Методика"обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей". Обучение дошкольников игре на деревянных ложках Сборники для обучения игры на ложках

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

г.Нижний Новгород

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках (Топор, стиральная доска, коса)

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.


В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этойлюбовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.
Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.
Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение


детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все
приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

* Удар "шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;


* Прием "Ножницы ". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

* Приём «Скольжение» - это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются вправую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка » самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка ». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник » Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.
Самый сложный прием, это игра на трех ложках. Но к нему надо приступать только тогда, когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка".Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения . Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* "Сложный рисунок". Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок "шапочки" о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ""шапочкам" ложек в левой руке сжимается кисть и происходит "удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.
* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

* Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните. что у фантазии границ нет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игра на деревянных ложках подготовила Крылова Екатерина Владимировна

Конспект занятия. Тема: игра на деревянных ложках. Цель занятия: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока: развитие познавательного интереса, творческой активности; развитие импровизации в доступных для детей формах; воспитание позитивного отношения к народному искусству. Оборудование: деревянные ложки, магнитола, иллюстрации с изображением ложек.

Вводная беседа. Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.

Рассмотрим и обсудим иллюстрации.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров - это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества. Надо отметить, что ложки делались самые разные. в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством. Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные. Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки. Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны. Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством. Их ложки сильно отличались от массовой продукции. Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

Работа по теме Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.

Для того, чтобы научиться играть на ложках, необходимо ознакомиться с несколькими основными принципами игры на ложках. 1. Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2. Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга. 4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов. 6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Теперь попробуем потренироваться, соблюдая все изученные правила.

Спасибо за внимание!


Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Попова Нина Ивановна

МБДОУ ЦРР детский сад №181 Коминтерновского района

Г. Воронеж

Методика обучения игры на ложках

Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

Соревнования между подгруппами;

Создание собственных приемов игры на ложках.

Структура методики:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап.

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая и средняя группы ансамбля.

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля.

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО :

(музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер)

  • для отработки техники игры на ложках;
  • в ритмической тренировке;
  • при знакомстве с музыкальным репертуаром;
  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

  • на праздничных утренниках, досугах.

Этапы обучения на ложках:

I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

(Ложка)

Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Ложки

Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма

лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к

черенку.

2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.

3. Скобление - снятие тонкой стружки.

4. Сушка и шлифование.

5. Отделка.

Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Примерный репертуар на ложках:

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10. «Во кузнице» русская народная песня.
  11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.

Дети сидят на стульях, в каждой руке 1 ложка

Движения выполняются по тексту

1куплет:

Застучали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки

Посмотри, посмотри

2куплет:

По коленкам постучали,

Молодцы, молодцы,

Ах, какие, наши ложки,

Посмотри, посмотри

3куплет:

Мы за спинку спрячем ложки

Молодцы, молодцы,

Где же, где же наши ложки?

Покажи, покажи

4куплет:

Заплясали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки,

Посмотри, посмотри

«Я на горку шла» русская народная песня

совместная композиция младшей и старшей группы ансамбля

Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.

Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец разводят руки.

I куплет: с пением

Я на горку шла , удар ложками на последнюю долю

Тяжело несла. так же

Припев:

Уморилась, уморилась, рука колено, рука другое

Уморилася. качаем головой, обхватив ее руками

Знамо дело! повтор

Уморилась, уморилася.

II куплет:

Я домой пришла, два удара на последнюю долю

Овес высыпала. повтор

Припев тот же.

III куплет:

Я блинов напекла, скользящий удар по колену

Да наелась до сыта. так же

Припев тот же.

«Во кузнице» русская народная песня

для младшей группы ансамбля

Исходное положение: дети сидят на стульчиках. Ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.

Вступление.

I куплет:

Во ку, 2 удара ложкой

Во кузнице. ритмический рисунок

Во ку,

Во кузнице.

Во кузнице молодые удары в ритм: ложки - горизонтально

Кузнецы.

Во кузнице молодые

Кузнецы.

II куплет:

Они, как первый куплет

Они куют. черенками ложек ритмический рисунок

Они,

Они куют.

Они куют повтор второй части первого куплета

Приговаривают.

Они куют

Приговаривают.

III куплет:

Сошьем, как в первом куплете

Сошьем Дуне. удары в ритм по стульчику

Сошьем,

Сошьем Дуне.

Сошьем Дуне сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Сошьем Дуне

Сарафан,

Сарафан.

IV куплет:

Носи, как в первом куплете

Носи Дуня. удары в ритм за головой

Носи,

Носи Дуня.

Носи Дуня сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Носи Дуня сарафан,

Сарафан.

«Жили у бабуси» русская народная песня

Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.

1 куплет

Жили у бабуси девочки идут вперед

Два веселых гуся мальчики идут вперед

Припев:

Один серый - девочки ритмично стучат ложками 3 раза

Другой белый, - мальчики ритмично стучат ложками 3 раза

Два веселых гуся – выполняют пружинку, держа ложки перед собой

Повтор так же.

2 куплет

Мыли гуси лапки девочки поочередно выставляют ногу на носок

В луже у канавки мальчики поочередно выставляют ногу на носок

Припев:

Один серый – повтор 1 куплета

Другой белый – повтор 1 куплета

Спрятались в канавке – подносят руки с ложками к голове и качают головой.

На повтор, на 1 часть – дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).

3 куплет

Вот кричит бабуся – выходит девочка («бабуся»)

«Ой, пропали гуси» - поет соло

Один серый ритмично стучит кокошником

Другой белый по 3 раза на каждую строчку

Гуси мои гуси – качает руками

Повтор так же – в конце «плачет» и поворачивается лицом к детям «гусям».

4 куплет

Выходили гуси – встают и идут вперед девочки «гуси»

Кланялись бабусе – встают и идут вперед мальчики «гуси»

Один серый девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь

Другой белый также мальчики

Кланялись бабусе – качают головами

Один серый также стучат ложками

Другой белый 3 раза

Кланялись бабусе – подбегают к «бабусе», окружают ее, а «бабуся» гладит детей-«гусей» по голове.

Песня «Улыбка» муз. Шаинского

И.п. Дети сидят полукругом, нога на ногу, ложки на уровне груди.

1 куплет

От улыбки хмурый день светлей (3 удара ложками)

От улыбки в небе радуга проснется (1 удар ложками)

И она к тебе еще вернется (1 удар ложками)

Припев

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

(удары ложками – тарелки)

С голубого ручейка

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

2 куплет так же, как и 1

Припев

Дети поворачиваются друг к другу лицом – парами.

Ребенок слева держит ложки на уровне груди,

Ребенок справа играет по его ложкам.

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Просто ритм

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

3 куплет так же как и 1

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Тарелки

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких (за спиной)

Начинается с улыбки

Танец с ложками

В танце принимают участие мальчики. В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются шеренгой у центральной стены. 1-я фигура,

A. Мальчики, повернувшись друг за другом и ритмично ударяя ложкой о ложку, проходят вдоль центральной стены зала и останавливаются лицом к зрителям. Ложки берут в правую руку.

2-я фигура.

Б. Ритмично стучат ложками о ладонь левой руки, описывая руками большой круг: вправо, вверх, влево, вниз (2 круга).

3-я фигура.

B. Ударяют 3 раза (первый такт) ложками в ладонь ненапряженной вытянутой в правую сторону - вверх руки, затем ударяют 3 раза (2-й такт) - о ладонь той же руки, но уже слева от корпуса. На 3-й и 4-й такты мальчики выполняют 4 шага вокруг себя. Каждый шаг сопровождают ударом перед собой ложек о ладонь. На повторении музыки В - движения те же.

4-я фигура.

Б. 1-й такт - стучат 3 раза ложками о поднятое колено правой ноги.

2-й такт - ударяют 3 раза ложками о ладонь, держа руки перед грудью.

3-й такт - мальчики ударяют ложками о колено левой ноги.

4-ц такт - повторяются движения 2-го такта.

5-я фигура.

А. Мальчики берут в каждую руку по ложке, поворачиваются друг за другом и выполняют движения 1-й фигуры.

Танец с ложками

Звучит любая народная плясовая с вариациями. У центральной стены в ряд стоят стулья по числу танцующих детей.

Вступление. Дети гордо идут широким шагом по направлению к стульям, размахивая правой рукой, в которой две ложки. Левая рука - за спиной. Еще одна ложка спрятана за поясом. Подойдя к стульям, ложкари одновременно садятся лицом к зрителям.

Вариации

1.Выполняют удары ложками перед собой. 2.Три удара правого уха, три удара около левого уха. 3.Ударяют в свои ложки и в ложки соседа. 4.Сильная доля такта - удар в ложки над головой. Слабая доля - о каблучок. (Правая рука касается левой ноги, и наоборот.)

5.Скользящие удары вытянутыми вперед руками. 6.Дети вкладывают две ложки в левую руку, в правую берут третью ложку. Выполняя скользящий удар по двум ложкам. Левая рука приподнята вверх. 7.Выполняется трещотка (быстрые удары одной ложкой между двумя, находящимися в левой руке). 8.3аключительный удар в ложки над головой. Дети встают. Кланяются.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА И РИТМА

Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка 5. Матрёшки
  2. Путешествие 6. Выполни задания
  3. Определи по режиму 7. Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать 8. Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет 4. Что делают в домике
  2. Слушаем музыку 5. Назови композитора
  3. Волшебный волчок 6. Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент 4. Музыкальные загадки
  2. На чем играю 5. Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

Пальчиковые игры

«Смешные человечки» «Под сосной»

Бежали мимо речки Под высокою сосной

Смешные человечки Скачет заинька косой,

Прыгали, скакали А под старой елкой

Солнышко встречали. Сидит еж в иголках.

Забрались на мостик Здравствуй, заяц,

И забили гвоздик Здравствуй, еж.

Потом бултых в речку, Ты куда, косой, идешь?

Где же человечки?

«Вьюги» «Вот так!»

Вьюги, вьюги, вью Как живешь? Вот так!

Колотушки колочу, Как плывешь? Вот так!

Приколачиваю, Как бежишь? Вот так!

Заколачиваю. Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Как ты спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

«Кошка» «Кошки-мышки»

Дом нарядный строят мыши Кошка мышку

Задымит труба на крыше Цап! Поймала.

Выйдет кошка на балкон Подержала и помяла.

И подарит им поклон. Отпустила, побежала.

Хвостиком помахала

«До свиданья» нам сказала.

«Жадный пес» «Два кольца»

Жадный пес дров принес, Я шла, шла, шла

Воды наносил, тесто замесил, Две дорожки нашла,

Пирогов испек, спрятал в уголок Золотые два кольца

И съел сам, ам, ам, ам. Бери, девица, молодца.

«Тропинка» «Считалка»

Шла тропинка. Шла, шла Тим, Тим, пони

К речке подошла. Сидели на балконе.

Удивилась, потопталась, Чай пили, ложки били,

С речкой тихо пошепталась, По-турецки говорили.

Под воду ушла. И набрали в рот воды,

А за речкою неслышно И сказали: «Всем замри!»

Из воды тропинка вышла. Стакан, лимон – выйди вон!

Пыль с себя стряхнув немножко,

Да водицы на дорожку

У реки взяла.

«Кузнец» «Сороконожки»

Эй, кузнец-молодец Две сороконожки

Захромал мой жеребец. Бежали по дорожке.

Ты подкуй его опять. Побежали, побежали

Отчего не подковать. И друг дружечку обняли.

Вот гвоздь, вот подкова Так друг дружечку обняли,

Раз, два и готово. Что едва мы их разняли.

«Солнечные зайчики» «Где же ручка?»

Солнечные зайчики Где же ручки, тут? Тут!

Где же ваши пальчики? На ладошках пруд? Пруд!

Ваши ушки А кто это?

И хвосты, Гусь молодой

Спинки, Митяй его поймал.

Ножки, Демьян ощипал.

Животы? Степан – печь топил,

Круглые, как мячики Иван – суп варил.

Солнечные зайчики. Полетел гусь в живот. Вот!

Прыгают, играют

Деток догоняют.

Игры с палочками

«Филин» «Лягушонок»

У опушки две старушки Для внучонка лягушонка

Брали грузди и волнушки Сшила бабушка пеленку

Филин: «У-ух» Стала мама пеленать,

Филин: «У-ух» А малыш давай скакать

У старушек замер дух. Прыг-скок, прыг-скок,

И от мамы наутек.

«Неделя» «Настроение»

В понедельник – мандарин, У папы настроение -

А во вторник – апельсин, зазавтрокомчитальное.

В эту среду – шоколад, У мамы настроение -

А в четверг – мармелад. На папуобижальное.

А в пятницу – печенье У брата настроение -

В выходной – варенье. Кричащепогремучее.

А у меня, а у меня

Покомнатепрыгучее.

«Пылесос» «Острова

Пылесос, пылесос, Раз, два – острова.

Ты куда суешь свой нос? Три, четыре – мы приплыли.

Я жужжу, я жужжу, Пять, шесть – сходим здесь.

Я порядок навожу. Потому что берег есть.

«Ножки» «Скачите палочки»

Ножки, ножки, вы шагали? Вы скачите палочки,

Мы шагали, мы шагали. Как солнечные зайчики.

Ножки, ножки, вы бежали? Прыг-скок, прыг-скок

Мы бежали, мы бежали. Прискакали на лужок

Ножки, ножки, вы стучали? Правой ножкой топ, топ.

Мы стучали, мы стучали. Левой ножкой скок, скок.

Ножки, ножки, вы плясали? На головку сели

Мы плясали, мы плясали. Песенку запели.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.

«Медвежата» «Помидор»

На поляне медвежатки Толстопузый помидор

Разыгрались с мамой в прятки Перелез через забор

Разбежались кто куда, Как веселый красный шар

Не найти их никогда. Покатился на базар

Но медведица схитрила Обежал за рядом ряд

Вкусной каши наварила На ходу одел халат

Чашки, ложки застучали Продаю томатный сок.

Стук, стук,

Чок, чок. «Птички»

Съел и чашку Чики-чики-чички

На сучок. Летели две птички

Пролетели мимо

«Капуста» Почесали спины

Мы капусту рубим, рубим Пёрышки упали

Мы морковку трем, трем «Здравствуйте» сказали

Мы капусту солим, солим Хвостики кружили

Мы капусту жмем, жмем. Друг с другом дружили

Песенки запел

Чики-чики-чики-чик С крыши на дорожку прыг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  2. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  3. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»
  6. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  16. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  17. Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»
  18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
  20. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г

Обучение детей приёмам игры на ложках

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют.

Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3.Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4.»Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

5.Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая),

затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» удар по колену,

«два» удар по ладоне слева,

«три» удар по колену,

«четыре» удар по левой ладоне, вытянутой вправо с наклоном туловища

г) «раз» удар по колену,

«два»- по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони, «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

«раз» - удар в свои ложки,

«два» - правой ложкой по правой ложке друг друга,

«три» - удар в свои ложки,

«четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.»Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки: одна – на ладони чашечкой, ручкой вверх между первым и вторым пальцами, другая – между третьим и четвертым пальцами ручкой вверх. В правой руке держат одну ложку за ручку.

1. «Тремоло». Частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «Горка».

2. Ложки в левой руке зажаты в пальцах, ладонь вниз. Удары правой ложкой: раз – удар по пяточке первой ложки, два – удар по ручке первой ложки, три – удар по чашечке второй ложки и четыре - удар по ручке первой ложки.

3. Ложки в левой руке зажаты, раскрыты ладонью к себе. Раз – скользящий удар вниз по пяточке первой ложки, два – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке, три – повернуть левую ладонь вниз, выполнить скользящий удар вверх третьей ложкой по ручке первой, четыре – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке.

4. «Форшлаги». Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удары от себя к себе, ложки держат в раскрытой ладони к себе.

Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещетки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

Игра на ложках, как утверждают искусствоведы и музыковеды, пошла с Руси 18-го века. С тех пор игру на ложках, не часто, но можно услышать в любой точке земного шара. Для затравки этот ролик с дедушкой, ложками и популярной музыкой от группы Faithless.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Причем употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.

Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.

Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.

История возникновения ложек как музыкального инструмента

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве музыкального инструмента. Первые упоминания об этой новой функции ложек относятся к концу 18 века, свидетельствуют они о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.

В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях, их использовали для создания эффектных номеров с элементами трюкачества. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали соло, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих пение и пляски.

Огромный успех ложечники получили в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к модернизации обычных деревянных ложек. В специализированных мастерских по производству музыкальных инструментов начали изготавливать металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Эти ложки применяли как маленькие бубенчики, то есть музыканты держали их в руке и встряхивали ими по мере надобности. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.

Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Техника и приемы игры на ложках

В качестве музыкальных инструментов используют ложки, обладающие высокой прочностью, ярким звучанием. Для игры более удобны ложки с округлыми прямыми черенками.

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. От использования ложек разных размеров появляется ощущение того, что звуки чередуются по высоте.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Используется и другой метод игры на двух ложках: одну ложку нужно держать около приоткрытого рта, тогда полости ложки и рта будут создавать что-то наподобие резонатора. Ударяя другой ложкой, при этом изменяя величину резонатора (закрывая или открывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Хорошо овладев этим приемом, есть возможность исполнять ритмичные мелодии небольшого диапазона.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Всякий раз, когда вы берете обычную, повседневную вещь и используете ее в совершенно ином назначении, дети воспринимают это с большим восторгом. Чтобы извлечь звук с помощью ложек, надо знать несколько основных принципов. Чтобы играть на них по-настоящему, вы должны соблюдать ритм. Для начинающих прекрасно подходят чайные ложки из нержавеющей стали.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.