Н носов клякса главные герои. Николай Носов «Клякса. Главные герои рассказа "Клякса" и их характеристика

Беседа из цикла «Хорошие манеры».

«Добрые слова».

Цель: прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение к русскому языку.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

«Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!»

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Ответы детей).

Истину простую с детства

Каждый затвердить готов:

Мудрая приветствий –

Это мать всех наших слов.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Мы выходим в путь из дома.

Перед нами белый свет.

Всем своим друзьям, знакомым,

Шлем мы ласковый привет.

Если мы будем всегда соблюдать эти нехитрые правила, то люди будут нас встречать с теплом и улыбкой.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомним рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Кто помнит, какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (Ответы детей - пожалуйста).

Помните какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».

«Брать легко, отдавать трудно» – гласит народная мудрость.

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать добрые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг. Например: угостили друзья Алину мороженым.

Только у одной Алинки

Мнение о том свое:

Не добьёшься за подарки

Благодарности её.

У меня вопрос «Будем ли мы дружить с этой девочкой Алиной? Если нет, то почему?»

(Высказывания детей).

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

  1. Дома, в школе и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
  2. Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
  3. Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
  4. Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
  5. Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Что вы сегодня узнали нового? (Высказывания детей).

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить ребят в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Воспитатель: Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то воспитатель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

Воспитатель: - Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый – самый!», «Мне все нипочем!» Представьте минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Воспитатель: - Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этикета. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Воспитатель: Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Памятка «Хорошие манеры»

1.Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

    Он никогда не сядет за стол раньше старших.

    У двери он пропустит старшего или девочку.

    Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

    Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Воспитатель: Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движение рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недоступными.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    дергать за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые не известны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения- игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

План внеклассного мероприятия

«Поговорим о хороших манерах».

Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным.

Задачи:

Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.

Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.

План. 1.

2. Самонаблюдение.

    Самооценка.

    Изучать мнение других людей.

    Проверь себя.

6. Итоги.

На доске написать или приготовить плакаты или показать на слайде:

«Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» Теннисон

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Эмерсон

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит» немецкая пословица

«Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер» Бальзак

«Не говори ничего дурного о ком –либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» Ж. Санд

Урок проходит в форме беседы. Учитель ставит перед учениками вопросы и вместе они стараются найти ответы.

    Какой человек может называться воспитанным?

Учитель :

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Ученики:

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание и.т. д.

Учитель :

Откуда берутся такие качества?

Ученики

Дар природы.

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится и. т. д.

Учитель :

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

Ученики : 1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Учитель :

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

(Им заранее дала темы для подготовки к мероприятию).

Ученик1 : Самонаблюдение .

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в то же время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека. Например: обедаете: пока бабушка суп наливаете, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Учитель : Конечно, нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

Ученик 2 : Самооценка.

Уже понятно, что надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

Учитель : Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме никто не сможет, поэтому нам некого стеснятся, разбирая наши поступки.

Ученик3. Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

Учитель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!

А теперь проверьте себя:

Однажды я выходила из магазина. В обеих руках у меня были сумки. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек?

Ученики высказывают свои мнения, обсуждают, приходят к тому, что сказать спасибо не вредно. Чем чаще, тем лучше .

Кто должен первым закончить разговор по телефону?

Ученики : Тот, кто звонит.

Учитель иногда поправляет, иногда соглашается.

На слайде появляется слова:

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой ».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:

воспитанным быть хорошо:

к этому надо стремиться;

над этим надо работать,

нужно заниматься самосовершенствованием.

ГУ Средняя общеобразовательная школа №32

Классный час

на тему:

«Поговорим о хороших манерах»

(беседа о воспитанности в 6 «Г» классе)


Классный руководитель Сабырбаева А.Ж.

г.Семей, 2013г



Представим, что перед тобой два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран ты бы хотел попасть? Сомневаешься? Тогда побываем в двух странах, а затем ты определишься, где ты останешься…

Итак, мы попали в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представь на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны….

Хотел бы ты остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

Теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика .

Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек — этикетки — и произошло слово «этикет».

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Итак, если и ты хочешь хоть немного стать добрым волшебником, тебе непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Памятка воспитанного человека

1. Приветствие — знак вежливости

Предлагаю составить памятку воспитанного человека….

С чего начинается любое общение? Верно, с приветствия.

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» — эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече русские? — «Здравствуйте!»

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Небольшая викторина, проверим, знаешь ли ты правила вежливости.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

3. Ты вошел в автобус на заднюю площадку и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Как надо с ними поздороваться?

4. С тобой, наверное, такое бывает: встречаешь человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться.

5. Кто первым подает руку при приветствии: мужчина женщине или наоборот?

  1. младший
  2. кивнуть головой
  3. женщина — мужчине

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее» . И это правило можно записать в нашу памятку вежливости.

2. «Когда в товарищах согласья нет…»

Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело». Права ли девочка?

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?

В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу?

Прочитай вот какую историю. (рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

— У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, — сказал Витя.

— Не Рекс, а Кекс, — поправил его Слава.

— Нет, Рекс!

— Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

— Значит, нам не из-за чего ссориться! — обрадовался Слава.

— Конечно, не из-за чего, — согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

— Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступай друзьям»

3. «Встречают по одежке…»

Продолжаем конкурс знатоков этикета.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили?

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что…

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете…

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

Как ты думаешь, что считается дурными манерами? Да, это грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.

Какое же следующее правило вежливости? « Не доставляйте неудобств окружающим людям».

4. Учись смеяться над собой

В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Вспомни веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.

Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.

Какое золотое правило внесем в нашу копилку? «Учись смеяться над собой» .

Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

5. Хорошие манеры

Что такое манеры ? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

3. У двери он пропустит старшего или девочку.

4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

5. Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

  • если плохая дорога;
  • когда спускается по лестнице;
  • когда открывает дверь;
  • при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;
  • когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Упражнения

Манера сидеть

Сидеть надо, занимая почти весь стул. Иногда можно опереться на спинку стула. Спина должна быть прямая, а не колесом, плечи чуть отведены назад, подбородок приподнят (параллельно полу). Такова правильная осанка. Руки положите на колени ладонями вниз, или уложите ладонь в ладонь, или переплетите пальцы. Не кладите ладони на колени симметрично.

Ноги можно расположить по-разному: поставить ступни перед стулом, на расстоянии не шире плеч, но лучше, если одна ступня будет чуть впереди другой. Можно слегка наклонить ноги, направив ступни к ножке стула. Не сидите, расставив ноги или положив голени одна за другую. Не выдвигайте ноги далеко перед собой.

Манера стоять

Стоять надо прямо; не переносите тяжесть тела на одну ногу, тем самым предотвратите искривление позвоночника, набухание вен на ногах! Ступни ног расположите рядом, на расстоянии не шире плеч. Ноги широко не расставляйте. Спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбородок приподнят — это правильная, горделивая осанка.

Руки могут быть спокойно опущены вдоль тела, а можно сложить их ладонь в ладонь перед собой чуть ниже пояса. Есть и другие положения рук.

Манера садиться

Нельзя, присев на стул, двигать его. Подвиньте стул до того, как сели. Опускайтесь на него плавно.

Манера вставать

Вставая со стула, не опирайтесь на колени или подлокотники, не помогайте себе, выбрасывая вперед руки. Вы можете произвести впечатление неуклюжего человека.

Манера ходить

При ходьбе сохраняйте легкость и ровный ритм шагов (не слишком быстрый, но и не слишком медленный), не делайте чересчур широкие шаги. Корпус прямой, не отклоняется ни в одну, ни в другую сторону, голова гордо приподнята.

Жесты - это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

  • бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;
  • вертеть пуговицу собеседника;
  • барабанить карандашом или линейкой по столу;
  • дергать за рукав во время разговора;
  • хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;
  • болтать ногами, сидя за столом.

Мимика - выражение лица (улыбка, взгляд, смех).


Лучший рисунок лица — его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться.

А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима - движения тела (осанка, походка, поза).

Что пантомима может рассказать о человеке? ….

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Работа с пословицами о правилах поведении.

Вспомни, пожалуйста, пословицы, в которых народная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной жизни.

  • Не продумавши, ничего не начинай.
  • Сперва подумай, а там и нам скажи.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?

Чтение и обсуждение сказки.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало. Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

Как ты думаешь, что самое главное в воспитании человека?

Верно, самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)

Слушание и обсуждение рассказа.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту — трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной грубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.

— Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.

— Только, чур, не выдавать!

— Зачем же мне выдавать? — говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались, шутили:

— Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!

Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

— Видел морячка? — говорю я и показываю на стену.

Он взглянул на него.

— Это Игорь Грачев нарисовал, — сказал я.

— Только не выдавать.

— Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?

— Конечно, сделал, — ответил я. - Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить?..

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.

Это что еще за художества? — спросила она и обвела весь класс взглядом. — Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

— Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились.

— Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно будет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?

— Нет, нет! — раздалось несколько нерешительных голосов.

— Кто же это сделал?

Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

— Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я подумал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

— Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло?

Игорь развел руками:

— Да я что? Я разве хотел?

— Зачем же нарисовал?

— Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.

— «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.

— Почему на всем классе?

— Потому что на каждого могут подумать.

— А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисовал?

— Смотри, чтоб этого больше не было, — сказал Толя.

— Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только - хотел попробовать, - оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене…

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш редактор Сережа сказал:

— Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хорошо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.

— Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисовать, — сказала Ольга Николаевна.

— Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

— А у кого нет рисунков? — спросили ребята.

— Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.

— Конечно, — согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько рисунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Николаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

— Игорь Грачев лучше всех рисует, — сказала она.

— Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она нахмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, покраснел и тут же сказал:

— Это я нарисовал морячка на стенке.

— Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?

— Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

— Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у пего прощения. Игорь Александрович сказал:

— Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, пообедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»

Вопросы.

Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?

Почему сам Игорь промолчал?

Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?

Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?

Почему Игорь сознался в своем поступке?

Как поступил директор школы по отношению к Игорю?

А как бы ты поступил на месте Игоря? На месте друзей Игоря, которые знали, что это сделал Игорь?

Обсуди картинки с друзьями…






Вывод . Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

По материалам ped-kopilka.ru


Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, - 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста - всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

ХОД УРОКА

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

О болезнях +

О погоде

О новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

Оценка жюри

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

Оценка жюри

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

Задание № 2

За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Оценка жюри

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

(Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!