Микеланджело буонарроти родился. Биография микеланджело. Известные работы Микеланджело

В 1475 году в семействе бедного, но знатного флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти родился мальчик, который должен был стать величайшим скульптором за всю историю человечества. Отец “по велению высших сил” назвал сына Микеланджело. Картины и скульптуры, созданные его рукой, поистине божественны, как и его имя.

Начало творчества

Большую часть своего детства мальчик провел в деревне у кормилицы, где и научился работать с глиной и резцом, что и способствовало выявлению его Увидев это, Лодовико Буонаротти отдал сына в мастерскую художника Доменико Гирландайо на обучение, а через год - к знаменитому скульптору Бертольдо ди Джованни. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Он приглашает его к себе во дворец. В течение трех лет Микеланджело живет и творит для Лоренцо Великолепного, где знакомится со многими живописцами и скульпторами, а также ценителями искусства.

В Риме

Вскоре его работы начинают интересовать высших духовных чинов, и его приглашают в Рим, где он выполняет заказы кардинала Рафаэля Риарио, а затем и папы Юлия Второго, по поручению которого Микеланджело в течение четырех лет расписывал потолок Сикстинской капеллы. Согласно замыслу, это должно было быть более 300 работ на библейские темы, и с ними прекрасно справился Микеланджело. Картины эти стали наиболее точными репродукциями к библейским историям: “Создание Небес и Земли”, “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, “Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп“ и т. д. Несмотря на то, что по характеру своего таланта Микеланджело Буонарроти прежде всего был скульптором, тем не менее его наиболее грандиозные замыслы были реализованы именно в живописи. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы.

Некоторые картины Микеланджело с названиями

“Страшный суд”

Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. Ему было 60 лет, он был болен, немощен, и ему было очень сложно ее писать. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Картины такого масштаба обычно писались сразу несколькими мастерами, однако пожилой художник справился с этой работой в одиночку. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет.

“Терзания святого Антония”

До 2008 года эта картина считалась произведением неизвестного и только в этом году она была признана работой Микеланджело Буонарроти. Кстати, это самое раннее из сохранившихся его творений.

Картина Микеланджело “Сотворение Адама”

Эту фреску великий живописец написал в 1511 году. Она входит в число девяти центральных композиций, изображенных на своде и считается одной из наилучших работ Микеланджело. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны. Однако они находятся на достаточной высоте, и для того чтобы их внимательно изучить, необходимо запрокинуть голову назад, что не очень удобно. Поэтому у входа в капеллу, да и во многих книжных магазинах Италии можно приобрести альбом работ Микеланджело, включающий репродукции творений великого художника.


Michelangelo Buonarroti (Litalian, 1475 - 1564) Drawings \ Графика Микеланджело

Микела́нджело Буонарро́ти - великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Несомненно, гением делает талантливого человека непобедимая комбинация качеств – талант и трудолюбие. Эти качества в высшей степени были присущи Микеланджело. Отложив в сторону кисти и краски, он до конца жизни не расставался с сангиной (красноватым мелком) и итальянским карандашом.

Микеланджело Буонарроти
Study of a head, the Marchioness of Pescara, c.1525-8,
black chalk on paper,
British Museum, London.

В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают».В немалой степени благодаря Микеланджело рисунок, бывший ранее вспомогательным средством, в период Высокого Возрождения становится самостоятельным жанром.

Michelangelo,
Count of Canossa (Study for Warrior’s Head), 1550-1580

Michelangelo Buonarroti

«Зенобия» \ Zenobia, Queen of Palmyra, c.1520-25,
charcoal on paper,
Uffizi, Florence, Italy.

Образ легендарной царицы Пальмиры, потерпевшей поражение в соперничестве с Римом, привлекал внимание многих Ренессансных художников. Высокообразованная свободолюбивая красавица прекрасно владела греческим, латинским и древнегреческим языками. Организованный ею культурный кружок посещали греческие литераторы и философы. Своё восхищение прекрасным образом «царицы пустыни» Микеланджело выразил в подарочном рисунке «Зенобия».

Микеланджело Буонарроти

Head of Cleopatra, c.1533-4,
black chalk on paper,
Casa Buonarroti, Florence, Italy.

Иногда предназначение его подарочных рисунков было совершенно необычным – в качестве учебных пособий. Среди них – рисунок «Клеопатра», по которому друг Микеланджело Томмазо Кавальери учился рисовать.

Michelangelo Buonarroti

Head of Cleopatra, c.1533-4(detail)

Микеланджело Буонарроти.
«Пьета» tudy for a Pieta, c.1540,
black chalk on paper, Isabella
Stewart Gardener Museum, Boston, MA, USA.

Микеланджело был глубоко верующим католиком. Всю жизнь его творчество было тесно связано с Церковью. Постепенно у художника сформировалось своё представление о христианстве, о чём свидетельствуют некоторые его рисунки. Дружба с поэтессой Витторией Колонна, которая интересовалась вопросами религии, обострила его религиозные чувства. В 1540-х годах появилась серия рисунков на религиозные сюжеты, многие из которых были посвящены Виттории.

Madonna and Child
1522-25
Black and red chalk, pen and brown ink on brownish paper, 541 x 396 mm
Casa Buonarroti, Florence

Michelangelo Buonarroti


c. 1532
Black chalk, 317 x 210 mm
Royal Collection, Windsor

Микеланджело был прекрасным рисовальщиком. Его мастерство было таким высоким, что стало эталоном для многих поколений художников. Интересуясь, прежде всего, формой и объёмом, он часто предпочитал изображать детали (торсы, руки, головы) и выбирал самые сложные ракурсы и жесты, чтобы передать борьбу материи и духа. Для создания пластической выпуклости форм наряду с контуром Микеланджело использовал перекрёстную штриховку.

Michelangelo Buonarroti
Estudios para la Sibila de Libia 1511-1512
~ Metropolitan Museum of Art ~ New York

Head of a Woman (recto)
1540-43
Black chalk, 212 x 142 mm
Royal Collection, Windsor

Michelangelo Buonarroti

«Идеальная голова»
Study of an ideal head, c.1516, r
ed chalk on paper,
Ashmolean Museum, Oxford, UK.

Study of an Inclined Head
1529-30
Red chalk, 355 x 270 mm
Casa Buonarroti, Florence

Гравюра с утерянной картины Микеланджело.

1530, 30x40 см.
Британский музей.
Копия 16 века с утерянной картины Микеланджело Леда и Лебедь 1530 года.

Madonna and Child with the Infant St John (recto)
1529-30
Red chalk, 290 x 204 mm
Muse du Louvre, Paris

The Holy Family with the Infant St John (verso)
1529-30
Red chalk, 290 x 204 mm
Muse du Louvre, Paris

Особенностью "создателя Ватикана" было то, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на всех стадиях, начиная с выбора мраморной глыбы и перевозки ее до мастерской. Мастер никому не доверял даже простейших транспортировочных и погрузочных работ. Он словно уже в огромной глыбе видел свое произведение и уже относился к ней, как к хранилищу будущего шедевра.


Среди ранних работ скульптора достоверно его авторство установлено лишь у нескольких. Среди них фигура "Бахуса". Бог вина и веселья изображен умиротворенно пьяным. Сопровождающий героя сатир тихонько хихикает за спиной разгульного божества. В работе чувствуется некоторая несмелость автора, не слишком хорошее знание анатомии, условность пропорций. Несмотря на явные формальные погрешности, молодому удалось создать гармоничный образ, очень пластичный и впечатляющий.


Следующая работа великого мастера также относится к его ранним шедеврам, однако, она считается произведением искусства, заканчивающим период Раннего Возрождения и открывающим великолепную эпоху Высокого Возрождения. Речь идет о композиции "Пьета", расположенную в . Мертвое тело сына Иисуса держит на руках Дева Мария. Молодая, хрупкая женщина горько скорбит. Ее лицо источает нескончаемую печаль и горе. Скульптура поражает точностью деталей. Складки одежды Марии не могут не вызывать восхищения тонкой и скрупулезной работой автора. Известно, что впечатление, производимое композицией настолько сильное, что несколько раз на нее покушались люди с неустойчивой психикой. Последний инцидент произошел в начале 70-х годов, когда сумасшедший Ласло Тот кинулся на статую с молотком, вообразив себя самим Христом, восставшим из мертвых. С тех пор скульптуру защищает специальный прозрачный купол.


Символом всего Ренессанса стала . В этой работе мастер воспел красоту человеческого духа и тела. Поражает гармония, присущая этой скульптуре. Автору едва исполнилось 26 лет, когда он получил заказ на "Давида". Результат уже в то время произвел яркое впечатление не только на флорентийцев, но и на коллег мастера.


Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора, одна из самых любимых работ самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал на протяжении 30 лет. Фигура пророка обладает секретом, чтобы полностью понять задумку автора, нужно разглядеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, исходящую изнутри скульптуры.


Великий Буонаротти создал несколько работ, носящих явные признаки незаконченности. Более того, автор оставлял эти работы незавершенными намеренно, чтобы усилить впечатление. Такова скульптура "Мадонна Медичи", которая считается самым прекрасным изображением Матери Божьей. Незавершенность работы создает ощущение, что ты присутствуешь во время чудесного появления скульптуры из мраморной глыбы.


Микеланджело не любил создавать скульптуры, обладающие портретным сходством с кем бы то ни было. Даже заказанные ему надгробия он создавал, объятый вдохновением. Самое известное из всех его скульптурных надгробий - памятник Лоренцо Медичи. Идеализируя образ почившего герцога, мастер создает созерцательный образ умудренного опытом человека, эстета и мецената.

Работы Микеланджело украшают лучшие соборы , . Искусствоведы постоянно "находят" все новые работы скульптора, который никогда не считал нужным подписывать свои работы (подписал лишь одну). На сегодняшний день известно о 57 скульптурах Микеланджело, из которых около 10 безвозвратно утрачены.

Кто такой Микеланджело, знают, так или иначе, все. Сикстинская капелла, Давид, Пьета – вот, с чем прочно ассоциируется этот гений эпохи Возрождения. Меж тем, копни чуть глубже, и большинство вряд ли сможет внятно ответить, чем еще запомнился миру своенравный итальянец. Расширяем границы познаний.

Микеланджело зарабатывал подделками

Известно, что Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций, которые приносили ему немалые деньги. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру.

Микеланджело изучал умерших

Микеланджело известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе. Столь кропотливая работа обязывала безупречно знать анатомию, меж тем, в начале своей карьеры Микеланджело понятия не имел, о том, как стоится человеческое тело. Чтобы восполнить недостающие знания, Микеланджело много времени проводил в монастырском морге, где осматривал мертвых людей, пытаясь понять все тонкости человеческого тела.

Эскиз для Сикстинской капеллы (16 век).

Зенобия (1533)

Микеланджело ненавидел живопись

Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».

Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти

Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Юный талант проявлял большое усердие и прилежность в учебе и быстро достиг не только успехов на школьном поприще, но и завоевал покровительство Медичи. Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей. Так, согласно сочинению Джорджо Вазари, итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано, из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос.

Микеланджело тяжело болел

Письмо Микеланджело своему отцу (июнь, 1508).

Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.

Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.

Тайные автопортреты Микеланджело

Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, который держит содранный кусок кожи, представляющий собой лицо никого иного, как Микеланджело.

Портрет Микеланджело руки итальянского художника Jacopino del Conte (1535)

Рисунок из итальянской книги по искусству (1895).

Микеланджело был поэтом

Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни. Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.

Главные работы Микеланджело

В мире немного произведений искусства, которые могли бы вызывать столько восхищения, как эти работы великого итальянского мастера. Предлагаем посмотреть на несколько самых знаменитых работ Микеланджело и проникнуться их величием.

Битва кентавров, 1492

Пьета, 1499

Давид, 1501-1504

Давид, 1501-1504 Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 13.12.2016 14:46 Просмотров: 2695

По характеру своего дарования Микеланджело ощущал себя прежде всего скульптором.

Известно более 50 скульптурных произведений Микеланджело, но некоторые из них утрачены, авторство некоторых под вопросом, а одну из них («Флорентийская пьета») разбил сам автор, но его ученик Тиберио Кальканьи восстановил её по предварительной модели.

Микеланджело «Флорентийская пьета» (около 1555). Мрамор, 226 см. Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Микеланджело «Битва кентавров», или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)

Мраморный барельеф со сценой кентавромахии относится к первым известным независимым произведениям Микеланджело (наряду с «Мадонной у лестницы»), в котором он проявил себя в качестве скульптора. Вазари писал, что, глядя на эту работу, невозможно поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера.

Микеланджело «Битва кентавров». Дом Буонарроти во Флоренции

Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия . А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Предположительно, сцена изображает бой кентавров с лапифами (полумифическое-полуисторическое племя). Это был последний бой, происходивший на свадьбе, поэтому в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу).
Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу.
Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.

Фрагмент барельефа «Умирающий воин»

Этот барельеф вырезан на куске каррарского мрамора.

Микеланджело «Пьета» (1499)

Пьета́ (от итал. pietà – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией.
Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. Копии «Пьеты» находятся во многих католических храмах по всему миру.

Микеланджело «Пьета». Мрамор. Высота 174 см. Собор святого Петра (Ватикан)

«Пьета» Микеланджело – скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна изображена совсем юной, скорбящей об утрате Сына.
Искусствоведы считают композицию «Пьеты» безупречной. Фигуры являют собой единое целое, но скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, но работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.
Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

Микеланджело «Умирающий раб». Мрамор. Высота 2, 28 м. Лувр (Париж)

В «Восставшем рабе» видели олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» – живописи, так как у ног фигуры видно незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae (крылатое латинское выражение «искусство – обезьяна природы».

Микеланджело «Моисей» (1515)

Мрамор. Высота 235 см. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим)

Моисей – ветхозаветный пророк. Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Гробница папы Юлия II

По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера.
«Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика.
Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с ро́жками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». С иврита слово можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, всю фразу можно перевести как «потому что излучала [лучи] кожа его лица».
Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.

Микеланджело. Тондо Таддеи (около 1504)

Мрамор, 109х109 см. Королевская академия художеств (Лондон)

Круглый мраморный барельеф изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем. Иисус вытянулся на коленях матери и оглядывается через правое плечо на Иоанна, который протягивает ему птичку. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). В данной скульптуре фигурка Иисуса наиболее проработана, а фигуры Марии и Иоанна Крестителя едва проступают на фоне.

Микеланджело. Цикл статуй-аллегорий (1524-1534)

Эти статуи входят в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».

Микеланджело «Утро» (1526-1531). Мрамор. Высота 155 см. Капелла Медичи (Флоренция)

Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Она полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку. Глаза её полузакрыты, рот приоткрыт. Повернутая к зрителю голова склонена на правое плечо. Под грудью у неё завязана лента, которая является символом рабства.

Микеланджело «День» (1520-1534). Мрамор. Высота 160 см. Капелла Медичи (Флоренция)

Скульптура изображает мощную мужскую фигуру, познавшую все радости и горести жизни.

Микеланджело «Вечер» (1524-1534). Мрамор. Высота 155 см. Капелла Медичи (Флоренция)

«Вечер» олицетворяет пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня». Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится... «Голова не завершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно» (Айнем).