Музыкальные шедевры малера. Густав малер интересные факты и краткая биография. Густав Малер личная жизнь

Густав Малер – великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр – жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.
«Писать музыку – значит, строить новый мир…» – так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий.

Густав Малер (Gustav Mahler) – великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр – жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.

«Писать музыку – значит, строить новый мир…» – так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий. Музыка Малера часто выражала личное состояние композитора, его самые сокровенные мысли. В своём творчестве он всегда стремился поднимать масштабные философские проблемы. Велико было и его дирижёрское дарование. Пётр Ильич Чайковский, который слушал оркестр под руководством Малера в Гамбургской опере, называл его гениальным дирижёром.

Композитор родился 7.07.1860 года в небогатой еврейской семье. Семейство Малеров жило в Чехии – в местечке Калиште . Отец Густава – Бернгард Малер – в жизни сменил несколько профессий. В молодости он был возницей, позже самостоятельно выучился и служил гувернёром. В последние годы он скопил немного денег и стал хозяином маленькой пивной.

В семье было много детей, однако шесть братьев и сестёр Густава умерли в детском возрасте. Одна сестра скончалась позже, будучи уже взрослой; старший брат Отто – застрелился. Другой брат, Алоис, сошёл с ума. Эти трагические обстоятельства в дальнейшем наложили отпечаток на личность композитора и на характер его творчества. «Внутренние демоны» всегда терзали Малера, жизнь его никогда не была спокойной.

Густав рос замкнутым и сосредоточенным ребёнком. Музыку он полюбил рано, но назвать его вундеркиндом, как многих великих композиторов прошлого, было сложно. Его успехи можно было отнести, скорее, к невероятному упорству и прилежанию, нежели к природным способностям.

С шести лет он играл на фортепиано. Когда Густаву исполнилось пятнадцать, его отправили в Вену. По рекомендации профессора Эпштейн а юноша поступил в консерваторию. В годы учёбы Малер раскрылся как талантливый исполнитель-пианист. Занимался он также и симфоническим дирижированием. А вот его первую симфонию, которую Малер писал для студенческого конкурса, постигла неудача – дирижёр оркестра отказался исполнять её, оскорбив автора.

Во время обучения в консерватории Малер посещал университет – ходил на лекции по истории, психологии, философии и истории музыки. Малер закончил консерваторию в 1878 году; через год он окончил и университет.

В студенческие годы Густаву приходилось подрабатывать – родители не могли содержать его. Юноша давал уроки фортепиано, ездил на гастроли с оркестром в роли капельмейстера. В период 1878-84гг. он написал первые серьёзные произведения: эскизы опер, оркестровую и камерную музыку. В 1885 году был создан его первый шедевр - вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья».

Осенью 1885 года Малер принял решение уехать из Вены, чтобы найти постоянную работу дирижёра в одном из театров. Он работал в Праге в течение года. Там ему довелось дирижировать операми Глюка, Моцарта, Вагнера. Поставленные им спектакли вызывали всеобщее восхищение, особенно удачной работой был «Дон Жуан».

С 1886 года Малер работал в Лейпциге – в должности второго дирижера городского театра. Отношения с главным режиссёром и оперной труппой не сложились, и при первом же подходящем предложении в марте 1888 г. Густав уехал из Лейпцига в Будапешт. В то время им уже была написана Первая симфония. Она открывала будущий цикл из десяти симфоний, воплотивших важнейшие черты мировоззрения и философии Малера.

В Будапеште молодого дирижёра назначили на должность директора Королевского оперного театра. За несколько месяцев театр под его руководством поставил несколько успешных спектаклей. Однако в 1889 году умер отец Малера, и Густаву пришлось покинуть Будапешт.

В 1891 году он стал первым дирижером Гамбургского Городского театра . Работы в театре было много, к тому же Малер часто конфликтовал с интендантом – Б. Поллини. Всё же гамбургский период ознаменовался созданием Второй и Третьей симфоний. В этом театре Малер проработал до 1897 года. В Гамбурге Густав познакомился со своей первой любовью – Анной Мильденбург . Они стали встречаться, были даже помолвлены, но не поженились. Малер решил, что ради семейного счастья он не может поступиться искусством, и расстался с Анной.

В конце 1895 г. в Берлине состоялась долгожданная премьера Второй симфонии. Малеру предложили возглавить Придворную оперу Вены, однако вступлению в эту должность мешало его еврейское происхождение. Малеру пришлось принять католичество – после этого он был назначен капельмейстером придворного театра. Десять лет работы Густава Малера в Венской опере стали эпохой небывалого расцвета театра.

Жена – Альме Шиндлер

В 1901 году композитор построил виллу в Каринтии. Каждое лето он проводил там и в уединении сочинял музыку. А в 1902 году композитор всё же решил жениться. Избранницей стала дочь художника Эмиля Якоба Шиндлера – Альме Шиндлер . Вскоре родилась первая дочь Малера – Мария . Вторую дочку, которая родилась в 1904 г., назвали Анной .

Альма Шиндлер была одарённой женщиной, она училась музыке и даже пробовала писать самостоятельные произведения. Однако деспотичный и капризный муж запретил ей это занятие, сказав, что композитор в семье должен быть лишь один.

Женитьба благотворно сказалась на жизни и творчестве композитора. Он стал много и успешно работать. В Каринтии он написал новые произведения: Пятую, Шестую, Седьмую симфонии. Малер также создал цикл для вокала с оркестром «Песни об умерших детях» – и это произведение было пророческим. В 1907 г. его любимая дочь Мария умерла от дифтерита.

У Малера в том году врачи установили тяжёлый сердечный недуг. Тогда он решил уйти из венского театра и переехать в Америку. Ему предложили место дирижера в знаменитой «Метрополитен-опера».

В декабре 1907 года Малер покинул Вену. В Америке ему предлагали возглавить театр, но он отказался от места, оставшись на должности дирижёра Филармонического оркестра Нью-Йорка . Композитор решил посвятить последние годы своей жизни творчеству. Зимой Малер жил в Нью-Йорке, на лето уезжал в Германию – там он писал музыку. В 1909 году композитор завершил трагическую вокальную симфонию «Песнь о земле», на стихи китайских средневековых поэтов. Вскоре он закончил свою Девятую симфонию, начал работу над Десятой, но завершил только первую часть произведения. (Первая часть после была окончательно завершена композитором Э. Кшенеком; остальные четыре части по наброскам Малера были дописаны англичанином, музыковедом – Д. Куком.)

Напряжённая работа истощила силы Малера. В 1910 году в Мюнхене состоялась премьера Восьмой симфонии, но она принесла ему только разочарования. Произведение имело успех, но общественного резонанса не вызвало. Приближалась война – в Европе в это время были совершенно другие настроения.

Зимой 1911 года Густав Малер заболел тяжёлой ангиной. Не получив квалифицированной помощи у нью-йоркских врачей, он решил лечиться в Париже. Французские врачи не смогли вылечить композитора – ангина дала осложнение на сердце, и он стал медленно угасать. Перед смертью Малер попросил увезти его в Вену – там он и умер 18 мая 1911 г. Проводить великого композитора пришли тысячи людей.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер - крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.

Личная жизнь

Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повел под венец младшую на 19 лет Альму Шиндлер, которой сделал предложение после четвертого свидания. Жена родила Густаву двоих детей - девочек Марию и Анну.


Википедия

Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь разладилась. Альма - одаренная художница и музыкант - вспомнила о своих нереализованных талантах: ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощенного творчеством супруга. Вскоре у нее случился роман с известным архитектором, о чем узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.

Смерть

В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.


Могила Густава Малера на Гринцингском кладбище / Michael Kranewitter, Википедия

Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.

О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с , чем американская звезда безмерно гордится.

Музыкальные произведения

  • 1880 - «Жалобная песнь»
  • 1885-1886 - «Песни странствующего подмастерья
  • 1892 -1901 - «Волшебный рог мальчика
  • 1901-1902 - «Песни на стихи Рюккерта
  • 1901-1904 - «Песни об умерших детях
  • 1884-1888 - Симфония №1
  • 1888-1894 - Симфония №2
  • 1895-1896 - Симфония №3
  • 1899-1901 - Симфония №4
  • 1901-1902 - Симфония №5
  • 1903-1904 - Симфония №6
  • 1904-1905 - Симфония №7
  • 1906 - Симфония №8
  • 1909 - Симфония №9
  • 1908-1909 - «Песнь о земле»

Гу́став Малер - австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр.

Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 года в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Через несколько лет семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву в Южной Моравии. В детстве Малер брал уроки игры на фортепиано и аккордеоне, рано начал писать музыку, а в 10 лет он сыграл свой первый концерт.

В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция).
Затем в 1880 году началась его карьера капельмейстера. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. В 1891 году Малер стал главным дирижером Гамбургской оперы. Успех породил спрос на концерты Густава: с гастролями он побывал в Голландии, Италии, Франции и России.

В 1897 году Малера назначили директором Венской оперы. Но для этого композитору, урожденному еврею, пришлось стать католиком. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: начав свою деятельность в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров. В 1907 году в результате интриг его директорство закончилось. А год спустя музыкант принял предложение поработать в Метрополитен Опера, где провел один сезон.

В 1909 году Малер стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра и на этом посту оставался до конца жизни. Но несмотря на успех в Новом Свете, он часто бывал в Европе. После очередного возвращения в Нью-Йорк 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Вра обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и рекомендовал Малеру пока не выступать и не работать. Но композитор не считал это заболевания опасным. Но через некоторое время ангина дала осложнения на сердце. Малер несмотря на проблемы со здоровьем продолжал работать, пока не оказался в больнице. 18 мая 1911 года он скончался в Вене, где и был похоронен на Гринцингском кладбище.

Густав Малер интересные факты

Густав Малер был вторым из 14 детей , лишь шестерым из них было суждено достичь зрелого возраста. Отец Густава Бернхард Малер был торговцем и продавал спиртные напитки, сахар и домашние изделия, а мать Мария Герман происходила из семьи мелкого фабриканта, который изготавливал мыло.

Он любил далекие путешествия и купание в ледяной воде.

О себе Малер говорил: «Я трижды бездомный, – говорил Малер, – для австрийцев я чех, для немцев – австриец, для всего мира… – еврей».

Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик.

Грандиозная Восьмая симфония Малера, требует для исполнения около 1000 участников – около 150 участников оркестра и более 800 хоровых певцов.

Малер, как было известно, страдал от нервного напряжения, скептицизма и одержимости смертью.

Густав Малер сочинял рано утром, а позже днем ​​плавал, бегал и катался на велосипеде.

По рассказам, с Малером было трудно работать. У него был высокий носовой голос, он был авторитарным и склонным к гневу, и он обращал внимания даже на незначительные детали.

Густав Малер никогда не пользовался популярностью как композитор при жизни. Пока Малер был жив, он был больше известен как дирижер, а не композитор. Он считается одним из величайших дирижеров в истории музыки.

Симфония Густава Малера № 3 является одной из самых длинных симфоний, когда-либо созданных, и длится примерно 95 минут.

Во время пребывания в Вене Густава Малера окружали молодые композиторы, в том числе Шенберг, Берг, Веберн и Землинский. Он часто поддерживал и поощрял их работу.

Густав Малер личная жизнь

Он был безумно влюбчивым: в каждом новом городе Малер увлекался очередной красавицей. Конец этим похождениям положила Альма Шиндлер, приемная дочь известного австрийского художника Карла Молля. Встретив ее, Густав решил остепениться. Она была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой. Они обвенчались 9 марта 1902 года в Вене в церкви Карлскирхе. У супругов родились две дочери, одна из них Мария- Анна умерла от дифтерии в возрасте четырех лет, а вторая, Анна, впоследствии стала скульптором. Ветреной Альме в скором времени наскучила жизнь с Густавом, и она изменила ему с архитектором Гропиусом. Новость о неверности жены стала для Малера настоящим ударом.

Густав Малер (Mahler) (1860-1911) - австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер . С 1880 года был дирижером различных оперных театров Австро-Венгрии, в том числе в 1897-1907-х годах - Венской придворной оперы; с 1907 - в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904).

Малер Густав

Начало карьеры дирижера и композитора

Густав Малер родился 7 июля 1860 года, в Калиште, в Богемии, в Австро-Венгрии, ныне Чехия. Мальчик начал учиться игре на фортепиано и теории в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его рождения. В 1875-1878-х годах он занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс (гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х годах посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер Карла Мария фон Вебера и Рихарда Вагнера, уже стал нести на себе печать малеровской индивидуальности.

В 1880-1883-х годах Малер работал оперным дирижером в Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. - вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое отражение в его первом шедевре - вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию.

Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке.

Малер Густав

В оперных театрах Европы

В начале 1885 году Густав Малер был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Кристоф Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Вильгельма Рихарда Вагнера. В Лейпциге репертуар Малера поначалу ограничивался менее серьезными позициями, однако в январе 1887 он, заменив заболевшего венгерского дирижера Артура Никиша, принял на себя руководство исполнением вагнеровского «Кольца нибелунга». Вскоре Густав завершил неоконченную комическую оперу Вебера «Три Пинто». Ее премьера в 1888, восторженно встреченная публикой и критикой, сделала молодого композитора знаменитым. Тогда же у Малера завязался роман с женой внука К. М. Вебера. Не без влияния семьи Вебер Малер открыл для себя сборник немецкой народной поэзии «Волшебный рог мальчика», составленный и изданный в начале 19 века Людвигом Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано и служивший источником вдохновения едва ли не для всех австро-немецких романтиков. Почти все вокальные произведения Малера, созданные до начала 1900-х годов, были написаны на стихи из этого сборника.

В мае 1888 года Г. Малер из-за разногласий с коллегами покинул лейпцигский театр. По аналогичной причине он вскоре был отстранен от работы в Праге, куда его пригласили ставить «Три Пинто» и популярную в то время оперу Петера фон Корнелиуса «Багдадский цирюльник». Вскоре, однако, дирижер получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской Королевской оперы. Под руководством Малера будапештский театр вступил в полосу художественных и финансовых успехов. Тем не менее ситуация зависимости от административного директора (интенданта) становилась для Малера невыносимой, и в 1891 году он в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни Малера продлился до 1897. Несмотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Б. Поллини, Малер находил время и силы для сочинения музыки; во время летних каникул в Зальцкаммергуте он завершил Вторую и Третью симфонии.

Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть все.

Малер Густав

1895 год, начало которого было омрачено самоубийством младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине. Имя Малера - теперь уже стало не только как дирижера, но и композитора, - приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.

Венская опера. Майернигге

Десятилетие работы Густава Малера в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми (чаще других - «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались 1903 по 1907 годы, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к врачу-психиатру и психологу Зигмунду Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого поэта-романтика Фридрих Рюккерта в 1904 г. Этим произведением Малер словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца (впоследствии именно она стала причиной его смерти).

Традиция - это лень

Малер Густав

Последние годы жизни

В Вене Малер был окружен молодыми композиторами «радикального» направления - такими, как А. фон Цемлински, Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 году он был назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем «Тристан и Изольда»), а в 1909 - Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В Нью-Йорке Г. Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую часть.

Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте медленнее, а не быстрее.

Малер Густав

Вклад Малера в оперное искусство

Самые значительные достижения Густава Малера-дирижера были связаны с оперным театром; между тем творческие интересы Малера-композитора ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней «Жалобной песни» обнаруживаются такие характерные приемы зрелого малеровского стиля, как сочетание оркестров на сцене и за сценой, сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народно-песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Этот последний прием использован и в цикле «Песни странствующего подмастерья», тональный план которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений, через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической отрешенности. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.

Под влиянием «Волшебного рога мальчика»

В 1890-е годы Малер находился под сильным влиянием «Волшебного рога мальчика». Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром. Вокальные части на тексты из «Волшебного рога» фигурируют во Второй, Третьей и Четвертой симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и красноречиво «досказывая» то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто инструментальной музыки. В первых четырех симфониях Малера важную роль играет элемент юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным обликом. Если Первая и Четвертая симфонии построены по традиционной четырехчастной схеме, то Вторая симфония пятичастна (между скерцо и хоровым финалом в ней помещена песня «Изначальный свет» из «Волшебного рога»), а Третья шестичастна, причем первая часть по объему равна всем остальным, вместе взятым. Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний «снимается» в финалах, наделенных значительным философским смыслом (музыковед Пауль Беккер, имея в виду эту особенность симфонических циклов Малера, назвал их «симфониями финала» - в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести обычно приходится на первую часть). Финал Первой симфонии (известной также под неофициальным названием «Титан») - большое романтическое сонатное аллегро; финал Второй - торжественный духовный гимн; финал Третьей - возвышенное адажио с «божественными длиннотами»; финал Четвертой - идиллическая песня о райской жизни на слова из «Волшебного рога».

Малеровские симфонии

Пятая, Шестая и Седьмая симфонии чисто инструментальны. В пятичастной Пятой симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Предпоследняя часть этой симфонии (Adagietto), играющая роль лирического интермеццо перед финалом, часто исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная Шестая симфония глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель подразумеваемого «героя». В пятичастной Седьмой симфонии наиболее интересны три средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно растянутого финала оборачивается помпезностью и напыщенностью.

Самая монументальная из всех симфоний Малера - Восьмая, предназначенная для большого ансамбля солистов, трех хоров и огромного оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus («Приди, Дух животворящий»), служит развернутым вступлением ко второй, главной части, где использован текст последней сцены «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете. В этой части объединены жанровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла, хоровой симфонии в духе Ф. Листа и инструментальной симфонии. После Восьмой симфонии, обращенной к большим массам слушателей, Малер создал одно из своих самых интимных произведений - «Песнь о земле». В ней также сочетаются признаки разных жанров - вокального цикла (в шести частях «Песни о земле» солируют попеременно тенор и контральто или баритон) и «симфонии финала». Проявившаяся в «Песни о земле» тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло деревянных духовых обусловлена интересом позднего Малера к Иоганну Себастьяну Баху. В последней части цикла, «Прощание», господствует настроение покорности и смирения; оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной Девятой симфонии. По распространенному мнению, последняя, наряду с Шестой, является самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм Малера.

Малер и мировая музыка

Творчество Малера - связующее звено между романтизмом и экспрессионизмом. Внушительные масштабы его симфоний, грандиозный размах их кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем - все это давало основание считать Малера наследником Антона Брукнера. С другой стороны, пристрастие Малера к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям, тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на Арнольда Шенберга и Альбана Берга. Различные аспекты творчества Малера были восприняты и другими крупными композиторами 20 века, в том числе Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, Эдвардом Бенджамином Бриттеном, Альфредом Гарриевичем Шнитке.

Малер Г.

(Mahler) Густав (7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) - австр. композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Род. в чеш. деревне в семье мелкого торговца. Муз. дарование композитора проявилось очень рано: в детстве он знал множество нар. напевов, с 6 лет учился игре на фп., в 10 лет дал в Йиглаве первый публич. концерт.

В возрасте 15 лет М. поступил в Венскую консерваторию (классы фп., гармонии и композиции), одновременно экстернат Йиглавской гимназии; затем прослушал в Венском ун-те курс истории и философии. Муз. атмосфера Вены 1870-х гг., её конц. и театр. жизнь оказали на молодого М. решающее влияние. Он пережил бурное увлечение творчеством Р. Вагнера, его привлекала музыка А. Брукнера, у к-рого М. брал уроки композиции. В эти годы М. пишет квартеты, симфонии, эскизы опер на собственные либр. (не опубликованы). С 1880 началась работа М. в качестве оперного дирижёра сначала в небольших городах, затем в крупных оперных т-рах (Немецкий т-р в Праге, 1885; Городской т-р в Лейпциге, 1886-88; Корол. опера в Будапеште, 1888-91; Городской т-р в Гамбурге, 1891-97). В 1897 М. был приглашён на пост директора Венского придв. оперного т-ра. К этому времени М. был автором песен для голоса с фп. и голоса с оркестром (в т.ч. циклов "Песни странствующего подмастерья" и "Волшебный рог мальчика"), вок.-симф. сочинения "Жалобная песня" и 3 симфоний. (Все крупные произв. М. создавал в летние месяцы, свободные от работы в т-ре, оставляя на зиму лишь инструментовку.) Работа в Венском придв. оперном т-ре (1897-1907) явилась вершиной его дирижёрской и режиссёрской деятельности и одноврем. периодом наивысшего расцвета самого коллектива. М. достиг этого вдохновенной работой с актёрами и музыкантами оркестра, а также упорной борьбой с театр. рутиной, системой "звёзд". Всё это вызвало травлю со стороны консервативной и бульварной прессы, в результате чего М. покинул т-р летом 1907 и уехал в Америку, где в 1908 занял место дирижёра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, а затем рук. Нью-Йоркского филармонич. оркестра.
Венское десятилетие ознаменовало взлёт композиторского творчества М.: за эти годы им написаны пять симфоний (с 4-й по 8-ю) и песенные циклы на сл. Ф. Рюккерта. В летние месяцы 1908-10 М. работал над "Песней о земле", 9-й и 10-й симфониями. В 1907 у М. обнаружилась болезнь сердца, в дальнейшем прогрессировавшая. Переутомление, связанное с тяжёлыми условиями контракта в США, окончательно подорвало здоровье М. В 1911 он умер.
Выдающийся представитель после- вагнеровского поколения в муз. иск-ве Европы, М. был на рубеже 19-20 вв. одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произв. пронизаны глубокой философской проблематикой. Творчество М. - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. "То, о чём говорит музыка, - писал М., - это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)". Тема человеческих страданий обусловлена у М. трагич. осознанием социальных противоречий эпохи, что делает композитора одним из крупнейших художников-гуманистов 20 в. Неизбежный в бурж. мире конфликт художника и общества составил осн. содержание не только творчества, но и жизни самого композитора. Видя своё призвание не в одной лишь композиторской, но также и в театр. деятельности, он вкладывал много творч. энергии в дирижирование, в оперную режиссуру. Однако и здесь композитор был скован условиями, по его словам, "лживой, отравленной в самой основе и бесчестной" жизни эпохи. При этом ранимость художника в столкновении с миром лжи и косности обострялась у М. его импульсивным темпераментом. От своих предшественников-романтиков - Э. Т. А. Гофмана, Р. Шумана, Г. Берлиоза, близких М. по характеру творчества, композитор унаследовал "крейслерианский" конфликт творч. личности с об-вом, воплощённый в антитезе художник - филистерство.
В 1-й симфонии и "Песнях странствующего подмастерья" отразились воспринятые М. от нем. романтич. литературы (Й. Эйхендорф, Г. Гейне) и отчасти от Л. Бетховена и Ф. Шуберта мотивы скитальчества, а от Жан Поля (И. П. Ф. Рихтера) - образ наивного героя, пребывающего в конфликте с миром и в идиллич. единстве с природой. Присущая М. склонность к философскому осмыслению действительности приводит его к осознанию конфликта художника и общества - как проявления более общего конфликта личности и мира. Фиксация противоречий человеческой жизни - либо в общефилософском плане (жизнь - смерть - бессмертие; концепция 2-й симфонии), либо как обращение к горестям "земной жизни" (песни, 4-я симфония) - приобретает у М. исключит. остроту. "Всю жизнь, - говорил М., - я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо". С особой трагич. силой этот конфликт человека и мира запечатлён в симфониях т.н. среднего периода (5-7-я). Внимание к глубинам человеческой души в минуты кризиса или наивысшего напряжения сближает творчество М. с творчеством Ф. М. Достоевского, к-рое композитор хорошо знал и любил. Их роднят и поиски гармонии, к-рая смогла бы разрешить трагич. конфликты. Эти поиски явились важнейшим стимулом идейно-творч. эволюции композитора. М. оставался убеждённым идеалистом; в его не лишённых эклектизма философских представлениях о гармонии своеобразно преломилось влияние пантеистич. мировоззрения И. В. Гёте. М. постоянно искал средства, к-рые могли бы облегчить слушателю восприятие его философских идей. На раннем этапе творчества он видел их в опоре на общезначимые лит.-философские ассоциации, фиксируемые в заголовках к симфониям, носящих программный характер (первоначальное наименование 1-й симфонии было "Титан" - по роману Жан Поля), или к отдельным их частям (в 3-й симфонии имелись подзаголовки ко всем частям, связанные с "Весёлой наукой" Ф. Ницше). Иногда М. комментировал содержание музыки программой, написанной после создания произв. (1, 2, 4-я симфонии), либо ремарками в партитуре. Однако разочарованный ложным истолкованием своих намерений, М. снял все подзаголовки и отказался от сопроводит. пояснений. Путь к раскрытию своих исканий М. нашёл во введении лит. "слова" в муз. произв.: "Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю момента, когда должен привлечь "слово" в качестве носителя моей музыкальной идеи". В первых симфониях это было вкрапление в симф. цикл песни (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении), становящейся носителем обобщённой идеи. В более поздних произв. (8-я симфония, "Песня о земле") человеческий голос участвует в изложении и развитии муз. мыслей на всём протяжении симф. цикла. Так, "Песня о земле" стала родоначальницей "симфонии в песнях" - жанра, получившего распространение в 20 в.
Круг образов, связь музыки с лит-рой, включение или отсутствие вок. элемента, а также эволюция муз. стиля обусловили разделение симф. творчества М. на три периода. К раннему периоду относят 1-ю, чисто инстр. симфонию, опирающуюся на муз. материал вок. цикла М., - "Песни странствующего подмастерья", и 2, 3, 4-ю симфонии, интонационно связанные с вок. циклом "Волшебный рог мальчика", круг образов к-рого повлиял на содержание этих симфоний. Для них характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагич. иронии, жанровой зарисовки и символики. Обращаясь в этот период творчества к текстам фило-софско-символич. строя, М. использовал стихи Ф. Клопштока (финал 2-й симфонии) и Ф. Ницше (3-я симфония). В 1-й симфонии композитор видит исход конфликта романтич. "героя" с действительностью в обращении к природе. Во 2-й - поставлен вопрос о ценности человеческой жизни перед лицом смерти; выход из трагич. непреложности судьбы композитор видит в религ. идее воскресения. В 3-й симфонии М. пытался создать пантеистич. картину мира, в бесконечность которого он включал конечную человеческую жизнь. В 4-й симфонии проблема смерти и бессмертия получает таинственно-причудливое воплощение - в финале звучит песня-притча. В произв. первого периода проявились такие особенности стиля М., как интонац. опора на демократич. жанры нар. и гор. музыки (песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, воен. или похоронный марш, воен. сигнал, хорал).
Симфонии среднего периода (5-7-я) составляют инстр. трилогию, интонационно связанную с песенными циклами М. на тексты Ф. Рюккерта ("Песни об умерших детях", 5 песен). Отказавшись от лит.-философских ассоциаций, М. не ушёл от постановки в симф. концепциях значит. нравственных проблем. Общечеловеческие коллизии уступили место теме трагич. зависимости личности от судьбы. Наиболее острое выражение эта тема получила в 6-й симфонии, названной современниками "Трагической". В 5-й и 7-й симфониях М. находит выход из этого конфликта в гармонии классич. иск-ва, язык к-рого стилизует в финалах этих симфоний.
В 8-й симфонии М. вновь использует для воплощения философского содержания поэтич. тексты. 1-я часть её написана на слова ср.-век. гимна "Veni creator spiritus", 2-я часть - на текст заключит. сцены 2-й части "Фауста" Гёте. При всей отвлечённости провозглашённого в ней положительного идеала 8-я симфония явилась утверждением глубокой веры М. в творч. силы человека. М. прибег здесь к грандиозному исполнительскому аппарату (солисты, 3 хора, увеличенный состав большого оркестра), в связи с чем сочинение получило назв. "симфонии тысячи участников". В сочинениях позднего периода нашли выражение темы прощания с жизнью ("Песня о земле", 9-я, незаконч. 10-я симфонии). В "Песне о земле", написанной на тексты кит. поэтов 8 в., и в чисто инструментальной 9-й симфонии смертельно больной композитор приходит к примирению с неизбежным. Глубоко личный тон, экспрессивная лирика поздних сочинений М. привнесли в них черты нового и вместе с тем привели к созданию на новой основе песенного тематизма, формообразования и фактуры.
Архитектоника цикла, равно как и форма отд. частей (особенно крайних), организуется у М. сквозным муз.-интонац. повествованием, составляющим важнейшую особенность его симфонизма. С этим связан отказ композитора в большинстве симфоний от классического, 4-частного строения. Изменяются также традиц. последовательность частей и их темповые соотношения. Часть в характере скерцо чаще следует у М. за первой; более медленная часть примыкает к финалу, к-рый становится смысловым и интонационным центром цикла. В симфониях среднего и позднего периодов быстрые части концентрируются в середине цикла, медленные - обрамляют цикл. Столь же существ. трансформацию претерпевает форма отд. частей, особенно первой. В поздних сочинениях сонатные принципы вытесняются песенной вариантно-строфической организацией, сквозным развитием. Так, во мн. частях цикла взаимодействуют формообразующие принципы куплетной и 3-частной песни, рондо, вариаций, сонатного allegro, что приводит к композиционной многозначности каждого раздела формы, осложняющей восприятие структуры симфоний М. Рост линеарных тенденций при сохранении гомофонной основы привёл к образованию в музыке М. контрапунктически насыщенной фактуры. Помимо имитационных форм полифонии, большое значение приобретают контрастная полифония и полифония вариантов (гетерофония). В позднем творчестве композитора возросшая линеарная автономность голосов, включение в состав аккорда неразрешающихся диссонансов и усложнение структуры аккордов содействовали появлению фрагментов музыки с внеладовым, внефункциональным применением гармонии. В оркестре М. нашли воплощение две тенденции, характерные для нач. 20 в.: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата, с другой - зарождение камерного оркестра. Тяготение к камерному составу оркестра выразилось в детализации фактуры, в трактовке инструментов оркестра в духе ансамбля солистов, предельном выявлении тембровых, регистровых, динамич. возможностей оркестровых инструментов. С последней тенденцией связаны поиски повышенной экспрессивности и обострённой, часто гротескной красочности в звучании оркестра. В произв. М. возникли элементы стереофонии благодаря одновременному звучанию оркестра на эстраде и группы инструментов (финал 2-й симфонии) или небольшого оркестра ("Жалобная песня") за эстрадой либо благодаря помещению исполнителей на разных высотах (3-я симфония). В творчестве М. зародились мн. особенности муз. иск-ва 20 в., воспринятые композиторами разных направлений. М. оказал заметное влияние на развитие драм. симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер, Б. Бриттен и др.). Вместо с тем мн. проявляющиеся в позднем творчестве М. черты экспрессионизма оказались близки композиторам т.н. новой венской школы (А. Шёнберг, А.Берг, А. Веберн).
M.-дирижёр привлёк к себе внимание выдающихся музыкантов своего времени. И. Брамс был восхищён исполнением под упр. М. "Дон Жуана" Моцарта в Будапеште. X. фон Бюлов называл М. "Пигмалионом Гамбургской оперы". П. И. Чайковский писал из Гамбурга: "Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный...". Импульсивность, вдохновенная отдача музыке, "душевный жар, придававший его исполнению непосредственность личного признания" (Б. Вальтер), сочетались у М. со скрупулёзной предварит. работой над партитурой. М. всегда требовал от исполнителей предельно точного прочтения текста партитуры. По свидетельству современников, наиболее удавались M. сочинения героич. и трагич. плана. М. был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера ("Лоэн-грин", "Тристан и Изольда", "Кольцо нибелунга"), К. В. Глюка, оперы и симфоний Л. Бетховена. Присущее М. чувство стиля позволяло ему проникать и в сочинения иного плана. К числу исполнительских достижений М. относятся также пост. опер Моцарта ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта"), Сметаны ("Далибор"), Чайковского ("Евгений Онегин", "Пиковая дама").
Деятельность М.-дирижёра в опере была неотделима от его режиссёрской работы. В Венском придв. оперном т-ре М. попытался осуществить почерпнутый в вагнеровском учении о муз. драме художеств. идеал - единство муз., актёрского и режиссёрского решения оперного спектакля. В духе этих устремлений М. в течение мн. лет воспитывал коллектив Венского придв. оперного т-ра, в к-ром работали певцы Ф. Вейдеман, В. Геш, Л. Демут, Л. Слезак, М. Гутхейль-Шодер, З. Курц, А. Мильденбург, Б. Фёрстер-Лаутерер, дир. Б. Вальтер и художник-декоратор А. Роллер. Добиваясь подчинения всего строя и ритма спектакля музыке, М. вместе с тем использовал в своих пост. и нек-рые приёмы драм. т-ра (паузы, неподвижные мизансцены, максимальное включение в действие массы хора, затемнение сценич. площадки).
Основные даты жизни и деятельности
1860. - 7 VII. В чеш. деревне Калиште в бедной евр. семье мелкого торговца Бернгарда М. и его жены Марии, урожд. Герман, родился сын Густав. - Переезд семьи в Йиглаву.
1875-78. - Обучение в Венской консерватории по классу фп. у Ю. Эпштейна, гармонии - у Р. Фукса и композиции - у Ф. Кренна (одноврем. окончил экстерном гимназию в Йиглаве).
1877-79. - Посещение в Венском ун-те лекций по философии и истории музыки. - Дружба с комп. А. Брукнером. - Переложение для фп. 3-й симфонии Брукнера. - Создание ранних соч. (в т.ч. соната для скрипки и фп., 1876; песни для тенора и фп., 1880; "Северная симфония" (или сюита), 1882, и др.).
1880. - Работа летом в качестве дирижёра в курортном городке Бад-Халль (Верхняя Австрия).
1881-82. - Работа дирижёром в Любляне (Лайбахе).
1883. - Работа капельмейстером в Оломоуце, затем хормейстером итал. оперной труппы "Карлстеатра" в Вене. - Начало работы в качестве второго дирижёра Придв. т-ра в Касселе (до 1885).
1884. - 23 VI. Первое исп. музыки М. к живым картинам по поэме Й. Шеффеля "Трубач из Зёккингена" (Кассель).
1885. - Работа вторым дирижёром Немецкого т-ра в Праге (до 1886).
1886-88. - Работа вторым дирижёром Городского т-ра в Лейпциге.
1888. - Работа директором Корол. оперы в Будапеште (до 1891).
1889. - 20 XI. Первое исп. в Будапеште симфонии No 1.
1891. - Работа в качестве первого дирижёра Городского т-ра в Гамбурге (до 1897). - 13 XII. Первое исп. в Берлине симфонии No 2.
1896. - 16 III. Первое исп. "Песен странствующего подмастерья" в Берлине.
1897. - Первая гастрольная поездка в Россию (Москва). - Начало работы в качестве директора и дирижёра Венского оперного т-ра.
1901. - Первое исп. "Жалобной песни" в Вене. - 25 XI. Первое исп. в Мюнхене симфонии No 4.
1902. - Женитьба М. на Альме Шиндлер. - III. Вторая поездка М. в Россию (Петербург). - 9 VI. Первое исп. симфонии No 3 в Крефельде.
1904. - 18 X. Первое исп. симфонии No 5 в Кёльне.
1905. - Первое исп. "Песен об умерших детях" в Вене.
1906. - 27 V. Первое исп. симфонии No 6 в Эссене.
1907. - Усиление конфликта с частью персонала Венского придв. оперного т-ра, травля со стороны реакц. прессы. - XII. Уход с поста директора Венского оперного т-ра. - Третья поездка в Россию (Петербург).
1908. - Работа в качестве дирижёра т-ра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (до марта 1909). - 19 IX. Первое исп. симфонии No 7 в Праге. - Создание "Песни о земле" (первое исп. 20 XI 1911 в Мюнхене).
1909. - С 31 III. Работа в качестве дирижёра Нью-Йоркского филармонич. оркестра (до 1911). - Создание симфонии No 9 (первое исп. 26 VI 1912 в Вене).
1910. -12 IX. Первое исп. симфонии No 8 в Мюнхене. - Работа над симфонией No 10, оставшейся незавершённой (1-я часть впервые исп. 14 X 1924 в Вене).
1911. - II. Тяжёлая болезнь, М. перевезён для лечения в Париж, затем в Вену. - 18 V. Смерть композитора.
Сочинения : (юношеские произв. (при жизни М. не публиковались, частично сохранились в автографах) - оперы (либретто и эскизы) - Герцог Эрнст Швабский (Herzog Ernst von Schwaben, 1877-78), Рюбецаль (Rьbezahl, 1879-83), Аргонавты (Die Argonauten, 1880); симфонии (фрагменты) - Консерваторская симфония (1877), симфония a-moll (1882-83), Северная симфония (или сюита, 1882): для ансамбля инструментов - фрагменты квартетов для фп. и струнных (два - 1876, 1879), фрагменты квинтета для фп. и струнных (1875-78), соната для скр. и фп. (1876); для фп. - пьесы (1875), сюита (1875-78); песни - фрагменты двух песен, в т.ч. Чудесным светлым майским днём (Im wunderschцnen Monat Mai, сл. Г. Гейне, 1876-79), песни для тенора и фп. па сл. М.: Весною (Im Lenz), Зимняя песня (Winterlied), Майский танец (Maitanz im Grьnen, все - 1880); музыка к живым картинам - Трубач из Зёккингена (Der Trompeter von Sдkkingen, сл. Й. Шеффеля, 1882-84), Три Пинто (Drei Pinto, опера К. М. Вебера, закончена М. по сохранившимся эскизам, 1887)); для хора с орк. - Жалобная песня (Das klagende Lied для сопрано, альта, тенора, смеш. хора и орк., 1878-80, 2-я ред. 1888, окончат. ред. 1898-99); симфонии - No 1 (D-dur, 1884-88), No 2 (c-moll, для сопрано, контральто, смеш. хора и орк., 1888-94), No 3 (d-moll, для контральто, жен. хора, хора мальчиков и орк., 1895-96), No 4 (G-dur, для сопрано и орк., 1899-1901), No 5 (cis-moll, 1901-02), No 6 Трагическая (a-moll, 1903-04), No 7 (e-moll, 1904-05), No 8 (Es-dur, для 3 сопрано, 2 контральто, тенора, баритона, баса, хора мальчиков, 2 смеш. хоров и орк., 1906), Песня о земле (Das Lied von der Erde, симфония для тенора, контральто или баритона и орк., на тексты кит. поэтов 8 в. н.э., 1907-08), No 9 (D-dur, 1909), No 10 (Fis-dur, не оконч.); вок. циклы - Четырнадцать песен и напевов юношеских лет (Vierzehn Lieder und Gesдnge. Aus der Jugendzeit, для голоса с фп., сл. Р. Леандера, Тирсо де Молина, нар. тексты из "Волшебного рога мальчика", 1880-92), Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, для голоса с орк., сл. М., 1883-84), 12 песен из "Волшебного рога мальчика" (Zwцlf Lieder aus "Des Knaben Wunderhorn", для голоса с орк., 1892-1895), Семь песен последних лет (Sieben Lieder aus letzter Zeit, для голоса с орк., сл. из "Волшебного рога мальчика" и Рюккерта, 1899-1903), Песни об умерших детях (Kindertotenlieder, для голоса с орк., сл. Рюккерта, 1901-04). Издания сочинений М.: Gustav Mahler. Sдmtliche Werke. Kritische Gesamtausgabe. Hrsg. von der Internationalen Gustav Mahler Gesellschaft, (Bd 1-7, 9-11), Bdpst, 1967-; Gustav Mahler. Symphoniс movement. Blumine, Pennsylvania, 1968; Das klagende Lied, W., 1898; Lieder eines Fahrenden Gesellen, W., 1897; Lieder aus "Des Knaben Wunderhorn", Bd 1-2, W., (s. a.); Kindertotenlieder, Sieben Lieder aus letzter Zeit, Partituren, Lpz., 1905; Lieder und Gesдnge, H. 1-3, Mainz, (s. a.). Факсимильные издания муз. рукописей : Gustav Mahler X. Symphonie, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von Erwin Ratz,Mьnch., 1967; Gustav Mahler IX. Symphonie. Partiturentwurf der ersten drei Sдtze, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von E. Ratz, W., 1971. Указатели : Gustav Mahler. Verzeichnis der Werke, W., 1958. Письма : G. Mahler. Briefe (1879-1911). Hrsg. von Alma Maria Mahler, В. - W. - Lpz., 1924; Mah1er A. M., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe, Amst., 1940, W., 1949. Литература : Граф M., Г. Малер, "РМГ", 1902, No 9-10; Каратыгин В., Малер. (Некролог), "Аполлон", 1911, No 5; Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера (пер. Р. Грубера, под ред. и со вступ. статьей Игоря Глебова), Л., 1926; Соллертинский И., Г. Малер, Л., 1932; Густав Малер и проблема европейского симфонизма, Музыкальный альманах, М., 1932; Rоллан Р., Французская и немецкая музыка, Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Рабинович A., G. Малер, в его сб.: Избр. статьи и материалы, М., 1959; Кнеплер Г., Густав Малер. Портрет великого музыканта и человека, в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР (пер. с нем.), М., 1960; Heстьев И., Заметки о Малере, "СМ", 1960, No 7; Слонимский С., "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Густав Малер. Письма. Воспоминания (пер. с нем.), М., 1964, 1968; Mихеева Л., "Чудесный рог мальчика", "СМ", 1960, No 7; её же, Тематические связи и замысел 1-4 симфоний Малера, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; её же, Густав Малер. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1972; Завадская Е., Восток на западе, М., 1970, с. 90; Коломийцов В., Г. Малер и его симфония (1906), в его сб.: Статьи и письма, Л., 1971; Тимощенкова Г., Строфическая вариантная форма у Малера, "СМ", 1972, No 6; её же, Малер: художник и эпоха, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974; Барсова И., Малер в контексте времени, "СМ", 1973; её же, Симфонии Малера, М., 1976; Rозеншильд К., Густав Малер, М., 1975; Шлифштейн Н., О некоторых особенностях "симфоний финалов" Малера, "СМ", 1973, No 9; Schiedermair L., G. Mahler. Eine biografisch-kritische Wьrdigung. Lpz., 1901; Stefan P., G. Mahler. Eine Studie ьber Persцnlichkeit und Werk, Mьnch., 1910, 1921; его жe, G. Mahler. Ein Bild seiner Persцnlichkeit in Widmungen, Mьnch., 1910; его же, Das Grab in Wien. Eine Chronik 1903-1911, В., 1913; Gustav Mahler-Heft, "Die Musik", 1911, Jahrg. 10, H. 18; Specht R., G. Mahler, В., 1913; Adler G., G. Mahler., W. - Lpz., 1916; Вekker P., G. Mahlers Sinfonien, В., 1921; Roller A., Die Bildnisse von G. Mahler, W. - Lpz., 1922; Вauer-Leсhner N., Erinnerungen an G. Mahler, Lpz. - Z. - W., 1923; Mengelberg C. R., Mahler, Lpz., 1923; Pamer F. E., Mahlers Lieder, "Studien zur Musikwissenschaft", 1929-30, Bd 16-17, (Diss.); Gustav Mahler-Heft, "Anbruch", 1930, Jahrg. 12, H. 3; Engel G., G. Mahler, N. Y., 1932; Sсhaefers A., G. Mahlers Instrumentation, Bonn, 1936 (Diss.); Walter B. and Кreneк E., G. Mahler, N. Y., 1941; Stein E., Orpheus in New Guises, L.,1953; Newlin D., Bruckner - Mahler - Schцnberg, W., 1954; Redlich H. F., Bruckner and Mahler, L. - N. Y., 1955; Fоerster J. В., Der Pilger, Prag, 1955; Walter В., G. Mahler. Ein Portrдt. Erinnerungen und Betrachtungen, B. - Fr./M., 1957; Mitchell D., G. Mahler, L., 1958; G. Mahler. Im eigenen Wort. Im Worte der Freunde, hrsg. von W. Reich, Z., 1958; Nejed1э Z., G. Mahler, Praha, 1958; Mahler A. M., And the Bridge is Love, N. Y., 1958; L., 1959; его же. Connaissance de Mahler, (Lausanne, 1974); Matter J., Mahler, le dйmoniaque, Lausanne, 1959; Gustav Mahler. 1860-1960, "ЦMZ", 1960, Juni, H. 6; Wоrbs H. Сh., G. Mahler, В., 1960; Adоrno T., Mahler, Fr./M., 1960; La Grange H. L., G. Mahler, P., 1961; Сооке D., Mahlers tenth Symphony, "The musical Times", 1961, June; Duse U., G. Mahler. Introduzione allo studio della vita e delle opere, Padua, 1962; Сardus N., G. Mahler. His mind and his music, v. 1, L., 1965; Gustav Mahler. A. Schцnberg, E. Bloch, О. Klemperer, E. Ratz, H. Mayer, D. Schnebel, Th. W. Adorno ьber Gustav Mahler, Tьbingen, 1966; Vigna1 N., Mahler, P., 1966; Stephan R., Gustav Mahler, 4. Symphonie G-dur, в серии: Meisterwerke der Musik. Werkmonographien zur Musikgeschichte. Hrsg. von E. L. Waeltner, H. 5, Mьnch., (1966); La Grange H. -L. de, Mahler heute, "Die Welt der Musik",1969, No 2; eго жe, Mahler, v. I, L., 1974; В1aukopf K., G. Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft, W., 1969; Schreiber W., Mahler. In Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1971; "Musik und Bildung", Mainz, 1973, No 11 (спец. No посвящен М.). И. А. Барсова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .