Монологи вагины. Пресса о спектакле. Монологи вагины Монологи вагины

Спектакль "Монологи вагины" Санкт-Петербург, Эрарта

Спектаклю "Монологи вагины" (The Vagina monologues) в этом году исполняется 20 лет. Как и сериал "Секс в большом городе", эта театральная постановка стала сенсацией в своё время. Посвященный полузапретной, табуированной теме, эпатажный спектакль до сих пор собирает полные залы - в том числе и в России. Мне было интересно, что он из себя представляет, кто играет, кто на него ходит. Делюсь с вами впечатлениями от просмотра "Монологов вагины" в постановке Театро Ди Капуа (17 августа 2016 года).


Билет на спектакль "Монологи вагины"

По легенде, спектакль основан на 200 интервью, взятых автором пьесы - драматургом Ив Энслер (это она, естественно). Самые забавные и пронзительные женские монологи о женском половом органе составили "костяк" постановки, а каждый год в спектакль добавляется один новый монолог. Не уверен, что то же самое происходит и с российской версией. Я проверил википедию - все классические монологи повторяются вроде как без изменений и дополнений.


"Монологи вагины" постановка Театро Ди Капуа

Тема спектакля одна - ВАГИНА, а подтем - великое множество:

Как найти вагину с клитором (тут важно не свернуть себе шею и самой стать одним большим клитором);

Как выглядит вагина и чем она пахнет (правильный ответ - ПИПИСЬКОЙ);

Что надела бы вагина, если бы могла выбирать (чья-то вагина останется голой, только в бриллиантах);

В чём разница между вагинальным оргазмом, клиторальным, комбо-оргазмом, вот-вот-вот оргазмом и тройным оргазмом с сюрпризом;

Можно ли полюбить вагину, не полюбив волосы вокруг неё;

Женские страхи, связанные с различными видами выделений (речь не только о менструации);

Женская гигиена;

Изнасилования - два вида. Одна история югославской женщины, вторая - грузинской девушки;

Роды (золотая тема айрека);

Как правильно называть вагину (всем известное слово из пяти букв);

Женская мастурбация, делающая женщин свободными от мужчин и т.д.


Марина Рокина в спектакле "Монологи вагины"

В общем, вагина рассмотрена со всех сторон (почему-то без демонстрации оной). Всего понемножку. Есть и забавные монологи (про Чучу и виды оргазмов), есть и удручающие (про военные изнасилования, женское обрезание и страх протечки, поставивший крест на половой жизни).


Илона Маркарова в спектакле "Монологи вагины"

К тексту пьесы у меня претензий нет, хотя с течением времени его можно было бы обновить. Всё-таки новое время диктует новые темы для обсуждений. Виновником позитивных сдвигов был и сам спектакль как общественно-политическое явление, так почему бы не пойти дальше? Но это в общем-то не главное. Меня удручила сама постановка спектакля:


Во-первых, как мне показалось - актрисы уже подустали за 7 лет играть одно и то же. Нет уже энтузиазма первооткрывателей. Скорее всего, для Teatro Di Capua "Монологи Вагины" - это золотая жила, как для четы Боярских спектакль "Интимная жизнь", который они играют очень много лет из года в год. Что я услышал (возможно, ошибаюсь): на 100% постановке отдается актриса Марина Рокина (самый эксцентричный монолог про слово из пяти букв), половину спектакля раскачивается Илона Маркарова (про Чучу - её коронный номер) и как бы постоянно пытается вспомнить свой текст актриса Наталия Кудрявцева (про подвал и Югославию). Мне не понравились голоса актрис - в них мало эмоций и им недостаёт женственности.

Во-вторых, звукорежиссёр и чел, ответственный за видеоряд на заднем плане, похоже, всё время спал. Музыка постоянно заглушала актрис и иногда им приходилось останавливаться, чтобы музыку поубавили и они могли продолжать. Или стояли несколько секунд, пока наконец-то запустят картинку, к которой им предстоит обратиться. "Монологи вагины" - не из дешёвых спектаклей. Билеты стоят от 700 до 2000 рублей. Почему такое халатное отношение к постановке - загадка. За 7 лет спектакль должен быть отработан до мельчайших деталей, что звукового и видеооформления сцены.

Стоит ли идти на спектакль "Монологи вагины" с мужем или молодым человеком? Скорее нет, чем да. Мужчинам явно будет не то, что некомфортно, а скучно слушать истории про вагину и не видеть её воочию. Вот честно - за исключением нескольких феерических моментов (есс-но, про оргазмы и матные слова), в целом постановка очень скучная и затянутая. Ах да, в афишах продолжительность спектакля заявлена в 2,5 часа, но по факту он идёт примерно полтора часа - час сорок. Публика на 95% состоит из женщин. Люди во время спектакля уходили, но таких было немного. В основном, младые девы бегали туда-сюда справлять нужду, как будто они были не в театре, а на лекции в университете или на школьном уроке. Короче, сплошное бескультурье и недержание!


Наталия Кудрявцева в спектакле "Монологи вагины"

Ставлю спектаклю "Монологи вагины" две звезды и не рекомендую к посещению. По крайней мере в этой версии - мне постановка не понравилась. Актёрская незаинтересованность + технические помарки + устарелость материала. Как мне кажется, спектакль в этой его форме уже неактуален - срок его годности истёк. И пора бы уже сделать "Монологи о пенисе" - это хоть будет ближе и понятнее. Фрагменты из спектакля можно глянуть , а от меня - запись финальных аплодисментов:

Ив Энцлер

Монологи вагины

Посвящается Ариэлю,

который сводит с ума мою вагину

и взрывает мое сердце.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глория СТЕЙНЕМ


Я представитель поколения «там». То есть именно так, изредка и почти шепотом, женщины моей семьи называли все половые органы, наружные и внутренние.

Не то чтобы они не имели представления о таких терминах как «вагина», «половые губы» или «клитор». Наоборот, они ведь получили педагогическое образование и наверняка имели неограниченный доступ к информации.

Они не были закрепощенными, или, как бы сказали они сами, нетерпимыми. Одна из бабушек получала деньги от своей строгой протестантской церкви за то, что писала проповеди, из которых не верила ни одному слову. А потом она делала ставки на скачках и зарабатывала еще больше. Другая была педагогом, суфражисткой и даже начинающим политиком, чем были недовольны многие представители ее еврейского сообщества. Моя же мама, например, работала репортером в прогрессивной газете задолго до моего рождения. В дальнейшем она очень гордилась, что обе ее дочери росли более просвещенными по сравнению с тем, как воспитывали ее. Не помню, чтобы она говорила о женском теле как о чем-то грязном или постыдном, и я очень ей за это благодарна. Дальше вы увидите, что некоторые девочки росли в куда более сложных условиях.

Однако я никогда не слышала точных определений, тем более слов, произносимых с гордостью. К примеру, я ни разу не слышала слова «клитор». Прошли годы, прежде чем я узнала, что женщины обладают единственным в человеческом теле органом, который предназначен исключительно для удовольствия. А если бы такой уникальный орган был в мужском теле? Только представьте, как часто мы бы о нем слышали, и для каких поступков он бы служил оправданием! Поэтому когда я училась говорить, писать, заботиться о своем теле, я узнавала названия всех его важных частей, кроме одной неупомянутой области. Так я оказалась не готова к обидным словам и грязным шуткам в школе, а позже и к утверждению, что мужчины (любовники или врачи) знают о женском теле больше, чем мы сами.

Впервые ощущение самопознания и свободы, которое вы обнаружите на этих страницах, появилось у меня в Индии, где я жила в течение нескольких лет после окончания колледжа. В индуистских храмах и местах поклонения я видела лингам, абстрактный символ пениса. Там же я впервые увидела и йони, символ влагалища в форме двух- или трехвершинного овала, напоминающего цветок. Мне пояснили, что тысячи лет назад йони была более могущественна, чем мужской символ. Истоки поклонения уходят в тантризм, в основе которого лежит убеждение, что мужчина может достигнуть духовного совершенства только через сексуальное и эмоциональное единение с женщиной и ее высшей духовной энергией. Этот принцип был так глубоко и широко распространен, что даже монотеистические религии, которые появились позже и принижали роль женщины, сохранили его в своих устоях, хотя ведущие религиозные лидеры всегда его отрицали и до сих пор считают его ересью.

К примеру, христиане-гностики боготворили Софию как женское начало Святого Духа и считали Марию Магдалину мудрейшей из апостолов Христа. Тантрический буддизм до сих пор учит, что сущность Будды заключена в вульве. Мистики исламского суфизма верят что фана, или наслаждение, достигается только с помощью фраваши, женской сущности. Шехина в иудейском мистицизме - это разновидность Шакти, женского начала Бога. Даже некоторые ответвления католической церкви, прославляя Деву Марию, больше боготворят Мать, чем Сына. Во многих странах Азии и Африки, а также в других частях света, там, где боги до сих пор изображаются как в мужском, так и в женском обличии, алтарь представляет собой Жемчужину в чаше Лотоса или другие символы, олицетворяющие «лингам в йони». Индуистские богини Дурга и Кали являются воплощением сил йони, управляющих рождением и смертью, сотворением и разрушением.

По возвращении домой я поняла, что американские представления о женском теле слишком далеки от культа йони и восточного мировоззрения. Даже сексуальная революция 1960-х привнесла в эту сферу только одно: женщины стали сексуально доступней для мужчин. «Нет» 1950-х просто сменилось на постоянное, готовое на все «да». Это продолжалось вплоть до расцвета феминизма в 1970-х, когда появились разнообразные альтернативы, от традиционных религий до фрейдизма, от двойных стандартов сексуального поведения до единого для патриархальной, политической, религиозной среды контроля над женским телом как над средством воспроизводства.

Первые годы открытий связаны у меня с воспоминаниями о прогулках по Дому Женщин, который организовала Джуди Чикаго в Лос-Анджелесе. Каждой из женщин-художниц была предоставлена комната, и именно там мне впервые открылся символизм нашей культуры. К примеру, форма, которую мы воспринимаем как сердце, своей симметрией больше напоминает влагалище, чем ассиметричный орган, название которого эта форма носит. Возможно, это отголосок символа женского влагалища. Но олицетворяемая им сила была заменена романтикой времени, в котором господствовали мужчины. Сидя в одной из кофеен Нью-Йорка с Бетти Дотсон (вы встретитесь с ней на страницах этой книги), я пыталась вести себя как ни в чем не бывало, пока она шокировала невольных слушателей энергичным описанием мастурбации как способа освобождения. А когда я однажды заглянула в журнал «Ms.», то обнаружила среди прочих шутливых заголовков: «Сейчас 10 вечера. Ты знаешь, где твой клитор?» А когда феминистки стали носить значки и футболки с надписью «CUNT POWER!» («Власть Пизды!»), чтобы вернуть ценность слову «cunt», я смогла прочувствовать возрождение древней силы. В конце концов, индоевропейское слово «cunt» было образовано от обращений к богине Кали «Кунда» или «Кунти», которые имеют общий корень со словами «kin» (род) и «country» (страна).

Эти три десятилетия феминизма были также отмечены сильными волнениями, поскольку открылись новые факты насилия над женским телом: изнасилования, педофилия, унижение лесбиянок, физическая жестокость по отношению к женщинам, сексуальные домогательства, ограничение деторождения, международные преступления, связанные с женским обрезанием. Все эти неизвестные ранее действия были разоблачены, что помогло уберечь многих женщин. Мы обратили свою ярость в энергию созидания, чтобы подавить ответное насилие и залечить душевные травмы. Частью взрывной волны, творческим выплеском энергии, рожденной словами правды, и стали эта книга и спектакль по ней.

Когда я впервые смотрела пьесу, где Ив Энцлер произносила очень личные вещи, рассказанные ею также и во многих интервью и переведенные на язык театра, я думала: «А ведь я все это уже знаю. Мы живем среди этой правды последние тридцать лет». Так и есть. Женщины доверили ей свои самые интимные переживания, от секса до родов, от необъявленной войны против женщин до новой свободы в женской любви. На каждой странице - сила слов, ранее запретных, поэтому и мощь книги в том, что скрыто за словами. Один издатель заплатил Ив аванс за право на публикацию, но потом, тщательно все взвесив, решил оставить деньги автору, только бы она отнесла книгу вместе со всеми словами на «в» в какое-нибудь другое издательство.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Николай Иванович Власов честно исполнял свой воинский долг перед родиной. Этого человека удостоили высоких наград, он был у командования на хорошем счету. К сожалению, в силу обстоятельств Власов попал в плен и был помещён в концентрационный лагерь.

Железнодорожное сообщение зародилось в Великобритании. Впрочем, в России развитие железнодорожного транспорта не сильно отставало от процессов, происходящих в Западной Европе. Первой российской железной дорогой стал построенный в 1788 году в Петрозаводске Чугунный колесопровод.

Всё, что связано с правителями Древнего Египта, окутано множеством тайн и загадок. И найденные в нх гробницах украшения не исключение. Они поражают не столько своей роскошью и красотой, сколько обилием таинственных знаков и символов.

Идея добиться военного превосходства над противником за счёт использования каких-нибудь технических новшеств, столь популярная сегодня, на самом деле отнюдь не нова. Так, Леонардо да Винчи предлагал герцогу Сфорца что-то вроде башни на колёсах с приводом мощностью в несколько человеческих сил, Вольтер своими «бронированными колесницами» пытался увлечь Екатерину II, а уж сколько бредовых идей предлагали изобретатели всех мастей Гитлеру и Сталину - и не сосчитать… А вот корейскому адмиралу Ли Сунсину с одной такой новинкой, можно сказать, повезло. Если он её и не сам придумал, то, вне всякого сомнения, с успехом применил. Речь идёт об уникальном для Средневековья оружии, называвшемся кобуксон, или корабль-черепаха.

Среди многочисленных образцов стрелкового оружия этот многоцелевой пистолет с магазином впереди скобы спускового крючка и длинным, хищно вытянутым вперёд стволом занимает особое место: его известность просто не знает границ!

На земном шаре немало удивительных мест, но Галапагосские острова, лежащие в Тихом океане в 1000 километрах к западу от южноамериканского государства Эквадор, быть может, самые таинственные и непостижимые!

В 1925 году вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская написала первую биографию Ленина. Впоследствии она её дополняла и переиздавала чуть ли не ежегодно. Нас заинтересовал один из документов «ленинианы», обнаруженный в архивах. В 1935 году Институт мозга при НКВД дал задание профессору В.О. Попову проинтервьюировать Крупскую с тем, чтобы на основе её рассказов сделать выводы об особенностях психики Владимира Ильича. И вот что поведала профессору Попову вдова вождя.

Жизненные пути неисповедимы и порой причудливы. Так, в истории существует немало примеров, когда высшее морское звание - адмирал - присваивалось за сухопутные операции. Германский адмирал Альбрехт фон Валленштейн получил это звание в 1626 году от императора Священной Римской империи за победы в битвах Тридцатилетней войны, которые велись вдали от морских берегов. Его соотечественник - начальник службы разведки и контрразведки Третьего рейха Вильгельм Канарис удостоен «морского» звания в 1940 году. В России это Александр Васильевич Колчак, получивший звание адмирала во время командования сухопутной Белой армией в 1919 году. Уильям Генри Смит известен меньше, но его карьера поражает: он стал адмиралом, находясь на суше много лет и являясь подданным владычицы морей - Великобритании.

наташа федоренко

24 февраля в галерее Omelchenko состоится последний показ спектакля «Монологи вагины» в постановке Лидии Руссковой, а до 11 марта там же можно посетить выставку «Быть ею» Алёны Федоткиной, продолжающей размышления о женском опыте. Несмотря на своё провокативное название, «Монологи вагины» - история не такая уж новая для России. Разбираемся, откуда взялся знаменитый спектакль, почему его создательница не борется за авторские права и чем отличается последняя российская постановка от всех других.


«Монологи вагины», постановка Лидии Руссковой

Почему вагины заговорили

В 1996 году в Нью-Йорке впервые прошёл показ «Монологов вагины» по одноимённой пьесе драматурга Ив Энслер, в основу которой легли две сотни интервью с женщинами разного цвета кожи, достатка, ориентации. Энслер задавала вопросы, которые предлагали женщинам взглянуть на свою вагину как на живое существо, которое может испытывать гнев и удовольствие, страх и стыд, громко заявлять о себе и даже исчезать навсегда в результате психологической травмы.

Если бы ваша вагина могла выбрать себе одежду, что бы она надела? Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала? Чем пахнет вагина? Что напоминает ваша вагина? Когда вы познакомились со своей вагиной? Как вы называете свою вагину? Энслер предложила говорить о вагине не только как о части тела, но и объекте, через который женщина переживает уникальный опыт. Менструация, роды, возбуждение, радость открытия своей природы - с одной стороны; сексуальное насилие, стыд за собственное тело, стигматизация - с другой.

Для Энслер особенно важно само слово «вагина» - честное, прямолинейное и оттого табуированное. Героини пьесы называют эвфемизмы, которыми долго подменяли истинное имя своей вагины, чтобы не нарушить общепринятый консенсус: то, что у женщины между ног, - это стыдно и странно, тогда как пенисами можно изрисовать любой общественный туалет и мериться с приятелями в душевой спортзала.

Почему у пьесы был такой успех

Через два года Энслер вместе с фемактивистками объявила 14 Февраля (традиционный праздник гетеронормативной любви) «Днём V» - временем привлечения внимания к насилию в отношении женщин по всему миру. С 1998 года деньги от постановок «Монологов» стали идти на благотворительность, а актрисами становились большие знаменитости вроде Вупи Голдберг, Вайноны Райдер, Кейт Бланшетт и Мелани Гриффит.

Однако главной целью Энслер было распространить «Монологи» как можно шире, так что драматург разрешила ставить ее пьесу бесплатно активистам в феврале - с условием не отходить от оригинального текста. Спектакль появился в университетах, театрах стран, находящихся далеко за пределами США и Западной Европы, в центрах благотворительных организаций. «День V» сотрудничает и с компаниями в Афганистане, и с российским центром «Сёстры», охватывая широкий спектр женских проблем от варварской практики калечащих операций на гениталиях до отсутствия доступа к образованию и психологической помощи жертвам сексуального насилия.

Успех «Монологов», разумеется, связан с их простотой и откровенностью текстов. Постановка спектакля не требует сложных декораций или костюмов, зато истории бьют, что называется, в лоб. Пьеса Энслер - это не сложная постдраматическая конструкция, а очевидное высказывание. Именно поэтому «Монологи» работают и в больших театрах в центре Лондона, и в мужских тюрьмах .


«Монологи вагины»,
постановка Джулиано ди Капуа

А если нет вагины?

«Монологи вагины» - знаковое событие прежде всего 90-х годов, которое часто подозревают в трансляции устаревших взглядов. В 2015 году в колледже Маунт-Холиок, в котором учатся только женщины, отменили традиционную постановку, потому что спектакль показался студенткам недостаточно инклюзивным: «Гендер не может быть сведён только к биологическим или физиологическим особенностям. И многие из нас чувствуют себя некомфортно, участвуя в такой постановке».

Энслер поспешила отвергнуть обвинения в трансфобии, заявив, что ещё в 2004 году помогала активисткам-трансженщинам с созданием монолога «Они выбивали девочку из моего мальчика», который стал полноправной частью общего проекта. В своей колонке в Time Энслер сказала, что никогда не определяла женщину только как человека с вагиной.

Российские вагины

«Монологи вагины» привезли в Россию больше десяти лет назад: сначала показали на Чеховском театральном фестивале, потом долго ставили в Центре Мейерхольда под руководством Йоэла Лехтонена, а в Петербурге режиссурой «Монологов» занимается Джулиано ди Капуа - иногда он привозит свою версию в Москву.

В нулевых пьесу Энслер преподносили россиянам как скандальную эротическую постановку - отсюда и странные отзывы театральных критиков, сетующих, что монологи оказались «бабским трёпом», а также рассказывающих, как им было неприятно: «Как будто сходил в кабинет к гинекологу». В общем, уровень осознанности был заметно ниже, а изначально активистский спектакль часто превращался в коммерческий. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге активисты стремятся работать с «Монологами» все чаще, в том числе и режиссёр Лидия Русскова, вырученные средства от спектакля которой перечислили в центр «Сёстры».

«Когда мы проводили кастинг - одним из главных вопросов для кандидаток был: почему вам близка эта пьеса? Для меня было важно, чтобы в спектакле играли женщины, заинтересованные в женской повестке. Второй момент - разнообразие: подобрать героинь разных внешних и возрастных типажей было важнее, чем взять профессиональных актрис», - говорит Русскова. Она признаётся, что стремилась сделать свою постановку максимально естественной и «не вычурной», чтобы зрители концентрировались не на словах, которые могли вызвать у кого-то удивление и возмущение, а именно на историях. «Сама пьеса и истории в ней настолько полноценны, что даже декорации не должны отвлекать от самих монологов», - считает Русскова.

Новое прочтение «Монологов» в активистской оптике явно отличается от ретроградного желания привлечь внимание к табуированному слову в России 2000-х. «Монологи вагины» вообще сложно назвать спектаклем в общепринятом смысле слова - это манифест, к которому смешно подходить с театроведческих категорий. А вот с этических нужно прежде всего.

Ив Энцлер

Монологи вагины

Посвящается Ариэлю,

который сводит с ума мою вагину

и взрывает мое сердце.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глория СТЕЙНЕМ


Я представитель поколения «там». То есть именно так, изредка и почти шепотом, женщины моей семьи называли все половые органы, наружные и внутренние.

Не то чтобы они не имели представления о таких терминах как «вагина», «половые губы» или «клитор». Наоборот, они ведь получили педагогическое образование и наверняка имели неограниченный доступ к информации.

Они не были закрепощенными, или, как бы сказали они сами, нетерпимыми. Одна из бабушек получала деньги от своей строгой протестантской церкви за то, что писала проповеди, из которых не верила ни одному слову. А потом она делала ставки на скачках и зарабатывала еще больше. Другая была педагогом, суфражисткой и даже начинающим политиком, чем были недовольны многие представители ее еврейского сообщества. Моя же мама, например, работала репортером в прогрессивной газете задолго до моего рождения. В дальнейшем она очень гордилась, что обе ее дочери росли более просвещенными по сравнению с тем, как воспитывали ее. Не помню, чтобы она говорила о женском теле как о чем-то грязном или постыдном, и я очень ей за это благодарна. Дальше вы увидите, что некоторые девочки росли в куда более сложных условиях.

Однако я никогда не слышала точных определений, тем более слов, произносимых с гордостью. К примеру, я ни разу не слышала слова «клитор». Прошли годы, прежде чем я узнала, что женщины обладают единственным в человеческом теле органом, который предназначен исключительно для удовольствия. А если бы такой уникальный орган был в мужском теле? Только представьте, как часто мы бы о нем слышали, и для каких поступков он бы служил оправданием! Поэтому когда я училась говорить, писать, заботиться о своем теле, я узнавала названия всех его важных частей, кроме одной неупомянутой области. Так я оказалась не готова к обидным словам и грязным шуткам в школе, а позже и к утверждению, что мужчины (любовники или врачи) знают о женском теле больше, чем мы сами.

Впервые ощущение самопознания и свободы, которое вы обнаружите на этих страницах, появилось у меня в Индии, где я жила в течение нескольких лет после окончания колледжа. В индуистских храмах и местах поклонения я видела лингам, абстрактный символ пениса. Там же я впервые увидела и йони, символ влагалища в форме двух- или трехвершинного овала, напоминающего цветок. Мне пояснили, что тысячи лет назад йони была более могущественна, чем мужской символ. Истоки поклонения уходят в тантризм, в основе которого лежит убеждение, что мужчина может достигнуть духовного совершенства только через сексуальное и эмоциональное единение с женщиной и ее высшей духовной энергией. Этот принцип был так глубоко и широко распространен, что даже монотеистические религии, которые появились позже и принижали роль женщины, сохранили его в своих устоях, хотя ведущие религиозные лидеры всегда его отрицали и до сих пор считают его ересью.

К примеру, христиане-гностики боготворили Софию как женское начало Святого Духа и считали Марию Магдалину мудрейшей из апостолов Христа. Тантрический буддизм до сих пор учит, что сущность Будды заключена в вульве. Мистики исламского суфизма верят что фана, или наслаждение, достигается только с помощью фраваши, женской сущности. Шехина в иудейском мистицизме - это разновидность Шакти, женского начала Бога. Даже некоторые ответвления католической церкви, прославляя Деву Марию, больше боготворят Мать, чем Сына. Во многих странах Азии и Африки, а также в других частях света, там, где боги до сих пор изображаются как в мужском, так и в женском обличии, алтарь представляет собой Жемчужину в чаше Лотоса или другие символы, олицетворяющие «лингам в йони». Индуистские богини Дурга и Кали являются воплощением сил йони, управляющих рождением и смертью, сотворением и разрушением.

По возвращении домой я поняла, что американские представления о женском теле слишком далеки от культа йони и восточного мировоззрения. Даже сексуальная революция 1960-х привнесла в эту сферу только одно: женщины стали сексуально доступней для мужчин. «Нет» 1950-х просто сменилось на постоянное, готовое на все «да». Это продолжалось вплоть до расцвета феминизма в 1970-х, когда появились разнообразные альтернативы, от традиционных религий до фрейдизма, от двойных стандартов сексуального поведения до единого для патриархальной, политической, религиозной среды контроля над женским телом как над средством воспроизводства.

Первые годы открытий связаны у меня с воспоминаниями о прогулках по Дому Женщин, который организовала Джуди Чикаго в Лос-Анджелесе. Каждой из женщин-художниц была предоставлена комната, и именно там мне впервые открылся символизм нашей культуры. К примеру, форма, которую мы воспринимаем как сердце, своей симметрией больше напоминает влагалище, чем ассиметричный орган, название которого эта форма носит. Возможно, это отголосок символа женского влагалища. Но олицетворяемая им сила была заменена романтикой времени, в котором господствовали мужчины. Сидя в одной из кофеен Нью-Йорка с Бетти Дотсон (вы встретитесь с ней на страницах этой книги), я пыталась вести себя как ни в чем не бывало, пока она шокировала невольных слушателей энергичным описанием мастурбации как способа освобождения. А когда я однажды заглянула в журнал «Ms.», то обнаружила среди прочих шутливых заголовков: «Сейчас 10 вечера. Ты знаешь, где твой клитор?» А когда феминистки стали носить значки и футболки с надписью «CUNT POWER!» («Власть Пизды!»), чтобы вернуть ценность слову «cunt», я смогла прочувствовать возрождение древней силы. В конце концов, индоевропейское слово «cunt» было образовано от обращений к богине Кали «Кунда» или «Кунти», которые имеют общий корень со словами «kin» (род) и «country» (страна).

Эти три десятилетия феминизма были также отмечены сильными волнениями, поскольку открылись новые факты насилия над женским телом: изнасилования, педофилия, унижение лесбиянок, физическая жестокость по отношению к женщинам, сексуальные домогательства, ограничение деторождения, международные преступления, связанные с женским обрезанием. Все эти неизвестные ранее действия были разоблачены, что помогло уберечь многих женщин. Мы обратили свою ярость в энергию созидания, чтобы подавить ответное насилие и залечить душевные травмы. Частью взрывной волны, творческим выплеском энергии, рожденной словами правды, и стали эта книга и спектакль по ней.

Когда я впервые смотрела пьесу, где Ив Энцлер произносила очень личные вещи, рассказанные ею также и во многих интервью и переведенные на язык театра, я думала: «А ведь я все это уже знаю. Мы живем среди этой правды последние тридцать лет». Так и есть. Женщины доверили ей свои самые интимные переживания, от секса до родов, от необъявленной войны против женщин до новой свободы в женской любви. На каждой странице - сила слов, ранее запретных, поэтому и мощь книги в том, что скрыто за словами. Один издатель заплатил Ив аванс за право на публикацию, но потом, тщательно все взвесив, решил оставить деньги автору, только бы она отнесла книгу вместе со всеми словами на «в» в какое-нибудь другое издательство.

Но ценность «Монологов вагины» гораздо глубже, нежели раскапывание прошлого, исполненного негативного опыта. Книга открывает индивидуальный для каждой путь в будущее, с любовью к своему телу. Думаю, что читатели, как мужчины, так и женщины, почерпнут из этих страниц ощущение свободы в восприятии не только себя и друг друга, но и альтернатив патриархальному дуализму «мужчина - женщина», «тело - разум», «секс - духовность», который берет начало в делении нашего тела на «части, о которых говорят» и «части, о которых молчат».

Если вам кажется, что книга со словом «вагина» в заголовке далека от философских и политических вопросов, приведу в пример еще одно мое запоздалое открытие. В 1970-х, проводя исследование в библиотеке Конгресса, я наткнулась на неприметную работу об архитектуре религиозных сооружений. В ней заявлялось, что традиционная архитектура древних мест поклонения копирует очертания женского тела. Причем факт этот подавался как общеизвестный. Например, вход сначала в притвор, а потом уже в храм - это большие и малые половые губы, центральный проход к алтарю - вагина, два изогнутых боковых нефа - яичники, и священное место в центре, алтарь, - это матка, в ней происходит чудо, и мужчина дает начало новой жизни.

Это сравнение было для меня новым и потрясло до глубины души. Конечно, думала я. В главной церемонии патриархальных религий мужчина вбирает в себя энергию йони, силу сотворения, символично порождая новую жизнь. Неудивительно, что главы мировых религий, мужчины, так часто говорят, что человек рождается во грехе: любой из нас рожден женщиной. И только подчиняясь правилам патриархата, мы можем переродиться, очиститься. Неудивительно, что священники обходят нас, разбрызгивая над нашими головами святую воду - подобие продолжающего род семени, дают нам новые имена и обещают перерождение в вечную жизнь. Неудивительно, что духовенство старается держать женщину подальше от алтаря, так же, как нас пытаются лишить возможности контролировать наши собственные силы деторождения. Все эти ритуалы, символичные или реальные, посвящены контролю над силой, заключенной в женском теле.