Народные танцы мексики. Мексиканский народный танец. Изделия индейцев Уичоли

Одежд а

Традиционным мужским головным убором является сомбреро . Г уарачи - сандалии из сыромятной кожи на плоской подошве - уже несколько столетий не выходят из обихода мексиканцев. Мексиканские крестьяне любят носить различные плащи и накидки (пончо, ребосо ). Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США.

Культура Мексики

В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования.

Революция 1910-1917 стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве - особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием "карпа" (букв. "палатка", парусиновый полог"). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для "карпы". Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие - столичные театры "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес", Театр для детей и кукольный "Гиньоль".

Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.

Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы.

В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро.

В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.

В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки - "олений танец" и "лас пасколас".

Балет. В основе хореографического искусства Мексики - танцевальный фольклор, который сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции испанских танцовщиков. Современный сценический танец начал формироваться в 1930-х гг. под влиянием американского танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца "модерн" возникли своеобразные национальные формы.


Развитая культура коренных народов Мексики способствовала тому, что в танцах по всей стране можно найти отличительные региональные признаки древних индейских традиций. Африканское рабство в становлении танца в Мексике сыграло гораздо меньшую роль, чем в странах Карибского бассейна.


Одно из самых сложных танцевальных событий Мексики было связано с почтением святой покровительницы страны — Богоматери Гваделупской. Этот праздник отмечается 12 декабря. Каждый год тысячи коренных мексиканцев танцуют в ее честь перед базиликой Богоматери Гваделупской в Мехико. Особо примечательной подобными исполнителями являются танцоры народности чичимеков под названием concheros. Некоторые из них во время танца играют на инструменте, похожем на гитару, который сделан из панциря броненосца.


Тысячи религиозных танцевальных групп по всей Мексике регулярно исполняют танцевальные постановки во время католических праздников и каникул. Их сложные костюмы, на создание которых уходит масса времени, украшены стразами, перьями, ракушками, ленточками и вышивкой.


Jarabe Tapatio, национальный танец Мексики (который также называется Jarabe Nacional), возник в начале 20-го века в качестве способа самовыражения и культурной самобытности среди метисского населения Мексики. Музыкальный ансамбль, который сопровождает этот танец, называется мариачи и по сути также является одним из хорошо известных символов Мексики. (С 1930 года типичный ансамбль мариачи состоял из двух труб, трех или более скрипок, нескольких инструментов из семейства гитары, а иногда и арфы).


Это мексиканское популярное развлечение отражает романтизированное прошлое и сельский образ жизни. Корни как Jarabe Tapatio, так и мариачи, можно проследить до халиско – народности, которая живет рядом с Гвадалахарой. Образ женщины халиско в длинной цветастой юбке стал торговой маркой мексиканских танцев. Сейчас во всем мире Jarabe Tapatio стал известным под названием «Мексиканский танец со шляпой».


Мексика – это страна с богатыми традициями и культурным наследием. Этот факт очень хорошо отражен в танцевальной культуре страны. Знания о мексиканских народных танцах или, как их называют местные жители «Ballet Folklorico», бережно хранятся и передаются молодым поколениям.

История развития мексиканского танца

На мировой арене есть несколько общепризнанных мексиканский народных танцев. Однако, на территории самой страны в каждом штате популярен свой танцевальный стиль. Свою историю народные мексиканские танцы начали еще во время существования на территории страны племен ацтеков и майя. Сейчас же их главной отличительной чертой являются используемые для сопровождения музыкальные инструменты. Барабаны, флейта и маракасы – вот, пожалуй, три основных атрибута практически любого мексиканского танца.

Танец со шляпой

В штате Хасинто огромную популярность приобрел танец под названием Jarabe Tapatia. Он появился в Гвадалахаре и уже долгое время его исполнители радуют местных жителей своим искусством. В основу этого парного танца заложена идея флирта и ухаживания. Во многом Jarabe Tapatia похож на фламенко, что прослеживается как по нарядам исполнителей, так и по музыкальному ритму танца. В танце мужчина танцует в национальном головном уборе – «сомбреро», что добавляет номеру местного колорита. Благодаря использованию этого атрибута, танец часто называют «танец со шляпой».

Танец стариков

В штате Мичоакан прославлен другой танец под названием «Танец стариков». Он начинается выходом на сцену моложых мужчин, переодевшихся в образ стариков. Кроме одежды танцоры повторяют повадки и движения пожилых людей: хромают, медленно двигаются. В ключевой момент номера исполнители разоблачают себя и демонстрируют публике энергичный танец.


Как и все народные танцы, традиционные мексиканские танцы дают прекрасную возможность более тесно познакомиться с культурой региона. Мало того, что мексиканские танцы прекрасно отображают заводные ритмы музыки этой страны, танцоры очень часто носят традиционную мексиканскую одежду и украшения, которые не менялись уже на протяжении тысячелетий.


Традиционные мексиканские танцы

Мексиканская культура чувствуется во всех традиционных танцах страны. Многие мексиканские семьи очень ревностно относятся к религии, а также в течение многих поколений соблюдают национальные традиции и праздники. Танец уже давно занял особую роль во время таких празднований. Мексиканцы танцуют на днях рождения, во время религиозных событий и сельскохозяйственных праздников. Туристы, приезжающие в Мексику, с удовольствием ходят на выступления Jarabe Tapatio (мексиканский танец с шляпой), Danza del Venado (Танец Оленя) или Tlacolorerosis (сельскохозяйственный танец). Хотя у этих традиционных танцев очень разные корни и стили, благодаря им можно познакомиться с различными аспектами мексиканской культуры.


Jarabe Tapatio

Мексиканский танец с шляпой был назван национальным танцем Мексики в 1924 году, ведь в танце объединилось несколько различных культур, а также он хорошо отображает национальную идентичность. Национальный танец также стал символом Мексики во всем мире, особенно в Соединенных Штатах.


В танце участвуют мужчина и женщина, причем мужчина прилагает все усилия, чтобы соблазнить партнершу во время танца. Сначала два танцора флиртуют, но потом женщина перестает обращать внимание на ухаживания. Но тем не менее, в конце радостного танца женщина принимает знаки внимания. Раньше традиционная мексиканская культура запрещала исполнять подобный танец публично, но культура на протяжении веков изменилась, и подобный танец сейчас можно встретить на улице.


В качестве аккомпанемента исполняется народная мексиканская музыка, которая была создана в 19 веке. Сегодня мексиканцы исполняют Jarabe Tapatí на различных праздниках и других крупных мероприятиях.

Известная балерина Анна Павлова как-то исполнила балетную версию этого танца, и это принесло ей знаменитость в Мексике.


В широком смысле Харабе является музыкальной танцевальной формой, распространившейся на западе, в центре и на юго-востоке Мексики. Он может сопровождаться задорной песнейОбычно размер его отбивается каблуками и представляет собой 6/8, 3/4 или 2/4.

Происхождение

Мексиканский харабе имеет своего предшественника - цыганский харабе, родом из Андалусии. Он имел куплеты, разложенные на голоса по терциям.

По мнению исследователей Саласа (Salas) и Паулетто (Pauletto), «харабе зародился, как и песня в регионе «Бахио» (т.е. на территории современных штатов Гуанахуато, Агуаскальентес, Керетаро и возвышенной части Халиско, т.е. северной части центрального региона Мексики - прим. перев.) в конце XVIII века».

Причина, по которой это название закрепилось за танцем, до конца неизвестна. Есть гипотеза, что это слово арабского происхождения, от слова, которое обозначало счастье или праздник. Однако, другая версия гласит, что «харабе» на арабском языке означало «смесь пряных трав», подчеркивая тем самым синкретизм различных музыкальных направлений в одном произведении.

Распространен ие

Из всех вариантов «харабе» самым распространённым стал Харабе тапатио, появившийся в Халиско. (tapatí o– прилагательное, означающее географическую принадлежность к этому штату или городу Гвадалахаре, его столице). В настоящий момент он – один из самых известных на международном уровне фольклорных танцев Мексики. Его мелодию играет ансамбль музыкантов мариачи . Но, при этом, он не является единственным, даже в своем регионе. Практически в каждом штате на западе, в центре и на юго-востоке Мексики и имеются свои собственные харабе, которые, хотя и имеют некоторые различия, объединяются основные характеристиками, такими, как размер, смешение различных мелодий и отсутствие песенных куплетов в большей части этих танцев.

В частности, можно назвать конкретные танцы-харабе, существующие в штатах Найарит, Халиско,Мичоакан, Герреро, Оахака, Пуэбла и Тласкала. В XIXвеке ареал их распространения был шире, охватывая штаты региона Бахио и на территориях долины Мехико, которые сегодня стали частью столицы. Но из этих двух последних регионов харабе со временем исчез. Что касается севера Мексики, харабе не был там никогда распространен, исключение, правда составляет штат Коагуила, где существует его разновидность танца, называемая харабе патеньо (Jarabepateñ o).

Инструментовка

Инструментовка танца харабе зависит от региона, где он исполняется. Варианты из Халиско играют современные мариачи, однако, в соседнем штате Найарит до сих пор существует старинная разновидность вышеуказанного музыкального состава, чьей основной особенностью является отсутствие духовых инструментов и наличие арфы, которая давно уже не используется коллективами мариачи из Халиско и Колимы.

Варианты харабе из Мичоакана и Герреро исполняются исключительно на струнных инструментах. В Мичоакане арфа является главным инструментом, а в Герреро эту роль оспаривают между собой барабан и скрипка.

В Оахаке, наоборот, харабе исполняются ансамблями, состоящими из традиционных духовых инструментов.

Харабе тапатио

Харабе представляет собой парный танец, изображающий ухаживания мужчины за женщиной, которая сначала его отвергает, а потом принимает его знаки внимания.

Рождение харабе тапатио в своём окончательном виде, относят к революционному периоду 1871 года, он возник как символ национального единства (многие годы до этого Мексику раздирали внутренние конфликты, гражданская война и перевороты). Объединяющий символизм харабе из Халиско возник из смешения в нем танцевальных стилей Мексики, присущих разным штатам и регионам.

«Официально», на большой сцене, танец был исполнен в 1910 году, в « TeatroColiseodelaCiudaddeMé xico». Оркестровая обработка этого танца была написана Хесусом Гонсалесом Рубио (Jesú sGonzá lezRubio), вдохновлявшимся вариациями из разных регионов Халиско, и эта оркестровка сделала танец известным во всей стране.

Мужской костюм

Мужчина надевает традиционный костюм «чарро » (мексиканского зажиточного землевладельца, посвящающего свободное время искусству объезжать лошадей, и соревнованиям, похожим на северо-американское родео), с рядом серебряных пуговиц по внешней стороне брюк, короткую куртку, похожую на куртку тореро с рядом пуговиц спереди, широкополую шляпу-сомбреро, белую рубашку с бабочкой контрастных цветов (например, красного, синего, черного), черные ботинки, кожаный ремень или поясс завязками с двух сторон, по бокам. Однако, нередко используетсяв качестве мужского костюма для танца харабе из Халиско костюм “капрала”, (не всегда это слово обозначает военный чин, в Мексике оно может относиться к человеку в поместье, отвечающему за рабочий скот, - прим. переводчика), имеющий свои отличия от костюма «чарро»: так как по бокам брюк имеет отделку в виде лампасов, а не пуговиц, и, таким же образом украшается его куртка. На лампасах представлены фигуры в форме завитушек –грек и другие типичные для сельской культуры Мексики. Вообще, мужской костюм для харабе, в идеале, должен быть уникальным предметом одежды.

Женский костюм

Оригинальным костюмом для этого танца был когда-то наряд сельской модницы, называемой «ранчера» (владелица или жительница ранчо) из региона Халиско XIX, второй половины века. На юбку нашивался один волан и мелкие украшения в виде цветов. Такой наряд эволюционировал, дополнялся цветочными узорами и воланами, являясь по сути смешением традиций европейских и мексиканских. Белые платья, или наряды гала (на которые только снизу нашиваются цветные ленты или воланы) чаще используются в городах.Платья, расшитые цветными ленточками, придают больший динамизм движениям танцовщиц, превращая из в разноцветные вихри. Ну, и разновидностью женского костюма в национальном варианте танца, который исполняется на международных танцевальных площадках, и представляет Мексику - это костюм китаянки из Пуэблы («чина поблана»), без сомнения самый зрелищный.

Стоит отметить интересную историческую деталь – харабе тапатио в начале XXвека был очень популярен, так что русская классическая балерина Анна Павлова в ходе своей поездки в Мексику в 1919 году, влюбилась в сам танец и его пышные костюмы, ставшие одним из проявлений мексиканской национальной культуры. Она включила этот танец в свой постоянный репертуар и исполняла его на пуантах и в костюме «чины».

Мотивы или мелодии харабе тапатио

Харабе, в том виде, в котором он известен сейчас, складывался из разных мелодий, самой старинной из них стал Цыганский харабе, андалузского происхождения, который пели и танцевали первые испанцы, прибывшие в Америку. Однако, он бы не единственным - большое количество других мелодий обогатили харабе и стали настолько популярны, что их исполняли на праздниках, танцевальных вечерах, сопровождая текстами пикантного, лирического или сатирического содержания, и многих их них были запрещены судами Инквизиции в Новой Испании.

По материалам wikipedia