведение мавзолея, который стал памятником их любви. Однако и сама царица погибла до завершения строительства.


    Плиний Старший так описывал Галикарнасский мавзолей:

    "С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Еще до того, как они закончили работу, царица умерла. Над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней все сооружение достигает в высоту 140 футов."


    Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, располагавшиеся в Галикарнасе рядом с мавзолеем, казались неказистыми постройками на фоне гробницы Мавсола.


    Почти два тысячелетия люди любовались и восхищались Галикарнасским мавзолеем. В XIII веке легендарная гробница разрушилась после сильного землетрясения. В XV веке руины мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами для строительства крепости Святого Петра (Замок Бодрум ).

    Галикарнасский мавзолей в наши дни

    К величайшему сожалению, теперь от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.


    В наши дни на месте, где когда-то возвышался Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно лишь представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно осмотреть фрагменты стен и барельефов, а также вообразить, как выглядел мавзолей, изучив представленные здесь макеты.


    Часть объектов, которые были найдены в ходе археологических раскопок на территории Галикарнасского мавзолея, хранятся в Британском и в Стамбульском музеях.

    Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции

    Сегодня в разных уголках нашей планеты можно обнаружить здания, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гениальности античных архитекторов.