Народ поэме гоголя мертвые души. Мертвые души, Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души. Народ в поэме Гоголя «Мертвые души»

В поэме Гоголя «Мертвые души» тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа» (по меткому определению Герцена).
Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, могут покупать и продавать их, как вещи. «Дубиноголовая» Коробочка, боясь продешевить при продаже мертвых душ, сетует гостю: «...никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую...». Крестьяне обязаны выполнять все прихоти своих господ. Перед сном Коробочка спрашивает у Чичикова: «Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал».
«Широта натуры» Ноздрева губительно отзывается, прежде всего, на крепостных. Труд их обесценен. Все, что выращено трудом и потом крестьян и продано на ярмарке «по самой выгоднейшей цене», помещик спустил за несколько дней. С гордостью говорит об этом Чичикову: «Поздравь: продулся в пух!»
Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, вспышек протеста, представляет автор во время размышления Чичикова над списком приобретенных им мертвых душ. Читая имена крестьян, герой, вздохнувши, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом. Не менее интересен образ сапожника Максима Телятникова, обучавшегося у немца и не сумевшего организовать собственного дела. Видно, спился, валялся пьяным на улице, приговаривая: «Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают». Григорий Доезжай-не- доедешь промышлял извозом, отрекся от дому и отдал душу богу где-нибудь на дороге.
В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут, как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков заключает: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые... по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?» Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жизнь в тюрьмах возвращению в имение своего барина. Абакум Фыров ушел в бурлаки и тянет лямку под заунывную песню.
Гоголь рассказывает и о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей. Это ярко показано в эпизодах убийства заседателя Дробяжкина.
Вместе с тем Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники говорят: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
В одном из лирических отступлений Гоголь говорит о меткости, выразительности русского слова, о «живом и бойком русском уме».
Гоголь в своей поэме показал Русь с ее трудолюбивым и стойким народом, в котором сокрыты неисчерпаемые силы, и выразил веру в светлое будущее народа и родины.

Образ народа в поэме "Мертвые души". Поэма "Мертвые душив творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно.

На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян.

Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищам. У Манилова, например, "темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы".

У Коробочки были уже другие избы, "которые хотя были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей". Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления - мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть - "плохо скроенными, да крепко сшитыми". Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными. Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый - это сильно отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка.

Также на страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного - так называемого "центральногомира крестьян, представленного в конкретных ситуациях. Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира "живых".

С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне - собственность помещика, умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина.

Следующие напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как "мир живых", ушедших из "мира мертвых". Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира.

В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь "с бойкой и необгонимой тройкой", несущейся вперед. В продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность.

Но, с другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие колоритные представители "центральногомира, показанные в поэме, - два мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию, но их речь все-таки хромает.

Самым красочным персонажем среди крестьян, на мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил "претолстое бревно Е подобно неутомимому муравью, к себе в избу". Он выражает собой всю размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его устами "метко сказанное русское слово". Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является рассуждение о судьбе Руси.

Сравнивая ее "необъятные просторыс неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду: "Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?

И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! - Русь!"

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.
Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».
В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.
В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.
Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.
Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».
В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.
Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.
Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа” (по меткому определению Герцена).

Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, могут приобретать и продавать их, как вещи. “Дубиноголовая” Коробочка, боясь продешевить при продаже мертвых душ, сетует гостю: “…никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую…”. Крестьяне обязаны выполнять все прихоти своих господ. Перед сном Коробочка спрашивает у Чичикова: “Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал”.

“Широта натуры” Ноздрева губительно отзывается, прежде всего, на крепостных. Труд их обесценен. Все, что выращено трудом и потом крестьян и продано на ярмарке “по самой выгоднейшей цене”, помещик спустил за несколько дней. С гордостью говорит об этом Чичикову: “Поздравь: продулся в пух!”

Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, вспышек протеста, представляет автор во время размышления Чичикова над списком приобретенных им мертвых душ. Читая имена крестьян, герой, вздохнувши, произнес: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?” Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом. Не менее интересен образ сапожника Максима Телятникова, обучавшегося у немца и не сумевшего организовать собственного дела. Видно, спился, валялся пьяным на улице, приговаривая: “Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают”. Григорий Доезжай-недоедешь промышлял извозом, отрекся от дому и отдал душу богу где-нибудь на дороге.

Задание С5 ЕГЭ по литературе:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

К русскому народу у Николая Васильевича Гоголя было отношение весьма неоднозначное, и это прослеживается в поэме «Мёртвые души».

С одной стороны, «живыми» — нравственно и духовно – в произведении можно считать только крестьян. Внутренне мертвы помещики: рисует статические, практически не развивающиеся образы. Манилов предаётся бесплодным мечтаниям – а единственная книга в его кабинете уже который год открыта на одной и той же странице. Коробочка погрязла в хозяйственных заботах. «Дубинноголовая» — таким эпитетом наделяется эта ограниченная женщина. Ноздрёв обладает взбалмошным нравом, который лишь на время скрывает от читателя его нравственное убожество. Собакевич – «человек-кулак», начисто лишённый духовных потребностей. Скупость Плюшкина достигает карикатурных размеров – это уже даже не человек, а «прореха на человечестве».

Нравственно мертвы и чиновники, образы которых Гоголь рисует сатирически. Это крючкотворы и бюрократы, потерявшие человеческий облик.

Вряд ли надежды классика на лучшее будущее государства были связаны с образом центрального героя – Чичикова. Он умеет зарабатывать деньги, однако чужд какого бы то ни было нравственного начала.

«Мёртвым душам»: помещикам, чиновникам, буржуа – писатель противопоставляет русский народ. Это умные и работящие люди. Вспомним эпизод, когда Чичиков перечитывает списки купленных им умерших крестьян. Парадокс: мужиков уже нет на свете, а жизни в их характеристиках гораздо больше, чем в описаниях помещиков или чиновников.

Если об умерших крепостных Гоголь говорит с восхищением, то в изображении живых крестьян чувствуются юмористические нотки. В качестве примера можно привести сцену, когда дядя Митяй и дядя Миняй безуспешно пытаются вытащить бричку Чичикова на дорогу.

С русским народом, по мысли Гоголя, связано будущее России. Однако писатель далёк от идеализации крестьян. Это простые труженики, на которых держится государство. Но труженики подневольные, крепостные. В них заложен огромный духовный потенциал. И в то же время нельзя не замечать их невежества, необразованности, а иногда – и рабской покорности. Крепостная девочка Пелагея не умеет отличать правую сторону от левой. До крайности забиты дворовые слуги Плюшкина Прошка и Мавра.

В финале поэмы Гоголь создаёт символический образ Руси-тройки, который, на мой взгляд, раскрывает противоречивое отношение писателя к народу. Кони мчатся вдаль: Русь, «вся вдохновенная Богом», несётся в неведомое будущее. А в бричке-то Чичиков – обманщик, делец. Есть над чем задуматься… «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа»…

Лариса Александрова ©