Мифы древней греции тесей и минотавр. Неизвестные версии легенды о минотавре. Легенда о происхождении Минотавра

Персонаж древнегреческой мифологии. Cын Эфры, дочери царя Питфея. У Тесея одновременно два отца - царь города Афины и бог моря , оба возлегли с Эфрой в одну ночь. Один из знаменитейших персонажей мифологии Древней Греции, упомянут в «Одиссее» и «Илиаде» .

История появления

Античные авторы трактуют образ Тесея, пытаясь найти историческую основу мифа и «обнаружить» некогда взаправду существовавшее лицо, которое стало прообразом мифологического героя. В хронографии римского историка Евсевия Кесарийского Тесей назван десятым царем Афин. Считается, что герой правил после собственного отца Эгея с 1234 по 1205 год до нашей эры. Древнегреческий писатель приводит доказательства того, что древний царь, названный в мифах Тесеем, сыном Эгея, реально существовал и правил Афинами.

Миф о сторонниками реального существования царя Тесея трактуется следующим образом. Сын царя был убит афинянами в годы правления Тесея, за что Крит обложил Афины данью. Минос учредил состязания в память об убитом сыне, а афинян обязал платить дань мальчиками. Царь собственнолично отправился на Крит, где принял участие в состязаниях. Минотавр в этой версии - не мифическое чудовище, а сильнейший среди критских воинов, которого Тесей побеждает в борьбе. После этого дань афинскими мальчиками больше не поступала на Крит и была отменена.

Согласно легенде, «исторический» Тесей первым установил процедуру остракизма. Это механизм защиты общества от тирании, когда свободные граждане собираются на голосование и пишут на черепках имя того, кто, по их мнению, угрожает демократии. Если имя одного и того же человека оказывалось написанным более чем на 6000 черепков - его изгоняли из города. Именно таким образом был изгнан из Афин сам Тесей.

Миф о Тесее и Минотавре


Критский царь Минос возложил на афинян тяжкую дань в отместку за то, что в Афинах погиб Андрогей – сын Миноса. Каждые девять лет афиняне должны были отсылать на Крит семь девушек и семь юношей. По другим версиям, дань выплачивалась раз в год или раз в семь лет, количество юношей и девушек тоже варьируется.

При Тесее такую дань отправили дважды, а когда это должно было произойти в третий раз, Тесей принял решение плыть на Крит самому вместе с очередной партией жертв. Афинских юношей и девушке на Крите отдавали на съедение Минотавру - чудовищу с телом человека и головой быка.


Минотавра родила жена царя Миноса Пасифая, которая сошлась с быком. Специально для царицы сделали деревянную корову, в которую та ложилась, чтобы обольстить быка. Чудовищный плод этой страсти царь Минос запер в Кносском лабиринте и кормил преступниками, которых бросали в лабиринт, а также «данью», которая присылалась из Афин.

Для Тесея эта дань показалась до такой степени оскорбительной, что герой решил рискнуть собственной жизнью и сразиться с чудовищем, чтобы избавить Афины от необходимости посылать на съедение своих молодых граждан. По другой версии, прибывший в Афины царь Минос сам выбрал Тесея следующей жертвой.


Из Афин корабль выходил под черным парусом. Однако Тесей прихватил с собой и белый. Предполагалось, что в случае успешного завершения «операции» Тесей сменит черный парус на белый, так что ожидающие героя на берегу будут знать заранее, что тот возвращается с победой.

Во время плавания Минос бросил в море перстень, а Тесей достал тот со дна, доказав тем самым, что ведет происхождение от бога морей Посейдона.

По прибытии на Крит Тесея вместе с его спутниками бросили в лабиринт. Там герой убил Минотавра голыми руками (или, по другой версии, мечом).


Выбраться из лабиринта Тесею помогла - дочь царя Миноса и Пасифаи. Девушка влюбилась в героя и преподнесла тому в дар клубок ниток, посоветовав привязать кончик нити у входа в лабиринт. Проходя по лабиринту, Тесей разматывал нить, таким образом отмечая путь, а затем по той же нити вышел назад вместе со спутниками. Ночью спасенная от Минотавра афинская молодежь вместе с героем и Ариадной бежала с Крита на остров Наксос.

Там беглецов застигает буря и Тесей оставляет Ариадну, а сам покидает остров, пока та спит, потому что не желает везти девушку с собой в Афины. В Ариадну влюблен бог виноделия , который похищает оставленную Тесеем девушку. По одной из версий, Дионис даже является Тесею во сне, чтобы заявить свои права на Ариадну, и именно это вынуждает героя оставить девушку на острове.


Возвращаясь домой, Тесей забывает сменить черный парус на белый. Эгей, отец героя, видит на горизонте черный парус и, думая, что его сын погиб, бросается в море от горя. По другой версии, утрате белого паруса поспособствовал . Царь Минос принес богам жертвы, и по воле Аполлона приключилась буря, которая и унесла белый парус, символизирующий победу, так что Тесею пришлось возвращаться под черным.

С Ариадной у героя не сложилось, но Тесей взял в жены Федру, другую дочь царя Миноса. Федра стала второй супругой героя, первой была амазонка Антиопа.

Экранизации

В 1971 году советский режиссер-мультипликатор Александра Снежко-Блоцкая создала по мотивам мифа о подвигах Тесея мультипликационный фильм «Лабиринт. Подвиги Тесея». Мультфильм идет 19 минут. Тесея там озвучивает . Мультфильм начинается с того, что молодой сын афинского царя Тесей, которого воспитывал кентавр, отправляется обратно в Афины, к отцу. По дороге юноша совершает подвиги. Побеждает вепря, который наводил страх на окрестности. Расправляется с разбойником Прокрустом, отрубив тому голову.


Вернувшись в Афины, герой узнает о прибытии корабля с Крита. Раз в девять лет этот корабль приходит в Афины, чтобы забрать дань – четырнадцать афинских девушек и юношей, которые будут съедены чудовищем Минотавром. Тесей вызывается плыть на Крит вместе с остальными несчастными жертвами, чтобы уничтожить Минотавра. Расправившись с чудовищем, Тесей покидает лабиринт, используя нить Ариадны, а затем вместе с нею уплывает домой в Афины.

Оскорбленный царь Минос взывает о помощи к богу виноделия Дионису, чтобы тот вернул царю дочь. Дионис устраивает бурю и забирает Ариадну прямо с корабля. Тесей возвращается домой без возлюбленной и без белого паруса, который сдувает во время бури. Отец Тесея стоит на скале над морем и высматривает корабль сына, а когда видит траурный черный парус вместо белого – бросается в море.

В 2011 году вышел приключенческий боевик «Война богов: Бессмертные». Тесея сыграл английский актер , который в 2017 году появился на экранах в роли в фильме «Лига Справедливости». Сценарий фильма создан по мотивам древнегреческих мифов, но сильно отличается от них.


Тесей здесь - крестьянский юноша, который живет с матерью в приморской деревушке. Владеть оружием героя учит местный старик, который позже оказывается богом-громовержцем . Но сам Тесей не верит в богов. Тем временем царь Гиперион хочет освободить из Тартара титанов, чтобы те уничтожили ненавистных ему богов, которые дали погибнуть его семье. Чтобы осуществить задуманное, царю нужен артефакт - Эпирский лук.

Когда войска Гипериона разоряют деревушку, где жил Тесей, герой оказывается на соляных копях. В копях юноша встречает деву-оракула, которая называет его избранным, и вместе персонажи бегут.

Позже Тесей находит Эпирский лук, который нужен Гипериону, побеждает Минотавра, которого насылает злой царь. В войну на стороне Тесея вступает часть богов. В конце фильма победитель Тесей возносится на Олимп.


Тесей и Минотавр

Большинство современников в той или иной степени ознакомлены с древнегреческими мифами. В одном случае в качестве источников служат учебники по истории средней школы или высшего учебного заведения, в другом - изучение фольклора далекого прошлого является составляющей самообразования. Есть немалая категория людей, которым изучение мифологии доставляет духовное удовлетворение. Многим известен миф о Минотавре, который проживал далеко в океане.

Минотавр на острове Крит

Одним из зрелищных является Минотавр со специфическим строением тела - голова быка, а всё остальное - туловище, руки и ноги - человеческие. Иными словами, это своего рода ужасный гибрид.

Чудовищу острова Крит повезло жить не где-нибудь, а во Дворце, который в целом представлял собой настолько сложный подземный лабиринт, что любой попавший туда человек был обречен заблудиться и исчезнуть там навеки. Большую часть времени Минотавр проводил в центре жуткого помещения. Из уст в уста передавался миф о Минотавре. Кратко люди рассказывали о том, какое это жестокое существо.

Упоминание о Минотавре у большинства афинян вызывало чувство страха. Жители вынуждены были регулярно каждые 9 лет выбирать по 7 представителей обоего пола юного возраста и отправлять во дворец с лабиринтами. Таким способом удавалось задобрить чудовище. Почему именно семь? Данное число испокон веков у многих народов относилось к разряду магических. Видимо, такого же мнения придерживался Минотавр.

Но однажды среди «избранников» оказался Тесей, который приходился сыном царю Эгею, правившему в Афинах. С появлением этого человека миф о Минотавре получил особую концовку.

Кто такой Тесей?

С раннего возраста мальчик был окружен теплом своей матери Эфры, которая в то время была царевной Тезеры. Отец не занимался воспитанием сына по причине того, что находился далеко от семейного очага. Перед тем как расстаться с женой, Эгей спрятал под тяжелым камнем сандалии и меч, которые должен был забрать повзрослевший Тесей. Воля Эгея была исполнена шестнадцатилетним сыном. Желая увидеть отца, Тесей направился в Афины, по дороге совершив немало подвигов.

Еще в школе все изучают известный миф о Минотавре. Краткое содержание вы можете прочитать ниже.

Каким образом Тесей расправился с Минотавром?

Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно - раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.

Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.

Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.

Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.

Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле - условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.

После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.

Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Подлинность описанной выше истории можно, конечно, подвергнуть сомнению. Дворец же, в котором обитал Минотавр, хотя и в полуразрушенном виде, но сохранился. И это несмотря на исторический период, равный почти четырем тысячам лет! Количество желающих побывать на Крите и ознакомиться с древними мифическими достопримечательностями не уменьшается.

Изображения главных персонажей мифа о Минотавре присутствуют на полотнах картин, ими расписаны вазы, представлены они в виде скульптур. Внушительная стоимость этих шедевров искусства не препятствует спросу на них. Память о Тесее и Ариадне, благодаря которым человечество избавилось от злого чудовища, будет жить в сердцах людей еще очень долго. Теперь и вы знаете, какие события описываются в мифе о Минотавре.

Культура Древней Греции хранит в себе много захватывающих рассказов, уникальных историй и поучительных легенд. Правдивость и достоверность древней легенды об убийстве Минотавра не имеет конкретных письменных подтверждений. Однако сохранились развалины былого дворца чудовища, им больше 4 тысяч лет. Это место вызывает повышенный интерес у людей, желающих прикоснуться к таинственной истории освобождения, любви и горя.

Происхождение чудовища

Минотавр описывается его как монстр ростом больше 2 м. У него бычья голова и человеческое тело. Питался он человеческим мясом.

Миф о Минотавре повествует, о том, что его родители - не обыкновенные смертные. Мать Пасифая, дочь Гелиоса и царица острова Крит (её часто путают с Пасифеей, но та была Нереидой, а это разные персонажи), отец - бык (по некоторым преданиям им стал сам Посейдон). Пасифая была женой Миноса, сына Зевса и Европы, который боролся со своими братьями Радамантом и Сапедоном за престол. Минос попросил помощи у богов, обещая за это преподнести им щедрое жертвоприношение. Всё получилось, как и желал Минос, он подтвердил свои намерения и взошёл на царство.

Легенда гласит, что Посейдон послал царю для жертвы сильного быка, который вышел прямо из морских вод. Но сын Зевса не сдержал своё обещание. Бык оказался очень красивым, поэтому он решил провести Посейдона и подменил подаренное животное на обычное.

Однако обмануть богов было невозможно, поэтому Посейдону стало известно о хитрости Миноса. За это он решил наказать его. внушил Пасифае, жене Миноса, непреодолимое желание к быку. Для совокупления с быком была придумана специальная конструкция, похожая на корову. Изнутри она была пустой, поэтому девушка могла с лёгкостью разместиться в ней.

Пасифая соблазнила быка и спустя время родила необычного человека. Мальчика, назвали Астерием, что означает «звёздный». Изначально ребенок ничем не отличался от других. Но по мере роста его тело начало видоизменяться, превращая его в монстра.

Минос не осуждал жену, т. к. понимал, что во всём случившемся есть его вина. Но и видеть ребенка он не желал. И тут ему на помощь пришли Дедал и Икар. Он поставил перед ними задачу возвести сооружение, где можно было содержать чудовище с головой быка и телом человека. Они создали Кносский лабиринт.

Зная о кровожадности зверя, царь отправлял в Кросс приговорённых к смерти за какие-либо преступления. Но после того, как жители афин убили Андрогея, сына царя Критского, он в отместку потребовал плату у жителей столицы. Поэтому любое упоминание о быке, вызывало у жителей древних Афин чувство страха. Для удовлетворения потребностей животного, необходимо:

  1. Каждый 9 лет платить дань.
  2. Выбирать 7 девушек и 7 юношей и отправлять в лабиринт. Их происхождение не играло никакой роли.

История Тесея

Тесей - тот самый герой, кто убил Минотавра. Он - одна из 14 жертв, которые были присланы как дань чудовищу. Он родился и жил в царских палатах. Молодой герой происходил из рода Эгея, который правил в Афинах. Его маму звали Эрфа, она была царевной Тезеры.

Эгей не занимался воспитанием Тесея, он постоянно был далеко от семьи. Долгое время юноша жил с матерью, на её родине. Прежде чем расстаться со своей семьёй и уехать в Афины, Эгей спрятал меч и сандалии - это был своего рода подарок Тесею. Желая повидаться с родителем, шестнадцатилетний юноша покидает свою обитель (Тезерские земли) и отправляется в Афины. По пути он совершает разные подвиги.

Победа над Минотавром

Тесею предстояло посетить жилище Минотавра, поэтому он был решительно настроен завершить чудовищную вереницу человеческих жертвоприношений, чтобы люди, жившие в постоянном опасении за своих детей, смогли вздохнуть свободно.

Успеху операции способствовал один факт. Минос родил ещё детей, и у него появилась дочь Ариадна. Увидев молодого человека, девушка влюбилась, чувство оказалось обоюдным, поэтому у них завязались крепкие отношения. Она знала, что в лабиринте сына афинского царя ждёт опасность, поэтому подарила любимому волшебную нить. Она помогала любому путнику найти правильный выход. Зная об этом, Ариадна отдала её Тесею, чтобы он смог ориентироваться, находясь внутри лабиринта.

Тесей, выполнил все так, как его учила девушка. Он взял конец нити и привязал её к двери, а для указания пути пустил клубок на пол, последовал за ним и дошёл до логова зверя. Войдя в него, он нашёл спящего монстра. Существует 3 версии того, как юноша победил Минотавра.

  1. Задушил голыми руками.
  2. Убил зверя одним ударом кулака.
  3. Зарубил мечом, который был оставлен ему отцом.

Узнав весть о том, что сын Эгея убил Минотавра и вышел из места заточения зверя, люди возликовали. Победитель понимал, что он просто не сможет больше существовать без прекрасной возлюбленной Ариадны. Поэтому, уезжая с острова, он похитил девушку.

В пути девушка погибает в морской пучине. Люди допускали, что это дело рук Посейдона, который таким способом решил отомстить Тесею за убийство Минотавра. Сын Эгея был настолько опечален известием о смерти девушки, что забыл сменить флаг из чёрного на белый. В знак удачного завершения дела.

Как только царь Эгей увидел чёрный знак, то сделал вывод, что сын проиграл схватку с монстром и погиб. Поэтому он, не дожидаясь никого, бросился в морские глубины и утонул. В память об этом, море получило название Эгейское.

После того как юноша расправился с чудовищем, нога человека не ступала на территорию лабиринта. Люди помнили весь ужас и страх, вызванный Минотавром.

Рационалистические версии мифа

Автор Содержание
Филохор и Евсевий Древние истории описывали немного иную версию появления критского Минотавра. В своих трудах они указывали, что рождение человека с бычьей головой было аллегорией. По их данным, Минотавр был обычным человеком, которого изначально звали Тавр.

Его родина - остров Крит, где он служил при царе Миносе. Тавр славился особой жестокостью. Афины, находились под властью островитян, поэтому должны были оплачивать дань не только золотом, но и людьми. Царь Минос принял решение проводить состязание, где Тавр должен был сражаться с сильнейшими афинскими юношами. Миф гласит, что среди юношей появился и Тесей, который смог одолеть Тавра. В честь этого жители афин были освобождены от уплаты налогов.

Плутарх Автор указывал на то, что лабиринт Дедала, который назывался Кносским, был среднестатистической тюрьмой. Ежегодно критский царь проводил состязания в честь своего погибшего сына Андрогея. Победитель получал в собственное владение афинских рабов. Но до этого их держали в стенах лабиринта. Согласно мифам, Тавр был первым, кто победил в соревнованиях. Но он был известен как жестокий и грубый хозяин. Чтобы уберечь своих людей, Тесей вышел на поединок с ним.
Демон Согласно этой , Тавр - это известный критский полководец, служивший царю Миносу. Он со своими воинами вступил в бой с флотом Тесея, но потерпел поражение. В этом бою он погиб от рук сына Эгея.

Современные историки полагают, что легенда о Минотавре несёт в себе метафору о столкновении и борьбе жителей материка с «народами моря», которые почитали быков.

Образ Минотавра в других произведениях

Авторы литературных произведений часто берут за основу . Она богата на колоритные и самобытные персонажи. Минотавр - один из таковых. В литературе образ зверя, который выглядит как человек с головой быка, можно встретить в произведениях:

  • «Дом Астерия».
  • «Лабиринт Минотавра».
  • «Божественная комедия».
  • «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре».

Минотавром, «быком Миноса», называли сына Пасифаи, жены критского царя. Это существо с телом человека и головой быка якобы было спрятано Миносом в построенном Дедалом лабиринте, где кормилось человеческими жертвами. Ему отдавали на съедение преступников, а раз в девять лет из Афин в качестве дани присылали семь юношей и семь девушек, которые блуждали по коридорам лабиринта, не в силах выбраться из него, и в итоге попадали прямо в пасть Минотавру.


Ариадна провожает Тесея в лабиринт (деталь саркофага)

Сын афинского царя Эгея Тесей, отправившийся в числе этих четырнадцати на остров Крит, смог победить Минотавра, а выйти наружу ему помог подаренный Ариадной, дочерью Миноса, клубок ниток: начав разматывать его при входе в лабиринт, Тесей и его спутники смогли потом вернуться.


Афиняне благодарят Тесея после убийства Минотавра (фреска из города Помпеи)

Победитель чудовища и его возлюбленная отправились на корабле в Афины, но во время остановки на острове Наксос Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис, и опечаленный Тесей вернулся в Афины один. Забывший о том, что в случае счастливого исхода черный парус на корабле нужно было заменить на белый, он невольно стал причиной смерти своего отца: Эгей, увидевший траурный знак, не выдержал известия о смерти сына и бросился со скал в море, которое с тех пор стало носить название Эгейского.


Тесей покидает Ариадну на острове Наксос (деталь саркофага)


Миф о Тесее и Минотавре относится к минойской культуре – цивилизации, существовавшей на Крите в эпоху бронзового века, примерно с XXVIII по XV вв. до нашей эры. Записи о легенде можно встретить у древнегреческих историков классического и римского периодов, когда версии толкования мифа уже разнились. По одной из них, Тавр, жестокий военачальник Миноса, любил устраивать состязания, в которых призом были рабы-подростки. Эту версию озвучивал Плутарх со ссылкой на древнегреческих историков.


Таврокатапсия (фреска из Кносса)

Как бы то ни было, легенда, в которой одним из главных действующих лиц будет бык, не могла не возникнуть в период существования минойской культуры или при знакомстве с ее наследием. Бык у критян был особо почитаемым, священным животным, вовлеченным в различные ритуалы и культы. Сделанные археологами находки позволили установить, что на острове были популярны таврокатапсии, или танцы с быками – ритуальные прыжки через животное.


Прыгающий через быка (фигурка из Кносса)

Можно предположить, что во время проведения этих «танцев» имели место жертвы – не отсюда ли берет начало легенда о регулярной дани Минотавру? Сами критяне, вероятно, позаимствовали образ человека с головой быка из других религий – в частности, финикийцев, которые почитали Молоха, пожирающего детей, или египтян, в обычае которых было поклоняться богам с головами разных животных.

Что касается места, где, вероятно, располагался лабиринт Минотавра и где жил царь Минос – оно было найдено в 1878 году греком Миносом Калокериносом, антикваром, который обнаружил под толщей земли древние развалины и принялся их раскапывать. Среди находок Калокериноса, до того, как власти запретили ему продолжать раскопки, оказались артефакты минойской цивилизации, в том числе таблички с записями, которые, к несчастью, погибли в пожаре вместе с домом грека несколько лет спустя.

Раскопки продолжились только в 1900 году, когда англичанин Артур Эванс купил участок земли, где предположительно находился лабиринт.


Артур Эванс

Что это именно лабиринт, предполагал еще Генрих Шлиман, которому принадлежат лавры первооткрывателя Трои, но Шлиману несмотря на все усилия не удалось добраться до места раскопок на Крите. Эванс же принялся за дело масштабно, пригласив множество местных рабочих и нескольких помощников из Англии. Находку назвали дворцом и признали столицей минойской цивилизации Кноссом.


Кносс

Строго говоря, обнаруженные руины не являлись дворцом в привычном европейцам понимании этого слова – они представляли собой скорее остатки сложного здания, вмещавшего около полутора тысяч помещений и занимавшего площадь около двадцати тысяч квадратных метров.


Так мог выглядеть Кносский дворец

К сожалению, поскольку Эванс ставил своей целью откопать следы именно минойской цивилизации, все более поздние наслоения оказались неизученными и утраченными, в связи с чем восстановить историю Кносса после его упадка по результатам раскопок не удалось. Кроме того, англичанин принялся за частичную реконструкцию дворца, воссоздав ряд построек и помещений в соответствии со своими представлениями об укладе жизни древних критян – и подчас различить продукт его деятельности и настоящие древние артефакты оказывается практически невозможным.

Дворец или лабиринт?

Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.


Очевидно, в Кносском дворце жила большая часть населения этого города – здесь находились кладовые, заполненные маслом, злаками, сушеной рыбой, помещения для приготовления пищи, где были прессы для оливок и винограда, мельницы. Отдельного внимания заслуживает организации водоснабжения и водоотведения дворца. В Кноссе было предусмотрено как минимум три таких системы: по одной в помещения по трубам подавалась вода из реки, по пути нагреваясь под лучами солнца, другая предусматривала сток канализации, третья – отвод дождевой воды в период ливней. При раскопках Кносса найдены ванные комнаты и туалеты с системой подачи воды.


Тронный зал Кносса

Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.


Изображение лабриса на фреске из Кносса

Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» - возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный - дворцу Кносса.


Лабрисы из Кносского дворца

Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.


Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.


Тесей и Минотавр. Римская мозаика

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?


Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.