На дне горький аргументы. Аргументы к сочинению егэ. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

  • «На дне». Несомненно, все люди разные. У каждого свой темперамент, характер, судьба. Однако есть нечто, что нас объединяет - это способность мечтать. В пьесе М. Горького «На дне» показана жизнь людей, разучившихся мечтать. Герои просто проживают свою жизнь день за днем, не понимая смысла своего существования. Эти несчастные обитатели ночлежки находятся «на дне» жизни, куда не пробивается луч надежды. Может показаться, что их ничего не объединяет с другими людьми, они все воры и пьяницы, нечестные люди, которые способны только на подлость. Но читая страницу за страницей, можно увидеть, что жизнь каждого когда-то была другой, но обстоятельства загнали их в ночлежку Костылевых, которые сами недалеко ушли от постояльцев. С появлением нового жильца Луки все меняется. Он жалеет их, и эта теплота будит проблеск надежды. Жители ночлежки вспоминают свои мечты: Васька Пепел хочет перебраться в Сибирь и зажить честной жизнью, Актер желает вернуться на сцену, даже бросает пить, умирающая Анна, уставшая от мучений на земле, приободряется мыслью о том, что после смерти обретет покой. К сожалению, мечты героев рушатся, когда Лука уезжает. В реальности они не сделали ничего, что могло бы изменить их положение. Однако сам факт того, что они хотели измениться, не может не радовать. Ночлежники не перестали быть людьми, несмотря на испытания, выпавшие им в жизни, и где-то в глубине их душ живут обычные люди, которые просто хотят радоваться жизни. Таким образом, способность мечтать объединяет таких разных людей, оказавшихся волею судеб в одном месте.
  • Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука - тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
  • Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем - сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна. Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому. Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…
  • Лука - дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
  • Сатин- не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
  • Настя- мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…» И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
  • Наташа – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
  • Васька Пепел - незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Тема любви и ненависти

В произведении «На дне» М. Горький рассматривает различные темы, но хотелось бы сказать пару слов на тему любви и ненависти. Есть ли место такому святому чувству, как любовь, в ночлежке? Тема ненависти представлена через Костылева и его жену - Василису. Их семейная жизнь сложилась неудачно. Брак был заключен не по любви, а по расчету.

Подобная ситуация была стандартной для реалий того времени. Муж попрекает героиню ее нищетой, оскорбляет, бьет. Василиса изменяет мужу, Костылев знает о любовнике, но серьезных действий не предпринимает, относится к этому снисходительно, потому что считает, что это мимолетная интрига и Василиса скоро бросит Пепла. Но получается наоборот, Пеплу надоела героиня и он предпочел ей Наташу. Василиса пытается уговорить любовника на убийство своего мужа, обещая заплатить за преступление. Можно сделать вывод о том, что нет места чистому чувству на дне жизни. Здесь обитают низменные пороки, обитатели ночлежки не способны испытывать чувство сострадания, любви к ближнему.

Обновлено: 2017-10-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Пьеса М. Горького “На дне” затрагивает целый спектр социальных проблем начала минувшего века. Поднятые автором темы остаются актуальными и в наши дни. В центре сюжета – спор о человеке, противопоставление мировоззрений, проблема правды и лжи.

Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся за бортом жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры.

При этом каждый обитатель “дна” живет мечтой, которая не имеет ничего

общего с действительностью.

При помощи психологизмов автор раскрывает характеры героев, их мечты о достойной жизни. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, но имеющиеся реалии никак не соответствуют мечте девушки. Книга “Роковая любовь” является важной деталью в образе Насте, она призвана поддерживать ее мечты.

Интересен факт, что не все персонажи имеют имена, фамилии, некоторые представлены лишь по прозвищам. Думаю, этим Горький показывает степень обреченности героев. Каждый из них в прошлом пережил свой личный социальный конфликт, в результате которого оказался в жалком положении. К примеру, спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Об этом мы узнаем лишь из собственных воспоминаний героя, теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Но, увы, его грезам также не суждено осуществиться, поскольку реальность намного суровей мечтаний.

Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом абсолютно ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать пустые слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его успокаивающая правда заключается в одной фразе: “Во что верить – то и есть”. Но формула надежды, не подкрепленная действием губительна для большинства обитателей ночлежки. К примеру, узнавший об отсутствии бесплатной больницы для алкоголиков Актер повесился на пустыре. Притча Луки о праведной земле дала ему ложную надежду и он повторил судьбу мифологического героя…

Таким образом, автор показывает, что даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее… Люди оказываются на дне не только из-за обстоятельств, но и по собственной слабости. К сожалению, даже спустя столетие пьеса Горького все также актуальна.


Другие работы по этой теме:

  1. Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как...
  2. Все люди на этой планете о чем-нибудь да мечтают. Одни мечты удается воплотить в жизнь, другие теряя актуальность, отпадают за ненадобностью и забываются, ну а...
  3. Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности....
  4. Мечта… Это прекрасное чувство, которое придает нам надежду на лучшее. У каждого человека есть мечта, кто-то мечтает о богатстве, кто-то мечтает о славе, кто-то мечтаете...
  5. Мечта… Почти каждый человек стремится достичь ее. Путь к мечте – это путь к счастью. Но иногда дорогу преграждает страх. Нужно ли бороться с ним,...
  6. В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди...
  7. Во все века человек стремился к познанию своего “Я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его...

Аргументы к сочинению ЕГЭ

1. Проблема социального неравенства (маленького человека).

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности.

    Реалия сегодняшнего дня: 2/3 россиян нищенствуют. Бездомные люди в морозные ночи замерзают на улице.

2. Проблема «отцов» и «детей».

    Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (повесть). Взаимоотношения Тараса и его сыновей. Материнская любовь к Остапу и Андрию.

    Телевизионный фильм по пьесе А.Вампилова «Старший сын», главные роли в котором играют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский.

3. Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель.

    Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй. Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек.

    М.В.Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

4. Проблема «футлярности» жизни (обывательская мораль, замкнутость).

    М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (сказка). Главный герой устранился от жизненных невзгод, заботился лишь о себе и своем благополучии.

    А.П.Чехов «Человек в футляре» (повесть)Учитель древних языков устранился от жизни, погрузил всё, даже душу в «футляр». Он не сделал ничего полезного, поэтому после смерти о нём быстро забыли.

5. Проблема счастья (его понимание), смысла жизни.

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа Ростова видит счастье в семье. Смысл её жизни – любовь, умение отдавать себя людям.

    Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (поэма). Каждый понимает счастье по-своему. ? крестьян затевают спор, выясняя, кто же на Земле по-настоящему счастлив. Выясняется, что это Гриша Добросклонов, который борется за счастье народа.

6. Проблема патриотизма, лжепатриотизма.

    Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (повесть). Тарас – патриот, верен народу и его традициям. Его сын Остап тоже патриот, а Андрий стал предателем.

7. Проблема жизненного выбора, проблема подвига.

    А.М.Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). В «Легенде о Данко», которая входит в рассказ, главный герой сам сделал свой выбор, пожертвовав жизнью ради спасения людей.

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (повесть). Пётр Гринёв сделал свой выбор – служить Отечеству. И когда Пугачёв предлагал Гринёву взамен на жизнь идти к нему на службу, Пётр отказался. Он готов погибнуть, но не предать свои идеи.

8. Проблема одиночества.

    М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в день победы погиб старший сын. Герой очень одинок. Одинок и мальчик-сирота Ваня, который в войну остался без родителей, у него нет ни семьи, ни дома.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Базаров одинок во взглядах, в любви, в дружбе.

9. Роль личности в истории.

    А.С.Пушкин «Борис Годунов» (трагедия). Основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился доверия и уважения народа, его поддержки.

    В истории немало примеров: Ленин, Сталин, Ельцын…

10. Проблема милосердия (сострадания, человечности).

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа обладает чутьём к чужой боли. Пьер – истинная доброта, душевность, он не может видеть чужого страдания.

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Жестокость показана как естественная реальность в годы революции. При этом герои остаются людьми.

11. Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны).

    М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Влияние войны на судьбы людей.

    Б.Васильев «А зори здесь тихие…» (повесть). Трагическая судьба молодых девушек-зенитчиц.

12. Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)

    А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все: войну, болезнь, голод, скитания, межнациональную рознь. И помогла им в этом дружба.

    Образец дружбы истинной, благородной - лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…

13. Проблема экологии, мировосприятия, отношения человека к природе.

    В. Астафьев «Царь-рыба» (повесть). Главные герои этого произведения Природа и Человек. Царь-рыба – это огромный осетр, с которым борется человек: это символ освоения и укрощения природы. В повести речь идет о трагедии человека, который тесно связан с природой, но забыл об этом и губит и себя, и ее.

    Статья Конституции об охране природы гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

14. Проблема развития и сохранения русского языка, роль языка в жизни человека.

    В.Набоков «Дар». Последний и лучший роман о русском языке, об ответственности человека за то, как он использует этот дар судьбы.

    И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». В стихотворении «Русский язык» писатель называет русский язык «поддержкой и опорой», необходимой человеку в трудные минуты. Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный. И каждый из них имеет глубокий смысл.

15. Проблема отношения к чтению. Книга и ее роль в жизни человека.

    А.М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты» (трилогия). Чтение книг делает человека образованным, формирует его сознание. Эту мысль подтверждает жизнь известного русского писателя 20 века А.М.Горького., о которой мы узнаём из его автобиографической трилогии.

    Интерес к книге у моих современников, к сожалению, пропал. Литературу многие изучают по сборникам краткого изложения содержания произведений. Редко встретишь девушку или юношу с томиком стихов…

16. Проблема столкновения мечты с действительностью.

    А.Грин «Алые паруса» и др. повести. А.Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины. Таковы главные герои его повести «Алые паруса» - Ассоль и Грей. Девушка всегда верила в чудеса. И нашелся молодой капитан, который смог осуществить ее мечту. И помогла в этом сила любви.

    Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека.

17. «Детская» проблема. Роль детства в жизни человека.

    Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» (трилогия). В автобиографической трилогии на примере жизни главного героя Николеньки Иртеньева показан процесс формирования человеческой личности, развития детской души.

    А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В этой повести представлена суровая проза жизни детей времен ВОВ, сумевших выстоять и продолжить жизнь.

18. Проблема любви (трагической, неразделенной и др.)

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. А любовь может противостоять любому злу.

    Л.Н.Толстой говорил, что, сколько сердец, столько родов любви.

19. Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…)

    Б.Пастернак «Док тор Живаго» (роман). Главный герой Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Пастернак считает, что творчество – это божий дар.

    «Рукописи не горят» - в этой фразе из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» заключена вера в неудержимую силу творчества, искусства.

20. Семейная проблема, проблема дома и бездомия.

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.

21. Проблема борьбы добра и зла.

    В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен. Временной интервал в два тысячелетия лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла вечны и непреходящи. Они актуальны для человека любой эпохи.

22. Проблема наркомании, алкоголизма и других пагубных привычек.

    Чингиз Айтматов «Плаха» (повесть). Молодые люди, подстегиваемые алкоголем и наркотиками, признают только одно – деньги. Зло порождает зло. Автор проводит параллель: волк-человек. И кажется невероятным, что он показывает человеческое в звере и обнажает звериное в людях.

    Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. Но сейчас возникло много новых молодежных проблем. Среди них наркомания, токсикомания, алкоголизм. Эти проблемы волнуют общество, медиков, педагогов и, конечно же, самих подростков.

23. Проблема жестокости, насилия.

    В.Железников «Чучело» (повесть). Главная героиня – слабое, беззащитное существо, нескладная, со странностями девочка Лена. Очень быстро она становится жертвой своих одноклассников.

    Анна Ахматова в года сталинизма пережила нечеловеческие страдания. Ее сына, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Ей приходилось целыми днями стоять в очереди около тюрь мы, чтобы передать сыну пере дачку. Под впечатлением этих событий и родилась поэма «Реквием». В этом произведении заключена общечеловеческая мысль о недопустимости, не гуманности насилия над людскими душами и судьбами.

24. Проблема памяти, исторической памяти, Родины, истории.

    А.Н.Толстой «Петр Первый» (роман). В истории нашей страны много славных и бесславных войн, дипломатических интриг. И мы должны знать прошлое, чтобы понять настоящее. А помогает нам в этом исторический роман А.Толстого, в котором отражена эпоха петровских преобразований и личность великого Петра.

    Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека. В.Распутин

25. Проблема ответственности за свои поступки.

    «Слово о полку Игореве». Князь Игорь очень любил родную землю и поэтому, собрав небольшую дружину, он отправился на защиту родной земли. Им руководило желание свободы, чувство патриотизма. Но при этом Игорь пошел на половцев самостоятельно, без поддержки других князей. И поход этот оказался неудачным.

    М.А.Булгаков «Собачье сердце» (повесть). Видя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу. Но эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку. Это решение говорит о том, что профессор умеет отвечать за свои поступки.

26. Проблема самопожертвования, самоотречения.

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Маргарита ради любимого человека уходит от обеспеченной жизни, от любящего мужа. Она бросает все и становится единственной опорой Мастера. Ради того, чтобы еще раз увидеть любимого человека Маргарита заключает договор с дьяволом и губит свою бессмертную душу. Разве это не самопожертвование?

    А.М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). Легенда о Данко рассказывает о том, как юноша ради спасения обессилевших людей пожертвовал своим сердцем, которое осветило спасительный путь.

27. Проблема истины, правды.

    А.М.Горький «На дне» (пьеса). В пьесе показаны две «правды», которые исповедуют два героя – Лука и Сатин. Странник Лука проповедует ложь во спасение. А правда Сатина состоит в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не обманывать себя ложными надеждами.

    Главный герой Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе выразил авторское понимание истины. Что есть истина? Об этом спорят Иешуа и Понтий Пилат. В поиске истины Булгаков видит смысл человеческой жизни.

28. Проблема власти законности.

    Л.Бородин «Третья правда» (повесть). Главный герой егерь Иван Рябинин задержал злостного браконьера, но тот оказался «высок чином», и «засудили» Ивана, обвинив его в терроре и связи с бандой. Не смог Иван на суде доказать свою правоту. Правду говорят в народе: «Прав тот, у кого больше прав».

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Иешуа убежден в том, что всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда власти не станет. А жестокий Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, уверен, что мир основан на насилии и власти. Однако власть и величие не сделали его счастливым.

29. Христианские проблемы (библейские мотивы, евангелийские мотивы, проблема веры).

    А.М.Горький «На дне» (пьеса). Все персонажи пьесы во что-то верят: Анна верит в Бога, татарин – в Аллаха, Настя – в роковую любовь, Барон – в свое прошлое. Клещ ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда ничему. А ведь без веры жить невозможно.

    «…Каждому будет дано по его вере» М.Булгаков

30. Проблема интеллигентности.

    Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Главный герой романа - врач Юрий Живаго. Произведение носит автобиографический характер. За страницами, описывающими Юрия Живаго, встает собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и духовных потерь приняла революцию.

    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев - это интеллигент до корней волос. Образован, культурен, тактичен. Всю жизнь посвятил научной деятельности, в 90 лет преподавал в Санкт-Петербургском университете. Вот истинный образец интеллигентности.

31. Проблема внутренней борьбы в человеке.

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). В образе главного героя показан трагически неразрешимый конфликт человека, одержимого идеей

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Чудовищные колебания, метания главного героя; несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

32. Проблема смерти и бессмертия.

    Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, умирает в 1929 году. После него остаются записи и написанные в молодые годы стихи. Они стали выражением радости, превозмогающей страх смерти.

    И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ). Проблема смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Автор показал, насколько ничтожна жизнь человека в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают.

33. Проблема сохранения культурного наследия.

    М.А.Булгаков «Белая гвардия» (роман). Данная проблема раскрывается на примере судьбы семьи Турбиных. В этой дворянской семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Они ни при каких обстоятельствах не меняют своих убеждений.

34. Проблема столкновения взглядов и мировоззрений.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Столкновения и споры главного героя – нигилиста Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова. В основе их споров конфликт общественно-политический и конфликт отцов и детей. Точки зрения героев на вопросы политики, общественной жизни, науки, искусства, природы различны. Это объясняется разным мировоззрением.

35. Проблема национализма.

    В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все. Алхузур выхаживает больного Кольку, а тот в свою очередь спасает чеченского мальчика от русского солдата, который мог его убить. Взаимовыручка определяет их дальнейшую судьбу. Затем мальчики скрепили свое братство кровью. И больше ничто не могло их разлучить.

    В годы Великой Отечественной войны рядом сражались люди разных национальностей. Не было никаких различий. Они шли в бой за правое дело.