Музей пароход святой николай. Пароход-музей «Святитель Николай. Фото и описание

Фото: Музей-пароход «Святитель Николай»

Фото и описание

Музей-пароход «Святитель Николай» – уникальная достопримечательность Красноярска. Музей располагается в центре города на набережной Енисея. Музей был создан в 1970 г. к 100-летней годовщине В.И.Ленина. Что касается самого парохода, то ему уже более 100 лет и на сегодняшний день он является уникальным памятником истории и техники.

Пароход был построен в 1886 г. на средства, выделенные крупным сибирским золотопромышленником Александром Михайловичем Сибиряковым. Заложен он был в городе Красноярске, а туерная лебёдка и две паровые машины были изготовлены в шведском Гётеборге. Из Швеции до Томска их доставляли на поезде, а от Томска до Красноярска на подводах. Железный корпус и четыре котла для парохода заказали в Тюмени. Собранный и освященный в Красноярске пароход назвали в честь Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей и путешественников.

В своё время «Святитель Николай» являлся самым быстроходным судном на Енисее. Он курсировал между Красноярском, Енисейском и Минусинском. С 1907 г. по 1927 г. капитаном парохода был Н. Ф. Сивков. Команда состояла из 12 человек.

В июне 1891 г. на этом судне проделал путь от Березовки до города Красноярска возвращавшийся из путешествия цесаревич Николай, а в 1897 г., этим же пароходом доставляли в Минусинск В.И. Ульянова. Сегодня в каютах парохода можно увидеть восковые фигуры всех его исторических личностей.

В 1927 г. пароход был списан, после чего его корпус переделали в судоходную баржу, после – в нефтеналивную. Кроме того, пароход несколько раз менял свое название. В 1960 г. корпус парохода поставили в Подтесово, на так называемое пароходное кладбище.

В 1968-1970 г., благодаря содействию ветеранов Енисейского пароходства, судно было восстановлено на судоремонтном заводе в Красноярске. Внутри разместили коллекцию, рассказывающую о деятельности В.И Ленина в ссылке, а также о его нахождении на судне. В настоящее время экспозиция музей размещена на территории в 300 кв.м.

Грузопассажирский двухколесный железный речной пароход «Св. Николай» был построен в 1886 г. в г. Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца А. М. Сибирякова для работы на Енисее и Ангаре. Затем пароход доставили по частям в разобранном виде в Красноярск на чугунолитейный завод, принадлежавший И. И. Кузнецову, где он и был собран.

В 1887 г. пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск — Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Доставленная из Швеции паровая машина мощностью 160 номинальных сил (500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров.

Пароход принимал на борт от 150 до 200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891 г. совершил короткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. 30 апреля 1897 г. В. И. Ленин со своими соратниками Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки.

После октябрьской революции 1917 г. пароход был назван «Николай». В 1918 г. по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено эвакуировать пароход в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Николай» не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920 г. он был переименован и назывался «Красноармеец», позже работал под № 218, с 1921 г. назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а в конце 50-х гг. прошлого столетия под № 318 служил сливной базой в Подтесово до списания в металлолом.

В 1968-1970 гг. сначала в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы Енисейского речного пароходства и завода по присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, а также по сохранившимся архивам пароходства восстановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода. Реконструкция была приурочена к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1970 г. пароход был восстановлен, на нем была развернута экспозиция, посвященная жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.

До 1987 г. пароход стоял на набережной у Красноярского театра оперы и балета. В 1987 г. по решению крайкома КПСС на Красноярской ГЭС в течение месяца поднимали уровень воды в Енисее, чтобы отбуксировать пароход к музею Ленина. Там его установили на подготовленный пьедестал. Затем примерно через месяц вода в Енисее вернулась на прежний уровень, и пароход удалось окончательно закрепить на новом месте стоянки.

17 июля 2006 г. из-за массового таяния снегов и циклона на юге края уровень Енисея поднялся настолько, что «Св. Николай» оказался в воде. Существовала опасность, что музей оторвется от пьедестала и уйдет вниз по течению. В срочном порядке были эвакуированы выставки и экспозиции музея. От воды пострадала обшивка нижних палуб и кают, были повреждены коммуникации. Музей потребовал серьезной реставрации, на которую ушло около четырех лет. В 2010 г. музей вновь открылся для посетителей.

Грузопассажирский двухколесный, железный речной пароход «Святитель Николай» построен в 1886 году в городе Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца А.М. Сибирякова для работы на Енисее и Ангаре. Доставлен в разобранном виде из Тюмени по частям в Красноярск на чугунолитейный завод, принадлежавший Ивану Ивановичу Кузнецову: Корпус судна, паровая машина, котлы, другие судовые механизмы.

Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 8 деревянных плиц. При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.

Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами - специальными конструкциями, закрывавшие колеса по ширине. В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался ходовой мостик. С обратной стороны к ходовому мостику примыкает каюта капитана На верхней, прогулочной, палубе вдоль леерного ограждения раньше стояли скамейки, по шесть с каждого борта. Сейчас скамеек нет. А сама палуба покрыта деревянным настилом. Пароход имел шесть кают 1-го класса, одно- , двух- и трехместных; восемь кают 2-го класса четырех- , шести- и восьмиместных. Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом на полу, со временем на пароходе для их удобства были построены двухъярусные нары. Всего пароход принимал до 160 пассажиров.

В 1887году пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск-Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Паровая машина (доставленная из Швеции) мощностью 160 номинальных сил (или 500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2м., ширина 8,25м, осадка с полным грузом 1,25м. Топливом служили дрова. В сутки сжигали 50 кубометров.

В первую навигацию «Св. Николай» отправился с командой из 12 человек. Капитаном парохода с 1907 по 1927 год был Николай Федорович Сивков. После октябрьской революции 1917года пароход был переименован в «Николай». В 1918 году по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено пароход, в составе флотилии, эвакуировать в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Св. Николай» не дошёл до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920года он был периименован в «Красноармеец», а позже работал под №218, с 1921года назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а затем под № 318, до списания в металлолом, в конце 50-х прошлого столетия служил сливной базой в Подтёсово.

В 1968-1970 гг. сначало в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы из КБ пароходства и завода по чертежам, присланным из Тюмени и Тобольска, а также по сохранившимся архивам Енисейского пароходства до мелочей востановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода.

На этом пароходе 1 июля 1891 года, возвращаясь из путешествия на Восток, совершил краткую поездку от с. Березовки до Красноярска цесаревич Николай (последний российский император). Этому событию посвящена выставка в каюте 1-го класса.

30 апреля 1897 года В.И. Ульянов (Ленин) и его соратники по революционной борьбе Г.М. Кржижановский и В.В. Старков отправились на «Св. Николае» в г. Минусинск, следуя к месту ссылки. Интересно, что будущий вождь мирового пролетариата в ссылку путешествовал в одноместной каюте первого класса и обедал в буфете первого класса расположенном в кают компании, где ранее вкушал будущий государь. Экспозиция посвящённая этому событию развернута в каюте 2-го класса.

С историей парохода и его ходовой частью можно познакомиться в трюме. Восстановлены кают компания, каюта капитана и механика, рубка и камбуз.

Музей открыт с 10.00 до 21.00, выходной - понедельник.

«Святитель Николай» расположен по адресу: ул. Дубровинского, Стрелка.

Музей-пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На вечном приколе на набережной Енисея стоит самый быстроходный и комфортабельный для своего времени (а это конец 19 века) колесный пароход «Святитель Николай». В 1891 г. именно на нем в Красноярск прибыл цесаревич Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин. Кому и чему только ни служило судно: после списания превратилось в баржу, после служило сливной базой, затем попало в лом и ждало разборки на металл. Но пароход был спасен токарем Львом Арутюновым: он не только покопался в истории, доказав, что списанная баржа - не что иное, как корпус того самого парохода, на котором отбыл в ссылку Ленин, но и преодолел долгую бюрократическую переписку и многочисленные запросы. В итоге «Святитель Николай» был восстановлен в Подтесове, затем его доставили на историческую родину - в Красноярск. Сейчас это музей, пароход-музей.

В 1891 г. на пароходе «Святитель Николай» в Красноярск прибыл будущий император России Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин.

Вот еще любопытные факты из истории парохода-музея. Чтобы установить его на то место, где он сейчас находится - возле Красноярского музейного центра, бывшего Музея Ленина, в течение месяца поднимали уровень воды на Красноярской ГЭС. Затем еще месяц вода сходила, и после пароход укрепили на пьедестале. Енисей, по всей видимости, никак не мог смириться с тем, что пароход превратился в музей: в 2006 г. случился паводок, затопило набережную города, больше месяца «Святитель Николай» стоял в воде по иллюминаторы. Реставрация прошла только спустя годы - в краевой казне попросту не было денег на восстановление музея.