Народы Беларуси: культура и традиции. Традиции белорусской культуры Элементы духовной культуры белоруссии

Беларусь - страна с прекрасной природой, славной историей и культурой. Она известна во всем мире как земля церквей, древних замков, храмов, костелов и старинных усадеб. Беларусь находится в самом центре Европы, на перекрестке пути от Черного моря к Балтийскому. Она связывает Восток и Запад. В этой стране можно увидеть настоящую дикую природу. Это древние леса, удивительные ландшафты, редкие виды растений и животных. Национальные парки и заповедники являются богатством Беларуси: Березинский заповедник, Беловежская пуща. Удивительно нежные, словно акварели художника, пейзажи, звонкие сосновые леса, наполненные птичьим пением, кристально чистые реки и озера, Беларусь открывает своим гостям последнее из чудес света - чудо нетронутой природы.


Взяв в руки карту Беларуси вы сможете убедиться в том, что 1/3 территории страны занимают леса, она пронизана густой сетью рек и озер. Раем для рыбаков и птиц стали белорусские болота. Многочисленные представители Белорусской флоры и фауны занесены в Красную Книгу, а непосредственно болота за огромное количество вырабатываемого ими кислорода, журналисты всего мира назвали «легкими Европы».

Беларусь наполнена духом многовековой культуры, которая оставила этой земле прекрасные памятники архитектуры. В Беларуси сохраняется самобытная оригинальная культура, истоки которой находятся в далекой языческой эпохе, в тех временах, когда Беларусь еще не приняла христианство. Когда на эти земли, заселенные балтийскими и финно-угорскими народами, пришли славяне, они бережно сохраняли то, что было создано этими племенами. Славяне уважительно отнеслись к духовному наследию местного населения и привнесли в него свою культуру. Восточнославянские племена, заселившие эту территорию, были язычниками. Этот тип религиозного сознания существовал достаточно долго и оставил глубокий след в культуре белорусского народа. В настоящее время ученые уверены в том, что у славян-язычников была своя письменность.



Территорию Беларуси стали заселять в среднем палеолите (100-35 тысяч лет назад). К эпохе мезолита (9-6 тысяч лет назад) эта земля была полностью заселена людьми. Культура восточных славян и аборигенов здешних мест - балтов и финно-угорских народов смешивалась. Археологические раскопки на территории Беларуси подтвердили эту догадку. В 988 году славяне, населявшие Беларусию, были крещены вместе со всей Киевской Русью по византийскому обряду. Принятие христианства привело к распространению грамотности. Позже, культура Беларуси испытала на себе множество иностранных влияний, но сохранила свою самобытность до наших дней. На территории Беларуси жили и творили прекрасные архитекторы и художники, здесь создавались литературные и музыкальные произведения. Одним из самых ярких художников, родившихся в Беларуси, был Марк Шагал. Сегодня его картины хранятся в самых крупных и известных музеях мира.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Каждый год в январе проходят Международный фестиваль классической музыки "Январские музыкальные вечера" (Брест) и Национальная Конвенция белорусских композиторов (Минск) и. В конце апреля в Минске проводится Международный фестиваль языковедения "Эксполингва". В июне всеобщее внимание привлекают Национальный фестиваль "Беларусь – моя песня", и фестиваль поэзии на озере Свитязь. В июле происходит множество культурных событий. 3 июля отмечается День Независимости, 4 июля празднуется день города Минска, который сопровождается фольклорным праздником "Беларускiя падворкi". В середине июля отмечается древний праздник Ивана Купалы. В этом же месяце проводится Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» и белорусский рок-фестиваль «Басовище».



Начало сентября - время проведения фестиваля средневековой культуры «Меч Луцкого замка», который проводится в замке в Луцке. В октябре проводится Международный театральный фестиваль в Минске, в ноябре – праздник «Белорусская Музыкальная осень». Это фестиваль классической и народной музыки и танца. В конце декабря традиционно открывается Зимний Фестиваль искусств «Рождественские забавы», а 21 декабря празднуются знаменитые Коляды.

На культуру Беларуси сильное влияние оказала Великая Отечественная война. Брест - легендарный город, которому принесли славу защитники Брестской крепости. В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Много культурных мероприятий проводится в местах, священных для каждого белоруса, например, в Хатыни. Эта маленькая деревня была сожжена вместе со всеми ее жителями. 149 человек погибли в огне. Теперь на территории деревни мемориал. Здесь же находится «Кладбище деревень», созданное в память о 185 белорусских деревнях, которые уничтожили нацисты и «Стена памяти» с мемориальной плитой и Вечным огнем. Это напоминание о нацистских концентрационных лагерях на территории Беларуси.

Народное образование. Крупным достижением республики явилось введение в 70-е годы всеобщего среднего образования. Работающая молодежь имела возможность получить среднее образование в вечерних и сменных школах. Учащихся школ готовили в процессе учебы к производительному труду. Увеличивается количество профтехучилищ со 103 в 1961 г. до 233 в 1985 г. Совершенствовалась материально-техническая база и система преподавания в 33 вузах, в которых в 1985 г. обучалось 182 тыс. студентов.

Литература и искусство в 60 – 80-е гг. В период хрущевской «оттепели» в художественных произведениях получает раскрытие проблема ответственности человека за свои поступки, ответственности за отход от нравственных норм общественной жизни , в противоположность предыдущему периоду, когда доминировал сталинский принцип «цель оправдывает средства». Эти тенденции получили воплощение в произведениях И. Шамякина, Я. Скрыгана, Я. Брыля. В 60-е г. в качестве ведущего жанра утвердился роман. Был сделан значительный шаг в преодолении упрощенного, схематического отражения событий войны и людских судеб в ней . Это особенно характерно для произведений В. Быкова, А. Адамовича, И. Чигринова. Появились остроконфликтные, глубокие по содержанию и социальной значимости произведения К. Крапивы, А. Макаенка, А. Петрашкевича в жанре драматургии. Начали печататься произведения репрессированных П. Головоча, Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота. Эти и многие другие факты свидетельствовали, что в развитии литературы имелись положительные результаты, однако воспитательное воздействие ее на человека шло в унисон идеологическим принципам административно-командной системы, которые ее оправдывали и значительно приукрашивали.

В 90-е гг. в литературе наметился отход от идеологизированного отражения действительности, возрос интерес к истории белорусского народа, модернизму и постмодернизму . Политика демократизации общественной жизни способствовала появлению произведений, посвященных проблеме политических репрессий. Были опубликованы повести-воспоминания С. Граховского, Ф. Олехновича. Эту тему поднимал в своих произведениях В. Быков. Традиции исторического романа продолжают В. Ипатова, Л. Дайнеко, В. Орлов.

С 60-х годов в республике начало развиваться монументальное искусство, получившее воплощение в росписи дворцов культуры, кинотеатров, музеев, гостиниц. Достижением белорусской скульптуры этих лет явились работы З. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, С. Селиханова и др. Возводятся величественные и масштабные мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии», «Брестская крепость – герой».

В 90-е гг. характерным признаком времени стали памятники в честь воинов-интернационалистов. Обращение к исторической тематике наблюдается в белорусской скульптуре. Были установлены памятники К. Туровскому в Турове, Ф. Скорине в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Е Полоцкой в Минске и Речице.

К современным архитектурным сооружениям можно отнести Дворец Республики, здание Национальной библиотеки в Минске, ледовые двоцы в Минске, областных центрах и других крупных городах. Большие реставрационные работы в конце 80-х – 90-е гг. проводились в Мирском замке. Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводились реставрационные работы на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Старого замка в Гродно, исторической застройки древне белорусских городов.

В многочисленных работах художников отображается размах новостроек, благородство нелегкого крестьянского труда. Такими являются картины И. Стасевича «Шахтеры Солигорска», М. Савицкого «Хлеб», Г. Ващенки «Август».

Новым в музыкальном искусстве в 60 – 80-е гг. становится обращение композиторов к литературным произведениям Я. Купалы, Я. Колоса, В. Быкова, В. Короткевича. Появились балеты «Курган», «Альпийская баллада» Е Глебова, опера «Зорька Венера». В жанре оперетты активно работали Ю. Семеняко, Г. Мдивани. Больших успехов в песенном жанре достигли В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок, В. Мулявин и др.

Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно совместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъему уровня мастерства молодых исполнителей содействует фестиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным.

Театр. К середине 80-х гг. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. На их сценах с успехом проходили пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог», «Вечер». Современная белорусская драматургия 90-х гг. отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. На высоком уровне работают Национальный академический театр им. Я. Купалы, Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Белорусский республиканский театр юного зрителя, областные драматические и кукольные театры.

Значительных успехов достигли кинематографисты. Киностудия «Беларусьфильм» ежегодно выпускала около 70 фильмов (художественных, научно-популярных, документальных). В сокровищницу белорусского киноискусства вошли фильмы «Девочка ищет отца», «Альпийская баллада», «Часы остановились в полночь», «Москва Генуя», «Дикая охота короля Стаха», «Белые Росы» и др.

Развитие образования и науки в 90-е гг. С целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития национального образования в 1991 г. принимается «Закон аб адукацыi». В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы , связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения. В связи с недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. В ВУЗах были введены новые специальности по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям. Возникает 20 негосударственных высших учебных заведений . Обучение в них осуществлялось за счет личных средств учащихся. В целом по количеству студентов из расчета на 10 тыс. населения Беларусь вышла на среднеевропейский уровень. Таким образом, происходит процесс демократизации образования, создаются благоприятные условия для гармоничного развития личности.

В 1993 г. был принят Закон «Об основах государственной научно-технической политики», согласно которому ответственность за развитие фундаментальных научных исследований возложена на Академию наук Беларуси. Белорусские ученые проводят исследования практически во всех областях знания.

Национальная культура белорусов уходит своими корнями в глубокую древность. В ней заключены колоссальные духовные богатства, отражающие нравственное, эстетическое, интеллектуальное бытие белорусского народа.

За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое и самобытное культурное наследие. Беларусь владеет значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, искусства, музейными коллекциями. Сохранившиеся до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Наиболее значимые материальные ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Архитектура

Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X-XII веках сформировались основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).

В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разное время на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут рассказать о белорусской истории.

Для архитектуры Беларуси характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления - романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей).

Сегодня памятники древней архитектуры сохраняются и экспонируются в археологическом музее «Берестье» (Брест), народного зодчества – в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта (под Минском).

В годы Великой Отечественной войны значительная часть архитектурных сооружений была разрушена, только в Минске уничтожено около 80 процентов зданий. С 1944 года были проведены большие работы по восстановлению городов и сел. Выросли новые города - Новополоцк, Светлогорск, Солигорск.

В послевоенный период созданы мемориальные комплексы Брестская крепость-герой, Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси близ Минска, «Хатынь» и другие.

Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является здание Национальной библиотеки Беларуси - «алмаз», аналогов которому в мире нет.

Изобразительное искусство


В художественных музеях Беларуси можно увидеть произведения искусства различных эпох. Самая большая коллекция живописи и скульптуры находится в Национальном художественном музее Беларуси.

На протяжении веков в Беларуси развивались монументальная живопись (фрески Софийского собора, Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей в Полоцке, Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно), книжная миниатюра. Шедевром древнебелорусского эмальерного искусства стал крест, сделанный в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. В XV веке зародилась светская живопись, около XVI - белорусская иконописная школа. С распространением книгопечатания стала развиваться книжная ксилография.

Из ткаческих мануфактур XVII-XVIII веков большую известность приобрели Кореличская, где изготавливали отличавшиеся высоким художественным уровнем шпалеры, и Слуцкая, прославившаяся своими ткаными из шелковых, золотых и серебряных нитей поясами.

В конце XVIII-XIX веках белорусская живопись развивалась в русле романтизма и классицизма, позднее - реализма. К этому периоду относятся работы Я.Дамеля, Я.Суходольского, А.Ромера, И.Хруцкого, К.Бахматовича, В.Ваньковича, С.Зарянко, И.Олешкевича, Н.Орды, А.Бартельса и других.

Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как М.Шагал, К.Малевич, Ю.Пэн. Художники М.Филиппович, Р.Семашкевич, В.Бялыницкий-Бируля, В.Цвирко, Г.Ващенко, В.Громыко, М.Данциг, П.Маслеников, М.Савицкий, скульптуры А.Бразер, А.Грубе, М.Керзин, 3.Азгур, П.Белоусов, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов и многие другие внесли большой вклад в развитие белорусского искусства.

В декоративно-прикладном искусстве ведущие позиции занял гобелен. «Гобелен века» работы А.Кищенко официально признан самым большим гобеленом в мире и занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр. В ХХI веке художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры.

Кино


17 декабря 1924 года было создано Белгоскино. С этого дня ведет отсчет своей истории национальный кинематограф. Первым белорусским художественным фильмом была историко-революционная картина «Лесная быль». Поставил ее по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1926 году режиссер Юрий Тарич. Его считают основателем белорусской кинематографии. Ученики Тарича – Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев – стали знаменитыми кинематографистами.

В 1930 году началось производство звуковых фильмов. В 1939 году студия получила собственную производственную базу в Минске.

В довоенное время с большим успехом прошли снятые на белорусской киностудии кинокомедии «Поручик Киже», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Моя любовь», экранизация рассказов А.Чехова «Медведь», «Человек в футляре».

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - «Дети партизана», в 1970 - первый широкоформатный «Крушение империи». Своего расцвета национальный кинематограф достиг в 1950-70-е годы. Именно в это время были созданы фильмы, вошедшие в золотой фонд белорусского кино: «Константин Заслонов», «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Москва – Генуя», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Город мастеров» и другие. Тогда были сняты фильмы для детей и юношества, ставшие классикой: «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Широкое признание у зрительской аудитории получили белорусские телесериалы «Руины стреляют…», «Долгие версты войны», «Государственная граница», «Отцы и дети».

Плодотворно развивалось и документальное кино, которое создавалось в творческом объединении «Летопись».

Современные мастера с успехом продолжают творческую эстафету предыдущих поколений. Только за последние годы призами и наградами различных фестивалей отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость», «В тумане». В русле общемировой практики на «Беларусьфильме» все чаще осуществляются творческие проекты по совместному созданию фильмов с кинематографистами России, Германии, Израиля.

Литература


Основных своих успехов белорусская литература достигла в XX веке, но без подвижнической деятельности писателей предшествующих столетий эти свершения были бы более скромными.

Истоки белорусской литературы лежат в устно-поэтическом творчестве и фольклоре. Литература зародилась с приходом письменности в Х веке. Крупнейшим центром распространения письменности был Полоцк, где в XII-XIII веках появилось местное летописание. В Турове жил и творил мастер ораторской прозы Кирилл Туровский. В XIV–XV веках белорусский язык получил статус государственного в Великом княжестве Литовском, на нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. XVI век ознаменован деятельностью белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Первую ренессансную поэму на латинском языке о родной земле «Песня о зубре» написал М.Гусовский. Публицист и переводчик С.Будный издал в Несвиже «Катехизис» - первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси. Защитник родного слова В.Тяпинский первый перевел на белорусский язык Евангелие. Свой вклад в развитие белорусской книжной поэзии в XVII веке внес Симеон Полоцкий.

Становление новой белорусской литературы пришлось на вторую половину XVIII-XIX века. В XIX веке белорусскую землю прославляли поэт А.Мицкевич, драматург В.Дунин-Марцинкевич. Эпоха реализма связана с расцветом творчества Ф.Богушевича, А.Гуриновича и Я.Лучины.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные газеты на белорусском языке "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Я.Купала, Я.Колас, Э.Пашкевич, М.Богданович, З.Бядуля, М.Горецкий, Ядвигин Ш. и другие.

Белорусская литература ХХ века представлена выдающимися именами народных поэтов Я.Купалы, Я.Коласа, Р.Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, А.Кулешова, П.Панченко, М.Танка, народных писателей В.Быкова, Я.Брыля, К.Крапивы, М.Лынькова, А.Макаенка, И.Мележа, И.Науменко,И.Чигринова, И.Шамякина. Их произведения, а также многих других поэтов, писателей, драматургов за относительно короткий период поставили белорусскую литературу в один ряд с передовыми литературами мира.

В 2015 году была учреждена Национальная литературная премия . Учредители литературного конкурса - министерства информации, культуры и образования Республики Беларусь, Союз писателей Беларуси.

Оргкомитет конкурса состоит из представителей трех министерств: информации, образования, культуры, - а также Союза писателей Беларуси, Издательского дома «Звязда» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Произведения отбираются экспертной комиссией и жюри конкурса. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится во время празднования Дня белорусской письменности.

Музыка

Музыкальное искусство Беларуси берет свое начало в народной музыке восточных славян. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла инструментальная музыка. Среди любимых народных инструментов - дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, цимбалы.

В Беларуси большое развитие получила церковная богослужебная музыка. Музыкальными памятниками XV-XVII веков являются сборники вокально-инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты".

В XVIII веке центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов - Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл.

В современной Беларуси большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы.

Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии покоряют зрителей самобытным талантом и высочайшим исполнительским мастерством.

Белорусское музыкальное искусство прославили выдающиеся композиторы С.Монюшко, Г.Вагнер, В.Мулявин, И.Лученок, Э.Ханок, Д.Смольский, О.Елисеенков и другие.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры проводит Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки под руководством Михаила Финберга. Организация фестивалей камерной музыки в малых городах Беларуси является одним из важнейших направлений деятельности оркестра.

Визитной карточкой Беларуси можно по праву считать вокальную группу «Чистый голос», вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры».

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей, среди них "Белорусская музыкальная осень", "Минская весна", "Славянский базар в Витебске", "Музы Несвижа".

Белорусские исполнители регулярно участвуют в престижных международных конкурсах.

Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр


Белорусское сценическое искусство зародилось из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр - батлейка, который давал представления на ярмарках и площадях в городах и местечках. В XVI – XVIII веках начали распространяться школьные театры, в XVIII веке - придворные и городские театры. Некоторые из них со временем преобразовались в профессиональные труппы.

Основоположником национального театра называют белорусского драматурга XVIII века В.Дунина-Марцинкевича.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фундамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

В 1920 году Ф.Жданович организовал Белорусский государственный театр (БГТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я.Купалы). В 1926 году начал работу в Витебске БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Я.Коласа).

Для жителей и гостей республики работает 29 профессиональных театров, из которых 20 - драматических и музыкальных, 8 - детских и юного зрителя, 1 - оперы и балета. В их репертуаре произведения белорусских авторов, постановки русской, советской и зарубежной классики. Четыре театра в Беларуси имеют статус «национальный»: это драматические театры Я.Купалы, М.Горького (Минск), Я.Коласа (Витебск) и театр оперы и балета.

Среди мастеров сцены, плодотворно работавших и работающих в белорусских театрах, - Г.Макарова, С.Станюта, 3.Стомма, Г.Овсянников, Л.Давидович, 3.Белохвостик, А.Климова, Р.Янковский, Г.Гарбук, М.Захаревич, В.Тарасов, А.Милованов, В.Манаев, А.Помазан, режиссеры В.Раевский, Б.Луценко, Н.Пинигин, В.Мазынский, В.Маслюк, сценографы Б.Герлован, Д.Мохов, 3.Марголин и многие другие.

В Беларуси регулярно проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства, среди них «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, «Панорама» в Минске, «М.@рт.контакт» в Могилеве. В 2011 году была впервые установлена Национальная театральная премия Беларуси.

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература

«МИНЕСТЕРСТВО СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ. БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »

Выполнила: студентка 1 курса 112 группы

Факультета СИиЕ

Ефимова Анастасия

Минск 2012

Традиции белорусской культуры

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

Культура

Вся Беларусь

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что, когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Теперь уже не существует сомнений в том, что в эпоху язычества у нас имелась письменность, появление которой ранее ошибочно связывалось только с принятием христианства.

Письменность распространялась вначале среди зажиточных, привилегированных слоев населения. Очень рано наряду с догматической литературой появилась и светская. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского.

Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первенство принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Тогдашняя Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная в Сморгонском районе в деревне Давбучишки мечеть (первое упоминание в литовской метрике в 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе.

В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки первоклассных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский.

После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. закону о языках в Белорусской ССР. Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем, и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Белорусское искусство и литература

Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.

Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.

Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.

Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.

Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.

Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.

Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.

Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы. .

В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.