Музыканты ХХ века: Charlie Parker (Чарли Паркер). Биография Чарли Паркера (Charlie Parker) Чарли паркер краткая биография

Чарли Паркер родом из Канзас-Сити. Отец Чарли Паркера играл на пианино и пел в цирке, а мать всю жизнь проработала в почтовом отделении.

В конце 30х годов парень начал усердно оттачивать навыки игры на саксофоне. Он рассказывал, что в течении 4 лет играл каждый день по 14 часов, а иногда даже не спал. Большое влияние на Чарли оказал Каунт Бейси. Паркер выступал с местными бендами в местных клубах города. В 1938 году сотрудничал с пианистом Джеем МакШенном, именно с этим парнем он сделал первую запись.

Когда Паркер был подростком, он попал в автокатастрофу и лежал в госпитале, где пристрастился к морфию, после чего привычка переросла в наркотическую зависимость от которой он впоследствии скончается.

В 1939 году Чарли уехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить музыкальную карьеру и перейти на новый уровень. Начало было не легким. Приходилось зарабатывать деньги не музыкой, а мытьем посуды в местном ресторане. В 1942 он покинул ансамбль МакШенна и продолжил свой творческий путь в бенде Эрла Хайнса. Они играли в местных ресторанах на окраине Нью-Йорка.

Паркер и Гиллеспи перевернули мир джаза после своего концерта в Нью-Йоркском «Таун Холл». Запись с этого концерта была переиздана и выпущена в 2005 году. Именно тогда бибоп получил признание среди музыкантов и слушателей. Вскоре музыканты решили устроить гастроли по Америке которые провалились по крупному. Гастроли заканчивались в Лос Анджелесе, откуда музыканты отправились обратно в Нью-Йорк, но Паркер решил обменять свой билет на грамм героина и остался в Калифорнии.

Паркер сидел на героине, потерял постоянный заработок и начал играть на улице. Он стеснялся клянчить деньги на героин у друзей и знакомых, а если ему не давали, то приходилось закладывать саксофон в ломбард. Организаторы часто выкупали саксофон за считанные минуты до выступления. Когда он окончательно переехал в Лос Анджелес, наркотики стало труднее достать, ибо они там не были распространены как в Нью-Йорке, тогда Паркер заменил героин алкоголем постоянно находясь в алкогольном опьянении.

Многие студийные записи были сделаны в состоянии сильного алкогольного опьянения. Иногда во время записи его даже приходилось подпирать, чтобы он стоял на ногах. В последствии Паркера отправили на 6 месяцев в психушку.

Когда Паркера выписался из клиники, он чувствовал себя в отличной форме и записал несколько песен, которые по сей день считаются его лучшими. Позже Паркер вернулся в Нью-Йорк, где снова начал колоться.

Чарли умер во время просмотрела телевизора. Он выглядел так плохо, что когда скорая помощь приехала забрать его, то в графе «возраст» поставили 53 года, хотя ему было 34 года.

Советую посмотреть биографический фильм «Птица». Режиссером которого стал Клинт Иствуд.

29/08/2010

Американский джазовый саксофонист и композитор Чарльз Кристофер Паркер (Charles Christopher Jr. Charlie Parker) родился 29 августа 1920 года в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец его был водевильным артистом, мать медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр, и его первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт саксофоне. Мать купила ему инструмент и с тех пор страсть к музыке не покидала его.

Он учился музыке самостоятельно. Вечерами слушал игру городских музыкантов, а днями учился сам. В 14 лет Чарли бросил школу и все свое время посвятил освоению саксофона. Играл с местными группами, пытался попасть в оркестр Каунта Бэйси, однако его затейливые импровизации не были поняты музыкантами оркестра. Он перебрал целый ряд составов, побывал в Чикаго и Нью-Йорке.

В конце 1938 года, вернувшись в Канзас-Сити, Чарли Паркер поступил в оркестр пианиста Джея Макшенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные его записи были сделаны также с этим оркестром.

В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers).

Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В начале 1942 года он ушел из оркестра Джея Макшенна и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью йоркских клубах. В основном Паркер работал в клубе Uptown House Кларка Монро.

В ту пору среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный).

В 1943 году, когда освободилось место тенор-саксофониста, Паркер перешел в оркестр Эрла Хайнза. В 1944 году он играл на альт-саксофоне в квинтете бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна, собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Art Blakey.

В феврале-марте 1945 года Чарли Паркер и Диззи Гиллепси записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме Dial.

В 1945 году Паркер собрал собственный квинтет. К концу года он стал выступать в одном из клубов на 52 улице, которая становится улицей боперов, Боп Стрит. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Паркера.

В 1946 году он уехал на Западное побережье с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic и играл в ансамбле Хауарда МакГи. Огромный успех принесли записи квинтета с Майлзом Дэвисом, Дюком Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем (1947), записи со струнной группой (1950) и оригинальные композиции (Billies Bounce, Nows The Time, K.C.Blues, Confirmation, Ornithology, Scrapple From The Apple, Donna Lee, Ko Ko).

Карьера Паркера была неровной, он обладал неуживчивым характером, часто подводил партнеров и много времени проводил в клиниках. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя. В 1946 году в Лос-Анджелесе Паркер "сорвался" и попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент.

К активной деятельности он вернулся лишь в начале 1947 года. В сентябре 1947 года Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб Birdland.

На следующий год он гастролировал в Скандинавии, Париже, Лондоне, состоялся его концерт в Масси-Холле в Торонто. Затем была череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства.

В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При. Все попытки Паркера вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Серия его выступлений в нью-йоркском клубе, названном в его честь Birdland, закончилась скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки.

12 марта 1955 года Чарли Паркер скончался. Смерть застигла его в Нью-Йорке в доме его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер, когда он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Причиной смерти врачи назвали цирроз печени и язву желудка.

Музыкальным миром альт-саксофонист Чарли Паркер признан одной из главнейших фигур в джазе ХХ века. Он был виртуозом, величайшим джазовым новатором, одним из родоначальников бибопа.

Клинт Иствуд снял о нем кинофильм "Птица" (1988), а Хулио Кортасар сделал его героем повести "Преследователь". В 2006 году в издательстве Скифия вышла книга Роберта Джорджа Рейзнера "Пташка. Легенда о Чарли Паркере".

За свои 34 года, прожитые на Земле, Чарли Паркер по прозвищу «Птица» сделал для музыки XX века столько – от сочинения до блестящего исполнения – что мы по сей день ощущаем его присутствие с нами. В честь 96-летия этого выдающегося джазового саксофониста мы приводим 6 фактов о музыканте, который, по мнению Los Angeles Times, «играл так, как будто его коснулась рука самого бога музыки … и который, без сомнения, был источником неисчерпаемого вдохновения для сотни музыкантов».

1 Ребенком он играл на саксофоне по 15 часов в день

Большая часть успеха Паркера – упорный труд

Наряду с получением среднего образования, Паркер был участником школьного бэнда. Впервые мальчик взял в руки саксофон в 10 лет, позаимствовав его у школьной группы. Мать видела, насколько сильно мальчик влюбился в свое новое занятие, поэтому, когда ему исполнилось 11 лет, на сэкономленные 45 долларов она купила сыну его первый инструмент – он был очень старым, и выдувать из него воздух было крайне сложно. Однако это не умалило стремлений мальчика продолжать играть красивую музыку. В одном из интервью на радио в 1954 году Паркер рассказывал, что «однажды соседи даже пригрозили матери переездом, если я не прекращу играть. Она ответила, что без ума от моей игры, и тогда, как в понимаете, я стал упражняться еще больше – от 11 до 15 часов в день».

2 Паркер работал в том же ресторане, что и Редд Фокс


История восхождения Паркера необыкновенно сложная

К концу 1930-х годов Чарли Паркер стремился найти музыкальную среду, более приближенную к джазу, чем мог предложить ему его родной город Канзас-Сити. В 1939 году после того, как его выгнали из дома, он продал саксофон и отправился в Нью-Йорк. Он устроился мойщиком посуды в известном местечке в Гарлеме Jimmy’s Chicken Shack. Паркеру довелось увидеть несколько выступлений пианиста Арта Тейтума, а спустя пару лет он уже наблюдал за концертами Редда Фокса.

3 Он стал одним из основателей жанра «бибоп»


Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи придумал новый стиль джаза – бибоп

Впервые в печати термин «бибоп» появился в поздние 30-е, хотя популяризовали его , Чарли Паркер и другие музыканты на заре 40-х. Этот жанр представлял собой совершенно новую форму музыки, которая по тем временам нарушала каноны звучания джаза в биг-бэнде и шла вразрез с джазовыми хитами, допуская мелодические и ритмические отклонения. Бибоп служил символом обновления джазовой эпохи и наметил новые направления для импровизации.

Критик и исследователь Эрик Лотт (Eric Lott) объяснял это явление так:

«Бибоп был чем-то вроде мерила живого воображения и давал ответы на внешние изменения в социуме своего времени».

4 Паркер был настоящей иконой джаза


Прозвище Птица получил из-за страсти к поеданию цыплят

Когда слушаешь музыку, невозможно не думать о ее исполнителе. Птица пользовался признанием у поклонников и друзей. Тромбонист Клайд Бернардт (Clyde Bernhardt) вспоминал в своей автобиографии, как Паркер однажды рассказал ему, что «свое прозвище получил из-за того, что он ни дня не мог прожить без курицы на своем столе: жареной, тушеной, копченой, да любой! Он обожал ее. А здесь, на юге, все курицы назывались yardbirds».

американский джазовый саксофонист, композитор (1920-1955)

Бытует мнение, что в истории джаза было два подлинных гения: Луи Армстронг, любимец и любитель публики, и Чарли Паркер, который ненавидел публику всей душой.

Контраст между музыкантами, вышедшими примерно из одной среды,- разительный.


Чарлз Кристофер Паркер родился 29 августа 1920 года в пригороде Канзас-Сити. Его отец Чарлз Паркер-старший был провинциальным певцом и танцором. Гастрольная судьба забросила его в Канзас-Сити, где он женился и остался надолго. Когда маленькому Чарли было восемь лет, семья перебралась в негритянское гетто: там Паркер-старший рассчитывал найти работу на сцене одного из клубов. В этом был определенный смысл, поскольку в этом районе жили саксофонисты Лестер Янг и Бен Уэбстер, выступали с концертами другие джазовые музыканты. Однако, как и многим другим в то время, Паркерам не повезло: началась Великая депрессия, людям стало не до музыки. Кризис подорвал и отношения в семье: вскоре Паркер-старший бросил жену. Мать Чарли всю свою нереализованную любовь отдавала сыну.

Чарли скоро увлекся музыкой. В это время он посещал школу, в которой был любительский оркестр. Из него впоследствии вышло немало известных музыкантов. Однажды мать, сэкономив деньги, купила сыну старенький альт-саксофон, которым Чарли увлекся сразу и бесповоротно. Он не имел никакого понятия о законах музыки, был самоучкой и стремился просто повторить то, что слышал от других. Многие более опытные мастера саксофона в эти годы стремились стать его наставниками, но он ни с кем не шел на сближение. Для него было делом принципа овладеть секретами инструмента самостоятельно, так что в учебе он продвигало медленно, но верно. Когда Чарли было 14 лет, его мать пошла работать уборщицей, и по вечерам он оставался один, уходил из дома, чтобы в местном кабаре слушать игру знаменитых музыкантов. Из всех исполнителей он скоро выделил Лестера Янга.


Вскоре Чарли стал участником школьного танцевального оркестра, а затем бросил учебу и ушел из школы. В 15 лет Паркер считал себя видавшим виды музыкантом, несмотря на то, что по-настоящему мог сыграть лишь две-три мелодии. Он держал себя необычайно заносчиво, его не раз с насмешками прогоняли со сцены, но он не обращал на это внимания. Из-за своего раннего пристрастия к наркотикам Паркер даже попал за решетку, где и удосужился знаменитого прозвища «Бёрд» - «птица». Еще практически мальчиком он женился на девушке, старше его на 4 года, но женитьба была неудачной.
И все это время Паркер ни на день не оставлял инструмента. Летом 1936 года, получив страховку после автомобильной аварии, он купил новый саксофон и поступил в оркестр Томми Дугласа, у которого было консерваторское образование. Оркестр играл каждый вечер, и Чарли Паркер стал стремительно набирать форму.
Некто Бастер Смит, саксофонист оркестра «The Blue Devils», вызвался в то время быть наставником Паркера. В 1938 году Смит собрал оркестр и взял Паркера к себе. И произошло чудо: Смит настолько понравился Паркеру, что Чарли стал трепетно называть его отцом и перенял у Смита все, что касалось трактовки -музыкальных произведений.


В 1938 году Чарли Паркер переехал в Чикаго, немного поработал там и перебрался в Нью-Йорк, где три месяца вынужден был мыть посуду в ресторане. Однако в этом же ресторане он слышал многих знаменитых джазменов и продолжал учиться. С конца 1939 года он уже выступает в джаз-оркестрах Нью-Йорка, однако скоро был вынужден вернуться в Канзас-Сити и стал музыкантом оркестра пианиста Джея Мак-Шенна. В 1941 году оркестр записал несколько пьес на радио. Записи, дошедшие до нашего времени,- первые с участием Чарли Паркера. По ним, кстати, можно сделать вывод, что в те времена в исполнении Чарли Паркера еще сложно было уловить те особенности, которые впоследствии сделают его выдающейся фигурой в мире джаза.
В январе 1942 года оркестр Мак-Шенна с Чарли Паркером в составе выступил в Нью-Йорке. Пианист Джон Льюис позже утверждал, что Паркер примерно в это время «уже нашел новую систему звучания и ритма». Однако некий Джерри Ньюмен, который тогда ходил по клубам с портативным магнитофоном, довольно редкой по тем временам вещью, и все услышанное записывал, зафиксировал на пленке то, как играл Паркер в 1942 году. Записи позволяют сделать вывод, что восторженная оценка Джона Льюиса была несколько преждевременной.

И все-таки Паркер шел вперед семимильными шагами, и это не лучшим образом отражалось на его характере. Саксофонист мало считался с окружающими, прослыл нетерпимым и высокомерным. Он жил по принципу: Берд - только один, всех остальных - много... Но друзья, как могли, все же помогали ему. Диззи Гиллеспи, например, уговорил его перейти в оркестр Билли Экстайна. Это был 1944 год-расцвет творческих сил Паркера. Видимо, поэтому он особенно высоко задирал нос и через некоторое время со скандалом ушел из оркестра.


Паркер и Гиллеспи нашли работу в клубах на 52-й улице Нью-Йорка, в первую очередь в «Minton"s Playhouse», где они играли с большим успехом. Вторая мировая война к этому времени уже закончилась, и удача сопутствовала Чарли Паркеру: он играл с такими мастерами, как барабанщики Кении Кларк и Макс Роач, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Крисчиен, сделал первые сольные записи, но, в остальном, его жизнь все ухудшалась. Тем не менее Паркер и Гиллеспи участвовали в двух весьма престижных концертах «Джаз в филармонии», которые оказали огромное влияние на развитие всего джаза.
Но то, что родилось во время клубных выступлений Паркера, перевернуло в джазе все ранее существовавшие понятия. Паркер, Гиллеспи и игравшие с ними музыканты создали принципиально новый стиль - бибоп, или просто боп, с которого и начинается отсчет всего современного джаза. Суть бопа заключалась в следующем: эту музыку, звучащую очень громко, выдержанную в невероятно быстром темпе, исполняли не оркестры, а малые группы, чаще всего квартеты и квинтеты. Музыканты начинали импровизировать без привычного ранее вступления, используя необычные аккорды и гармонии, что превращало до этого благозвучную, приятную на слух джазовую музыку в нечто совершенно невообразимое. Многие музыканты старшего поколения просто плевались, как только начинал звучать боп. Молодые же толпами ходили за Паркером по клубам, понимая, что они становятся свидетелями рождения новой, революционной музыки, которая ломала все ранее существовавшие представления о джазе.


Однако Паркер уже был законченным алкоголиком и наркоманом. Такие люди, как правило, отличаются неуравновешенной психикой. В 1947 году Паркер вернулся из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и возродил свой квинтет, с которым принялся выступать в клубах города. Но к этому времени он поссорился даже с Диззи Гиллеспи, поэтому пригласил в квинтет барабанщика Макса Роача и молодого трубача Майлса Дэйвиса. Этот год в творческом отношении стал удачным: было записано много музыки, но характер Паркера портился все более. Было такое впечатление, что он намеренно поставил себе целью обрубить все нити, связывавшие его с прежними друзьями. Однажды вечером в 1948 году Макс Роач и Майлс Дэйвис также ушли от Паркера, не выдержав его высокомерия и безответственности.
При всем при том странней факт, что в 1948 году по опросам журнала «Metronom» Паркер был назван самым популярным музыкантом... В те годы открылся джаз-клуб, который назвали «Birdland»,-разумеется, в честь Чарли Паркера. Ему удалось обновить квинтет, и этот ансамбль процветал, а музыканты получали неплохие гонорары. В начале 50-х годов Паркер совершил несколько гастрольных поездок по Европе и записался со струнной группой, после чего поклонники бопа стали обвинять его в измене новой музыке.

Паркер вошел в крутое «пике». Однажды во время выступления в «Бёрдленде» он вышел из себя и разогнал ансамбль. Тогда менеджер заявил, что он может не рассчитывать на дальнейшие выступления в клубе. На деле это означало для музыканта очередной психологический кризис: Паркер вновь запил.
9 марта 1955 года он оказался в номере баронессы Панноники де Кенигсвартер, восторженной поклонницы бопа. Паркер был болен, баронесса вызвала врача, но Чарли не дал себя госпитализировать.

Он умер 12 марта 1955 года во время просмотра какого-то шоу по телевизору. Причиной смерти стал острый приступ язвенной болезни. Когда врачи приехали осматривать его, Паркер выглядел настолько плохо, что в графе «возраст» доктор проставил цифры 53. На самом деле Паркеру не было и тридцати пяти...
Так ушел из жизни феноменально одаренный музыкант. По всеобщему признанию, Чарли Паркер был жертвой аномалии, которую медики называют «расстройством психики». Это своеобразный эгоизм, когда для человека существует только собственное «я», а окружающие рассматриваются им как приложения. Он третировал всех, высокомерно держал себя с владельцами клубов, поклонниками и, что самое ужасное, с работодателями. В итоге с ним общались только те, кто был согласен терпеть все его капризы.


Характерная черта его исполнительского мастерства - стремление насыщать мелодию акцентами, как правило, в самых неожиданных местах. Музыкальные темы, созданные Паркером («Ornithology», «Now Is The Time», «Moose The Mooche», «Scrapple From The Apple» и другие), представляли собой не совсем законченные мелодии, а скорее наброски, этакие мелодические импульсы, которые музыкант посылал в стремлении обнаружить единомышленников. Как показала практика, таких единомышленников у него обнаружилось поразительно много.

Charlie «Bird» Parker (Чарли Паркер) - один из основателей стиля бибоп, американский саксофонист, джазовый композитор. Считается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном .

Паркер - один из немногих артистов, чей гений был признан современниками при жизни. Он до сих пор остается легендой, оказывающей значительное влияние на сегодняшних исполнителей. Сложно представить современного джазового музыканта, который в той или иной степени не поддался воздействию исполнительского языка Чарльза Паркера.

В одном из многочисленных интервью 50-х годов музыкант вспоминал, как в паре с гитаристом Биди Флинтом играл «Cherokee» ночью 1939 года. В этот момент ему в голову пришла внезапная идея о том, как можно сделать соло разнообразнее. Открытие это стало одной из наиболее значимых инновацией в мире джаза: мелодию можно направлять в любую тональность, если использовать все 12 звуков хроматической гаммы. Это разрушило некоторые принципы построения соло, принятые в джазе до тех пор.

Темы Паркера носили названия «Орнитология», «Опавшие листья», «Птичье гнездо»... Он выступал в знаменитом «Бердленде» (Нью-Йорк) с колыбельной Ширинга и маршами Завинула, неудивительно, что в среде джазменов вскоре получил прозвище «Bird» - «Пташка». В это время молодой музыкант учился у известного в то время американского композитора, аранжировщика Мори Дойтча.

Чарли присоединяется к молодым исполнителям, играющим в гарлемских клубах «Кларк Монроуз Аптаун Хаус», «Три Дюшес», «Оникс» и «Минтон Плейхаус». Среди начинающих музыкантов были , Диззи Гиллеспи, Кенни Кларк и Чарли Крисчен. Сегодня они - украшение джазового "пантеона славы", а тогда - всего лишь юные возмутители спокойствия в нью-йоркских клубах. Именно в ту эпоху и была сформулирована основная позиция бопперов, высказанная : «Мы желаем делать музыку, которую «они» не смогут играть». «Они» - это руководители оркестров, заносчивые и амбициозные белые, которые переняли манеру свинга чернокожих и неплохо зарабатывали на этом.

Стиль бибоп на раннем этапе своего развития был жестко раскритикован джазистами - приверженцами свинга. Они относились снисходительно к молодым коллегам и не особенно прислушивались к новым веяниям. В свою очередь, бопперы дали представителям «старой школы» прозвище moldy figs, что можно перевести как «заплесневелая форма». К молодым дарованиям серьезно прислушивались, пожалуй, лишь Бенни Гудман и Хокинс Коулман, участвующие в совместных джемах и записях студийных пластинок. К сожалению, запрет на создание коммерческих записей, действовавший в США с 1942 по 1944 год, поэтому практически не сохранилось ранних аудиозаписей в стиле бибоп. До заврешения Второй Мировой новое направление было представлено только на волнах эфирного радио и не снискало широкого признания у слушателей. После снятия запрета Паркер с Гиллеспи, Роучем и Пауэллом будто ворвались в джазовый мир, перевернув его с ног на голову. В дальнейшем их знаменитое первое выступление «Концерт в Нью-Йорк Таун Холл. 22 июня 1945 года» было неоднократно переиздано. Бибоп получил заслуженное признание как среди джазистов, так и среди меломанов. Спустя несколько месяцев после этого поворотного события, в ноябре 1945 года, Чарльз Паркер сделал запись для лейбла «Savoy», которую до сих пор называют не иначе как «величайшая джазовая сессия всех времен».

Дискография Charlie «Bird» Parker:

The Immortal Charlie Parker

Bird: Master Takes

Dizzy Gillespie - Groovin" High

The Genius Of Charlie Parker

The Charlie Parker Story

Charlie Parker Memorial, Vol. 2

Charlie Parker Memorial, Vol. 1

Bird At The Roost, Vol. 1

Newly Discovered Sides By Charlie Parker

The "Bird" Returns

Bird At The Roost, Vol. 2

Bird At The Roost

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet

Red Norvo"s Fabulous Jam Session

Alternate Masters, Vol. 2

The Bird Blows The Blues

Cool Blues c/w Bird"s Nest

Alternate Masters, Vol. 1

Crazeology c/w Crazeology, II: 3 Ways Of Playing A Chorus

Charlie Parker, Vol. 4

Jazz At The Philharmonic, Vol. 2

Jazz At The Philharmonic, Vol. 4

Various Artists - Potpourri Of Jazz

The Charlie Parker Story, #1

The Genius Of Charlie Parker, #7 - Jazz Perennial

Jazz At The Philharmonic, Vol. 7

Jazz At The Philharmonic - The Ella Fitzgerald Set

The Complete Charlie Parker On Verve - Bird

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz

The Charlie Parker Story, #3

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time

The Quartet Of Charlie Parker

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (released posthumously)

The Genius Of Charlie Parker, #1 - night and day - Verve MGV-8003- mono (released posthumously)

Bird"s Eyes, Vol. 1 (Philology)

Charlie Parker With Jay McShann And His Orchestra - Early Bird (Stash)

Jay McShann Orchestra Featuring Charlie Parker - Early Bird (Spotlight)

Jay McShann - The Early Bird Charlie Parker, 1941-1943: Jazz Heritage Series (MCA)

The Complete Birth Of The Bebop (Stash)

Birth Of The Bebop: Bird On Tenor 1943 (Stash)

Every Bit Of It 1945 (Spotlight)

Charlie Parker, Vol. 3 Young Bird 1945 (Masters of Jazz)

Dizzy Gillespie - In The Beginning (Prestige)

Bird"s Eyes, Vol. 17 (Philology)

Charlie Parker On Dial, Vol. 5 (Spotlight)

Red Norvo"s Fabulous Jam Session (Spotlight)

Dizzy Gillespie/Charlie Parker - Town Hall, New York City, June 22, 1945 (Uptown Records (jazz))

Bird"s Eyes, Vol. 4 (Philology)

Yardbird In Lotus Land (Spotlight)

Rappin" With Bird (Meexa)

Jazz At The Philharmonic - How High The Moon (Mercury)

Charlie Parker On Dial, Vol. 1 (Spotlight)

The Legendary Dial Masters, Vol. 2 (Stash)

Various Artists - Lullaby In Rhythm (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 2 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 3 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 4 (Spotlight)

Various Artists - Anthropology (Spotlight)

Allen Eager - In The Land Of Oo-Bla-Dee 1947-1953 (Uptown)

Charlie Parker On Dial, Vol. 6 (Spotlight)

Various Artists - The Jazz Scene (Clef)

Gene Roland Band Featuring Charlie Parker - The Band That Never Was (Spotlight)

Bird"s Eyes, Vol. 6 (Philology)

Bird on 52nd St. (Jazz Workshop)

Charlie Parker (Prestige)

Charlie Parker - Live Performances (ESP)

Charlie Parker On The Air, Vol. 1 (Everest)

Charlie Parker - Broadcast Performances, Vol. 2 (ESP)

The Metronome All Stars - From Swing To Be-Bop (RCA Camden)

Jazz At The Philharmonic - J.A.T.P. At Carnegie Hall 1949 (Pablo)

Rara Avis Avis, Rare Bird (Stash)

Various Artists - Alto Saxes (Norgran)

Bird On The Road (Jazz Showcase)

Charlie Parker/Dizzy Gillespie - Bird And Diz (Universal (Japan))

Charlie Parker - Bird In Paris (Bird in Paris)

Charlie Parker In France 1949 (Jazz O.P. (France))

Charlie Parker - Bird Box, Vol. 2 (Jazz Up (Italy))

Bird"s Eyes, Vol. 5 (Philology)

Charlie Parker with Strings (Clef)

Bird"s Eyes, Vol. 2 (Philology)

Bird"s Eyes, Vol. 3 (Philology)

Dance Of The Infidels (S.C.A.M.)

Charlie Parker Live Birdland 1950 (EPM Musique (F) FDC 5710)

Charlie Parker - Bird at St. Nick"s (Jazz Workshop JWS 500)

Charlie Parker At The Apollo Theater And St. Nick"s Arena (Zim ZM 1007)

Charlie Parker - Bird"s Eyes, Vol. 15 (Philology (It) W 845-2)

Charlie Parker - Fats Navarro - Bud Powell (Ozone 4)

Charlie Parker - One Night In Birdland (Columbia JG 34808)

Charlie Parker - Bud Powell - Fats Navarro (Ozone 9)

Charlie Parker - Just Friends (S.C.A.M. JPG 4)

Charlie Parker - Apartment Jam Sessions (Zim ZM 1006)

V.A. - Our Best (Clef MGC 639)

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz (Verve MGV 8006)

The Persuasively Coherent Miles Davis (Alto AL 701)

Charlie Parker - Ultimate Bird 1949-50 (Grotto 495)

Charlie Parker - Ballads And Birdland (Klacto (E) MG 101)

Charlie Parker Big Band (Mercury MGC 609)

Charlie Parker - Parker Plus Strings (Charlie Parker PLP 513)

Charlie Parker - Bird With Strings Live At The Apollo, Carnegie Hall And Birdland (Columbia JC 34832)

Charlie Parker - The Bird You Never Heard (Stash STCD 10)

Norman Granz Jazz Concert (Norgran MGN 3501-2)

Charlie Parker At The Pershing Ballroom Chicago 1950 (Zim ZM 1003)

The Charlie Parker Story, #3 (Verve MGV 8002)

Charlie Parker - Bird In Sweden (Spotlite (E) SPJ 124/25)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 2 (Royal Jazz (D) RJD 506)

Machito - Afro-Cuban Jazz (Clef MGC 689)

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet (Savoy MG 12152)

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps (Verve MGV 8010)

The Magnificent Charlie Parker (Clef MGC 646)

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta (Verve MGV 8008)

Charlie Parker - Summit Meeting At Birdland (Columbia JC 34831)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Klacto (E) MG 102)

Charlie Parker - The Happy "Bird" (Charlie Parker PLP 404)

Charlie Parker Live Boston, Philadelphia, Brooklyn 1951 (EPM Musique (F) FDC 5711)

Charlie Parker - Bird With The Herd 1951 (Alamac QSR 2442)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 1 (Royal Jazz (D) RJD 505)

Charlie Parker - New Bird, Vol. 2 (Phoenix LP 12)

Charlie Parker/Sonny Criss/Chet Baker - Inglewood Jam 6-16-"52 (Jazz Chronicles JCS 102)

Norman Granz" Jam Session, #1 (Mercury MGC 601)

Norman Granz" Jam Session, #2 (Mercury MGC 602)

Charlie Parker Live At Rockland Palace (Charlie Parker PLP 502)

Charlie Parker - Cheers (S.C.A.M. JPG 2)

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time (Verve MGV 8005)

Miles Davis - Collectors" Items (Prestige PRLP 7044, released posthumously in 1956)

Charlie Parker - Montreal 1953 (Uptown UP 27.36)

Charlie Parker/Miles Davis/Dizzy Gillespie - Bird With Miles And Dizzy (Queen Disc (It) Q-002)

Charlie Parker - One Night In Washington (Elektra/Musician E1 60019)

Charlie Parker - Yardbird-DC-53 (VGM 0009)

Charlie Parker At Storyville (Blue Note BT 85108)

Charlie Parker - Star Eyes (Klacto (E) MG 100)

Charles Mingus - The Complete Debut Recordings (Debut 12DCD 4402-2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall, Vol. 1 (Debut DLP 2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall (Debut DEB 124)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Mark Gardner (E) MG 102)

Bud Powell - Summer Broadcasts 1953 (ESP-Disk" ESP 3023)

Charlie Parker - New Bird: Hi Hat Broadcasts 1953 (Phoenix LP 10)

The Quartet Of Charlie Parker (Verve 825 671-2)

Hi-Hat All Stars, Guest Artists, Charlie Parker (Fresh Sound (Sp) FSR 303)

Charlie Parker - Kenton And Bird (Jazz Supreme JS 703)

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (Verve MGV 8007)

Charlie Parker - Miles Davis - Lee Konitz (Ozone 2)

V.A. - Echoes Of An Era: The Birdland All Stars Live At Carnegie Hall (Roulette RE 127)

Live at Townhall w. Dizzy (1945)

Yardbird in Lotus Land (1945)

Bird and Pres (1946) (Verve)

Jazz at the Philharmonic (1946) (Polygram)

Rapping with Bird (1946-1951)

Bird and Diz at Carnegie Hall (1947) (Blue Note)

The Complete Savoy Live Performances (1947–1950)

Bird on 52nd Street (1948)

The Complete Dean Benedetti Recordings (1948–1951) (7 cds)

Jazz at the Philharmonic (1949) (Verve)

Charlie Parker and the Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall (1949) (Jass)

Bird in Paris (1949)

Bird in France (1949)

Charlie Parker All Stars Live at the Royal Roost (1949)

One Night in Birdland (1950) (Columbia)

Bird at St. Nick"s (1950)

Bird at the Apollo Theatre and St. Nicklas Arena (1950)

Apartment Jam Sessions (1950)

Charlie Parker at the Pershing Ballroom Chicago 1950 (1950)

Bird in Sweden (1950) (Storyville)

Happy Bird (1951)

Summit Meeting at Birdland (1951) (Columbia)

Live at Rockland Palace (1952)

Jam Session (1952) (Polygram)

At Jirayr Zorthian"s Ranch, July 14, 1952 (1952) (Rare Live Recordings)

The Complete Legendary Rockland Palace Concert (1952)

Charlie Parker: Montreal 1953 (1953)

One Night in Washington (1953) (VGM)

Bird at the High Hat (1953) (Blue Note)

Charlie Parker at Storyville (1953)

Jazz at Massey Hall aka.The Greatest Jazz Concert Ever (1953)