(от лат. Illustratio - наглядное изображение).
1) Фрагменты муз. произведений (или всё произведение), исполняемые во время уроков, бесед, лекций пианистом-иллюстратором или ансамблем либо воспроизводимые средствами механической записи (граммофон, магнитофон)
2) Программы, составленные из муз. произв., или импровизации, которыми пианисты- иллюстраторы, ансамбли (в больших кинотеатрах иногда оркестры) сопровождали показ немых кинофильмов (см. Киномузыка).
3) Муз. сопровождение телевизионных и радиопередач о музыке - концертов-очерков, муз.-образовательных, биографич., посв. жизни музыкантов и др. И. м. служат обычно основой, на к-рой строится вся передача.
4) Небольшие отрывки муз. произв. (иногда несколько тактов), встречающиеся в спец. книгах о музыке. Подобные И. м. наз. также нотными примерами.
Смотреть значение Иллюстрация музыкальная в других словарях
Иллюстрация
— (илю), иллюстрации, ж. (латин. illustratio - освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. книги поручена известному художнику.........
Толковый словарь Ушакова
Иллюстрация Ж.
— 1. То же, что: иллюстрирование. 2. Рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещенные в том же издании. 3. Пример, поясняющий что-л. // Музыкальное выражение........
Толковый словарь Ефремовой
Иллюстрация
— -и; ж. [лат. illustratio - наглядное изображение, живое описание]
1. = Иллюстри́рование. Заниматься иллюстрацией книг.
2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение........
Толковый словарь Кузнецова
Глухота Музыкальная
— см. Амузия сенсорная.
Большой медицинский словарь
Бесплатная Музыкальная Школа
— музыкально-просветительская организация(1862-1917). Основана в Санкт-Петербурге Г. Я. Ломакиным (ее директор до1868) и М. А. Балакиревым (директор в 1868-1873 и 1881-1908). Впоследствииее........
Иллюстрация
— (от лат. illustratio - освещение - наглядное изображение), 1)объяснение с помощью наглядных примеров...2) Изображение, сопровождающее идополняющее текст...3) Область изобразительного........
Большой энциклопедический словарь
Слепота Музыкальная
— (alexia musicalis) вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
Большой медицинский словарь
Музыкальная Акустика
— наука, изучающая объективные физическиезакономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследуетсоотношения высот (частот колебаний), громкость (см.........
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Грамота
— начальный музыкально-теоретический учебный курс.Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах ивыразительных средствах.
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Драма
— одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее изупотребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действиюи отсутствует деление на законченные номера.........
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Комедия
— термин, применяемый к оперетте, а также к др. видаммузыкально-сценического произведения комедийного характера (комическаяопера, зингшпиль и т. п.).
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Форма
— комплекс выразительных средств, воплощающих вмузыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2)Строение, структура музыкального произведения.........
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Шкатулка
— см. Механические музыкальные инструменты.
Большой энциклопедический словарь
Музыкальная Эксцентрика
— трюковое исполнение музыки на обычных или наэксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральныхдосках и др.).
Большой энциклопедический словарь
Новая Русская Музыкальная Школа
— см. "Могучая кучка".
Большой энциклопедический словарь
Фраза Музыкальная
— см. Музыкальная форма.
Большой энциклопедический словарь
Булаховы (музыкальная Семья)
— Булаховы - музыкальная семья (преимущественно певцы): 1) Петр А. Б. пел в Москве в частном хоре (тенор), а затем на московской оперной сцене, выступая с большим успехом особенно........
Исторический словарь
Музыкальная Форма
— Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты........
Музыкальный словарь
Музыкальная Агнозия
— См. амузия.
Психологическая энциклопедия
Музыкальная Память
— (англ. music memory) - способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие........
Психологическая энциклопедия
Музыкальная Релаксационная Психотерапия По Завьялову
— М. р. т. п. З. - вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания........
Психологическая энциклопедия
Музыкальная Эпилепсия
— [Мержеевский И.П., 1884]. Форма рефлекторной эпилепсии, характеризующаяся музыкогенными припадками. Характерна звуковая аура, полиморфный характер припадков. Наблюдается........
Психологическая энциклопедия
Психология Музыкальная
— - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует: 1) проблемы процессов формирования, развития........
Психологическая энциклопедия
Глухота́ Музыка́льная
— см. Амузия сенсорная.
Медицинская энциклопедия
Слепота Музыкальная
— Вид амузии, утрата способности понимания нотных знаков.
Психологическая энциклопедия
Способность Музыкальная
— - индивидуально-психологические особенности личности, включающие: 1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных........
Психологическая энциклопедия
Терапия Музыкальная
— (музыкотерапия) - метод психотерапии, основанный на целительном действии музыки на психологическое состояние субъекта. Применяется для лечения больных с нервно-психическими........
Психологическая энциклопедия
Слепота́ Музыка́льная
— (alexia musicalis)
вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
Медицинская энциклопедия
Иллюстрация
— (от лат. illustratio - прояснять) - факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает........
Философский словарь
Иллюстрация
— Любое графическое изображение (чертеж, рисунок, фотоснимок репродукция с картины и т.п.), украшающее или дополняющее основную текстовую информацию (способствующее раскрытию........
Полиграфический словарь
Место работы, должность: —
Дубова Е.Н.- учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области
Олексенко Т.Н.- учитель музыки ГОУ СОШ №980 Г.Москваучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.учитель музыки уучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.
Есть такое замечательное понятие—интегрированные уроки. Это даёт нам полное право расширить границы своего предмета и смело соприкоснуться с изобразительным искусством, литературой и другими предметами.
Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать «между строк».
Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.
Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации
к повести А.С.Пушкина «Метель»
Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:
В учебнике Г.П.Сергеевой «Музыка» 6 класс даётся разбор этого произведения в традиционной последовательности.
А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В.Федосеева в концертном зале имени П.И.Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В.Федосеева (а именно—определённый порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:
Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности - Г.П.Сергеева пишет, что « события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811-1812 годах…». А теперь обратимся к А.С.Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: « … смерть и три года сетований…». Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В.Свиридовым написанодевять музыкальных иллюстраций,а не семь , как пишет Г.П.Сергеева. Пьесы «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога » несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С.Пушкина.
Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы «Тройка », «Весна и осень », « Пастораль » описываются лишь как картины природы, «Вальс » и «Романс » — бытовые жанры, «Марш » — только как образ героев России.
Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация - это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация - это картина, которую можно «увидеть» (услышать- представить) ушами и прочувствовать сердцем.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Г.П.Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
…………………………………..
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Жуковский
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».
Этот литературный отрывок и музыка Свиридова даютхарактеристику русской души, русского характера . У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновница» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:
«Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…»
Второй номер этой сюиты называется «Пастораль».
Пастораль в переводе с латинского означает «пастушечий». Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Вспомните, как начинается повесть:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
Разговор о «Вальсе» Г.П.Сергеева начинает так:
«Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!… Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…».
Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки - вальсе .
С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.
В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.
«Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.
Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.
У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием «Метель». Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Всё безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. («Тройка »)
Четвертым фрагментом («Венчание ») композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?
Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. « Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею, Нас обвенчали. «поцелуйтесь, — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: «Ай. Не он! Не он!» и упала без памяти».
Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос - почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.
А, на наш взгляд, всё дело в том, что Г.В.Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноимённого мажора.
Середина цикла - это яркий жизнерадостный «Марш». Обратимся к учебнику Г.П.Сергеевой: «Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!» Так описана в повести «Метель» победа над Наполеоном.
В другом сочинении А.Пушкина - в романе «Евгений Онегин» звучат такие слова:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоееный,
Москвы коленноприклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В пьесе «Марш » ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России.
«Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура!
И в воздух чепчики бросали.»
В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.
Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?».В музыке «Марша » на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…
С настроением пушкинских строк и музыкой Г.Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!..
В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П.Сергеевой пьеса «Весна и осень» трактуется просто как картина природы.
Давайте вновь обратимся к Пушкину -«… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для неё. Соседи, узнав обо всём, дивились её постоянству».
Есть хорошая русская поговорка - Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется «Весна и осень» . Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придёт в её сердце!
Напомним, что в своём учебнике Г.П.Сергеева пишет: «Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл «романс без слов», подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры».
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей «Романс » можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка - это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.
Первое проведение темы - начало объяснения. «Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…» — « она всегда существовала, — прервала с живостью Марья Гавриловна, — я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но - я несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. « Я женат, — продолжал Бурмин, — я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
Боже мой. Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
Восьмой номер иллюстраций называется «Отзвуки вальса».
Интонационно он похож на «Вальс» , но звучит эта музыка совершенно по-другому… Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству - зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса«Зимняя дорога» . Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь — это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.
Закончить нашу работу мы хотим всё-таки цитатой из учебника Г.П.Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны - « Музыкальные иллюстрации - симфонические пьесы Свиридова - не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре - на эту музыку был поставлен балет».
Дубова Елена Николаевна - учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области
Олексенко Татьяна Николаевна -учитель музыки ГОУ СОШ №980 г. Москвы.
Файлы:
Размер файла: 3337450 байт.
Большинство записей музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова звучат в такой последовательности:
1 Тройка
2 Вальс
3 Весна и осень
4 Романс
5 Пастораль
6 Военный марш
7 Венчание
8 Отзвуки вальса
9 Зимняя дорога
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
Существует и другая исполнительская версия частей этого цикла, которая наиболее достоверно раскрывает замысел А.С.Пушкина:
1 Тройка
2 Пастораль
3 Вальс
4 Венчание
5 Марш
6 Весна и осень
7 Романс
8 Отзвуки вальса
9 Зимняя дорога
Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация - это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация - это картина, которую можно “увидеть” (услышать - представить) ушами и прочувствовать сердцем.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка ” . Можно прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:
Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:
“И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; “черт побери все!” - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем - гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”.
Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера . У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны.
Второй номер этой сюиты называется “Пастораль ” .
Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Вспомните, как начинается повесть:
“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести . Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
Разговор о “Вальсе” можно начать так:
“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!... Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…”.
Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки - вальсе .
В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот “Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.
“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.
Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.
У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием “Метель”. Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. (“ Тройка ”)
Четвертым фрагментом (“Венчание ” ) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?
Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. “Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” - “Начинайте, начинайте, батюшка”, - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: “Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.
Середина цикла - это яркий жизнерадостный “Марш” . Обратимся к тексту: “Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.
В другом сочинении А. Пушкина - в романе “Евгений Онегин” звучат такие слова:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенны,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В пьесе “ Марш ” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.
На наш взгляд, Г.В. Свиридов проиллюстрировал такие строки А.С. Пушкина:
“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали .”
В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.
Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?”. В музыке “ Марша ” на первый план выходят жизнерадостность русских военных, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…
С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб!..
Пьеса “Весна и осень” трактуется просто как картина природы. Но можно найти и другое решение.
Давайте вновь обратимся к Пушкину - “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.
Есть хорошая русская поговорка - Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень” . Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
“Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры”.
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “ Романс ” можно сравнить с симфонией! Музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка - это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.
Первое проведение темы - начало объяснения. “Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы . “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” - “она всегда существовала, - прервала с живостью Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но - я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы . “Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
Боже мой. Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
Восьмой номер иллюстраций называется “Отзвуки вальса” .
Интонационно он похож на “Вальс” , но звучит эта музыка совершенно по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству - зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога” . Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.
“Музыкальные иллюстрации - симфонические пьесы Свиридова - не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре - на эту музыку был поставлен балет”.
Иллюстрация музыкальная
(от лат. Illustratio - наглядное изображение).
1)
Фрагменты муз. произведений (или всё произведение), исполняемые во время уроков, бесед, лекций пианистом-иллюстратором или ансамблем либо воспроизводимые средствами механической записи (граммофон, магнитофон)
2)
Программы, составленные из муз. произв., или импровизации, которыми пианисты- иллюстраторы, ансамбли (в больших кинотеатрах иногда оркестры) сопровождали показ немых кинофильмов (см. Киномузыка).
3)
Муз. сопровождение телевизионных и радиопередач о музыке - концертов-очерков, муз.-образовательных, биографич., посв. жизни музыкантов и др. И. м. служат обычно основой, на к-рой строится вся передача.
4)
Небольшие отрывки муз. произв. (иногда несколько тактов), встречающиеся в спец. книгах о музыке. Подобные И. м. наз. также нотными примерами.
Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .
Смотреть что такое "Иллюстрация музыкальная" в других словарях:
См. Иллюстрация музыкальная … Музыкальная энциклопедия
РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …
Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Декорация к «Волшебной флейте» Моцарта (1815) … Википедия
Композитор и музыкальный критик, родился 11 января 1820 г. в Петербурге, где отец его, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место в министерстве финансов. Мать его, Анна Карловна, была …
- (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
- (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия
- (Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ) Молдавия (Молдова). I. Общие сведения Молдавская ССР образована первоначально как Молдавская АССР в составе УССР 12 октября 1924; 2 августа 1940, после воссоединения… … Большая советская энциклопедия
Александр Николаевич (11 (23) I 1820, Петербург 20 I (1 II) 1871, там же) рус. муз. критик и композитор. С 8 лет учился игре на фп. у О. И. Жебелевой, затем на виолончели у К. Б. Шуберта. В 1835 поступил в Уч ще правоведения, где началась … Музыкальная энциклопедия
- (родился 16 ноября 1829 года умер 8 ноября 1894 в Петергофе) композитор и пианист. Театральные и музыкальные известия 11 июля исполнилось пятьдесят лет с того времени, как А. Г. Рубинштейн впервые выступил пред публикой в качестве пианиста. О… … Большая биографическая энциклопедия