Михаил матюшин. Матюшин, михаил васильевич Михаил митюшин биография

Считаются не только произведения мастеров давно минувших веков и седой старины. Художники прошлого столетия внесли не меньший вклад в развитие искусства и их старинные картины по праву занимают место в музейных собраниях. Об одном из них пойдёт речь в данной статье. Михаил Васильевич Матюшин родился в Санкт-Петебрурге в 1861 году. Будучи разносторонне одарённым, он проявил себя не только в изобразительном искусстве.

Музыка и литература в жизни художника

В 1876 году Михаил Васильевич поступил в Московскую консерваторию. Получив музыкальное образование, Матюшин стал музыкантом Придворного императорского оркестра в Санкт-Петербурге. Он был солистом оркестра до 1913 года. Матюшин вместе с женой, Еленой Гуро, в 1909 году основали творческое объединение «Союз молодёжи». Совместно с поэтическим сообществом «Гилея» они создали футуристический театр «Будетлянин». Целью основания «Будетлянина» был переворот традиционной точки зрения на театр как искусство. В 1913 году состоялась премьера первого спектакля. Это была опера «Победа над солнцем». Сценическое оформление создали Крученых и Малевич, а музыку к опере написал Михаил Матюшин. Художник постоянно находился в поиске нового, и это касалось не только живописи, но и музыки. В 1914 году Матюшин работал над «Осенним сном» и «Дон Кихотом». Музыку Михаил Васильевич писал в духе свойственного ему авангардизма. В то же время Матюшин увлёкся литературой, проявляя своё многогранное дарование и на данном поприще. Он опубликовал статью «Футуризм в Петербурге», издал книгу «О кубизме».

Живопись и общественная жизнь

Одновременно с музыкальным Матюшин получал художественное образование. В 1894-1898 годы он учился в Рисовальной школе при ОПХ, затем – в частной школе Е.Н. Званцевой и в студии Я.Ф. Ционглинского. В последней обучалась и жена художника, Е. Гуро, обладавшая не менее разносторонним дарованием. Зимой 1909 года талантливые супруги создали «Союз молодёжи», просуществовавший до 1914 года. Объединение провело 6 выставок, на которых зритель имел возможность ознакомиться со всеми авангардными течениями того времени. Супруги были членами общества кубофутуристов, участвовали в работе «Журавля» — издательства авангардного направления. В 1910 году увидел свет первый сборник «Садок судей», включавший плоды творчества русских авангардистов. Работая в издательстве, Матюшин до 1917 года выпустил около 20 книг. Он познакомился с поэтами и художниками: братьями Бурлюками, В. Каменским и В. Хлебниковым — авангардистами того времени, с В. Ивановым, А. Ремизовым и Ф. Сологубом – представителями старой школы.

С 1910 года Матюшин, впечатлённый теоретическими изысканиями математика П. Успенского, использовал в творчестве метод восприятия и познания человека, мира и космоса как единого целого. В двадцатых годах Михаил Васильевич и его последователи организовали группу «Зорвед». Она занималась исследованием воздействия на человеческое восприятие звука и света, формы и цвета. Творчество и деятельность участников данного объединения базировалась на теории «расширенного смотрения». Две выставки работ Матюшина и участников «Зорведа», его учеников, прошли успешно и получили высокую оценку критиков. Первая состоялась в 1923 году, вторая – в 1930. Матюшин не обошёл вниманием и преподавательскую деятельность. Он занимался обучением молодёжи в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, а затем преподавал в ГИНХУКе.
14 октября 1934 года Михаил Матюшин скончался в Ленинграде. В 2006 году открылся Музей петербургского авангарда, где собраны старинные и современные картины данного направления. Музей был основан в память о Михаиле Матюшине и его огромном вкладе в отечественную культуру и искусство.

МАТЮШИН, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1861–1934), русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в.

Родился в Нижнем Новгороде. К 1871 получил начальное, в том числе и музыкальное образование в местной школе Русского музыкального общества . С 1877–1880 учился в Московской консерватории по классу скрипки, в те же годы самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург, где в 1882–1913 работал скрипачом Придворного оркестра. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898) и школу-студию Я.Ф.Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е.Г.Гурой, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е.Н.Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н.И.Кульбиным, братьями Бурлюками, В.В.Хлебниковым, К.С.Малевичем, А.Е.Крученых и другими авангардистами, стал не только участником, но и одним из организаторов нового искусства. Был одним из инициаторов создания «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг.

В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы Победа над солнцем (либретто Крученых, сценография Малевича), предусмотрев в партитуре грохот пушечной канонады, шум мотора и другие реальные звуковые эффекты. Его музыкальные произведения в целом (фортепьянная сюита Дон Кихот , Осенний сон для скрипки и фортепьяно; обе – 1915) примыкают к традиции символизма, в то же время тяготея к «разлому старого звука», к новым тональным системам, родственным додекафонии А.Шёнберга. Имея в виду этот «разлом», Матюшин в 1915 выпустил Руководство к изучению четвертей тона для скрипки , а в 1917–1918 разрабатывал новый, упрощенный тип своего любимого инструмента.

Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х годах создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма , а также скульптуры из корней и сучьев (цикл Освобожденное движение , 1918, не сохранился). С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения», сложившаяся под воздействием теории «четвертого измерения» П.Д.Успенского. Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, Матюшин писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. В 1918–1926 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (позднее – петроградское отделение Вхутемаса), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма». Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Матюшинские пейзажи и абстракции этого периода (Стог. Лахта , 1921; Движение в пространстве , 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям.

На рубеже 1920–1930-х годов мастер стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью им совместно с учениками был выпущен коллективный труд Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету (1932), предназначенный «для практического применения на производстве». Продолжал работу над вторым томом этого издания, однако завершить и опубликовать его уже не удалось.

Живописец, график, скульптор, теоретик искусства, композитор, музыкант

Незаконнорожденный сын Н. А. Сабурова. Получил начальное образование в школе Русского музыкального общества в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории (1876–1881) по классу скрипки. В те же годы самостоятельно занимался живописью и графикой.

Жил в Петербурге. В 1881–1913 был первой скрипкой Императорского оркестра в Петербурге. Параллельно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1894–1898), студии Я. В. Ционглинского (1903–1905), частной студии Е. Н. Званцевой (1906–1908). В студии Ционглинского познакомился с Е. Г. Гуро, в 1906 женился на ней. В конце 1910-х сблизился с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Кручёных и другими представителями художественного и литературного авангарда.

Выступил одним из инициаторов создания общества «Союз молодежи» (1910). Вместе с Гуро основал издательство «Журавль», в котором до 1917 выпустил двадцать футуристических книг, иллюстрированных ведущими деятелями русского авангарда - О. В. Розановой, Н. С. Гончаровой, Н. И. Кульбиным. Опубликовал русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме»; выпустил сборники, «Садок судей 1» (1910), «Садок судей 2» (1913), «Трое» (1913), «Пропевень о мировой проросли» П. Н. Филонова (1915), «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915) К. С. Малевича. В 1913 вместе с Малевичем и Кручёных провел в местечке Уусикиркко под Петербургом «Первый всероссийский съезд футуристов». В декабре того же года был среди учредителей футуристического театра «Будетлянин». Создал музыку для «этапного» авангардного спектакля «Победа над солнцем» (либретто - Кручёных, сценография - Малевич; 1913).

Писал портреты, пейзажи, абстрактные композиции. Прошел через увлечение импрессионизмом (1900-е), кубизмом (первая половина 1910-х). Занимался разработкой теории «расширенного видения», сложившей под воздействием книг математика-теософа П. Д. Успенского; ставил своей целью исследование пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и звука, цвета и формы.

В 1908 дебютировал как художник на выставке «Современные течения» в Петербурге. Участвовал в петербургских выставках «Импрессионисты» (1909), «Салон» В. А. Издебского (1909–1911), «Треугольник» (1910); выставлялся в салоне Независимых в Париже (1912). После Октябрьской революции экспонировал работы на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде, XIV международной выставке искусств в Венеции (1924), выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).

Преподавал в петроградских Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе - Вхутеине (1918–1926), где организовал «мастерскую пространственного реализма». Работал в Музее живописной культуры (1922), Институте художественной культуры (Инхук, 1920-е), где руководил отделением органической культуры. Автор статей, лекций, докладов по искусству.

Имел большое количество учеников и последователей, которые объединились в творческую группу «Зорвед» (Б. В., Г. В. и К. В. Эндер, В. А. Делакроа, Н. И. Костров, Е. С. Хмелевская, Е. М. Магарил, И. В. Вальтер и другие). Вместе с последователями выпустил работу «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения в сфере оформительского искусства и дизайна.

Автор музыки фортепианной сюиты «Дон Кихот» (1915), теоретической работы «Руководство к изучению четвертей тона для скрипки» (1915). В 1917–1918 занимался разработкой упрощенного типа скрипки. В 1920-х вместе с учениками создал серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Гуро «Небесные верблюжата», «Осенний сон».

Произведения Матюшина находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них - Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

В Петербурге в доме Матюшина и Гуро открыт Музей петербургского авангарда (при Музее истории Санкт-Петербурга).

Михаил Матюшин – разносторонне одаренный человек, в жизни которого тесно переплелись музыка и живопись, педагогическая и философская деятельность.

Первое образование, полученное Матюшиным, было музыкальным. На протяжении пяти лет с 1876 года он обучался в Московской консерватории, по окончании которой до 1913 года солировал в Придворном императорском оркестре в Петербурге.

Параллельно Михаил брал уроки живописи. В 1894–1898 посещал Рисовальную школу при ОПХ, после – учился в студии художника Я. Ф. Ционглинского и частной школе Е. Н. Званцевой.

Человеком многогранного таланта была и супруга Матюшина Е. Гуро, также посещавшая студию Ционглинского. Вместе они состояли в обществе русских кубофутуристов – «будетлян», работали над созданием издательства «Журавль». Первый сборник творчества русских авангардистов – «Садок судей» - был выпущен издательством в 1910 году. В целом до 1917 года Матюшин издал здесь порядка 20 книг. Работа в «Журавле» поспособствовала сближению Матюшина с поэтами и художниками авангарда – братьями Бурлюками, В. Хлебниковым, В. Каменским и с представителями старой школы – А. Ремизовым, В. Ивановым, Ф. Сологубом.

Зимой 1909 года в Петербурге Матюшин и Гуро основали общество художников «Союз молодежи». Организация просуществовала до 1914 года, успев организовать и провести шесть выставок, на которых были представлены работы всех направлений авангарда.

Сам Матюшин с 1910 года в творчестве развивал идеи метода, позволявшего воспринимать и познавать мир, человека и саму Вселенную как целое. Подобный переворот в философии Михаила Васильевича произошел под впечатлением от книг и теорий математика П. Успенского.

Через некоторое время «Союз молодежи» при поддержке общества поэтов «Гилея» основали театр футуристической направленности «Будетлянин». По замыслу создателей, театр должен был перевернуть традиционные взгляды на то, каким должен быть этот вид искусства. Зимой 1913 года в театре прошла первая постановка – опера «Победа над солнцем», к которой Матюшин написал музыку, а над оформлением сцены работали Малевич и Крученых.

С 1914 Матюшин реализует свои творческие способности на литературном поприще: издает книгу «О кубизме», публикует статью «Футуризм в Петербурге». В это же время, он ведет работу над созданием музыкальных произведений – «Дон Кихот» и «Осенний сон». Музыка Матюшина, как и его живопись, была авангардной, наполненной поиском «нового мирослышания» и «звукового миросозерцания».

В 20-х годах вместе со своими последователями Матюшин создает группу «Зорвед» (зрение и ведание), деятельность и творчество участников которой основывается на теории «расширенного смотрения». Группа исследовала воздействие цвета и формы, звука и света на восприятие человеком того или иного предмета.

На протяжении этого времени Михаил Матюшин активно занимался и педагогической деятельностью. Преподавал в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, позже - в Гинхуке.

В 1923 и 1930 годах прошли две выставки работ Матюшина и его учеников, представителей школы «Зорвед», которые имели большой успех у критиков.

В память о нем и его вкладе в культурную жизнь России XX века в 2006 году был основан Музей петербургского авангарда.

Картины художника Михаила Матюшина .

русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в

Биография

С 1877 по 1881 годы обучается в Московской Консерватории по классу скрипки, и затем работает скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем посещает школу-студию Я.Ф. Ционглинского.

В 1908-1910 годах Матюшин и его жена Елена Гуро входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский , Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпускает 20 футуристических книг.

Похоронен в Мартышкине.

Творческий путь

Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.

В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского . Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».

Семья

  • Гуро, Елена Генриховна - вторая жена, поэтесса и художница.

Публикации М. Матюшина

  • О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
  • Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
  • Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
  • О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
  • Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932. Переиздание: Михаил Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний - М.: Д. Аронов, 2007. - 72 с. - ISBN 978-5-94056-016-4.

Память

  • В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адрес- улица профессора Попова, дом 10).