"молодой папа" с позиций психоанализа

Пий, имя 9 пап

Пий I (между 140-155), родом из Аквилеи; ему приписывают некоторые постановления относительно празднования пасхи и о еретиках.

Пий II (1458-64), Эней-Сильвий Пикколомини родом из Сиены, где изучал право; позже, переселясь во Флоренцию, пользовался там руководством Поджио и Филельфо и приобрел громкую известность как гуманист и поэт. Состоя секретарем у разных епископов и кардиналов, жил в Базеле во время собора, участвовал в агитации против папы, путешествовал по Франции и Шотландии. После окончательного разрыва между собором и папою П. становится решительным защитником прав собора, занимает ряд должностей при нем, исполняет дипломатические миссии и делается секретарем выбранного собором антипапы Феликса, но затем, получив от императора Фридриха III коронование в поэты, занимает место при его дворе (1443). Между тем Евгений IV одержал победу над собором и другими противниками; тогда П. стал решительным сторонником папы и врагом соборной реформы и получил прощение от папы (1445). После смерти Евгения возвышение П., принявшего духовный сан, пошло быстро: Николай V сделал его епископом (1447), затем он был назначен нунцием Венгрии, Богемии, Моравии и Силезия (1462) и кардиналом (1456). Поселившись в Риме, П. был избран папою после смерти Каликста III и особой буллой торжественно отрекся от их прежних воззрений. Как папа, П. держался традиций своих предшественников: буллой Execrabilis (1460) он объявил апелляцию на папу к собору ересью, старался уничтожить всякую самостоятельность местных церквей во Франции и в Германии, вмешивался в итальянские дела для расширения церковной области и для доставления владений своим родственникам, боролся с мятежными движениями в Риме и в Романье. Главной его мечтой был крестовый поход против турок для возвращения Византии. Тотчас по вступлении на престол П. назначил для этой цели собор в Мантуе - первый светский конгресс под председательством папы - и, несмотря на отсутствие и противодействие представителей многих государей, объявил войну против турок, наложил для этой цели десятину на христиан и евреев и назначил главнокомандующим императора Фридриха III. Булла не имела успеха, но П. не оставил своей мысли: сначала он отправил длинное послание Магомету II, убеждая его креститься и обещая признать его тогда восточным императором, а затем сам выступил в поход против турок и умер в Анконе, в ожидании флота. Гораздо значительнее литературная деятельность П. как гуманиста. П. не был ученым: он не знал греч. языка и был мало знаком с греческой литературой; но, как разносторонний писатель, он чутко относился к действительности и отразил в своих произведениях все перемены своего "настроения". Так, в молодости он написал массу стихотворений преимущественно фривольного содержания (напр., обширная поэма "Nymphifexis"), в старости - религиозного (в честь Богородицы, блаженного Августина и др.). К числу его эротических произведений принадлежит также крайне непристойная комедия "Chrisis" и переведенная на многие языки новелла об Эвриале и Лукреции. Как оратор, П. оставил 36 речей, произнесенных при разных случаях, и теоретическое сочинение по риторике ("Artis rhetoricae praecepta"). Еще важнее его многочисленные диалоги и трактаты, из которых особенно замечательны: "О ереси гуситов", "Против турок в защиту католической веры", "Об авторитете Собора и Папы", где П. еще защищает собор, "Реntalogus" (предложение прекратить спор собора с Евгением IV посредством нового собора), "О бедствиях придворной жизни" ("De Curialium miseriis") - живая картина темных сторон двора Фридриха III, "О воспитании князей ", "О счастии", "Похвала Гомеру". Как историк, П. настроен критически, но не применяет систематически своих принципов, а в изображении современности не чужд партийности. Его извлечения из "Истории готов" Иорнанда и из "Декад" Биандо не имеют интереса; комментарии о базельском соборе ("Commentariorum de gestis Basiliensis concilii libri II", Базель, 1535), дошедшие до нас не в полном виде - партийные мемуары; "О знаменитых современниках" ("De viris aetate sua claris", Штутг., 1847) - живые характеристики по личным воспоминаниям; "История Фридриха III" (Historia rerum Frederici III imperatoris", Вена, 1762) - история Австрии с древнейших времен, где П. сначала пересказывает с критическими поправками хроники, а затем описывает события как очевидец или по рассказам современников; по такому же методу написана история Богемии до восшествия на престол Подибрада ("De ortu, regione et gestis Bohemorum", П., 1475); дополнением к истории Фридриха служит история регенсбургского рейхстага 1454 г. ("Historia de Ratisbonensis dieta", Лукка, 1759). Под конец жизни П. начал обширную всеобщую историю своего времени с присоединением географического описания стран и народов ("Historia rerum ubique gestarum locorumque descriptio") и окончил две первые ее части, "Europa" и "Asia" ("Opera", Базель, 1551); к этому же времени относится и его автобиография ("Commentarii rerum memorabilium", Франкфурт, 1614). Весьма важное дополнение к произведениям П. составляет его переписка ("Epistolae" Рим, 1473).См. G. Voigt, "Enea-Silvio Piccolomini, als Papst P. II, und sein Zeitalter" (Берл., 1859-63); Hagenbach, "Errinnerungen an Aeneas-Silvius Piccolomini" (Базель, 1840); Heinemann, "Aeneas-Silvius, als Kreuzzugsprediger" (Берн, 1855); Gengler, "Aeneas-Sylvius und seine Bedeutung für die deutsche Rechtsgeschichte" (Эрланген, 1860); Markgraf, "Ueber das Verhältniss des Königs Georg von Böhmen zu Papst P. II" (Бреславль, 1867); "Piccolomini Alcuni documenti inediti intorno a P. II e a P. III illustrati" (Сиена, 1871); Verdère, "Essai sur Aeneas-Sylvius Piccolomini" (П., 1843).

Пий III (1503) - Франческо Пикколомини, племянник П. II; при Павле II был легатом в Германии. Выбранный после Александра VI, П., дряхлый и болезненный, удачно, однако, боролся с Борджиа и имел в виду созвать собор для реформы церкви, но умер через месяц после избрания.

Пий IV (1559-1565) - Джованни-Анджело Медичи, родом из Милана, незнатного происхождения; обязан возвышением брату, смелому авантюристу, завоевавшему Сиену и получившему титул маркиза Мариньяно. П. пользовался известностью, как юрист; приняв духовный сан, был назначен при Павле III кардиналом. Павел IV не любил П., который должен был оставить Рим. Выбранный в папы после его смерти, П. казнил его племянника, герцога Караффу, и держался противоположной политики: не любил инквизицию и отличался миролюбием. Вынужденный необходимостью, он возобновил заседания тридентского собора (1562), который имел теперь целью не соглашение с протестантами, а реформу католической церкви. Прелаты различных национальностей, опираясь на своих государей, расходились по самым существенным пунктам; раздавались жалобы на подчинение папы собору, происходили схватки на улицах. Тогда П. вступил в соглашение с католическими державами, и настроение собора резко изменилось: все вопросы были решены в духе и в интересах папства. П. не был свободен от непотизма, но самый влиятельный его родственник, Карло Борромео, был бескорыстным слугою церкви. См. Voss, "Die Verhandlungen Р. IV mit den katholischen Mächten" (Лпц., 1887).

Пий V (1566-1572) - Микеле Гизлиери, родом из Боско около Александрии, незнатного происхождения, одна из самых мрачных фигур на папском престоле. Рано вступив в доминиканский монастырь, П. весь проникся аскетизмом и фанатическою ненавистью к еретикам. Назначенный инквизитором в Комо и Бергамо, он действовал с такой жестокостью, что население едва не побило его камнями. Узнав о его усердии, Павел IV вызвал его в Рим, сделал членом римской инквизиции, епископом и кардиналом. Аскетом и инквизитором остался П. и на папском престоле. В Риме запрещены были праздничные увеселения; за нарушение этого предписания знатные платили штраф, а незнатные в первый раз подвергались церковному покаянию, во второй - публичному бичеванию, в третий - ссылке на галеры. В монастырях была заведена такая дисциплина, что монахи и монахини с отчаянием разбегались. Инквизиция карала преступления, совершенные 20 лет назад, причем папа никогда не смягчал приговоров, а наоборот, делал выговоры судьям за нерадение, если казней было мало. Как правитель, П. отличался неутомимой деятельностью, был свободен от непотизма и под страхом отлучения запретил на будущее время отчуждение церковных владений. Он пытался запретить государям налагать новые подати без согласия папы. Битва при Лепанто была отчасти следствием его стараний. Он грозил Максимилиану II низвержением, если будет дана свобода протестантам, побуждал Карла IX к кровавым насилиям против гугенотов, послал Альбе, свирепствовавшему в Нидерландах, освященную шпагу и шляпу, отлучил от церкви Елизавету Английскую. Климент XI канонизировал П. Его письма, проникнутые изуверством, изданы в XVII ст. ("Epistolae", Антверпен, 1640). См. Falloux, "Histoire de P. V" (Пар., 1844); Mendham, "Life and Pontificate of P. V" (Л., 1835).

Пий VI (1775-1799) - родом из Чезены в Романье, из фамилии графов Браски. Склонный к иезуитам, он играл важную роль при Клименте ХIII, исполняя должность министра его двора, но при Клименте XIV утратил всякое влияние, хотя и был назначен кардиналом. Избранный в папы партией непримиримых (zelanti), П. держался средневековых воззрений, но считал необходимым делать уступки действительности, вследствие чего ограничивался бесполезными полумерами. Желая улучшить материальное положение населения, он уничтожил внутренние таможни в Церковной Области, но завел соблазнительные для бедняков лотереи в пользу казны, торговал должностями и истощил казначейство попыткою осушить Понтийские болота. Население не любило П.; против него составлялись заговоры. Еще печальнее для П. были его полумеры в общей церковной политике. Не решаясь восстановить иезуитский орден и даже выпустить из заключения его вождей, П. разрешил его существование и деятельность в Пруссии и в России, что раздражило противников иезуитов и не удовлетворило их сторонников. Иосиф II сокращением монастырей и другими реформами взял в свои руки внешнее управление церковью. Чтобы отклонить императора от этой политики, П. отправился в Вену; Иосиф II торжественно принял папу, отдал ему визит в Рим, но продолжал свои реформы и даже закрыл тот монастырь, где был устроен прием П. Такие же реформы были проведены Леопольдом в Тоскане. Неаполь отверг ленную зависимость от папы. В Германии владетельные духовные князья на Рейне объявили, что признают папский примат только в тех пределах, какие он имел в первые столетия нашей эры (так назыв. эмсские пункты - Emser Punktation). Когда началась французская революция, П. отверг гражданское устройство духовенства и отлучил от церкви принявших новую присягу духовных лиц; это не помешало французскому правительству конфисковать церковные имущества и отнять у папы Авиньон и Венессэн. Во время походов 1796-97 г. Церковная Область сильно пострадала, и П. по миру в Толентино (1797) потерял Болонью и Феррару. При первых признаках революционного движения в Риме директория объявила папское правительство упраздненным, Церковную Область - республикою; 80-летний П. был ограблен, заключен под стражу и перевезен во Францию, где и умер в крепости Валанс.См. Bourgoing. "Mémoires historiques et philosophiques sur P. VI et son pontificat" (П., 1799); Tavanti, "Fasti del S. P. Pio VI" (Флоренция, 1804); Wolf, "Geschichte der römisch-katholischen Kirche unter P. VI" (Цюрих- Лпц., 1793-1806); Artaud de Montor, "Histoire de P. VI" (Пар., 1847).

Пий VII (1800-1823) - граф Кьярамонти (Chiaramont), родом из Чезены, родственник и преемник П. VI. 16-ти лет вступил в бенедиктинский орден, был учителем и настоятелем монастыря св. Каликста. П. VI назначил его епископом и кардиналом. Выбранный в папы кардиналами, собравшимися в Венеции, П. вернулся в Рим, занятый неаполитанскими войсками. Руководимый своим государственным секретарем Консальви (см.), П. заключил с Наполеоном конкордат (1801), которым восстановлялась католическая церковь во Франции, но должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. (см. Галликанизм). Аналогичные конкордаты заключил П. с итальянскими республиками и признал секуляризацию духовных владений в Германии. Пользуясь временным спокойствием, он восстановил орден иезуитов в Сицилии (1804). Надеясь добиться новых уступок от Наполеона (главным образом, отмены декларации 1682 г. и допущения во Францию монашеских орденов), П. согласился приехать в Париж и короновать там Наполеона императором. Монахов Наполеон допустил, но других уступок папе не было сделано. Есть известие, что Наполеон предложил папе навсегда остаться во Франции, но П. отклонил предложение и вернулся в Рим. Когда Наполеон назначил неаполитанским королем своего брата Иосифа и потребовал от папы присоединения к континентальной системе, П. протестовал против обеих мер; Рим был занят французскими войсками (1808), и вскоре после того Церковная Область была присоединена к Франции. П., отлучивший Наполеона от церкви, был арестован и отвезен сначала в Гренобль, потом в Савону, наконец - в Фонтенбло. Сначала папа держался твердо и не признавал епископов, назначенных Наполеоном; но арест становился все суровей, и отрезанный от мира П. согласился утвердить епископов, признать все распоряжения Наполеона и остаться на житье во Франции; в этом смысле был заключен новый конкордат (1813). Когда империя стала близиться к падению, П. отрекся от всех своих уступок и под покровительством союзников вернулся в Рим (1814), получив обратно прежние владения, кроме Авиньона. Победители стали смотреть на Папу как на одну из важнейших опор легитимизма, и П. искусно воспользовался новым направлением. В 1814 г. папа восстановил орден иезуитов (булла Solicitude omnium); Консальви заключил выгодные для церкви конкордаты с Францией, Баварией и Неаполем и соглашение с Пруссией. Самой крупной неудачей П. в это время был его бесплодный протест против венского конгресса, не восстановившего духовных владений в Германии. П. VII основал художественный музей Кьярамонти.См. Artaud de Monfoi, "Histoirie de la vie et du pontifical de P. Vif" (Лиль,1840); Gaudet, "Esquisses historiques et politiques sur le pape P. VII" (Пар., 1824); Giucci, "Storia della vita e del pontificato di P. VII" (Рим, 1857); Henke, "Papst P. VII" (Штутгарт, 1862); Holzwarth, "Napoleon I und P. VII" (Майнц, 1872); Jager, "Lebensbeschreibungen des Papstes P. VII" (Франкфурт, 1824); Pacca, "Compendio storico su P. VII" (Милан, 1824): Simon, "Vie politique et privée de P. VII" (Париж, 1823).

Пий VIII (1829-30) - граф Кастилоне, родом из Чинголи; рано вступил в монастырь, изучал каноническое право в Болонье. П.VII назначил его епископом. За резкую защиту папы против Наполеона и за отказ присягнуть последнему, как итальянскому королю, П. был сослан на Ю Франции. После падения Наполеона получил сан кардинала. Выбранный в папы после смерти Льва XII, П., уже дряхлый старик, вел упорную борьбу против либеральных течений, против библейских и тайных обществ. Вследствие революционных вспышек в Романье и в самом Риме П. облегчил некоторые тягости населения, но в общем держался реакционного направления. Самым крупным делом его внешней политики было заключение конкордата с Голландией. См. Аrtaud de Montor, "Histoire du pape P. VIII" (П. 1844); Rudoni, "Leone XII e P. VIII" (Милан, 1829).

Пий IX (1846-1878) - граф Джованни-Маpиa Мастаи-Феретти, родственник П. VII, родился в Синигалье в 1792 г.; получил образование в коллегии пиаристов; намеревался вступить в папскую гвардию, но вследствие эпилептических припадков избрал духовную карьеру, изучил богословие в Collegium Romanum, вступил в орден миноритов, сделался священником, некоторое время проповедовал в родном городе, затем отправился миссионером в Чили, где пробыл 2 года (1823-25). Лев XII назначил его архиепископом, Григорий ХVI - кардиналом. После смерти Григория XVI обе партии кардиналов - ретрограды, сторонники умершего папы, и либералы, считавшие необходимыми уступки духу времени, - легко сошлись на мягком и уступчивом П., который казался доступным обоим направлениям. Действительно, П. считал возможным примирить средневековое воззрение на папскую власть с новыми потребностями и, оставаясь реакционером в церковной сфере, начал свое правление в духе политического либерализма. Население требовало от папы, во-первых, амнистии политических ссыльных и заключенных, которых при его вступлении на престол было ок. 2000, и удаления главных сотрудников его предшественника; во-вторых, политических реформ в либеральном духе, светского министерства, конституции; в третьих, участия и даже руководства папы в борьбе против австрийского господства в Италии и за ее объединение. П. пошел на уступки по всем этим требованиям: дал амнистию, хотя и неполную, назначил государственным секретарем либерала (кардинала Джицци), сократил придворные расходы и пенсии, учредил комиссии для выработки новых реформ, обложил небольшим налогом монастыри и духовенство, разрешил промышленные ассоциации, научные съезды, школы для рабочих, библиотеки для чтения, постройку железных дорог. Джицци нашел эти уступки чрезмерными, вышел в отставку и был заменен кардиналом Феррети, по совету которого П. дал Риму новую муниципальную конституцию, учредил государственный совет (consulta), составленный преимущественно из светских людей, но имевший только совещательное значение, и согласился даже учредить национальную гвардию. Реакционные кардиналы устроили заговор против П., австрийцы захватили Феррару; но заговор не удался. Феррара была возвращена, и реформы продолжались, хотя совет предъявлял слишком большие, по мнению папы, требования, и Феррети, а вскоре и его преемник Бонфонти, вышли в отставку. Февральская революция сделала П. еще уступчивее: он назначил новое министерство из 6 светских и 3 духовных лиц с кардиналом Антонелли во главе и дал новую конституцию, учреждавшую две палаты: в одну из них члены назначались папой пожизненно, в другую избирались народом на основании ценза. Законы, принятые палатами, утверждались тайным советом кардиналов и затем папой, так что верховная власть по-прежнему оставалась в руках духовенства, что не могло удовлетворить население. Еще более недовольства вызывала внешняя политика П. Когда Карл-Альберт вооружился против Австрии, П. двинул войско на По, но отказался дать благословение римским добровольцам и противился соединению своих войск с пиемонтскими. В Риме началось волнение, и П. вынужден был составить новое министерство (сначала Мамиани, потом Фабри); министры настаивали на войне с Австрией, против которой П., наконец, решительно высказался в консистории кардиналов (28 апреля 1848 г.). Движение получило мало-помалу революционный характер: новый министр П., Росси, был убит при входе в парламент (5 ноября); папа тайком убежал в Гаэту (25 ноября), и в Риме провозглашена была республика. Из Гаэты П. обратился за помощью к католическим державам; австрийцы захватили Анкону и Болонью, французы - Рим (июль 1849 г.). Папа отправил в Рим комиссию из 3 кардиналов, приступившую к террористической реакции. Это вызвало протест со стороны Людовика-Наполеона; П. издал прокламацию с обещанием либеральных реформ и, вернувшись в Рим (апр. 1850г.), восстановил муниципальные советы и допустил в состав правительства светских лиц. Но это были только наружные уступки; реакция продолжалась, и П. со своим государственным секретарем Антонелли, опираясь на французов, не обращал внимания на нужды населения. Заключены были выгодные для церкви конкордаты с Испанией (1851) и Австрией (1855), восстановлена католическая иерархия в Англии (1850) и в Голландии (1853), учреждено несколько епископских кафедр в Сев. Америке, Африке и Азии. Без участия собора П. провозгласил новый догмат о беспорочном зачатии (Immaculata conceptio) Девы Марии (1854). Внутреннее состояние церковной области приходило, однако, все в больший упадок, а идея объединения Италии делала все большие успели. В 1859 г. Австрия вследствие начавшейся войны с Пиемонтом отозвала свои войска из Романьи; Болонья тотчас восстала и присоединилась к монархии Виктора-Эммануила; затем восстали Умбрия и Марки; папские волонтеры потерпели поражение при Кастельфидардо, и восставшие провинции последовали примеру Болоньи (1860), так что папа потерял 2/3 своих владений, удержавшись в остальных только с помощью французского гарнизона. По договору, заключенному в 1864 г. с Виктором-Эммануилом, Наполеон III обязался через 2 года удалить свои войска из Рима. П. грозила опасность утратить все свои владения, но он не шел на уступки, отлучил от церкви "узурпаторов", осуждал всякие новшества. Он торжественно канонизировал 23 японских мучеников (1862), пострадавших еще в 1597 г., а также немецкого иезуита Петра Канизия (1864), отпраздновал 1800-летний юбилей апостолов Петра и Павла (1867) и 50-летний своего священства (1868). В этот же период (1864) он издал знаменитую энциклику и силлабус (Syllabus errorum), где осуждал все враждебные средневековому католицизму направления в жизни государства и общества, в философии и в науке. В 1867 г. он предложил на предварительное обсуждение кардиналов новое учение о папской непогрешимости. Несмотря на сильную и почти повсеместную оппозицию против нового притязания, П. в 1869 г. открыл ватиканский собор (см.), возведший в догмат папскую непогрешимость (1870). Еще до открытия собора гарибальдийцы попытались захватить Рим (1867), но были отбиты вновь прибывшими франц. войсками, которые остались в папских владениях до франко-прусской войны и были отозваны только в августе 1870 г. В сентябре войска Виктора-Эммануила заняли при сочувствии населения папские владения и после незначительного боя вступили в Рим, объявленный столицей итальянского королевства. Светская власть папы была уничтожена. В 1871 г. итальянский парламент принял закон о гарантиях, по которому папа был признан государем, но его владения ограничены Ватиканом; в духовной сфере за ним признана полная самостоятельность. П. протестовал против занятия Рима, отказался признать новое правительство и принять короля, объявил себя "ватиканским пленником" и старался вызвать в Европе движение для восстановления папства в его прежнем виде. Сочувствие к П. не пошло, однако, дальше паломничеств в Рим с подарками папе и многочисленных депутаций по случаю 25-летнего юбилея его понтификата. Последние годы правления П. нанесли ряд ударов и его церковному влиянию постепенным ослаблением и даже окончательным устранением опеки духовенства над школой и печатью в Италии и за Альпами и так наз. " культурной борьбой" в Германии. См. Clave, "La vie et le pontificat de P. IX" (П., 1848); Balmes, "P. IX" (П., 1848); Clerc, "P. IX, Rome et l"Italie" (П., 1849); Pougeois, "Histoire de P. IX, sou pontificat et son siècle" (П., 1886); Villefranche, "P. IX, sa vie, son histoire, son siècle" (Лион, 1889); С. Haltaus, "Papst P. IX und seine Reformen im Kirchenstaate" (Лпц., 1847); Pfleiderer, "P. IX" (Гейльбр. 1878); Marocco, "Storia di P. IX" (Typ., 1856).

В новом 8-серийном минисериале режиссера Паоло Соррентино примут участие обладательница «Оскара» Дайан Китон и Джуд Лоу, сообщает “The Guardian”.

Дайан Китон исполнит роль сестры Мэри, американской монахини, живущей в Ватикане, в то время как Джуду Лоу досталась главная роль - вымышленная фигура Пия XIII, американского священника Ленни Белардо, избранного на пост римского понтифика.

Роль в совместном проекте телекомпаний HBO, Sky и Canal+ станет для Д. Китон первым опытом участия в телесериале. Ожидается, что съемки начнутся на этой неделе, а выход сериала на телеэкраны запланирован на 2016 год. Мировая премьера пройдет в кабельных сетях США, Великобритании, Италии, Германии и Франции.

Продюсеры пока не раскрывают детали характера Китон, но уже известно, что персонаж Джуда Лоу будет человеком, который упорно сопротивляется влиянию «придворных» служителей Ватикана.

Пий XIII в сериале предстанет «сложным и конфликтным персонажем, консервативным в своем выборе порой до мракобесия, но полным сострадания к слабым и бедным».

Режиссер сериала Паоло Соррентино заявил, что сюжет сериала «Молодой Папа» сфокусируется на начале понтификата Пия, и в нем будут присутствовать как «ясные признаки существования Бога», так и «ясные признаки отсутствия Бога».

Он также добавил, что в фильме будет поставлена проблема поисков веры и ее утраты. Создатели намерены показать «величие святости, которое может стать непосильной ношей - когда вы боретесь с искушениями и единственное, что вы можете сделать, - это поддаться им, а также внутреннюю борьбу между огромной ответственностью главы католической Церкви и страданиями простого человека, которого судьба или Святой Дух выбрали в качестве понтифика», - рассказал режиссер.

И, наконец, авторы сериала задаются вопросом - как человеку надлежит пользоваться и манипулировать властью в государстве, в котором догмой и нравственным императивом являются отказ от власти и самоотверженная любовь к ближнему.

Пий XIII: вымышленный персонаж или историческое лицо?

Несмотря на то, что персонаж Джуда Лоу, Пий XIII, назван продюсерами сериала «Молодой Папа» вымышленным героем, история католичества знает реального человека с таким именем.

В 1998 году священник Эрл Люциан Пульвермахер, принадлежавший к раскольническому течению седевакантистов, был провозглашен адептами Истинно-католической церкви папой Пием XIII.

Католик-миссионер, член монашеского ордена капуцинов о. Люциан Пульвермахер в 1970-х годах постепенно переходит на позиции крайнего традиционализма. Причиной стала реакция части католического духовенства и лично Л. Пульвермахера на изменения в католической традиции, произошедшие в результате Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Л. Пульвермахер порывает с орденом капуцинов и становится в оппозицию официальному Ватикану.

В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а также на том, что постановления Второго Ватиканского собора противоречат католической вере, он делает вывод, что все последующие папы также недействительны.

По его мнению, Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимали римский престол, но не являлись истинными римскими понтификами. Папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский собор, через свою ересь также перестал быть католиком, а значит и папой, утверждал Пульвермахер.

Таким образом, в соответствии с его теорией, престол святого Петра после смерти папы Пия XII в 1958 году оставался вакантным.

От этого произошло название секты седевакантистов, к которой принадлежал Л. Пульвермахер: в католической традиции период, в который Святой Престол не занят легитимным понтификом, называется Sede Vacante («при вакантном троне», при вакантном престоле).

Постепенно была сформулирована идея восстановить истинное католичество через выборы «настоящего» папы.

В 1998 году были проведены выборы нового понтифика. Псевдоконклав длился сутки, голосование происходило по телефону. В нем принимали участие немного численные адепты раскольнической организации, созданной при участии Пульвермахера, - Истинно-католической церкви (англ. True Catholic Church). В результате был избран единственный кандидат - Люциан Пульвермахер.

Скончался «антипапа» Пий XIII в 2009 году. Еще при его жизни в Истинно-католической церкви, как это часто случается в раскольнических сообществах, произошло дальнейшее разделение.

Роль вымышленного римского понтифика Пия XIII исполнит популярный актер Джуд Лоу.

В новом 8-серийном минисериале режиссера Паоло Соррентино примут участие обладательница «Оскара» Дайан Китон и Джуд Лоу, сообщает “The Guardian”.

Дайан Китон исполнит роль сестры Мэри, американской монахини, живущей в Ватикане, в то время как Джуду Лоу досталась главная роль - вымышленная фигура Пия XIII, американского священника Ленни Белардо, избранного на пост римского понтифика.

Роль в совместном проекте телекомпаний HBO, Sky и Canal+ станет для Д. Китон первым опытом участия в телесериале. Ожидается, что съемки начнутся на этой неделе, а выход сериала на телеэкраны запланирован на 2016 год. Мировая премьера пройдет в кабельных сетях США, Великобритании, Италии, Германии и Франции.

Продюсеры пока не раскрывают детали характера Китон, но уже известно, что персонаж Джуда Лоу будет человеком, который упорно сопротивляется влиянию «придворных» служителей Ватикана.

Пий XIII в сериале предстанет «сложным и конфликтным персонажем, консервативным в своем выборе порой до мракобесия, но полным сострадания к слабым и бедным».

Режиссер сериала Паоло Соррентино заявил, что сюжет сериала «Молодой Папа» сфокусируется на начале понтификата Пия, и в нем будут присутствовать как «ясные признаки существования Бога», так и «ясные признаки отсутствия Бога».

Он также добавил, что в фильме будет поставлена проблема поисков веры и ее утраты. Создатели намерены показать «величие святости, которое может стать непосильной ношей - когда вы боретесь с искушениями и единственное, что вы можете сделать, - это поддаться им, а также внутреннюю борьбу между огромной ответственностью главы католической Церкви и страданиями простого человека, которого судьба или Святой Дух выбрали в качестве понтифика», - рассказал режиссер.

И, наконец, авторы сериала задаются вопросом - как человеку надлежит пользоваться и манипулировать властью в государстве, в котором догмой и нравственным императивом являются отказ от власти и самоотверженная любовь к ближнему.

Пий XIII: вымышленный персонаж или историческое лицо?

Несмотря на то, что персонаж Джуда Лоу, Пий XIII, назван продюсерами сериала «Молодой Папа» вымышленным героем, история католичества знает реального человека с таким именем.

В 1998 году священник Эрл Люциан Пульвермахер, принадлежавший к раскольническому течению седевакантистов, был провозглашен адептами Истинно-католической церкви папой Пием XIII.

Католик-миссионер, член монашеского ордена капуцинов о. Люциан Пульвермахер в 1970-х годах постепенно переходит на позиции крайнего традиционализма. Причиной стала реакция части католического духовенства и лично Л. Пульвермахера на изменения в католической традиции, произошедшие в результате Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Л. Пульвермахер порывает с орденом капуцинов и становится в оппозицию официальному Ватикану.

В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а также на том, что постановления Второго Ватиканского собора противоречат католической вере, он делает вывод, что все последующие папы также недействительны.

По его мнению, Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимали римский престол, но не являлись истинными римскими понтификами. Папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский собор, через свою ересь также перестал быть католиком, а значит и папой, утверждал Пульвермахер.

Таким образом, в соответствии с его теорией, престол святого Петра после смерти папы Пия XII в 1958 году оставался вакантным.

От этого произошло название секты седевакантистов, к которой принадлежал Л. Пульвермахер: в католической традиции период, в который Святой Престол не занят легитимным понтификом, называется Sede Vacante («при вакантном троне», при вакантном престоле).

Постепенно была сформулирована идея восстановить истинное католичество через выборы «настоящего» папы.

В 1998 году были проведены выборы нового понтифика. Псевдоконклав длился сутки, голосование происходило по телефону. В нем принимали участие немного численные адепты раскольнической организации, созданной при участии Пульвермахера, - Истинно-католической церкви (англ. True Catholic Church). В результате был избран единственный кандидат - Люциан Пульвермахер.

Скончался «антипапа» Пий XIII в 2009 году. Еще при его жизни в Истинно-католической церкви, как это часто случается в раскольнических сообществах, произошло дальнейшее разделение.

Это история не молодого папы с детишками, а Папы Римского , что уже намного привлекательнее.
Папа Пий ХШ... Иду в Википедию - упс... такого папы не было в истории Ватикана. Был Пий ХП, поддерживавший фашистский режим - не то...


А Папа Пий ХIII , якобы выходец из американской католической церкви, - персонаж вымышленный. Живёт он в наше время, рядом - сегодняшняя жизнь с её проблемами и технологиями (гомосексуализм, аборты, макбуки, селфи, стихи Бродского и даже встреча с главой русской православной церкви - таким дедулей, немного напоминающим патриарха Кирилла, но менее симпатичным. О чём говорили, не рассказали, но ушёл наш патриарх от папы под "Калинку"...).
Да... и сигарета во рту или в руках - постоянно и везде (одна за другой).

Начала смотреть сериал - и не смогла оторваться, поняла, что это - моё! Захватила и история, и антураж, и конечно актёрская игра, характеры героев, прежде всего главного героя.
Наверное, женщине трудно пройти равнодушно мимо Джуда Лоу (Пий ХШ ), что и подтверждают рассказы о его жуткой популярности у женской аудитории Голливуда. Результат заметный: куча детей (пятеро!) от трёх женщин.

Ну да Бог с ними! Меня он покорил именно в этой роли: умный, тонкий, иронично-саркастичный, жесткий и мягкий, святой и дьявол, амбициозный и ранимый, дьявольски красивый, сильный и слабый одновременно, бесконечно одинокий... Как в этом человеке сочетаются злость, дерзость, жестокость, надменность, сострадание, любовь, святость!

Потрясающе сложный образ, харизматичный и жестокий, вызывающий и сочувствие, и отрицание. Он запросто рассуждает о сексе и половой принадлежности с коллегами, использует жаргонные словечки в общении с высокопоставленными людьми.

Папа святой, у него есть дар: когда он начинает истово разговаривать с Господом, случаются чудеса и странные вещи - люди излечиваются, бесплодные женщины рожают детей, а злодеи и корыстолюбцы получают по заслугам.
Своё первое чудо он совершил ещё в подростковом возрасте, когда его молитва, обращённая к небесам, подняла с постели умирающую мать своего приятеля.

Кроме того, папа ещё и ясновидящий. О своём окружении он знает всё: что-то утаить от него невозможно.

Очень интересно наблюдать за его постоянно меняющимся выражением лица, глаз (от строгих, порой даже злых до очаровательно-детского, озорного или лукавого выражения в них, сопровождаемого такой же невинной детской улыбкой). Эта его загадочная улыбка...

Кстати, как "скромненько" он говорит сам о себе (в сцене с премьером Италии):

"За несколько недель до выборов папа Пий ХШ впервые покажется народу. Весь мир будет взбудоражен: Пий ХШ появляется перед ними со своими прекрасными голубыми глазами и нежными губами. Поразительный образ - такой яркий, что буквально ослепляет людей".
Похоже...
Итак, однажды мальчик Ленни Белардо оказался в приюте сестры Мэри – неизвестно, почему мама и папа привели его к воротам приюта и оставили там. Больше они никогда не появились, но Ленни мечтает встретиться с ними. И время от времени (и в детстве, и уже будучи взрослым) они являются ему - то ли в снах, то ли в мечтах. Однако картина этих "встреч" по-прежнему остаётся грустной: родители молча удаляются, вновь и вновь оставляя его в одиночестве.

Вот так он и несёт по жизни свой груз сиротства, наверное пытаясь понять как, почему, зачем? Хотя сестра Мэри и друг Эндрю как-то по-своему скрашивают его жизнь, пытаясь помочь нести этот тяжёлый крест.

Мэри воспитала его и подготовила к карьере священника. Когда Ленни повзрослел, она передала его в руки влиятельного американского кардинала и теолога Майкла Спенсера, который как раз и был одним из вероятных кандидатов на должность папы. Но произошло нечто странное. Папой стал Ленни.

Как этот молодой (по меркам седых кардиналов) мужчина смог стать главой Ватикана? По определению самого Ленни на роль понтифика его избрал Святой Дух, которого он сам неистового молил об этом... Помогли господа кардиналы, рассудив, что молодой умеренный американец станет удобной марионеткой в их руках, будет выполнять их волю . Да не тут-то было.

Избранный папа Пий ХШ (такое имя получает Белардо после восхождения на престол) оказался жёстким человеком и едва ли не тираном. Он начинает "перестройку" - как внутри папского ведомства, так и в целом в политике католической церкви.

Он не принимает ничьих советов (прежде всего госсекретаря - влиятельного кардинала Анджело Войелло , других кардиналов, даже сестры Мэри , которую он пригласил в Ватикан и сделал своим секретарём; он категорически отказывается выходить на публику, за пределами дворца никто и никогда не видел лица папы; не дает себя снимать и фотографировать, создавая образ таинственности и недостижимости; запрещает производство и продажу разной мелочёвки под его брендом (магнитиков, брелоков, ручек, тарелок, тетрадок и т.п.). Часто бывает резок и жесток, легко избавляется от идейных противников, например, ссылая служить на Аляску и сопровождая свой указ стихами Бродского.

Он не скрывает своих планов по реформе святого престола: как относиться к богу, церкви, отклонениям от заповедей в поведении представителей папского престола, геям-священникам, целибату, сиротам, абортам и родителям, бросающим своих детей, новым святым, религии...

Все священнослужители в шоке от Пия ХШ, и не только в Ватикане, церковь теряет прихожан - вокруг начинают роптать.
Но, как говорится, не на того напали...

Хороша сцена выступления Пия ХШ перед кардиналами в Сикстинской капелле, вот отрывки из его речи:

"Тук-тук, тук-тук...Нас нет дома. Братья-кардиналы, с этого дня нас нет дома, кто бы ни стучал в нашу дверь. Мы есть только для Господа. С этого дня всё, что было широко открыто,будет закрыто.
...Обращение в христианство - мы уже это сделали, экуминизм - было такое, проходили. Толерантность - она здесь больше не живёт - её выселили, она освободила дом для нового жильца, у которго совершенно иные вкусы для нового оформления.
...Мы много лет пытались достучаться до других. Пора прекратить. Мы никуда не пойдём. Мы здесь, потому что мы - что? - мы цемент и не движемся. Мы - фундамент, а фундамент никуда не движется.
...У нас нет окон, мы не смотрим на внешний мир... нам незачем смотреть на внешний мир. Смотрите туда... Что вы видите? Эта дверь - единственный вход - маленький и крайне неудобный, и каждый, кто хочет нас узнать, доложен понять, как войти в эту дверь.

...Братья-кардиналы, нам нужно снова стать недоступными, недосягаемыми и загадочными. Только так мы снова станем желанными, только так рождаются истории о великой любви. Церкви не нужны верующие выходного дня. Я хочу истории великой любви, я хочу видеть фанатиков, потому что фанатики есть любовь, всё остальное - исключительно суррогаты, им в церкви места нет (обалдевшие кардиналы)
...Мне нужна лишь абсолютная любовь и полная преданность Господу.
...наши площади забиты людьми, но в сердцах их нет Господа.
...грех больше не будут прощать по первому требованию...

Вы должны подчиняться Пию ХШ.. Нет больше в этой церкви места благодарности...от меня точно и от вас тоже. Вежливость и манеры людей меня не волнуют.
...Я жду, что вы сделаете то, что я сказал сделать - вы должны подчиняться Пию ХШ и ничего больше. За неподчинение вас ждёт ад. Ад, о котором вы может быть ничего не знаете. Зато знаю я. Потому что я сам его создал. Прямо за этой дверью.
...Последние несколько дней я создавал для вас ад, именно поэтому пришёл к вам с опозданием.

...Я знаю, что вы будете подчиняться, потому что вы уже поняли, что этот папа не боится потерять верующих, если они хотя бы чуточку неверующие.
А это значит, что папа не пойдёт на переговоры - ни на какие и ни с кем. И этого папу вы шантажировать не сможете. С этого самого дня слова "компромисс" нет в вашем словарном запасе. Я только что его удалил. Когда Иисус добровольно страдал на кресте, он не шёл на компромиссы. И я тоже не пойду".

После чего он выставил ногу (для поцелуя). Обалдевшие кардиналы потянулись к этой ноге. А когда госсекретарь (главный его оппонент и противник) замешкался (не мог заставить себя это сделать), вторая нога папы помогла ему пригнуться и поцеловать красивый башмак папы.

Сериал очень красив: интерьеры собора Святого Петра, покоев Папы и многочисленных двориков и садов Ватикана, яркие, красочные, шикарные костюмы и декорации, вычурные наряды священнослужителей, а вокруг - привычные нам мелочи – сигареты, телефон в руке, бильярдный кий...

А между тем сериал снимался во многих местах, но не в Ватикане!

Эх, жаль, быстро закончился сериал, причём закончился на драматической ноте: Пий ХШ приехал в Венецию (в надежде, что увидит своих родителей, которые, как он выяснил, здесь живут), впервые вышел к народу, произнёс очередную классную речь, увидел-таки мужчину и женщину, в которых будто бы признал родителей, и то, как они пытаются поскорее пройти через толпу прихожан и удалиться...(в очередной раз!) Папа падает то ли в обмороке, то ли от сердечного приступа. Лежит, напоминая Христа, только что снятого с креста.

О новой работе - сериале Паоло Соррентино с Джудом Лоу и Дайан Киттон в главных ролях много говорят. Режиссёр, оставаясь верным самому себе, продолжая традиции «Великой красоты» и «Молодости», в «Молодом папе» исследует высоту и низость натуры человека, небесное и земное, воплощенное в нём, не опускаясь до раздачи морально-этических оценок.
Когда исчезли вкус и послевкусие просмотра, возможно, для продления очарования, стала анализировать персонажей с точки зрения глубинной психологии.
Ленни Беллардо - новоизбранный молодой Папа Пий 13, архиепископ Нью-Йорка. Сирота, воспитанный сестрой Мери. Родители - хиппи оставили его в возрасте семи-восьми лет у ворот католического приюта, сами отправились в Венецию. Внутренняя жизнь Ленни сосредоточена на желании найти родителей, он убегает из приюта в надежде найти их. Многие из нас ощущают на себе бремя внутреннего сиротства, одиночества и неприкаянности, и жизнь многих из нас подчинена цели поиска родительской любви, принятия и объятий, в которых мы можем почувствовать себя в безопасности. Часто мы подменяем поиски безусловной родительской любви суррогатами, разочаровываемся и отправляемся на поиски Бога, вовне и внутри себя.
Молодой Папа человечен в своих сомнениях и понятен, мне кажется, что сомнение - есть основной критерий мудрости и доброты.

В сцене соблазнения Пия 13 женой офицера - начальника охраны Ватикана, прекрасно сыгранная, как это не иронично звучит, бесстрастность священника при виде обнажённой груди молодой красивой женщины, произносится монолог, под каждой буквой которого подпишусь, исходя из личного и профессионального опыта. Люди, выбирающие духовные практики, и католические священники в том числе, выбирают любовь Богу, потому что страшатся земной любви. Ленни Беллардо признаётся соблазняющей, подкупленной женщине, в собственной трусости, в том, что он выбрал любить Бога, потому что не в силах ещё раз вынести унижение, прочитав в глазах любимой женщины разочарование. Неловкость и неуклюжесть сироты, не знавшего родительской любви.

Его друг, так же воспитанник сестры Мэри, Эндрю Дюсоле, в отличие от Ленни, предаётся всем прелестям земной любви, попробовав на вкус её в разных вариантах и под разными соусами. Он так же признаётся в трусости в прощальной проповеди перед паствой Гондураса, его трусость иного рода - профессиональная. Он боится отказать в причастии наркомафии, но это не мешает ему быть любовником жены латиноамериканского мафиози.
Забегая вперёд - друзья погибают. Эндрю возвращается в Гондурас, выброшенный голым у Ватикана после вечеринки, но по возращению его убивает наёмник «рогоносца» мужа.
Ленни Беллард произносит речь, которую так ждут католики всего мира и кардиналы Ватикана, в Венеции в надежде, что родители придут послушать проповедь. Родители приходят, но покидают площадь. Сердце молодого Папы не выдерживает, в момент острой сердечной недостаточности, Ленни, как князь Болконской под Аустерлицем, видит бесконечное, вечное небо, в очертании облаков смутно улавливается образа Иисуса. Мужчина, чья душа преисполнена внутренним сиротством и поисками Бога, обретает небесного Отца в момент потери надежды обрести отца земного. Два друга. Две сироты. Два епископа. Один выбирает любовь к Богу, но бесконечно сомневается в его существовании, из-за страха земной любви. Его рыжий друг не хочет оставаться в Ватикане, поскольку его больше привлекает запах дерьма и жизни в Латинской Америке. Средневековый карнавал, где скатологическое бесстыдство соседствует с нуминозным, сакральным. Дух и плоть. Вверх и низ. В этом и есть поэтика и эстетика, и правда жизни.

Антитеза сестра Мери и его Высокопреосвященство кардинал Анджело Войелло. Два девственника. Сестра Мери - сирота и нашла своё призвание в любви к сиротам. И могущественный кардинал, коллекционирующий антиквариат и предметы искусства, с непомерной тягой к роскоши, всё свободное время проводит с мальчиком с особыми нуждами, любовь и забота к которому искупают (по его мнению, грехи интриганства серого кардинала Ватикана). Войлло любит роскошь, но не любит людей, он использует и манипулирует. Сестра Мери наделена даром любить. Была очарована ею в исполнении Дайаны Киттон, не меньше влюблённого в сестру Анджелло Войелло.
Преосвященный монсеньор Бернардо Гутиеррез и церемониймейстер Святого Престола vs. архиепископ Кёртвелл. Служители церкви, подвергшиеся в детстве сексуальному насилию. Архиепископа Нью-Йорка Кёртвелла в детстве поставил на колени домовладелец, пообещав не повышать аренду за квартиру, вечером этого же дня семья вынуждена была съехать с квартиры в поисках более дешёвого варианта. Кёртвелл всю жизнь отыгрывает детское насилие, ставя на колени мальчиков из бедных семей. История получает огласку, Пий 13 отправляет в Нью-Йорк Бернардо Гутиерреза. Травмированная душа монсеньора не может восстановиться, Бернардо тихий алкоголик, его келья завалена бутылками, а узкая кровать мягкими игрушками, он латентный гомосексуалист. Жертва, которая боится мира и не покидает Ватикана. Пий 13, исходя из евангельского « и последние станут первыми», посвящает его в кардиналы, и волею судеб Гутиеррезу удаётся получить неоспоримые доказательства против Кёртвелла.
На протяжении первых серий создаётся ощущение, что статуэтка мегалитической Венеры возраста 25000 лет является одним из главных персонажей фильма. Великая Мать как воплощение сексуальности и плодородия Земли.
Но фильм завершается бесконечным, вечным Небом над Венецией. Небо как надежда на обретение Бога, гармонии плоти и духа всех жаждущих красоты во всех её проявлениях.